Interested Article - Нанайцы
- 2020-10-05
- 1
Нана́йцы ( нан. нани, хэдзэни ; кит. трад. 赫哲族 , пиньинь hèzhézú ; устар. го́льды ) — коренной малочисленный народ Дальнего Востока , проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае .
Названия
Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли [ неавторитетный источник ] . В прошлом нанайцы были известны в литературе на русском и других европейских языках как гольды . В Китае нанайцы известны как хэчжэ ( кит. упр. 赫哲族 , пиньинь Hèzhé zú ). Самоназвание «низовых» (живущих ниже Найхина по течению Амура) нанайцев — «нани» — является также самоназванием ульчей . А нанайцы, проживающие выше Найхина по течению Амура, часто называют себя по-нанайски «хэдзэ(ни)», что можно перевести как «живущие ниже по течению» (видимо, по отношению к нанайцам Китая и маньчжурам) и составляет некоторый парадокс, потому что для значительной части нанайцев это сейчас как раз «верховые» нанайцы.
Антропологический тип
Нанайцы являются носителями байкальского антропологического типа с небольшой примесью севернокитайского антропологического компонента .
Генетика
В генофондах двух самых крупных кланов (родовых объединений) нанайцев — бельды и самар — преобладает специфичная для Приамурья Y-хромосомная гаплогруппа N3a6 . Датировки кластеров сети Y-STR гаплотипов показывают, что клан самар (1400 ± 500 лет) может быть «старше» клана бельды (800 ± 500 лет). Y-хромосомный генофонд бельды на 98% состоит из трёх гаплогрупп: N3, C2 и О . Y-хромосомный генофонд бельды на 84% состоит из гаплогруппы N3a6, на гаплогруппы О1b, С2b1a и J2a1a приходятся остальные 16% генофонда . Три четверти представителей нанайского рода Киле относятся к Y-хромосомной гаплогруппе С-М48, доля которой в основной популяции нанайцев в четыре раза ниже (в среднем 18%). Основная часть представителей рода Киле относится к субкладу С-Z40445 (67%), а единичные представители — к субкладам С-B470 и C-B80. Преобладающая у нанайцев Y-хромосомная гаплогруппа N3a6-B479 крайне редка у представителей рода Киле — 6% .
История
Первая информация о расселении коренных народов бассейна Амура появилась в России в середине XVII века, во времена походов Хабарова и других землепроходцев. По мнению историка Б. П. Полевого , дючеры , жившие в низовьях Сунгари и по Амуру в районе устьев Сунгари и Уссури, были нанайцами . Однако более общепринятым и по сей день остаётся высказывавшееся в XIX в. мнение, что дючеры были потомками или близкими родственниками чжурчжэней , а нанайцы вероятно были известны землепроходцам как «ачаны» и «натки», и распространились в районы, прежде заселённые землепашцами- дючерами , лишь после переселения дючеров китайскими властями в глубину Маньчжурии во второй половине 1650-х годов .
Культура
Роль собаки в духовной культуре
Проведённое исследование показывает огромную роль собаки в духовной культуре нанайцев. В традиционной культуре нанайцы осознавали мир с мифологических и анимистических позиций. Образ собаки в мифологии тесно связан с человеком. Например, образ мифической Железной Собаки (суки) расценивается как женский и обладает положительными и отрицательными свойствами. Нередко этот образ является одним из основных персонажей преданий о происхождении нанайских родов, что показывает его архаичность.
В шаманстве наиболее значительным представляется сверхъестественный образ собаки помощника и покровителя шамана. С её помощью шаманом осуществлялась поисковая работа потерянной или украденной души человека.
Анализ промысловой обрядности, шаманства, ритуалов жизненного цикла, показывает, что образ собаки имеет в своей основе древние амурские корни. Представления нанайцев, связанные с собакой, отражают присущие ей с древних времён функции охранителя и защитника своего хозяина. Они отражались практически во всех проявлениях традиционной культуры: в ритуалах жизненного цикла, шаманстве и промысловых культах.
В целом, анализ этнокультурных особенностей нанайского собаководства показывает, что образ и роль собаки в различных аспектах собаководства и, шире, культуры нанайцев, позволяет использовать её в качестве этноидентифицирующего маркера, проследить этническую гомогенность нанайского этноса.
Места проживания
Пекинский договор 1860 г., сделав реки Амур и Уссури государственной границей, разделил район проживания нанайцев между Россией и Китаем.
Большинство нанайцев России (92,29 %) проживает в Хабаровском крае (10 771 чел., из них 3950 чел. в Нанайском районе ). Нанайские деревни расположены по обоим берегам среднего Амура (примерно от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре ) и на его притоках, а также на российском (восточном) берегу Уссури ( Пожарский район Приморского края ).
В Китае (провинция Хэйлунцзян ) нанайцы проживают на правом берегу Амура между устьями Сунгари и Уссури (уезды Тунцзян и Фуюань городского округа Цзямусы ) и на левом берегу Уссури (уезд Жаохэ городского округа Шуанъяшань ) .
Численность нанайцев в СССР составляла в 1989 г. по данным переписи 12 023 человека, из них в РСФСР — 11 883. По переписи населения России 2002 г. — 12 160 человек. В Китае по переписи 2000 г. проживало 4600 нанайцев .
Численность нанайцев в России:
Численность нанайцев в населённых пунктах в 2002 г. : Хабаровский край :
- город Комсомольск-на-Амуре 986
- город Амурск 771
- город Хабаровск 768
- село Даерга 629
- село Джуен 466
- село Найхин 460
- село Ачан 445
- село Джари 439
- село Верхний Нерген 394
- посёлок Синда 391
- село Троицкое 385
- село Кондон 384
- село Лидога 359
- село Дада 351
- село Вознесенское 300
- село Омми 281
- село Нижние Халбы 249
- село Сикачи-Алян 232
- село Бельго 212
- село Маяк 130
- село Улика-Национальное 126
- село Верхняя Эконь 111
- пгт Эльбан 110
- село Усть-Гур 100
- город Советская Гавань 44
- село Красный Яр 103
Динамика численности нанайцев (по данным всекитайских переписей населения)
- 1964 год — 0,71 тыс. чел.
- 1982 год — 1,48 тыс. чел.
- 1990 год — 4,25 тыс. чел.
- 2000 год — 4,64 тыс. чел.
- 2010 год — 5,35 тыс. чел.
- 2020 год — 5,37 тыс. чел.
Язык
Нанайский язык относится к группе тунгусо-маньчжурских языков . В России используется письменность на основе кириллицы, в Китае практически бесписьменный (отдельные издания, обсуждающие язык, используют пиньинь для транскрипции).
Нанайские административно-территориальные образования
Нанайские административно-территориальные образования в настоящее время (2011) имеются в России и Китае. В России к ним относится Нанайский район .
В Китае к эвенкийским АТО относятся три национальных волости в Хэйлунцзяне .
Хэйлунцзян
городской округ Цзямусы
-
городской уезд
Тунцзян
- Бача-Нанайская национальная волость (八岔赫哲族乡)
- Цзецзинькоу-Нанайская национальная волость (街津口赫哲族乡)
городской округ Шуанъяшань
-
уезд
Жаохэ
- Сыпай-Нанайская национальная волость (四排赫哲族乡)
Родовое деление
Сегодня насчитывается 30 нанайских родов-фамилий:
1. Аимка | 11. Заксор | 22. Сайгор (Сойгор) | |
2. Актанка (Ахтанка) |
12. Киле
13. Киля |
23. Самар (к концу XIX в. около 400 человек) | |
3. Бельды (к концу XIX в. около тысячи человек и включал 47 родов) | 14. Моринкан | 24. Сарголь (Соргол) | |
4. Гайер (Гаер) | 15. Наймука | 25. Тумали | |
5. Гахил (Гахир) | 16. Нуер | 26. Удинкан | |
6. Гейкер (Гэйкэр) | 17. Одзял | 27. Уксуменка | |
7. Дер | 18. Ойтанко | 28. Хайтанин | |
8. Дзяпи | 19. Оненко | 29. Ходжер | |
9. Дигор | 20. Поссар (Пассар) | 30. Юкаминкан | |
10. Донкан | 21 Перменко | 31. Юкомзан |
Известные нанайцы
- Кола Бельды ( 1929 — 1993 ) — эстрадный певец, заслуженный артист РСФСР .
- Григорий Ходжер ( 1929 — 2006 ) — нанайский писатель. Лауреат Государственной премии им. М. Горького (1973).
- Максим Александрович Пассар (1923—1943) — снайпер, участник Великой Отечественной войны, Герой Российской Федерации (16.02.2010, посмертно).
- Андрей Александрович Пассар (1925—2013) — поэт.
- Александр Падалиевич Пассар (1922—1988) — Герой Советского Союза (23.08.1944), разведчик.
- Сулунгу Николаевич Оненко (1916—1985) — участник Великой Отечественной войны, кандидат филологических наук, автор академического нанайско-русского словаря, похоронен в Новосибирске .
- Владимир Семёнович Заксор (1931—1971) — писатель.
- Понгса Константинович Киле — поэт-песенник.
- Пётр Киле — писатель.
- Аким Дмитриевич Самар (1916—1943) — первый нанайский писатель.
- Хань Гэн (род. 1984) — бывший участник группы Super Junior . Сейчас занимается сольной карьерой в Китае.
- Дерсу Узала (1849 - 1908) - охотник, нанаец (гольд), всю жизнь проживший в тайге. сопровождал в экспедиции топографа Арсеньев в 1902-1907 годах
Галерея
-
Нанайская девушка
-
Нанайские дети
-
Нанайские идолы (рисунок Маака , 1850-е гг.)
-
Нанайцы и работники магазина « Кунст и Альберс »
-
Нанайский женский костюм
-
Современная женская одежда в национальном стиле
-
Нанайский мужской костюм из рыбьей кожи
-
Детский хореографический ансамбль, Нанайский район
-
Интерьер традиционного зимнего нанайского жилища.
Для обогрева и приготовления пищи предназначен кан .
Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова -
Летнее нанайское жилище из бересты и ивовых прутьев. На заднем плане — вешала́ для ю́колы , спереди — рыбацкие сети и деревянный якорь .
Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова -
Нанайские оморочки , на заднем плане — удэгейский бат .
Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова
См. также
- Петроглифы Сикачи-Аляна
- Оморочка — лодка с обшивкой из бересты , традиционно использующаяся нанайцами.
- Тала — нанайское блюдо из свежей рыбы.
Примечания
- . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
- ↑ . Дата обращения: 8 августа 2015. Архивировано из 9 июня 2014 года.
- Ходжер Г. Непроглядные сумерки.
- Анучин Д. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ . 22 ноября 2008 года. (hronos.info)
- . 28 июля 2021 года. , 03.01.2019
- Богунов Ю. В. и др. Генофонд коренных народов Дальнего Востока: генетическая реконструкция происхождения нанайских родов (бельды и самар) // Генетика. 2018. Т. 54. Приложение. с. S99–S102. DOI: 10.1134/S0016675818130052.
- , 21.09.2021
- Балановская Е. В. и др. Генетические переплетения тунгусоязычных народов Дальнего Востока: эвены, эвенки, нанайцы // Вестник Московского университета. Серия XXIII Антропология, 2020, N 2, С.113-125. DOI: 10.32521/2074-8132.2020.2.113-125
- Б. П. Полевой, . 8 декабря 2015 года. // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII—XIX вв. (Историко-археологические исследования) т. 2. Владивосток. Российская Академия Наук. 1995. (А также ссылки из этой статьи на его более ранние работы)
- Б. П. Полевой, 25 июля 2011 года.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Бурыкин А. А., 20 апреля 2002 года.
- Дата обращения: 16 декабря 2015. 5 марта 2016 года.
- (Нанайцы) (кит.)
- (кит.) (недоступная ссылка — ) . (Демографические данные нанайцев Китая)
- . 12 июля 2019 года. Всероссийской переписи населения 2002 года
- ↑ Ставров И. В. Тенденции демографического развития неханьских национальностей Северо-Восточного Китая (начало XXI века) // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. — 2013. — № 4 (170). — С. 148
- . www.stats.gov.cn . Дата обращения: 19 февраля 2024.
- . Дата обращения: 18 июля 2022. 28 июля 2021 года.
Литература
- : [ 3 января 2023 ] / Гаер Е. А. , ; , (устное творчество) // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2015.
- Нанайцы // Сибирь. Атлас Азиатской России . — М. : Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3 .
- Нанайцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : , 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
- // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
- Ставров И.В. Малый народ большой страны: положение хэчжэ (нанайцев) в современном Китае // Труды Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2019. Т. 24. С. 98-115. DOI: 10.24411/2658-5960-2019-10030
- Ставров И.В. Реализация национальной политики КПК в северо-восточных провинциях КНР (1978 - 2002 гг.): дис...канд. ист. наук / ИИАЭ ДВО РАН. - Владивосток, 2007. - 198 с.
- Тунгусо-маньчжурские народы Сибири и Дальнего Востока. М.: Наука, 2022. - 1031 с. - ISBN 978-5-02-040928-6
Ссылки
- . Архивировано из 7 октября 2007 года. (на веб-сайте Ассоциации коренных, малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ)
- 2020-10-05
- 1