Interested Article - Волынцевская культура

Волы́нцевская культура славянская раннесредневековая археологическая культура VIII IX веков , распространённая в междуречье Днепра и Дона , на территориях сегодняшней Украины и России.

Историческое прошлое Днепровского Левобережья связано с ранней историей славян, образованием Киевской Руси и древнерусской народности . На западе территория волынцевских памятников достигает Киевского Правобережья Днепра. Выделил культуру и дал ей название Д. Т. Березовец после раскопок в 1948—1950 годах поселений и могильников в урочище Стан вблизи села Волынцево Путивльского района Сумской области Украины . До рубежа VII—VIII веков на Левобережье Днепра существовали две основные группы культур: в южной лесостепной зоне проживало население пеньковской культуры (датируется VI—началом VIII века) , в северных областях (поречье Сейма и Десны ) — племена колочинской культуры , которые существовали вплоть до начала VIII века .

На рубеже VII—VIII веков на эту территорию произошло вторжение большой массы нового населения. Многочисленные пришлые племена, привнеся новую культуру, ассимилировали местное население, которое, в свою очередь, дополнило культуру пришельцев своими культурно-бытовыми элементами. Переселение новых племён затронуло также и небольшую часть пражско-корчакского ареала. Результатом миграции и смешения культур явилось появление новой археологической культуры — волынцевской .

История исследования и генетические связи

Дмитрий Яковлевич Самоквасов — первооткрыватель волынцевских памятников
Дмитрий Тарасович Березовец — археолог, впервые выделивший волынцевскую культуру

Начало археологических исследований в Подесенье связано с именем Д. Я. Самоквасова и приходится на 1870-е годы. Археологическая литература конца XIX—начала XX века носила в основном описательный характер . Первые успехи в изучении культуры Подесенья были достигнуты в 1930-х годах и в послевоенные годы, что связано с организацией М. В. Воеводским «Деснинской комплексной экспедиции». С середины 1950-х годов пробелы в исследовании между юхновской и роменской культурами стали постепенно заполняться благодаря исследованиям археологов Ф. М. Заверняева и В. А. Падина . И. П. Русанова и В. В. Седов полагают, что особых отличий между группами памятников третьей четверти 1-го тысячелетия, выделяемыми П. Н. Третьяковым для Верхнего Поднепровья, не существует. По мнению Э. А. Сымоновича , все памятники корчакского , тушемлинского и пеньковского типов принадлежат одной этнической группе — славянам. В 1972—1976 годах ряд поселений с волынцевской керамикой исследовался «Днепровским левобережным отрядом».

На рубеже VII—VIII столетий основная часть именьковских поселений Среднего Поволжья прекратила своё существование . В это время левобережье Среднего Поднепровья заселило новое население с культурой близкой к именьковской — волынцевской. Этим новым пришлым населением, скорее всего, было именьковское — потомки славян, переселившихся в Поволжье из европейской части в IV—V веках . В формировании волынцевской культуры приняла участие небольшая часть населения Днепровского правобережья — племена пражской культуры . Сопоставление волынцевских и именьковских древностей — глиняной посуды, жилищ, погребальных памятников — и однородность зкономики, выявило их идентичность .

По мнению Е. А. Горюновой , появление волынцевской культуры на месте трех различных славянских культурных групп следует связывать с серьезными подвижками на север пеньковского населения под давлением хазар, с обратным занятием оставленных территорий смешанным славянским населением после оттока кочевников из лесостепи. В конце VII — начале VIII века часть пеньковских племён, в связи с экспансией Хазарского каганата , сдвинулась в северном направлении в поречье Десны. И в это же время в Подесенье на смену колочинской культуре приходят памятники славянской культуры VIII—X веков. Это связано не с эволюционным развитием колочинской культуры , а с появлением пеньковского и именьковского населения . Исследования показали широкое распространение волынцевских памятников в направлении с запада на восток. Западную их границу определяют селища у села Ходосовка близ Киева. Согласно версии Д. Т. Березовца, волынцевские памятники представляют самостоятельный этап развития славянской культуры. В. В. Седов утверждал, что славянская культура VIII X веков в Верхнем Поднепровье не обнаруживает местного начала, а была принесена сюда в готовом виде и что отсутствие этого местного начала является установленным фактом. Согласно изысканиям А. З. Винникова, имеются данные о проникновении волынцевского населения в область воронежского течения Дона .

Из Подесенья волынцевское население проникло в Верхнеокский регион , происходит его инфильтрация в среду верхнеокского населения. Переселенцы не создавали новых поселений, а селились на уже существующих среди местного населения частично славянского, осевшего здесь ранее, частично западнобалтского , испытавшего ранее влияние переселенцев из зарубинецкого ареала .

При сопоставлении волынцевских и роменских древностей обнаружилась их культурная и генетическая близость во всех основных элементах. Археолог О. В. Сухобоков предлагал рассматривать волынцевскую и роменскую культуры как единую — волынцевско-роменскую и именовать её «северянской». Эта культура представляла собой материальную культуру славянского населения Днепровского левобережья. Переход от одной культуры в другую был постепенным и, по-видимому, протекал в разных регионах неравномерно .

География

Распространение волынцевской культуры на территории современной Украины

Основной волынцевский ареал охватывает территорию Подесенья с бассейном Сейма и верхние течения рек Днепровского левобережного бассейна — Сулы , Псёла , Ворсклы . Крайние западные волынцевские поселения известны в округе Киевского правобережья Днепра. На юго-востоке волынцевская культура включает территорию бассейна верховий Северского Донца и граничит с салтовской культурой хазарских племён. Находки салтовской керамики на волынцевских поселениях и присутствие волынцевской керамики на памятниках салтовской культуры могут говорить о развитии между ними торговых отношений. На востоке в Верхнеокском регионе археологом Т. Н. Никольской на поселениях вятичей была обнаружена лепная волынцевская посуда. Волынцевцы-переселенцы не создавали здесь новых поселений, а селились на существующих среди местного населения, частично уже славянского, осевшего здесь ранее. Горшки волынцевского типа обнаружены также в Воронежском регионе течения Дона .

Поселения

Волынцевские памятники в основном представлены неукреплёнными поселениями — селищами — сходными со славянскими поселениями предшествующего времени. Характерной особенностью волынцевских поселений является то, что они устраивались на невысоких участках надпойменных речных террас и на возвышенностях речных долин. На позднем этапе культуры некоторые поселения располагались уже на относительно высоких участках местности. Укрепления на волынцевских поселениях почти не строились, что может говорить об относительно мирном сосуществовании с соседними народами .

Хозяйство

Основу хозяйства волынцевского населения составляло пашенное земледелие. Это подтверждается находками орудий обработки почвы и уборки урожая. Исследования зерновых ям-хранилищ показали ассортимент культивируемых культур — просо, пшеница ( полба ), рожь, горох, конопля. Второй по значению отраслью хозяйства являлось животноводство с преимуществом разведения крупного рогатого скота ; а также охота ( остеологический состав костей диких животных на поселениях составлял 20 %), рыбная ловля и бортничество .

Материальная культура

Жилища и хозяйственные постройки

Основным типом волынцевских жилищ были прямоугольные или подквадратные полуземлянки площадью 12—25 м 2 , углублённые в грунт на 0,4—1,2 метра. Жилые постройки имели каркасно-столбовую конструкцию стен с бревёнчатой или плетнёвой обвязкой по периметру. Деревянно-срубные постройки составляли небольшой процент. Перекрытия высотой около 1,2 м были двускатными: на деревянную кровлю насыпалась земля, перемешанная с глиной. Вход в жилище делался коридорообразным со ступеньками или устраивались деревянные лестницы. Часто в постройках находились ямы-хранилища, выкопанные в полу и частично уходящие подбоем (нишей) в стену. Вне жилищ обнаружены хозяйственные наземные и ямные постройки. Для отопления применялись глиняные печи, вырезанные в материковых останцах ; применялись также печи-подбои и реже открытые очаги. Как правило, печи находились в одном из углов жилища, реже — посредине помещения .

Ремесло

Керамика волынцевской культуры является одним из основных её маркёров. Она представлена разнообразными по форме горшками (60 %), мисками (около 20 %), сковородами (18 %), кружками. Лепные керамические изделия составляют около 80—90 %. Гончарной посуды немного, но она выделяется высоким качеством и богатой орнаментацией . Гончарные «горшки волынцевского типа» представляют собой лощёные сосуды, изготовленные на гончарном круге и всегда имеющие отличающую их строгую форму — выпуклые высокие плечики и высокий, прямой цилиндрический венчик с высоким прямым венчиком, выпуклыми плечиками и усечённым коническим низом. Чёрная или тёмно-коричневая поверхность сосудов украшена вертикальными и перекрещивающимися линиями. Эта керамика не имеет прототипов среди местных изделий предшествующего времени и, скорее всего, принесена пришлым населением. Центр изготовления гончарной посуды в районе Полтавы . Лепные сосуды орнаментированы пальцево-ногтевым вдавлением по верхнему краю. Особая группа керамики — это двуручные круглодонные амфоры салтовского типа, поступавшие в волынцевский ареал в результате торговых и этнокультурных контактов .

Изделия из кости: для портняжного производства, кочедыки , различные амулеты .

О присутствии железоделательного производства на территории волынцевского ареала свидетельствуют остатки сыродутных горнов . Металлографическое изучение железных изделий показало высокий уровень кузнечного дела — применялись технологии цементации и сварки стальных полос. Льячеки (ковшик для разливания расплавленного металла), тигли и инструменты для обработки цветных металлов указывают на наличие ювелирного ремесла. Изделия из металла представлены орудиями труда ( наральниками , серпами, косами, топорами), оружием (наконечники копий и стрел) и доспехами (оковки щитов, кольчуги), а также бытовыми предметами (пряжки, бритвы, пинцеты, ножи). Изделия из цветных металлов состоят преимущественно из украшений, в том числе, серебряных и золотых .

Погребения

Волынцевские могильники не имеют всхолмлений или каких-либо других внешних признаков. В них содержатся в основном урновые захоронения по обряду трупосожжения на стороне; встречаются и безурновые погребения именьковского типа. Останки умершего, собранные с погребального костра и очищенные от золы и угля, помещались вместе с предметами личного убора в глиняные горшки-урны. Захоронения совершались в неглубоких ямках и затем прикапывались дерновым слоем .

Палеогенетика

У представителя волынцевской культуры из разновременного поселения Куриловка-1 ( Суджанский район Курской области) определили митохондриальную гаплогруппу H1b. Его полный митохондриальный геном оказался полностью идентичен геному венгерского короля Белы III (правил в 1172—1196 гг.), матерью которого была Ефросинья Мстиславна (дочь Великого киевского князя Мстислава и внучка новгородского посадника Дмитра Завидича) современному геному из Дании .

Этническая принадлежность и историческая судьба

Культура отождествляется с предками северян и вятичей . Район распространения волынцевской культуры на Правобережье Днепра соответствует зоне расселения летописных полян .

В первой трети IX века волынцевское поселение на Старокиевской горе сгорело, возможно, одновременно с соседними поселениями Ходосовкой I и Обуховом II, а также более отдалённым Битицким городищем . Вместе с ними прекратили своё существование и волынцевские поселения в Нижнем Подесенье у Шестовиц, Александровки и Роища . Наиболее яркая картина разрушений была отмечена на Битицком городище и поселении Андрияшевка в бассейнах Сулы и Псла. Возможность точной датировки указанных событий дал найденный на поселении у села Нижняя Сыроватка клад дирхемов с младшей монетой 812/813 годов . На Битицком городище дирхемов не найдено . А. В. Комар выдвигал гипотезу, что это могло быть связано со вторжением на Левобережье Днепра ранних русов , так как на Битицком городище были найдены наконечники стрел « гнёздовского » типа и топор с щекавицами . Проблема в том, что Гнёздовского поселения во времена разгрома Битицкого городища ещё не существовало, оно появилось позже — в первой четверти X века . А. С. Щавелёв и А. А. Фетисов указывают на степное поволжское или южноуральское происхождение упомянутых наконечников стрел .

Карта расселеня восточно-славянских племен в VIII-IX веках

Носители волынцевской культуры, скорее всего, стали этнической основой диалектной группы восточных славян, которая ныне представлена южнорусской диалектной общностью .

Волынцевская культура и Русский каганат

В 1998 году В. В. Седовым в статье «Русский каганат IX века» была сформулирована парадигма предыстории Древнерусского государства. Седов отождествил этноним «руссы» письменных источников с носителями волынцевской культуры, а их ареал расселения с образованием и существованием Русского каганата . Это предположение кардинально расходится с утвердившимся мнением о варяжско-норманнском компоненте образования Древнерусского государства. Свою теорию Седов обосновывал следующим: во второй четверти IX века на северо-западе Хазарского каганата (салтово-волынцевском пограничье) появились крепости, защищавшие границу хазарского государства от некоего северного противника; территориально близким к хазарам культурным образованием того времени являлся волынцевский ареал расселения, поэтому именно к этому образованию может относиться название «Каганат руссов», упоминаемое в исторических источниках. Таким образом, по мнению В. В. Седова, волынцевская культура является не чем иным, как материальным следом существования Русского каганата .

Исследования Битицкого городища, функционировавшего до первой половины IX века, показали доминирование крепости на территории волынцевской культуры. Битицкое городище заняло в Среднем Поднепровье место потестарно-экономической «столицы», такое же, которое Пастырское городище занимало среди памятников пеньковской культуры . Полное разрушение Битицы связывается с внутренними событиями в самой Хазарии из-за принятия правителями иудаизма . По мнению же Е. А. Шинакова и А. В. Комара, к сожжению Битицкой крепости и гибели волынцевской культуры причастны русы- норманны . Однако В. В. Седов по этому поводу возражал следующее: «… если византийские источники X века называли норманнов Восточной Европы русами, то это никак не может быть поводом для утверждения, что восточноевропейские русы первой половины и середины IX века были скандинавами» . Согласно концепции Д. Т. Березовца, в VIII—IX веках в ареале салтовской культуры существовало независимое государственное объединение — Русский каганат, в состав которого входили некоторые области расселения славян с волынцевскими памятниками и именно на эти земли распространился хороним «Русская земля». После прекращения существования Русского каганата (в результате войн с Хазарией) норманны (варяги) обособились и начали борьбу с Хазарским каганатом, подчиняя восточнославянские племена .

Примечания

Комментарии
  1. В VIII веке на Днепровском правобережье пеньковская археологическая культура сменилась памятниками лука-райковецкой культуры
  2. Это было связано по-видимому с переселением кочевых орд болгар из приазовских степей.
  3. Именьковская культура Среднего Поволжья сформировалась в результате миграций населения сначала из пшеворской среды, а затем, в результате гуннского нашествия, переселением народов из черняховского ареала. В результате на рубеже IV—V веков в землях Среднего Поволжья образовался крупный массив славянского населения.
  4. Полировка глиняной посуды до красивого блеска без использования глазури . Блеск, приобретённый при лощении, усиливается после обжига.
Источники
  1. , с. 3.
  2. , с. 9, 10.
  3. , с. 186.
  4. , с. 5.
  5. , с. 193—195, 196.
  6. , с. 75, 76.
  7. Терпиловський Р. В. Давни слов'вяни та їхнi сусіди // Археологія України: Курс лекцій / За ред. Л. Л. Залізняка . — К. : Либідь, 2005. — С. 404—410.
  8. .
  9. , с. 5, 6, 9, 10, 91, 92, 94.
  10. , с. 123.
  11. , с. 197, 198.
  12. , с. 199.
  13. , с. 191.
  14. , с. 187, 189.
  15. , с. 189—191.
  16. , с. 191, 192.
  17. , с. 189, 194.
  18. Андреева Т. В. и др. , 2023
  19. Колода В. В. . (2001). Дата обращения: 10 февраля 2020. 18 февраля 2020 года.
  20. Никольская Т. Н. Культура племён бассейна верхней Оки в I тысячелетии н. э.. — М. : АН СССР , 1959. — С. 6, 83—85. — 150 с.
  21. , с. 158—163, 174—178.
  22. Комар О. (укр.) // Opus Mixtum. — 2021. — Вип. 9 . — С. 82 . 2 мая 2023 года.
  23. , с. 124.
  24. , с. 155.
  25. П. Г. Гайдуков, Н. В. Лопатин и др. // Русь в IX—X веках / под ред. Н. А. Макарова. — Москва, Вологда: Древности Северв, 2012. — С. 364. — 496 с. — ISBN 978-5-93061-068-0 .
  26. .
  27. Комар А. В., Сухобоков О. В. : Сборник научных трудов. — К. , 2004. — С. 166 .
  28. Фетисов А. А. : Сборник статей к 60-летию профессора Сергея Павловича Щавелёва. — Курск, 2013. — С. 115 . 10 июля 2019 года.
  29. Щавелёв А. С., Фетисов А. А. . — 2017. — С. 317 .
  30. , с. 198.
  31. , с. 199—201.
  32. .
  33. , с. 104.
  34. , с. 204—206.
  35. Жих М. И. // Российско-немецкий исторический семинар : Общественно-научный проект. — СПб. , 2018. — № 3—4 . — С. 190—192 . 15 февраля 2020 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Волынцевская культура