Interested Article - Успенский собор (Московский Кремль)

Успе́нский собо́р православный храм Московского Кремля , расположенный на Соборной площади , входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник « Московский Кремль ».

Собор является древнейшим полностью сохранившимся зданием Москвы , а также самым ранним из итальянских сооружений в Кремле . Построен в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти . Был главным кафедральным собором России вплоть до 1917 года. Является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода , кроме Никона и Игнатия .

История

Успенский собор Ивана Калиты, XIV век. Реконструкция Сергея Заграевского
Заложение Успенского собора и перенесение мощей святителя Петра Иоанном III (рис. 1897 года)

Строительство

Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 августа 1326 года при Иване Калите , освящён 14 августа 1327 года . Основал его Митрополит Киевский и всея Руси Пётр , перенёсший свой престол из Владимира в Москву. Изначально это был одноглавый белокаменный трёхапсидный храм, увенчанный кокошниками , к которому позднее пристроили приделы . По стилю он напоминал владимиро-суздальские постройки начала XIII века , в частности Георгиевский собор в Юрьеве-Польском . Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора . В соборе хранилась икона «Богоматерь Одигитрия , с праздниками на полях», привезённая из Византии .

Во время крупного пожара 1470 года , бушевавшего в Кремле, разрушился северный придел храма — , — треснули своды , после чего их укрепили массивными брёвнами. Инициатором обновления собора выступал митрополит всея Руси Филипп . Причиной перестройки также послужило изменение статуса Москвы, которая стала политическим и духовным центром Русского государства. Для сбора средств все монастыри обложили налогами, а мирян и церковнослужителей призывали к пожертвованиям. Проект поручили мастерам Кривцову и Мышкину, руководили работой Владимир Григорьевич и Иван Владимирович Ховрины , а также Василий Ермолин . При Иване III в 1472-м состоялась торжественная церемония закладки храма. В качестве образца строительства был выбран Успенский собор во Владимире . Внутри здания устроили временную деревянную церковь, в которой Иван III сочетался браком с Софьей Палеолог .

Начатое строительство не было закончено: возведённый до сводов храм обрушился после «труса» — землетрясения , случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует:

…бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися .

Исследователи причиной разрушения называют недостаточную прочность строительного раствора и тонкие боковые стенки . Для завершения строительства в Москву пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти . По его проекту собор возвели из тёсаных блоков белого камня и кирпича , которым выложили столпы , своды и барабаны глав. Для укрепления стен в них заложили железные сваи . Фасады расчленили вертикальными выступами. В юго-восточной части были устроены два придела — Дмитриевский и Похвальский — разделённые невысокой стенкой . Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием . В 1481 году собор расписывали иконописец Дионисий и его ученики , тогда же был устроен трёхъярусный иконостас; храм был полностью расписан к 1514—1515 годам . Сергей Заграевский указывает на особенность инженерной задумки архитектора: кирпичи были встроены в кладку таким образом, что в целом постройка сохранила белокаменный облик .

XVI—XIX века

Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра
Вид с южной стороны, 1883 год

Во время реставрации после пожара 1547 года верх храма покрыли вызолоченными медными листами, а мощи митрополита Петра переложили из серебряной раки в золотую. Тогда же западный портал собора был оформлен в виде крыльца- лоджии на колонках с двойными подвесными арками — мотив, впоследствии широко применявшийся в русском зодчестве (позднее крыльцо было превращено в закрытый тамбур) . В середине XVI века появляются росписи наружных стен (южного портала и восточной стены) . В 1561 году из Великого Новгорода привезли и поместили в Успенский собор четыре древних образа: «Спас на престоле ( Спас Златая риза )», «Апостолы Пётр и Павел», « Устюжское Благовещение » и «Богоматерь Одигитрия» [ нет в источнике ] .

В 1624 году угрожавшие падением своды разобрали и вновь восстановили с дополнительным армированием связным железом и со введением подпружных арок . В 1625 году в собор перенесли ризу Господню , присланную в дар царю Михаилу Фёдоровичу персидским шахом Аббасом I . В честь этого события был установлен праздник «Положение Ризы Господней». Драгоценный ковчег с ризой поместили в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий .

В 1642—1644 годах собор был расписан заново по образцам 1515 года. До настоящего времени сохранились фрагменты первоначальной стенописи, являющейся древнейшим образцом фресковой живописи на территории Кремля. Среди мастеров были Иван и Борис Паисеины, Сидор Осипов Поспеев, Марк Матвеев, Бажен Савин, Степан Ефемов, иконописцы и из Владимира, Новгорода, Костромы и других городов . Они написали 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур . В 1660-х годах обновили роспись наружных стен: над алтарями , над северными и западными дверьми . Во второй половине XVII века Похвальский придел, в котором проходили службы лишь на престольный праздник , перенесли в юго-восточную главу, а на прежнем месте в юго-восточной части храма был оставлен только Димитриевский придел. В это же время были пробиты прямоугольные окна (два в нижней части юго-восточных апсид, одно на южном фасаде) . К этому времени собор владел 160 дворами, а к 1670-м годам — 253 . В 1680 году мастером Василием Романовым была расписана растительным орнаментом ризница собора; этот орнамент скрыт позднейшей масляной прописью. В 1682 году в соборе случился пожар, после чего его капитально ремонтировали. В 1683 году были снова укреплены своды и барабаны , белокаменные архивольты сняли и заменили на кирпичные. Чтобы защитить прясла от дождя, над ними были устроены козырьки из кровельного железа .

Троицкий пожар 1737 года повредил росписи собора и целостность стен. Ремонтные работы провели в период правления Елизаветы Петровны под руководством архитектора Ивана Мичурина . Восстановление росписей началось в 1767 году . В 1775 году по приказу князя Григория Потёмкина в собор передали иконы из Оружейной палаты , которые разместили в иконостасах у северной и южной стен. В 1790-х их закрыли золотыми и серебряными окладами . В 1797 году в собор на хранение передали изданный Павлом I Акт о престолонаследии , отменявший указ Петра I 1722 года .

Во время оккупации Москвы французами в 1812 году из собора вынесли Владимирскую икону Божией Матери , ризу Господню , Корсунские кресты и другие ценности. Среди гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы . В помещениях храма были устроены стойла для лошадей. Ризы с икон переплавили в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть металла удалось вернуть при отступлении войск, из него в 1817 году мастер А. Гедлунг отлил люстру, украшенную изображениями цветов, колосьев, виноградных лоз. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским) .

В 1823 году в собор на хранение был помещён манифест Александра I , согласно которому в случае его смерти, в связи с от прав на престол Константина Павловича , наследником короны становился великий князь Николай Павлович . К коронации Александра III в 1880-х храм ремонтировали. На его восстановление было потрачено 200 тысяч рублей. В очередной раз собор отреставрировали в 1896 году перед венчанием на царство Николая II , работами руководили иконописцы Григорий Чириков и Михаил Михайлович Дикарёв, а также архитектор Сергей Родионов . В ходе реставрации были раскрыты фрески середины XVII века, восстановлены иконы, заменены перекрытия над апсидами. Окна в арочном поясе уменьшили до размера верхних и украсили полуциркульными перемычками .

XX век

По проделанной в конце века работе было решено провести полное раскрытие древней живописи. В 1910 году для наблюдения за работами создали комиссию, членами которой являлись Владимир Суслов , Николай Покровский , Пётр Покрышкин , Александр Успенский , Николай Лихачёв . Главой комиссии назначили Алексея Ширинского-Шихматова , производителем работ стал Сергей Соловьёв , а после его смерти в 1912-м — Иван Машков . В результате работ реставраторы дописали сюжеты, были позолочены фоны изображений, укреплена роспись маковой олифой .

15 августа 1917 года в престольный праздник в соборе открылся Всероссийский Поместный собор Православной российской церкви , принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской церкви, а 21 ноября того же года произошла интронизация патриарха Тихона (Беллавина) .

Однако уже в октябре Успенский собор пострадал от обстрела , когда красногвардейцы бомбардировали занятый юнкерами Кремль. В купол попал снаряд, повредив главы, алтарная стена покрылась выбоинами от пуль и осколков, были выбиты окна, повреждена роспись, погнуты паникадила . В акте осмотра сообщалось:

Удары этих осколков были столь сильны, что выдвинули целые кирпичи внутрь собора, и от этих сдвигов отвалилась и отпучилась штукатурка с росписью в нескольких местах <…> в купольном барабане имеется овальная брешь, вызывает беспокойство юго-западный парус под барабаном Похвальского придела. Большие обломки камня, кирпича, известковая и кирпичная пыль густым слоем покрывают образ над «казною», ярусы лесов, солею и пол у солеи <…> эта пыль покрывает и иконы иконостаса и все окружающие предметы .

22 апреля ( 5 мая ) 1918 года была совершена служба на Пасху , после чего храм, как и остальные кремлёвские церкви, закрыли. Богослужение, которое возглавил викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) , стало сюжетной основой картины Павла Корина « Русь уходящая » . Однако исследование фресок продолжилось. В первые годы после революции были раскрыты «Владимирская Богоматерь», «Устюжское Благовещение», « Спас Нерукотворный » с «Поклонением кресту» на обороте, «Спас Златые власы», « Явление архангела Михаила Иисусу Навину », « Ангел Златые власы » .

В 1922-м из собора «в фонд помощи голодающим» Гохран изъял 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра. В 1930 году иконы и исторические артефакты передали в Оружейную палату и Государственную Третьяковскую галерею .

Реставрационные работы в храме начались вскоре после Великой Отечественной войны . Были расчищены иконы XIV века : «Богоматерь Одигитрия», «Апостолы Пётр и Павел», « Троица », «Похвала Богоматери с акафистом» . Летом 1955 года собор открыли для посещений как музей , а в феврале 1960-го его передали в ведение Министерства культуры СССР . В 1978 году были обнаружены три фигуры преподобных возле алтарной преграды и две справа от входа в Дмитриевский придел .

В 1990 году в России на пост патриарха был выбран Алексий II . С этого времени РПЦ было передано множество храмов. Успенский собор сохранил статус музея, с 1991 года находясь в комплексе музея-заповедника «Московский Кремль» . Однако с благословения патриарха в нём совершаются богослужения в отдельные дни . В 2017-м в соборе началась комплексная реставрация, в процессе работ планируется восстановить архитектурный облик и строительные конструкции, стенописи в интерьере и на фасадах . В 2020-е годы при реставрации в течение нескольких лет были найдены новые фрески .

Архитектура

План Успенского собора.

Создан средневековым итальянским мастером, но образцом сооружения являлся Успенский собор во Владимире (XII век). Поэтому в архитектуре заметны и признаки древнерусского крестово-купольного храма (пятиглавие, позакомарное покрытие , арактурно-колончатый пояс ), и особенности структуры и построения фасада, свойственные ренессансному зодчеству . Внешний вид храма впоследствии стал примером при возведении городских и монастырских кафедральных соборов (например, Успенского собора Троице-Сергиевой лавры ) .

Внешний вид

Собор в 2010 году
Северный пристенный иконостас, 2005 год

Белокаменный пятиапсидный пятиглавый собор разделён на двенадцать одинаковых по величине квадратов, перекрытых крестовыми сводами. Четыре столпа имеют круглую форму, остальные два — крестчатую . Из кирпича выложены своды, барабаны , восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы. Круглые столпы также кирпичные, но облицованы белым камнем. Фасад храма состоит из простенков- прясел , разграниченных лопатками и завершённых полукружиями закомар ; на северной и южной стенах по четыре таких прясла, на западной и восточной по три . По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок. В стенах прорезаны узкие щелевидные окна. Апсиды собора невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами . Собор увенчан группой из пяти куполов, смещённых к востоку .

Северная дверь собора

Аристотель Фиораванти, выполняя задачу увеличения внутреннего объёма храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, впервые в русской архитектуре применил крестовые своды толщиной в один кирпич, металлические внутристенные и проёмные связи. Благодаря возведению дополнительных арок позади иконостаса восточные компартименты собора фактически превратились в монолит , удерживающий нагрузку от барабанов. Благодаря этому появилась возможность возвести в центральной и западной частях постройки тонкие круглые столпы , создавшие ощущение лёгкости конструкции и цельности («зальности») части наоса , предназначенной для молящихся .

На южном фасаде находится образ «Владимирской Богоматери» с архангелами Михаилом и Гавриилом . Ниже размещены шесть фресок святителей — московских митрополитов Петра, Алексия , Ионы , Филиппа , и новгородских святых — епископа Никиты и архиепископа Иоанна . На северной стороне располагаются изображения Пафнутия Боровского , Исаия , Леонтия и Игнатия Ростовских, Дмитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского . Над ними представлена композиция «Собор апостолов » с изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов . В восточной части здания росписи занимают верхнюю часть стены, в полукруглых сводах. В центре изображена « Новозаветная Троица » — Бог Отец в виде старца, Бог Сын и Святой Дух в облике голубя .

Южный портал представлен медными двустворчатыми вратами, которые, по легенде, привёз в XII веке из Корсуни Владимир Мономах . На них золотом нанесены 20 библейских изображений. Через этот вход в помещение попадали члены царской семьи, через северный — московские святители. Западный портал использовали для торжественных шествий: при крестных ходах , коронациях .

Внутреннее убранство

В центре собора на фоне иерусалимской стены находятся три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов . У северо-западного угла установлен каменный поминальный крест в честь митрополита Ионы, погребённого в храме . Собор освещает паникадило, изготовленное мастером Гедлунгом в 1817 году (отлито из похищенного французами и отбитого казаками серебра), подвесные свечники-кандила, привезённые из Соловецкого монастыря .

Стенопись собора в основном относится к 1642—1643 годам, частично закрыта масляной живописью в результате поновлений 1777 и 1853 годов; фрески XVII века наиболее полно раскрыты на северной паре столбов, в алтаре и в ризнице . Первоначальные фрески 1480-х годов, до ремонта в конце XIX века считавшиеся полностью утраченными, частично уцелели на алтарной преграде (полуфигуры святителей) и в приделах собора. По манере исполнения они близки творчеству Дионисия. Это «Поклонение волхвов» и «Похвала Богородицы» в Похвальском приделе; «Три отрока в пещи огненной» и «Житие апостола Петра» в Петропавловском приделе; «Рождество Иоанна Предтечи» в узком, ведущем в Дмитриевский придел коридоре . На южной стене Петропавловского придела, отделяющей его от жертвенника, сохранилась также чуть более поздняя (рубеж XV—XVI веков) фреска «Сорок мучеников Севастийских» (из 40 фигур уцелели 24) . На сводах собора помещены композиции на евангельские темы, среди которых «Введение Богоматери во храм», « Рождество Христово », « Сретение Господне » и другие. На столбах изображены фигуры мучеников . Южную и северную стены украшают изображения, посвящённые Пресвятой Богородице, западную — сцена « Страшного Суда » . На алтарной преграде собора представлены лики 26 преподобных . Благодаря полноте циклов фресок и их продуманности роспись Успенского собора стала образцом для многих других русских храмов .

В юго-западном углу храма находится бронзовый ажурный шатёр работы Дмитрия Сверчкова (1625 год), первоначально использовавшийся для хранения церковных реликвий; в 1913 году под шатёр была перенесена гробница патриарха Гермогена , умершего в 1612 году во время польской интервенции . У иконостаса расположены моленные места: для цариц, устроенное рядом с северным столбом в XVII веке, патриаршее место XV столетия (роспись XVII века ), и царское, созданное для Ивана Грозного .

Среди многочисленной драгоценной утвари и вкладов, хранившихся в Успенском соборе, выделяются серебряный позолоченный ковчег (или Малый Сион, использовался во время торжественных богослужений) и оклад Евангелия митрополита Симона (1499; украшен чеканкой , литьём , эмалью , сканью ). Обе реликвии ныне хранятся в Оружейной палате .

Иконостас

Иконостас на рисунке с миропомазанием Александра II , 1856
Царские врата, 2008

Древний тябловый иконостас, изначально трёхъярусный, к 1627 году четырёхъярусный, не сохранился; три его яруса были украшены серебряным басменным окладом, верхний же, железный, был покрыт позолотой. Существующий главный иконостас собора был создан в 1653 году, для него написали 69 икон мастера из Ярославля , Костромы и Осташкова ; новые тябла были созданы резчиками из Троице-Сергиевой лавры Л. Афанасьевым, Я. Григорьевым, Ф. Кондратьевым. Иконостас состоит из пяти ярусов и достигает 16 метров в высоту. В 1654-м для икон нижнего ряда были сделаны киоты мастерами из Оружейной палаты , тогда же были устроены царские врата. В 1840 году иконостас был существенно поновлён: иконы переписаны заново, а некоторые заменены живописью на холсте; появились новые, имитирующие древнюю басму серебряные оклады. В 1880—1890-х годах были заменены ветхие деревянные части, создан новый серебряный золочёный оклад .

В праотеческом чине помещена икона святой Троицы. Праотцы нарисованы в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус состоит из 17 икон, изображающих пророки перед Богоматерью Знамением . В праздничном ряду расположены образы, в которых отражены евангельские события, которые ежегодно празднуются церковью. Среди них «Рождество Богоматери», « Благовещение Пресвятой Богородицы », « Крещение », « Вход Господень в Иерусалим », « Успение Пресвятой Богородицы ». В деисусном чине описано молитвенное предстояние святых на Страшном Суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель», установленная в центре . В нижнем местном ряду находятся иконы «Спас Златая риза», написанная в конце XVII века изографом Кириллом Ивановым Улановым, храмовый образ Успения, « Спас Ярое око ». На Царских вратах изображены Богоматерь, архангел Гавриил и четыре евангелиста — Марк , Матфей , Лука и Иоанн . Справа от них установлена икона «Спас на престоле», относящаяся к XI веку .

Почтовая марка России 1992 год

У южной стены в бронзовых иконостасах, установленных в конце XIX века, помещены иконы XVI—XVII столетий. Среди них « Митрополит Пётр в житии », предположительно, написанная, Дионисием . В северном иконостасе находятся образы, привезённые в 1923 году из Соловецкого монастыря: «Богоматерь Боголюбская, с житием Зосимы и Савватия Соловецких», «Достойно есть», «Сошествие во ад» и другие .

В иконостасе Успенского собора были размещены особо почитаемые иконы, ныне многие из них находятся в музеях. Некоторые иконы связаны с первым Успенским собором XIV века. Это вышеупомянутая икона «Спас Ярое око» (XIV век), «Троица» (середина XIV века, записана Тихоном Филатьевым в 1700 году), « Богоматерь Владимирская » ( византийская икона первой трети XII века, впервые помещена в соборе в 1395 году, затем возвращена во Владимир и в 1480 году вновь перенесена в Москву; ныне в Государственной Третьяковской галерее ). Несколько икон были вывезены Иваном Грозным из Новгорода «Спас Нерукотворный» (XII век, сейчас в Государственной Третьяковской галерее), «Царь царём» или «Предста царица» (сербская икона XIV века), «Святой Георгий» (XII век, в Государственной Третьяковской галерее), « Устюжское Благовещение » (между 1119 и 1130 годами, в Государственной Третьяковской галерее). Среди других древних икон — « Оплечный Деисус » (XII век), « Спас Златые Власы » (XIII век), « Явление архангела Михаила Иисусу Навину » (XIII век), «Богоматерь Иверская» (список XII—XIII веков), «Борис и Глеб» (XIV век). Некоторые иконы были заказаны, вероятно, уже для существующего, построенного в XV веке здания собора: как, например, «Успение Богородицы», «О тебе радуется», « Митрополит Пётр в житии », « Митрополит Алексей в житии », «Апокалипсис». Это произведения 1480—1510-х годов школы Дионисия .

Царское место

Перед иконостасом у южной стены расположен высокий шатёр , изготовленный из орехового и липового дерева. Его установили по приказу Ивана Грозного и назвали «Царским местом». Он опирается на фигуры четырёх зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами и достигает 6,5 метра в высоту. Все элементы Монамахова трона обильно декорированы резными орнаментами: растительными, цветочными, изображениями птиц и животных. Стенки четверика украшают двенадцать деревянных барельефов . Восьмигранный купол декорирован тремя рядами кокошников и увенчан двуглавым орлом . Фриз покрыт надписями из Священного Писания . На столбиках трона вырезаны двенадцать барельефов, иллюстрирующих сюжеты « Сказаний о князьях Владимирских », повествующих об истории царских регалий . В 1907 году была реконструирована роспись памятника, вызолочены орнаменты и надписи .

Приделы

1-й этаж (слева направо, от северо-восточной главы до юго-восточной) :

  • Петропавловский придел / придел Поклонения веригам апостола Петра
  • (алтарь)
  • Придел Димитрия Солунского
  • (лестница на 2-й этаж в ризницу и библиотеку)

2-й этаж:

  • Придел Похвалы Богородицы

Использование

Коронации и венчания

Коронация Ивана V и Петра I, 1682
Коронация Николая II, 1896

Впервые венчание на престол в Успенском соборе состоялось в 1498 году. На церемонии Иван III передал бармы и Шапку Мономаха своему внуку Дмитрию . В 1547-м при венчании Иван IV принял титулы царя и самодержца, а в число его регалий включили наперсный крест , скипетр и цепь . В здании также проходил Земский собор 1613 года , на котором царём был избран Михаил Фёдорович. Пётр I в 1721 году ввёл в соборе обряд коронаций императоров : царский венец был заменён короной , бармы — мантией . Последняя коронация состоялась 14 мая 1896 года. Для подготовки обряда наняли 2500 человек. Для священнослужителей были изготовлены златотканые парчовые облачения .

В Успенском соборе совершались бракосочетания. В 1391 году митрополит Киприан обвенчал великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной . В 1472-м состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году — Василия III и Соломонии Сабуровой .

Некрополь

Схема расположения захоронений в соборе

С 1382 года в Успенском соборе хоронили русских святителей — митрополитов и патриархов. Усыпальница задумывалась для погребения светских и духовных владык московского княжества, но после постройки в 1333-м Архангельского собора некрополь разделили. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в нём погребли двадцать человек. Последним был похоронен умерший в 1698 году патриарх Адриан . Могилы митрополитов XIV — середины XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Бо́льшая часть погребений находится под полом собора и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками. Надгробия патриархов, в отличие от митрополичьих, сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями . В 1913-м все гробницы закрыли латунными посеребрёнными чехлами с восьмиконечными золочёными крестами и черневыми надписями на крышках. Они были изготовлены фирмой Ивана Хлебникова . В Петропавловском приделе находятся мощи Филиппа II и митрополита Петра , основавшего храм. В соборе был похоронен московский , владимирский и новгородский князь Юрий Данилович , умерший в 1325 году, но его могила утрачена . Рядом с патриаршими гробницами находится Гроб Господень , в котором хранятся посох митрополита Петра и Гвоздь Господень . С 1929 по 1948 год в храме хранились мощи митрополита Алексия (Бяконта) , после перенесённые в Богоявленский собор в Елохове . Мощи митрополитов Московских Феодосия, Иоасафа и Дионисия (бывшего Суздальского) в Успенском соборе отсутствуют.

В стенах храма погребены:

Святыни

Крестные ходы

До революции 1917 года из Успенского собора совершались ежегодные крестные ходы (даты приведены по юлианскому календарю) :

Крестные ходы без датировки

См. также

Примечания

  1. Самой древней частично сохранившейся постройкой в Москве является Спасский собор Андроникова монастыря .
  2. .
  3. Гейдор Т., Казусь И. Стили московской архитектуры. — М. : Искусство—XXI век, 2014. — С. 14. — 616 с. — ISBN 978-5-98051-113-5 .
  4. . Православие.ru. Дата обращения: 15 мая 2018. 13 октября 2018 года.
  5. . Дата обращения: 17 января 2019. 19 января 2019 года.
  6. ПСРЛ. — Т. 18. Симеоновская летопись . — СПб., 1913. — С. 90.
  7. .
  8. , с. 181.
  9. , с. 12—17.
  10. .
  11. , с. 18.
  12. .
  13. , с. 115.
  14. . Мослента (4 января 2018). Дата обращения: 15 мая 2018. 5 ноября 2018 года.
  15. , с. 191—192.
  16. , с. 420.
  17. , с. 19.
  18. , с. 9.
  19. , с. 101.
  20. , с. 316.
  21. .
  22. , с. 317.
  23. , с. 23.
  24. , с. 214—235.
  25. , с. 37.
  26. , с. 319.
  27. , с. 51.
  28. . Русский город. Дата обращения: 15 мая 2018. 8 мая 2011 года.
  29. , с. 94—100.
  30. , с. 30.
  31. . // Президентская библиотека. Дата обращения: 28 октября 2018. 27 ноября 2020 года.
  32. , с. 12—15.
  33. , с. 52.
  34. . Газета.ru (24 августа 2017). Дата обращения: 15 мая 2018. 25 мая 2018 года.
  35. Чечулин Н. Д. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  36. , с. 39.
  37. , с. 175.
  38. , с. 382—387.
  39. , с. 36—45.
  40. , с. 179.
  41. , с. 180.
  42. , с. 92.
  43. , с. 69.
  44. . Patriarchia.ru. Дата обращения: 15 мая 2018. 26 мая 2018 года.
  45. . РИА Новости (17 мая 2017). Дата обращения: 15 мая 2018. 25 мая 2018 года.
  46. . The Art Newspaper Russia (4 октября 2016). Дата обращения: 27 марта 2022. 27 марта 2022 года.
  47. . The Art Newspaper Russia (26 декабря 2016). Дата обращения: 27 марта 2022. 27 марта 2022 года.
  48. . The Art Newspaper Russia (6 февраля 2020). Дата обращения: 27 марта 2022. 27 марта 2022 года.
  49. . The Art Newspaper Russia (21 июля 2021). Дата обращения: 27 марта 2022. 27 марта 2022 года.
  50. , с. 43.
  51. , с. 78.
  52. , с. 29.
  53. , с. 89.
  54. .
  55. , с. 32.
  56. , с. 36.
  57. , с. 35—36.
  58. , с. 38.
  59. , с. 118.
  60. , с. 202.
  61. , с. 39.
  62. , с. 77.
  63. , с. 94.
  64. , с. 422.
  65. , с. 47.
  66. , с. 95—96.
  67. , с. 101.
  68. , с. 48—49.
  69. , с. 92.
  70. , с. 58.
  71. , с. 63.
  72. , с. 7—8.
  73. , с. 24—25.
  74. , с. 27.
  75. , с. 11.
  76. . museums.artyx.ru . Дата обращения: 27 марта 2022. 27 июля 2020 года.
  77. , с. 83.
  78. , с. 84.
  79. , с. 73.
  80. , с. 87.
  81. , с. 77—86.
  82. , с. 192.
  83. О Московских крестных ходах, совершаемых из Успенского собора, с показанием времени и причины их учреждения. М. Изд. 2-е. доп. и испр. С рисунками. Тип. Общество распространения полезности книг. Содержит приложение Московского митрополита Филарета: «Как себя вести во время крестного хода». — 1893.

Литература

  • Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М. : Наука, 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4 .
  • Владимировна Е. Великие храмы России. — М. : Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7 .
  • Домшлак М. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М. : Искусство, 1989. — 379 с.
  • Забелин И. Е. История города Москвы. От Юрия Долгорукого до Петра I. — М. : Вече, 2007. — 688 с. — ISBN 5-9533-0963-5 .
  • Заграевский С. . — М. , 2008.
  • Заграевский С. . — М. , 2010.
  • Заграевский С. // Saarbrücken. — 2015.
  • Иконы Успенского собора Московского Кремля XI - начало XV века : каталог / под ред. Т. Толстой. — М. : Северный паломник, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-88678-189-2 .
  • Ильин М., Моисеева Т. Памятники искусства Советского Союза. Москва и Подмосковье : справочник-путеводитель. — М. : Искусство, 1979.
  • Исаева О. // Изв. Рос. гос. педаг. университета им. А. И. Герцена. — 2008. — С. 94—100 .
  • Молева Н. . — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2003. — ISBN 978-5-224-04274-6 .
  • Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты . — 3-е изд. — М. : Жираф, 2005 . — 535 с. — 2500 экз. ISBN 5-89832-043-1 .
  • Романюк С. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М. : Центрполиграф, 2013. — 908 с.
  • Смирнова О. . — Neformat, 2015.
  • Соколова И. Трон царя Ивана Грозного в Успенском Соборе. — М. : Кучково поле, 2006. — 77 с.
  • Соколова И. Мономахов трон. Царское место Успенского собора Московского Кремля : К 450-летию памятника. — М. : Индрик, 2001. — 78 с.
  • Сорок сороков: альбом-указатель всех московских церквей. Т. 1. Кремль и монастырь / под ред. С. Звонарёва. — М. , 1988. — 416 с.
  • Толстая Т. Успенский собор: Путеводитель. — М. : Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2009. — 216 с. — ISBN 978-5-88678-189-2 .
  • Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / под ред. Э. Смирновой. — М. : Наука, 1985. — 263 с.
  • Школьник Ю. Москва. Столица России. История и современность. — М. : Эксмо, 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-699-39622-1 .
  • Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М. : Игорь Юдаков, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-904-81303-1 .
Тематические издания
  • Заграевский С. . — М. , 2003.
  • Выголов В. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М. : Наука, 1988. — 226 с.
  • Кавельмахер В. // Архитектурное наследство. — 1995. — № 38 . — С. 214—235 .
  • Качалова И. Успенский собор. — М. : Худож. и кн., 2003. — 54 с.
  • Качалова И. // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — 1976. — № 2 . — С. 104—108 .

Ссылки

  • Калачова И. Я. . — М., 2008
  • Мельник А. Г. // История и культура Ростовской земли. 1994. — Ростов; Ярославль, 1995. — С. 124—133 . — ISBN 5-85975-035-8 .
  • Мельник А. Г. // Филёвские чтения. Тезисы конференции. — М. , 1997. — С. 35—36 .
  • Мельник А. Г. // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. — М. : Индрик, 2011. — С. 443—473 . — ISBN 978-5-91674-151-3 .
Источник —

Same as Успенский собор (Московский Кремль)