Interested Article - Грех

«Грешница» Джон Кольер , 1904

Грех — действие или помышление, которое, как правило, ассоциируется с отступлением от праведной жизни, прямым или косвенным нарушением религиозных заповедей (наставлений и предписаний Бога ); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм и традиций, установившихся в обществе .

Противоположностью греху служит добродетель или, в другом рассмотрении, вера .

Этимология

В русском языке слово «грех» ( ст.‑слав. грѣхъ ); изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» ( ср. «погрешность, огрех»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом др.-греч. ἁμάρτημα, ἁμαρτία , означающим «промах, погрешность, провинность, непопадание в цель», либо синонимичным ему словом παράπτωμα ; а иудеи — словом ивр. חֵטְא ‎ [хэт] «непреднамеренный грех, промах».

Понятие греха

В светском обществе

Светское (нерелигиозное) сознание вместо религиозной концепции греха использует концепцию преступления перед законом. Как правило, этические нормы светского человека включают в себя некоторые запреты, связанные с исторически сложившимися обычаями и традициями. В частности, в России, с учётом культурной среды, сформированной в условиях господства различных ветвей авраамического монотеизма (в первую очередь, православия и, в меньшей степени, ислама , католицизма и иудаизма ) под грехом также часто понимается нарушение моральных норм, не отражённых в законодательстве, но явно выраженных в религиозных текстах и имеющих отношение к взаимоотношениям между людьми. В частности, могут считаться греховными такие нарушения заповедей, как неуважение к родителям, прелюбодеяние, воровство, ложь, зависть и алчность. Нарушения заповедей, относящихся к взаимоотношению человека с Богом (неверие, религиозное поклонение кумирам, поминание всуе имени Бога и т. д.), с точки зрения светской этики греховными не являются.

В иудаизме

Иудаизм считает нарушение или неисполнение любой из 613 заповедей грехом. Грех — это часть жизни, так как нет совершенного человека и у каждого есть склонность к злу. Грех имеет много классификаций и степеней. На иврите грех звучит как «хет» — промах или « », что в буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного». По законам Пятикнижия за грехи, совершённые по ошибке, следует принести в иерусалимском Храме особую жертву искупления — «хатат» (от слова «хет»). Те же самые законы предусматривают прощение всех совершённых грехов в День Искупления — в начале осени, 10-го числа месяца «тишре» ( Лев. ).

В христианстве

Микеланджело . Грехопадение Адама и Евы . Фрагмент росписи Сикстинской капеллы , 1508—1512 годы
Освобождение от бесовских мыслей с помощью крестного знамения . Миниатюра из Радзивилловской летописи , конец XV века

В христианском богословии особое место занимают понятия греха и спасения . Грех для христиан — это не просто «беззаконие» ( 1Ин. ) или «неправда» ( 1Ин. ), но и само нежелание следовать заповеданному, заведомое прегрешение против истины; а также нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу Божиему), порочность человеческого существа, проявление его падшей природы, которую он приобрёл при грехопадении . Но уверовавшим и принявшим крещение прощается их грех, то есть жертвой Иисуса Христа человек освобождается от первородного греха ( Мк. и Рим. ).

Учение о греховности всех без исключения людей, кроме одного единственного Иисуса Христа, было сформулировано в полемике Христианской церкви с пелагианством . Оно изложено на с 123 по 130 правило и принято как на Востоке: правила Карфагенского собора это Каноны Православной церкви ; так и на Западе: каноны Карфагенского собора входят в «Codex Canonum vetus ecclesiae Romanae» . Содержание его следующее:

  • Первый человек — Адам был создан Богом безгрешным и бессмертным. Его смерть была наказанием за его грех .
  • Все потомки Адама рождаются грешными (несут первородный грех ) и поэтому нуждаются в спасении .
  • Благодать Иисуса Христа не только очищает человека от грехов, но и подаёт человеку духовное знание, любовь, силу и помогает человеку не совершать грехи.
  • Без благодати невозможно человеку в жизни избавиться от совершения греховных поступков и поступать согласно Божьим заповедям.
  • Все люди, кроме единородного Иисуса Христа, в том числе самые великие святые, каждый день совершали и совершают греховные поступки, именно по этой причине люди произносят в молитве « Отче наш » следующие слова: «и прости нам грехи наши», в которых каждый человек просит у Бога прощение за совершённые лично им грехи.

В христианстве различают два типа греха:

  • Первородный грех — повреждённость человеческой природы, возникшая вследствие греха прародителей.
  • «Личный грех» — поступок против совести, десяти Ветхозаветных Заповедей, а также Новозаветных заповедей блаженства.
Помни последния твоя — никогда не согрешишь. Рисунок 1908 года

Греховным может быть действие (или бездействие), слово, мысль, желание, чувство.

В католической церкви

Фома Аквинский учил, что грех ( peccatum ) есть «неупорядоченное действие», причиной которого является воля. Среди грехов выделяется «первородный грех» ( peccatum originale ), который передаётся по наследству и представляет собой некоторый навык . Помимо него выделяют «актуальный грех» ( actuale peccatum ), который совершается грешником в течение его жизни. Главными признаны семь грехов : обжорство ( gula ), похоть ( luxuria ), алчность ( avaritia ), лень ( acedia ), зависть ( invidia ), гнев ( ira ) и гордыня ( superbia ). Покаяние есть признание своей вины и стремление получить от Бога прощение своих грехов. Исповедь , установленная Иисусом Христом ( Ин. ) и порученная представителю и служителю Церкви ( Мф. ), предоставляет христианину эту возможность. Таинство исповеди и получение отпущения грехов направлено к Богу, где Он Сам через священника уделяет сию благодать. Кающийся должен проявить стремление избегать в дальнейшей жизни повторения прежних грехов, в которых он раскаялся. Тесно с понятием греха связано центральное учение христианства о спасении . Воздаяние за грехи происходит как при жизни, так и после смерти человека и по делам его человек попадает либо в рай , либо в ад (см. Судный день ).

В православной церкви

В соответствии с православным вероучением, либо человек, с помощью Христа, господствует над своими грехами, либо добровольно предаёт себя в лютое рабство этим грехам. Под «грехом» понимаются действия, совершение которых наносит вред человеку, прежде всего, его душе .

В православии заповеди являются выражением духовных законов человеческого бытия, христианские антропология и космология утверждают, что нарушение нравственных законов существования и развития личности имеет для неё онтологические последствия в виде вреда, который можно сравнить с последствиями нарушения физических законов , человек страдает так же, как если бы нарушал законы физические [ как? ] [ нет в источнике ] .

Таким образом, в соответствии с православным вероучением, грех — это причиняемый себе вред, объективно возникающий вследствие нарушения законов нормального человеческого существования. Совершением греха человек отдаляет себя от Бога и некоторых людей. Исполнение заповедей необходимо не Богу, а человеку. Последствия причинённого себе вреда называют наказанием , а страдание от последствий — воздаянием .

В исламе

В исламе грех — это совершение каких-либо действий или наличие таких намерений , которые запрещены Аллахом и пророком Мухаммедом. Грешными считаются поступки, запрещённые шариатом , которые были совершены умышленно, без принуждения, совершеннолетними и здравомыслящими людьми. Согрешивший человек всегда имеет возможность раскаяться ( тауба ) перед Аллахом . Однако частое совершение пусть даже малых грехов воздействует на состояние его души и ведёт к ослаблению веры. За греховные помыслы человек наказания не несёт .

Грехи делятся на большие (кабира) и малые (сагира). О больших грехах говорится в Коране . Исламские правоведы и богословы расходились в отношении определения тяжкого греха и совершившего его человека. Обычно к тяжким грехам относили убийство, прелюбодеяние , пьянство и т. д. Самым тяжким, абсолютным грехом считается неверие ( куфр ) или наделение кого-либо или что-либо божественными атрибутами и возвышение их до степени божества .

К большим грехам относятся:

  1. Отрицание бытия Аллаха;
  2. Ширк (многобожие) — придание Аллаху товарищей (равных) или поклонение чему-либо помимо Аллаха;
  3. Непризнание какого-либо положения религии;
  4. Убийство человека;
  5. Совершение прелюбодеяния, гомосексуализм, лесбиянство и так далее;
  6. Сихр (колдовство);
  7. Риба (ростовщичество) — сделка, при которой одна сторона приобретает прибыль, не затратив для этого никакого труда;
  8. Покушение на имущество сирот;
  9. Бегство с поля битвы;
  10. Казф — клевета в отношении женщины относительно совершения ею прелюбодеяния;
  11. Немилосердие к родителям;
  12. Посягательство на чью-то честь;
  13. Лжесвидетельство;
  14. Ложная клятва;
  15. Несовершение обязательных предписаний ( намаза , поста );
  16. Упорство в совершении какого-либо греха.

Совершение первых трёх грехов, описанных выше ведёт к неверию и выводит совершившего их из ислама. Все остальные же не выводят человека из ислама, однако шариатом за них определены меры наказания .

К малым же грехам (сагаир) относятся меньшие по степени тяжести грехи. Постоянное совершение малых грехов делает их степень равной степени тяжести тяжёлых грехов (кабаир) .

Безгрешными могут быть только пророки, которые могли совершать лишь некоторые ошибки (залля). Мусульманам запрещено совершать греховные поступки по отношению к иноверцам, за исключением тех, с кем они ведут войну. Ислам отвергает христианское понятие первородного греха, который несут все люди от рождения. Согласно исламской традиции все люди рождаются непорочными и свободными от грехов и накапливают их только в процессе жизнедеятельности .

Человека, совершившего тяжкий грех, хариджиты считали переставшим быть верующим ( мумин ), мутазилиты — находящимся в промежуточном состоянии между верующим и неверующим, мурджииты и близкие к их точке зрения сунниты считали их остающимся верующим до Судного дня . Шииты признают безгрешными имамов из рода Али ибн Абу Талиба , а также дочь пророка Мухаммада — Фатиму .

В индийских религиях

В традиции многих индийских религий ( индуизм , джайнизм , буддизм ) учение кармы отражает специфическое понятие греха для этих верований. Здесь грех — категория менее социальная и более субъективная, является более общим понятием и зачастую обозначает любой поступок, отягчающий карму индивида. Череда перерождений напрямую зависит от совокупности плохих и хороших поступков субъекта (понятие о воздаянии). Грех в данном случае — не нарушение воли божества, а нарушение универсального закона ( дхармы ), единого и непреложного для всех существ.

Существует несколько различных буддийских взглядов на грех. Американский писатель утверждает, что в буддизме вообще нет понятия греха . Образовательная ассоциация Дхармы Будды также прямо заявляет: «Идея греха или первородного греха не имеет места в буддизме» .

В саентологии

Наиболее близким к понятию греха является термин оверт ( англ. overt ), обозначающий вредное действие или проступок, нарушающий моральный кодекс группы. Когда человек совершает что-то, что противоречит моральному кодексу, с которым он ранее согласился, или когда не делает чего-то, что должен был сделать в соответствии с этим моральным кодексом, он совершает оверт .

См. также

Примечания

  1. Васильев П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Радбиль Т. Б., Сайгин В. В. Особенности парадигматической и синтагматической реализации концептуального поля «грех» в современном русском языке // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — Т. 5.
  3. Зенин К. В. О категориях нужды и чистоты сердца у С. Кьеркегора // Вестник РГГУ . Серия: Философия. Социология. Искусствоведение, 2017. N 1 (7).
  4. Иак. : εξομολογείσθε αλλήλοις τα παραπτώματα / ἐξομολογεῖσθε οὖν ἀλλήλοις τὰς ἁμαρτίας — в зависимости от принятого перевода.
  5. . Дата обращения: 21 апреля 2014. 18 августа 2014 года.
  6. . Дата обращения: 29 сентября 2017. 1 апреля 2018 года.
  7. от 10 июня 2011 на Wayback Machine . Словарная статья «Грех».
  8. от 2 октября 2013 на Wayback Machine . «Болезнь или преступление?» Протоиерей, преподаватель Калужской семинарии Константин Гипп". (недоступная ссылка с 01-04-2015 [3224 дня]) от 2 апреля 2015 на Wayback Machine
  9. от 24 сентября 2011 на Wayback Machine , «Кто такой Бог?» засл.проф. МДАиС, д.б. Осипов А. И.
  10. от 22 июня 2013 на Wayback Machine , «Скорби в нашей жизни. Учение Священного писания о зле и страданиях.» епископ Александр (Милеант)
  11. от 25 декабря 2010 на Wayback Machine , «Православное нравственное богословие. Воздаяние как онтологический принцип.» архим. Платон (Игуменов)
  12. Аш-Шура
  13. Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — С. 352. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  14. ан-Ниса
  15. Ибрагим Т. К. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 124. — 315 с. — 50 000 экз. ISBN 5-02-016941-2 .
  16. . — Wisdom Publications, 2003. — P. . — ISBN 0-86171-380-X .
  17. . — New World Library, 2010. — P. . — ISBN 978-1-57731-910-8 .
  18. . Buddha Dharma Education Association. Дата обращения: 13 мая 2013. 17 октября 2013 года.
  19. . saentologi.ru. Дата обращения: 11 мая 2015. 3 июня 2015 года.

Литература

на русском языке
на других языках
  • (англ.) The concept of sin, Camb., 1912.

Ссылки

Источник —

Same as Грех