Interested Article - Либертарианство

Либертариа́нство ( англ. libertarianism ; от лат. libertas — «свобода») — совокупность политических философий и движений, поддерживающих свободу как основной принцип . Представители либертарианства стремятся максимизировать политическую свободу и автономию , подчёркивая свободу выбора , добровольное объединение и индивидуальное суждение . Они разделяют скептицизм по отношению к государственной власти , но расходятся в масштабах своей оппозиции по отношению к существующим экономическим и политическим системам . Различные школы либертарианской мысли предлагают различные взгляды относительно законных функций государственной и частной власти , часто призывая к ограничению или роспуску принудительных социальных институтов .

Внутри либертарианства существует ряд течений, имеющих свою специфику. В частности, это правое и левое либертарианство , анархо-капитализм , минархизм , геолибертарианство ( джорджизм ), левый рыночный анархизм и либертарный социализм . Правые либертарианцы ставят на первый план право частной собственности . Левые либертарианцы считают, что абсолютизация частной собственности может нарушать свободу личности .

Этимология

Диаграмма Нолана

Термин «либертарианец» ( англ. libertarian ) впервые появился в эссе «О свободе и необходимости» ( 1789 ) американского унитарианского философа Уильяма Белшама . Он был производным от «свободы» ( англ. liberty ) по аналогии с образованием слова «унитарий» ( англ. unitarian ) от «единства» ( англ. unity ) в английском языке и обозначал сторонников философской доктрины « свободы воли » . В своём эссе Белшам осудил идеи, которые он приписывал либертарианству и противопоставил им религиозный детерминизм .

Во второй половине XIX века термин « либертарий » ( фр. la libertaire ) в значении «анархист» взяли на вооружение представители французского анархизма . В 1858 году Жозеф Дежак начал издавать в США газету «Le Libertaire, Journal du Mouvement Social». В 1880 году на конгрессе в Гавре анархо-коммунисты также употребили этот термин. Росту его популярности в конце XIX века способствовало введение направленных против анархизма ограничений на свободу печати во Франции после теракта, осуществлённого Огюстом Вальяном в 1893 году. В результате анархисты начали широко использовать фр. libertaire как эвфемизм вместо слова фр. anarchiste , в частности, в 1895 году была учреждена газета «Le Libertaire». Впоследствии «либертарианство» и «анархизм» стали синонимами, также положив начало термину « либертарный социализм ».

В современном значении термин «либертарианство» впервые начал использовать американский политик и основатель Фонда экономического образования , в 1940-е годы провозгласивший себя либертарианцем. Вслед за ним многие сторонники личной и экономической свободы также стали называть себя либертарианцами, чтобы отличать себя от «либералов», под которыми в США и некоторых других странах начиная с XX века понимают сторонников личной свободы и государственного перераспределения ресурсов (в частности, « нового курса » Рузвельта ), включая социал-демократов и умеренных коммунистов. Тем не менее, многие сторонники либертарианских идей не называют себя либертарианцами, настаивая на традиционном обозначении своей идеологии (« либерализм ») или определяя себя как « классических либералов ». Другие считают подобную приверженность старым терминам ошибочной, вносящей путаницу в политическую картину современного мира, что мешает распространению и пониманию либертарианских идей.

Диаграмма Нолана , предложенная американским либертарианцем Дэвидом Ноланом в 1970 г. , служит для иллюстрации его утверждения, что либертарианство пропагандирует как экономическую, так и личную свободу, ограничивая вмешательство государства в жизнь общества. По мнению Нолана, это контрастирует с левым «либерализмом», выступающим только за «личные свободы», правым « консерватизмом », выступающим только за «экономические свободы», а также с популистским « авторитаризмом », сторонники которого добиваются жёсткого контроля государства за жизнью общества и перераспределения доходов от богатых к бедным.

По мнению американского либертарного социалиста Мюррея Букчина , название «либертарианство» было украдено правыми , и правых либертарианцев , заинтересованных не в свободе, а в частной собственности, правильнее было бы называть пропертарианцами (от англ. property — собственность) .

Философия

Гадсденовский флаг — символ, используемый как либертарианский

Между либертарианцами существуют споры относительно того, является ли государство легитимным. Часть либертарианцев ( анархо-капиталисты ) рассматривают запрет на «агрессивное насилие» как абсолютный и не допускающий исключений даже для государственных служащих. По их мнению, такие формы государственного вмешательства, как налогообложение и антимонопольное регулирование , являются примерами воровства и грабежа и поэтому подлежат упразднению. Защита граждан от насилия должна осуществляться частными охранными агентствами, а помощь неимущим должна быть задачей благотворительности .

Другая часть либертарианцев ( минархисты ) принимает запрет на «агрессивное насилие» в качестве важного принципа, но считает нужным или неизбежным существование принудительно взимающего налоги государства, единственной задачей которого была бы защита жизни, здоровья и частной собственности граждан. Различие между этим и предыдущим подходом к либертарианству состоит в том, что в первом случае запрет является абсолютным и относится к каждому конкретному действию, а во втором — ставится задача минимизации насилия в обществе, для решения которой государство рассматривается как меньшее зло .

Либертарианский философ Моше Крой ( англ. Moshe Kroy ) считал, что разногласие в том, является ли государство аморальным, между анархо-капиталистами, придерживающимися взглядов на человеческое сознание и природу ценностей Мюррея Ротбарда , и минархистами, придерживающимися взглядов на человеческое сознание и природу ценностей Айн Рэнд , возникает не из-за разных интерпретаций общей моральной позиции. Он утверждал, что разногласие между этими двумя течениями является результатом разных представлений о природе человеческого сознания и что каждое из течений делает правильные выводы из своих предпосылок. Таким образом, эти течения не совершают ошибок при выводе правильного толкования какой-либо этической позиции, поскольку общей этической позиции у них нет.

Школы

Мюррей Ротбард , автор термина « анархо-капитализм »
Генри Джордж , основоположник джорджизма , который предлагал заменить все налоги единым налогом на землю
Ноам Хомский , известный современный представитель либертарного социализма

Анархо-капитализм

Анархо-капитализм (также называемый анархизмом свободного рынка , рыночным анархизмом и анархизмом частной собственности) является политической философией, которая выступает за ликвидацию государства в пользу индивидуального суверенитета в рамках свободного рынка . В анархо-капиталистическом обществе правоохранительные органы, суды и все другие службы безопасности будут предоставляться конкурентами, финансируемыми из частных источников, а не путем налогообложения, а деньги будут предоставляться в частном порядке и на конкурсной открытой рыночной основе . Поэтому личная и экономическая деятельность при анархо-капитализме регулируется частным законом, а не политикой.

Философия анархо-капитализма была сформулирована в середине двадцатого века экономистом австрийской школы и либертарианцем Мюрреем Ротбардом . Ротбард придумал этот термин и считается основателем данного течения. Он объединил подход свободного рынка австрийской школы ( классический либерализм ) с точкой зрения прав человека и отказался от государства, как и американские индивидуалистические анархисты XIX века, такие как Лисандр Спунер и Бенджамин Такер (хотя Ротбард отверг анархизм и антикапитализм , наряду с трудовой теорией стоимости ) . В ротбардианском анархо-капитализме сначала будет реализован взаимосогласованный либертарианский «правовой кодекс, который был бы общепринятым и которому обязуются следовать суды» . Этот правовой кодекс должен будет признавать суверенитет личности и принцип ненападения .

Минархизм

«Государство — ночной сторож», или минархизм, является моделью государства, единственными функциями которого являются предоставление гражданам военных, полицейских и судебных услуг, защищающих их от внешней агрессии, краж, нарушения контрактов , мошенничества, и гарантирование соблюдения законов о собственности .

Британия XIX века была описана историком в качестве классического примера такой формы государства .

Роберт Нозик получил Национальную книжную премию в категории «Философия и религия» за свою книгу «Анархия, государство и утопия». В ней Нозик утверждал, что только минимальное государство, ограниченное узкими функциями защиты от «агрессии, мошенничества, кражи», может быть оправдано, как не нарушающее права людей.

Джорджизм

Основные статьи: Джорджизм , Геолибертарианство

Джорджизм ( англ. Georgism , также геоизм) — основанное Генри Джорджем экономико-философское учение, в основе которого лежит идея, что каждый владеет созданным им продуктом ( англ. everyone owns what they create ), однако все природные блага , и прежде всего земля , принадлежат в равной степени всему человечеству . Философия джорджизма обычно ассоциируется с идеей единого налога на пользование землёй .

Либертарный социализм

Либертарный социализм (также называемый анархическим социализмом или социалистическим либертарианством) — группа антиавторитарных политических философий внутри социалистического движения, которая отвергает социализм, основанный на государственной собственности и централизованном управлении экономикой, а иногда и само государство . Либертарные социалисты критикуют отношения найма рабочей силы , предлагая вместо них самоуправление работников и децентрализованные структуры политической организации. Они утверждают, что общество, основанное на свободе и справедливости, может быть достигнуто путём упразднения авторитарных институтов, которые контролируют основные средства производства и подчиняют большинство людей классу имущих, экономической и политической элите . Либертарные социалисты выступают за децентрализованные структуры, основанные на прямой демократии и федеративной или конфедеративной организации, такие как либертарный муниципализм , гражданские ассамблеи , профсоюзы и рабочие советы . Они призывают к установлению свободных и добровольных человеческих отношений путём выявления, критики и практического демонтажа нелегитимной власти во всех аспектах человеческой жизни .

Политические философии прошлого и настоящего, которые характеризуются как либертарно-социалистические, включают в себя социальный анархизм (в том числе анархо-коммунизм , анархо-коллективизм , анархо-синдикализм и мютюэлизм ) , а также автономизм , коммунализм , , , революционный синдикализм , (в том числе коммунизм рабочих советов и люксембургианство ) и некоторые версии утопического социализма и индивидуалистического анархизма.

Либертарианство и австрийская школа экономической мысли

Либертарианство иногда смешивается с австрийской школой экономической мысли , которая содержит выводы о неэффективности и разрушительных последствиях государственного вмешательства в экономику. Хотя большинство либертарианцев в области экономики придерживаются подходов австрийской школы, это отождествление ошибочно. Либертарианство — политико-правовая доктрина, содержащая рецепты переустройства общества, прежде всего, в сфере законодательства. Это учение о должном, предписывающее людям, и особенно государственным служащим, определённые нормы поведения. Австрийская экономическая теория, наоборот, не имеет нормативного характера, являясь инструментом познания причинно-следственных связей в экономике. Делая, например, выводы о том, что протекционистский таможенный режим уменьшает количество благ, доступных населению страны, где он применяется, она остаётся ценностно нейтральной наукой и не делает призывов к изменению законодательства и политики.

Политические взгляды современных либертарианцев

  • Либертарианцы считают, что люди имеют только право на свободу от посягательств на свою личность или собственность, основываясь на принципе самопринадлежности и неагрессии. Законы должны лишь обеспечивать такую свободу, а также исполнение свободно и добровольно заключённых договоров .
  • Либертарианцы выступают за свободу слова .
  • Либертарианцы считают, что налогообложение есть агрессия направленная на нарушение прав собственности, по сути ничем не отличающаяся от грабежа. Поэтому налогообложение следует заменить добровольными методами финансирования услуг, предоставляемых государством в настоящее время населению. Такие услуги могут предоставляться частным бизнесом, благотворительными и другими организациями. Они выступают против любых государственных дотаций, например, сельскохозяйственным производителям, так как это вносит дисбаланс в экономику поддержкой недостаточно эффективных предприятий. Либертарианцы выступают против таможенных пошлин и иных видов внешнеторговых барьеров, потому как это ограничение на распоряжение собственностью.
  • Либертарианцы выступают за свободные добровольные трудовые отношения, регулируемые исключительно договором сотрудника и работодателя. Сторонние законодательные ограничения являются недопустимым посягательством на принцип самопринадлежности.
  • Либертарианцы являются убеждёнными противниками всеобщей воинской обязанности . Они выступают против военного вмешательства в дела других стран и признают лишь защиту от агрессии.
  • Либертарианцы выступают против любого государственного контроля над средствами массовой информации.
  • Вопросы иммиграции отдаются на решение собственникам территории, принимающей иммигрантов (смотрите также статью Либертарианские взгляды на иммиграцию ).
  • Часть либертарианцев выступает против законов об обязательном школьном образовании . Образование может быть получено в любой доступной и удобной форме в течение любого срока.
  • Либертарианцы выступают против запретов на владение оружием и за право на самооборону.
  • Следствием прав собственности и самопринадлежности становится частичная или полная легализация наркотиков . Вопрос является дискуссионным, при том решение его зависит от контрактного соглашения всех членов конкретных юрисдикций.

Публицист Том Хартманн отмечает, что по данным исследования, проведённого Pew Research, только 11 % людей, заявляющих о том, что они разделяют либертарианские взгляды, понимают суть либертарианства, в частности то, что оно выступает за увеличение личной свободы и снижения контроля государства. Так, 41 % таких людей считает, что государство должно регулировать бизнес, 38 % поддерживает социальные пособия малообеспеченным людям, 42 % считают, что полиция должна иметь право останавливать «подозрительных людей» .

Люди, оказавшие существенное влияние на философию

Либертарианство в России

В России либертарианство длительное время поддерживалось рядом интеллектуалов как идеология. Но оно не существовало в сколько-нибудь широко поддержанных организационных формах. По всей видимости, одной из первых организационно оформленных либертарианских организаций стало движение Поколение свободы , фактически прекратившее свою деятельность в середине 2000-х годов.

Более поздним проектом стала незарегистрированная Либертарианская партия России .

См. также

Примечания

  1. . . Encyclopædia Britannica (30 января 2009). — «...либертарианство, политическая философия, которая считает свободу главной политической ценностью.» Дата обращения: 21 февраля 2017. 4 мая 2015 года.
  2. Woodcock, George. Anarchism: A History Of Libertarian Ideas And Movements (англ.) . — Peterborough, Ont.: (англ.) , 2004. — P. 16. — ISBN 9781551116297 .
  3. Boaz, David . от 3 апреля 2012 на Wayback Machine . Cato Institute (1999).
  4. Institute for Humane Studies . Дата обращения: 16 февраля 2017. 1 февраля 2017 года.
  5. Long, Joseph W. (1996). «Toward a Libertarian Theory of Class». Social Philosophy and Policy . 15 (2): 310. «Когда я говорю о „либертарианстве“… я имею в виду все три этих совершенно разных движения. Можно было бы возразить, что либертарианский капитализм , либертарный социализм или либертарный популизм слишком отличаются друг от друга, чтобы их можно было рассматривать как аспекты единой точки зрения. Но они действительно имеют общее — или, по крайней мере, частично — интеллектуальное происхождение».
  6. Kymlicka, Will. Libertarianism, left- // The Oxford Companion to Philosophy (англ.) / Honderich, Ted. — New. — New York: Oxford University Press , 2005. — P. 516. — ISBN 978-0199264797 .
  7. . от 26 июля 2023 на Wayback Machine // Public Reason . — 1 (1): p. 1-8 (2009).
  8. от 9 августа 2020 на Wayback Machine // Meduza , 24 мая 2019.
  9. Libertarian // Online Etymology Dictionary от 10 октября 2012 на Wayback Machine (англ.)
  10. . Дата обращения: 18 июня 2010. Архивировано из 16 июня 2008 года.
  11. от 28 марта 2010 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3925 дней] — , )
  12. Murray Bookchin . от 6 сентября 2018 на Wayback Machine // «The Forms of Freedom» talk, 1985.
  13. Ronald Hamowy. . — SAGE, 2008-08-15. — 665 с. — ISBN 9781412965804 . 9 января 2023 года.
  14. Stringham (2007). п. 51
  15. См. Философскую критику Дж. К. Лестера об основном либертарианстве частной собственности и его альтернативе либертарианства в Новой Парадигме: https://philpapers.org/rec/INDNLA
  16. kanopiadmin (2014-08-18). (PDF) . Mises Institute (англ.) . (PDF) из оригинала 3 октября 2014 . Дата обращения: 25 октября 2018 .
  17. Миллер, Дэвид (1987). Энциклопедия политической мысли Блэквелла . Wiley-Blackwell. п. 290. ISBN  978-0-631-17944-3. Студент и ученик австрийского экономиста Людвига фон Мизеса Ротбард объединил экономическую теорию своего учителя с абсолютистскими взглядами на права человека и отказом от государства, который он впитал, изучая индивидуалистских американских анархистов XIX века, таких как Лисандр Спунер и Бенджамин Такер .
  18. kanopiadmin (2014-08-18). . Mises Institute (англ.) . из оригинала 28 октября 2014 . Дата обращения: 25 октября 2018 .
  19. (англ.) . www.strike-the-root.com. Дата обращения: 25 октября 2018. 15 июля 2018 года.
  20. (англ.) . www.peikoff.com. Дата обращения: 25 октября 2018. 12 сентября 2014 года.
  21. (англ.) . www.peikoff.com. Дата обращения: 25 октября 2018. 12 сентября 2014 года.
  22. Тауншенд, Чарльз (2000). Оксфордская история современной войны . Оксфордский университет. п. 15. ISBN  0-19-285373-2.
  23. . Дата обращения: 27 октября 2018. 18 октября 2017 года.
  24. Carlson, Jennifer D. (2012). «Libertarianism». In The social history of crime and punishment in America. An encyclopedia. / Ed. Miller, Wilbur R. — 5 vols. London: Sage Publications. p. 1006.
  25. Rocker, Rudolf . Anarcho-Syndicalism: Theory and Practice. — AK Press , 2004. — P. 65. — ISBN 978-1-902593-92-0 .
  26. (1966) .
  27. . Anarchism as a Political Philosophy of Existential Individualism: Implications for Feminism // The Politics of Individualism: Liberalism, Liberal Feminism and Anarchism. — Black Rose Books Ltd. Publishing, 2002. — P. 106.
  28. Sims, Franwa. The Anacostia Diaries As It Is. — Lulu Press, 2006. — С. 160.
  29. Murray Bookchin, Ghost of Anarcho-Syndicalism ; , The General Idea of Proudhon’s Revolution
  30. Уолтер Блок . от 25 ноября 2010 на Wayback Machine
  31. . Дата обращения: 24 апреля 2015. 4 марта 2016 года.
  32. . Дата обращения: 17 сентября 2012. Архивировано из 16 декабря 2012 года.
  33. . Дата обращения: 16 мая 2014. Архивировано из 29 ноября 2014 года.
  34. . Дата обращения: 9 сентября 2014. 4 сентября 2014 года.

Литература

Ссылки

Материалы на русском языке
Материалы на английском языке


Источник —

Same as Либертарианство