Interested Article - Афродита
- 2021-07-18
- 1
Афроди́та ( др.-греч. Ἀφροδίτη , в древности истолковывалось как производное от ἀφρός — «пена» ), в греческой мифологии — богиня красоты и любви , включавшаяся в число двенадцати олимпийских богов .
Также почиталась как богиня плодородия , вечной весны и жизни. Иногда почиталась как богиня браков и даже родов , а также как «детопитательница» .
Многие Афродиты
Согласно речи Котты, Афродит было несколько :
- Рождена Гемерой от Урана, её храм в Элиде.
- Родилась из морской пены, родила от Гермеса Эрота второго.
- Дочь Кипра и Сирии, зовётся Астартой , жена Адониса. Её святилище в Библе .
Аналогии
Геродот сообщает о почитании Афродиты (то есть богинь, отождествляемых с нею) многими народами .
С Афродитой отождествляют Сирийскую богиню . В Евфрат с неба упало огромное яйцо, рыбы выкатили его на берег, а голубки высиживали, пока из него не вышла Афродита. По её желанию Зевс перенёс рыб в число созвездий .
В древнем Риме Афродите соответствовала Венера .
Она напоминает Иштар , чьими спутницами были Красота и Страсть .
Её (как и Кибелу ) часто могли сопровождать также дикие звери — львы, волки, медведи , усмирённые вселённым в них богиней любовным желанием.
Атрибуты
Афродите, как богине любви, были посвящены мирты , розы , мак и яблоко , а также анемоны , фиалки , нарциссы и лилии ; как богине плодородия — воробьи и голубки, составлявшие её свиты; как морской богине — дельфин.
Атрибуты Афродиты — пояс (см. Пояс Афродиты ) и золотая чаша, наполненная вином, выпив из которой, человек получает вечную молодость.
Спутники Афродиты — Эрот , хариты , оры , нимфы .
Мифы
Рождение Афродиты
Согласно « Теогонии » Гесиода , Афродита родилась около острова Кифера из морской пены, взбитой упавшим в море детородным членом оскоплённого Кроносом Урана , «белая пена взбилась вокруг от нетленного члена» (отсюда прозвище «пенорождённая»; подробнее см. Афродита Анадиомена ). Ветер принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры .
Классическая Афродита возникла обнажённой из воздушной морской раковины вблизи Кипра — отсюда её прозвище «Киприда» — и на раковине добралась до берега. Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены [ источник не указан 1664 дня ] .
По другой версии ( Hom. Il. ; др.), Афродита была дочерью Зевса и Дионы . Согласно Эпимениду, она была дочерью Кроноса . Вскормлена она была Нереем .
Супруга громовержца Гера устроила так, что Афродита вышла замуж за Гефеста — самого искусного мастера среди богов и самого некрасивого из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей — Геру и Афину . Любви Афродиты домогались Посейдон , Арес , Гермес и другие боги.
Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса , страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом. Согласно Птолемею Гефестиону, Афродита первой бросилась с Левкадской скалы, чтобы излечиться от любви к Адонису .
Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама, изменяя хромоногому супругу. Непременным атрибутом одеяния богини являлся её знаменитый пояс, в котором были заключены любовь, желание, слова обольщения; он делал любого влюблённым в его хозяйку. Этот пояс порой заимствовала у Афродиты Гера, когда хотела разжечь в Зевсе страсть и тем самым ослабить волю своего могущественного супруга (XIV песнь «Илиады»).
Рассказ VIII песни « Одиссеи » описывает реакцию законного мужа Афродиты, узнавшего от Гермеса о её связи с Аресом. Рассерженный Гефест выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную золотую сеть, которую незаметно прикрепил к подножию кровати, опустив с потолка, а затем объявил жене, что отправляется немного отдохнуть на свой любимый остров Лемнос . Стоило только мужу скрыться из виду, как Афродита послала за Аресом, который не заставил себя долго ждать. Наутро любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью — голые и беспомощные. Появился Гефест и приглашённые им поглазеть и посмеяться остальные боги (богини из деликатности остались дома). Арес получил свободу только благодаря Посейдону, пообещавшему Гефесту устроить так, что Арес заплатит выкуп, — в конце концов Арес отказался платить и Гефест так и остался без выкупа. Афродита вернулась на Кипр , где вернула себе девственность, искупавшись в море.
По версии Сенеки , в его трагедии « Федра » (строки 124—128), не Гермес, а Гелиос (сын титанов Гипериона и Тейи ) рассказывает Гефесту об измене его жены с Аресом. За это Афродита проклинает весь род Гелиоса, одарив всех его потомков падкостью на похотливые влечения.
Хотя Зевс никогда не делил ложе с Афродитой, под влиянием её волшебного пояса испытывал такой соблазн даже он. Поэтому однажды он решил унизить её, возбудив в ней безоглядную любовь к смертному. Им стал прекрасный Анхис из царского рода дарданов. За то, что он этим хвастался, она (либо Зевс) насылает на него расстройство членов. Их сын — Эней , предок Юлия Цезаря.
Возлюбленным Афродиты был также спасённый ею от сирен аргонавт Бут ; некоторые утверждают, что богиня провела несколько ночей с Бутом единственно для того, чтобы пробудить ревность в Адонисе .
Афродита превратила женщин Коса в коров, когда отплыл отряд Геракла .
Во время вызванного Эридой спора о том, какая богиня — Гера , Афина или Афродита — самая красивая, Парис принял решение в пользу Афродиты и отдал ей золотое яблоко. За это она пообещала Парису любовь Елены , помогла ему похитить её и следила за прочностью их союза, хотя Елена и бранила её. Во вспыхнувшей по этой причине Троянской войне Афродита защищала троянцев. Согласно « Илиаде », она спасла от гибели Париса во время его поединка с Менелаем , а также своего сына, троянского героя Энея , на которого напал Диомед ; последний обрушился на богиню, ранил её и заставил покинуть поле боя.
Богини судьбы наделили Афродиту лишь одной божественной обязанностью — творить любовь, но однажды Афина застала её тайком сидевшей за прялкой. Посчитав это вмешательством в свои дела, Афина пригрозила вообще бросить свои обязанности. Афродита извинилась и с тех пор больше никогда не прикасалась ни к какой работе. Есть также рассказ, как она состязалась в ткачестве с Афиной .
Испугавшись большого полового органа своего новорождённого сына Приапа , оставила его в лесу одного .
Жертвы Афродиты
Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди. Неподвластны ей были только Афина , Артемида и Гестия . Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь.
Помогая любящим, Афродита преследовала тех, кто пренебрегал её культом и отвергал любовь. Она была причиной смерти Ипполита и Нарцисса , внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре и наделила отвратительным запахом женщин с Лемноса (см. Гипсипила ). Афродита жестоко наказала Аталанту , которая хотела оставаться девственницей, а Главк по воле Афродиты был разорван своими конями за то, что он запретил им покрывать своих кобылиц. Мотив мести Афродиты развивался также в любовной поэзии, особенно эллинистического периода.
Геродот в своей « Истории » также описывает обряд храмовой проституции , которую жители древнего Вавилона проводят в честь «богини Милитты» (вероятно Геродот имел в виду Бэлит — один из эпитетов Иштар , которую Геродот отождествляет с Афродитой [ источник не указан 1664 дня ] ).
Любовники и дети Афродиты
Эрот, по разным версиям, рождён ею от Гермеса, Ареса, Зевса или Урана.
Также её дети:
- Ананке . Дочь Афродиты Урании.
- Эрик . От Бута или Посейдона [ источник не указан 1664 дня ] .
Окружение Афродиты
- Гармония . Служанка Афродиты .
- Парегорон . («Уговаривание»). Божество, спутница Афродиты. Статуя работы Праксителя .
- Перистера . «голубка». Некая нимфа, которая помогла Афродите собрать много цветов и победить в состязании Эрота. Тогда Эрот превратил её в голубку .
- Потос («Желание»). Божество, спутник Афродиты. Статуя работы Скопаса . См. Лукиан. Разговоры богов 20, 16; Нонн. Деяния Диониса XXXIII 111.
- Эхо. Горная нимфа, спутница Афродиты.
Культ Афродиты
Центрами культа Афродиты были Кипр , где в городе Пафосе находился её храм , и остров Кифера. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты — «Афродита Книдская» (ок. 350 до н. э. , Пракситель , известна в римской копии) и «Афродита Милосская» (II век до н. э., оригинал в Лувре , Париж ).
Двуполость аналогов Афродиты. Андрогин
Известно двуполое изображение (VII в. до н. э., фаянсовая статуэтка обнажённого бога) древнейшего египетского бога-демиурга Тота (грудь и живот молодой женщины, а также пенис). В древности хорошо знали и тот факт, что средиземноморская Афродита (Астарта) «изображалась не только в женском обличье, но и в мужском». Так, на Кипре, где проживало много ханаанеев и греков, была статуя богини с бородой, но с женским телом и в женской одежде, со скипетром, «изображающая богиню как существо мужского пола, поскольку полагали, что она „является и мужчиной и женщиной“ ».
Эпиклесы Афродиты
По местам почитания Афродиты имела эпиклесы (эпитеты):
- Киприда — от острова Кипр , где Афродита впервые вышла на берег.
- Кипрогения — то же: букв. «рождённая на Кипре».
- Пафия , Пафийка, Пафосская богиня — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения.
- Киферея (Цитерея) — рождённая близ острова Кифера , другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра ;
- Идалия (Идалийка) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре , где Афродита почиталась, как главное божество;
- Амафусия (Аматузия) — от города Амафунт на Кипре, центра почитания богини;
- Акидалия — от Беотийского источника . Также имя некоей героини .
- Эрикина ( лат. Erycina ) — её святилище было не только на Сицилии , но и в .
Связь с морским рождением отражена в эпиклесах:
- Афрогенейя («пенорождённая») .
- Анадиомена (выныривающая) — появившаяся на поверхности моря;
- Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания .);
- Понтия (морская).
В эпиклесах
- Меланида (чёрная, мрачная),
- Скотия (тёмная, мрачная),
- Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность,
- возможно, Сосандра (спасающая людей),
- Эпитимбия (погребальная),
- Мухейа — богиня тайных мест
вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью.
Функции подательницы любви и разжигательницы страсти отразились в эпиклесах:
- Дола (обманщица),
- Морфа (дающая красоту),
- Анфея (цветущая),
- Пейто (убеждающая, обольщающая),
- Гетерия — покровительница гетер ,
- Дарцетос — покровительница праздной лени,
- Диварисатрикс и
- Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт),
- Каллипига (прекраснозадая),
- Кастния ( Кастниетида ) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней .
А также две формы богини, связанные с греческими философскими категориями (см. выше):
- Афродита- Пандемос . Поклонение ей ввёл Тесей . Статуя работы Скопаса в Элиде .
- Афродита- Урания . Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввёл его Эгей . По некоторым, старшая из Мойр . Афродите Урании как матери Ананки посвящён LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля . Её храм в Кифере воздвигли финикияне . Платон , в своём диалоге « Пир », упоминает оба эти имени и говорит, что Афродита-Пандемос — богиня пошлой любви, земной, а Афродита-Урания — богиня небесной любви, бестелесной и высшей.
Другие эпитеты:
- Акрея . Эпитет Афродиты на Книде .
- Алентия . Эпитет Афродиты в Колофоне .
- Апатурос . Её храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем поодиночке приводила их к Гераклу .
- Арента . .
- Арея . «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте . Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне .
- Бербея . .
- Диона , как дочь Дионы и Зевса (см. ) .
- Киндиада . Её святилище около Баргилий (Кария) .
- Колиада . .
- Колотида . Эпитет Афродиты на Кипре .
- Морфо . Прозвище Афродиты . Её храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей .
- Филомедея (φιλομμειδής). «Любящая улыбаться», неоднократно встречается у Гомера.
Также её называют Афродита Оружная .
Афродита в философии
В поэме Парменида Афродита выступает как мать Эроса .
Эмпедокл неоднократно называет Афродитой свою космическую силу . Афродита создает эйдосы вещей.
Павсаний в своей речи в диалоге Платона « Пир » излагает теорию двух Афродит: «всенародной», или «пошлой», и «небесной». Вопрос о том, в какой степени речь Павсания отражает воззрения самого Платона, спорен. Однако упоминание о небесной и всенародной Афродитах содержится и в речи Сократа в « Пире » Ксенофонта , что показывает наличие этой концепции у самого Сократа .
Очевидно, что платоновский идеал любви, определяемый как «жажда целостности и стремление к ней» («Пир», 193а), строится на гомоэротической основе. Объектом чувственной любви, восходящей к «Афродите всенародной» (Пандемос), считает Платон, могут одинаково быть и юноши, и женщины. Эрот «Афродиты небесной» (Урания) восходит к богине, причастной только мужскому началу, поэтому «одержимые такой любовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому, что сильней от природы и наделено большим умом» .
Согласно Евгемеру , Афродита — женщина, которая изобрела проституцию .
Стоик Зенон истолковывал Афродиту как «силу, которая надлежащим образом связывает отдельные части чего-либо друг с другом» .
В философии Плотина Афродита — мировая душа, получающая красоту от ума-Кроноса (Плотин V 8, 13). Плотин неоднократно говорит о двух Афродитах . Первая Афродита существует на умопостигаемом уровне (как «жизнь ума»), вторая — на космическом уровне. Первая — это философское истолкование дочери Крона, вторая — дочери Зевса . Также Плотин вводит и третью Афродиту, точнее — много Афродит, то есть индивидуальных душ, и каждая такая душа рождает отдельных Эротов (Плотин III 5, 4).
В системе Прокла среди двенадцати свободных богов Афродита входит в возвышающую триаду вместе с Гермесом и Аполлоном, она — «первая действующая причина эротического дыхания, пронизывающего всё; она сближает те души, которые ведёт ввысь, с прекрасным» . Шесть — число Афродиты . Ямвлих , однако, называет Афродитой «пятерицу» .
По комментарию Прокла к «Государству» (141—142) и «Тимею» (I 79, II 54), в Афродите нуждаются и Гефест, и Арес, благодаря браку Ареса и Афродиты в космосе противоположности гармонизируются, Афродита — принцип единой и нераздельной гармонии .
В истолковании Марсилио Фичино (комментарий к «Пиру» Платона) небесная Венера — «мышление ангельского ума», вульгарная Венера — порождающая сила мировой души .
В литературе
Ей посвящены IV, VI и X гимны Гомера. Действующее лицо трагедии Еврипида «Ипполит».
В поэзии Афродита может воплощать любовь к женщинам в оппозиции Эроту как символу любви к юношам, но может и ассоциироваться с однополой любовью .
По рассказу Апулея в «Метаморфозах», Афродита ревнует к красоте земной женщины Психеи и посылает своего сына Эрота заставить её влюбиться в самого некрасивого человека в мире. Эрот влюбляется в Психею сам. Афродита преследует невестку. Всё кончается хорошо.
- См. Boedeker D.D. Aphrodite’s Entry into Greek Epic. Leiden, 1974.
Афродита в античной скульптуре
См. также
- Венера (мифология) — мифологическая богиня, которую нередко отождествляют с Афродитой.
- Фосфор (мифология)
Примечания
- согласно А. Ф. Лосеву, это « народная этимология » негреческого имени
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 132—136 (статья А. Ф. Лосева )
- // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885. — С. 110—111.
- ↑ / Тахо-Годи А. А. // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 561—562. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
- Эсхил. Данаиды, фр. 44 Радт
- Павсаний. Описание Эллады I 1, 5
- Цицерон. О природе богов III 59
- Лукиан. О сирийской богине 6
- Геродот. История I 131, III 8, IV 59
- Гигин. Мифы 197
- см. Луна, упавшая с неба. М., 1977. С. 151
- Гимны Гомера IV 70-71
- Нонн. Деяния Диониса XXXII 25
- Нонн. Деяния Диониса XII 112
- Сапфо, фр. 1
- Гесиод. Теогония 189—194
- Гомер. Илиада V 370; Еврипид. Елена 1096; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 3; 3, 1
- Эпименид, фр.7 Якоби = Схолии к Софоклу. Эдип в Колоне 42
- Лукиан. Трагоподагра 90
- Надь Г. Греческая мифология и поэтика. М., 2002. С. 300
- Овидий. Метаморфозы VII 363
- Нонн. Деяния Диониса XXIV 234—253
- Примечания О. Л. Левинской, И. В. Рыбаковой в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1-8. М., 2003. С. 529
- Гимны Гомера IV 7-33
- Геродот . // История / Пер. с греч. и комм. Г. А. Стратановского . Вступ ст. И. Е. Сурикова . — М. : Олма-Пресс Инвест, 2004. — С. 90—91. — 640 с. — ISBN 5-94848-181-6 .
- Кун, Николай Альбертович . Легенды и мифы Древней Греции . — Москва: Учпедгиз, 1954. — С. 51. — 452 с.
- Эсхил. Просительницы 1041
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 43, 6
- Первый Ватиканский мифограф II 73
- 50.с62
- Гимны Гомера VI
- Гомер. Илиада III 330; Гомер. Одиссея VIII 267; XVIII 194
- Афиней. Пир мудрецов II 3, 36d, по Паниасиду; Нонн. Деяния Диониса V 138
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 5; См. Нонн. Деяния Диониса II 88.
- Гомер. Одиссея XX 73; Пиндар. Олимпийские песни X 105
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 5
- Гесиод. Теогония 199
- Овидий. Метаморфозы XIV 693
- Овидий. Любовные элегии III 15, 15
- Вергилий. Энеида I 720 и комм. Сервия
- // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885. — С. 11.
- Пиндар, фр. 244 Бергк
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 83, 2; Сенека. Федра 199
- Павсаний. Описание Эллады VIII 24, 6
- Нонн. Деяния Диониса VI 353
- Примечания Н. В. Брагинской в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С. 514
- Страбон. География IX 5, 17 (стр. 438), со ссылкой на Каллимаха
- Павсаний. Описание Эллады I 22, 3
- Павсаний. Описание Эллады VI 25, 1
- Павсаний. Описание Эллады I 14, 7
- Павсаний. Описание Эллады I 19, 2
- Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С. 134
- Геродот. История I 105; см. также Ксенофонт. Пир VIII 9
- Павсаний. Описание Эллады I 1, 3
- Ликофрон. Александра 866
- Страбон. География XI 2, 10 (стр. 495)
- Ликофрон. Александра 831 и комм.
- Павсаний. Описание Эллады III 17, 5
- Павсаний. Описание Эллады IX 4, 1
- Афиней. Пир мудрецов III 27, 84 с
- Овидий. Любовные элегии I 14, 33
- Диана // Словарь античности = Lexikon der Antike / сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне ; пер. с нем. В. И. Горбушин, Л. И. Грацианская, И. И. Ковалёва , О. Л. Левинская ; редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.), С. С. Аверинцев , Т. В. Васильева , М. Л. Гаспаров и др. — М. : Прогресс , 1989. — С. 184. — 704 с. — ISBN 5-01-001588-9 .
- Полибий. Всеобщая история XVI 12, 3; Страбон. География XIV 2, 20 (стр. 658)
- Страбон. География IX 1, 21 (стр. 398)
- Ликофрон. Александра 865
- Ликофрон. Александра 449
- Павсаний. Описание Эллады III 15, 10
- Monica S. Cyrino. (англ.) . — New York and London: Routledge, 2010. — P. 39. — (Gods and Heroes of the Ancient World). — ISBN 978-0-415-77523-6 . 9 апреля 2023 года.
- Нонн. Деяния Диониса XXXIV 119; XXXV 175
- Парменид, фр. B13
- Эмпедокл, фр. 31, ст. 23, фр. 400, 410—411 Боллак
- Ксенофонт. Пир VIII 9-11
- Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1990. С. 113
- Лактанций. Божественные установления I 17, 10
- Зенон Китийский, фр. I 168 Арним, пер. А. А. Столярова
- Плотин III 5, 2, 15-17.25 (разъяснение противоречий у Платона); VI, 9, 9, 28-30
- Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1980. Т. 6. С. 506, 570, 581
- Прокл. Платоновская теология VI 98, 17-19, пер. Л. Ю. Лукомского
- Прокл. Комментарий к «Пармениду» 768, 8
- Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. Кн. 2. С. 414
- Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. С. 12, 52
- Эстетика Ренессанса. М., 1981. В 2 т. Т. 1. С. 157
Литература
- // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885. — С. 110—111.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1891. — Т. IIa. — С. 522.
- 2021-07-18
- 1