Interested Article - Пантеон (Москва)

Пантео́н в Москве — неосуществлённый проект мемориальной усыпальницы , « памятника вечной славы великих людей Советской страны ». В него планировалось перенести саркофаги Владимира Ленина и Иосифа Сталина , а также «останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлёвской стены » .

История

Решение о создании

Внешние изображения
Проекты Пантеона

После смерти Иосифа Сталина 5 марта 1953 года прошло заседание комиссии по похоронам, на котором было решено подготовить проект постановления о строительстве Пантеона . Постановление было принято 6 марта и опубликовано в прессе на следующий день .

В целях увековечения памяти великих вождей Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина, а также выдающихся деятелей, захороненных на Красной площади у Кремлёвской стены, соорудить в Москве монументальное здание – Пантеон – памятник вечной славы великих людей Советской страны. По окончании сооружения Пантеона перенести в него саркофаг с телами В. И. Ленина и И. В. Сталина, а также останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлёвской стены, и открыть Пантеон для широких масс трудящихся . ЦК КПСС и Совет Министров СССР

Конкурс проектов

10 марта архитектор Николай Колли предложил масштабный проект, согласно которому общая площадь Пантеона составляла 500 тысяч м². Для саркофагов с телами Владимира Ленина и Иосифа Сталина отводился главный зал площадью 2000—2500 м², а для урн — зал от 3000 до 4000 м². Также предусматривались служебные помещения для персонала .

По своей архитектурно-художественной композиции здание Пантеона должно быть увязано с силуэтом будущего Дворца Советов , высотным зданием в Зарядье и исторически сложившейся архитектурой Кремля . В архитектурно-художественной обработке здания Пантеона должны найти широкое применение монументальная скульптура, барельефы, мемориальные доски, монументальная живопись и мозаика, отражающие подвиги и дела великих деятелей Коммунистической партии и Советского государства в Великой Октябрьской социалистической революции , в борьбе за строительство социализма, в Великой Отечественной войне , в строительстве Коммунизма .

Согласно генеральному плану реконструкции столицы планировалось расширить Красную площадь, и Николай Колли предложил установить Пантеон на месте Государственного универсального магазина (ГУМ) . Однако вариант отклонили, поскольку правительственная трибуна на Пантеоне оказывалась напротив существующего мавзолея. Колоннам войск во время парадов пришлось бы проходить с равнением налево, что не соответствовало установленному порядку. Второй вариант предполагал использование Софийской набережной . При этом Пантеон занимал бы наиболее центральное и хорошо доступное место в столице и мог быть виден из многих точек города, а два больших моста через Москву-реку связали бы его территорию с Красной площадью и площадью Дворца Советов. Единственным минусом являлась удалённость Пантеона «от исторически сложившегося мемориального центра столицы и центральных площадей Москвы» .

25 марта для организации проектирования Пантеона была создана комиссия президиума Академии архитектуры СССР . Николая Колли назначили первым заместителем председателя, архитектора Сергея Чернышова — вторым. В качестве альтернативы участники комиссии предложили следующие места для строительства Пантеона: Исторический музей , Манежную площадь , Лужники и Ленинские горы . Вариант Николая Колли с привязкой к Красной площади получил наибольшую поддержку. Под строительство отвели обширную территорию в Китай-городе «между улицами Куйбышева , 25 Октября , зданием ГУМа, площадью Дзержинского и Политехнического музея ». При возведении Пантеона должны были ликвидировать десятки исторических зданий столицы . Позже президиумом ЦК было сделано уточнение: «Пантеон соорудить в Москве, в трёх с половиной километрах южнее нового здания МГУ на землях Воронцовского витаминного института» .

Комиссия объявила открытый конкурс на составление проекта здания Пантеона со сроком подачи работ до 1 ноября 1953 года. В нём участвовали как профессиональные архитекторы Иван Боголепов , Александр Власов , Владимир Гельфрейх , Иван Жолтовский , Григорий Захаров , Николай Колли , Борис Мезенцев , Константин Мельников , Михаил Минкус , Ашот Мндоянц , Аркадий Мордвинов , Леонид Поляков , Михаил Посохин , Александр Рочегов , Лев Руднев , Александр Хряков , Дмитрий Чечулин , Зоя Брод , Зинаида Чёрнышова и другие, так и любители .

В рамках конкурса были рассмотрены десятки проектов. Некоторые из них, предложенные непрофессионалами, отличались экстравагантностью .

Заморозка проекта

8 июня Николай Колли передал председателю Госкомитета СССР по делам строительства подготовленную счётно-проектную документацию, а 11 июня представил подробную информацию об объёмах существующих мавзолеев и пантеонов. Дальнейших документов о Пантеоне на 2018 год не обнаружено, также неизвестно, кто и почему остановил реализацию проекта . Предположительно, постановление было принято в спешке, из-за чего не получило развития и в последующие годы проект не обсуждался . В апреле 1955 года Александр Твардовский написал в дневнике, что Пантеон «словно канул в забвение среди насущных дел». По мнению специалистов, причинами прекращения работы над проектом оказалась борьба Никиты Хрущёва с «архитектурными излишествами проектов сталинского времени» и сделанный им же доклад на XX съезде КПСС с осуждением культа личности Сталина .

30 августа 1960 года Совет Министров РСФСР опубликовал Постановление № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР », в котором мавзолей Ленина и некрополь у Кремлёвской стены были причислены к памятникам культуры России и взяты под охрану государства. После этого Постановление от 6 марта 1953 года о создании Пантеона формально утратило свою силу .

Современность

С 1990-х годов в некоторых средствах массовой информации периодически поднимался вопрос о создании Пантеона с целью перезахоронения останков Владимира Ильича Ленина и погребённых в некрополе людей. По мнению общественных деятелей, этот вариант стал бы самым безболезненным для ликвидации «большевистского кладбища» в центре Москвы . В 2012 году с подобным предложением выступило общероссийское общественное движение «Народный собор» .

Примечания

  1. , с. 2.
  2. .
  3. .
  4. Никита Петров. . Новая газета (12 июля 2013). Дата обращения: 23 марта 2018. 25 января 2018 года.
  5. .
  6. .
  7. , с. 153–156.
  8. , с. 23—34.
  9. Александр Добровольский. . Московский комсомолец (29 октября 2008). Дата обращения: 12 мая 2018. 18 мая 2018 года.
  10. .
  11. / Совет Министров РСФСР . — 1960. — 30 августа.
  12. Аргументы и факты (13 ноября 2012). Дата обращения: 10 мая 2018. 19 мая 2018 года.

Литература

  • Бессонов В. Советский социалистический пантеон // Московский журнал. — 1991. — № 2. — С. 13—16.
  • Бушин В. . — М. : Алгоритм, 2012. — 240 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-4438-0103-2 .
  • Зенькович Н. А. . — М. : Олма-Пресс, 1998. — 480 с. — 7000 экз. ISBN 5-87322-705-5 .
  • Калиниченко В. . — М. : Центрполиграф, 2017. — 384 с. — ISBN 978-5-227-07488-1 .
  • О сооружении Пантеона памятника вечной славы великих людей Советской страны // название архива= Архив Президента Российской Федерации . Ф. 45. Оп. 1. Д. 1486. Л. 153-156.
  • / Совет Министров РСФСР . — 1960. — 30 августа.
  • // Вечерняя Москва : газеты. — 1953. — 7 марта ( № 56(8878) ). — С. 2 .
  • Программа и условия конкурса на лучший проект сооружения в г. Москве Пантеона – памятника вечной славы великих людей Советской страны // Архитектура СССР : журнал. — 1954. — Сентябрь ( № 09 ). — С. 23—34 .
  • Радзинский Э. С. . — М. : Полиграфиздат, АСТ, Астрель, Времена 2, 2011. — 416 с. — 5000 экз. ISBN 978-5-17-069815-8 , 978-5-271-33814-4, 978-5-4215-2068-9.
  • Regina Khidekel. Lazar Khidekel and Suprematism. — Prestel Publishing, 2014. — ISBN 978-3-7913-4968-8 .

Ссылки

Источник —

Same as Пантеон (Москва)