Праиндоевропейская религия
- 1 year ago
- 0
- 0
Праиндоевропейская религия — политеистическая религия праиндоевропейцев .
Несмотря на то, что её мифологические мотивы не засвидетельствованы в письменной форме — поскольку носители праиндоевропейского языка жили в дописьменном обществе — исследователи при помощи сравнительной мифологии реконструировали некоторые общие черты данной религии, унаследованные более поздними традициями носителей индоевропейских языков .
Протоиндоевропейский пантеон включал в себя ряд божеств, чьи имена были реконструированы на основе более поздних теонимов . К этим божествам традиционно относят: *Dyḗws Ph₂tḗr , бога дневного неба; его супругу *Dʰéǵʰōm , Мать-Землю ; его дочь *H₂éwsōs , богиню рассвета; его сыновей Божественных Близнецов ; и *Seh₂ul, солнечного бога или богиню. Некоторые божества, такие как бог погоды *Perkʷunos или бог-пастух *Péh₂uson, засвидетельствованы в гиппотетических европейских и греко-арийских традициях
Некоторые мифы надежно датируются протоиндоевропейскими временами, поскольку они содержат как лингвистические, так и тематические свидетельства унаследованного мотива: например, история про связанную с громом мифическую фигуру, убивающую многоголового змея, чтобы выпустить потоки воды, ранее сдерживаемые змеем; миф о сотворении мира с участием двух братьев, один из которых приносит в жертву другого, чтобы создать мир; и, вероятно, вера в то, что Потусторонний мир охраняется сторожевым псом и попасть в него можно только переправившись через реку.
Существуют различные школы мысли относительно возможных интерпретаций реконструированной протоиндоевропейской мифологии. Основными мифологиями, используемыми в сравнительной реконструкции, являются индоиранская , балтийская , римская и скандинавская , часто поддерживаемые свидетельствами кельтской , греческой , славянской , хеттской , армянской , и албанской традиций.
Индоевропейским народам свойственны общие для племён всего мира мифологемы вроде мирового дерева и нечистого змея. Однако у индоевропейцев мировое древо связано с культом лошадей ( Иггдрасиль — « скакун Одина » в Скандинавии; ашваттха , от корня ашва («конь») — название мирового древа в Индии).
Существовало представление о прародителе человеческого рода, имя которого обозначало «человек, мужчина» (индийский Ману , германский Манн , армянский Манук). Прародитель также считался первым умершим человеком, открывшим дорогу другим людям в иной мир и ставшим его хозяином. Кроме того, был распространён мифологический мотив инцеста божественных близнецов, от которых произошло человечество (ведийские Яма и Ями , балтийские Юмис и Юмала , ср. у русских Иван-да-марья ). Мотив принесения первочеловека в жертву (скандинавского Имира или ведийского Пуруши ) уходит корнями в праиндоевропейскую древность. Во многих традициях мир создается путём расчленения тела первобытного существа (камни — из костей, земля — из плоти) . Мотив брака неба и земли ( Уран и Гея в Греции, Дьяус и Притхиви в Индии, Арай и Анаит в Армении) распространён и за пределами индоевропейской общности.
Согласно выводам Ю. Е. Берёзкина , в евразийских степях эпохи бронзы возник и распространился с миграциями индоевропейцев также мотив о том, что бог лепит из глины фигуры мужчины и женщины и оставляет сушиться на солнце. Их разбивает лошадь, опасающаяся, что люди в будущем её запрягут. После этого творец создаёт собаку, чтобы отгонять нападающих.
Отличительная черта индоевропейских народов — вера в существование загробного мира , как правило отделённого от мира живых рекой (греческая Стикс , славянская Смородина , германо-скандинавская Гьёлль , армянская Кракабоц или hРехен - "огненная"). При этом рай , как правило, помещался в далёких странах ( острова блаженных , Ирий ), а ад представляли как холодную полость под землёй, вход в которую стережёт свирепый пёс ( Цербер — Гарм ).
Дюмезиль видел в разных индоевропейских традициях рудименты фигуры трикстера , наиболее ярко представленные в германском Локи , но также присущие греческому Гермесу , иранскому Ариману , а также ряду индо-европейских героев ( Одиссей у греков, Сырдон у осетин, Брикрен у кельтов) .
Мифы различных индоевропейских народов иногда демонстрируют удивительное сходство. Так, во многих странах встречается миф об украденном богом ветра стаде коров (или облаков). Излюбленный мотив фольклора индоевропейских народов — новобрачные, которых на ложе разделяет обнажённый меч. Дюмезиль отмечал, что в нартском эпосе (отражающем скифско-сарматскую традицию) есть эпизод, до мелочей соответствующий кельтской легенде о вручении Владычицей Озера герою меча Экскалибура (подробно этот мотив изучен учеником Дюмезиля Ж. Грисваром) .
Представляется вероятным, что праиндоевропейская религия допускала существование лесных и полевых духов как мужского ( эльфы , гномы , сатиры , лешие ), так и женского пола ( нимфы , русалки , хульдры , апсары , пери ).
У индоевропейских народов был развит культ героев — мужей, наделённых необыкновенными качествами, которые с детства выделялись среди равных себе, а в битвах снискали бессмертную славу. Славить героев в своих песнях были призваны бродячие поэты ( барды , скальды , витии). Сюжеты многих героических мифов строятся на перипетиях взаимоотношений героя с отцом .
Во многих индоевропейских мифах нарисован образ непобедимого героя, который гибнет по причине наличия на его теле единственного уязвимого места, как правило, в области ног:
Во многих мифах основным подвигом героя является убийство змея, как, например, в армянском бог войны и огня Ваагн , прозванный вишапаках - драконоборец (этот мотив подробно изучен К. Уоткинсом ) .
Во многих индоевропейских традициях, и особенно в индоиранской , прослеживается культ лошадей . С этим связаны конные жертвоприношения и , особенно характерные для андроновской культуры . Отдельные черты этих ритуалов сохранялись и в позднейшее время ( эквирии в Риме , ашвамедха в Индии).
С культом лошади связаны фигуры божественных близнецов , которые в ряде традиций считались сыновьями богини лошадей . В Греции эти фигуры назывались Диоскурами , в Германии — , в Индии — Ашвинами , в Литве — сыновьями Диеваса , в Риме их роль играли Ромул и Рем , «лошадиные» имена носят также первые короли Кента братья Хенгист и Хорса .
Путём сопоставления языкового материала и мифов различных индоевропейских народов французский компаративист Жорж Дюмезиль пришёл к выводу, что праиндоевропейское общество функционально делилось на три сословия — жреческое (ср. брахманы ), воинское (ср. кшатрии ) и земледельческое (ср. вайшьи ). Каждой касте соответствовало особое божество: скажем, у жрецов это был грозный, но справедливый бог-судья ( Зевс — Юпитер — Один — Ормазд — Михр — Митра — Варуна ), у воинов — бог войны ( Тор — Марс — Арес — (бог справедливости и возмездия) — [Ваагн]] — Индра — Перун (у первых христиан Руси ассоциировался с пророком Ильёй) — Пяркунас ), у земледельцев — бог плодородия ( Фрейр — Квирин — Дажьбог — Спандарамет ).
Гамкрелидзе и Иванов в отрицание теории Дюмезиля выдвигают дуалистический принцип индоевропейской социальной организации , который, по их мнению, отразился в близнечном культе и в мифе об инцесте близнецов, а также в мифе о вражде пандавов и кауравов (основной сюжет « Махабхараты »). Кроме того, боги представляются разделёнными на две оппозиционные группы, находящиеся вместе с тем в родственных отношениях ( девы и асуры в Индии, дэвы и ахуры в Иране, ваны и асы в Скандинавии, отчасти также олимпийские боги и титаны в Греции).
По лингвистическим данным может быть восстановлен ряд имён индоевропейских божеств :
Особую теорию выдвинул Ж. Одри: по его мнению, у индоевропейцев существовали божества трёх небес: добрый «белый» бог дневного неба, гневный «красный» бог утренней и вечерней зари и «чёрный» бог ночи . Лингвисты В. Н. Топоров и Вяч. Вс. Иванов разработали так называемую « теорию основного мифа », согласно которой основной индоевропейской мифологемой является противостояние Громовержца со Змеем. Ими восстанавливается имя основного противника бога-громовержца: славянский Велес , литовский Велняс , индийские Вала и Вритра , армянский вишап . С противником богов связан и ряд ассоциирующихся с водой персонажей , чьи имена включают корень * dhon (от которого происходят названия рек Дон , Днепр , Днестр , Дунай ) — у индоариев мать Вритры Дану и данавы , у древних ирландцев племена богини Дану .
Удаётся восстановить ряд других божеств общеиндоевропейского пантеона. Среди них особенно отчётливо вычерчивается богиня зари и лета (* H a éusōs ) : в греческой традиции — Эос , в римской — Аврора , в ведийской — Ушас , в балтийской — Аушра , также завсидетельствованная в армянских ор (օր) и уш (ուշ).
Хотя ранние исследователи представляли себе протоиндоевропейцев («арийцев») как огне- или солнцепоклонников, эти характеристики правильнее относить только к индоиранцам . В индоевропейских языках грамматический род солнца неустойчив. С одной стороны, мужское солнечное божество разъезжает по небу на колеснице ( солнечная повозка Сурьи , колесница Гелиоса , колесница Ахуры-Мазды , индийская Вимана ). С этой мифологемой, возможно, связана и символика так называемого солнечного креста : колесо солнечной колесницы с четырьмя спицами. С другой стороны, прослеживается и оппозиция Солнца как женского начала («мать») месяцу — как мужскому началу («отец») . Мифологический мотив свадьбы месяца и дочери солнца лучше всего сохранился в балтийской мифологии .
Наиболее достоверно реконструированная генеалогия праиндоевропейских богов представлена следующим образом:
Dyeus
Отец-небо |
*Dʰéǵʰōm
Мать-земля |
||||||||||||||||||||||||||||||
Боги-близнецы | Солнечная богиня |
Hausōs
Богиня зари |
|||||||||||||||||||||||||||||
Альтернативная генеалогия была предложена П. Джексоном (2002):
Dyeus
Отец-небо |
Diuōneh₂ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боги-близнецы | Солнечная богиня |
Perkwunos
Бог дуба |
*Dʰéǵʰōm
Мать-земля |
Hausōs
Богиня зари |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сведения об обрядах инициации и брака в протоиндоевропейском обществе скудны и противоречивы. У многих индоевропейцев был обычай перед инициацией изгонять юношей из поселения. Во время пребывания в таком отряде юноши должны были вести себя «по-мужски», то есть нарочито грубо и разнузданно, пренебрегая социальными установлениями. Ещё не до конца выясненную роль в этом играл культ собаки или волка : возможно, спутником юноши в отряде был пёс, или было принято одеваться в волчьи шкуры (отсюда — позднейшие представления об оборотнях , луперкалии ) .
Во многих индоевропейских обществах существовал обряд коллективного вкушения некого божественного напитка, который позволяет смертному приобщиться к богам с танцами, музыкой и песнями. Перед битвой жрецы приготовляли напиток и раздавали его воинам, которым он придавал бесстрашие и неуязвимость в бою. В ведийской традиции напиток именуется « сома », в иранской — « хаома » (сравните с русским "хмель", с армянским xmel (пить)). У европейских народов потребление галлюциногенного напитка было заменено ритуальным употреблением пряных алкогольных напитков ( мёд на пирах и блотах северных народов, вино — на эллинских симпосиях ).
Данный обряд, по-видимому, восходит к архаическому и свойственному многим народам представлению о том, что богов надо кормить и поить напитком бессмертия, иначе они умрут и наступит конец света . В Греции этот напиток назывался амброзией , в Индии — амрита («не-мёртвый»). Готовили его жрецы. Приносимые в жертву богам продукты питания сжигались на костре: огонь считался «устами божества», так как дым восходит к небу.
В исторические времена человеческие жертвоприношения были явлением скорее исключительным (в Риме — в разгар войны с Ганнибалом , в Киеве — при Владимире Святославиче , в Скандинавии — на блоте в Старой Уппсале ), однако исследованные в последние годы курганы Мергелевой гряды в Луганской области свидетельствуют о распространении обряда среди носителей ямной культуры . Почти все индоевропейские народы в древности сжигали мёртвых на погребальных кострах, хотя в более ранний период, по-видимому, практиковалась ингумация в курганах (по материалам ямной культуры — на спине с согнутыми ногами). Нередко во время похорон приносили в жертву коня умершего и его жену или наложницу ( сати ). Могли также приносить в жертву коз, овец и других животных. Археологические свидетельства подобных жертвоприношений имеются в Греции, у хеттов, у армян и других индоевропейских народов . Подобный обычай известен в гробницах катакомбной культуры : так, в одном мужском погребении было найдено около сорока лошадиных черепов . Вслед за погребением совершались погребальные игры и тризна . На погребальных играх обычно происходили конные и другие состязания .