Кауфман, Ангелика
- 1 year ago
- 0
- 0
Мария Анна Анге́лика Катарина Ка́уфман ( нем. Maria Anna Angelika/Angelica Katharina Kauffmann , 30 октября 1741 , Куре , Лига дома Божьего — 5 ноября 1807 , Рим ) — художница: живописец и график, представительница неоклассицизма . Одна из двух женщин — основателей Королевской академии искусств в Лондоне в 1768 году .
Дочь художника Йоганна Йозефа Кауфмана, выросла в Форарльберге , Австрия . Самостоятельно выучила несколько языков, много читала, увлекалась музыкой (соревнование поэзии, музыки и живописи — частый сюжет картин Кауфман). Рисовать начала с шести лет, помогала отцу в мастерской , в одиннадцать лет получила свой первый заказ. C двенадцати лет работала как профессиональный живописец. В 1754 году после смерти матери побывала с отцом в Милане , с 1763 года жила в Риме и Венеции . В 1772 году стала членом Академии изящных искусств Флоренции . В Риме познакомилась с Иоганном Иоахимом Винкельманом , немецким историком искусства, который стал её первым сторонним учителем и другом. Он отзывался о Кауфман: «Она может быть очень красива, и в пении может соперничать с нашими лучшими виртуозами».
В 1766 году по предложению английского посла и его супруги уехала в Лондон , где прожила пятнадцать лет. В Англии стала единственной женщиной-художницей, которая была принята в члены лондонской Королевской академии искусств. Её портрет написал знаменитый Джошуа Рейнольдс ( 1766 ), она в ответ написала портрет Рейнольдса. В его записной книжке её имя значилось как «Мисс Анжелика» или «Мисс ангел». Другой пример её дружеских отношений с Рейнольдсом можно найти в её интерпретации классической темы « Et in Arcadia ego », которую Рейнольдс повторил несколько лет спустя в своем портрете Миссис Бувери и Миссис Крю. В 1767 году Кауфман была соблазнена самозванцем под именем графа Фредерика де Хорна, за которого она вышла замуж, но в следующем году они расстались.
Кауфман была среди основателей Королевской Академии художеств в Лондоне, участвовала в создании росписей собора Св. Павла . Она провела несколько месяцев в Ирландии в 1771 году, в качестве гостя лорда-лейтенанта Ирландии , и выполнила там ряд портретных заказов. Среди её друзей был Жан-Поль Марат , живший тогда в Лондоне и занимавшийся медициной, с которым у неё, возможно, был роман. В 1781 году Ангелика вышла замуж за художника Антонио Дзукки и вернулась в Рим. Дружила со многими известными деятелями культуры своего времени: Винкельманом , Антоном Рафаэлем Менгсом , Иоганном Вольфгангом фон Гёте , Антонио Кановой , Соломоном Гесснером и другими. Её последняя выставка состоялась в Риме в 1797 году. В 1810 году биографию художницы написал итальянский историк Джованни Баттиста де Росси .
Кауфман продолжала время от времени участвовать в деятельности Королевской академии в Лондоне, её последняя выставка состоялась в 1797 году. После этого она работала мало. В 1807 году умерла в Риме, удостоившись пышных похорон. Многие члены Академии Святого Луки , духовные лица и ценители искусства, последовали к её гробнице в римской церкви Сант-Андреа-делле-Фратте . Как и при погребении Рафаэля , две её лучшие картины были пронесены в процессии.
Живописное творчество Ангелики Кауфман — портреты, картины на библейские, исторические, литературные и античные мифологические сюжеты — развивалось в границах эстетики неоклассицизма . Сама художница относила своё творчество прежде всего к исторической живописи, что было необычным для этого жанра , считавшегося в XVIII-м веке исключительно мужским занятием, как, впрочем, и живопись вообще. Историческая живопись особенно почиталась в академическом искусстве того времени, однако под руководством сэра Джошуа Рейнольдса Королевская Академия приложила все усилия, чтобы поддержать энтузиазм художницы в этом направлении. Но несмотря на популярность, которой Кауфман пользовалась в британском обществе, и её успех там как художницы, она была разочарована относительной апатией англичан к исторической живописи. В конце концов ей пришлось покинуть Британию и отправиться на континент, где историческая живопись была лучше известна, пользовалась большим уважением и покровительством меценатов и коллекционеров .
Историческая живопись, согласно академической теории искусства, считалась наиболее возвышенным жанром. Её предметом было создание композиций , основанных на темах из истории, мифологии, литературы и текстах Священного Писания. Для этого требовались обширные познания в библейской и классической литературе, теории искусства и практическая подготовка, включавшая изучение пластической анатомии, истории костюма, вооружений и прочих специальных областей. Большинство женщин были лишены доступа к такой подготовке, особенно возможности рисовать с обнажённых моделей; тем не менее Кауфман сумела пересечь гендерную границу, чтобы приобрести необходимые навыки, и достигла репутации успешной художницы исторического жанра .
Ангелика Кауфман относительно скоро приобрела широкую европейскую известность. В 1762 году она стала членом флорентийской Академии искусств , с 1765 — членом Академии Св. Луки в Риме, с 1768 года — Французской и Британской Королевских академий. В 1810 году её биографию написал известный итальянский историк Джованни Баттиста де Росси, с тех пор её жизнь не раз становилась сюжетом популярных романов. Образ художницы послужил прототипом героини популярного романа Жермены де Сталь «Коринна, или Италия» (1807).
Чарльз Уилсон Пил (1741—1827), живописец, патриот и основатель американской художественной династии, назвал свою дочь в честь художницы. Произведения Кауфман воспроизводили и тиражировали в гравюрах Ф. Бартолоцци и его ученик Г. И. Скородумов в технике цветного пунктира , наиболее подходящей для передачи нюансов живописи. Почитателем художницы был Этьен Морис Фальконе . Сама Ангелика испытала влияние идей не только Винкельмана, но и Антона Рафаэля Менгса . Тем не менее, слава Ангелики Кауфман не была абсолютной. Несмотря на принадлежность к эпохе неоклассицизма и даже проявлений некоторых тенденций романтизма , в творчестве художницы преобладают качества салонного сентиментализма , которые в то время оценивали положительно как «превосходный римский вкус». Многое, и, прежде всего, критические оценки и обвинения в салонности, сближает творчество Кауфман и другой художницы Э. Виже-Лебрен .
Художница была знаменита и в современной ей России. Оду «К Анжелике Кауфман» ( 1798 ) сочинил Г. Р. Державин . В 1774 году, во время работы в Санкт-Петербурге над памятником Петру I , Этьен Морис Фальконе делился с английским путешественником Рэкселлом своими впечатлениями от работ художницы и сообщал, что «является обладателем почти всех её произведений» . Великая княгиня, а затем императрица Мария Фёдоровна , супруга императора Павла I , писала миниатюры на стекле, используя в качестве оригиналов гравюрные воспроизведения картин художницы.
Гравюры с произведений Кауфман служили образцами для скульптуры. В частности, их использовал скульптор Ф. И. Шубин , работая над серией медальонов для украшения Мраморного зала Мраморного дворца в Санкт-Петербурге.
В петербургском Эрмитаже имеется несколько картин Ангелики Кауфман:
В 2007 году в Шварценберге , Форарльберг ( Австрия ) был основан Музей Ангелики Кауфман. Ежегодно меняющиеся выставки посвящены различным аспектам и темам её творчества . На выставке 2019 года «Анжелика Кауфман — неизвестные сокровища из частных коллекций Форарльберга» многие её картины были представлены публике впервые, так как большая часть её произведений принадлежит частным коллекционерам . Музей расположен в старом фермерском доме («Kleberhaus») в типичном архитектурном стиле региона .
В её честь назван кратер Кауфман на Венере .