Феодосия (городской округ)
- 1 year ago
- 0
- 0
Э́лия Евдоки́я Авгу́ста ( лат. Aelia Eudocia Augusta , др.-греч. Αἰλία Εὐδοκία Αὐγούστα ; до крещения Афинаида , лат. Athenais , др.-греч. Ἀθηναΐς ; ок. 401 — 20 октября 460 года ) — супруга византийского императора Феодосия II Малого . Известна как талантливая поэтесса, некоторое время покровительствовала монофизитам . Провела последние годы своей жизни в Иерусалиме , занимаясь строительством церквей и благотворительностью. Канонизирована Православной церковью в лике благоверных , память 13 августа (по юлианскому календарю ).
Евдокия родилась в Афинах около 401 года , была дочерью философа Леонтия (кроме дочери, у него было ещё два сына, Валерий и ). Её отец был ритором в Афинской академии и, возможно , именно о нём сообщает в своём сочинении историк Олимпиодор Фивянин . По рождению Евдокия была язычницей и носила имя Афинаида (в честь богини Афины ). Когда её отец умер, то оставил следующее завещание:
…отрокам даровал имущество своё — все одежды, и всё золото, и весь скот, и все сосуды, и всех рабов — был он богат и немалым владел имуществом. Дочери же завещал, любя её, только сто золотых монет и предрёк ей счастливую судьбу, <ибо есть у неё> всё превосходящая женская прелесть .
Согласно византийскому хронисту Георгию Амартолу , Леонтий в своём завещании пророчески записал, объясняя малую долю наследства для Афинаиды, « ведь ей достаточно участи её ».
Ранняя биография Евдокии изложена у Иоанна Никиусского (конец VII в. ), Георгия Амартола и в стихотворной хронике XII века Константина Манассии . Афинаида просила братьев выдать ей согласно завещанию долю из наследства , но получила отказ и ушла жить к тётке по матери, которая увезла её в Константинополь к тётке по отцу. Обе тётки посоветовали Афинаиде обратиться за помощью в разрешении наследственного спора к Пульхерии , старшей сестре императора Феодосия II .
Необходимо отметить, что Пульхерия в это время была занята по просьбе брата поисками ему невесты и удостоила Афинаиду встречей. Юная Афинаида была хороша собой, Иоанн Малала оставил такой отзыв о ней: « Юная женщина с замечательной внешностью, утончённая в манерах, с хорошей фигурой, обладающая даром красноречия, эллинка, девственница и дочь философа ». Историк начала XX века Шарль Диль так представил себе встречу Афинаиды с всемогущей сестрой императора:
Афинаиде было двадцать лет. Поразительной красотой она обладала, и удивительным сложением, и довольно высоким ростом. Белокурые вьющиеся волосы золотым ореолом обрамляли лицо, ещё больше оттеняя свежесть и нежность её кожи; взгляд у неё был прекрасный, глаза умные и живые, в то же время скромно опускавшиеся; безукоризненной формы греческий нос и грациозная, благородная поступь дополняли обаяние молодой девушки. При этом она ещё умела хорошо говорить; свою просьбу она изложила в совершенстве. Пульхерия пришла в восторг, была сразу побеждена .
Набожная Пульхерия спросила Афинаиду, сохранила ли она девственность, и услышав положительный ответ, представила её императору. Афинаида произвела впечатление на императора, и он согласился с выбором сестры:
В сем году Аттик крестил Афинаиду, дочь философа Леонтия, и назвал её Евдокией. Согласно выбору Пульхерии, она вышла замуж за Феодосия…
— Хронография Феофана , год 5911 / 411 (421)
Свадьба состоялась 7 июня 421 года . Узнав об этом, братья Евдокии пришли в ужас. Однако она вызвала их в столицу и назначила на высокие посты в имперской администрации, успокоив словами: « Если бы вы не поступили со мной плохо, я бы не оказалась в столице империи и не стала бы императрицей ».
К тому моменту, как Евдокия стала женой Феодосия, делами империи уже семь лет управляла его старшая сестра Пульхерия . Она в 16 лет дала обет безбрачия и за время своего «правления» превратила императорский дворец в подобие монастыря . В этом духе ею был воспитан Феодосий , и в эту аскетичную среду попала Евдокия, получившая в Афинах эллинское (языческое) воспитание и образование .
В конце 422 года Евдокия родила Феодосию дочь Евдоксию , ставшую позже женой императора Валентиниана III . Вскоре после рождения дочери 2 января 423 года Феодосий объявил Евдокию августой . Этим он уравнял её в достоинстве со своей сестрой Пульхерией и, как отмечают историки, с этого времени влияние Евдокии на Феодосия стало возрастать . Вскоре Евдокия родила вторую дочь, Флаккиллу, умершую в 431 году . Из одной римской надписи делались предположения о рождении у Евдокии сына Аркадия, однако современные историки пришли к выводу, что речь в надписи идёт не о сыне Евдокии .
Современники высоко отзываются о просвещённой императрице. Живший в одно время с ней церковный историк Сократ Схоластик заметил по поводу празднования византийской победы в 422 году над персами: «Да и сама супруга царя написала стихи героическим размером, потому что почиталась женщиной умной» . Не без участия Евдокии в 425 году в Константинополе был открыт университет , в котором первенствующее место было отведено изучению греческой культуры и философии. В 428 году , после появления несторианской ереси, Евдокия встала на сторону мужа, который симпатизировал Несторию и созвал Эфесский собор , не имея цели осудить его (Пульхерия же не разделяла взгляды брата и поддерживала Кирилла Александрийского ). Несмотря на это, Собор осудил учение Нестория , с чем впоследствии согласился и Феодосий. Это был триумф Пульхерии, начинавшей было утрачивать свою роль в делах управления империей .
В 438 году Евдокия исполнила обет, что в случае супружества дочери она, подражая святой императрице Елене , совершит паломничество в Святую землю . В путешествии в Иерусалим она провела год:
После торжественного шествия по всей Азии, где она в Антиохии , с высоты золотого престола, произнесла собственного сочинения речь в честь города, она прибыла в Иерусалим и была встречена Меланией Младшей , пользовавшейся незадолго перед тем её гостеприимством в Константинополе. В Иерусалиме она раздала обильные дары, пожертвовала для Голгофского придела великолепный золотой крест, осыпанный драгоценными камнями, присутствовала при освящении церкви, выстроенной Меланией и, пробыв несколько месяцев в Святом Граде, возвратилась в Константинополь.
В Антиохии Евдокия закончила свою речь к горожанам словами: « Горжусь и тем, что мой род — от вашего рода и крови » (подразумевая своё родство с греческими колонистами, основавшими город). По сообщению Евагрия Схоластика , горожане почтили её « искусно выработанной одной статуей », а император Феодосий по её просьбе « к этому городу присоединил значительную часть местности, проведя его стену до самых ворот дафнийского предместья ».
Среди реликвий , привезённых Евдокией из Иерусалима в Константинополь, были часть мощей первомученика Стефана , вериги апостола Петра (одну из цепей она отправила дочери в Рим) и Влахернская икона Божией Матери .
После возвращения в столицу влияние Евдокии заметно усилилось: префектом претория Востока стал её фаворит Кир из Панополя, учёный и поэт, близкий царице по эллинской культуре . Она заручилась поддержкой евнуха Хрисанфия, имевшего большое влияние на Феодосия, и вместе с ним приступила к отстранению Пульхерии от управления империей . Феофан Исповедник пишет, что сам Хрисанфий вошёл в доверие к Евдокии, чтобы использовать её для собственной цели по смене константинопольского патриарха, чему противилась Пульхерия .
По наущению евнуха Евдокия попросила Феодосия, чтобы тот повелел патриарху Флавиану посвятить Пульхерию, как давшую обет девственности, в диакониссы . Флавиан не стал противиться воле императора, но попросил Пульхерию « не допускать его к себе, чтобы не быть ему принуждену сделать ей какое-либо огорчение ». Пульхерия , узнав о заговоре, не стала бороться и « удалилась в Евдомон на покой », а Феодосий и Евдокия « вознегодовали на Флавиана за то, будто он открывает тайны дома их ». Такие действия Евдокии вызвали негодование у клерикальной партии, привыкшей управлять делами при Пульхерии, что привело к опале императрицы .
Около 441 года Евдокия была заподозрена мужем в любовной связи с Павлином, другом детства Феодосия II. Иоанн Малала , автор «Хронографии» ( VI век) , первым передал эту историю в романтическом виде:
Некий бедняк принёс Феодосию фригийское яблоко необыкновенно большого размера. Император удивился ему, так же как и весь его двор. Немедленно император выдал 150 номисм человеку, принёсшему яблоко, и отослал яблоко августе Евдокии. Августа переслала его к магистру Павлину как другу императора. [Магистр Павлин из-за больной ноги оставался дома] Но Павлин, не зная, что император послал яблоко императрице, принял его и отослал императору Феодосию, как только тот вернулся во дворец. Когда император получил яблоко, он признал его и спрятал. Вызвав августу, он спросил её: « Где яблоко, что я послал тебе? » — Она ответила: « Я его съела ». Тогда он, заклиная своим спасением, призвал её под клятвой признаться, съела ли она яблоко, или кому-нибудь послала. И она поклялась: « Я никому его не посылала, но съела. » Тогда император приказал принести яблоко и показал ей. Он был разгневан на неё, подозревая её в том, что она послала яблоко по причине её влюблённости в Павлина и потому отрицала это. По этому поводу Феодосий казнил Павлина. Императрица Евдокия переживала и чувствовала себя оскорблённой, потому что везде знали, что Павлина казнили из-за неё, так как был он очень красивый юноша.
— Иоанн Малала , кн. XIV
Насколько верна эта история, изложенная в деталях лишь поздними историками, установить не представляется возможным , но современник событий Несторий пишет, что «демон супружеской измены погрузил императрицу в стыд и унижение» .
После этих событий Евдокия упросила царя отпустить её в Иерусалим для молитвы. Феодосий легко согласился на это, так как, по мнению Шарля Диля, уже не чувствовал к Евдокии ничего, кроме ненависти, подозрительности и злобы, разжигаемыми его свитой . Житийная литература умалчивает об опале Евдокии, сообщая, что в Иерусалим на поклонение святыням она отправилась только после смерти своего мужа. Казнь Павлина произошла в 444 году в Каппадокии , куда император выслал его.
После того, как Евдокия удалилась в Иерусалим, Пульхерия попыталась захватить всю её собственность. Согласно хронисту VII века Иоанну из Никиу , стороннику монофизитов , Пульхерия подготовила указ о переходе дворца и прочего имущества императрицы в её собственное владение. Когда Феодосий собрался подписать документ, он заметил дополнение: « Императрица Евдокия становится моей [Пульхерии] рабыней ». Разгневанный император отослал сестру и перестал следовать её желаниям. Впрочем более поздний хронист Феофан , прославляющий деяния Пульхерии, обращает историю о несостоявшемся рабстве императрицы в шутку: « Между прочим премудрая Пульхерия раз предложила ему [Феодосию] бумагу об отдаче ей в рабство супруги его, Евдокии, которую он не читавши, подписал, за что потом она укоряла его » .
В 443 году Евдокия переехала в Иерусалим . Первое время она жила в нём как императрица, окружённая свитой, где выделялись священник Север и диакон Иоанн, которых она привезла вместе с собой из Константинополя. Правитель Иерусалима Сатурнин донёс об этом Феодосию и тот, всё ещё подозревая в гневе Евдокию в супружеской неверности, «дал повеление отрубить им головы» . Евдокия отомстила доносчику за эту обиду, Сатурнин пал от рук убийц, возможно подкупленных или просто направляемых опальной императрицей .
После этого в жизни Евдокии начался новый период: Феодосий отозвал из Иерусалима всех составляющих её свиту императорских чиновников и, таким образом, лишил её преимуществ императорского звания. Она начала жить как частное лицо, но благодаря оставшимся у неё богатствам прославилась как щедрая благотворительница и устроительница церквей, монастырей и больниц. Рядом с базиликой Гроба Господня был построен великолепный дворец для иерусалимских епископов , она восстановила разрушенные более столетия назад стены Иерусалима, считая, что именно к ней относятся строки 50-го псалма : « Ублажи, Господи, благоволением (по гречески — Евдокия) Твоим, Сион, и пусть воздвигнутся стены Иерусалимские ». Бурная строительная деятельность Евдокии была схожа с деятельностью императрицы Елены , в результате чего в легендах произошло их отождествление. Так коптское предание об обретении Животворящего Креста приписывает его находку Евдокии.
« …в истории Церкви бывали очень большие размолвки, все участники которых потом оказывались святыми »
Христианство, став государственной религией Римской империи, в V веке ещё только формировало свою идеологию, разделяясь периодически на разные течения в попытках трактовать сущность Бога. Общепризнанные теологические взгляды, часто при поддержке власти, канонизировались на соборах, а отклоняющиеся от господствующей линии объявлялись ересями. Хотя ереси преследовались (но без истребления десятков тысяч отступников, как в более поздние века), в целом императорская власть относилась терпимо к инакомыслию, и особенно авторы этой эпохи хвалили за это императора Феодосия II , отмечая, несмотря на его мягкость и слабый характер, твёрдый тон его религиозной политики .
Евдокия окружила себя в Иерусалиме аскетами и монахами, начала интересоваться вопросами христианского богословия, симпатизировать монофизитам и их лидеру Диоскору Александрийскому , одержавшему на Эфесском разбойничем соборе в 449 году победу над православной партией. В 451 году учение монофизитов было осуждено Халкидонским собором , но Евдокия всё равно оставалась ему верна. Согласно Хронографии Феофана « монах Феодосий, муж погибельный, тотчас после Халкидонского собора отправился в Иерусалим, и узнавши, что царица Евдокия расположена к Диоскору, низложенному собором, начал громко кричать против собора, обвиняя его в ниспровержении православной веры, чем привлёк на свою сторону царицу и монахов ». То, что Евдокия так легко приняла проповедь Феодосия против Халкидонского собора, исследователи объясняют тем, что она считала этот собор — собором Пульхерии и поэтому была против него. В результате к моменту возвращения иерусалимского патриарха Ювеналия (на Эфесском соборе он поддержал Диоскора, а на Халкидонском отрёкся от монофизитов, был оправдан и возвращён на иерусалимскую кафедру) в городе был подготовлен бунт:
Не теряя времени, Евдокия наняла войско, вооружила монахов, поставила стражу на возведённые ею Иерусалимские стены и, когда Ювеналий, гордясь достигнутым званием патриарха, вступил в Иерусалим, его окружила толпа, настойчиво требовавшая, чтобы он проклял собор и отказался от своей подписи. Патриарх не согласился, и тогда мятежная толпа рассеялась по городу, отворила двери тюрьмы, предала избиению приверженцев Ювеналия и наконец ринулась в базилику гробницы Господней, где провозгласила Феодосия Иерусалимским патриархом .
Феодосий стал рукополагать новых епископов , пользуясь поддержкой палестинского монашества . Византийский император Маркиан направил в Палестину войска, которые 16 января 452 года взяли в осаду церковь Гефсимании , куда на праздник собрались отступники. В 453 году после 20 месяцев отсутствия патриарх Ювеналий вернулся на свою кафедру. Феодосий бежал в Синайский монастырь , а Евдокия, невзирая на увещевания дочери Евдоксии, зятя Валентиниана и папы римского Льва Великого , оставалась сторонницей монофизитов .
История возвращения Евдокии незадолго до смерти в лоно православия весьма подробно описана у историков, а также в агиографической литературе, так как её раскаяние было важно для факта её канонизации . Евдокия раскаялась в своей поддержке учения монофизитов после жизненных неприятностей, которые она посчитала Божьей карой: её зять римский император Валентиниан был убит заговорщиками, а её дочь насильно взял в жены организатор заговора. Вандалы в 455 году разграбили Рим и увели дочь Евдоксию и внучек Евдокии в плен.
Евдокия отправила посланника в Антиохию к Симеону Столпнику спросить, чем ей умилостивить этот «небесный гнев». Симеон ответил: « Я же весьма удивляюсь тому, что, имея источник вблизи, пренебрегаешь им, и тщилась почерпнуть той же воды издалёка: ты имеешь там богоносного Евфимия, следуй его учению, — и спасёшься ». Евдокия обратилась к проживавшему в Палестинской пустыне Евфимию Великому , известному подвижнику своего времени. Он « утешил Евдокию, убедил её в её заблуждениях и возвратил к православию ». По примеру Евдокии многие из палестинских сторонников монофизитов примирились с патриархом Ювеналием .
Во искупление вины за длительную поддержку ереси Евдокия построила на месте смерти первомученика Стефана базилику в его честь — более обширную и богатую, чем храм Гроба Господня. Рядом с ней она подготовила себе гробницу.
Скончалась Евдокия 20 октября 460 года , пережив своего мужа Феодосия († 450 г.) и соперницу в борьбе за влияние на императора Пульхерию († 453 г.). По свидетельству хронистов, « умирая же, она исповедовалась, что не сознается о наговорах <против себя> о Павлине ». Готовясь к смерти, она торопилась с освящением базилики Святого Стефана и вызвала из лавры святого Ефимия монахов для молитв на своей могилой . Евдокия скончалась 20 октября 460 года, её погребение совершил иерусалимский патриарх Анастасий .
Позднее рядом с императрицей Евдокией была погребена её внучка, бежавшая от вандалов и носившая тоже имя Евдокия . Их гробницы были разрушены вместе с базиликой святого Стефана при нашествии персов в 614 году .
Евдокия известна как талантливая поэтесса, сочинившая ряд произведений эпическим классическим гекзаметром как на исторические, так и на религиозные темы. Она является единственной поэтессой, включённой константинопольским патриархом Фотием в его « Библиотеку » .
Написанные Евдокий произведения:
Огненным блеском в очах цветок золотой, благолепен
лик в ореоле волос. Хитон, сверкающий снегом,
стан покрывает Его. Стопой попирает Он землю.
Дерзкий слепец предстал перед Ним, Его перед славой
неизреченной. Великого Господа, богом осмелясь
сам возомнить себя в слепоте, вызывает на битву.
Для палестинских монахов и жителей Иерусалима императрица Евдокия стала «новой Еленой » . В ближневосточной христианской историографической традиции Евдокия предстаёт как праведная императрица . Икона X века с изображением императрицы свидетельствует о том, что к этому времени её уже почитали святой. По мнению агиолога Сергия (Спасского) , Евдокия является местночтимой святой Константинопольской церкви и относится к числу святых, чьи имена взяты из синаксаря греческих богослужебных миней .