Interested Article - Оружие и доспехи в литературе
- 2020-09-13
- 1
Оружие и доспехи в мифологии и литературе — важный сюжетообразующий элемент, дополняющий действие и характеризующий героя. Встречается как историческое, легендарное или же вымышленное холодное оружие (в том числе метательное ) и доспехи , которые имеют имя собственное (например, Экскалибур) или прозвище , полученное благодаря своим уникальным характеристикам (например, Меч в камне ). Это оружие и доспехи могли существовать в реальности (тогда оно «мифологизировано» общественным мнением), но всё же большинство из них является только мировой литературы, выступая как главного героя; этот встречается в мифах, эпосе, религиозных сочинениях, исторических хрониках, беллетристике и поэзии по всему миру с древнейших времён.
Характеристика
Имя
«…я слышал имена, незнакомые мне, еле различимые в раскатах хриплого грома.
Придаток Артур Пендрагон и Блистающий меч Эскалибур , Придаток Тетра, король фоморов, и Блистающий меч Орна, одноглазый Придаток Один и копьё Хунгнир ; божественный Придаток Луг , искусный в ремеслах, и копьё Ассал; чернокожий лев Антара Абу-ль-Фаварис и меч аз-Зами, Сусаноо-но-Микото , неистовый бог-Придаток ветра и морских стихий, и его Блистающий меч Десять дланей… Они шли и шли, и я уже не понимал, кто из них Блистающий, а кто — Придаток; они шли, и гремел гром, и этому не было, не могло быть конца. Этому не было даже начала. Зигфрид и его меч Грам, Фрейр и меч Хундингсбана, Тор и боевой молот Мьёлльнир ; Келтхайр, сын Утидира, и копьё Луйн, Роланд и его меч Дюрандаль , Магомет , пророк Божий, и его мечи — Джуль Факар, что значит „Пронзатель“, Медхам, что значит „Острый“, аль-Баттар, или „Рассекающий“, Хатей, или „Смертоносный“, и ещё два копья — аль-Монсари и аль-Монсави… И я проснулся, когда гром превратился в голос — усталый, хриплый, слегка севший, словно после долгого крика. — Будь проклят день, когда оружию стали давать имена! — сказал тот голос». |
Генри Лайон Олди . « Путь меча » |
Наименование оружия «личным» именем — приём «одушевления» этих инструментов военного ремесла. По указанию учёных-филологов, имена, даваемые оружию, в тексте «структурируют» ситуацию, в которой они используются . Имена позволяют человеку представить силу, которая воплощена в «окрещённом» оружии, а также делают его более знакомым и близким читателю .
Практически все достойные герои-воины Средневековья имели именные мечи . Если оружие у героя-человека имеет личное имя, это подчёркивает персональное могущество этого человека, поскольку «простые» люди таким оружием владеть не могут , причём «слава героя связана с его оружием», вдобавок, особенные герои ассоциированы с нестандартным оружием .
Имя собственное оружия подчёркивает его важность для сюжета — «имя делает его живым в сюжете. Они поднимаются над уровнем простого предмета и становятся действующими лицами» . Кроме того, имя позволяет его воспринимать, как будто оно — живое существо c характером , «часто меч выступал не просто инструментом в справедливых руках, а сам был мерилом и защитником справедливости», подчас оружие представлялось способным самостоятельно отслеживать честность своего владельца и наказывать его в случае нарушения данного слова . Если у оружия есть имя, то, скорее всего, у него есть и необычные сверхъестественные (магические или божественные) дополнительные качества; кроме того, оно либо даровано герою волшебным покровителем («волшебный дар» ), либо добыто им с большим трудом . Это связано с верой в магические свойства материальных предметов, которая была характерной чертой средневековой религиозности, когда вещи служили своего рода аккумуляторами магической силы .
Присвоение оружию имени являлось удобным литературным приёмом в случае, если требовалось проследить его судьбу на протяжении долгого периода, то есть если оно передавалось по наследству, исчезало на несколько поколений или ломалось и перековывалось. Это было особенно важно, поскольку оружие, доставшееся «от предков», гарантировало удачливость героя, аккумулируя успехи предков, что в эпосе могло рассматриваться как . C другой стороны, помимо удачи, новый владелец именного меча мог получить от предыдущего и его проклятие (эти приёмы использует и обнажает в своей эпопее Толкин , профессор литературы и знаток эпоса).
Иногда имя оружия загадочно, а иногда — «говорящее» о его характере или способностях : кельтское копьё Крималл («в кровавых пятнах»), японское копьё Томбогири («Подсекатель стрекоз»), лук Тристана Фейл-нот («Без промаха»). Исследование личных имён оружия позволяет проследить эволюцию текстов, в которых они встречаются, если речь идёт об эпосе (ср. мутацию имени меча Экскалибур → Калибур) .
Исследователи англосаксонской литературы указывают, что несмотря на огромное количество сохранившихся имён мечей (около 200), неизвестно, существовала ли практика давания оружию имени в реальности, или это только поэтический приём. Однако археологические находки (рунические памятники) указывают, что упоминаемая в памятниках традиция писать имя меча на лезвии действительно подтверждается .
Связь с владельцем
Оружие, фигурирующее в произведении, является важным символическим объектом, раскрывающим подчас суть его или, чаще — своего владельца, героя произведения.
«В рамках общего символизма борьбы героя, его оружие, в некотором смысле, — дубликат, аналог чудовища, с которыми он должен бороться. Подобно тому, как существуют различные виды чудовищ, так есть и различные виды оружия. Таким образом, оружие, используемое в мифическом бою, придаёт глубокое и специфическое значение: оно характеризует и героя, и врага, которого он пытается уничтожить. Так, в чисто психологической интерпретации символа, когда враг — только силы, угрожающие герою изнутри, оружие становится подлинным олицетворением состояния конфликта (крылья Икара , меч Персея , палица Геркулеса , посох Эдипа , трезубцы Нептуна , Гадеса и Сатаны )» . Юнг обобщает это, сказав «оружие — это волеизъявление, направленное на определенный результат» .
Интерпретация Поля Диеля о символизме оружия также подчёркивает его нравственное, моральное значение. Он отмечает, что «оружием, полученным от божества» (частый приём в мифах, легендах и фольклоре) герой должен бороться со своими иррациональными желаниями, против притягательных чудовищ — таким образом, послужив высшим идеалам своего духа. Оружие символизирует мощь и функции сублимации и спиритуализации, по контрасту с чудовищами, которые не изменяют своим низменным силам . По этой причине в мифах и легендах подчёркивается почти автономная мощь оружия, атрибутов и предметов, принадлежавших героям, святым и полубогам .
«Поскольку оружие главным образом характеризует героя или рыцаря, меч очень часто тесно связан со своим владельцем, будто становясь его частью, и иногда имеет своё собственное имя или личность. (…) Меч, таким образом, становится символом или представителем, как бы говоря от своего хозяина, и если рыцарь имеет задачу примириться с внешним миром и его преодолеть, меч можно сравнить с некоторыми функциями личности, перед которой стоит эта задача» .
Присвоение оружия символизирует приобретение силы побеждённого. Игра с оружием символизирует победу любви над войной. Оружие разрушения в руках богов символизирует также освобождение, ибо они поражают невежество и низшее «Я» человека, чтобы пробудить сознание и ощущения.
Атрибуты
Также встречается оружие, которое, будучи безымянным, имеет свой «характер», является узнаваемым атрибутом какого-либо персонажа, имеет необычные способности и неоднократно упоминается в художественных литературных произведениях (например, трезубец Посейдона , порождавший ударами о твердь коней, или Коса Смерти , уносящая человеческие жизни). Оружие богов имеет личное имя реже, чем оружие героев.
Различным персонажам придают различные виды оружия. Так, скипетр, булава, жезл и плеть — атрибуты правителя; копьё, кинжал и меч — оружие рыцаря; нож и стилет — тайное и «низменное» оружие; молния и сеть — оружие . Сравнение типов оружия с юнговскими архетипами даст следующие корреляции: Тень — нож, кинжал; Анима — копьё; Мана — булава или палица, сеть, плеть; Самость — меч .
Кроме того, отмечается, что меч — более новое изобретение — чаще собственность человека, а вот более примитивные виды оружия — копьё, молот, дубина, топор — распространены у богов , особенно у громовержцев . Такие языковые словосочетания (« молния Зевса », «трезубец Посейдона») становятся устойчивыми тропами, и подобное оружие также выступает как неизменный предмет, переходящий из одного произведения в другое зачастую на протяжении нескольких веков .
Связь со стихиями
Общее значение, символика некоторого оружия из легенд и мифов обогащается ассоциациями со стихиями, к которыми они относятся. Так, боло индейцев связано с воздухом, копьё — с землёй, меч — с огнём, трезубец — с морскими глубинами. Таким образом, на основе юнгианских архетипов Шнайдер [ уточнить ] утверждает, что борьба меча с копьём — битва земли против неба .
Символическое толкование
Толкование различных видов как аллегории в христианской литературе задавалось апостольским примером. Так, апостол Павел в «Послании к Эфесянам» (6: 10-17) даёт совет относительно того, как христианам следует встречать врага:
«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; Потому что ваша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов поднебесных. Для сего приимите во всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. Итак, станьте, перепоясавши чересла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, И обувши ноги в готовность благовествовать мир; А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие». |
По святому Ефрему, аллегорическая интерпретация символизма высказывания Павла такова: шлем — надежда; перепоясание чресел — милосердие; обувь — смирение; щит — крест; лук — молитва; меч — слово Божье .
Виды оружия
Мечи
Согласно энциклопедии « Мифы народов мира », использование образа меча в мифологиях является способом противопоставления «жизнь-смерть» ( дамоклов меч , Пламенеющий меч ангела-стража Эдема). Меч используется, чтобы отсекать всё «недостойное и бесплодное», он символизирует начало высшей справедливости. В Новое время он благодаря своей форме визуально сближается с христианским распятием, поэтому меч приобретает дополнительную символику единения, братства, став символом рыцарства, предметом, на котором клялись . Практически все достойные герои-воины Средневековья имеют собственные именные мечи , которые становятся им верными спутниками и друзьями, поэтому список личных имён мечей очень долог. Полный список имён знаменитых и легендарных мечей, содержащий около 150 пунктов, вынесен в отдельную статью .
Меч, будучи выкованным в огне, также был связан с хтоническими силами — он отождествляется с молнией, атрибутом бога-громовержца (японский священный меч, сверкающий меч Яхве , меч-молния Индры , пламенеющий меч Вишну ). Огромный меч, иногда из небесного огня, является оружием и культурных героев , поэтому он используется для борьбы с «тёмными» чудовищами, для защиты девственницы .
Эта зависимость от стихии делает меч инструментом связи со всеми мирами. Например, герои могут добывать его изнутри камня, из-под камня, то есть из мира «подземного» ( Пелей , Тезей , король Артур ), либо из ствола дерева (Зигмунд), из-под воды. Таким образом, меч может служить «мостом в другой мир» .
Фольклор выделяет различные функции волшебных мечей — мечи-саморубы, мечи, делающие их владельца неуязвимым, невидимым; говорящие мечи, способные заколдовывать и расколдовывать, усыплять, переносить по воздуху .
Именные мечи
- Бальмунг — меч Зигфрида (по « Песне о Нибелунгах »). В « Эдде » он называется Грам, в вагнеровском цикле — Нортунг (Nothung).
- Дамоклов меч
- Дюрандаль — меч Роланда .
- Зу-ль-фикар — меч пророка Мухаммеда .
- Каладболг — меч Фергуса .
- Меч-кладенец — меч Святогора и Ильи Муромца (в русском фольклоре).
- — меч Давида Сасунского (в армянском фольклоре).
- Щербец — коронационный меч королей польских.
- Хрутинг (Нэглинг) — меч Беовульфа (или его помощника Унферта).
- Экскалибур — меч короля Артура .
- Гламдринг — меч Гэндальфа , откованный в Гондолине .
- Жало — эльфийский длинный кинжал, принадлежавший Бильбо и затем подаренный Фродо .
- Нарсил — меч Элендила . Перекован для Арагорна , новое имя — Андурил .
- Оркрист — меч, принадлежавший Торину Дубощиту и захороненный вместе с ним, как и Гламдринг, откован в Гондолине.
- Англахель — меч Турина Турамбара . Носил также имя Гуртанг .
- Ангуирель — меч Эола Тёмного Эльфа, выкован как и Англахель самим Эолом из чёрного металла.
- — «Льдистая Звезда», меч Финголфина .
- — меч короля Рохана Теодена .
- — меч короля Дориата Тингола .
- — меч Эомера , племянника Теодена.
- Грейсвандир ( Grayswandir ) – Ночной клинок Огненного Пути. По свидетельству самого Корвина, был откован на первых ступеньках призрачной лестницы . Принадлежал Корвин (Хроники Амбера) , принцу Амбера.
- Вервиндль - Дневной клинок Огненного Пути, считается сестрой-близнецом Грейсвандира (клинок принца Бренда , позже — Ринальдо ).
Древковое оружие
Копья
Копьё, как более «раннее» оружие, чем меч, является атрибутом не только воина, но и охотника, как героя, так и божества. Также копьё является символом войны и фаллическим символом . «Это оружие приземлённого характера, в отличие от небесных, божественных скрытых смыслов меча» . С символической точки зрения копьё можно сравнить с ветвью, деревом, крестом, а также с обозначением пространственной ориентировки. Любопытен мотив, согласно которому герои могут вылечиться от раны, нанесённой копьём, только от прикосновения того же копья . Копьё заняло особое место в христианстве из-за наличия такого предмета, как Копьё Лонгина , а также будучи атрибутом некоторых святых. Раймунд Луллий в «Записках дворянского ордена» выражает веру в то, что копьё дано рыцарю как символ высокой нравственности. «Окровавленное копьё», о котором упоминается в легенде о Граале, иногда трактуется как копьё страстных желаний и вожделений, то есть в смысле Страсти как таковой. Некоторые авторы не согласны с таким толкованием, для них приемлема интерпретация копья как жертвенного символа . Особенно часто копьё встречается в кельтской мифологии, где оно является священным объектом с языческих времён , и позже проникло в легенду о Граале, став связанным с идеей кубка, чаши .
- Копья в музейной экспозиции
- Копьё Лонгина , Копьё Судьбы — священная реликвия христиан, которое римский солдат Лонгин вонзил в подреберье Христа . Место хранения оспаривают несколько храмов.
- (Булатный наконечник рогатины князя Тверского Бориса Александровича ) — был одним из важнейших символов власти в комплексе регалий Тверского княжества и одним из главных трофеев похода на Тверь князя Московского Ивана III (сер. XV в., Оружейная палата ) .
- В древнегреческой мифологии
- Копьё Афины , от его удара об землю при споре с Посейдоном за владычество над будущим городом Афины выросла первая олива .
- Копьё Пелея из пелионского ясеня , твёрдого как железо, подаренное кентавром Хироном на свадьбу героя с Фетидой , затем принадлежало их сыну Ахиллу .
- Чудесное копьё Прокриды , не знавшее промаха.
- В древнеегипетской мифологии
- Копьё Гора , которое благословила богиня Нейт . «Его крючки — лучи солнца, его острия — когти Мафдет » (богини наказания) .
- В славянской мифологии
- Копьё Юлия Цезаря , по сообщениям немецких католических миссионеров — очень старый железный наконечник копья, хранившийся в одном из храмов в знаменитом городе поморских славян Юлине (Волине, Йомне или Юмме), который почитался как наконечник копья самого Юлия Цезаря .
- В германо-скандинавской мифологии
- Гунгнир — копьё Одина в германо-скандинавской мифологии .
- В кельтской мифологии
- Ареадбар (Areadbhar, Aréadḃar, Aréadḃair) — отравленное копьё Писеара, царя Персии, захваченное богом Лугом .
- Гае Ассайл, Ассал, Копьё Луга (Gáe Assail, Spear Lúin, Spear of Lugh) — одно из четырёх сокровищ племён богини Дану из города Гориаса. Использовалось богом Лугом во второй битве Mag Tuired . Возвращалось после сделанного броска .
- Гае Булг , Га Булга (Gáe Bulg) — копьё Кухулина , полученное им от царицы Скатах. Изготовлено из костей морского зверя. Второе копьё Кухулина — Del chliss .
- Гае Деарг (Gáe Dearg) — «Красное копьё» Диармайда ( ), которое он получил от приёмного отца, Ангуса Ога, и использовал, если дело касалось жизни и смерти. В более лёгких приключениях он использовал Gáe Buide — «Жёлтое копьё».
- Карр Белаиг Дургин (Carr Belaig Durgin) — копьё Маэлодрана (Maelodran), которое могло убивать по собственной воле, или же убивало благодаря контролю над ним демона, убивавшего всех, кто пробовал пройти, не предложив приношение («Aided Máelodrán meic Dímma Chróin»).
- Крималл (Crimall, «в кровавых пятнах») — копьё Кормака Мак Аирта (Cormac mac Airt).
- Кродерг (Croderg) — ядовитое копьё, которым Друимдерг (Druimdherg mac Dolair), убил Кайсел Клумаха (Caisel Clumach), короля Норвегии и владельца огненного щита в битве при Вентри (Cath Finntrága).
- Копьё Огмы — копьё кельтского бога солнца, применявшееся им в проведении светила.
- Копье Фиахи — магическое копьё, изначально принадлежавшее Фиахе (Fiacha), который не знал, как его использовать и затем передал Финну Мак-Кумхайлу , использовавшего его против Айлена (Aillén).
- Лунное копьё ( фр. Le Pic de Lune ) — загадочное копьё, подаренное племени пиктов божеством луны .
- Пятизубое копьё Фотхада (Fothad’s five-pronged spear) — отравленное копьё, входило в число вещей, которые дух мёртвого Фотхада (Fothad Canainne) сказал собрать своей возлюбленной.
- В рыцарских романах
- Карающее копьё ( фр. Lance vengeresse ) — которым рыцарь Балин Дикарь поразил короля Пеше ( Артуровский цикл ).
- Мальте ( фр. Maltet ) — копьё эмира Балигана в « Песни о Роланде ».
- Ронговеннан , Ронжомэ, Рон (Rhongowennan, Rongomiant, Ron) — копьё короля Артура . Было выковано в Каэр-Мирддин (Caer Myrddin) кузнецом по имени Гриффин (Griffin).
- Азиатские копья
- Аль-Монсари и аль-Монсави — два копья пророка Мухаммада .
- Амэ-но-нухоко ( яп. 天沼矛 , «небесное драгоценное копьё») — нагината богов-творцов японского пантеона Идзанаги и Идзанами , которой они вынули землю из моря.
- Брахмаданда («дротик Брахмы ») — дротик бога Брахмы. Может поражать страны и народы на протяжении нескольких поколений.
- Вел ( тамил. வேல்) — божественное копьё дравидского бога войны Муругана ( Сканды ).
- Нихонго ( яп. 日本語 ) — принадлежало даймё Фукусиме Масанори, который проспорил его Мори Тахэ, XVII в., песня « » . До этого находилось в Императорском Дворце. В настоящий момент в Городском Музее Фукуока (Fukuoka).
- Змеиное копьё (蛇矛) Чжан Фэя ( ), китайского генерала III в. н. э.
- Копье Берегового края (涯 角 槍) - Копье Чжао Юня , китайского генерала эпохи Троецарствия. Про это оружие говорилось, что «Его не превзойти, даже в небесном море звезд».
- Томбогири ( яп. 蜻蛉切 , «Подсекатель стрекоз») — копьё, изготовленное оружейником Мурамаса Иайто (Muramasa Iaito или Masazane) , период Муромати . Принадлежало даймё Хонда Тадакацу (Honda Tadakatsu). Имя получило от стрекозы, присевшей отдохнуть на её острие и сразу оказавшейся разрезанной пополам. Одно из трёх легендарных японских копий. Два других — Отэгинэ ( яп. 御手杵 ) и Нихонго (см. выше).
- Мезоамериканские копья
- Шиуакоатль ( ) — копьеметалка бога Уицилопочтли .
- Вымышленные копья в современной фантастике
- Копьё во вселенной Dragonlance («Драконье копьё»).
- Копьё у Роберта Сальваторе , «Убийца драконов».
- Копьё Морских Королей у А. Бушкова , «Нечаянный король» (как оказалось, этим «копьем» была атомная субмарина «Рагнарек» из соединения «Морские Короли» или, что вероятнее, специальные торпеды на этой субмарине)
- Копьё Айглос — оружие Гил-Галада , последнего верховного короля нолдор Средиземья . Использовалось им в Войне Последнего союза, в частности в поединке Гил-Галада и Элендила с Сауроном . Его дальнейшая судьба и владельцы (если были) неизвестны.
Трезубцы
Трезубец встречался в качестве атрибута лишь у божеств, причём связанных со стихиями. «Во многих случаях символика трезубца связана с магией числа три и с солярными символами : крестом, свастикой». Также относится к группе фаллических символов .
- Трезубец Посейдона . Вызывал землетрясения и порождал лошадей своим ударом о твердь. Сделан киклопами . Символ морской стихии, грома и бури.
- Трезубец Сатаны . Согласно другому варианту, владыка ада владеет не холодным оружием, а сельскохозяйственным орудием — вилами (потому что «Смерть косит, а дьявол убирает урожай»).
- Конго (Kongō 金剛) — трезубое оружие, которое испускало лучи света в темноте. Давало обладателю мудрость и проницательность. Изначально принадлежало японскому богу гор Коя-но-Мёин (Koya-no-Myoin). Эквивалент ваджры .
- В индуизме
- Ваджра — ( санскр. वज्र , «молния») — оружие бога Индры — скипетр - трезубец . Выкован Тваштаром . Вариант — его даровал Индре . Ваджра описывается как золотая или железная, о четырёх или о ста углах или в форме диска, позднее — как крестообразная. В « Махабхарате » рассказывается, что ваджра была сделана из костей святого отшельника Дадхичи, который добровольно пожертвовал свой скелет для этой цели. (См. также Дорже ).
- Тришула ( санскрит त्रिशूल) — трезубое копьё богини Дурги .
- Шула — трезубец бога Шивы , его острия символизировали три функции бога — созидание, существование, разрушение.
- Трезубец Рудры , выкован Тваштаром .
- Трезубец Агни .
Прочее древковое оружие
- Жуи Цзиньгу Бан ( ) — посох Сунь Укуна (Царя Обезьян) в древнекитайской мифологии, по легенде, мог менять размер от зубочистки до «подпирающего небеса».
- Изогнутый клинок Зелёного Дракона (青龍偃月刀, Qīng Lóng Yǎnyuè Dāo, Green Dragon Crescent Blade) — гуань дао , легендарное оружие Гуань Юя (Guan Yu) в романе XIV века « Троецарствие » .
- Коса Смерти в традиционном представлении европейцев.
Стрелковое оружие
Луки
Луки также чаще являлись оружием богов, а не героев. Так, лук Шивы был эмблемой его силы. «На этом символизме основывается понятие „напряжения“ (натяжения), четко определенное Гераклитом и тесно связанной с жизненной и духовной силой. Benoist отмечает, что лук и стрелы, как атрибуты Аполлона, олицетворяют энергию солнца, его лучи, мощь улучшения и очищения» .
- Золотой лук был выкован Ильмариненом (вместе с Красным кораблём и Золотым плугом).
- Тамбар (Tambar) — лук Эйнара Тамбарскелвира (Einar Tambarskelvir, Einarr þambar-skęlfir), стрелка́ Олава Трюггвасона (Ólavur Tryggvason).
- Фейл-нот ( англ. Fail-not , Бьющий без промаха) — лук Тристана .
- Ухао ( кит. 烏號 «тёмный плач» ) — волшебный лук, согласно древнекитайской мифологии, принадлежащий Хуан-ди .
- Красный лук, подаренный богом Ди-цзюнем Хоу И , выстрелами из которого стрелок сбил лишние девять солнц (китайская мифология).
- Лук Хайка , из которого он убивает Бела , царя Вавилона (армянская мифология).
- В древнегреческой мифологии
- Лук Аполлона , стрелы из которого приносили чуму.
- Лук Артемиды , из него она могла убивать женщин.
- Лук Геракла , при помощи которого тот совершил некоторые из своих подвигов (« Стимфалийские птицы », « Коровы Гериона »), освободил прикованного Прометея и даже угрожал богу Гелиосу . Обладателем лука Геракла после смерти героя стал Филоктет . Только при помощи этого лука могла быть взята Троя .
- Лук Одиссея , натянуть тетиву на который мог только он сам.
- Лук Эрота ( Купидона ), стрелы из которого приносили любовь.
- В индийском эпосе
- Гандива ( ) — лук Арджуны в « Бхагават-гите ».
- Виджая — лук Карны , оружие, с которым некогда Индра победил демонов .
- Пинака (или Аджагава) — лук Шивы .
- Шарнга («роговой») — лук Кришны ( Вишну ) .
- Лук Камадевы , стрелы из которого приносили любовь.
Стрелы
Стрелы обычно символизируют свет высшей силы. И в Древней Греции, и в доколумбовой Америке они обозначали солнечные лучи .
- Анджалика — название стрелы, которой Арджуна сразил Карну.
- Пашупата («освященное Пашупати ») — стрела Шивы.
- Существовало несколько мифов, объяснявших появление на небе созвездия Стрелы :
- Золотая стрела — на этой стреле летал Абарис , жрец Аполлона, изначально принадлежала этому богу.
- Стрела из омелы — этой стрелой по наущению Локи слепой бог Хёд убил светоносного бога Бальдра .
- Стрела Париса , поразившая в пятку ахейского героя Ахилла (« Ахиллесова пята »). Полёт стрелы был направлен самим Аполлоном .
- Стрелки-Блискавицы — были даны Заре Перуном для защиты от Чернобога [ неавторитетный источник ]
Иное метательное оружие
- Сударшана — диск Кришны , атрибут Вишну , выкован Тваштаром .
- Праща Давида , камнем из которой был убит филистимлянин Голиаф (1 Цар. 17).
Прочее холодное оружие
- Гамбантейн (Gambantein) — посох (дубинка) Гермода (Hermod), скандинавская мифология.
- Гурза’и гав-сар (گرزه [ی] گاو سار, gurza 'i gav-sar, «бычьеголовая булава») — булава Фаридуна (Faridun), персонажа « Шахнаме ». Оружие также принадлежало и Рустаму .
- Карнвеннан (Carnwennan, Carnwenhau, «гость») — нож или кинжал короля Артура.
- Топор (Culhwch) — принадлежал Кухулину, был настолько острым, что заставлял кровоточить воздух.
- Палица Геракла , подарок Дедала , вариант — сделана Гераклом из вырванного им с корнями в Немейской роще твёрдого как железо, ясеня. Служила объектом поклонения древних греков — её изображали отдельно на монетах, в виде палицы изготавливали терракотовые алтари .
Молоты
Серпы
- Серп Кроноса , которым он оскопил отца. Выкован тельхинами из адаманта , мог разрезать всё, что угодно.
- Серп, который, согласно «Книге Апокалипсиса», будет использоваться Сыном Человеческим для душ при конце света .
Кнуты и плётки
- Золотая плётка-семихвостка Альбериха (Albrîchene geisel swaere von golde), которой он разбил щит Зигфрида .
- Кнут кельтского солнечного бога Огмия (Ogmios), мог контролировать движение планет.
- Кнут-самобой в русских сказках обращает человека в лошадь и разгоняет вражье войско .
Неназванные виды оружия
- Употребляется в мифах по имени собственному, типологическая принадлежность — загадочна.
- Сияющее Оружие, Сияние Ашшура — оружие Асархаддона и его сына Ашшурбанипала , оружие, испускающее яркое, ослепительное сияние, было частью головного убора богов, употреблялось в битвах против Египта. Оно же — у Салманасара : «Я воевал с Могучей Силой, которую дал мне Ашшур, повелитель мой; и с сильным оружием, дарованным мне Нергалом , что направляет меня». От оружия Ашшура, гласят надписи, исходило «сияние ужасное». Вражеские воины бежали с поля боя, увидев «ужасное Сияние Ашшура, объявшее их» .
- Оружие тридцати — предположительно, гарпун , который Хор пустил в Сета и ранил его в тестикулы . Имел странный, практически невероятный наконечник — сначала выстреливал передний, самый большой снаряд, а потом два другие снаряда поменьше .
- Молния Зевса .
- В индуизме
- Агнея — мифическое огненное оружие Агни
- Антардхана («исчезновение») — легендарное оружие, применением которого можно было заставить исчезнуть предметы и препятствия, оружие Куберы .
- («голова Брахмы ») — мифическое оружие, описанное в «Махабхарате»; называется также Пашупата или Раудра . Действие его ужасно и наделено чудовищной силой, в конце Юги оно испепеляет Вселенную, а последствия его применения в бою — поражение зародышей в женщинах. По одной версии — огненная стрела, по другой версии — сильнейший яд, добытый из глубин океана и выпитый Шивой для спасения мира, по третьей — пламя, заключённое в стебле травинки.
- Бхаума — мифическое оружие богини земли.
- Вайавъя («принадлежащий богу ветра Вайю») — вид мифического оружия, находящегося под покровительством бога Вайю и обладающего мощью ветра .
- Оружие Грома — принадлежало Индре .
- Шакти (Sakti) — оружие Карны , данное ему Индрой .
Доспехи
- Бабр-е Байан (Babr-e Bayan) — непроницаемое для оружия, огня и воды одеяние Рустама из « Шахнаме ».
- Вигар (Wigar) — имя доспехов короля Артура ( Лайамон , «Брут»).
- Доспехи Ахилла , выкованные Гефестом .
- Доспехи Беовульфа , выкованные Вейландом .
-
Доспехи
Тора
, включавшие Пояс Могущества, удваивавший его силы, и железные перчатки, благодаря которым он мог держать Мьёллнир.
- Мегин-гьорд ( ) — пояс.
- Иарнгрейпер (Iarngreiper) — перчатки.
- Шкура Немейского льва , носилась Гераклом как доспех, так как её невозможно было пробить оружием.
- Рубашка Гоибниу — защищала как доспех.
Щиты
- Античные щиты
- Эгида Афины и Зевса.
- Анкил — щит Марса.
-
В античной поэзии, начиная с Гомера, традиционным стало подробное описание щита героя и изображений на нём:
- Щит Ахилла , выкованный Гефестом — в XVIII песне « Илиады » Гомера.
- Щит Геракла — в приписанной Гесиоду поэме VI в. до н. э. «Щит Геракла».
- Щит Аякса с семью слоями бычьей кожи — в VII песне « Илиады » Гомера.
- Щит Энея — в VIII книге « Энеиды » Вергилия.
- Щит Диониса — в XXV песне поэмы Нонна « Деяния Диониса ».
- Зеркальный щит Персея , в котором он смог увидеть Горгону и не превратиться в камень.
- Щиты кельтов и рыцарских романов
- Дубан (Dubán, «чёрный») — чёрный щит Кухулина .
- Ламтапад («Быстрая рука») — щит Коналла Кернаха . По другим источникам — щит Брикрен («Пёстрый»).
- Крода (Cróda, «кровавый») — щит Кормака (предположительно, Кормака, сына Конхобара).
- Охайн (Ochain) — щит Конхобара (Conchobor).
- Уинебгуртихер (Wynebgwrthucher) — щит короля Артура в « Мабиногионе ». Он же называется Придвен (Pridwen) у Джеффри Монмутского (в « Мабиногионе » Придвен оказывается именем корабля Артура). В другом варианте зовётся Госвит (Goswhit).
- Щит Ланселота , дан ему Владычицей озера , излечивал рыцаря от усталости и давал ему силу троих мужчин.
- Щит Галахада , изготовлен королём Ивлейком (Evelake), украшен красным крестом, написанным кровью Иосифа Аримафейского .
- Заколдованный щит Абима, мавра из « Песни о Роланде », украшенный драгоценными камнями, добытыми сатаной .
- Щиты в славянском мире
- Щит Яровита , славянского бога военной ярости и плодородия, огромный и обтянутый золотом, был неприкосновенным в мирное время, и приводил к победам во время военное .
- Скандинавские щиты
- Свалинн ( ) — в скандинавской мифологии щит, стоящий перед солнцем.
- Скреппинг (Skrepping, Skrep, Skrepping) — щит Видрика Верландсона (Виттиха, ) (Vidrik Verlandson; Wittich), датская баллада . Другой вариант его имени — Бортинг (Borting).
- Щит Тьмы , использовался Хёдом для защиты от бога Вали .
Шлемы
- Госвит (Goswhit, «белоснежный, как гусь») — шлем короля Артура по Лайамону.
- Кат Барр (Cath Barr, Caṫḃárr, Cathbhárr) — шлем Луга , с одним драгоценным камнем позади и двумя впереди.
- Шлем Рустама (« Шахнаме »), на котором была закреплена голова белого гиганта Див-е-Сепида (Dive-e Sepid).
- Шлем-невидимка , выкованный циклопами для Гадеса , использовался Персеем .
- Исторические шлемы
- Шлем св. Вацлава — шлем X—XI веков, приписываемый чешскому князю Вацлаву. Национальная реликвия Чехии.
- Шлем Ярослава Всеволодовича — шлем князя Ярослава Всеволодовича , один из древнейших сохранившихся древнерусских шлемов ( Оружейная палата ).
- «Шапка Ерихонская» (Государственный шлем Российской империи), изображение которой входило в Полный государственный герб Российской империи , парадный шлем царя Михаила Фёдоровича , по последним исследованиям, выполнявший функцию воинского венца русских царей, имеет в основе колпак из иранского булата XIV в., ( 1621 г., мастер Никита Давыдов, Оружейная палата ) .
- Шлемы из германского фольклора
- Бланк (Blank, сверкающий) — шлем Видрика Верландсона (Виттиха) (Vidrik Verlandson; Wittich), датская баллада . Варианты имени — Grib, Bierthing, Blanck, Birting.
- Венерант (Venerant, Uenerant)) — шлем Роланда по немецким источникам.
- Лимме (Limme) — шлем, выкованный Вейландом для его сына Виттиха.
- Тарнхельм ( , Tarnkappe) — шлем-невидимка, выкованный гномами в « Кольце Нибелунга » Рихарда Вагнера .
- Хильдигримр (Hildigrimr, Hildegrim) — шлем Тидрека (Thidrek — Дитриха Бернского) в «Саге о Тидреке» («Thidrekssaga»). Ярко сверкал круглым драгоценным камнем.
- Хулидсхельм (Huliðshjálmr) — шлем карликов.
- Эгисхельм , Шлем-страшило (Ægis-helm, ægishjálmr, «шлем ужаса») — служил Фафниру , чтобы отпугивать возможных похитителей его сокровища, захвачен Зигфридом . Другой шлем Зигфрида принадлежал Дреду (Helm of Dread).
Примечания
- ↑ Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки
- ↑
- ↑
- ↑
- . Дата обращения: 29 октября 2017. 22 января 2018 года.
- ↑ . Дата обращения: 2 октября 2013. 1 июля 2007 года.
- ↑ . Дата обращения: 3 октября 2013. 31 августа 2013 года.
- . Дата обращения: 2 июля 2008. 15 сентября 2008 года.
- Burdge, Anthony; Burke, Jessica. Weapons, Named // (англ.) / . — Routledge , 2006. — ISBN 978-0-415-96942-0 .
- ↑
- Карл Густав Юнг. Символы трансформации
- ↑ []
- от 4 октября 2013 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2781 день])
- от 4 октября 2013 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2781 день])
- ↑ . Дата обращения: 2 июля 2008. Архивировано из 4 августа 2008 года.
- . Дата обращения: 3 июля 2008. 3 августа 2008 года.
- . Дата обращения: 14 июня 2008. Архивировано из 20 июля 2008 года.
- ↑ . Дата обращения: 3 декабря 2007. 9 декабря 2007 года.
- . Дата обращения: 15 июня 2008. 4 августа 2008 года.
- Le «Pic de Lune» est une étrange lance qui fut remise aux peuplades pictes par l’encore plus étrange divinité «Jack», un habitant de la lune. La pointe de la lance a été taillée dans un morceau de pierre lunaire. C’est le Concile des Humbles qui a le pouvoir de désigner le Gardien du Pic de Lune.
- 13 августа 2007 года.
- . Дата обращения: 2 декабря 2007. Архивировано из 13 декабря 2007 года.
- . Дата обращения: 2 декабря 2007. 2 августа 2008 года.
- от 5 октября 2013 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2781 день])
- . Дата обращения: 2 июля 2008. 5 декабря 2007 года.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ . Дата обращения: 2 июля 2008. 17 октября 2007 года.
- [lib.ru/POEEAST/EVRIPID/evripid1_8.txt Эврипид. Геракл]
- . Дата обращения: 2 июля 2008. 21 июня 2008 года.
- И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. (Откр. 14; 14). И иной Ангел, имеющий власть над огнём, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нём ягоды. (Откр. 14; 18)
- ↑ . Дата обращения: 2 июля 2008. 19 сентября 2008 года.
- Дата обращения: 3 июля 2008. 29 мая 2016 года.
-
Архиепископ шпорит лошадь рьяно,
С разгона на Абима налетает,
Бьёт в щит, который дивно изукрашен:
Горят на нём бериллы и топазы,
Алмазы и карбункулы сверкают.
Сам сатана добыл их в Валь-Метасе,
Абиму ж их эмир Галафр доставил. - Фаминцын А. С. Божества древних славян
- ↑ . Дата обращения: 14 июня 2008. Архивировано из 5 декабря 2008 года.
- . Дата обращения: 2 июля 2008. 15 сентября 2008 года.
См. также
Библиография
- Ричард Ф. Бёртон. Книга мечей, 2007
Ссылки
- (недоступная ссылка)
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2020-09-13
- 1