Славяне
- 1 year ago
- 0
- 0
Восто́чные славя́не — культурно-языковая, этноисторическая общность славян , говорящих на восточнославянских языках . Обладает языковыми и этнографическими особенностями, отличающими её из остального славянского мира .
Восточные славяне являются не географическим, а этноисторическим понятием. Считается, что история восточного славянства начинается с периода, когда из общеславянского (правянского) языка начал выделяться самостоятельный восточнославянский язык — по лингвистическим данным в VII—VIII веках . Восточнославянские племена , которые, по мнению большинства учёных, успели слиться в единую народность , составили основное население Киевской Руси . В результате последующего политического расслоения восточных славян, к XVII веку сформировались (в порядке убывания численности) три народа : русский , украинский , белорусский . Иногда в четвёртый восточнославянский этнос выделяются русины . Некоторыми ранними исследователями также употреблялось обозначение русские славяне .
О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин отсутствие собственной письменности ( глаголица была создана около 863 года специально для славянских языков Византией) и удалённость от культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские, арабские и персидские письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.
Оригинальных восточно-славянских (древнерусских) документов, датируемых до XI века, сохранилось крайне мало, и среди признанных академической наукой нет ни одного, датируемого до IX века. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения — летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроник. Из ныне известных самой ранней является « Повесть временных лет » — летописный свод, составленный на рубеже XI и XII веков и включивший в себя не дошедшие до нас более ранние русские летописи, устные предания и византийские документы. Текст, предшествующий ПВЛ (т. н. «Начальный свод»), частично сохранился в составе Новгородской I летописи . Однако из-за того, что в центре внимания летописцев находилась прежде всего история Древнерусского государства ( династии Рюриковичей ), основные сведения по славянам касаются полян и новгородских словен , тогда как данные об остальных племенах крайне фрагментарны .
Датированная часть летописи начинается с 852 года, хотя вся хронология IX—X веков является условной и может отличаться от истинной .
Вопрос прародины славян остаётся дискуссионным ( см. Этногенез славян ). Предположительно, перед началом Великого переселения народов славяне входили в состав населения пшеворской культуры . На западе славяне граничили с германским и кельтским племенным миром, на востоке с миром балтийских и финно-угорских племён, на юге и юго-востоке с сарматами . Некоторые исследователи полагают, что в эту эпоху ещё существовал непрерывный балто-славянский континуум, то есть эти народы ещё не вполне разделились. В то же время, в период экспансии кривичей в Смоленском Поднепровье, ранее существовавшая в этом регионе тушемлинская культура , об этнической принадлежности которой археологи разделились во взглядах, была заменена чисто славянской археологической культурой, а тушемлинские городища были уничтожены, так как славяне в этот период в городах ещё не жили .
В первом тысячелетии славяне вступали в контакт с другими этническими группами, перемещавшимися по Восточноевропейской равнине в период великого переселения народов . Между I и IX веками степи Северного Причерноморья (« Дикое поле ») в западном направлении пересекали сарматы , готы , кочевые гунны , аланы , авары , булгары и мадьяры .
Вообще, в эпоху славянской экспансии, в VII—VIII вв., в Восточной Европе появилось много городищ , тогда ещё не заселённых славянами . Та же тушемлинская культура создала тип городищ-убежищ, которые не имели постоянного населения и служили лишь укрытием, детинцем, для защиты от нападений. Города финно-угорских племён меря и весь , Ростов и Белоозеро , служили им как политические центры, место пребывания вождей и сбора ополчения. Старая Ладога появилась, по-видимому, как укреплённый опорный пункт скандинавов и с самого начала была крепостью. Старая Ладога , Новгород и Белоозеро были главными опорными пунктами для Рюрика и его дружины в период призвания варягов .
Причины экспансии славян в Европе обсуждаются исследователями в рамках гипотез. Среди версий наиболее часто озвучиваются демографический взрыв, вызванный потеплением климата или появлением новой техники земледелия, а также Великое переселение народов , которое кардинально изменило этнополитическую ситуацию в центральной Европе в первые века нашей эры в ходе вторжений германцев , сарматов , гуннов , авар , булгар и самих славян
В V—VII веках славянские земледельцы, пчеловоды , охотники, рыбаки и пастухи широко распространились по Восточноевропейской равнине и к VIII веку стали доминировать в данном регионе. Их многочисленные племена географически разделились на южных , западных и восточных, которых ждали разные исторические судьбы.
Восточные славяне двумя потоками наводнили Восточную Европу. Одна группа племён расселилась в бассейне Днепра на территории современной Украины . Затем она распространилась на север к верховьям Волги , к востоку от современной Москвы , и на запад к долинам северного Днестра и Южного Буга по территориям современных Молдавии и южной Украины.
Другая группа восточных славян переселилась из Померании на северо-восток , где столкнулась с варягами. Здесь они и основали важный региональный центр Великий Новгород . Та же группа славян впоследствии населила территории современной Тверской области и Белоозера , достигнув ареала народа меря возле Ростова .
В VIII и IX вв. южное ответвление восточных славянских племён платили дань хазарам , позже перешли под влияние варягов .
Данные советской археологической науки зафиксировали момент оформления в IX столетии на территории восточных славян трёх центров: на северо-западе (псковские кривичи, словене, весь), в землях вятичей и северян, в среднем Поднепровье (земли полян) .
К XII веку территория Древнерусского государства из конгломерата славянских и неславянских племён, в разное время подчинённых династией Рюриковичей , превратилась в пространство этнически относительно однородное. Дальнейшие миграции сложившегося в эту эпоху древнерусского народа по-прежнему были преимущественно направлены на северо-восток , где редкое финно-угорское население не могло оказать этому процессу существенного сопротивления. К концу домонгольского периода новгородцы и жители Владимиро-Суздальского княжества освоили Заволочье , славянское население которого быстро прибывало после того, как южно-русские княжества оказались под ударом монголо-татар. К концу монголо-татарского ига русские города Нижний Новгород , Хлынов , Чердынь и Соликамск обосновались на Волге , Вятке и в бассейне Камы .
Вследствие политического разделения древнерусской нации после монголо-татарского нашествия , она разделилась и в этническом отношении на русский , украинский и белорусский народы. Миграции их продолжались и далее, вплоть до XX века. В XVI—XVII веках русские заселили среднее и нижнее Поволжье , бассейн Дона , освоили Средний и Южный Урал и Сибирь , подчиняя и частично ассимилируя местное население. К XVIII в. русские и украинцы вытеснили в Крым татарское население Северного Причерноморья, заселили бассейны рек Кубань и Яик , к XIX веку проникли в Прибалтику , Финляндию , на Кавказ , в Среднюю Азию , на Аляску и в Калифорнию .
В XX веке массовая эмиграция из постреволюционной России в 1917—1928 годах, из СССР и постсоветской России привела к образованию значительных общин восточнославянского населения в Западной Европе и Америке, а также концентрации их (в основном русских) в некоторых других странах.
По данным археологии, к раннеславянским относят пражскую , корчакскую , пеньковскую , колочинскую и киевскую культуры, самая ранняя из которых, киевская, со II—III веков н. э. являлась северным соседом более развитой и полиэтничной черняховской культуры , ассоциируемой с Великой Моравией [ источник не указан 546 дней ] и государством Германариха . Редкие, немногочисленные и недолговременные поселения славян были расположены «в необычных топографических условиях: в местах низких, зачастую ныне затопляемых во время половодий» . Материальная культура славян раннего Средневековья была чрезвычайно непритязательной даже для той сравнительно примитивной эпохи. Славяне жили в небольших квадратных полуземлянках из брёвен с печами-каменками, объединённых в селища, то есть поселения не были укреплёнными и пригодными для обороны. При приближении неприятеля славяне, по-видимому, просто скрывались в лесах и водоёмах своей страны, оставляя на разграбление свои небогатые дома. Керамика была ограничена горшками грубой лепной работы, металлических изделий было мало, и их практически никогда не клали в могилы.
Такое описание раннеславянской культуры в соответствии с данными археологии хорошо совпадает с письменными источниками того времени, суммированными Гиббоном (XVIII в.) и другими авторами: «…хижины строились или, вернее, скрывались в глубине лесов, на берегах рек и болот, и мы сделаем им честь, если сравним их с постройками бобров; подобно этим последним, они имели по два выхода — один на сушу, а другой в воду, для того, чтобы облегчить бегство их диких обитателей… Своим грубым довольством славяне были обязаны не столько своему трудолюбию, сколько плодородию почвы, а поля, которые они засевали пшеницей и птичьим просом, доставляли им, вместо хлеба, грубую и менее питательную пищу» (то есть кашу). Редкое и скрытное расселение, защищавшее их лучше всяких городских стен, славяне в эту эпоху сочетали с партизанской тактикой и стратегией боевых действий. «Они сражались пешими и почти нагими и не носили никаких оборонительных доспехов, кроме тяжёлого щита; оружием для нападения служили для них лук, колчан с маленькими отравленными стрелами и длинная верёвка, которую они ловко закидывали издали и затягивали на неприятеле в петлю. В сражениях пехота славян была страшна быстротою своих движений, своей ловкостью и смелостью: они плавали, ныряли и могли долго оставаться под водой при помощи выдолбленных тростниковых трубочек, сквозь которые вдыхали в себя воздух, так что нередко устраивали засады в реках и озёрах» . Возможно, именно такая стратегия войны и рассредоточения своего населения среди лесов и водоёмов оказалась наиболее успешной в эпоху Великого переселения народов и создала для славян преимущества, обеспечившие их широкую экспансию в Центральной и Восточной Европе.
К V в. на месте киевской культуры и в других регионах к северу, востоку, западу и югу от неё возникает целый ряд родственных культур, таких как корчакская , колочинская и др. Славяне, оказавшиеся в результате миграций IV—V вв. в бассейнах озёр Чудское и Ильмень, сформировали культуру псковских длинных курганов . Эта культура находилась под сильным влиянием автохтонных угро-финских и балтских народов, от которых переняла специфический погребальный обряд и некоторые особенности керамики, но в целом образ жизни славян изменился мало .
Предки псковских кривичей , с которыми ассоциируют культуру псковских длинных курганов, занимались в V—VIII вв. подсечно-огневым земледелием, их практически квадратные бревенчатые полуземлянки с печами-каменками все также могли находиться у берега реки, хотя для могильников уже выбирали высокие места, природные холмы или искусственные курганы, расположенные преимущественно в отдалении от рек и озёр. Аналогичного образа жизни на первом этапе своего расселения в этом же регионе (не ранее VIII в.) придерживались славяне, принадлежавшие к культуре новгородских сопок , которых считают предками ильменских словен . Они занимались пашенным земледелием, разводили овец, крупный рогатый скот и лошадей. Две славянские культуры в бассейне озера Ильмень в течение длительного времени существовали чересполосно, сближаясь медленно, что и было зафиксировано первым русским летописцем . Окончательный переход псковских кривичей на образ жизни, присущий ильменским словенам, произошёл лишь к X—XI вв.
Среди восточных славян укреплённые города раньше всего, по-видимому, появились у ильменских словен в V веке (исходя из археологических данных в городке на Маяте ). Первые городища у полян и северян возникли в регионе Киева и Чернигова уже к VII—VIII в. , что говорит о, по меньшей мере, частичном отказе от прежней стратегии рассеянного и скрытного проживания среди лесов. Об этом же говорит и тот факт, что в VIII—IX вв. во всех других восточнославянских землях существовало не более двух десятков городов, в то время как только на Левобережье Днепра их было около сотни. Основание главного славянского города этого региона, Новгорода , летописец относит к 862 г. В эту же эпоху городища появляются и на территориях прочих восточнославянских племён (см. Древнерусские города ). Так, северяне , проживавшие на территории современных Воронежской, Белгородской и Курской областей, наряду с селищами в IX—X вв. строили укреплённые поселения, преимущественно у слияния крупных рек (см. Роменско-борщёвская культура ). В X веке появилась крепость неподалёку от возникшего позже города Смоленска ( Гнёздовский археологический комплекс ).
Несколько особняком стоят ранние славянские городища, создание которых приписывают племенным союзам дулебов и антов . Археологически они представлены соответственно Пражско-корчакской и Пеньковской культурами. Целый ряд таких городищ пражско-корчакской (Зимино, Лежница, Хотомель , Бабка, Хильчицы, Тушемль ) и пеньковской (Селиште, Пастырское) культур существовал в VI—VII вв. на обширной территории от границ современных Польши и Румынии до Днепра. Пражско-корчакские городища представляли собой окружённый деревянной стеной участок с одним зданием, составлявшим часть общей стены городища. В них не было земледельческих орудий, и городища, по-видимому, сооружали для сбора и размещения военного отряда. Пеньковские городища могли иметь внутри стен до двух десятков сооружений и были крупными для своего времени торгово-ремесленными и административными центрами. Центр территории, контролируемой дулебами (Зимино, Лежница) находился в бассейне Западного Буга; географический центр пеньковской культуры приходится на Поднепровье, но главная крепость антов (Селиште) была расположена в западной части этого ареала, близ границ Византии (в современной Молдавии) . Раннеславянские городища были разрушены аварами в VII веке , после чего не строились до X века.
Как наиболее ранний из известных славянских объединений можно привести в пример Антский союз — политическое и военно-племенное славянское или западнобалтское объединение, состоявшее из племён антов и существовавшее с IV до начала VII века (602 год ).
Сохранились сведения о войнах в IV веке славян с готами . Великое переселение народов со 2-й половины IV века привело к глобальным миграциям этнических групп. Славянские племена на юге, подчинённые ранее готами, покорились гуннам и, вероятно, под их протекторатом, начали расширять область своего обитания к границам Византийской империи на юге и германским землям на западе, вытесняя готов в Крым и Византию.
В начале VI века славяне стали совершать регулярные набеги на Византию, в результате чего о них заговорили византийские и римские авторы ( Прокопий Кесарийский , Иордан ). В эту эпоху у них уже существовали крупные межплеменные союзы, которые формировались преимущественно по территориальному признаку и были чем-то большим нежели обычное родоплеменное сообщество. У антов и карпатских славян впервые возникли укреплённые городища и другие признаки политического контроля над территорией. Известно, что авары , которые сначала покорили причерноморские ( антов ) и западнославянские племена, долго не могли разрушить некий союз «склавинов» с центром в Закарпатье, а их вожди не только вели себя гордо и независимо, но даже казнили за дерзость посла аварского кагана Баяна . Вождь антов Мезамир также был убит во время посольства к аварам за дерзость, проявленную перед лицом кагана.
Основаниями для славянской гордости были, очевидно, не только полный контроль над своей и прилегающими также славянскими территориями, но и их регулярные, опустошительные и преимущественно безнаказанные набеги на задунайские провинции Византийской империи, в результате которых карпатские хорваты и другие племена, по-видимому, входившие в союз антов, частично или полностью переселились за Дунай, обособившись в ветвь южных славян . Дулебы также расширили пределы контролируемых ими территорий на запад до современной Чехии и на восток — до Днепра. В конце концов авары подчинили и антов, и дулебов, после чего вынудили воевать с Византией в своих интересах. Их племенные союзы распались, об антах с VII века больше не упоминалось, а от дулебов, по предположению некоторых современных историков, отделилось несколько других славянских союзов, в том числе поляне .
Позднее часть восточнославянских племён ( поляне , северяне , радимичи и вятичи ) платили дань хазарам . В 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммед в ходе победоносной войны с Хазарией дошёл до некой «славянской реки» (очевидно, Дона ) и захватил в плен 20 000 семей местных жителей, среди которых были славяне. Пленники были угнаны в Кахетию , там они подняли восстание и были перебиты .
« Повесть временных лет » перечисляет двенадцать восточнославянских племенных союзов, которые к IX веку существовали на обширной территории между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне , древляне , дреговичи , радимичи , вятичи , кривичи , ильменские словене , дулебы (позднее известные как волыняне и бужане ), белые хорваты , северяне , уличи , тиверцы .
В VIII веке с началом эпохи викингов в Восточную Европу начали проникать варяги. К середине IX в. они обложили данью не только Прибалтику, первой подвергшуюся регулярным нашествиям, но и многие территории между Балтийским и Чёрным морями . В 862 году , согласно летописной хронологии ПВЛ , предводитель руси Рюрик был призван на княжение одновременно чудью (финно-угорскими народами, населявшими Эстонию и Финляндию), весью и обоими славянскими племенами, обитавшими с ними по соседству: псковскими кривичами и ильменскими словенами . Рюрик обосновался среди славянских сёл в крепости, близ которой позже возник Великий Новгород . Его легендарные братья получили княжения в племенном центре веси Белоозере и центре кривичей Изборске. К концу своей жизни Рюрик расширил владения своего рода до Полоцка , Мурома и Ростова , а его преемник Олег к 882 году захватил Смоленск и Киев . Титульным этносом нового государства сделался не какой-либо из славянских или угро-финских народов, а русь , варяжское племя, об этнической принадлежности которого идут споры. Русь выделялась как отдельный этнос ещё при ближайших преемниках Рюрика , князьях Олеге и Игоре , и постепенно растворилась в славянском народе при Святославе и Владимире Святом , оставив своё имя восточным славянам, которым они теперь отличались от западных и южных (подробнее см. статью Русь ). Одновременно Святослав и Владимир завершили объединение восточных славян в своём государстве, присоединив к нему земли древлян , вятичей , радимичей , Туров и область Червенской Руси .
Помимо восточнославянских племён, по территории современных России, Украины и Беларуси также расселились и другие племена — такие как меря вокруг Ростова и на озере Клещинском или Переславском, мурома на Оке, мещёра , мордва на юго-восток от мери, ливь в Ливонии, чудь в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру, нарова на Нарве, ямь или емь в Финляндии, весь на Белоозере, пермь в Пермской губернии, югра на Оби и Сосве и печора на реке Печора. Некоторые из вышеперечисленных племён уже исчезли, однако некоторые существуют и по сей день. Эти племена оказали большое влияние на развитие современных восточнославянских стран, смешав с ними свои обычаи и свою культуру.
У восточных славян длительное время бытовал семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанный с погребальным культом. Прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие делились на две категории: « чистых » покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на « нечистых » — умерших насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети, умершие некрещёными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых («мертвяков» — отсюда происходят много суеверий, связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:
Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян. Самыми древними являлись Перун , Велес и Мокошь .
Многие исследователи согласны, что потом Перун стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами, неизвестно . Считается, что после принятия христианства в 988 году образ Перуна стал связываться с Ильёй-пророком . Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия , а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.
В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через объединение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном .
«И нача княжити Володимер въ Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы, и провожаху сыны своя и дъщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля Руска и холмо-ть»
Из других богов, которые упоминаются в летописях и некоторых других источниках, можно назвать ряд — Сварог , Даждьбог , Хорс (солнечные божества), Род и рожаницы , — этимология и происхождение которых неясны .
В литературе упоминаются иногда другие божества и боги, но часть из них не может считаться богами в строгом смысле этого слова (См. Умирающий и воскресающий бог : третий этап — начало обожествления духа зерна, ему даётся имя, но упоминается он лишь при праздновании того или иного ритуала) — Ярило , Кострома , Кострубонько и др.
Другие божества и боги являются «плодом ошибок и фантазии» (В. Н. Топоров) — Лада -Ладо, Лель , Полель, Похвист и пр. Многие фольклористы, лингвисты и этнографы даже употребляют термин — « кабинетная мифология » .
Из низшей мифологии можно выделить лешего — враждебная человеку сила, олицетворявшая лес и таившуюся в ней опасность; водяного — страх перед водой, полудницу — полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, так как обычай требует сделать перерыв.
Спорным был вопрос о русалках . Многие считали русалку то олицетворением воды, то духом утопленницы. Неясным оставалась и этимология самого слова. Сегодня можно считать доказанным латинское происхождение названия праздника Русалий , от которого произошло слово «русалка» , а образ возник из слияния как водяных духов, берегинь, водяниц и пр.
По данным Y-хромосомы , мтДНК и аутосомному маркеру CCR5de132 генофонд восточных и западных славян (словаков и чехов) практически идентичен на всём протяжении расселения с запада на восток, что согласуется и с лингвистической близостью славянских языков, демонстрируя значительные отличия от соседних финно-угорских, тюркских и северокавказских народов . Вместе они составляют основу «восточноевропейского» , в который входят также иноязычные венгры и аромуны . Исключением являются только поляки и северные русские , которые относятся к другому, «североевропейскому» генетическому кластеру вместе с балтами , германскими и прибалтийско-финскими народами. При этом северные русские ближе к балтам, чем к западным финским этносам .