Православная иконография Богородицы
- 1 year ago
- 0
- 0
Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы ( греч. Κοίμηση τῆς ὑπεραγίας δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ἀειπαρθένου Μαρίας , церк.-слав. Ѹ҆спе́нїе прест҃ы́ѧ влⷣчцы на́шеѧ бцⷣы и҆ прⷭ҇нод҃вы мр҃і́и ; лат. Dormitio sanctae Dei genitricis Mariae — Успение свято́й Богоматери Марии ) — праздник православной и католической церквей , посвящённый воспоминанию кончины (успения) Божией Матери . В православии принадлежит к числу двунадесятых . Согласно церковному преданию , в этот день апостолы , проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме , чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.
Иерусалимская , Русская , Грузинская , Сербская , Польская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь , старообрядцы и некоторые иные празднуют Успение 15 (28) августа (в XX—XXI веках 15 августа по юлианскому календарю соответствует 28 августа по григорианскому). Католическая церковь празднует Успение 15 августа по григорианскому календарю ; Константинопольская , Элладская и ряд иных поместных православных церквей — 15 августа по новоюлианскому календарю, совпадающему с григорианским до XXIX века.
Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. Согласно Новому Завету , распятый Христос усыновил Богородице ближайшего ученика — апостола Иоанна , который с этого момента «взял Её к себе» ( Ин. ) на своё попечение . Она пребывала со всеми апостолами в молитве ( Деян. ) и в день Пятидесятницы , как и они, получила дар Святого Духа ( Деян. ) .
Святитель Епифаний Кипрский , по происхождению еврей, уроженец Финикии , принявший христианство в зрелом возрасте и проживший уже будучи монахом более 20 лет в Палестине с 335—340 по 362 год, во второй половине IV века в « Панарионе » (374/5 — 376/7 года), в главе «Против антидикомариамитов» писал:
А если некоторые думают, что мы ошибаемся, то пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли она, ни о том, что не погребена. И когда Иоанн предпринял путешествие по Азии, то также нигде не говорится, чтобы он вел с собою святую Деву, но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий… Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о ней. И так умерла ли она и погребена ли, мы не знаем, но она пребыла чуждою плотского совокупления .
Потому умерла ли святая Дева и погребена: во славе упокоения Ея, в непорочности кончина, в девстве — венец; а если умерщвлена, как написано: «и душу её пройдет оружие» (Лук.2.35) и в таком случае с мучениками слава Ея и в блаженстве святое тело Ея, через которое Свет воссиял миру. А может быть Она осталась в живых, так как не изнеможет у Бога всё, что Он хочет делать (Лук.1.37.), ибо о кончине Ея никому не было известно. Вообще сверх должного не должно почитать святых, а чтить Владыку их. Посему престанет заблуждение обольщенных .
О событиях Успения и погребения Богородицы известно из поздних апокрифов : « Сказание об Успении Богородицы » Псевдо-Иоанна Богослова (конец V, или начало VI века) , сирийский апокриф «Исход Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (конец V, или начало VI века) , «Письмо Псевдо-Дионисия Ареопагита к Титу», «Слове Иоанна, архиепископа Солунского» (VII век), «коптское сказание об исходе» (VII век), «латинское сказание об исходе „W“» (VII век), «армянское сказание об исходе» (VII век), «сказание Псевдо- Иосифа Аримафейского » (VII век), «История Евфимия» (VII век) . Один из таких апокрифов помещён в «Истории Церкви» Никифора Ксанфопула . Перечисленные апокрифы отличаются друг от друга содержанием . Известно не менее 70 различных апокрифов, написанных на самых разных языках (греческий, сирийский, коптский, латинский, ирландский, армянский, арабский, эфиопский, грузинский, славянский) .
В отличие от празднования мучеников в христианской церкви, у праздников в честь Девы Марии более позднее происхождение. Для их появления необходимо было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения для защиты от посягательства еретиков на достоинство Богоматери, что произошло только в V веке ( Эфесский собор в 431 году и Халкидонский собор в 451 году). Только после этого христианская церковь обратила внимание на личность Марии. В похвальной речи Феодора Петрского преподобному Феодосию Великому (около 530 года) говорится, что в палестинских монастырях ежегодно с большой торжественностью совершается память Богородицы , а о собственно празднике Успения в греческой Церкви достоверные известия начинаются лишь с конца VI века. Как свидетельствует Никифор Каллист Ксанфопул в «Истории Церкви», император Маврикий (конец VI века) издал эдикт, в котором установил дату празднования Успения Богородицы — 15 августа в благодарность за победу, одержанную над персами. Михаил Скабалланович приводит два варианта: либо тогда праздник стал общецерковным (общеимперским), либо император перенёс праздник с 18 января на 15 августа .
Дата празднования,15 августа, была выбрана не случайно. Ранее, как свидетельствует армянский лекционарий V века (сохранивший древнюю литургическую практику Иерусалимской церкви), этот день отмечался под названием: «Исполнение Марией Богородицей правила на второй миле от Вифлеема», связанный с событием, описанным в Евангелии от Луки ( ) , исполняя повеление императора Августа о переписи, Иосиф с беременной Мариею из Назарета идут в Вифлеем , однако для них не было места в гостинице. По этой причине, когда Иисус Христос родился , он был положен в яслях для скота. В Иерусалимском лекционарии VII — начало VIII века (сохранившемся в грузинском переводе) 15 августа уже отмечался как «В Гефсимании, в постройке царя Маврикия, память Богородицы», при этом указан тропарь, глас 6, посвящённый Успению Марии: «Егда преставилася еси» (по-русски: «Когда умерла») .
В латинских церквях свидетельства о празднования Успения до VIII века очень редкие, и этот праздник не был общераспространённым. От VII века сохранилось только одно свидетельство существования праздника Успения — постановление папы Римского Сергия (687—701): «в дни Благовещения, Рождества и Успения ( Dormitionis ) Преславной Марии» литания выходила от (храма) св. Адриана и до св. Марии встречал её народ" . В Риме праздник под названием «Dormitio Beatae Virginis» («успение блаженной Марии»), заимствован из Константинополя . В латинских манускриптах дата Успения испытывает колебания между январём и августом. В Псевдо-иеронимовом мартирологе VIII века ( Martyrologium Hieronymianum ) существовали две даты, связанные с успением Марии, — 18 января « Depositio Beatae Mariae » («кончина блаженной Марии»), а 14 августа — « Assumptio » («взятие на небо»). В Узуарда IX века и в Мартирологе Адона IX века уже один праздник Успение — 15 августа.
У части христиан праздник Успения был связан с Богоявлением , у несториан праздник «Пресвятой Марии» — тотчас по Рождестве Христовом; в коптском календаре VII века 16 января (вскоре по отдании Богоявления) — «рождение Госпожи Марии», в календаре IX века 16 января — «смерть и воскресение Богородицы».
Наиболее раннее упоминание о событии успения Марии среди авторов, подписавшихся собственным именем, — у Григория Турского (конец VI века) в сочинении «О славе мучеников» ( лат. «De gloria martyrum» ), пересказавшего апокриф «Псевдо-Мелитона Сардийского»:
Когда Мария была при конце Своего поприща земного, собрались по божественному внушению все апостолы из всех стран в Её дом иерусалимский. Вот тогда явился Иисус со Своими ангелами, взял душу от Неё и передал её архангелу Михаилу. Апостолы перенесли бездушное тело на следующее утро в гробницу, и, пока они там стояли, опять внезапно появился Господь, взял тело в облако и принёс его в рай, где душа опять с ним соединилась .
Материалы для агиографии, гимнографии и иконографии Марии, описывающие подробные обстоятельства кончины Богородицы взяты из апокрифов , перечисленных выше.
К моменту своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень . Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил , сообщивший, что через три дня она «отойдёт ко Христу Богу» . Успокаивая Марию, чтобы она была готова к своему смертному часу, архангел возвестил ей :
Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами , херувимами и серафимами , со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время.
В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), указав нести её перед гробом Богородицы при погребении.
О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому . Желая видеть перед смертью апостолов, она обратилась с молитвой к Богу, и «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия» . Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно своего имущества, Богородица приготовилась к смерти.
Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери.
— Димитрий Ростовский . Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
После этого Дева Мария мирно скончалась.
Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице , где были упокоены её родители Иоаким и Анна , а также обручённый супруг, Иосиф Обручник . Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим. О процессии доложили первосвященникам , однако направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Проходивший мимо процессии первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином . После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.
Греческая версия апокрифа « Сказание об успении Святой Богородицы » упоминает, что тело Богородицы поместилось в рай . Одна из версий латинского апокрифа «Переход Марии» ( лат. «Transitus Mariae» ) содержит дополнительные подробности, связанные с вознесением Божией Матери. В нём упоминается, что в погребении Богородицы не участвовал апостол Фома . Он был перенесён в Иерусалим из Индии после погребения Божией Матери и утверждал, что тела Богородицы нет во гробе. Когда апостолы открыли гробницу, чтобы он мог убедиться в погребении Божией Матери, тела Богородицы там не оказалось. Тогда Фома рассказал, что ему было явлено, как Богородица возносится на небо, и просил, чтобы Она дала ему Своё благословение. Тогда Богородица сбросила ему Свой пояс . Камень, на который, как утверждается, он упал, находится на территории русского Гефсиманского монастыря святой Марии Магдалины на Елеонской горе .
В Минологии Василия II (конец X века) и в Синаксаре Константинопольской церкви (X век) рассказ о воскресении и вознесении Марии отсутствует; в них рассказывается о том, что по просьбе Фомы, которого не было на погребении Марии, апостолы открыли гроб на третий день. В нём не оказалось тела Марии, а была только её одежда, и поясняется, что Бог перенёс тело своей матери в место, которое Он сам знает . Синаксарь дополняет этот рассказ, сообщая, что одежды Марии, которые были найдены в пустом гробе, были перенесены впоследствии во Влахернский храм .
Рассказ об отсутствии тела Богородицы во гробе вошёл в «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского :
…когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, — остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?
Согласно Димитрию Ростовскому, в этот день вечером за трапезой апостолам явилась на воздухе Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни» .
Согласно протоиерею Владимиру Сорокину и , Православная церковь сохраняет предание, что Богородица была воскрешена силой Божией на третий день после Своего Успения и взошла (была вознесена) на Небо с душой и телом . Иоанн Дамаскин в похвальных словах на Успение Богородицы цитирует апокриф «История Евфимия» (VII век) и на его основании пишет: «узнаем необычайную тайну, как тело Богоматери было отнято у земли, вознесено и взято на Небо» . Учение о том, что Богородица была взята на Небо с душой и телом, разделяли жившие в более позднее время авторы: Димитрий Ростовский , Иннокентий Херсонский , Игнатий (Брянчанинов) , Филарет Московский . Содержание апокрифа «Сказание об успении Святой Богородицы» вошло в богослужебную практику Православной церкви .
В кондаке праздника Успения сообщается: «В молитвах неусыпающую Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали» . В неуставном, то есть не входящим в состав Типикона , чине погребения Божией Матери , совершаемом в отдельных православных храмах, как правило, на третий день после праздника Успения, приведено: «Честное тело Пресвятой Девы тления во гробе не уведе: но Она с телом прешла от земли к небеси», «из гроба тридневно восставшая Дево, якоже и Господь» .
Католическая традиция особо выделяет Вознесение Богоматери и последовавшее затем её коронование . Католическая церковь признаёт Вознесение Божией Матери с душой и телом догматом . Точка зрения Православной церкви по этому вопросу до настоящего времени чётко не сформулирована и недостаточно разработана . По мнению протоиерея , до настоящего времени Православная церковь не признаёт догмата о взятии Богоматери в небесную славу с душой и телом, так как не признаёт теории догматического развития .
В православии праздник относится к числу двунадесятых праздников и имеет один день предпразднства и восемь дней попразднства . Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 1 (14) августа по 14 (27) августа включительно, являющийся наиболее строгим после Великого поста . В VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника. Императору Льву Мудрому принадлежит (или приписывается ) одна стихира в службе праздника, надписанная «Византиево», а также одна стихира на попразднство (16 августа) .
В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая служба погребению Богоматери (особенно торжественно — в Иерусалиме , в Гефсимании в гробнице Богородицы ). Данная служба известна по рукописям XV века и совершается по подобию службы утрени Великой субботы . В XVI веке данная служба была очень распространённой в Русской церкви , но в XIX веке уже была практически забыта и совершалась лишь в немногих местах. В настоящее время чин погребения Богоматери совершается во многих кафедральных и приходских храмах на 2-й или 3-й день праздника. Богослужение начинается всенощным бдением , на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы; совершается её каждение , а затем обнесение плащаницы вокруг храма. После этого совершается помазание верующих елеем, читаются ектении и отпуст .
На греческом | На церковнославянском (транслитерация) | На русском | |
---|---|---|---|
Тропарь глас 1 (Ἦχος α') | Ἐν τῇ Γεννήσει, τὴν παρθενίαν ἐφύλαξας, ἐν τῇ Κοιμήσει τὸν κόσμον οὐ κατέλιπες Θεοτόκε. Μετέστης πρὸς τὴν ζωήν, Mήτηρ ὑπάρχουσα τῆς ζωῆς, καὶ ταῖς πρεσβείαις ταῖς σαῖς λυτρουμένη, ἐκ θανάτου τὰς ψυχὰς ἡμῶν. | В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице; преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша. | При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши. |
Кондак глас 2 (Ἦχος β') | Τὴν ἐν πρεσβείαις ἀκοίμητον Θεοτόκον, καὶ προστασίαις ἀμετάθετον ἐλπίδα, τάφος καὶ νέκρωσις οὐκ ἐκράτησεν· ὡς γὰρ ζωῆς Μητέρα, πρὸς τὴν ζωὴν μετέστησεν, ὁ μήτραν οἰκήσας ἀειπάρθενον. | В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу и в предста́тельствах непрело́жное Упова́ние гроб и умервщле́ние не удержа́ста: я́коже бо Живота́ Ма́терь к животу́ преста́ви во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную. | Богородицу, непрестанно молящуюся и в ходатайствах надежду непоколебимую, не удержали гроб и смерть; ибо Её как Мать Жизни привёл к жизни [Христос], Поселившийся в Её вечно девственной утробе. |
Задостойник глас 1 (Ἦχος α') |
Припев 1-й:
Αἱ γενεαὶ πᾶσαι, μακαρίζομέν σε, τὴν μόνην Θεοτόκον.
Припев 2-й: Ἄγγελοι τὴν Κοίμησιν τῆς Παρθένου, ὁρῶντες ἐξεπλήττοντο, πῶς ἡ Παρθένος ἀπαίρει, ἀπὸ τῆς γῆς εἰς τὰ ἄνω. Ирмос 9-й песни канона: Νενίκηνται τῆς φύσεως οἱ ὅροι, ἐν σοὶ Παρθένε ἄχραντε· παρθενεύει γὰρ τόκος, καὶ ζωὴν προμνηστεύεται θάνατος. Ἡ μετὰ τὸκον Παρθένος, καὶ μετὰ θάνατον ζῶσα, σῴζοις ἀεί, Θεοτόκε, τὴν κληρονομίαν σου |
Припев 1-й:
Ро́ди вси блажи́м Тя, еди́ную Богоро́дицу.
Припев 2-й: А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше, удиви́шася: ка́ко Де́ва восхо́дит от земли́ на не́бо. Побежда́ются естества́ уста́вы, в Те́бе, Де́во Чи́стая: де́вствует бо рождество́, и живо́т предобруча́ет смерть: по рождестве́ Де́ва, и по сме́рти жива́, спаса́еши при́сно, Богоро́дице, насле́дие Твое́. |
Поколения все прославляем Тебя, единую Богородицу.
Ангелы, увидев Успение Пречистой, удивились, как Девственная восходит от земли на небо. Побеждаются законы природы на Тебе, Дева Чистая: рождение остаётся девственным и смерть обручается с жизнью; по рождении пребывая Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твоё. |
На иконах Успения Пресвятой Богородицы изображена Дева Мария, лежащая на смертном одре. У головы и у ног её стоят апостолы и другие святые. В центре чуть сзади над одром — Сошедший с Небес Иисус Христос, принимающий на Свои руки пречистую душу Своей Матери. Эта Душа изображается в виде новорождённого младенца, окутанного белыми пеленами — образ того, что смерть каждого человека в Православии мыслится как рождение в Вечную жизнь .
Католики в праздник Успения прославляют Богоматерь, представшую как царица на престоле по правую руку от Сына, принявшую под покровительство род человеческий и ходатайствующую за него перед Всевышним. Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию . Праздник Успения имеет ранг торжества , являющийся высшим рангом в иерархии католических праздников.