Запретная тема
- 1 year ago
- 0
- 0
Запре́тная пи́ща — пища , которую некоторые люди не имеют право принимать по их религиозным убеждениям, культурным устоям либо из гигиенических соображений.
Большинство пищевых запретов относится к мясу определённых животных, включая млекопитающих , рептилий , амфибий , костистых рыб и ракообразных . Некоторые запреты касаются отдельных частей и органов животных, в то время как другие относятся к употреблению растений , грибов или насекомых .
Пищевые запреты можно определить как систематизированный набор правил, определяющий, какие продукты и сочетания продуктов нельзя употреблять в пищу и как следует умерщвлять животных. Эти ограничения имеют разное происхождение. В некоторых случаях они могут быть результатом заботы о здоровье или иметь другие практические причины. В других — запреты могут быть связаны с символьными системами людей. Некоторые продукты могут быть запрещены в определённое время (например, в Великий пост ), в определённые периоды жизни (например, во время беременности ) или определённым категориям людей (например, священникам ).
Некоторые религии запрещают употребление определённых видов пищи. Например, в иудаизме существует строгий набор правил ( кашрут ), определяющий, что можно есть, а что нельзя. Схожие правила существуют и в исламе , они делят пищу на харам (запретную), макрух (нежелательную) и халяль (разрешённую).
Джайнизм предписывает придерживаться вегетарианства , но употребление молочных продуктов разрешает (хотя существуют и интерпретации, запрещающие молочное).
В индуизме нет строгих ограничений на употребление мяса, однако индуисты придерживаются принципа ненасилия ( ахимса ) и считают вегетарианство идеальной диетой .
Помимо религиозных, существуют и культурные ограничения на потребление в пищу некоторых видов животных. Одна из причин такого деления — нехватка пищи, то есть ассоциация между пищей и голодом (лишениями). Некоторые виды мяса могут быть запрещены просто потому, что они не попадают под принятое в данном обществе определение пищи, а не потому, что оно имеет неприятный вкус , запах или вид. Собачатина в определённых обстоятельствах употребляется в пищу в Корее , Вьетнаме и Китае , хотя ни в одной стране не является общепринятым блюдом. Также, конина редко употребляется в пищу в Англии и США , в то время как она входит в состав национальных блюд Казахстана , Киргизии , Японии и Франции . В некоторых случаях пищевые ограничения могут накладываться на употребление лишь некоторых частей животных.
Иногда пищевые запреты могут содержаться в региональных или государственных законах. Так, в большей части Индии действует запрет на забой крупного рогатого скота , а в США — лошадей . Даже после возврата китайских законов в Гонконге не отменили запрет на мясо собак и кошек , введённый в колониальное время.
Деятельность природоохранных организаций и активистских движений привела к возникновению новых запретов и принципов питания. Не так давно появились запреты на употребление в пищу мяса и яиц животных, находящихся под угрозой исчезновения или защищённых законом либо международным соглашением . К таким видам относятся киты , морские черепахи и перелётные птицы .
Ограничения на вылов определённых видов морепродуктов повлияли на потребление их в пищу. В разных странах законодательно запрещается добавка некоторых химических веществ в пищевые продукты, использование в пищу генетически модифицированных организмов , организмов, облучённых или выращенных в условиях антисанитарии. Благодаря движению за справедливую торговлю и сертификации продукции снижается доля потребления продовольствия и других товаров, произведённых за счёт эксплуататорского труда .
В иудаизме и исламе строго запрещено принимать в пищу амфибий (например, лягушек ) и рептилий (например, крокодилов или змей ). Однако в других культурах лягушачьи лапки и мясо аллигатора рассматриваются как деликатес .
В иудаизме запрещено употребление в пищу мяса летучих мышей . Однако оно считается ценным деликатесом в индонезийских общинах Батак и Минахаса и в Китае.
Медвежатина не считается кошерной пищей в иудаизме и халяльной в исламе, где все наземные хищники запрещены к употреблению в пищу. Мясо медведя считается деликатесом в Камбодже , где есть суп из медвежьей лапы.
Библией запрещаются к употреблению в пищу такие виды птиц, как орёл , грифы , скопа . Однако некоторые из запрещённых Библией видов в настоящее время выращиваются для употребления в пищу, например страус .
В исламе халяльные птицы должны быть покрыты перьями и не должны быть хищными (это следует из запрета к употреблению неводных хищников).
В Северной Америке разрешена охота на диких голубей , но городских голубей запрещено употреблять в пищу.
Было время, когда лебедь считался королевской пищей. Традиция метить лебедей на Темзе берёт своё начало с той поры. Позже лебедь попал под защиту на большей части Европы и Америки . Однако сообщения об употреблении лебедей в пищу всё ещё поступают время от времени.
Падальщиков , например, ворон , в настоящее время не употребляют в пищу во многих наиболее распространённых культурах из-за того, что они переносят болезни и ассоциируются со смертью. Исключением может считаться лишь грач , которого не так давно подавали в шотландских ресторанах Лондона . До середины XX века в Восточной Пруссии среди населения было популярно солёное воронье мясо .
В современной западной культуре певчие птицы воспринимаются большинством людей скорее как элемент дикой природы, нежели как пища. Кроме того, многие перелётные птицы защищены международными соглашениями.
Употребление в пищу верблюжатины запрещено Торой , где это животное — « нечистое ». Хотя нога верблюда разделена на две пальцеподобные структуры, Торой он не признаётся парнокопытным животным .
В то же время запрета на верблюжатину в исламе нет. Более того, эта пища является традиционной в арабских странах, например, в Саудовской Аравии . Верблюжий горб, в частности, считается деликатесом и употребляется в особых случаях, в том числе во время религиозных праздников. В некоторых арабских странах, в частности у берберов, встречается даже специальное кухонное приспособление (верблюдница), представляющее собой огромную бронзовую или медную ёмкость для приготовления туши целиком.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Кошачье мясо употребляется в пищу в Китае и Вьетнаме [ источник не указан 309 дней ] . Однако во времена голода кошек ели и в других странах, например, в блокадном Ленинграде [ источник не указан 309 дней ] . В 1996 году в аргентинской прессе писалось об употреблении кошачьего мяса в пищу в трущобах города Росарио [ источник не указан 309 дней ] , но на самом деле такая информация была в СМИ Буэнос-Айреса [ уточнить ] .
В 2008 году сообщалось [ где? ] , что кошатина является основной частью рациона жителей Гуандуна в Китае. Туда свозились кошки из северной части Китая , а одна компания поставляла до 10 000 кошек в день из разных районов Китая [ источник не указан 309 дней ] . Протесты во многих провинциях Китая привели к тому, что местные власти города Гуанчжоу приняли решительные меры, направленные против торговцев кошками и ресторанов, предлагавших кошатину [ источник не указан 309 дней ] . Хотя закон, запрещающий употреблять в пищу кошачье мясо, так и не был принят.
Освежёванную тушку кошки зачастую выдают за кролика , так как без кожи, хвоста, головы и лапок их тушки выглядят очень похоже. Различить их в таком случае можно лишь по лапкам (именно поэтому при продаже разделанного кролика оставляют лапки, покрытые шерстью). В испаноговорящих странах существует выражение Dar gato por liebre , которое значит «подсунуть кота вместо зайца». А в Португалии выражение Comprar gato por lebre значит «купить кота вместо зайца». В частности, в Бразилии кошачье мясо считается отвратительным [ источник не указан 309 дней ] , и жители зачастую боятся покупать барбекю в общественных местах, опасаясь того, что оно сделано из кошатины [ источник не указан 309 дней ] . Так как в подобных заведениях не соблюдаются гигиенические нормы и практически невозможно установить происхождение мяса, то в Бразилии зачастую их продукцию в шутку называют churrasco de gato («кошачье барбекю») [ источник не указан 309 дней ] .
В РФ по этому поводу существуют шутки «купи три шаурмы — собери кошку» и шутливое выражение «пирожки с котятами».
Считается, что жители города Виченца в Северной Италии едят кошек, хотя последний факт этого имел место несколько десятилетий тому назад [ источник не указан 309 дней ] . В феврале 2010 года известный итальянский гурман [ кто? ] был раскритикован в телевизионном шоу [ каком? ] за то, что рассказал о недавних случаях употребления в пищу [ кем? ] кошачьей тушёнки в итальянской области Тоскана [ источник не указан 309 дней ] .
Севернее, в Швейцарии, также существует традиция поедания кошек местными жителями (в некоторых кантонах кошатина — обычное рождественское блюдо) [ источник не указан 309 дней ] . Хотя данное явление отрицается либо замалчивается [ кем? ] , тем не менее многие организации и активисты ведут борьбу за запрет подобной кулинарной практики .
Во время голода в Первую и Вторую мировые войны в Европе зачастую выдавали кошатину за мясо австралийских кроликов [ источник не указан 309 дней ] .
В некоторых вьетнамских ресторанах блюдо из кошатины в горшочках подают под названием «маленький тигр », а внутри этих заведений зачастую можно встретить клетки с кошками [ источник не указан 309 дней ] .
Многие индуисты , особенно брахманисты , являются вегетарианцами . Однако даже те индуисты, которые едят мясо, воздерживаются от употребления говядины , так как корова является священным животным в индуизме. Употребление говядины запрещено из уважения к коровам. Однако это ограничение не распространяется на молочные продукты . Как раз наоборот, такие молочные продукты как молоко, йогурт и топлёное масло , высоко почитаются и используются в священных церемониях. Коровье молоко было лучшим заменителем материнского молока и спасло немало сиротских жизней в те времена, когда женщины часто умирали во время родов. Коровий навоз применяется в качестве антисептического настила для пола, кроме этого навоз является отличным природным удобрением и используется в качестве топлива . Коровью мочу используют в традиционной индийской медицине — аюрведе . Благодаря всему этому отношение к корове в традиционной индийской культуре очень эмоционально позитивно, а её убийство и употребление в пищу запрещено.
По индийским законам, убой коров запрещён во многих штатах , Западной Бенгалии , Аруначал-Прадеша , Ассама , Манипура , Мегхалая , Мизорама , Нагаланда и Трипура ). Практически всё потребление говядины в Индии приходится на мусульман , христиан и незначительной части индуистов Кералы.
Некоторые этнические китайцы также могут воздерживаться от употребления говядины, так как считают неправильным есть столь полезное в сельском хозяйстве животное. Китайские буддисты также не поддерживают употребление говядины в пищу, хотя оно и не запрещено. Такой же запрет существует и у сингальских буддистов.
В иудаизме запрещены в пищу все морепродукты, кроме рыбы и водорослей (например, запрещено употребление моллюсков , ракообразных и морских млекопитающих ).
Мусульманам разрешено употребление морепродуктов, Джафаритский мазхаб разрешает употреблять в пищу морскую рыбу, если она обладает чешуёй, а также креветки. Однако он запрещает к употреблению других морских обитателей, если у них нет чешуи.
Практически во всех странах Запада не принято употреблять в пищу собак и кошек. Тем не менее в некоторых сельских районах Польши существует поверье, что собачий жир обладает целебными свойствами. В 2009 году разразился скандал, когда на ферме неподалёку от Ченстохова были обнаружены собаки, разводимые для получения топлёного жира.
В древних индуистских источниках собачатина упоминается как наиболее нечистая (и даже ядовитая) пища. Это мясо также объявлено нечистым в иудаизме и исламе.
В доколумбову эпоху в Мексике в пищевых целях разводили специальную породу лысых собак ( ксолоитцкуинтли ). Колонизация прервала этот обычай.
Практически во всех странах Юго-Восточной Азии (кроме Вьетнама) собачье мясо практически не употребляется в пищу из-за преобладающих в данном регионе исламских и буддийских ценностей, а также из-за защиты прав животных (на Филиппинах). У маньчжуров употребление собачатины в пищу запрещено. Маньчжуры также не носят шляпы из собачьей шкуры.
Собачье мясо потребляется в пищу в некоторых регионах Китая (например, в столице Гуанси-Чжуанского автономного района, городе Наньнин можно увидеть полутуши собак, лежащие в прилавках-холодильниках мясного отдела китайского супермаркета), а также в Южной Корее.
В западном обществе слон ассоциируются с цирком и развлечениями, однако в Центральной и Западной Африке на слонов охотятся ради их мяса. Некоторые жители Таиланда считают, что употребление слонов в пищу может улучшить их сексуальную жизнь, и именно из-за этого на них часто охотятся.
В иудаизме и исламе слон считается неприемлемым к употреблению в пищу животным.
В иудаизме и исламе свинина запрещена, так как не соответствует требованиям кашрута (свинья не пережёвывает жвачку) и не является халяльной (свиньи — всеядны). В Ветхом Завете (Левит, 11:4–8; Второзаконие, 14:7, 8) запрещается свинина. Этот запрет соблюдается в некоторых христианских деноминациях.
Среди сомалийцев большинство кланов следуют запрету на употребление рыбы. И эти кланы не роднятся с другими кланами, которые едят рыбу. «Не говори со мной ртом, которым ешь рыбу» — унизительная поговорка сомалийских кочевников.
Запрет на употребление рыбы распространён среди скотоводов и земледельцев (и даже среди жителей прибрежных территорий), проживающих на территории Египта , Эфиопии , Эритреи , Сомали , Кении и северной Танзании . Этот запрет происходит от так называемого « кушитского рыбного запрета», ведь, как полагают, именно носители кушитских языков ответственны за распространение запрета на употребление рыбы в Восточной Африке. Хотя некоторые носители кушитских языков всё же едят рыбу. Зона запрета на употребление рыбы точно совпадает с зоной распространения кушитских языков, а носители нило-сахарских и семитских языков не придерживаются такого запрета. Некоторые народы банту и нильских групп в Восточной Африке, которые употребляют рыбу, проживают на территориях, где некогда проживали носители кушитских языков. В Восточной Африке запрет на употребление рыбы распространён не далее Танзании. Это связано с присутствием здесь мухи цеце , которая, как считается, ограничивает распространение странствующих скотоводов, игнорирующих рыбу. Группа народов банту в Замбии и Мозамбике не была покорена скотоводами, и поэтому почти все входящие в неё народы употребляют в пищу рыбу.
В Южной Африке есть группа носителей языка банту , избегающих употребления рыбы. Пока не ясно, развился ли этот запрет здесь или был привнесён. Но точно установлено, что самые ранние обитатели Южной Африки ( койсане ) употребляли в пищу рыбу. Тем не менее носители языка банту в Южной Африке имеют множество культурных особенностей, аналогичных обычаям скотоводов Восточной Африки. Считается [ кем? ] [ где? ] , что запрет на употребление рыбы принесли с собой скотоводы Восточной Африки, которые как-то смогли прогнать свои стада через вышеупомянутый регион обитания мухи цеце.
Некоторые виды рыбы, такие как речной угорь и все виды сомов , запрещены в иудаизме как не имеющие чешуи . Правила суннитов более гибкие, и им разрешено употребление в пищу сомов и акул, как особые виды рыб. Угря разрешено употреблять в пищу в большинстве учений ислама, однако у шиитов это запрещено.
Многие племена Юго-Запада Америки, в том числе навахо , апачи и зуни , придерживаются запрета на употребление рыбы и других водных животных, а также водоплавающих птиц.
Члены « Международного общества Сознания Кришны » воздерживаются от употребления грибов (так как они растут ночью), а также лука, чеснока, хрена и хмеля, которые, по их мнению, вызывают разрушающую страсть. В Исландии , на Британских островах и в сельских частях Швеции грибы практически не употребляли в пищу до Второй мировой войны. Грибы считались пищей для коров и ассоциировались с военным временем и голодом.
Морские свинки составляют значительную часть рациона перуанцев , а также горных жителей Эквадора (в Андах ). При этом их также можно найти в меню большинства ресторанов в Лиме и других городах Перу. А мясо морской свинки экспортируется в США и страны Европы.
В 2004 году Департамент парков и отдыха города Нью-Йорк возбудил судебное дело против приготовления блюд из морских свинок на эквадорском фестивале в парке Flushing Meadows . В штате Нью-Йорк употребление в пищу морских свинок разрешено, а в городе Нью-Йорк, напротив, запрещено.
Близкие родственники морских свинок ( капибара и пака ) употребляются в пищу в Южной Америке. Католическая церковь разрешает употреблять мясо капибары даже в Великий пост , так как ранние миссионеры дали папе римскому неверное описание этого животного и оно было отнесено к рыбе, а её разрешается есть во время поста. Ислам запрещает поедать мясо морских свинок, а так же их близких родственников .
Конина входит в блюда Бельгии , Италии , Японии , Франции , Германии , Сербии , Словении , Монголии, Киргизии , Казахстана и Узбекистана , но в то же время её употребление запрещено в некоторых религиях и в части стран мира. Конина запрещена у евреев , так как лошадь не является ни жвачным животным, ни парнокопытным.
Некоторые течения христианства также запрещают употреблять лошадей в пищу. В 1000 году нашей эры церковь смогла добиться христианизации Исландии , пообещав не запрещать исландцам употребление в пищу конины. Однако, как только церковь стала достаточно сильна, этот запрет был введён. Конина и сейчас весьма популярна в Исландии и продаётся там наряду с говядиной, бараниной и свининой.
Конина запрещена в большей части Англосферы . В Канаде разрешена продажа конины, однако там существует лишь один небольшой рынок — во франкоговорящей провинции Квебек . Мясо лошади можно встретить в некоторых французских ресторанах Канады. Наибольшая часть производимой в Канаде конины экспортируется в страны Европы и Японию. В США продажа и потребление конины запрещены законом в штатах Калифорния и Иллинойс . Однако во время Второй мировой войны в США продавали конину, так как говядина была очень дорогой и в основном отправлялась на фронт. В Соединённом Королевстве введён строгий запрет на употребление конины, распространяется также и на корм для животных, а также проводится специальные ДНК-тесты колбасы салями в случае подозрения на наличие в ней мяса осла.
На Балканах конину употреблять не принято потому, что лошадь считается благородным животным, а также оттого, что конина ассоциируется с голодом времён войны.
У суннитов говорится о том, что пророк Мухаммед запрещал употреблять в пищу ослов, однако точно не известно о повсеместной применимости этого запрета.
В иудаизме из всех насекомых «кошерными» признаются лишь некоторые виды саранчи ; кроме того, предписывается тщательно проверять пищу на наличие насекомых перед употреблением. В исламе лишь саранчу и рыбу можно употреблять в пищу, не проводя специального ритуала убийства животного .
В западных странах запреты на употребление в пищу насекомых не распространяются на мёд (срыгнутый пчёлами концентрированный нектар). Мёд является «кошерной» пищей, хотя пчёлы — нет. Это единственный случай, когда продукт «некошерного» животного признаётся «кошерным» и годным к употреблению. В Талмуде объяснение этому такое, что создают мёд цветы, а пчёлы являются лишь хранилищем для него.
Веганы , как правило, не употребляют мёд, так же как и другие продукты животноводства. Но некоторые веганы не поддерживают отказ от мёда, так как считают, что почти все растения опыляют птицы и насекомые и производство мёда способствует опылению растений.
Законы ислама и иудаизма запрещают употреблять в пищу мясо, отрезанное от живого животного.
Примерами блюд из живых животных являются свежая устрица , (живая рыба) и саннакчи (осьминог). Сасими с применением живых животных запрещено в некоторых странах.
В Шанхае и окрестностях живые креветки являются популярным блюдом как дома, так и в ресторанах. Креветки подаются в миске с алкоголем, который делает их медлительными.
В христианстве, иудаизме и исламе запрещена к употреблению удавленина — мясо животного, которое удавлено . Отличием удавленины от мяса животного, которое зарезали, является сохранение в нём крови. К удавленине относится и мясо животного, которое было утоплено, или задохнулось без механического воздействия, или было убито электрическим током.
Примером блюда из удавленины является приготовленное мясо зайца , погибшего в силке .
В дополнение к сказанному выше, в иудаизме по законам кашрута запрещено одновременное (равно как и почти одновременное) использование мясной и молочной пищи. В сефардской традиции запрещено съедать одновременно мясо с рыбой .
Коран указывает на запрет употребления крови, мяса животных, которые умерли своей смертью, были забиты без упоминания Аллаха, нечистых животных (хищников), всеядных животных (свинины).
Практически все европейские, ближневосточные, а также японская и индийская (до Малаккского пролива) культуры имеют подразумеваемый запрет на употребление в пищу человеческого мяса.