Interested Article - Славяне

Страны со славянским большинством

Славя́не , славя́нские наро́ды — группа народов , говорящих на славянских языках , крупнейшая в Европе этноязыковая общность .

Этногенез славян начался не позднее IV века. Славянская группа народов образовалась в процессе расселения древних славян ( праслав. *slověne , ст.‑слав. словѣнє ) в VII—VIII веках н. э. Возникшие в результате этого народы сохранили сознание общности, что отражено в исторических памятниках и самоназваниях ряда славянских народов .

В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной, Центральной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России . Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Закавказья , Америки , и Средней Азии . Общая численность славян — около 300 млн человек. Выделяются западные славяне ( поляки , силезцы , словинцы , чехи , словаки , кашубы , моравы и лужичане ), восточные славяне ( русские , белорусы , украинцы , русины ) и южные славяне ( болгары , сербы , хорваты , босняки , македонцы , словенцы , черногорцы ).

Название

Этноним славяне ( церк.-слав. словѣне , белор. славяне , укр. слов'яни , болг. славяни , серб. и макед. Словени , хорв. и босн. Slaveni , словен. Slovani , польск. Słowianie , чеш. Slované , словацк. Slovania , русин. Славяне , кашубск. Słowiónie , в.-луж. Słowjenjo , н.-луж. Słowjany ) сохранился во всех славянских языках.

В античных (римских и византийских) письменных памятниках название славян выглядит как «склавины» ( греч. Σκλαβηνοί , лат. Sklavīnî ), в арабских источниках как « сакалиба ».

Существуют несколько версий происхождения этнонима «славяне» ( праслав. *slověne ).

Основными являются:

  • от двух родственных славянских слов, восходящих к общему праиндоевропейскому корню *ḱleu̯ — «молва, известность»:
    • слово , таким образом словѣне — это «люди, говорящие „по-нашему“», в отличие от немцев — «немых», то есть «не владеющих нашим языком», «чужих»,
    • слава , то есть славѣне — «славные». Однако данная форма (с - а - в корне) — позднее образование, зафиксированное в славянских источниках в позднем Средневековье .
  • от индоевропейского слова *s-lau̯-os «народ» (с индоевропейским « подвижным s »), ср. др.-греч. λᾱός ;
  • от топонима, видимо, названия реки (ср. эпитет Днепра Славутич , реки Слуя, Слава, Славница в разных славянских землях) от пра-и.-е. * ḱlou̯ǝ- «омывать, очищать» ср. др.-греч. κλύζω «омываю», κλύζει ̇ πλημμυρεῖ, ῥέει, βρύει, κλύδων «прибой», лат. cluō «очищаю», сlоāса «канализационный сток». Этой версии отдают предпочтение некоторые лингвисты (например, М. Фасмер ) в силу того, что суффиксы - ѣн(ин) и - ян(ин) встречаются только в производных от названий мест .

Данный этноним как племенной закрепился в ходе этногенеза словаков (с несколько иным суффиксом), словенцев , словинцев . Этноним «словене» как основной, кроме этих народов, носили также ильменские словене — жители Новгородской земли .

История

Происхождение

Область балто-славянского диалектного континуума (фиолетовый) с предполагаемой материальной культурой, соотносимой с носителями балто-славянского языка в бронзовом веке (белый). Красные точки — архаичные славянские гидронимы

Близость славянских языков при значительном современном ареале расселения славян и отсутствии у славян когда-либо политического единства, а также языковое сходство древнейших славянских письменных памятников (конец 1-го — начало 2-го тысячелетия) свидетельствуют об относительно компактной территории исходного проживании и позднем распаде славянской общности. Большинство исследователей, основываясь на данных исторического языкознания , письменных источников и археологии, считают, что древние славяне проживали в лесной и лесостепной зоне Центральной и Восточной Европы от реки Одер до Среднего Поднепровья и прилегающего Полесья . Учёные помещают прародину славян в пределах этой территории в Среднем Поднепровье, Полесье , Висло-Одерском регионе (польский лингвист, славист Т. Лер-Сплавиньский, Тадеуш , его последователи и др.), Северо-Восточном Прикарпатье (немецкий лингвист Ю. Удольф и др.), Среднее Подунавье ( О. Н. Трубачёв ) и др.

Письменные свидетельства

Склавиния, Германия, Галлия и Рим приносят дары императору Священной Римской империи Оттону III . Мастер школы Райхенау, , около 1000

Наиболее ранние упоминания ( Плиний Старший , Тацит , Птолемей ), вероятно связанные с этногенезом славян, предположительно, относятся к венедам . Первые достоверные упоминания славян читаются в письменных источниках V—VI веков, где они названы склавины , и, предположительно, анты и венеды , в частности, в трудах византийского дипломата и историка Приска Панийского и византийского писателя Прокопия Кесарийского . Приск, в 440-х годах участвовавший в византийском посольстве к правителю гуннов Аттиле в Среднее Подунавье , приводит слова, которые имеют ближайшие соответствия в славянских языках (напр., μέδος — medъ) и/или связываются преимущественно со славянскими традициями. О склавенах, как выделившемся из венедов самостоятельном этносе , писал готский историк Иордан в первой половине VI века:

от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами (склавенами) и антами .

Отождествление венедов (венетов) античных авторов со славянами не имеет никаких иных подтверждений, кроме указаний авторов V—VI веков, и рядом учёных термин «венеды» рассматривается как этникон (наименование по месту жительства), характерный для античной историографии, а не раннее название славян .

Русские летописи , включая древнерусский летописный свод начала XII века « Повесть временных лет », помещают родину славян на среднем ( Норик ) и нижнем Дунае, где их впервые зафиксировали византийские письменные источники .

Лингвистические данные

Славянские языки имеют большое число сходств с балтскими , что объясняется происхождением славян и балтов от единой балто-славянской общности (в рамках индоевропейской) и/или длительными контактами славян и балтов. Заимствования в праславянском языке из иранских языков исследователи объясняют различными причинами: расширением на запад « скифо-сибирского мира », соседством славян с сарматами и/или народами позднескифской археологической общности. Влияние германских языков на праславянский и в обратном направлении, предположительно, было следствием экспансии некоторых германских объединений на восток. Некоторые особенности культуры и языка славян восходят к эпохе компактного проживания носителей индоевропейских языков .

Археологические данные

Карта балтских и славянских археологических культур V—VI веков

Преимущественно со склавинами соотносятся памятники VI—VII веков пражской культуры (включая суковско-дзедзицкий тип ), ипотешти-кындештской группы и производных от них. Присутствие славян на части территории Балкан, отмеченное топонимией вплоть до Греции, археологически слабо подтверждено. С антами связывается пеньковская культура . Предположительно, с частью венедов и другими славянскими группами могут быть сопоставлены памятники V—VII веков типа верхних (поздних) слоёв тушемлинской культуры , культуры длинных курганов , колочинской культуры и др., а также некоторые памятники лесостепного Подонья (из группы Замятино — Чертовицкое, ряд пеньковских и колочинских памятников) и Поволжья ( именьковская культура ). Эти культуры восходят к памятникам первой половины 1-го тысячелетия киевской культуры и других групп, восходящих, в свою очередь к традициям зарубинецкой культуры (III / II век до н. э. — II век н. э.). К славянскому кругу ряд исследователей относят также часть носителей пшеворской культуры (II век до н. э. — IV век н. э.), памятников лимигантов, отдельные компоненты черняховской культуры (II—IV века) и др. Первой достоверно славянской (праславянской) археологической культурой, по мнению большинства археологов, является пражско - корчакская культура , объединяющая регионы славянского мира, которые в результате распада праславянской общности стали ареалами самостоятельных славянских этнолингвистических групп — южных, западных и восточных славян . Памятники пражской культуры получили распространение на Балканах и достигли Среднего Поднепровья .

Расселение древних славян

К VI веку расселились в Восточной Европе и стали известны древним историкам как склавины , а также, предположительно, венеды и анты . В VI веке славянский ареал был рассечён расселившимися из Центральной Азии аварами . В VI—VIII веках происходила славянская колонизация Восточных Альп , до этого заселённых германцами и разнородным романизированным населением. К 692 году относится поход императора Юстиниана II с покорёнными им славянами на арабов . С середины VII—VIII веков усилилось присутствие и расширился ареал славян на востоке и севере ( Мартыновский клад , Сахновское городище , роменско-борщёвская культура , культура новгородских сопок ) . К VIII веку в южной части своего ареала славяне заселили Балканы .

По мнению историка В. В. Напольских ,

…мы можем вести речь не просто о носителях реконструируемого лингвистами славянского праязыка, а можем быть уверены в реальном существовании такой общности (скорее всего, что-то вроде крупного племенного союза ), члены которой осознавали своё языковое и этническое единство и отличали себя от соседей, говоривших на других языках. Наличие этнического самосознания у носителей славянского праязыка зафиксировано в древнем их самоназвании словене, то есть «люди слова, люди правильной, понятной речи» — в отличие от соседей на западе, которые говорили непонятно, и потому их называли немьци , то есть «немые, не умеющие говорить». Это название [словене] фиксируется в письменных источниках уже в VI в. и сохраняется как самоназвание в разных вариантах у разных славянских групп ( словенцы , словене новгородские и др.) .

Славянские племена

Карта расселения славян в VII—VIII веках

В источниках конца 1-го — первой половины 2-го тысячелетия н. э., отражающих также более ранние реалии, имеются сведения о многочисленных племенах славян в Центральной Европе — группы полабских славян , поморяне , западнославянские поляне , мазовшане , слензане , висляне , лендзяне , чехи , нитряне и др., в Восточной Европе — словене , кривичи , полочане , радимичи , вятичи , дулебы , белые хорваты , волыняне , дреговичи , древляне , восточнославянские поляне , северяне , уличи , тиверцы , и на Балканах — хорваты и сербы , хорутане , мораване и др.

Государственный период

«Апофеоз истории славян»
А. Муха . 1926

В VII веке возникают первые достоверно известные славянские государственные образования: Са́мо , Карантания , несколько « славиний » (название объединений славянских племён в византийских источниках) на Балканах. Некоторые группы славян вошли в состав Аварского каганата (562—823), данническую территорию Хазарского каганата (примерно с IX века), Венгрию (около 895—1000). Позднее сформировались крупные государства, в которых славяне составляли большинство населения: Первое Болгарское царство (681—1018), Великая Моравия (822—907), Киевская Русь , государства сербов , хорватов , Пржемысловичей , Пястов и др. Образование разных славянских государств закрепило распад славянской общности .

В Средние века и позднее большая часть славян в бассейне Эльбы и отчасти Одера была ассимилирована немцами . В Западном Подунавье основную часть славян ассимлировали баварцы и австрийцы. На части территории Среднего и Нижнего Подунавья — венгры, румыны, молдаване. В юго-западной части Балкан — греки, албанцы .

В Восточной Европе славянами были ассимилирован ряд балтских и финно-угорских народов, в том числе полностью были ассимилированы голядь , меря , мещера , мурома и др.

Преимущественно на славянской основе сформировались казаки (этносословные группы). В позднее Средневековье и Новое время русские расселились на обширных территориях Евразии: на Урал , в Сибирь , на Дальний Восток вплоть до Тихого океана, на Северный Кавказ , в Среднюю Азию .

Университет Портленда и «Коалиция цветных сообществ» ( США ) в 2014 году опубликовали исследование, в котором славяне и славянские эмигранты в США отнесены к « цветным », или к категории угнетаемых меньшинств. Из числа « белых » авторы исследования исключили славянских эмигрантов по причине того, что они подвергаются дискриминации при получении школьного и высшего образования, медицинской страховки и при трудоустройстве .

Культура

Традиционная культура славян является типичной для Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы .

Славянские языки

Современные славянские языки

Славянские языки представляют собой ветвь (группу) индоевропейской семьи языков . Широко распространены в ряде стран Центральной и Восточной Европы и Северной Азии. Носители славянских языков составляют большую часть населения России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Македонии, Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Словении, Словакии, Чехии и Польши. Компактные группы носителей проживают в странах Средней Азии, Казахстане, Молдавии, странах Закавказья, Балтии и ряде других европейских стран. Отдельные группы проживают в США, Канаде, Аргентине, Австралии, Израиле и др. По оценкам конца 2000-х годов общее число говорящих на славянских языках составляет более 290 млн человек .

В рамках индоевропейской языковой семьи славянские языки имеют наибольшее число общих древних черт с балтийскими языками , поэтому учёные предполагают существование общего балтославянского этапа в развитии данных двух индоевропейских диалектных групп .

Славянские языки представлены тремя группами: западнославянские , восточнославянские и южнославянские языки . Современные восточнославянские языки: русский язык , украинский язык , белорусский язык и региональные карпаторусинские идиомы ( русинский язык ); южнославянские языки: болгарский язык , македонский язык , словенский язык , сербскохорватский язык (или сербский, хорватский, боснийский и черногорский); западнославянские языки: чешский язык , словацкий язык , польский язык , региональный кашубский язык , а также лужицкий язык в Германии (серболужицкий, имеющий два литературных языка — верхнелужицкий и нижнелужицкий ) и южнорусинский язык в Сербии и Хорватии. К южнославянским языкам принадлежат также мёртвый старославянский язык и сохранившийся в богослужении церковнославянский язык , к западнославянской — мёртвый полабский язык . Эти группы языков сформировались из племенных диалектов праславянского языка в результате миграции славян с середины 1-го тысячелетия н. э., в особенности в западном (до бассейна реки Эльба), юго-западном (Альпы) и юго-восточном (Балканы) направлениях.

Ряд заимствований в праславянском языке произошли в результате его контактов с германскими , кельтскими , иранскими и другими индоевропейскими диалектами. Позднее в отдельные славянские языки обогатились заимствованиями из различных языков. Германские языки влияли на славянские начиная со Средних веков. В наибольшей степени влияние оказал немецкий язык , особенно на западнославянские языки. Тюркские и другие восточные языки — в основном на южнославянские и восточнославянские языки. Финно-угорские языки — на восточнославянские языки. Новогреческий , албанский , румынский — на славянские языки балканского региона; румынский и венгерский — на славянские языки карпатского и соседних с ним регионов. Культурные контакты повлияли на заимствования в ряде славянских языков из древнегреческого , латинского, французского языков. В новейшее время все славянские языки испытывают влияние английского языка .

Влияние славянских языков на соседние языки идёт ещё с праславянского периода и представлено в основном в местной топонимике . Наиболее сильно прослеживается оно в румынском и венгерском языке . Корни некоторых праславянских металлургических терминов схожи с прагерманскими , что, возможно, обусловлено перениманием техники железоделательного искусства ( прагерм. *swerð(a)- «меч», ← нем. Schwert , ср. праслав. *svьrdьlъ «сверло», прагерм. *ùhwn нем. Ofen , ср. праслав. *vygnь «кузница») .

Письменность и литература

Башчанская плита , один из старейших глаголических памятников, рубеж XI и XII веков, Крк , Хорватия

Достоверно существовавших азбук у славян было три: глаголица , кириллица и латиница . В настоящее время большинство православных славянских народов используют кириллицу, а большинство католических славянских народов — латиницу.

Первые памятники славянской письменности были созданы в 860-х годах. Ими стали переводы богослужебных и некоторых других текстов с греческого и иногда с латинского языков, связанные с деятельностью Кирилла и Мефодия , греков-миссионеров, для нужд христианского богослужения в Моравии создавших на базе южномакедонского диалекта особый письменный язык, в дальнейшем получивший название старославянский язык . Первым славянским алфавитом стала глаголица , применявшаяся в Моравии и Чехии до конца XI века, в Хорватии — до конца XVIII века. В X—XI веках в Восточной Болгарии глаголицу сменила кириллица , получившая распространение в Болгарии, Сербии, Боснии и на Руси.

Более поздний этап развития старославянского называется церковнославянский язык . Он использовался в качестве литературного языком православными славянами вплоть до XVIII—XIX веков . Православные славяне в период с IX века до начала Нового времени образовывали так называемую Slavia Orthodoxa (современный термин), литературную общность, существовавшую в условиях единой языковой среды ( церковнославянский язык , его изводы , а также близкие к ним национальные литературные языки) и обладавшую единым литературным фондом . Имела тесную связь с византийской литературной традицией . Графические средства церковнославянского языка также использовались для записи нелитературных текстов, таких как русские берестяные грамоты (с XI века) .

В X—XI веках появляются первые известные славянские письменные тексты на латинице — Фрейзингенские отрывки , которые исследователи считают старейшим памятником словенского языка. В конца XIII века возникает чешское и польское письмо на основе латиницы. В более поздние периоды для записи текстов на некоторых славянских языках применялась арабская графика : мусульманская письменность в Боснии, старобелорусские рукописные китабы XVI—XVII веков, записанные белорусским арабским алфавитом польско-литовскими татарами .

Современные литературные славянские языки формируются с XVIII века. Некоторые славянские народы и малочисленные этнические группы обрели современные литературные языки только в XX веке ( македонский язык , языки различных групп русин и др.) .

Антропонимика

Имена

Фамилии

Мифология и религия

Стороны Збручского идола
Спас Нерукотворный (новгородская икона XII века)
Столб-часовня в Польше ( А. Козакевич , 1876)

Славянская мифология формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во 2-м — 1-м тысячелетии до н. э. и взаимодействия с мифологией и религией соседних народов. Поэтому в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт . Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины ( Перун ), бога скота и потустороннего мира ( Велес ), элементы образов близнечного божества ( Ярило и Ярилиха , Иван-да-марья ) и божества Неба-Отца ( Стрибог ). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля , связанная с ней богиня ткачества и прядения ( Мокошь ), солнечное божество ( Дажьбог ), и некоторые другие . Собственно славянские мифологические повествования не сохранились: религиозно-мифологическая целостность славян была разрушена в период их христианизации. Высшая мифология древних славян известна фрагментарно. Больше сведений имеется по низшей мифологии .

Прокопий Кесарийский (VI век) писал о жертвоприношениях верховному богу славян — громовержцу, речным духам (названным им «нимфами») и др. Русско-византийские договоры X века упоминают дружинного бога Перуна и «скотьего бога» Волоса . « Повесть временных лет » (начало XI века) под 980 годом называет несколько богов, идолы которых были поставлены в Киеве князем Владимиром Святославичем : Перун , Хорс , Дажьбог , Стрибог , Симаргл , Мокошь . Западно-европейские авторы XI—XII веков подробно описывали святилища и культы Радегаста ( Сварожича ) в Ретре , Святовита (Свентовита) в Арконе , Триглава в Щецине , Чернобога , святилище в Волине и др. Ряд исследователей рассматривают некоторые восточно-европейские археологические памятники как славянские языческие святилища ( Перынь , комплекс близ места находки Збручского идола и др.), однако это отождествление не является бесспорным .

Между VI и X веками большая часть славян приняла христианство: восточные и юго-восточные по Византийскому обряду , а Западные и Юго-Западные по Римскому обряду .

Некоторая часть славян приняла ислам в результате Османской оккупации Балкан. Славянами-мусульманами являются помаки , торбеши , горанцы и бошняки .

Славянское язычество дошло до наших дней в « христианизированном » виде . После христианизации старые верования сохранялись в культуре славян в культе предков и веры в низших духов: домовых , леших , русалок и др. Большое число дохристианских элементов сохранялось в славянских календарных обрядах и обрядах жизненного цикла .

С XX века формируется славянское неоязычество , в той или иной степени придерживающееся псевдоисторических идей .

Календарь

У славянских народов к позднему Средневековью сложились системы членения, счёта и регламентации годового времени, организующие обрядовый цикл (календарные обряды), хозяйственную и бытовую практику, в значительной мере верования и бытование фольклора. В структурном и генетическом отношении народные календари у славян представляют собой сложные переплетения различных моделей: распорядка христианских праздников , постов и мясоедов ; календарей солнечного , лунного , вегетативного; земледельческого, скотоводческого, охотничьего, ткаческого, пчеловодческого и т. д.; свадебного и поминального, демонологического (ср. сезонность и календарную приуроченность появления мифологических персонажей), фольклорного (ср. календарные регламентации пения, загадывания загадок и т. п.). Каждая из этих моделей образует особый цикл и соотносится с особым кругом верований о природе и человеческой жизни; вместе с тем все они взаимно связаны .

Костюмы

Кухня

Славянская культура у неславянских народов

Антропологические типы

Славянские народы относятся к разным ветвям европеоидной расы . В антропологическом отношении (по морфологическим признакам) отдельные славянские народы сближаются с неславянскими народами Европы и Кавказа.

Наука о славянах

Славистика, славяноведение — наука, изучающая языки, литературу, фольклор, историю, материальную и духовную культуру славянских народов.

Более узкая специализация в рамках славистики возможна как по традиционным дисциплинам (лингвистика, филология, этнология ) так и по интердисциплинарным областям, комплексно изучающим язык, историю, литературу и культуру (в том числе — современные), одной из стран Восточной Европы (примеры — русистика , украинистика , словакистика , полонистика ). При этом вне славянского ареала в славистику и её региональные разделы могут включаться также и современная история страны, изучение её экономики и политики.

Современные характеристики

Когда-то славяне были этносом, но уже много веков славяне — это только языковая семья. Нет ни славянской расы, ни славянской религии, ни славянского политического объединения, ни специфически славянской культуры, ничего. Нет даже славянского языка — только сходство языков. Это всё, что объединяет славян. И идея о том, что когда-то они были единым народом.

Современные группы и народы

Почтовая карточка с изображением Кирилла и Мефодия с надписью «Достояние отцов соблюди нам, Господи!» на девяти языках (чешском, русском, польском, лужицком, украинском, болгарском, словенском, хорватском и сербском)

Восточные

  • Русские (самоназвание — русские, единственное число — русский, название языка — русский язык)
  • Украинцы (самоназвание — українці, единственное число — українець, название языка — українська мова)
Источник —

Same as Славяне