Interested Article - Цыгане

Цыга́не (распространённое самоназвание рома , ед. ч. ром ) — этническая группа или народ в основном в Европе , также в Азии , Северной Африке , Северной и Южной Америке и Австралии . Происходят из северной Индии . Большинство рома говорит на той или иной форме цыганского языка , тесно связанного с современными индоарийскими языками северной Индии, а также на основном языке конкретной страны проживания или языке окружающего населения . Верующие в Центральной и Западной Европе, Америке и Австралии — в основном католики и протестанты , на Балканах, в Азии и Африке — в основном мусульмане - сунниты , в Восточной Европе, включая Россию и Румынию — в основном православные .

Предполагается, что группы предков цыган покинули Индию в результате неоднократных миграций; цыгане проживали в Персии к XI веку, в Юго-Восточной Европе к началу XIV века и в Западной Европе к XV веку . Первые сведения о цыганах в России относятся к XVIII веку . Ко второй половине XX века цыгане расселились на все обитаемые континенты . Родственные европейским цыганам группы проживают также в странах Ближнего Востока.

Численность цыган в мире, по разным оценкам, составляет от 12 до 18 млн человек, в том числе в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе — 7—8 млн человек . Одно из самых многочисленных этнических меньшинств в Европе .

Распространённое самоназвание цыган — ром, рома , хотя используются и другие этнонимы : синти , мануш («люди»), кале («чёрные») и др. В качестве обобщающего названия на политическом уровне для всех европейских цыган используется обозначение рома .

На цыганскую культуру оказали существенное влияние культуры других народов. Однако сложившиеся цыганские традиции составляют краеугольный камень цыганской идентичности. Предпринимался ряд попыток конструировать национальную идеологию цыган, например, концепция «безгосударственной нации» .

Культурные и социальные отличия цыган от окружающего населения, а также распространённые в обществе мифы о цыганах являются причинами высокого уровня антицыганизма .

Изучением цыган занимается цыганология (цыгановедение).

Этнологическая характеристика

Гадание по картам, Польша, Антони Козакевич , 1884

По мнению цыгановеда Л. Н. Черенкова , цыгане не могут быть квалифицированы как диаспора , то есть народ, рассеянный за пределами своей исторической родины . Цыгане представляют собой полноценный этнос, формированию которого способствовали как этнические, так и профессиональные факторы .

Этнологи-цыгановеды Е. А. Марушиакова и Веселин Попов (Болгария) определяют цыган как МЕГРЭО — . Это обозначение характеризует особенности мозаичного расселения цыганских групп среди населения разных стран и связанные с этим особенности формирования их современных идентичностей.

По мнению Н. В. Бессонова , цыгане Европы (народ, проживающий на её территории около 800 лет) являются европейским национальным меньшинством и должны считаться одним из коренных европейских народов .

Цыгановеды Л. Н. Черенков и Стефан Ледерих отмечали, что, вопреки распространённому стереотипу, бóльшая часть цыган всегда жила оседло. Эпитет «кочевое племя» является лишь романтичным клише. По данным статистики и исторических источников, концентрация цыган была и остаётся наиболее высокой в Восточной Европе и на Балканах, в регионе, для которого характерен оседлый образ жизни. Цыгане проживали в отдельных посёлках и особых городских кварталах (махалах). Цыгане карпатской «метагруппы» в обозримом прошлом вовсе не кочевали .

Цыганский термин гаджо , «не-цыган», является исконно индийским. Первоначальная форма — гавджа . И в современных цыганских диалектах слово гав означает деревню, на основании чего предполагается происхождение термина, который стал основой антитезы «ром — гаджо». Гав-джа в начальном значении — «житель деревни», «крестьянин». Предположительно, предки цыган вели кочевую или полуоседлую жизнь. В этот период появилось противопоставление оседлым земледельцам .

Черенков и Ледерих также указывали, что выпрашивание милостыни в качестве промысла характерно только для маргинальных цыганских групп, которые утратили язык и старинные традиции .

К числу основных традиционных занятий принадлежат ремесло и торговля. Развитыми ремёслами являются кузнечество (в частности, были распространены посёлки кузнецов), ювелирное и лудильное мастерство, изготовление металлической посуды. Начиная со Средневековья цыгане занимались также дрессировкой животных — мужчины (заклинание змей и вождение медведя, которым были заняты отдельные группы — урса́ры , от рум. urs — «медведь») и гаданием — женщины .

В традиционной культуре имеет место патрилинейный род, который включает до 800 человек. В среде синти этот род именуется штама , в среде кэлдэраров и кишинёвцев вица , русскими цыганами родо , крымскими чанг, тухумя . У кочевых групп община представляет собой кочевой табор , включающий до 25 кибиток или шатров, который возглавляет вожаком; решение спорных вопросов осуществлял суд пожилых мужчин ( сэндо, крис ). Доход разделялся между всеми членами общины, в том числе неработоспособными. Иногда сохраняются большие семьи. Семейный уклад является строго патриархальным. Имеют распространение такие обычаи, как взаимопомощь и гостеприимство, сватовство (включая колыбельный сговор), обмен дочерьми, брачный выкуп и умыкание .

В областях наиболее плотного расселения и сохранения общинных традиций руска рома сохраняют в наибольшей степени соционормативные основы своей традиционной культуры, в первую очередь этнический суд . Семьи руска рома, имеющие давние традиции оседлости, занимаются разведением домашнего скота и огородничеством . В советский период работали в колхозах. Не считая сэрвов , у русских цыган раньше и сильнее других этнических групп проявился распад традиционной социальной организации, что выразилось, в частности, в укорочении родовой памяти с 10 до 3—4 поколений. У руска рома встречается наибольшее количество семей, хорошо интегрированных в русскую культуру, и лиц, имеющих среднее профессиональное и высшее образование, что, однако, остаётся нечастым явлением. В большей степени распространено использование письменных форм коммуникации, чтение печатной продукции .

В некоторых регионах Европы, в особенности на западных её окраинах (Великобритания, Пиренейский полуостров), цыганоязычные общины отказались от своего языка в пользу языка большинства населения, но сохранили лексику, производную от цыганской, в качестве способа идентификации, внутригруппового кода. Такие коды, например, Angloromani (Великобритания), Caló (Испания) или Rommani (Скандинавия), обычно рассматриваются как парацыганские .

Цыгане в качестве сообщества в настоящее время формируют собственный национальный нарратив на уровне отдельных стран и в международном плане .

Региональные этнические группы

Кэлдэрарская семья. Фото начала XX века

Региональные группы Западной и Центральной Европы включают:

  • кале́ , самоназвание, ед. ч. кало — «чёрный»; языки преимущественно испанский и португальский; проживают в основном на Пиренейском полуострове, юге Франции, в Латинской Америке;
  • мануш ; преимущественно французский язык; проживают в основном во Франции;
  • синти ( синто, синта , по имени предводителя XV века Синдела); проживают в основном в Германии, Северной Италии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах, Швеции;
  • польские цыгане ( польска рома );
  • ( лотвы, лотфитка рома ) .

Региональные группы Юго-Восточной Европы:

  • кэлдэрары , рум. căldărari , или котляры — «котельщики» — выходцы из Трансильвании ; среди них различались локальные группы, или нэции : унгрикэ ром , сформировавшиеся в Венгрии, дободжяя — в Добрудже, молдовая — в Молдавии, сербияя — в Сербии, грекуря — в Греции, мачвая — в России;
  • ловари , самоназвание — ловаря, унгри — выходцы из Венгрии; в середине XIX — начале XX века кэлдэрары и ловари расселились по всей Европе и в большинстве стран Америки, а также в Австралии .

Цыгане Балкан — группы арлия, румелиа, фичира, джамбаза .

Цыгане в Ивановской области

В России выделялись:

  • русские цыгане , самоназвание руска рома — потомки цыган, мигрировавших в XVIII веке из Германии и Польши; включает ряд субэтнических групп: псковска рома , смоленска рома , сибирска рома и др.);
  • влахи , самоназвание влахуря — выходцы из Валахии ; включают субэтнические группы: астраханские, пятигорские, ставропольские влахи и др.;
  • кишинёвцы — выходцы из Молдавии; включают субэтнические группы: донские кишинёвцы , брыздяя в Центральной России и др.;
  • сэрвы — от «сербы», по другой версии, — от рум. «крепостные» — выходцы с Балкан; включают субэтнические группы: поволжские сэрвы и украинские сэрвы коваля и );
  • крымские цыгане татарские цыгане, татарче, хорахая, аюджи — «медвежатник»; самоназвания крымитика рома, крымуря .

В Армении и в странах Кавказа проживают две субэтнические группы цыган:

Л. Н. Черенков и Стефан Ледерих на исторических и лингвистических основаниях объединили цыганские этногруппы Европы в четыре крупные общности: балканскую, влашскую, карпатскую и северную .

Среднеазиатские цыгане , или люли ; самоназвания: мугат, джуги, гидайгар, гарибшо, гурват, мазанг .

Группа дом — цыгане арабоязычных стран и Израиля; язык домари .

Цыгане Египта и Алжира — группы нури, халаби, матакли, мирджани, масалиби, ганджари .

В Европе существует ряд этнических групп, близких по образу жизни к цыганам, однако иного происхождения — в частности, ирландские трэвеллерс , центральноевропейские ениши . Местные власти, как правило, рассматривают их как разновидность цыган, а не как отдельные этносы.

Этнонимы

Экзоэтнонимы цыган в европейских языках
Самоназвания цыган

Наиболее распространённое самоназвание цыган, вынесенное ими из Индии — ром или рома у европейских цыган, дом у цыган Ближнего Востока и Малой Азии , лом — у цыган Армении . Все эти названия восходят к индоарийскому d’om с первым церебральным звуком. Церебральный звук , условно говоря, представляет собой нечто среднее между звуками «р», «д» и «л».

По другой версии, ром происходит от ромеи византийцы .

Происхождение названия цыгане как экзонима (то есть со стороны окружающего населения) условно возводится к XI веку, к «Житию святого Георгия Афонского » (датировано 1100 годом, описывает события 1054 года). Условно, так как ряд историков высказывает сомнения в том, что под упомянутыми в документе атцинганами (от греческого αθίγγανος, ατσίγγανος — «неприкасаемый») подразумеваются предки современных цыган, а не одна из еретических сект того времени. В любом случае, в дальнейшем это название закрепилось как одно из распространённых обозначений европейских цыган.

Англичане традиционно называли их Gypsies (от Egyptians — «египтяне»), испанцы gitanos (также от Egiptanos — «египтяне»), французы bohémiens («богемцы», «чехи»), gitans (искажённое исп. gitanos ) или tsiganes (заимствование от греч. τσιγγάνοι , цинга́ни ), немцы Zigeuner , итальянцы zingari , голландцы zigeuners , венгры cigány или fáraók népe («фараоново племя»), крымские татары çingene , азербайджанцы qaraçılar («чёрные»), грузины ბოშები ( бошеби ), мингрелы ჩაჩანეფი ( чачанефи ), армяне Գնչուներ ( гнчунер ), боша, финны mustalaiset («чёрные»), казахи долы , сығандар , узбеки люли , сигонлар , баски erromintxela , ijitoak ; албанцы jevgjit («египтяне»); евреи צוענים ‎ (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; персы کولی (коли́); литовцы čigonai ; латыши čigāni ; болгары цигани ; эстонцы mustlased (от эст. must — чёрный). В настоящее время всё большее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, рома́ ( англ. Roma , чеш. Romové , фин. romanit и др.).

Таким образом, во внешних по происхождению названиях цыганского населения преобладают три:

  • отражающие ранние представления о них как о выходцах из Египта ;
  • искажённые версии византийского прозвища атсинганос (в значении «гадатели, маги»);
  • обозначения «черноты» как отличительной особенности внешности, сделанные на разных языках (что характерно, одно из самоназваний цыган также переводится как «чёрные»).

История

Происхождение

Исторические миграции цыган по письменным источникам
Миграция цыган в Европу

Длительное время достоверные сведения о происхождении цыган были неизвестны. В XVIII—XIX веках бытовали различные донаучные версии их истории, в которых предполагалось, что цыгане происходят из Персии, Ассирии, Северной Африки, Занзибара, с Кавказа, Дуная, с Украины или из Чехии (Богемии) .

Согласно лингвистическим данным, цыгане являются потомками выходцев из Индии, мигрировавших из неё во второй или, по другим гипотезам, в первой половине 1-го тысячелетия н. э., предположительно, несколькими потоками. Исследователи считают их предками кочевые группы населения Индии — представителей каст дом, чамари, лохари, канджари, банджари .

Цыгановед Л. Н. Черенков отрицал теорию нескольких волн миграции, в рамках которой считается, что предки цыган вышли на Запад разными группами в течение нескольких веков. Если рассматривать цыганский язык без влияний европейских языков, он представляет собой язык единой этнической группы. В случае, если из Индии в разные периоды мигрировали представители касты дом, зотты и раджпуты, а затем уже в Европе смешались в цыганский народ, то каждая группа принесла бы с собой свою грамматику и лексику, чего не наблюдается. Современный романэс демонстрирует согласованность исходного наречия. Кроме того, более поздние волны при их наличии принесли бы с собой арабские заимствования (из персидских земель, завоёванных в VII веке мусульманами), чего лингвисты также не наблюдают. Путь мигрантов из Индии по территории Персии, Армении и далее прослеживается благодаря заимствованиям из местных языков. Это движение не было равномерным .

Средние века

Позднее цыгане мигрировали через территорию Средней Азии, Афганистана, Ирана и Армении. Один поток прошёл в Египет и Алжир, расселившись на территории исламской культуры. Часть цыган к X—XI веках мигрировала в Византию , где они приняли христианство и сформировали общее самосознание. В XII—XIII веках цыгане распространились на Балканах .

В византийских источниках начала XIII века упоминаются некие атцингане ( греч. αθίγγανος, ατσίγγανος — «неприкасаемый») — «волшебники … которые вдохновлены сатанинским искусством и делают вид, что предсказывают неизвестное» .

Первое прибытие цыган за пределами Берна в XV веке, описанное летописцем как getoufte heiden («крещёные язычники»). Цыгане изображены с тёмной кожей, в одежде в стиле сарацин и оружием ( , стр. 749)

Предположительно, под натиском турок-османов в начале XV века цыгане мигрировали в Центральную и Западную Европу. Впервые они появились в Южной Чехии (1411), в Базеле и Гессене (1414), в Трансильвании и Молдавии (1417). Часть миграционного потока была направлена в Южную Германию (Регенсбург и Аугсбург — 1418), другая часть прошла через Прагу и Дрезден (1418) в Гамбург, Любек и Росток и направилась к Мецу и Страсбургу, Парижу (1427), мигрировала в Англию (1430) и Шотландию (1500). Другая часть прошла через Северную Италию к Риму (1422), часть — через Савойю и Южную Францию на территорию Испании (1425). Предположительно, цыгане мигрировали через территорию Европы и раньше, поскольку в Англии проживают сходные группы — тинкеры («лудильщики»). В начале XVI века цыгане мигрировали в Швецию и Великое княжество Литовское .

В процессе расселения по Европе цыгане распространяли миф о том, что они являются паломниками , подвергающимися притеснениям христианами, которые пришли из «Малого Египта». Вероятно, речь шла о Южной Греции , однако благодаря этому их долгое время считали египтянами (ср. экзо этнонимы цыган англ. Gypsies — «египтяне», венг. Fáraók népe — « фараоново племя»). Предполагается, что миф о цыганах как о притесняемых христианах обеспечил им покровительство папы римского .

Эдвин Лонг , «Просители. Высылка цыган из Испании », 1872

Позднее образ жизни, связанный с гаданием и попрошайничеством , а также культурные различия с местным населением вызвали развитие антицыганских мифов, а затем и дискриминацию и гонения против них. С конца XV века государства Европы начали принимать антицыганские законы. Первыми стали Испания (1482) и Германия (1498) .

С конца XV века в Дунайских княжествах упоминается обращение рома в рабство , в основном военнопленных. В этих странах было разработано обширное законодательство, классифицировавшее рома по различным группам в соответствии с их задачами в качестве рабов .

Новое время

К XVI веку многие цыгане, жившие в Центральной и Восточной Европе , работали музыкантами, мастерами по металлу и служили солдатами .

В 1504 году антицыганский закон был принят во Франции , в 1530 — в Англии , в 1536 — в Дании , в 1541 — в Шотландии , в 1549 — в Чехии , в 1588 — в Польше , в 1637 — в Швеции .

По мере расширения Османской империи жившие в ней цыгане низводились на самую низкую ступень социальной лестницы, поскольку считалось, что они «не имели никакой явной постоянной профессиональной принадлежности» .

В XVI веке в королевской Венгрии во время турецкой оккупации власть вела строгую антицыганскую политику, поскольку цыгане считались подозрительными как турецкие шпионы или предатели. Они были изгнаны из многих мест и всё чаще переходили к кочевому образу жизни .

В 1538 году антицыганские законы были изданы в Моравской марке . В 1541 году после серии пожаров в Праге король Чехии Фердинанд I приказал изгнать цыган из своего королевства.

В 1545 году Аугсбургский рейхстаг объявил, что «тот, кто убьёт цыгана, не будет виновен в убийстве» . Последующее массовое истребление цыган, имевшее место по всей Священной Римской империи , позже побудило правительство «запретить утопление цыганских женщин и детей» .

В Англии (англ.) запрещал въезд в страну цыганам и требовал от тех цыган, которые проживали в стране, покинуть её в течение 16 дней. Невыполнение этого требования могло привести к конфискации имущества, лишению свободы и депортации. Акт 1530 года был дополнен , который предписывал цыганам отказаться от своей «порочной, праздной и нечестивой жизни и общества» и перейти к оседлому образу жизни. Согласно толкованию акта Тайным советом тех, кто не переходил к оседлости, дозволялось казнить «в назидание другим» .

В 1660 году Людовик XIV запретил цыганам проживать во Франции .

В 1710 году Иосиф I , император Священной Римской империи, издал указ против цыган, согласно которому «всех взрослых мужчин следует вешать без суда, а женщин и молодых мужчин — сечь и изгонять навсегда». Кроме того, в Королевстве Богемия мужчинам-цыганам следовало отрезать правое ухо; в Моравской марке — левое ухо. В других частях Австрии им выжигали на спине клеймо в форме виселицы. Эти увечья позволяли властям установить цыган во время их второго ареста. Указ поощрял местных должностных лиц организовывать охоту на цыган через взимание штрафа в размере 100 рейхсталеров с тех, кто этого не выполнял. Любой, кто помогал цыганам, наказывался принудительными работами на срок полгода. Результатом стало массовое истребление цыган по всей Священной Римской империи. В 1721 году Карл VI внёс в указ поправки, предписывавшие казнь взрослых женщин-цыганок и изъятие детей в приюты «для обучения» .

Печатное объявление о продаже цыган-рабов на аукционе. Бухарест , Валахия , 1852 год: «Монастырём св. Илии на продажу выставлен первый лот цыган-рабов, 8 мая 1852 года, состоящий из 18 мужчин, 10 мальчиков, 7 женщин и 3 девочек: в прекрасном состоянии»

В 2007 году правительство Румынии учредило комиссию по изучению рабства цыган в XVIII—XIX веках, которыми владели князья, местные землевладельцы и монастыри. Эта официально легализованная практика была впервые задокументирована в XV веке . Рабство цыган было объявлено вне закона в румынских княжествах Молдавия и Валахия около 1856 года .

В 1774 году Мария Терезия , эрцгерцогиня Австрии, издала указ, запрещающий браки между цыганами. Если цыганка выходила замуж за нецыгана , ей необходимо было предъявлять доказательства «прилежного домашнего хозяйства и знакомства с католическими принципами»; мужчина-цыган «должен был доказать свою способность обеспечивать жену и детей»; «цыганские дети старше пяти лет должны были быть изъяты и воспитаны в нецыганских семьях» .

В России в 1783 году цыгане были отнесены к государственным крестьянам, но им было позволено приписывать себя к любому сословию . Как пример сравнительно хорошего положения цыган иногда приводится историческая ситуация в России . В Российской империи цыгане не преследовались по национальному признаку, существовало богатое цыганское купечество , городские цыгане роднились с дворянскими семьями, включая царскую семью. Русская литература восхищалась «цыганской свободой» и национальным характером. Кочующие цыгане часто зимовали в крестьянских домах .

Цыганская семья в тюрьме , 1864. картина (англ.) . Моделью послужила настоящая семья заключенных в Германии

В 1866 году в США во время дебатов в Конгрессе по поводу принятия Четырнадцатой поправки к Конституции , которая должна была ввести предоставление гражданства любому лицу , родившемуся на территории США, было высказано возражение, что в результате этого гражданство получат цыгане и другие группы, которые некоторые считали нежелательными. Однако поправка была принята .

Правительства регулярно ссылались на мелкие кражи, совершаемые цыганами, в качестве оправдания их контроля и преследования. В 1899 году в Мюнхене под руководством (нем.) была создана (нем.) . Служба каталогизировала данные по цыганам всех немецкоязычных земель. Результаты были опубликованы в «Цыганской книге» («Zigeuner-Buch») Дильмана 1905 года, которая позднее использовалась в качестве оправдания геноцида цыган . Он описал цыган как «чуму» и «угрозу», но при этом почти все названные в книге «цыганские преступления» заключались в нарушении границ владений и краже продовольствия . Официально служба действовала до 1970 года.

В 1912 году в Германии был создан националистический Германский орден, член которого считали его началом « ариогерманского религиозного возрождения» в деле создания «расово чистой» германской нации, откуда требовалось исключить «паразитические и революционные элементы (евреев, выродков и цыган)». Германская нация, по их мысли, должна была править «низшими расами». В качестве символов организации использовались рунические знаки и левосторонняя свастика .

Новейшее время

В XX веке цыгане больше интегрируются в общество, в частности, участвуют в выборах .

В СССР цыгане имели доступ к образованию и трудовым местам. Было востребованным и популярным цыганское искусство, от сельского клуба до правительственного концерта в Кремле . Сформировалась цыганская интеллигенция, получившая международное признание . В 1920—1930-е годы в СССР был принят ряд постановлений, направленных на переход цыган к оседлому образу жизни. Создавались цыганские колхозы. В Москве, Ленинграде и ряде других городов действовали цыганские школы. Работал Цыганский педагогический техникум .

В 1925 году в СССР цыганскими активистами был поднят вопрос создания цыганской автономии . Руководство Всероссийского союза цыган неоднократно ставило вопрос создания цыганского национального района, который должен развиться до цыганской автономной республики . В рамках обсуждении проекта Конституции 1936 года поднимался вопрос создания цыганской национальной советской республики . Идея создания цыганской территориальной автономии в те годы получила некоторую поддержку кочующих цыган . В 1936 году совещание Советом Национальностей ЦИК СССР было принято решение начать подготовительную работу в направлении создания цыганской автономии. Было издано соответствующее Постановление Президиума ВЦИК. Проводились комплексное обследование мест возможного национального образования в Западно-Сибирском крае , а также ряд других подготовительных работ . Рассматривалось несколько территорий в регионах Поволжья, Урала и Сибири . Организованный в Куйбышевском крае цыганский колхоз «Нэви бахт» («Новое счастье») предполагался как база для цыганского района . Смена курса советской национальной политики в 1937 году и отказ от районирования по национальному признаку отменили планы по созданию цыганской автономии .

К лету 1933 году десятки цыганских таборов сосредоточились в окрестностях Москвы в поисках пропитания . Летом 1933 года органы ОГПУ провели массовую депортацию кочующих цыган из окрестностей Москвы, что проводилось в рамках общих действий властей по «зачистке» столицы и крупных городов от «нежелательного антисоциального и деклассированного элемента». Основанием стало Постановление СНК СССР от 20 апреля 1933 года об организации трудовых поселений. В рапорте на имя Генриха Ягоды от 10 июля 1933 года его автор Израиль Плинер , занимавший тогда занимал пост помощника начальника ГУЛАГа НКВД СССР , называл депортированных «иностранными цыганами» .

С конца 1930-х до 1970-х годов в СССР научное изучение цыган было под фактическим запретом .

В нацистской Германии и во время Второй мировой войны в других странах Европы, оккупированных Германией, был осуществлён геноцид цыган , в результате которого нацистами и их пособниками уничтожено от 0,5 до 1,5 млн человек . В годы Великой Отечественной войны Советская армия и партизаны спасали цыганский народ от истребления немецкими нацистами и их пособниками .

В 1956 году СССР принял закон о запрете кочевого образа жизни. Позднее такие законы были приняты в других странах соцлагеря . Все эти меры способствовали включению цыган в современное общество .

8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся Первый всемирный цыганский конгресс, на котором присутствовали делегаты из 30 стран. В том же году в Лондоне был создан Международный союз цыган (International Romani Union) . Главными итогами конгресса стало самоопределение цыган — признание себя единой нетерриториальной нацией и принятие цыганских национальных символов: флага и гимна ; был учреждён Международный день цыган — 8 апреля .

В Испании при режиме Франко (1936—1975) цыганам запрещалось занимать определённые рабочие места и собираться в группы более четырёх человек .

В 1989 году создано Московское цыганское культурно-просветительное общество «Романо кхэр» («Цыганский дом»). Затем возникли другие цыганские организации . В 1999 году создана общероссийская общественная организация « Федеральная национально-культурная автономия российских цыган » .

В 1995 году при ОБСЕ организован Контактный пункт по проблемам рома и синти. В 1996 году при Совете Европы создана группа специалистов по проблемам цыган и кочевников . В ноябре 2004 года был организован Европейский форум цыган и кочевников (European Roma and Travelers Forum) .

С конца XX века в результате политических и экономических изменений происходит рост миграции цыган в Западную Европу и Россию (из других стран бывшего СССР ), сопровождаемый усилением антицыганизма, что в совокупности привело к маргинализации цыган .

В 2010 году правительство Франции осуществило депортацию цыган . Эта акция вызвала различную реакцию политиков, журналистов и обывателей. Франция объясняет свои действия возросшим числом преступлений, совершаемых цыганами, которые в основном приезжают не работать, а промышлять попрошайничеством, воровством и наркоторговлей. Французское правительство осуществило депортацию румынских цыган на родину, мотивируя это тем, что они жили в нелегальных поселениях. Европейский союз осудил действия французских властей, отметив, что рома являются крупнейшим этническим меньшинством в Европе, где проживают от 10 до 12 миллионов представителей этого народа, из них около 8 миллионов — в странах Евросоюза. Отмечается, что цыгане «часто становятся жертвами насилия, расизма, дискриминации, а потому являются общественными изгоями и живут в условиях крайней бедности, не имеют доступа к медицинскому обслуживанию, образованию, сталкиваются с проблемами трудоустройства» .

Геноцид цыган

Цыганская девочка Йоханна Шмидт. Родилась в Лейпциге в 1937 году. Замучена доктором Йозефом Менгеле во время «медицинского эксперимента» 6 июня 1943 года
Запрос, в котором Йозеф Менгеле требует предоставить ему для «исследования» голову 12-летнего ребёнка. Из архива цыганского сектора лагеря Освенцим

Антицыганизм и преследование цыган достигли своего пика в 1935—1945 годах, когда нацисты и их пособники организовали и осуществили уничтожение от 200 тысяч до 1,5 млн цыган на территории Германии , а затем во время Второй мировой войны — и других стран Европы . Из них около 30 тысяч были гражданами СССР.

В отношении рома и синти нацистская политика определялась псевдонаучными расистскими теориями и представлением о египетском происхождении цыган. Хотя цыгане представлялись очень низкими в расовом отношении, считалось, что они имеют некоторые отдалённые «арийские» корни, которые, однако, были впоследствии «испорчены».

Согласно Нюрнбергским расовым законам 1935 года евреи лишались гражданства, у них конфисковывалось имущество, под запрет попадали их сексуальные отношения и брак с « арийцами ». Эти законы также были распространены на цыган. Цыганские общины рома в Центральной и Восточной Европе были менее организованы, чем еврейские, поэтому мобильные отряды уничтожения, перемещавшиеся из деревни в деревню, как правило, оставляли мало материалов о количестве убитых цыган, хотя в некоторых случаях были получены существенные документальные доказательства массовых убийств . Реальное количество жертв геноцида установить сложно. По оценкам историков, нацистами и их пособниками было убито от 220 000 до 500 000 цыган — от 25 % до более 50 % цыганского населения Европы того времени . Более основательное исследование, проведённое (англ.) , показало, что число погибших составляло около 1,5 миллиона .

Уничтожение началось со стерилизации цыган (вторая половина 1930-х годов). Нацисты выработали несложный способ стерилизации женщин — укол в матку грязной иглой. Медицинская помощь после этого не оказывалась, несмотря на возможные тяжёлые осложнения. Это приводило обычно к мучительному воспалительному процессу, чреватому заражением крови и смертью. Такому методу стерилизации подвергались не только взрослые женщины, но и девочки. Нацисты испытывали интерес к цыганам из-за того, что это был народ, относящийся к индоариям. Среди цыган редко, но встречались люди с голубыми глазами, в Дахау у таких цыган могли удалить глаза для изучения «непонятного феномена». В лагере смерти Дахау по указанию Г. Гиммлера был поставлен опыт над 40 цыганами по обезвоживанию организма. Ставились и другие опыты, приведшие к инвалидности или смерти подопытных.

Расовый антрополог Эва Юстин , известная исследованиями евгеники цыган, статистики их наследственных заболеваний и социальной адаптации провела эксперимент над 41 ребёнком полуцыганского происхождения, которых с самого детства воспитывали без контакта с цыганской культурой. В результате своих исследований Юстин пришла к выводу, что из цыганских детей невозможно воспитать полноценных членов немецкого общества. После завершения эксперимента все 41 ребёнок были депортированы в цыганский отсек лагеря в Освенциме , позже в лагерь прибыл доктор Йозеф Менгеле , который ставил над некоторыми из детей эксперименты, остальные были убиты в газовых камерах , в живых остались только 2 ребёнка. Менгеле ставил опыты и на других цыганских и еврейских детях, особенно на близнецах . В числе прочих экспериментов он заставлял цыганских детей прыгать с 10-метровой высоты и наблюдал, как ломаются кости и деформируется позвоночник .

С осени 1941 года на оккупированных нацистской Германией территориях СССР наряду с массовыми убийствами евреев начались массовые убийства цыган. Айнзацгруппы уничтожали встреченные на их пути таборы . Начиная с весны 1942 года уничтожались не только кочевые цыгане, но также и оседлые семьи. Несколько позже геноцид по национальному признаку дополнился акциями «антипартизанской войны». В 1943—1944 годах цыгане уничтожались вместе со славянами при сожжении «партизанских деревень», при борьбе подпольщиками в городах. Наиболее массовые истребления цыганского населения зафиксированы на Западной Украине (см. также Бабий яр ), в Смоленской , Ленинградской и Псковской областях. Зарубежные исследователи считают, что на оккупированной территории СССР было убито не менее 30 тысяч цыган .

В Протекторате Богемии и Моравии в результате геноцида было уничтожено большинство носителей (англ.) . В конечном итоге это привело к исчезновению диалекта в 1970 году со смертью его последнего известного носителя, Ханы Шебковой. В Дании, Греции и некоторых других странах сопротивление коренного населения препятствовало запланированным депортациям и истреблению цыган. Но в большинстве завоёванных нацистской Германией государств, например, в прибалтийских странах, сотрудничество местных жителей с немцами способствовало уничтожению почти всех местных цыган. В Хорватии организованный усташами геноцид пережило лишь незначительное число цыган и евреев.

С советской стороны, во время Великой Отечественной войны из Крыма вместе с крымскими татарами были депортированы их единоверцы, крымские цыгане ( кырымитика рома ).

Цыгане выступили не только пассивными жертвами. Цыгане СССР участвовали в военных действиях как пехотинцы , танкисты , водители , лётчики , артиллеристы , медицинские работники и партизаны ; в Сопротивлении состояли цыгане Франции , Бельгии , Словакии , Балканских стран , а также находившиеся там во время войны цыгане из Румынии и Венгрии .

Цыганский язык

Цыганские диалекты

Цыгане говорят на цыганском языке индоиранской группы индоевропейской семьи, распадающемся на ряд диалектов , обычно владеют также языками народов, среди которых живут оседло или кочуют.

Цыганский язык сложился в условиях изоляции от близкородственной индоарийской языковой среды, сохранив основной древнеиндоарийских языков и типологическую близость со среднеиндийскими и языками.

, пройдя разный миграционный путь, говорят на различных диалектах , в большей или меньшей степени подвергшихся влиянию окружающих языков в области лексики , фонетики и синтаксиса . Длительное пребывание на территории Византии способствовало проникновению в цыганский язык некоторых черт, общих для многих языков, распространённых на Балканах : артикль , способ выражения форм инфинитива и др.

Современные диалекты различаются по критериям фонетических и грамматических инноваций по сравнению с праязыком. В свою очередь, внутри каждой из крупных диалектных зон существуют многочисленные диалекты, различающиеся в основном лексикой (иногда и морфемами), заимствованными из языков среды проживания. Различия в заимствованной лексике и грамматических инновациях препятствуют взаимопониманию даже между цыганами одной диалектной зоны, но говорящими на разных диалектах, за исключением простых разговоров на бытовые темы.

Различаются четыре крупнейших диалектных зоны:

  • северная (синти, русские рома, скандинавские цыгане, финские цыгане, прибалтийские цыгане);
  • центральная (диалекты Австрии и Чехии, некоторых регионов Словакии и Венгрии)
  • влашская ( влахи , кэлдэрары , ловари );
  • балканская (цыгане Сербии, Болгарии, Крыма);
  • сэрвицкий диалект является южным (балканским) по происхождению, однако претерпел сильное влияние северо-восточных диалектов.

Ввиду интенсивной миграции цыган влашской диалектной группы (в первую очередь, кэлдэраров) их диалектная зона по территории пересекается со всеми прочими, однако наибольшую общность обнаруживает с балканской диалектной зоной. На кэлдэрарских диалектах основаны проекты наддиалектного койне — «общецыганского языка».

В 1920—1930-е годы в СССР были предприняты попытки создать литературный цыганский язык, что определялось национальной политикой раннего Советского Союза , стремившегося поддерживать культуру малых народов. В качестве основы был использован язык этнической группы русских цыган с добавлением литературных заимствований из других диалектов. Выбор, предположительно, был обусловлен наибольшей степенью ассимилированности русских цыган, многие из которых имели начальную грамотность и в большей степени были подвержены большевистской идеологии . Согласно политике большевиков, культура угнетавшихся в дореволюционное время малых народов с приходом новой власти должна была стать социалистической по содержанию, оставаясь национальной по форме. В основном на новом литературном цыганском языке издавались и рассылались по колхозам переводы марксистско-ленинистской литературы, речей Ленина , позднее Сталина , постановления партии. Также издавалось много художественной оригинальной литературы, которая изначально писалась на цыганском языке. Однако в целом масштабы этой деятельности были незначительные .

В мире, как правило, для межэтнического общения используется диалект кэлдэрари , как наиболее широко рассеянной группы, с вкраплением слов из других диалектов.

Культура

Московский цыганский хор, руководитель Иван Григорьевич Лебедев

Традиционный женский цыганский костюм включает несшитую юбку с оборкой и сильно присборенный передник ( кытрынцы ), кофту, характерную глубоким вырезом с целью облегчить кормление детей грудью, шаль, различные золотые и серебряные украшения .

Одним из основных занятий цыган является музыка. Репертуар включает собственные таборные песни, а также песни других народов и популярные композиции из европейской профессиональной музыки XVIII—XIX веков, которые вошли в репертуар цыганских капелл, и др. Цыгане не обладают единой музыкальной культурой, однако цыганская музыка и исполнительство обладают общими чертами: гемиольные звукоряды ( венгерская , или цыганская , гамма ), микротоновая мелизматика и глиссандирование, гортанная подача звука. Таборная музыка характеризуется преимущественно как вокальная одноголосная, основными жанрами являются протяжные и быстрые танцевальные песни; и на те, и на другие оказал влияние фольклор окружающих народов. Ряд заимствованных песен также считаются таборными .

Фольклор цыган Испании оказал большое влияние на формирование фламенко . В среде венгерских цыган распространены инструментальные ансамбли (применяются скрипки, цимбалы, контрабас) и жанры ( вербункош , чардаш ). В Молдавии и Румынии обладают высоким исполнительским мастерством цыгане — лэутары .

В России в XVIII—XIX веках имели распространение так называемые цыганские хоры, поющие в русской подголосочной манере, но с сохранением характерной для таборной музыки ладовой окраски и в сопровождении гитар. Первый такой хор был создан в 1774 году по распоряжению граф А. Г. Орлова-Чесменского в Пушкино . Он получил известность как Соколовский хор , по имени своего первого руководителя, главы цыган Ивана Соколова. До настоящего времени сохраняется пение на эстраде цыганского романса . В Москве действует цыганский театр « Ромэн ». К числу известных российских цыганских музыкантов принадлежат скрипач Михаил Эрденко , певец Николай Сличенко .

Цыгане являются одними из проводников распространения народных верований и обычаев, и в районах своего расселения, например, в Румынии, они являются хранителями «национальных» обычаев, танцев и других элементов традиционной культуры, которые в значительной степени исчезли из современой сельской жизни. Рома имеют богатые устные традиции, но в силу социальных условий их письменная литература сравнительно скудна .

Религия

Цыгане в Центральной и Западной Европе, Америке и Австралии — в основном католики и протестанты , на Балканах, в Азии и Африке — мусульмане - сунниты , в Восточной Европе, включая Россию, и Румынии — православные .

Советский этнограф Лекса Мануш считал, что в цыганской лексике и поверьях можно найти значительно больше признаков, указывающих на связь с индуизмом и особенно шиваизмом . Например, для обозначения креста во многих цыганских диалектах Европы используется термин trusul ( trusil, truxul, trixul ), которое Мануш считал происходящим от атрибута Шивы тришулы .

Расселение и численность

Страны со значительным цыганским населением, чел.
более 1 млн более 100 тыс. более 10 тыс.
Процент цыган относительно населения стран Европы

Численность цыган в мире, по разным оценкам, составляет от 12 до 18 млн человек , в том числе в Европе около 10 млн человек (2019) , из них в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе — 7—8 млн человек .

Цыгане являются вторым по численности народом Венгрии (309—700 тыс. человек), третьим по численности народом Румынии (619 тыс. — 2,5 млн), Болгарии (325,3—800 тыс.), Словакии (105,7—400 тыс.) — первая цифра -данные переписей 2011 года, вторая — оценки МВД, и Украины (до 100 тыс.) .

В странах Западной Европы численность цыган составляет: Испания — до 500 тыс. человек, Франция — 400 тыс., Великобритания — до 250 тыс., Италия — до 170 тыс.

В России по данным переписи 2010 года цыганами себя назвали 205 тысяч человек. По оценкам цыган в России значительно больше — до 800 тысяч человек . До 90 % цыган проживают в Европейской части страны и на Урале .

Национальные символы

Цыганский флаг

8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие национальных символов: флага и гимна , основанного на народной песне « ». Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт . Такими символами обычно украшаются цыганские книги, газеты, журналы и сайты, один из этих символов обычно входит в логотипы мероприятий, посвящённых цыганской культуре .

В честь Первого Всемирного цыганского конгресса 8 апреля считается Международным днём цыган . У некоторых цыган есть связанный с ним обычай: вечером, в определённое время, проносить по улице зажжённую свечу.

Социальные проблемы и антицыганизм

Иллюстрация во французской газете « Le Petit Journal », изображающая цыган людоедами
Густав Брелингг , «Похищение ребёнка цыганками»

Культурные и социальные отличия цыган от окружающего населения, а также распространённые в обществе мифологические представления являются причинами высокого уровня антицыганизма, включающего враждебность, предубеждение, неприязнь и/или ненависть по отношению к цыганам, их языку и культуре. Антицыганизм может выражаться в дискриминации или гонениях по отношению к цыганам. Цыгане являются одним из немногих народов, подвергавшихся дискриминации и гонениям на протяжении всей своей истории. В новейшее время они — одна из наиболее бесправных и дискриминируемых групп населения в Европе и России .

Антицыганизм распространён как в быту, так и в рамках идеологии национализма , в особенности нацизма , а также в ряде течений неоязычества . Многие радикальные националисты считают цыган «генетически склонными к совершению преступлений » . В идеологии белого расизма они считаются генетически («расово») дефектными в результате якобы пагубных межрасовых смешений, что, по мнению расистов, является причиной их негативных качеств .

Исторически цыгане считались колдунами и людоедами .

Согласно исторически сложившемуся стереотипу , цыгане грязные и неграмотные, их язык и культура примитивны. Если речь идёт об образованном и социализированном цыгане, часто действует стереотип: считается, что он полностью ассимилирован .

Распространённым мифом является тотальная криминализированность цыган. Часто масштабы цыганской преступности и процент цыган, вовлечённых в криминальную деятельность, существенно преувеличиваются. В российских дореволюционных источниках упоминания о цыганах-заключённых встречаются лишь эпизодически. В первом послевоенном десятилетии доля цыган среди осуждённых практически соответствовала их проценту в общем населении СССР . В настоящее время в местах лишения свободы процент цыган среди заключённых также небольшой. Тем не менее, отдельные случаи преступлений, совершаемых цыганами, раздуваются СМИ, а иногда и фальсифицируются . В 2013 году проходили антицыганские демонстрации в спальном районе Май города Ческе-Будеёвице ( Чехия ), в связи с чем были организованы общественные слушания, на которых указывалось на высокий уровень преступности в районах проживания цыган. В ответ на это мэр города Юрай Тома заявил, что в районе Май он ниже, чем в других районах, особенно в сравнении с центром города . Идея генетической или культурной обусловленности цыганской преступности рассматривается учёными как миф . Традиционно и до настоящего времени цыгане часто обвиняются в похищении детей. Этот миф присутствует как в фольклоре, так и в искусстве. Такие литературные персонажи, как Эсмеральда , Фигаро , Пресьоса из новеллы Мигеля де Сервантеса в детстве были украдены цыганами. Известны также рассказы, статьи в журналах, комиксы , детские пьесы на эту тему . Основой для мифа послужило наличие в цыганских таборах светловолосых детей. В условиях традиционной многодетности бездетность была огромным несчастьем. Для бездетных цыган усыновить цыганского ребёнка было почти невозможно, поскольку в цыганской среде оставшихся без попечения детей практически не было, заботу об детях- сиротах брали на себя ближние или дальние родственники. По этой причине бездетные цыгане усыновляли не цыганских сирот, причём не путём похищения . Эта практика имеет место и в настоящее время. Светлые дети могут иметь и цыганское происхождение, что связано со смешением с другими народами. Миф о похищении цыганами детей воспроизводится и в современных СМИ .

Наряду с проблемами социальной интеграции цыган антицыганизм окружающего общества является одной из причин сравнительно низкого уровня жизни большинства цыган. Почти во всех странах проживания среди цыган очень высок уровень безработицы , они часто оказываются лишены социальных и пенсионных выплат, отстранены от общественно-политической жизни, мало участвуют в выборах .

Общественная коллегия по жалобам на прессу в качестве антицыганского рассматривает документальный фильм российского тележурналиста Бориса Соболева «Бремя цыган» 2016 года, показанный на государственном телеканале « Россия-1 », поскольку, в частности, фильм пропагандирует стереотип об имманентной связи цыган с криминальной средой, идею о том, что весь цыганский этнос является преступным, а отдельные эпизоды фильма очерняют цыганскую творческую интеллигенцию . В фильме были выявлены манипулирования фактами, статистическими данными, мнениями и явные признаки ксенофобии .

См. также

Примечания

  1. от 20 января 2013 на Wayback Machine .
  2. от 20 мая 2006 на Wayback Machine .
  3. . Дата обращения: 1 ноября 2013. 1 декабря 2007 года.
  4. . Дата обращения: 4 февраля 2023. 4 февраля 2023 года.
  5. Данные переписи. Включены также лица, указавшие принадлежность к нескольким этническим группам, включая принадлежность к цыганам. Согласно микропереписи 2016 года, 99,1 % венгерских цыган заявили также о венгерской этнической принадлежности.
  6. Vukovich, Gabriella. : [ венг. ] . — Budapest, 2018. — ISBN 978-963-235-542-9 . 9 октября 2022 года.
  7. János, Pénzes; Patrik, Tátrai; Zoltán, Pásztor István (2018). [Changes in the Spatial Distribution of the Roma Population in Hungary During the Last Decades] (PDF) . Területi Statisztika (венг.) . 58 (1): 3—26. doi : (inactive 31 May 2021). (PDF) из оригинала 27 июля 2018 . Дата обращения: 9 сентября 2021 . {{ cite journal }} : Википедия:Обслуживание CS1 (DOI неактивен с мая 2021) ( )
  8. от 18 апреля 2008 на Wayback Machine .
  9. . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  10. , с. 370—372.
  11. от 27 февраля 2008 на Wayback Machine .
  12. . Prepared by Ronald Lee, October, 1998. Roma Community Centre.
  13. .
  14. от 4 марта 2016 на Wayback Machine .
  15. .
  16. от 17 сентября 2007 на Wayback Machine .
  17. от 19 мая 2019 на Wayback Machine .
  18. . Дата обращения: 17 июня 2023. 6 апреля 2023 года.
  19. от 18 июня 2015 на Wayback Machine . Бессонов, Николай Владиславович .
  20. (англ.) . Encyclopædia Britannica .
  21. .
  22. , с. 239—256.
  23. , Бессонов Н. В. .
  24. .
  25. .
  26. , с. 18.
  27. .
  28. . Encyclopedia of Language and Linguistics 1. Oxford: Elsevier. Дата обращения: 30 августа 2009. Архивировано из 11 октября 2017 года.
  29. , с. 100.
  30. Смирнова-Сеславинская М. В. от 20 апреля 2017 на Wayback Machine . Ранние формы потестарных систем: [сборник статей] / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [отв. ред. и сост. В. А. Попов]. — Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2013. — 384 с.: ил. стр. 281
  31. , pp. 146—147.
  32. .
  33. , p. XI.
  34. , p. 2.
  35. , p. 1, 34.
  36. , p. 3—4.
  37. , p. 35.
  38. , p. 21, 24.
  39. Knudsen, Marko D. . Romahistory.com. Дата обращения: 24 декабря 2014. 17 октября 2013 года.
  40. , p. 36—37.
  41. Николай Бессонов . . от 19 февраля 2020 на Wayback Machine .
  42. . Nasdaq.com. Дата обращения: 17 мая 2012. 2 марта 2012 года.
  43. , p. 75.
  44. , Бессонов Н. В. . от 20 февраля 2020 на Wayback Machine .
  45. от 8 сентября 2019 на Wayback Machine .
  46. , 1st Session, , (1866). от 1 января 2022 на Wayback Machine .
  47. Dillmann, Alfred. Zigeuner-Buch (нем.) . — Munich: Wildsche, 1905.
  48. .
  49. , Бессонов Н. В. от 22 февраля 2020 на Wayback Machine .
  50. , с. 101.
  51. , с. 98.
  52. , с. 108.
  53. , с. 108—109.
  54. , с. 78.
  55. , с. 89.
  56. , с. 103.
  57. , с. 102.
  58. Кирилл Кожанов (цыгановед), Юлия Богатко . . Arzamas (arzamas.academy) . 25 января 2021 года.
  59. Бессонов Н. В. от 8 сентября 2019 на Wayback Machine .
  60. от 25 сентября 2011 на Wayback Machine . ЛІГА: Досье.
  61. от 22 июня 2020 на Wayback Machine . Московское бюро по правам человека .
  62. от 25 июня 2020 на Wayback Machine / Александра Вагнер. Радио «Свобода» . 18 июля 2013.
  63. Hancock, Ian. True Romanies and the Holocaust: A Re-evaluation and an overview // The Historiography of the Holocaust / Dan Stone. — Houndmills, Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2006. — P. 383—396. — 573 p. — ISBN 9781403999276 .
  64. Headland, Ronald. (англ.) . — (англ.) , 1992. — P. 63. — ISBN 978-0-8386-3418-9 .
  65. . United States Holocaust Memorial Museum (USHMM). Дата обращения: 9 августа 2011. 2 сентября 2012 года.
  66. Hancock, Ian (2005), , The Historiography of the Holocaust , Palgrave Macmillan , pp. 383—396, ISBN 978-1-4039-9927-6 , Архивировано из 9 июня 2019 , Дата обращения: 6 октября 2021
  67. Gilsenbach. Wie Lolitschei zur Doktorwürde kam. In: Feinderklärung und Prävention. 1988. S. 117.
  68. Annette Schäfer. от 25 июня 2021 на Wayback Machine . S. 306 Akademie der Diözese Rottenburg-Stuttgart.
  69. Gilsenbach. Wie Lolitschei zur Doktorwürde kam. In: Feinderklärung und Prävention. 1988. S. 117f.
  70. Юлия Богатко . . Arzamas (arzamas.academy) . 20 октября 2020 года.
  71. Данилкин А. // Тум-балалайка. — 2000. — № 15—16 . — С. 12—15 . 3 августа 2017 года.
  72. Дмитрий Скворцов. . Наше Дело (26 октября 2006). Дата обращения: 2 августа 2017. 2 июня 2017 года.
  73. Czalora Karat . (польск.) // Rrom p-o Drom. — 1995. — Nr III-IV . — ISSN . 2 августа 2017 года.
  74. Анна Анфимова. // Тум-балалайка. — 2000. — № 15—16 . — С. 10—12 . 3 августа 2017 года.
  75. (польск.) // Rrom p-o Drom. — 1994. — Nr IV . — ISSN . 17 апреля 2013 года.
  76. Николай Самулевич. // Тум-балалайка. — 2000. — № 15—16 . — С. 15—17 . 3 августа 2017 года.
  77. Бессонов Н. В. . — СПб. : Издательский дом «Шатра», 2010. — Т. 2. Вооруженный отпор. — С. 21. — 376 с. 5 мая 2014 года.
  78. , с. 78—87.
  79. . European Commission. из оригинала 26 сентября 2020 . Дата обращения: 18 апреля 2022 .
  80. . Дата обращения: 20 апреля 2023. 20 апреля 2023 года.
  81. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe’s gypsies. NY., 1972. Р. 33.
  82. Патканов К. П. Цыганы. СПб., 1887. С. 12.
  83. , Бессонов Н. В. .
  84. , Бессонов Н. В. .
  85. Бессарабские цыгане // Нива . СПб., 1875. № 42. С. 658.
  86. Ирина Петровская. . Новая газета (25 марта 2016). Дата обращения: 3 января 2022. 21 июня 2020 года.
  87. от 23 июня 2020 на Wayback Machine / Инна Денисова, Надежда Деметер . 25 марта 2016. Радио «Свобода» .
  88. от 22 июня 2020 на Wayback Machine . Общественная коллегия по жалобам на прессу .
  89. от 24 июня 2020 на Wayback Machine / председательствующий Ю. В. Казаков. Общественная коллегия по жалобам на прессу.

Литература

на русском языке

энциклопедии

исследования

другая
на других языках
  • Баранников О. П. Україньскi цигани. — Київ, 1931.
  • Марушиакова Е., Попов В. Историческа съдба и съвременна картина на циганските общности в Източна Европа // Studii Romani. Т. VII. София, 2007.
  • Марушакова Е., Попов В. Цигани в Турция и Иран (статья).
  • A catalogue of the Gypsy books collected by R. A. Scott Macfie, Liverpool, 1936.
  • Achim, Viorel. . — Budapest: (англ.) , 2004. — ISBN 9639241849 .
  • Black G. F. A Gypsy bibliography. Ann Arbor (Michigan), 1971.
  • Catalogue of the Romany collection formed by Me Grigor Phillips D. U., Edinburgh, 1962.
  • Crowe, David. A History of the Gypsies of Eastern Europe and Russia (Palgrave Macmillan). — 2004. — ISBN 0-312-08691-1 .
  • «Etudes Tsigines», P., 1955-; «Roma», Chandigarh, 1974-, v. 1-.
  • «Journal of the Gypsy lore Society», old series, 1888-92, v. 1-3, new series, 1907—1916, v. 1-9, third series, Edinburgh, 1922-, v. 1-;
  • Marushiakova, Elena; Popov, Vesselin. Gypsies in the Ottoman Empire. Hatfield: University of Hertfordshire Press, 2001.
  • Marushiakova, E., Popov, V.
  • Marushiakova, Elena and Vesselin Popov. 2016. Gypsies of Central Asia and Caucasus . London: Palgrave Macmillan .
  • Mayall, David. . — Univ of Hertfordshire Press, 1995. — Т. 7. — (f Interface collection Volume 7 of New Saga Library). — ISBN 978-0-900458-64-4 .
  • Mikiosich F. Über die Mundarten und die Wanderungen der Zigeuner Europas, W., 1872-80.
  • Pott А. Г. Die Zigeuner in Europa und Asien, Bd 1-2, Lpz., 1964.
  • Soulis, George (1961). "The Gypsies in the Byzantine Empire and the Balkans in the Late Middle Ages". Dumbarton Oaks Papers . 15 : 146—147.
  • Tcherenkov L. N. , Laederich S. The Rroma. Otherwise known as Gypsies, Gitanos, Γυφτοι, Tsiganes, Ţigani, Çingene, Zigeuner, Bohèmiens, Travellers, Fahrende etc. Vol. 1: History, language and groups. Vol. 2: Traditions and texts. Basel: Schwabe Verlag, 2004.
  • Vaux de Foletier F. de, Mille ans d’histoire des Tsiganes, [P., 1970]

Ссылки

Источник —

Same as Цыгане