Сокровище Амазонки
- 1 year ago
- 0
- 0
Амазо́нки ( др.-греч. ἀμαζόνες ) — в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. По легенде, амазонки произошли от Ареса и Гармонии . Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой версии — убивали), из девочек воспитывали новых амазонок .
Происхождение названия неясно. По одной из версий, название «амазонки» происходит от др.-греч. ἀμαζός и толкуется как « безгрудая » не буквально, а в переносном смысле: это означает их отличие от других женщин . Согласно мифам для удобства стрельбы из лука амазонкам ещё в детстве выжигали правую грудь.
Существуют и другие версии. Это название могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины), но если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это словосочетание переводилось бы наоборот, как «полногрудая» . В поддержку этой версии нужно отметить, что в произведениях античной живописи представляют амазонок всегда с обеими грудями. Да и лук , как говорят историки, натягивался не на уровне груди, а на уровне уха .
Существуют и версии, что это название могло образоваться от имени племен, обитавшие в северо-восточной части Малой Азии и Южного Кавказа (сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной). Согласно сообщениям Гомера, Плутарха, Геродота и других: районы, населенные (а)мазонками, в основном совпадают с местами обитания древних племен: моссинойки, макроны, мосхи, маскуты.
Согласно мифу, амазонки жили на берегах реки Амазон, близ рек Фермодонт и Ирис, ныне Ешильырмак . Историк считал, что ареал племени практически совпадает с контурами турецких вилаетов Амасия и Самсун , то есть места обитания древних племён: Моссинойки (обитавший в южном Причерноморье) и Макроны (обитавший на юго-восточном Причерноморье). Отсюда амазонки предпринимали свои походы в Азию. Согласно мифу ими были построены Эфес , Смирна и другие города. Мифологическая традиция отмечает «следы» пребывания амазонок от Эвбеи и Беотии до Танаиса и Каспия .
Плутарх сообщал, что амазонки обитали на Кавказском хребте вдоль Каспийского побережья от устья Куры до реки Самур , а в некоторые эпохи — до Дербента , то есть места обитания древних племён: Маскуты (обитавший от места слияния Аракса и Куры , вдоль русла последней до берегов Каспийского моря , на север вдоль его берегов, до города Чола /ныне Дербент /) Также он уточнял, что они не являются непосредственными соседями албанов, гелов и легов . Кроме Северного Кавказа, с амазонками с VIII века связывали Среднюю Европу, о чём сообщали Павел Дьякон, Козьма Пражский (« Чешская хроника »), « Хроника Далимила » и др. О чешских амазонках кроме Козьмы Пражского сообщают Ян Длугош (« История Польши ») и «История амазонок, древних и современных» аббата Гюйона .
Профессор И. Е. Суриков предлагал тезис об «удаляющихся амазонках» — возможно они «обитали» всё дальше и дальше от центра эллинского мира по мере расширения Ойкумены . Доктор исторических наук М. В. Скржинская отмечала эволюционировавший в античности образ амазонки — от греческого короткого хитона до расшитого костюма со скифским оружием .
Гомер упоминал о войнах Беллерофонта и фригийцев с амазонками. Ипполита (по другим рассказам, Антиопа ), царица племени, была убита Гераклом , получившим от Еврисфея поручение отнять у неё пояс. Во время этого похода Тесей расположил к себе Антиопу, следствием чего было вторжение амазонок в Аттику . В «Жизнеописаниях» Плутарх со ссылкой на Гелланика рассказывал о том, как амазонки, переправившись по льду через Боспор Киммерийский , двинулись на Аттику. После неудачной четырёхмесячной войны с Тесеем , тогдашним правителем Аттики, племя возвратилось на родину .
Под началом царицы Пентесилеи амазонки выступали против греков: вместе с царём Приамом они защищали Трою от их атак. В позднейших сказаниях упоминается в легенде о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Македонского .
Амазонки упоминаются в древнерусском летописном своде « Повести временных лет », сведения о которых летописец Нестор взял у Георгия Амартола :
«…Амазоняни же мужа не имуть, акы скотъ бесловесный, но единою лѣтом к вешнимъ днемъ озѣмьствени будуть и съчитаются съ окрѣстныхъ <…> мужи, яко нѣкоторое имъ торжество и велико празднество время тѣ мнять. От нихъ заченшим въ чревѣ, и пакы разбѣгнутся отсюду вси. Въ время же хотящимъ родити, аще родится отроча — погубять и́, аще ли дѣвическъ полъ, то въздоять и прилѣжьно и въспитают» .
Мифы об амазонках вошли не только в эпическую поэзию, но и стали предметом греческого изобразительного искусства. Древнегреческие художники, например живописец Микон, скульпторы Фидий и Поликлет , запечатлели образы амазонок в статуях, рельефах и на картинах. Сохранились античные подражания статуям мастеров, рельефы из Галикарнаса и изображения на вазах.
Вопрос о том, существовали ли амазонки на самом деле, не решён до сих пор. В пользу версии о существовании племени говорит тот факт, что амазонки присутствуют на множестве античных изображений — причём как с мифологическими, так и реальными историческими персонажами. На древних рисунках изображены также их завоевательные походы, к примеру, вторжение амазонок в Аттику. Ряд историков считает, что опровержению этого факта поспособствовало большое количество мифов об амазонках. Сторонники теории существования этого племени отмечали, что последнее историческое упоминание амазонок относится к периоду правления Александра Македонского . Более поздние источники, подтверждающие существование амазонок, отсутствуют [ источник не указан 2386 дней ] . Возможно, частично реальной основой мифологических сказаний и представлений об амазонках послужили контакты древних греков, главным образом, вероятно, военные, с хеттами .
Реку в Южной Америке назвали в честь воительниц не случайно . В 1542 году отряд конкистадора Франсиско де Орельяна якобы увидел легендарных амазонок, с которыми вступил в бой . Это были либо индейские женщины, сражавшиеся рядом с мужчинами, либо индейцы мужчины, носившие длинные волосы, которых завоеватели ошибочно приняли за женщин . Изначально конкистадор хотел назвать реку своим именем, но после этой стычки он остановился на варианте « Амазонка » .
Источник мифов об амазонках очень древний, уходящий корнями в Минойскую цивилизацию . По мнению А. В. Котиной, миф об амазонках связан с культом Великой Богини , в нём содержится память о высоком положении женщины . Котина утверждала, что сюжетные линии для цикла мифов об амазонках не играют важной роли, а гораздо важнее осмысление самого феномена женщин-воительниц на окраинах древнегреческой ойкумены .
Геродот указывал Сарматию как место проживания племени, «управляемого женщинами» ( Gynaecocratumeni ) . Если верить древнегреческому историку, амазонки жили в Скифском государстве (современный Крым ) и на берегах озера Меотида ( Азовское море ). Геродот описывал сармат как потомков амазонок и скифов, что их женщины соблюдали древние обычаи, «часто охотясь верхом с их мужьями; участвуя в войне; они носят ту же самую одежду, что и мужчины» . Феофан Митиленский , принимавший участие в военном походе среди албанов, отмечал, что между амазонками и албанами обитают гелы и леги — скифы.
Согласно русскому историку Вячеславу Иванову , культ Диониса является, по существу, женским культом мужского начала: его основная идея заключается в мести женщин мужчинам и «мужеубийстве».
Мавро Орбини в 1601 году предполагал, что амазонки были жёнами сарматов и проживали на берегах Волги между меланхеленами и сербами .
Археологические раскопки подтверждают существование женщин-воинов, и их активную роль в военных походах и социальной жизни сарматского общества . При изучении сарматских захоронений видно, что число вооруженных женщин у сармат составляет около 25 % от общего числа погребенных с оружием .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|