Interested Article - Музы

Саркофаг муз (II в. н. э. Лувр , Париж). Слева направо: Каллиопа (со свитком), Талия (с маской в руке), Эрато , Эвтерпа (с духовым музыкальным инструментом), Полигимния , Клио , Терпсихора кифарой ), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове)

Му́зы ( др.-греч. μοῦσα , мн.ч. μοῦσαι — «мыслящие») — богини в древнегреческой мифологии , дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины , либо дочери богини Гармонии , покровительницы искусств и наук. Обитали на Парнасе . Кроме того, обителью муз считалась гора Геликон в Беотии , где били священные ключи, источники вдохновения — Аганиппа и Гиппокрена . От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική , подразумевается τέχνη или ἐπιστήμη ), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошёл « музей »).

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в « Илиаде » и « Одиссее » (XXIV: 60).

Девять покровительниц-муз

Изображение Имя Чему покровительствует
рус. др.-греч. лат.
Каллиопа Каллиопа Καλλιόπη Calliopē эпическая поэзия
Эвтерпа Эвтерпа Εὐτέρπη Euterpē лирическая поэзия и музыка
Мельпомена Мельпомена Μελπομένη Melpomenē трагедия
Талия Талия Θάλεια, Θαλία Thalīa комедия
Эрато Эрато Ἐρατώ Eratō
Полигимния Полигимния Πολυύμνια, Πολύμνια Polyhymnia, Polymnia пантомима и гимны
Терпсихора Терпсихора Τερψιχόρη Terpsichore танцы
Клио Клио Κλειώ Clīō история
Урания Урания Οὐρανία Ūrania астрономия

Эпитеты муз

  • Аониды . Топоним, указывающий на беотийское происхождение муз (трёх: Аэды — музы вокальной музыки, Мелеты — музы образования и обучения и Мнемы — музы воспоминаний; или четырёх: Аэды , Мелеты , Телксинои и Архе ).
  • Пиэриды , Пиериды . По одной версии, топоним, от местечка Пиерия вблизи Олимпа, где музам впервые начали поклоняться фракийцы. По другой версии, эпитет происходит от имени легендарного царя Пиера , фракийца, поселившегося в Беотии и установившего культ муз в Феспиях (город не сохранился).
  • Эагри́ды ( греч. Οιαγρίδες ). Эпитет, указывающий на их связь с фракийским царём Эагром . Последний, по одной из версий, был супругом Каллиопы и отцом Орфея и Лина . У латинских поэтов прилагательное «эагрийский» (Oeāgrius) — это и орфический и фракийский. Они странствовали вместе с Дионисом .
  • . См. Вергилий. Буколики VI 64 (река Пермес)
  • . По жертвеннику на берегу Илиса .
  • .
  • — музы, по имени их матери Мнемосины .

Старшие музы

Иногда говорят, что муз было три (таково мнение Эфора ). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи . Согласно Мимнерму, дочери Урана и Геи . Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре .

Согласно Марку Туллию Цицерону , отцом старших муз (первое поколение муз) являлся Юпитер второй — сын Неба и отец Минервы . Второе поколение из девяти муз произошло, по Цицерону, от Юпитера третьего и Мнемозины , а третье ( пиериды или пиерии) — тоже девять муз с теми же именами — родились от Пиерона и Антиопы .

Согласно же Варрону и Авсонию , жители Киферона наняли трёх мастеров и поручили каждому сделать медные статуи трёх муз, чтобы потом выбрать из них лучшие три и поместить в храм Аполлона . Однако все статуи оказались настолько прекрасны, что жители не смогли выбрать лучшие. В итоге были куплены и освящены в храме все девять, а поэт Гесиод позже дал им новые имена.

Музы Алоадов

Согласно Павсанию , старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады . У Аполлодора нет старших муз.

  • Аэда («Песнь»). Одна из старших муз ;
  • Мелета («Опытность»). Старшая муза ;
  • Мнема («Память»). Старшая муза , упомянута у Орфея .

Дельфийская версия

По изложению у Плутарха представлений жителей Дельф , три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:

  • («Верхняя», то есть верхняя струна, чей звук был самый низкий), покровительствует сфере неподвижных звёзд (звёздного неба).
  • («Средняя»), покровительствует сфере планет.
  • («Крайняя», самый высокий звук), покровительствует подлунному миру.

Дочери Аполлона

По Евмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо , Аполлонида и Борисфенида .

Списки муз по другим вариантам

Согласно Кратету , муз было восемь , по Миртилу из Мефимны — семь либо девять (см. Мифы островов Эгейского моря , про Мегакло).

« Минерва и музы»
(художник Ганс Роттенхаммер )

Согласно Цецу

Цец называет девять муз: Терпсихора и Эвтерпа совпадают с Гесиодом, а ещё семь носили имена Гелика , Дия , Евника , Каллихора , Фелксиноя , Энкелада , Энопа . Именем Фелксинои назван XLII спутник Юпитера .

Согласно Эпихарму

Согласно Эпихарму, их было семь, и звали их Нейло (Нило), Тритона , Асопо , Гептапора , Ахелоида , Типопло и Родия . Это дочери Пиера .

Девять Пиерид

Девять дочерей Пиера состязались с музами, проиграли и были превращены в птиц. Этот миф объяснял происхождение синонима слова «Музы» — Пиериды.

От этого слова происходит название рода красивоцветущих кустарников Пиерис ( Pieris ) из семейства Вересковые .

Парнас — обиталище муз.
( Станца Рафаэля )

Другие имена муз

  • Гимно По надписям на вазах .
  • По надписям на вазах .
  • Так сикионцы называют одну из трех муз .
  • По надписям на вазах .
  • (или Хороника). По надписям на вазах .

Музы в литературе

Им посвящены XXV гимн Гомера и LXXVI орфический гимн. Им посвящена пьеса Софокла «Музы» (не дошло ни одной строки). «Гимн Музе» написал Месомед Критский (сохранились его ноты). В России XVIII в. популярностью пользовалось стихотворение о музах В. К. Тредиаковского «Парнас. Феб. Музы», латинский оригинал которого ошибочно приписывался Авсонию :

Клиа точны бытия
В память предает, поя.
Мелпомена восклицает
И в трагедии рыдает.
Талиа, да будет прав,
Осмехает в людях нрав.
Пажить, равно жатву серпа
Во свирель гласит Эвтерпа.
Гуслей Терпсихора звук
Соглашает разный вдруг.
Эрата смычком, ногами
Скачет, также и стихами.
Урания звезд предел
Знает свойство и раздел.
Каллиопа всех трубою
Чтит героев всезлатою.
Упражняясь наконец
В преклонении сердец,
Полигимниа нарядно
И вещает все изрядно.
Движет превыспренний ум
Муз сих, купно оных шум:
Посредине Феб сам внемлет,
А собою все объемлет.

В астрономии

В честь муз назван астероид (600) Муза , открытый в 1906 году.

См. также

Примечания

  1. Мифы народов мира . М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.177-179, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . М., 2001. В 3 т. Т.2. С.417-418
  2. Евмел, фр.16 Кинкель = Климент. Строматы VI 11, 1; Климент. Протрептик 31, 1, из Алкмана; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1 далее; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  3. Еврипид. Медея 832
  4. Овидий. Метаморфозы V 333
  5. Пиндар. Олимпийские песни X 96; Пиф. I 14; X 65; Еврипид. Медея 831
  6. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 4, 3
  7. Комментарий Н. Старостиной в кн. Вергилий. Собрание сочинений. СПб, 1994. С.423
  8. Павсаний. Описание Эллады I 19, 5
  9. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.92
  10. от 23 февраля 2020 на Wayback Machine .
  11. от 27 марта 2022 на Wayback Machine .
  12. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека , IV, 7 (2);
  13. Арнобий. Против язычников III 37
  14. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  15. Павсаний. Описание Эллады IX 29, 4
  16. Схолии к Парфению Алкмана // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.80
  17. Марк Туллий Цицерон . О природе богов, III, 54;
  18. Пересказ неизвестного произведения Варрона Августином ( от 4 февраля 2020 на Wayback Machine .).
  19. от 20 января 2020 на Wayback Machine . 30-32.
  20. Павсаний . Описание Эллады, IX, 29 (2).
  21. Орфика, фр.203 Керн
  22. Плутарх. Застольные беседы IX 14, 4, см. также примечания И. И. Ковалёвой в книге: Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. С. 473
  23. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.194
  24. Мусей, фр.2 Керн = Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 1
  25. Цец. Комментарий к Гесиоду. Труды и дни 23 // Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  26. . Дата обращения: 15 мая 2008. 5 июля 2017 года.
  27. Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  28. Плутарх. Застольные беседы IX 14, 7

Ссылки

Источник —

Same as Музы