Interested Article - Знаменская церковь (Дубровицы)

Церковь Зна́мения Пресвятой Богоро́дицы ( Знаменская церковь ) — приходской православный храм в посёлке Дубровицы городского округа Подольск Московской области , часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы , некогда принадлежавшей представителям дворянских семей Морозовых , Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых . Входит в состав Подольского благочиния Подольской епархии Русской православной церкви . Главный престол храма освящён в честь древненовгородской иконы Знамение Божией Матери.

Знаменская церковь отличается от других русских храмов рубежа XVII—XVIII веков устремлённой ввысь центрической композицией, 12-лепестковым планом и центральным столбом, увенчанным ажурной золочёной короной .

Настоятель — протоиерей Андрей Грицышин .

памятник архитектуры (федеральный)

Знаменская церковь (Дубровицы) (Московская область)
Красная точка
Дубровицы
МОСКВА
Знаменская церковь (Дубровицы) (Московская область)
Красная точка
Дубровицы
Карта Подмосковье (юго-запад)

История

Церковь Знамения в Дубровицах. Гравёр И. Х. Набгольц , по рисунку С. Ф. Щедрина . Коллекция ГИМ (офорт во времена Дмитриева-Мамонова с гравюры 1790-х годов)
Храм Знамения Пресвятой Богородицы в с. Дубровицах (литография Ф. Дрегера в книге А. Ф. Вельтмана — «Обновление Храма Знамения…», издание 1850 года)

Впервые село Дубровицы упоминается в 1627 году, тогда это была вотчина боярина Ивана Васильевича Морозова († 1655). В то время усадьба Дубровицы была небольшой; в ней был боярский двор, коровник, несколько изб для дворовых людей и деревянная церковь во имя пророка Илии . Никакого крестьянского селения здесь не было . В 1662 году здесь была возведена новая деревянная церковь, освящённая 18 (28) декабря того же года .

В 1688 году усадьбу Дубровицы купил сподвижник Петра I князь Борис Алексеевич Голицын .

Новая церковь построена при князе Борисе Голицыне из белого камня из Сьянских подземных каменоломен на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры . Она знаменита своей уникальной баро́чной архитектурой, нетипичной для русского храмового зодчества, а также своей загадочной историей . На её месте в 1662—1690 годах действовала деревянная Ильинская церковь , которую по указанию царя Петра I разобрали и перенесли в соседнюю деревню Лемешово . Каменный храм в Дубровицах был заложен 22 июля (1 августа) 1690 года . Время постройки — с 1690 по 1699 год , освящён храм в 1704 году.

Впервые описание Знаменской церкви встречается в рукописи священника села Дубровицы Сергия Романовского «Вероятное известие о знаменитом Храме Московской Губернии Подольской округи в селе Дубровицах … » , датируемой 1784 годом (то есть спустя 80 лет после освящения церкви). О строительстве церкви в Дубровицах, длившемся более 10 лет, не сообщал в своих бумагах и сам князь Борис Голицын.

Судя по всему, в строительстве участвовали иностранные мастера, приглашённые князем Голицыным специально для этой цели . Так, искусствовед Алексей Греч , писавший о Дубровицах в 1925 году , приводил замечание секретаря австрийского посольства Иоганна Корба (из его дневника, изданного в 1700 году ) о Голицыне, построившем в Москве «палаты достойные величия его рода», что «он держит у себя на службе итальянских зодчих», которые возвели в его поместьях — Дубровицах и Вязёмах — «два весьма красивых храма».

Греч, однако, подверг сомнению это сообщение, так как храм в Вязёмах был построен ещё Борисом Годуновым , а в создании дубровицкого храма, близкого, по его мнению, к произведениям южно-германского барокко с его «тяжёлой пышностью декоративных форм», «участие итальянских строителей сомнительно» .

В современном понимании, итальянские архитекторы и были основными проводниками южно-германского стиля, а сам стиль базировался на южно-итальянских композиционных приемах .

Фаворит царевны Софьи Василий Васильевич Голицын («Великий Голицын») в начале 1689 года издал грамоту «О дозволении приезжать в Россию и селиться французским эмигрантам евангелической веры» и завязал особые близкие контакты с представителями католического ордена Иисуса . Однако в то время в Москве не было ни одного разрешённого властями католического храма, напротив протестантских церквей уже было три. К тому же, « Вечный мир » с Польшей и выкуп Киева привёл к появлению в Москве славян-католиков. Появилась большая потребность в создании для них каменного католического храма . Первая деревянная католическая молельня (sacellum) во имя Пресвятой Троицы была освящена 7 (17) июня 1685 года ( в Троицын день ) в Немецкой слободе под Москвой .

Но после «падения» царевны Софьи, 7 (17) сентября 1689 года, князь Василий Голицын был отстранён царём Петром от всех государственных дел, в том числе многочисленных строек в Москве и отправлен в ссылку.

Его двоюродный брат князь Борис Голицын также подвергся временной опале, хотя и был ближайшим соратником царя Петра и выступил на его стороне в конфликте с царевной Софьей.

Князь Борис был к тому же воспитателем Петра I и даже стал позднее одним из четырёх руководителей страны во время двухлетнего отсутствия царя в России во время Великого посольства вместе с князь-«кесарем» Ромодановским , боярином Львом Нарышкиным и боярином Петром Прозоровским .

В июле 1690 года после прекращения царской опалы и получения боярского достоинства сугубо православный князь Борис Голицын в имении Дубровицы развернул большое строительство необыкновенной церкви.

В 1920-х годах появляется гипотеза об авторстве проекта храма. Согласно этой гипотезе, считается, что автором проекта был Никодемус Тессин-младший . Исследователи полагают , что по проекту было возведено две церкви, первой была церковь в Перове для Петра Голицына (разрешение на строительство — 1680 год, начало строительства, предположительно, 1699 год, когда храм в Дубровицах уже был построен), которая, по мнению сторонников этой гипотезы, ближе следовала проекту Тессина, в то время как церковь в Дубровицах «ушла» от проекта в сторону помпезности. Сторонники гипотезы о проекте Тессина считают, что часть декоративных изменений в проекте вполне соотносится с арсеналом изобразительных средств, доступных Тессину: люкарны над фасадными долями, характерные для шведского барокко и мелкий руст , известный Тессину после его обучения в Италии. Однако они упускают, что те же инструменты были знакомы и другим архитекторам того времени. Другим проектом Тессина, который получил в свое распоряжение Борис Голицын, был проект в , по которому была построена в Марфино . Так ли было на самом деле и каким образом проекты Тессина попали к Голицыным — не известно, однако по преданию, в 1708 году крепостной архитектор князя Бориса Голицына был высечен (и, по тому же преданию, скончался при экзекуции, будучи пожилым человеком 59 лет от роду) за самовольный отход от проекта (установку подкупольных столбов) при строительстве церкви в Марфино (освящена в сентябре 1707 года, а Белозеров скончался в ноябре 1708-го ). В 1724 году Петр I написал Тессину личное письмо «за проектом Кафедрального собора для Петербурга», так как царь не был доволен представленными ему проектами других архитекторов .

Вид сверху на храм, усадьбу и стрелку Десны и Пахры

Крупнейший знаток русского искусства начала XX века, французский историк искусства, специалист по русскому, французскому и средневековому искусству, первый директор Французского института в Санкт-Петербурге Луи Рео́ , не оценивший данное архитектурное творение, считал, что оно имеет оттенки иезуитства и сравнивал церковь с гигантской погремушкой из слоновой кости, простой диковинкой, построенной вычурным боярином — любителем западничества, желавшим соперничать с великими польскими магнатами .

В 1781 году Дубровицы купил светлейший князь Потёмкин . Но вскоре эту усадьбу захотела приобрести императрица Екатерина II , побывавшая в Дубровицах на обратном пути из Крыма 23 июня (4 июля) 1787 года, чтобы подарить её своему фавориту графу Александру Матвеевичу Дмитриеву-Мамонову . После смерти отца в 1803 году усадьбу унаследовал сын — Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов .

Во время Отечественной войны 1812 года в Дубровицах побывали французы. 13 (25) сентября 1812 года наполеоновский маршал Иоахим Мюрат приказал занять село Дубровицы . 3 (15) октября в селе стояли три полка конницы и два полка пехоты с четырьмя орудиями. Ранним утром 10 (22) октября французы покинули Дубровицы. Церковь тогда не пострадала .

В 1864 году, после смерти М. А. Дмитриева-Мамонова, усадьбу Дубровицы наследует князь Сергей Михайлович Голицын .

Искусственный холм, находящийся на северо-востоке от церкви, ставший ныне смотровой площадкой, появился уже в XIX веке, ранее на этом месте существовал земляной курган с насаждениями акации .

В 1941 году во время наступления гитлеровских войск на Москву храм был заминирован как стратегический объект. Однако вражеские войска были остановлены на подступах к Москве и приказ о подрыве церкви отдан не был .

В 1950-х годах храм передали на баланс Всесоюзного института животноводства. Храм использовался как склад, пришёл в аварийное состояние , и был разграблен. Вместе с частично сохранившимся иконостасом уцелело 11 из 28 икон иконостаса .

В 1929 году выдающийся советский архитектор авангарда Константин Мельников использовал план части внешнего фасада здания в виде трифолио (как и было похоже исполнено ранее в Дубровицкой церкви) в новом типе идеологического здания — Клубе фабрики «Буревестник» , подчеркнув преемственность архитектурной московской традиции.

Историк искусствознания А. А. Ковалёв приводит статью А. И. Некрасова «Пути архитектуры. (К проблеме стиля современной архитектуры)» (1928) как пример адекватного применения формального метода к анализу формировавшегося в то время архитектурного течения — конструктивизма . «Некрасов видит в новейшей советской архитектуре не космополитизм , который был очевиден для неглубокого и пристрастного взгляда, а вполне национальные по своему существу поиски новой образности»

Клуб фабрики "Буревестник"

Некрасов делил московскую архитектуру конца XVII столетия на традиционный средневековый «нарышкинский» стиль и барочный «тессиновский». Он писал, что «лучше говорить о „нарышкинском“ стиле, нежели о московском барокко, так как именно принципиальных моментов выражения барокко как раз в нём нет».

Строительство и реставрации

Князь Борис Алексеевич Голицын, основатель храма
Церковь Знамения. Внешний фасад и фрагмент внешнего орнамента. Фото начала XX века
План церкви — это равноконечный крест с закруглёнными концами (М. В. Красовский, 1910)
Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. Южный фасад
Церковь Знамения в Дубровицах в начале XX века
Церковь Знамения. Иконостас в начале XX века
Подкупольное пространство церкви до реставрации 2004 года
Иконостас и подкупольное пространство церкви после реставрации 2004 года

Храм был заложен 22 июля (1 августа) 1690 года в память о прекращении опалы и возведении Бориса Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года. Строительство здания храма велось около девяти лет, в летний период. В зимний период в специально построенных бараках работали резчики по камню. Камень доставляли по реке Пахре из Сьянских каменоломен .

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглёнными концами, разделёнными на три грани. Рёбра этих граней оформлены колонками с коринфскими капителями — не классической формы, а свободно стилизованными.

Высокий фундамент обведён открытым гульбищем , обильно декорированным резьбой и орнаментом, расположенным вдоль парапета . В церкви в Дубровицах лестничные марши на гульбище идут со всех четырёх сторон (в том числе с алтарной), что в архитектуре того времени было явлением исключительным .

Лестницы ведут к дверям в центральных гранях выступов. Обрамление дверей выполнено из крупно рустованного камня, порталы фланкированы также коринфскими колонками, поддерживающими орнаментальный фриз . Первый этаж обведён скульптурным фризом с поясом иоников и карнизом с кронштейнами . Окна украшены колонками, обвитыми виноградными лозами, волютами и раковинами. Вся эта декорация завершается изображениями ангелочков . Над центральной частью храма поставлен восьмерик с арочными окнами в его основании . Его первый этаж, по сравнению с остальной декорацией, отделан скромно .

У самой земли, на невысоком подиуме, по углам цоколя, стоят сильно повреждённые статуи четырёх евангелистов: Марк , Лука , Иоанн и Матфей . Эти статуи сделаны весьма художественно, но в целом все они непропорционально короткие . Каменные фигуры (лев, вол, орёл, ангел), находящиеся у ног евангелистов, воспроизводят одно из воплощений тетраморфа (мифического крылатого демона из видений пророка Иезекииля ).

Храм украшен скульптурой. У главного входа, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные статуи. С левой стороны святитель Иоанн Златоуст , под его пятой мешок с деньгами, а с правой — святитель Григорий Богослов с книгой в руке и светильником у ног. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние святителя Василия Великого с книгой и лежащей у ног митрой . Восемь из двенадцати скульптурных фигур апостолов сейчас разделяют грани восьмерика по его углам. У большинства апостолов со временем отломались предметы, которые они когда-то держали в руках, и по которым апостолов можно было бы идентифицировать. Исследователи полагают, что ещё четыре скульптурных фигуры прежде были расположены на крыше притворов вне стенной декорации, перед окнами восьмерика . Каменные статуи святых — редкое явление для храмов Подмосковья и в целом для православной традиции.

Венчают храм купол с люкарнами в виде четырёхлистников и резная позолоченная корона . Корону, венчающую храм, считают подражанием голландской архитектуре, либо элементом, заимствованным из украинского барокко . В постройке сочетается устремлённость вверх и ряд акцентирующих горизонтальных линий .

Внутренние объёмы церкви роскошны. Первое, что привлекает внимание в церкви, — это отсутствие отдельных колонн, так сказать, безопорное пространство. Четыре мощные полукруглые арки вместе с четырьмя парусами служат основанием для уходящих ввысь ярусов центральной башни .

На четырёх пилонах несущих арок расположены рельефные фигуры: на восточной стене направо от иконостаса Иосиф Обручник (супруг Марии ) с цветком белой лилии в руке — символом Девы Марии; налево — Богоматерь , принесшая в храм Младенца Христа. Напротив, по сторонам хор , на северо-западном пилоне, Праведный Симеон , держащий на руках Младенца — Господа Спасителя . А на другом, юго-западном, пилоне святая Анна Пророчица . Фигуры расположены таким образом, что кажется, будто они движутся навстречу друг другу.

В парусах на сводчатых поверхностях помещены фигуры четырёх евангелистов в клубящихся облаках и в окружении ангелочков: справа над иконостасом — Матфей с архангелом , слева — Иоанн с орлом. Напротив, над хорами Лука с тельцом, и на другой стороне — Марк со львом. Они изображены сидящими и пишущими канонические Евангелия . Над изображениями четырёх евангелистов помещаются сцены из библейской истории — это означает, что евангелисты пишут канонические Евангелия основываясь на Священной истории .

Скульптурные рельефы на библейские сюжеты внутри храма в соответствии с горизонтальным членением башни расположены ярусами. В первом, нижнем ярусе, три сцены — Возложение тернового венца , Несение креста и Положение во гроб . Сцена Возложение тернового венца находится на западной стене, прямо над хорами . Над этой сценой можно увидеть помещённое в окошко лицо молодого человека с длинными волосами и в итальянской шапочке. Предполагают, что это портрет главного мастера, создавшего эти рельефные композиции, а возможно и всё убранство церкви. Над северной аркой — сцена Несение креста; над южной аркой находится сцена Положение в гроб. В простенках между сценами в картушах сделаны латинские надписи, обозначенные двумя сидящими путти . На арках имеются медальоны с барельефными портретами князя Б. А. Голицына, его супруги и сына .

Выше, в следующем ярусе башни, — ветхозаветные пророки . Появление в интерьере церкви скульптур пророков можно объяснить тем, что многие события из Священной истории были предсказаны пророками Ветхого Завета . В углах башни, между окнами, помещены фигуры шести пророков в полный рост. Слева от Распятия стоит царь Давид в короне, со скипетром и киннором . На другой стороне от Распятия фигура царя Соломона — в короне и со скипетром, которым он указывает на сцену Положение во гроб. Пророки Моисей со Скрижалями Завета и Илия с милотью (священнической накидкой) на плечах и поясом в руке помещены на северной и южной стене соответственно. На западной стене находятся фигуры ветхозаветных первосвященников . Ближе к Илии — Захария со свитком, ближе к Моисею — Аарон с кадилом . Реалистичные черты персонажей говорят о европейской школе пластики. Полукружные окна в своей верхней части имеют растительный орнамент и изображения трёх орлов.

В третьем ярусе, над пророками, можно увидеть под каждым окном трёх путти, которые держат полотно с латинскими стихами, объясняющими силу орудий Страстей Христовых . Грани последнего, верхнего яруса, заполнены фигурами ангелов, поставленными над окнами. Ангелы несут орудия Страстей Христовых — копьё, столб, плеть, терновый венец, молот, гвозди и губу. В куполе вокруг четырёхлепестковых окошек-люкарн развеваются пышные растительные гирлянды, поддерживаемые путти. В самом куполе, где крепится цепь для паникадила , вылеплены четыре пухлых путти, расположенных по сторонам света. Количество различных скульптур, горельефов и текстов на небольшой поверхности стен башни больше, чем в европейских церквях.

Особую уникальность Знаменской церкви придаёт наличие на восточной стене горельефного ретабло на всю высоту башни. Оно включает четыре сцены из цикла Страстей Господних . Над иконостасом на первом уровне ретабло сцена Распятие — центральный сюжет цикла. Выше уровнем изображена композиция Восстание из гроба ( Воскресение Христово ), заимствованная из западноевропейской традиции. Ещё выше на ретабло находится горельеф Коронование Богородицы , причём получает коронование Богоматерь от Новозаветной Троицы , что вошло в католическую церковь после XII века (до этого Богоматерь короновал Христос) . Завершает ретабло изображение Бога Саваофа , поддерживаемого двумя архангелами. Известно, что в оформлении интерьера принимали участие итальянские мастера-каменщики, приглашённые из католического Южного Тироля ( Трентино ) . По другой версии это была артель мастеров из италоязычного кантона Тичино , или Тессинский кантон на юге Швейцарии , под руководством, как сказано в источниках, «самого в знании превосходнейшего архитектора, родом итальянца» , и среди них будущий архитектор Санкт-Петербурга Доменико Трезини . Рельефные композиции сделаны в технике стукко . Для этого использовалась кирпичная основа на известковом растворе, крепившаяся к стене железными пиронами. Основа обмазывалась алебастром , и окончательно фигуру или узор моделировали в гипсе.

Подтверждением тому, что купол был расписан (до наших дней роспись не сохранилась), служит архивная запись: в «1827—1828 годах крепостной художник Михайло Пименов, обновляя росписи в Дубровицком храме, упал с лесов и убился насмерть».

После окончания строительства самого здания ещё пять лет храм ждал освящения. Считается, что патриарх Адриан , ставший им в 1690 году, отказался освящать храм , сославшись на слишком сильное подражание архитектуры храма католическому стилю. На самом деле в эти годы патриарх Адриан был сильно болен, парализован и не покидал своё подворье. Только после его смерти открытие и освящение храма 11 (22) февраля 1704 года совершил экзарх , митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) , в присутствие царя Петра I и царевича Алексея, приглашённых Голицыным .

Храм богато украшен горельефными композициями, резным четырёхъярусным иконостасом и массивными деревянными двухъярусными хорами. В убранстве иконостаса присутствуют витые колонны, разнообразные растительные и декоративные узоры, местами со скульптурными изображениями ангелов. Иконостас заполнен древними иконами, окружёнными позолоченной резьбой. Разнообразно и изящно убранство хора, как и убранство иконостаса, но резьба здесь не так распространена, из-за чего темно-синий фон выдаётся среди изысканных золотых узоров. Нижний ярус хор выполнен в виде галереи, верхний — в виде балкона, опирающегося на колонны этой галереи.

Отличительной чертой убранства храма были помещённые в картуши надписи на латинском языке: четверо- и трёхстишия, в том числе строфы гимна «Patris sapientia, veritas Divina» авторства ученика Фомы Аквинского Эгидо да Колонны . Надписи в 1780-х годах были переписаны и зафиксированы в рукописи отца Сергия Романовского. Похожие надписи имелись и на Меншиковой башне в Москве, но там они были утрачены при поновлении церкви в 1850-х годах .



К середине XVIII века к юго-западу от храма была построена трёхъярусная колокольня. Она была выполнена в ином стиле, а характер её архитектуры был более примитивным — спокойным и традиционным. Колокольня имела девять колоколов, самый большой из которых весил две тонны. В куполе колокольни были сделаны слуховые окна, предназначенные для усиления звука. Под колокольней в 1780-х годах была освящена тёплая церковь во имя святых мучеников Адриана и Наталии . Сама колокольня рядом с барочным пышным храмом казалась «скучноватой — прозой после поэзии», как выразился в 1910 году архитектор Михаил Красовский .

В конторе имения хранился проект её перестройки, составленный архитектором Ивановым, старавшимся приблизить её стиль к барокко. Там же находился план надстройки колокольни, сделанный архитектором Ф. Ф. Рихтером. Оба эти замысла, имевшие целью снизить дисгармоничность колокольни в ансамбле усадьбы, так и остались на бумаге не воплотившись в жизнь .

Когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов , церковь долго пустовала, очень обветшала. Рамы все погнили и почти все вывалились, лепнина от дождя и снега размокла и падала на пол. Колокола пошли на пушки. Потребовалась срочная реставрация церкви .

В конце 1840-х годов под руководством Фёдора Рихтера осуществлено обновление храма — латинские записи переведены на русский язык и, возможно, большие ангелы в рост человека на кровле заменены примитивными ангелочками небольшого размера. 27 августа 1850 года храм был вновь освящён — митрополитом Московским Филаретом . Последний в своём слове «по обновлении храма» сказал, в частности: «После обновления вещественного и художественного, ныне обновлён храм сей обновлением духовным и священным. <…> При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, — и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль — дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания» . По требованию митрополита Филарета латинские стихи были заменены на церковнославянские надписи, поясняющие содержание горельефов .

Частично сохранился уникальный барочный резной иконостас, над входом на высоте расположены хоры и ложа, в которой молились на церковных службах князья Голицыны и, по преданию, как минимум, один раз при освящении храма сам царь — Пётр I вместе со своим сыном, царевичем Алексеем .

Центральная сцена: Распятие Иисуса Христа
Евангелисты на парусах сводов купола
Евангелист Матфей с архангелом

В 2004 году, к 300-летию Великого освящения храма, завершился первый этап его новой реставрации. В частности, были поновлены уникальные горельефы конца XVII — начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма, возвращены стихи на латыни .

В 2022 году, спустя 90 лет после разрушения, колокольня восстановлена по старым фотографиям и чертежам. Её нынешний вид максимально приближен к колокольне, которая когда-то располагалась к югу от Знаменской церкви. Колокола отлили в Воронеже . Трёхтонный Благовест установили на колокольню 16 июля 2022 года, освящение колоколов совершил архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий . В нижнем ярусе колокольни устроен храм в честь мучеников Адриана и Наталии , в нём оборудован баптистерий для совершения таинства Крещения . Иконостас храма в колокольне создан палехскими мастерами , а скульптурные барельефы выполнены творческой мастерской Даши Намдакова . 8 ноября 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения храма мучеников Адриана и Наталии воссозданной колокольни . В церемонии освящения храма принял участие губернатор Московской области Андрей Воробьёв . В 2024 году Знаменский храм отмечает 320-летие своего Великого освящения, которое состоялось 11 (22) февраля 1704 года.

Галерея

Церковь Знамения со старой колокольней, 1900-е гг.
Хоры церкви на фотографии начала XX века П.Павлова
Скульптура святителя Иоанна Златоуста, 2022
Скульптурное убранство, нехарактерное для русско-византийской традиции
Вид Знаменской церкви сверху в 2016 (до возведения заново в 2022 году небаро́чной колокольни)
Знаменская церковь в Дубровицах, 2017
Скульптурный "театр" на крыше церкви Знамения
Скульптура святителя Григория Богослова, 2022
Вид на усадьбу "Дубровицы" из Подольска
Вид на Певческое поле перед храмом
Скульптура святителя Василия Великого на крыше западного притвора
Реверс монеты РФ 3 рубля 2004 года чеканки
Вид на реку Десну у подножия церкви
Вид на реку Пахру и место впадение реки Десны в неё у подножия храма
Певческое поле и храм
Вид церкви в ненастный день

История прихода

Князь Сергей Михайлович Голицын, ктитор церкви и попечитель ЦПШ

В начале XX века при храме действовала трёхлетняя церковно-приходская школа (ЦПШ) , а также богадельня для малоимущих на девять человек (действовала в 1877 году). Дубровицкая ЦПШ была открыта в 1889 году князем Сергеем Михайловичем Голицыным , который с самого основания школы являлся её попечителем и содержал школу на свои средства. Учащихся на 1 января 1909 года было 54 человека . В 1907 году богадельней заведует Александр Михайлович Рябов . В 1913 году богадельня в селе Дубровицы на пять человек, содержится на средства князя С. М. Голицына . В приходе дубровицкой церкви в 1917 году находились деревни: Акишева, Беляева, Данилова, Докукино, Лемешова, Наумова, Кудино, Печишова, Самакова, Северова, Жаркова.

В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в художественно-бытовой музей , первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении Наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года — в ведении Московского отдела народного образования. Также под колокольней, по свидетельству В. Д. Цветаева, посетившего Дубровицы в начале ХХ века, находился музей-кладовая . В план экскурсий входило и знакомство с уникальной по своей архитектуре Знаменской церковью . Церковь находилась в ведении музея, охранялась церковь только в дневное время живущим под колокольней сторожем, который содержался на средства общины верующих. В середине 1924 года было несколько случаев кражи из церкви серебра . В феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и « Царицыно ». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии . Годом раньше постановлением волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории усадьбы, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы» .

Не имея должной охраны, здание Знаменской церкви разрушалось. В паспорте церкви за 1945 год сказано: «состояние неудовлетворительное, разбиты стекла, в интерьер залетают птицы, портят резьбу хоров и иконостаса, наблюдается разрушение лестниц и наружной скульптуры» .

Усадьба Дубровицы приобрела статус памятника архитектуры и находилась под государственной охраной с 22 мая 1947 года в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР . В конце 1950-х годов Дубровицкая церковь пребывала в запустении. Её крыша проржавела насквозь; все без единого исключения стёкла были выбиты; зимой внутри церкви лежал снег. Резной золочёный иконостас выглядел искалеченным и изломанным; статуи, окружающие церковь, были побиты или вовсе исчезли. Резной белокаменный парапет наполовину обвалился; многие детали сложнейшей каменной резьбы были оббиты и испорчены. Ступени каменных лестниц, украшенные тончайшим орнаментом, были поломаны и покривились . Архивные фотографии рисуют несколько иную картину — храм действительно выглядел заброшенным, но не настолько.

Перед фестивалем молодежи и студентов , проходившим в Москве в 1957 году, фасад церкви был немного обновлен, так как в план экскурсий входило посещение Дубровицкого храма . Ансамбль усадьбы использовался ВНИИ кормления сельскохозяйственных животных. В апреле 1960 года церковь и усадьбу обследовали работники Министерства культуры РСФСР. По результатам их проверки архитектор Ф. Ф. Кудрявцев составил плановое задание на реставрационные работы, в котором он отметил, что «состояние большинства объектов усадьбы неудовлетворительное» . В августе 1960 года усадьба Дубровицы и церковь были признаны памятниками архитектуры государственного значения . C 1966 по 1989 год Министерство культуры СССР вело реставрационные работы, планируя использовать храм как музей культового зодчества . Первые попытки устроить в храме что-то вроде музея предпринимались ещё в конце XIX века. Владелец Дубровиц князь Сергей Михайлович Голицын вёл переговоры с Российским археологическим обществом о передаче храма в ведение общества. Правда переговоры эти ничем не завершились, и храм остался в прежнем статусе .

В октябре 1989 года была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви. 1 февраля 1990 года Подольский райисполком вынес решение о регистрации общины и передаче храма общине ; однако формальные препятствия к открытию храма оставались. Первое богослужение состоялось 22 июля 1990 года вне стен храма, на улице.

2 августа 1990 года Совет по делам религий постановил зарегистрировать общину Русской православной церкви в посёлке Дубровицы и поручил Московскому областному совету церковь Знамения Пресвятой Богородицы передать общине. Московский областной исполнительный комитет отказался выполнять решение. Конфликт разбирался в Верховном Совете РСФСР , отказ Мособлисполкома был признан необоснованным .

Первая литургия в возобновлённой церкви была отслужена викарием Московской епархии епископом Можайским Григорием (Чирковым) 14 октября 1990 года. А накануне 13 октября по благословению владыки Григория первый настоятель о. Сергий Позоров совершил малое освящение храма.

В 2000 году приход возвратил в храм уцелевшие иконы иконостаса, находившиеся на хранении во Всероссийском институте животноводства .

14 октября 2020 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Подольском благочинии прошли торжества, посвященные 30-летию возрождения приходской жизни в Знаменском храме поселка Дубровицы. Также отметили 330-летие основания храма и 170-летие третьего освящения храма святителем Филаретом, митрополитом Московским. (Второе освящение храма было 21 декабря 1812 года (3 января 1813 года), вскоре после ухода из села Дубровицы войск Наполеона).

Детская воскресная школа при Знаменском храме в Дубровицах существует с 2003 года. В настоящее время в ней в пяти классах обучаются около 80-ти детей в возрасте от четырёх до тринадцати лет. Духовником школы является настоятель Знаменской церкви протоиерей Андрей Грицышин. Также при храме открыто отделение Библейско-богословских курсов Московской митрополии для желающих изучать Священное Писание , православное вероучение и богослужение.

При храме действует детская театральная студия. Ставятся рождественские и пасхальные представления, спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков . Обзорные экскурсии по храму и усадебному комплексу в Дубровицах проводит паломническая служба церкви Знамения Пресвятой Богородицы .

Святыни храма

Список икон из четырёхъярусного иконостаса Знаменской церкви

Всего в иконостасе 26 икон.
1. Местный чин (или нижний ряд) — 14 икон, в том числе:
Царские врата — 6 икон и 2 надвратные иконы, диаконские двери — 2 иконы, местные — 4 иконы.
2. Праздничный чин — 6 икон.
3. Деисус — 3 иконы.
4. Пророческий чин (завершение) — 3 иконы.


1. Местный чин

у южной двери — икона первоверховных апостолов Петра и Павла ,
у северной двери — икона страстотерпцев Бориса и Глеба
(иконы отреставрированы в мастерской ГИМа ).

южных — икона архидиакона Филиппа (отреставрирована),
северных — икона архидиакона Стефана .

на правой створке врат — евг. Матфей, Богородица, евг. Марк;
на левой створке врат — евг. Иоанн, арх. Гавриил , евг. Лука.

Справа — «Спаситель» , слева — икона Богоматери «Неувядаемый Цвет» .

Иконостас после реставрации
Икона «Архиерей Великий, прошедший Небеса»

2. Праздничный чин
Иконы двунадесятых праздников начинаются от Царских врат:
справа находятся иконы основных событий истории Христа,
слева — Пресвятой Богородицы.
Последовательность событий Евангельской истории идёт от правого края ряда.

« Вход Господень в Иерусалим », «Выход Господень из Ада» .

заканчивается ряд иконой «Сретение» : младенца Иисуса вносят в Иерусалимский храм .

3. Ростовой деисус

  • В центре ряда находится икона Спасителя на троне с предстоящими — «Архиерей Великий, прошедший Небеса», самая большая икона в иконостасе.

Края деисуса фланкированы иконами, на которых изображены группы святых.

  • Слева от иконы Христа — икона «Апостолы». На ней апостол Петр, где он первый в группе из пяти апостолов,
    несет раскрытый свиток (иконы реставрировала Е. А. Гра, Третьяковская галерея).
  • Справа от иконы Христа — икона с изображением пяти апостолов во главе с апостолом Павлом.

4. Пророческий чин

  • В центре икона Богоматери на престоле — Панахранта (Всецари́ца).
  • По сторонам от Неё пророки со свитками: справа — царь Соломон, слева — царь Давид.

Репрессированные православные священно- и церковнослужители

  • Порецкий Михаил , протоиерей . Даты жизни: около 1881—1930-е гг. Был арестован в начале 1930 года. Приговор: ссылка в Среднюю Азию . Умер в ссылке, в Семипалатинске , Средняя Азия.
  • Пономарёв Василий Сергеевич , псаломщик . Даты жизни: около 1872—1948 гг. Арестован в 1937 году. Приговор: 10 лет ИТЛ системы ГУЛАГ .

Настоятели церкви, клирики и Дубровицкая ЦПШ

Настоятели церкви за всю историю
Даты служения Настоятель
… — …
до 1741 — после 1745 иерей Иоанн Семенов
до 1771 — после 1773 иерей Антоний Семенов
(погребён 26 октября 1777 года при Знаменской церкви)
до 1777 — после 1793 иерей Сергий Иванов (Романовский)
(с 1789 года благочинный)
до 1798 — после 1807 священник Емилиан Иванов
до 1812—1833 священник Иоанн Михайлов
февраль 1834 — март 1834 священник Иоанн Горский
апрель 1834—1852 священник Иоанн Георгиев (Булкин)
(прослужил священником 42 ½ года)
1853 — после 1865 священник Алексий Владимиров (Павловский)
до 1873—1882 священник Алексий Смирнов
1883—1894 священник Пётр Скворцов
1895—1912 священник Леонид Ильинский
1913—1929 священник Михаил Порецкий
1929—1990 N период закрытия храма
1990—1999 протоиерей Сергий По́зоров
ноябрь 1999—2004 священник Александр Катков
(будучи реставратором, восстанавливал этот храм)
декабрь 2004 — н. в. протоиерей Андрей Грицышин
(древлехранитель Подольской епархии)
Дубровицкая церковно-приходская школа
Даты Законоучитель Учитель Попечитель
с 1889 года священник Леонид Ильинский
(В 1888 году выпускник Московской
духовной семинарии.
Заведующий школой с 1895 года .)
Иван Сергеевич Смирнов
(Работал до 1900 года .
Учитель преподавал чтение, письмо
и арифметику.)
князь С. М. Голицын
1889—1912 священник Леонид Ильинский
(В 1903 году избран членом
Подольского отделения
Московского епархиального
училищного совета .)
Екатерина Павловна Омирова
(Окончила в 1894 году Московское
Мариинское епархиальное училище.
В Дубровицкой школе работала с 1900 года.)
князь С. М. Голицын
с 1913 года священник Михаил Порецкий
(В 1929 году храм был закрыт
для богослужения.)
Екатерина Павловна Босова (ур. Омирова)
— директор школы.
На средства конторы Голицыных
Приход Дубровицкой церкви до её закрытия в 1930 году
Даты Ктиторы и руководство общины мирян
1848—1859 Попечитель прихода, московский генерал-губернатор Арсений Андреевич Закревский
В 1850 году в приходе находилось 13 деревень .
1864—1912 церковный староста , князь Сергей Михайлович Голицын
до 1877 — … ктитор , дипломат Кирилл Михайлович Нарышкин
1890—1912 ктитор, князь Сергей Михайлович Голицын
Притч Дубровицкой церкви до её закрытия в 1930 году
Даты служения Клирики церкви
до 1745 — … диакон Семеон Григорьев
… — после 1745 диакон Антон Семенов
до 1745 — после 1771 дьячок Иоанн Семенов
до 1771 — после 1773 диакон Кирилл Ильинов
до 1779 — после 1786 дьячок Иоанн Самойлов
до 1779 — после 1786 пономарь Тимофей Евтифеев
до 1779 — после 1793 диакон Иоанн Федоров
1834 — после 1855 диакон Иоанн Васильев (Березкин)
до 1837 — после 1873 дьячок Александр Васильев (Сокольский)
до 1824—1850 пономарь Василий Егоров
до 1852—1890 пономарь до 1880; с 1884 псаломщик Димитрий Иванов (Виноградов)
до 1873—1905 диакон Павел Омиров
1892—1905 псаломщик Сергий Боманов
1906—1926 диакон Иоанн Омиров
1907—1929 псаломщик Василий Сергеевич Пономарёв
до 1913—1929 регент Михаил Данилович Суханов
1926—1929 диакон Димитрий Омиров

Примечания

  1. от 21 апреля 2021 на Wayback Machine .
  2. Яковлев А. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXIX : « Крисп — ». — С. 367—379. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-033-2 .
  3. . dubrovitsy-hram.ru . Дата обращения: 16 апреля 2023. 16 апреля 2023 года.
  4. на YouTube
  5. Дмитровский И. А . . — Книга по Требованию. — М. , 2017. — С. 7. — ISBN 978-5-518-06433-1 .
  6. 200-летний юбилей сельского храма // Прибавление к Церковным Ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительственном Синоде : газ. — СПб. : Синодальная типография, 1890. — 18 август ( № 34 ). — С. 1130–1135 .
  7. .
  8. Семёнов К. А. Старинное описание церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах // Архитектурное наследство : журнал. — 2010. — № 53 . — С. 75—83 . — ISBN 978-5-396-0299-9 . — ISSN .
  9. Панков Д. Д. Люди своего времени. — Академия-XXI, 2011. — 227 с. — ISBN 978-5-91428-042-7 .
  10. Дата обращения: 10 декабря 2022. 28 ноября 2022 года.
  11. Романовский Сергий, священник. Вероятное известие о знаменитом храме Московской губернии, Подольской округи, в селе Дубровицах…. — Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. — Дубровицы, Московская область, 2010. — 49 с.
  12. Пассек, В. . — М. : Тип. А. Семена при Медико-хирург. Акад, 1842. — С. 129.
  13. Вельтман, 1850, с. 6.
  14. Максимович, Л. М. // Географический словарь Российскаго государства. В 7 частях. Ч. 2. — М. : Универс. тип., у Хр. Клаудия, 1804. — С. 305—306 .
  15. , с. 67—113.
  16. Корб И. Г. Дневник путешествия в Московское государство / Пер. и прим. С. Ю. Шокарева // Рождение империи. — М. : Фонд Сергея Дубова, 1997. — С. 23—258. — 544 с. — (История Дома Романовых в мемуарах современников). — 5000 экз. ISBN 5-89486-003-2 .
  17. , с. 73—75.
  18. Н.В. Кожар, Н.С. Будыко. . — Минск, 2011. — С. 47. — 93 Seiten с. — ISBN 978-985-525-649-7 , 985-525-649-2.
  19. Грамота, данная по ходатайству бывшего в Москве Чрезвычайного Прусского посла Чаплина «О дозволении приезжать в Россию и селиться французским эмигрантам евангелической веры». 1689 г., января 21 . — Петр I. Честь, слава, империя: Труды, артикулы, переписка, мемуары. — М. : Эксмо, 2012. — С. 28—31. — 475 с. — ISBN 978-5-699-53643-6 .
  20. Гузевич, Дмитрий. Захоронения Лефорта и Гордона: могилы, кладбища, церкви – мифы и реалии. (Научное издание) . — Институт Петра Великого. — Санкт-Петербург: «Европейский Дом», 2013. — С. 95—97. — 312 с. — 500 экз. ISBN 978-5-8015-0305-9 .
  21. Каптиков, А. Ю. // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2018. — Вып. 4(39) . — С. 52 . 1 марта 2020 года.
  22. Карраск Ольга. Усадьба Марфино // Наше наследие : журнал. — М. , 2000. — № 53 . — С. 30 .
  23. Каптиков, Анри Юрьевич . // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2018. — Вып. 4(39) . — С. 51–56 . — ISSN . 1 марта 2020 года.
  24. Louis Réau, L’art russe des origines à Pierre le Grand, Herni Laurens éditeur, Paris, 1921, p. 317 (фр.) .
  25. Бутурлин Д. История нашествия императора Наполеона на Россию в 1812-м году . — Санкт-Петербург: Военная типогр., 1823. — Т. 1. — С. 320.
  26. Колосова А. Г., Федорова Р. П. Дубровицы. «Воздвиг он храм сей величавый». — Дубровицы (Московская обл.), 2014. — 96 с.
  27. Щукина, Е. П. (Елена Прокопьевна), author. глава «Общие положения, характеризующие особенности садово-паркового искусства», раздел XVIII. Водные, земляные и «каменистые» декоративные элементы сада, § 2. Холмы, горки, бугры, островки, обрывы, террасы, откосы // . — ISBN 978-5-86443-135-1 , 5-86443-135-4.
  28. Вельтман, 1850, с. 13.
  29. Филипович Э. Г. О Дубровицком храме и не только о нём . — 5-е изд. — М. : БЕЛИАКС, 2012.
  30. Такие разные хозяева / Спасительная красота // Православные храмы. Путешествие по святым местам : журн. — 2014. — № 92. — С. 10.
  31. Сеть православных сайтов Prihod.ru. . dubrovicy.cerkov.ru . Дата обращения: 23 января 2023. 23 января 2023 года.
  32. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. . www.patriarchia.ru (8 ноября 2022). Дата обращения: 8 ноября 2022. 8 ноября 2022 года.
  33. Ковалёв А. А. Самосознание критики. Из истории советского искусствознания 1920-х годов // Советское искусствознание. Вып. 26. — сб. статей. — М.: Советский художник, 1990. — С. 344—380. — 512 с..
  34. Спрингис Е. Э. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. XIII : « Григорий Палама Даниель-Ропс ». — С. 431—432. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-022-6 .
  35. , с. 75.
  36. , с. 76.
  37. , с. 77.
  38. , с. 27.
  39. Семенов К. А. (текст), Демченко А. А. (фото). Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах: Фотоальбом. — Московская область, г. Подольск: ЗАО «ГК «РусГазИнжиниринг», 2011. — С. 14.
  40. , с. 78.
  41. , с. 81.
  42. Красовский М. В. Церковь села Дубровицы. // Известия Императорской Археологической комиссии. СПб., 1910, вып.34. — с. 58.
  43. , с. 23.
  44. , с. 25–28.
  45. , с. 30.
  46. К. А. Семёнов Усадьба Дубровицы. Церковь Знамения. М., : Памятники исторической мысли 2006. — С. 85.— 240 с., илл. ISBN 5-88451-191-7 .
  47. Лифшиц, Лев. История русского искусства X–XVII веков . — Михаил Алленов, Лев Лифшиц История русского искусства. В 2-х томах. — М. : «Белый город», 2007. — Т. 1. — С. 335. — ISBN 9785-7793-12615 .
  48. Яковлев А. Н., Слёзкин А. В. Московская область. Архитектурное наследие. Рубеж XVII и XVIII веков . — Православная энциклопедия. — М. : ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2017. — Т. 47. — С. 332. — ISBN 978-5-89572-054-7 .
  49. Елена Князева. «В России она чужестранка». Журнал «Искусство» № 6 2009 г.
  50. . 12 марта 2012 года.
  51. Кувшинская И. В. Corona Aurea: Латинские стихотворные надписи церкви Знамения в Дубровицах // Архитектурное наследство : журнал. — 2010. — № 53 . — С. 84—91 . — ISBN 978-5-396-0299-9 . — ISSN .
  52. Красовский М. В. Церковь села Дубровицы. // Известия Императорской Археологической комиссии. СПб., 1910, вып.34.
  53. К. А. Семёнов Усадьба Дубровицы. Церковь Знамения. М.,: Памятники исторической мысли 2006.- 240 с.,илл. ISBN 5-88451-191-7 (стр.145)
  54. Цветаев В. Д. Дубровицы. Из дачных впечатлений . — М. : Университетская типогр., 1907. — С. 9, прим. — 16 с.
  55. , с. 95.
  56. на YouTube
  57. . — М. : Синодальная Типография, 1910. — С. 502.
  58. Пенкин Б. Н. Памятная книжка Московской губернии на 1908 год. — М. : Губернская Типография, 1907. — С. 470.
  59. Пенкин Б. Н. Памятная книжка Московской губернии на 1914 год. — М. : Губернская Типография, 1913. — С. 344.
  60. Усадьба Дубровицы. Музей, которого нет. . vk.com (26 июня 2022). Дата обращения: 23 сентября 2022.
  61. , с. 50.
  62. , с. 65.
  63. . Дата обращения: 28 августа 2023.
  64. . podolskoe-blago.ru . Дата обращения: 26 сентября 2022. 26 сентября 2022 года.
  65. Сердцев 0лег (протоиерей). . Московская митрополия . Дата обращения: 24 января 2023. 4 марта 2016 года.
  66. Постановление СМ РСФСР от 22.05.1947 : «Об охране памятников архитектуры». — Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. — М. : Госюриздат, 1958. — Т. 3 (1940–1947 гг.). — С. 564–590.
  67. , с. 279.
  68. . (5 декабря 2019). Дата обращения: 22 января 2023. 22 января 2023 года.
  69. . (11 октября 2017). Дата обращения: 20 января 2023.
  70. , с. 67.
  71. Дата обращения: 3 сентября 2023.
  72. . Документ: Постановление Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» № 1327 от 30.08.1960 . . Дата обращения: 22 января 2023. 22 января 2023 года.
  73. Подмосковные Дубровицы // Наука и жизнь : журн. — 2005. — № 6. — С. 74–79.
  74. Усадьба Дубровицы. Музей, которого нет. . vk.com (22 сентября 2022). Дата обращения: 23 сентября 2022.
  75. .
  76. * Баранова С. И., Мерзлютина Н. А., Печников М. В., Пидгайко В. Г. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXIX : « Крисп — ». — С. 66—86. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-033-2 .
  77. . Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  78. . Дата обращения: 30 сентября 2022. 30 сентября 2022 года.
  79. Грицышина, Татьяна. : [ 24 июня 2022 ] / Татьяна Грицышина, Эльвира Филипович // Знаменский благовестник. Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах : приходская газета. — 2015. — № 4. — С. 2–3.
  80. Иконы спасают учёные / Святыни // Православные храмы. Путешествие по святым местам : журн. — 2014. — № 92. — С. 12–13.
  81. Карпухина, Юлия. : [ 24 июня 2022 ] // Знаменский благовестник. Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах : приходская газета. — 2021. — № 2. — С. 9–15.
  82. на RuTube
  83. . Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  84. И Богу угодно, и людям хорошо / Современная жизнь // Православные храмы. Путешествие по святым местам : журн. — 2014. — № 92. — С. 30–31.
  85. . turkestanskaya-golgofa.info (13 мая 2022). Дата обращения: 7 сентября 2022. 7 сентября 2022 года.
  86. . tvergedcom.ru . Дата обращения: 7 сентября 2022. 7 сентября 2022 года.
  87. , с. 83.
  88. . Дата обращения: 22 сентября 2023.
  89. . 24 июня 2022 года.
  90. 24 июня 2022 года.
  91. Зёрнов В. Д. Записки русского интеллигента. — М. : Индрик, 2005. — С. 180—181. — 400 с. — 1000 экз. ISBN 5-85759-319-0 .
  92. . 24 июня 2022 года.
  93. Аврорин А. В. Памятная книжка Московской губернии на 1899 год. — М. : Губернская Типография, 1899. — С. 519.
  94. Аврорин А. В. Памятная книжка Московской губернии на 1900 год (изменения и дополнения памятной книжки, изданной 1899 года). — М. : Губернская Типография, 1900. — С. 52.
  95. Пенкин Б. Н. Памятная книжка Московской губернии на 1904 год. — М. : Губернская Типография, 1903. — С. 405.
  96. , с. 62.
  97. Дмитровский И. А. . . — Книга по Требованию. — М. , 2017. — С. 27, прим. — ISBN 978-5-518-06433-1 .
  98. Вельтман А. Ф. Обновления Храма Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицах (Московской губернии, Подольского уезда, в имении Графа М. А. Дмитриева-Мамонова), основанного в 1690 году и освященного в 1704 году в присутствии Храмоздателя Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича. — М. , 1850. — С. 11.
  99. Дмитровский И. А . . — Книга по Требованию. — М. , 2017. — С. 28, прим. — ISBN 978-5-518-06433-1 .
  100. . 24 июня 2022 года.
  101. Храм Знамения Богоматери. / Прибавление к Церковным ведомостям : Синодальная Типография. — С.-Петербург, 1890. — № 34 . — С. 1135 .
  102. . 24 июня 2022 года.
  103. , с. 63.

Литература

  • Борисевич, Е. Вокруг Москвы. Путеводитель «Афиши». Издание четвёртое. / Е. Борисевич, И. Волошина, Н. Акимова. — М.: Афиша Индастриз, 2008. — 328 с.
  • Греч А. Н. // Подмосковные музеи : Путеводители Вып. 4. / Под ред. Ив. Лазаревского и В. Згура . — 1925.
  • Колосова А. Г., Фёдорова Р. П. Дубровицы, «Воздвиг он храм сей величавый». / 4-е изд., перераб. и доп. — Дубровицы, Московская область. — Отпечатано в ОАО «Тульская типография». 2009. — С. 1—94.
  • Красилин М. М. Знаменская церковь в Дубровицах. (О превратностях судьбы неизученного памятника архитектуры XVIII в. в подмосковном имении Голицыных.) // Наше наследие : журнал. — 1991. — № 23.
  • // Новый мир : Журнал. — 1957. — Апрель ( № 4 ). — С. 278—279 .
  • Семёнов К. А. Преславное Знамение: К трёхсотлетнему юбилею Великого освящения храма Знамения Пресвятой Богородицы в селе Дубровицы 1704—2004. — Дубровицы, 2004. — 91 с. — 5000 экз.
  • // Сочинения Филарета Митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. — Т. V. — М. , 1885.
  • Тарунов А. М. Дубровицы. — М. : Московский рабочий , 1991. — 112, [16] с. — (Памятники Подмосковья). — 45 000 экз. ISBN 5-239-01177-X .

Ссылки

Источник —

Same as Знаменская церковь (Дубровицы)