Руны
- 1 year ago
- 0
- 0
Ру́ны (ед. число — ру́на ) — письменность древних германцев , употреблявшаяся с I — II по XII век на территории современных Дании , Швеции и Норвегии , по X — XIII век — в Исландии и Гренландии , а в шведской провинции Даларна — вплоть до XIX века . Руны ( символы ) высекались или вырезались на камне, металле, дереве, кости ; они имеют специфическую угловатую форму, приспособленную для высекания и вырезания .
После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытеснены латиницей . Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем run («тайна»). Всего известно около 5000 рунических надписей, бо́льшая часть из которых была найдена в Швеции. Кроме того, в средневековой Европе существовали рунические календари .
Алфавиты древних тюрков , венгров , булгар сходной угловатой формы также называют рунами. Их родственные связи с германскими рунами не установлены. Существование славянских руноподобных символов, идея которых распространена в популярной культуре, не доказано.
Древнескандинавское и англосаксонское run , древнеисландское runar и древненемецкое runa связаны с германским корнем ru и готским 𐍂𐌿𐌽𐌰 ( rūna ), означающим «тайна», а также древненемецким runen ( совр. raunen ), означающим «таинственно шептать». Такое название, видимо, обусловлено тем, что древние германцы приписывали рунам некие мистические свойства .
Главной отличительной особенностью рунического алфавита является порядок букв в алфавите; условно его называют « футарк » (« fuþark ») — по первым шести буквам . Такой алфавитный порядок не встречался больше ни в одной письменности .
Алфавит делился на три рода ( исл. Ættir «эттир», норв. Ætt «атт»); в каждом имеется по 8 рун. В первый эттир входили руны f , u , þ , a , r , k , g , w . Во второй — h , n , i , j , é ( ih-wh ), p , R ( z ), s . В третий эттир входили руны t , b , e , m , l , ŋ , d , o .
Каждая руна имела своё название. Первоначальные названия рун не сохранились, но существуют реконструкции, например:
Руна | Название | Перевод | Транскрипция |
---|---|---|---|
1 эттир | |||
Fehu | «скот, имущество» | f , v | |
Uruz | «зубр» | u | |
Þurisaz | «шип» | θ | |
Ansuz | «бог» | a | |
Raidu | «путь» | r | |
Kauna | «факел» | k | |
Gebu | «дар» | g , γ | |
Wunju | «радость» | w | |
2 эттир | |||
Hagalaz | «град» | h | |
Naudiz | «нужда» | n | |
Isaz | «лёд» | i | |
Jara | «год, урожай» | j | |
Iwaz | «тис» | é ( ih-wh ) | |
Perþu | «кладезь памяти» | p | |
Algiz | «лось» | -R ( -z ) | |
или | Sowilu | «солнце» | s |
3 эттир | |||
Tiwaz | « Тюр » | t | |
Berkana | «берёза» | b | |
Ehwaz | «лошадь» | e | |
Mannaz | «человек» | m | |
Laguz | «озеро» | l | |
Iŋwaz | « Ингви » | ŋ | |
Dagaz | «день» | d , ð | |
Oþila | «наследие» | o |
Направление письма — слева направо, но в ранних надписях встречается бустрофедон . Так, на копье из Ковеля надпись читается справа налево, причём сами руны тоже повёрнуты в обратную сторону, как северноэтрусские и греческие буквы в ранних памятниках древнегреческой письменности. Слова разделялись с помощью точки, двоеточия или креста .
На рунических камнях встречаются различные символы: формы свастик , четырёхсегментные символы, трикветры , трискелионы , пентаграммы , спирали . Гораздо разнообразнее были символы на брактеатах : на них встречались также орнаменты из трёх и более точек , треугольники , кружки , T-образные, S-образные, I-образные символы, зигзаги .
Всего найдено около 5000 рунических надписей , из них 3000 — в Швеции .
Наиболее древние памятники рунического письма обнаружены в Дании ; всего там найдено около 500 рунических надписей.
Около 600 рунических надписей найдено в Норвегии ; около 140 — на Британских островах ; около 60 — в Гренландии ; около 70 — в Исландии .
Несколько надписей найдено в России , Латвии , на Украине , в Германии и Австрии .
Также рунические надписи обнаружены во Франции , Греции , Румынии , Турции и Нидерландах .
Крупное собрание рунических камней находится в коллекции университета Уппсалы . В современном Стокгольме , в районе Гамластан на углу улиц Кэкбринкен и Пристготан, в цоколь жилого дома вмонтирован древний камень с хорошо сохранившейся вязью рунических надписей.
Одной из наиболее ранних рунических надписей считается надпись на костяном , сохранившемся в болоте на датском острове Фюн . Надпись переводится как harja («имя» или «эпитет») и датируется второй половиной II века. До недавнего времени полагалось, что руническое письмо появилось в III веке, однако последние находки указывают на то, что руны использовались уже в I веке н. э.
Большое количество рунических надписей высечено на камнях; также известны брактеаты , представляющие собой круглые золотые пластинки, изначально имитировавшие римские медальоны .
Известны несколько рунических рукописей: « Codex Runicus », « Fasti Danici », « Cotton Domitian », « Codex Salisburgensis , 140» . Очень интересны рунические надписи в Софийском соборе в Константинополе , а также мраморный лев из афинского порта Пирей , плечо которого покрыто руническими надписями. В 1687 году скульптура была привезена в Венецию в качестве трофея . В Кенсингтоне в штате Миннесота (США) в 1898 году был найден рунический камень , однако вопрос о его подлинности остаётся открытым.
Рунические надписи вырезались или высекались на металле, дереве, камне — у древних германцев искусство резьбы по дереву находилось на высоком уровне. Рунические надписи были самого разнообразного содержания: встречались различные магические надписи и обращения к богам, но по большей части рунами писались мемориальные надписи . Ярким примером тому может послужить рунический камень из Рёка , восхваляющий короля Тьордика , жившего в VI веке , однако первые строки надписи на нём гласят: «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына», что может говорить о поминальном значении камня .
Некрологом служит и другой рунический камень из Норвегии. Он гласит: «Энгль воздвиг этот камень в память о своём сыне Торальде, который умер в Витахольме, между Устахольмом и Гардаром».
Другие рунические памятники восхваляли доблесть викингов , вернувшихся из путешествий. Рунические камни , такие как ( Швеция ), говорят об исключительных правах женщин у германцев — праве женщины на владение собственностью. Рунами высекались имена владельцев оружия, художников. Но известны и рунические надписи бытового характера . Большое количество рунических надписей представляют брактеаты ; также известны рунические календари.
По проблеме происхождения рун имеется большое количество гипотез. Форма рун, удлинённая и колючая, натолкнула Исаака Тейлора на мысль, что руны произошли от греческого алфавита , использовавшегося в VI веке до н. э. на берегу Чёрного моря . Роль создателей Тейлор приписывал готам , в ту эпоху якобы населявшим Северное Причерноморье , хотя на самом деле готы мигрировали туда на 900 лет позже. Ряд других учёных видит предка рунической письменности в греческой скорописи последних веков до нашей эры .
выдвинул теорию о происхождении рун из латинского письма конца II века н. э. Латинской теории придерживается и , полагая, что дата возникновения рун — I век. По предположению , руны были изобретены готами в II—III веках н. э. на основе греческого и латинского алфавитов.
Бредсдорф считал, что руны происходят от готской письменности . Эта версия отвергается другими исследователями, так как наиболее древние рунические надписи достоверно датируются не позже III века, тогда как готская письменность была изобретена лишь в IV веке .
Наиболее популярна теория о происхождении рунического письма от одного из северноэтрусских алфавитов , которую предложил в 1928 году рунолог .
Эту версию поддерживают большинство учёных [ каких? ] . Есть теория о смешанном происхождении рун из северноэтрусского и огамического алфавитов (её предложил Хаммерстрем); также, по предположению Файста, кроме этих двух письменностей на руны могла оказать влияние латиница.
Лидийский алфавит имеет ряд букв, идентичных рунам (по графике, но не по фонетике ). Этот алфавит, по-видимому, возник от финикийского алфавита параллельно с греческим. Эта письменность вымирает в III веке до н. э., и примерно в это же время руны появляются в Европе, впитав и ряд букв латиницы. Некоторые руны имеют точные аналоги в других переднеазиатских алфавитах, например в южноаравийском письме руны: Gebo , Berkana , Ing (в скандинавском варианте).
В 1930—1940-х годах в Германии разрабатывалась теория « », согласно которой руны происходят от неких прарун, от которых произошёл в том числе северносемитский алфавит , а следовательно, и все алфавитные письменности мира. Эта теория разрабатывалась исключительно с целью «германизации» алфавита и не заслуживает доверия. До сих пор доподлинно неизвестно, с какой целью создавались руны: были ли это знаки для гадания , либо же руны изначально задумывались как письменность .
, шведский профессор Лундского университета , в 1932 году выдвинул эзотерическую теорию, согласно которой руна f была последней, а не первой в руническом алфавите. Он считал, что, расставив руны именно в таком порядке, можно было понять некий тайный смысл рунического шифра . Эта теория не была принята в научном мире, но у неё нашёлся ряд последователей, таких как . Он опубликовал первые монографии по теории футарка после работ Агрелла . Другим известным последователем теории футарка является оккультист .
Согласно скандинавской мифологии , руны открылись Одину , когда он, пронзив себя копьём, девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. После чего, утолив жажду священным (шаманским) мёдом от его деда Бёльторна , он услышал руны и начертал первые из них копьём на Древе собственной кровью.
Существовало несколько различных типов рун; наиболее ранним является праскандинавский вариант, использовавшийся в общегерманском языке. Он применялся в период с I по VIII век н. э. (в истории германских народов это римский железный век и германский железный век ), и его иногда называют «старшим футарком» или «старшими» рунами . «Старших» рун всего 24; они встречаются на оружии, украшениях и памятных камнях- стелах . Именно «старшие» руны применялись позже (до XIII в.) в магических и сакральных целях. «Младшие» руны (IX—XIII вв.) использовались для создания мемориальных надписей и не имели сакрального значения.
Всего известно около 150 предметов (детали вооружения, амулеты, надгробные камни) с ранними руническими надписями III—VIII веков . Большинство надписей состоит из единственного слова (обычно имени), что вкупе с магическим использованием рун приводит к невозможности полноценно прочесть около трети надписей. Язык древнейших рунических надписей архаичнее готского — самого раннего германского языка из зафиксированных в прочих письменных памятниках .
Также выделяют готские руны , являющиеся ранней разновидностью общегерманских. Они использовались в Восточной Европе в I—IV веках н. э.
Обычно к готским руническим надписям относят надпись на наконечнике копья из Ковеля ( Украина ), на золотом кольце из Пьетроассы ( Румыния ), а также надпись на наконечнике копья из ( Норвегия ). Надпись гласит: raunijaz — «испытывающий». Её считают самой ранней рунической надписью .
В надписи на наконечнике копья из Ковеля знаки T и D по форме близки к латинскому алфавиту, а не к футарку. Ещё одной нетрадиционной особенностью надписи является направление письма справа налево.
В связи с переселением ряда германских племён на Британские острова ( англов , саксов , ютов ) в их языке произошли фонетические изменения: был добавлен ряд новых гласных звуков , в результате чего общегерманский рунический алфавит стал непригоден. Так возник англосаксонский рунический алфавит . К VII веку были добавлены две новые руны — Ac , которая обозначала долгий звук [ɑ:], и Æsc , которая обозначала звук [æ]. Позже были добавлены руны Yr для [y]; Ior для дифтонга [io]; Ear для дифтонга [ea]; Cweorþ для [q]; Calk для [k]; Stan для звукосочетания [st] и Gar для тяжёлого [g]. Списки англосаксонского рунического алфавита сохранились в рукописях « Codex Salisburgensis, 140 », « Cotton Domitian (Codex Cotton) », а также на скрамасаксе (коротком мече) , найденном в Темзе . Несколько старых рун изменили своё фонетическое значение: a стала обозначать звук [o]; z — [x]. Названия старых рун были сильно изменены, а точнее, переведены на англосаксонский язык . Они стали следующими: Feoh , Ur , Þorn , Or , Rad , Cen , Gyfu , Wen , Hagl , Nyd , Is , Ger , Ih , Peorþ , Eohlx , Sigel , Tir , Beorc , Eh , Man , Lagu , Ing , Oeþel , Dæg .
Новые руны переводились следующим образом: Ac — «дуб»; Æsc — «ясень»; Yr — «лук (оружие)»; Ior — «змей»; Ear — «земля»; Calc — «потир»; Stan — «камень»; Gar — «копьё». Значение руны Cweorþ неизвестно .
В трактате « De Inventione Litterarum », который сохранился в рукописях VIII и IX веков, найденных главным образом в Каролингской империи , упоминается любопытная смесь общегерманских и англосаксонских рун, которая была названа « маркоманнические руны », хотя к самим маркоманнам не имеет никакого отношения и, вероятно, была создана, чтобы сделать руны полностью эквивалентными латинскому алфавиту .
К началу IX века в странах Скандинавии общегерманский рунический алфавит пошёл в другую сторону развития. В древнескандинавском языке также произошли некоторые изменения, обогатился звуковой ряд языка, поэтому общегерманские руны стали также недостаточно передавать звуковой состав языка, но, в отличие от англосаксонских рун, в скандинавских рунах количество знаков не увеличивалось, а уменьшалось. Были исключены руны g , w , ih-wh , p , z ŋ , d , o . Из англосаксонского рунического алфавита была добавлена руна Yr . Таким образом, алфавит стал состоять из шестнадцати рунических знаков. Названия рун также сильно изменились: Fe , Ur , Þurs , Åss , Reið , Kaun , Hagall , Nauð , Iss , Ar , Sol , Tyr , Bjarkan , Maðr , Løgr . Что же до оставшихся праскандинавских рун, то каждая из них стала обозначать несколько похожих звуков: руна Ur стала обозначать звуки [u], [o], [ø], [w]; þurs — [þ], [ð]; Åss — [å], [ą], [æ]; Kaun — [k], [g], [ŋ]; Iss — [i], [e], [ø], [y]; Ar — [a], [æ], [e], [ø]; Tyr — [t], [d], [nd]; Bjarkan — [p], [b], [mb]. Обычно различают два типа скандинавских рун — датские и шведско-норвежские . Датские руны подверглись наименьшему изменению во внешнем виде; они использовались в IX—XI веках. У шведско-норвежских же рун была тенденция к графической минимализации знака. Так, руны s и y сократились до одной черты. Шведско-норвежские руны использовались в IX—X веках. Позже стал выделяться норвежский вариант ; по начертаниям он приблизился к датскому. Скандинавские руны, а также все последующие, называют также «младшими» рунами .
Тенденция к сокращению написания знаков в шведско-норвежских рунах проявила себя в хельсингских рунах . Эти руны хоть и использовались в Хельсингланде ( Швеция ), но, вероятно, были изобретены в районе озера Меларен . Надписи, сделанные хельсингскими рунами, датируются XI веком .
Тенденция к сокращению сохранилась и в норвежских рунах. Так, в XI—XII веках на острове Мэн использовался собственный вариант норвежских рун. Его отличительной особенностью является отсутствие 16-й руны. Надписи, сделанные этим письмом, разделяют на два типа: где четвёртая руна обозначала звук [ą] и где она обозначала [o] .
Пункти́рованные руны возникли в XI веке в Дании и Норвегии. Они были созданы с целью усовершенствовать скандинавские руны, так как те, ввиду большого количества фонетических значений у каждой руны, не могли с точностью передавать написанное. Поэтому были добавлены знаки для c , d , g , o , p , v , ð , æ , ø , z . Стимулом к расширению алфавита послужил опыт англосаксонских рун. Своим названием пунктированные руны обязаны точкам, которые добавлялись к рунам при образовании ð из þ ; p из b ; y .
Исландские руны считаются развившимся вариантом пунктированных рун. Они использовались в Исландии в XII—XIV веках. В позднюю эпоху в исландских рунах стали резко изменяться формы отдельных рун. Так, руна y приняла форму , p — , а q — . Появилась тенденция к замене мелких чёрточек и точек на кружочки в рунах d ( ), e ( ). Появились «сокращённые формы рун» ( Viktigste islandske særformer ): руны ( d ), ( e ), ( k ), ( q ), ( s ), ( x ), ( y ), ( z ), ( ö ) .
Гренландские руны также произошли от пунктированных; они использовались приблизительно в одно время с исландскими. Всего в Гренландии было найдено около 60 рунических надписей, 35 из них — в , 20 — в . Старейшая руническая надпись Гренландии относится к XIV веку и была найдена в Нарсаке , к северо-западу от Юлианехоба .
Далекарлийские , или дальские руны использовались в провинции Даларна ( Швеция ) с XV до XIX века. Они по своим начертаниям сильно приблизились к латинице , появились чисто латинские формы букв ( Ä , Ö , Å , G ). Этот вариант стал последним используемым в качестве письменности и был окончательно вытеснен латиницей .
Епископ Вульфила создал готскую письменность на основе греческого алфавитного ряда с использованием латинской и рунической письменностей. Из рунической письменности готский алфавит унаследовал названия букв, хотя они были немного изменены: ahsa , bairkan , giba , dags , aihvus , quairtha , iuja , hagl , thiuth , eis , kusma , lagus , manna , nauths , jer , urus , pairthra , raida , sauil , teiws , winja , faihu , iggwis , hwair , othal . К рунической письменности можно возвести готские буквы urus , othal .
К рунической письменности также восходят добавочные буквы в староанглийском и исландском алфавитах, основанных на латинице : Þ (торн) и Ƿ (винн; только в староанглийском).
Известно несколько простых способов шифрования рунических знаков. Были распространены так называемые « вязаные руны », в которых совмещалось несколько рун на одной черте. Другим видом рунической тайнописи является принцип, где вместо самой руны отображался номер Эттира, в который входила руна, и порядковый номер руны внутри Эттира. Эта система использовалась исключительно в скандинавских рунах . Номер Эттиров менялся на обратный. Так, 1 Эттир в тайнописи обозначался как 3, 3 — как 1, а 2 — как 2. На камне из Рёка представлено большое количество разновидностей тайнописи, особенность которых заключается в том, что в 3 (в тайнописи — 1) Эттир входят руны не t , b , m , l , y , а руны t , b , l , m , k . Существовало несколько способов отображения этого принципа. В kvistrunir (« ветвистые руны ») от длинной линии отходят чёрточки: их количество слева обозначало номер Эттира, справа — руны. Tjaldrunir (« шатровые руны » или « крестовые руны ») отличается от kvistrunir тем, что один знак обозначает два звука: от креста отходят чёрточки, сверху слева — номер Эттира, сверху справа — номер руны; снизу справа — номер Эттира второй руны, снизу слева — её номер внутри Эттира . Оба этих типа тайнописи представлены на камне из Рёка . Другой тип подобной тайнописи, представленный на камне из Рёка, представляет собой шифровку, где номер Эттира обозначался общегерманскими рунами o , а номер руны — шведско-норвежскими s . На камне написано « oossoosss », что обозначает « ni ». Также на этом камне присутствует вид тайнописи, где номер Эттира обозначался общегерманской руной ih-wh , перевёрнутой в обратную сторону, а номер руны — обычной общегерманской руной ih-wh . В некоторых других случаях ( ) номер Эттира обозначался шведско-норвежскими рунами y , а номер руны, как и в «ветвистых рунах», — количеством чёрточек с правой стороны основной линии.
Богат уникальными видами рунической тайнописи Берген . В Бергене были найдены две уникальные деревянные дощечки с разновидностями «ветвистых рун»: на одной вместо средней линии было изображение рыб, на другой дощечке номера Эттира и руны обозначались линиями бороды мужской головы. Также в Бергене использовалась такая система шифровки рун, где руна f обозначалась как, собственно, f ; u — как ff ; þ — fff ; o обозначалось собственно руной o ; r — oo ; k — ooo и т. д.; руна y не шифровалась. В рукописи « Codex Salisburgensis , 140» дана система замены гласных точками: a — одной; e — двумя; і — тремя; o — четырьмя; u — пятью. Также известен вид тайнописи, заключающийся в обратном написании отдельных рун, добавлении к рунам лишних чёрточек и удалении нужных. Он представлен надписью на .
Существовали также рунические календари — разновидности «вечного календаря». В Дании их называли римстоками (от rim — «календарь» и stok — «палка»), в Норвегии — проиставами (от prim «золотое число»). Они чаще всего имели вид палки или посоха длиной от нескольких дюймов до 5 футов . Эти календари использовались в Скандинавии и, возможно, уходят своими корнями в далёкое прошлое, но самые ранние из найденных датируются XIV веком . Для науки интерес представляет рукопись Оле Ворма « Computus Runicus » — копия рукописи 1328 года, в которой был полностью записан рунический календарь. На одной стороне обозначались числа с 14 апреля по 13 октября ( Nottleysa — «безночные [дни/сутки]», лето по скандинавскому календарю), на другой стороне, соответственно, числа с 14 октября по 13 апреля ( Skammdegi — «короткие дни», зима по скандинавскому календарю). Для обозначения дней в рунических календарях изначально использовался повторяющийся порядок из семи рун. Также отмечались девятнадцать «золотых чисел» для нахождения полнолуния . Каждое из девятнадцати чисел отмечалось руной, числовое значение определялось алфавитным порядком, а для трёх недостающих чисел были созданы дополнительные руны: Arlaug ( ) обозначал 17; Tvimaður ( ) обозначал 18; Belgþor ( ) обозначал 19. Праздники обозначались специальными знаками. Эти знаки определялись в основном приметами , связанными с тем или иным праздником. Так, 9 июня — День святого Колумбы — обозначался изображением лосося , так как, согласно примете, в этот день начинался его нерест . 14 апреля — первый день календарного лета — обозначался изображением цветущего куста. 11 ноября — День святого Мартина — обозначался изображением гуся, так как св. Мартин, когда его выбрали епископом , испугался и спрятался среди гусей. В более позднюю эпоху дни стали обозначаться простыми чёрточками, а девятнадцать «золотых чисел» — арабскими цифрами или другими числовыми знаками .
Наиболее древние рунические надписи были написаны на древнегерманском языке , однако они не могут в полной мере отобразить общегерманское языковое состояние: ранние надписи, найденные в различных местах, не имеют никаких языковых особенностей и не дают информации относительно развития языка в том или ином регионе. Более поздние рунические надписи написаны на англосаксонском (англосаксонские руны), древнескандинавском (скандинавские руны) языках. Наиболее поздние рунические надписи, сделанные далекарлийскими рунами, написаны на шведском языке . В целом, написанное рунами не всегда соответствует произношению ввиду большого количества сокращений в конце слова и отсутствия словораздела в ранних рунических надписях. В связи с этими факторами многие рунические надписи допускают различную интерпретацию .
Со Средних веков известны псевдоруны, символы, которые выглядят как германские руны, но не являются настоящими рунами. Термин в основном используется для резных символов эпиграфических надписей, предназначенных для имитации рун . Псевдоруны отличаются от
, которые представляют собой символы, используемые в качестве замены стандартных рун, но имеющие предполагаемое прочтение, в то время как псевдоруны не имеют лингвистического содержания .Термин «псевдоруны» также использовался для рун, «изобретённых» после окончания периода рунической эпиграфики, которые использовались только в средневековых рукописях, но не в эпиграфике . Также термин применяется в отношении исторических шрифтов, внешне похожих на руны, и для современных вариантов латинского алфавита, стилизованных под рунический шрифт.
Псевдорунами могут называться заявленные как руны современные имитации рун .
Ещё Юлий Цезарь сообщал в середине I века до н. э. о германском обычае гадания на жеребьёвых палочках . Тацит подробнее рассказал о нём:
Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, — глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками .
Магические свойства рунам приписывали ещё древние германцы: так, в « Старшей Эдде » можно найти упоминания о неких мистических свойствах рун как оберегов от различных опасностей, обмана, как целебных символов .
Одним из наиболее ранних рунических памятников, где упоминаются магические значения рун, является рукопись « Computus Runicus » датского учёного и врача Оле Ворма , копия рукописи 1328 года.
Современный гадательный смысл рун ввёл [ источник не указан 3302 дня ] в XIX—XX веках Гвидо фон Лист , немецкий оккультист , последователь немецкого националистического движения фёлькише и создатель учения ариософии , который, помимо прочего, создал рунический «алфавит» специально для гадания — « ». Этот алфавит основывался на скандинавских рунах; были добавлены два «знака», названия рун были изменены. Ниже даны их названия в «алфавитном порядке»: Fa , Ur , Thorr , Os , Rit , Ka , Hagal , Nauth , Is , Ar , Sol , Tyr , Bar , Laf , Man , Yr , Ef , Fyfros .
Гвидо фон Лист утверждал, что германские народы, или « арийцы », имели письменность задолго до христианства. По его мнению, в рунах содержатся зашифрованный тайный смысл, открывавшийся только посвящённым. Нацистский теоретик Герман Вирт , сравнивая доисторические рисунки и орнаменты, видел в них следы первобытной письменности. Это, по его мнению, доказывало существование древнейшей «атланто-нордическую культуры», созданной «атланто-нордической расой» и распространявшейся волнами из Арктики. В 1920-х годах оккультные идеи получили широкое распространение в Германии. Рудольф Йохан Горслебен, пропагандировавший «арийский» мистицизм и идею превосходства «арийцев» над другими расами, был приверженцем магии рун и считал их «проводниками тонких энергий». Одним из его помощников был будущий нацистский расовый теоретик Ханс Гюнтер .
В настоящее время руны используются исключительно как мистические символы для гадания, «зачаровывания» предметов, а также в татуировках и оберегах . Для гадания используется набор из 24 или 25 рун. Как правило, руны наносят на камни , однако гадатели часто пользуются рунами из дерева, кости и даже солёного теста .
считал, что руны служат как бы мостом, соединяющим человека с древними «арийскими» богами . Он полагал, что каждая руна соответствует положению человеческого тела. Также он считал необходимым петь различные комбинации рун. Впоследствии под влиянием этого Адольф Гитлер использовал руны в нацистской символике . Кюммер писал:
Руническая магия позволяет управлять различными энергетическими потоками, идущими из пяти космических сфер. Для этого необходимо создать соответствующие условия для своего физического тела — то есть принять правильную руническую позу — и настроить своё сознание на восприятие энергетических потоков. Это делается при помощи особых рунических звуков, которые германцы называли «гальд» ( galdr — «заклинание», «магическая песня»).
В символике СС не раз встречаются рунические знаки. Так, символом SS были две белые руны s на чёрном фоне. Более того, руны не раз встречаются на символике различных дивизий SS : руна o на эмблеме 7-й добровольческой горнопехотной дивизии «Принц Евгений» , 23-й добровольческой горнопехотной дивизии «Кама» и 23-й добровольческой моторизованной дивизии СС «Недерланд» ; руна s также встречается на символике 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» ; руна t изображена на эмблеме 32-й добровольческой пехотной дивизии «30 января» ; руна n — на эмблеме 6-й горнопехотной дивизии СС «Норд» .
Руна s была символом организации Юнгфольк — подразделения Гитлерюгенда .
Две руны — s и руна n изображены на наградном знаке SS — Кольцо «Мёртвая голова» .
В общей сложности, по указу Гиммлера в символике СС использовалось 14 рун старшего футарка, с помощью которых обозначались основные этапы карьерного продвижения по службе и личные характеристики членов организации . В СС-овских ритуалах использовались различные предметы, украшенные рунами, в том числе кольца, йольские светильники , кинжалы и др.
Дж. Р. Р. Толкин в своих книгах описывал алфавиты, созданные им специально для языков народов Средиземья . Среди них есть две письменности, созданные на основе рунического письма. Одна из этих письменностей — «Лунные руны» ( англ. Moon letters ) — представляет собой несколько изменённый общегерманский рунический алфавит, которым Толкин «перевёл» аутентичные тексты Средиземья; другая письменность Средиземья — кирт ( cirth ) — тоже представляет собой по внешнему виду руны общегерманского рунического алфавита, но с другими значениями; их внешний вид упорядочен в соответствии с фонетическими характеристиками звуков .
Эта страница или раздел содержит
.
Если у вас отсутствуют необходимые шрифты , некоторые символы могут отображаться неправильно. |
Начиная с версии 3.0 руническим знакам в Юникоде были отведены отдельные позиции (16A0—16F8) .
Всего в Юникод занесено 89 рунических знаков, включая различные формы одного и того же знака в зависимости от рунического алфавита, в который тот входил, также в Юникод занесены три словоразделительных рунических знака: точка (16EB), двоеточие (16EC) и крест (16ED), а также три дополнительных знака для обозначения «золотых чисел»: arlaug (16EE), tvimaður (16EF) и belgþor (16F0).
Руны поддерживают свободные Юникод-шрифты: , и ; условно-бесплатные: , и .
В связи со внешним сходством термином «руны» называют также ряд других письменностей, с рунами никак не связанных. Это, в первую очередь, кёк-тюркские руны — письменность, использовавшаяся тюркскими народами в VI—VII веках, надписи, сделанные которой, впервые были обнаружены в XVIII веке. Она была дешифрована датским лингвистом Вильгельмом Томсеном в конце XIX века и по видимому имеет независимое происхождение .
Рунами также называется болгарское руническое письмо и древневенгерская письменность . Венгерские «руны» имеют сходство с тюркскими «рунами» , однако связь этих двух письменностей не доказана .
На территории России , Белоруссии , Украины и Латвии был найден ряд надписей, выполненных хорошо известными германскими рунами. Черноризец Храбр в своём трактате «О письменах» упоминает про использование славянами-язычниками «черт и резов» для гадания , однако утверждает отсутствие письменности у славян. Также славянскими рунами называлась письменность « Велесовой книги », признанной научным сообществом подделкой XIX—XX века . В XVIII веке заявлялось о находке «венедских рун» на фигурках из храма Ретры , но эти фигурки, как и «Велесова книга», были признаны поддельными.