Кольхаазе, Вольфганг
- 1 year ago
- 0
- 0
Или́фия ( др.-греч. Εἰλείθυια ) — персонаж древнегреческой мифологии , богиня родов. Эпитет Илифия также использовали относительно богинь Геры и Артемиды , которых связывали с помощью роженицам. Согласно верованиям древних греков, без содействия Илифии не происходили ни одни роды. В большинстве случаев её участие было спасительным, но в некоторых могло быть и губительным. Илифию считали дочерью Зевса и Геры . Последняя удерживала дочь на Олимпе во время родов возлюбленной Зевса Лето . Также по наущению Геры Илифия задержала роды Геракла , чтобы дать Еврисфею возможность родиться первым и стать царём.
Культ богини имел общегреческое распространение. Он сформировался на Крите , затем через Делос распространился в Аттике и других частях Эллады.
Наиболее ранняя форма имени Илифия была записана линейным письмом B на микенском языке и звучала как « e-re-u-ti-ja » . Этимология этого слова до конца не ясна. Лингвист Р. Бекес предполагает его индоевропейское происхождение , М. Нильссон считал его догреческим . Фридрих Макс Мюллер связывал имя с греческим глаголом др.-греч. ἐλεύθω , обозначавшим «приносить». Богиня « др.-греч. Εἰλείθυια » соответственно была «приносящей» . В. Буркерт тоже предполагает исключительно греческое происхождение слова . В то же время префикс ἐλεύθ встречается и в догреческих топонимах, таких как др.-греч. Ελεύθερνα ( Элефтерна ) . Именование богини в Лаконии и Мессении др.-греч. Ἐλυσία связано с названием месяца др.-греч. Ελευσίνιος .
Илифию считали дочерью Геры и Зевса . Эпитет Илифия также могли использовать относительно Геры и Артемиды .
В классических версиях мифов Илифия как посылает роженицам острые боли, так и избавляет их от страданий . Согласно Каллимаху , она была матерью богинь радости харит .
По одной из версий мифа, Илифию удерживала Гера на Олимпе во время родов возлюбленной Зевса Лето . После девяти дней схваток боги сжалились над роженицей и отправили на Олимп Ириду с наказом во что бы то ни стало незаметно от Геры потребовать помощи для Лето. Та убедила Илифию спуститься на Делос, после чего сразу же родились Артемида с Аполлоном . По локальной делосской версии мифа, Илифия прибыла на помощь к Лето из Гипербореи .
Илифия играет важную роль в мифе о рождении Геракла . Гера, ревновавшая к возлюбленной Зевса Алкмене , приказала дочери ускорить роды Никиппы и задержать Геракла. Перед этим она хитростью заставила своего супруга, ждавшего рождения Геракла, поклясться, что первый родившийся из рода Персея станет царём. Когда из-за действий Илифии первым на свет появился недоношенный Еврисфей , Зевс был вынужден сдержать обещание .
Этот миф получил продолжение в сочинениях более поздних авторов. Богини судьбы мойры и Илифия по приказу Геры делали всё, чтобы отсрочить рождение Геракла. Одна из служанок Алкмены Галанфида , поняв, что происходит, и видя мучения своей госпожи, прибежала к Илифии и мойрам с известием, что ребёнок родился (или просто криком дала понять, что это случилось). Илифия с мойрами были так удивлены невозможному — появлению на свет ребёнка без их ведома, — что оцепенели. В этот момент и родился Геракл. Гера в отместку превратила Галанфиду в ласку .
Когда беременная кипрская царевна Мирра превратилась в мирровое дерево , чтобы скрыться от своего отца после совершённого ним инцеста , Илифия из щели в коре вытащила младенца Адониса .
Культ Илифии сформировался на Крите , откуда попал на Делос , а затем распространился в Аттике и других частях Эллады . На Делосе Илифию особенно почитали. Ей приносили жертвы и пели специальный гимн, в котором Илифию уподобляли богине судьбы и называли матерью Эрота . Это было выражением благодарности за помощь в рождении на острове Аполлона .
Страбон описывает пещерное святилище Илифии в Амнисе на Крите . В Афинах храм богини располагался между культовыми сооружениями, посвящёнными Серапису и Зевсу Олимпийскому. В нём находились две деревянные статуи, одну из которых, по местному преданию, привёз из Делоса легендарный Эрисихтон , а вторую подарила жена Тесея Федра . Также в античных источниках содержатся сведения о культовых сооружениях Илифии в Мегаре , Эгионе , Буре , Тегеи и множестве других полисов, что свидетельствует об общегреческом распространении культа .
В Древнем Риме Илифия отождествлялась с Луциной . В античном мире происходило сближение не только древнегреческих и древнеримских верований, но и древнеегипетских ; Илифию могли отождествлять с Баст и Исидой . В её честь во время правления Птолемеев был даже переименован древнеегипетский город Нехеба . Илифияполис ( др.-греч. Είλειθυίας πόλις ) на сегодняшний день носит название Эль-Каб .
Изображали Илифию преимущественно молодой женщиной с закутанной в плащ головой, обнажёнными руками и факелом в руке. По одному из толкований, факел обозначал муки рожениц, подобные огню .