Рождество Христово
- 1 year ago
- 0
- 0
Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы ( др.-греч. Γενέθλιον τῆς ὑπεραγίας δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ἀειπαρθένου Μαρίας , церк.-слав. Ржⷭ҇тво̀ прест҃ы́ѧ влⷣчицы на́шеѧ бцⷣы и҆ прⷭ҇нод҃вы мр҃і́и , Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии ) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны , праздник в исторических церквях . В православных церквях относится к числу двунадесятых ( Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии ); в католической церкви имеет ранг «праздника» ( festum ).
Православные церкви, использующие юлианский календарь , в том числе Русская православная церковь , а также Украинская грекокатолическая церковь (в пределах Украины ), старообрядцы и некоторые иные празднуют Рождество Богородицы 8 (21) сентября . Католическая церковь и Православные церкви, использующие новоюлианский календарь , отмечают праздник 8 сентября по новому стилю.
В соответствии с учением Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, поскольку ей была отведена важная роль в осуществлении божественного плана спасения человечества. Древняя традиция христианской Церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы. Так, в православии такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы :
В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Девы Марии . О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова ( II век ). Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары из Иерусалима — Иоакима и Анны — долгое время не было детей. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю» . Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. В это время им обоим было видение ангела , возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире» .
После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима :
И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме.
— Протоевангелие Иакова (4:7-8)
После этого Анна зачала . Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила» . Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.
Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние на традиции католической и православной церквей. К событиям Рождества Богородицы часто обращались византийские и русские иконописцы и великие западные художники (например, Джотто ) .
Дата Рождества Богородицы ( 8 (21) сентября ) отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия Богородицы ( 9 (22) декабря ). Димитрий Ростовский при этом пишет: « Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев — и родилась без мужа, но это несправедливо » .
В латинском обряде Католической церкви и у англикан дата празднования всегда приходилась на 8 сентября по принятому в этих конфессиях календарю (сначала юлианскому, а затем григорианскому). С датой празднования Рождества Богородицы связано торжество Непорочного зачатия Девы Марии 8 декабря (ровно за 9 месяцев до Рождества).
В Сирийской церкви Рождество Богородицы празднуется также 8 сентября по новому стилю, в то время как коптские христиане отмечают этот праздник 9 мая по новому стилю.
Как и прочие Богородичные праздники , установление относится к сравнительно позднему времени. Официальное введение этого праздника в Византийской империи приписывают предположительно императору Маврикию в конце VI или в начале VII века .
Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке на Востоке в словах святого Прокла , архиепископа Константинопольского ( 439 — 446 ), а на Западе — в сакраментарии ( требнике ) папы Геласия ( 492 — 496 ). Но все эти упоминания являются недостоверными. Слова лишь приписаны Проклу, а сакраментарии написаны лишь в VIII веке и естественно не принадлежат Геласию. В месяцесловах начала V века нет ни одного Богородичного праздника. По мнению автора статьи англоязычной Католической энциклопедии (1913 год) первое упоминание о празднике Рождества Богородицы это гимны Романа Сладкопевца , написанные в период с 536 по 556 год . Появление праздника связано, вероятно всего, с усилением почитания Богородицы после Эфесского собора под влиянием поздних апокрифов. Праздник возник, по-видимому, в начале шестого века, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви.
Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII века , праздник не был распространён на Западе и не имел торжественной службы вплоть до XII — XIII веков . Лишь на Лионском соборе ( 1245 ) папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий XI ( 1370 — 1378 ) установил для праздника бдение ( vigilia ) с постом и особую службу литургии .
В нынешней православной службе праздника едва ли сохранились какие-либо песнопения раннего периода. В VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, который не сохранился. Из ныне используемых православной церковью песнопений праздника только тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» принадлежит сравнительно древним V — VII векам , судя по тому, что тот же текст имеется и в римско-католической службе, являясь едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песнопений двух Церквей.
В современную службу праздника входят творения следующих песнописцев:
Произведения песнописцев Льва VI , византийского императора, и Георгия, епископа Никомидийского , были в богослужебном употреблении, но нынешним уставом не приняты.
На греческом | На церковнославянском (транслитерация) | На русском | |
---|---|---|---|
Тропарь праздника глас 4 (Ἦχος δ') | Ἡ γέννησίς σου Θεοτόκε, χαρὰν ἐμήνυσε πάσῃ τῇ οἰκουμένῃ· ἐκ σοῦ γὰρ ἀνέτειλεν ὁ ἥλιος τῆς δικαιοσύνης, Χριστὸς ὁ Θεὸς ἡμῶν, καὶ λύσας τὴν κατάραν, ἔδωκε τὴν εὐλογίαν· καὶ καταργήσας τὸν θάνατον, ἐδωρήσατο ἡμῖν ζωὴν τὴν αἰώνιον. | Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, ра́дость возвести́ всей вселе́нней: из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш, и разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, и упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный. | Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную. |
Кондак праздника глас 4 (Ἦχος δ') | Ἰωακεὶμ καὶ Ἄννα ὀνειδισμοῦ ἀτεκνίας, καὶ Ἀδὰμ καὶ Εὔα, ἐκ τῆς φθορᾶς τοῦ θανάτου, ἠλευθερώθησαν, Ἄχραντε, ἐν τῇ ἁγίᾳ γεννήσει σου· αὐτὴν ἑορτάζει καὶ ὁ λαός σου, ἐνοχῆς τῶν πταισμάτων, λυτρωθεὶς ἐν τῷ κράζειν σοι· Ἡ στεῖρα τίκτει τὴν Θεοτόκον, καὶ τροφὸν τῆς ζωῆς ἡμῶν. | Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства, и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, во святе́м рождестве́ Твое́м. То пра́зднуют и лю́дие Твои́, вины́ прегреше́ний изба́вльшеся, внегда́ зва́ти Ти: непло́ды ражда́ет Богороди́цу и пита́тельницу жи́зни на́шея. | Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей. |
Задостойник глас 8 (Ἦχος πλ. δ') |
Припев:
<...>
Ирмос 9-й песни канона: Ἀλλότριον τῶν μητέρων ἡ παρθενία, καὶ ξένον ταῖς παρθένοις ἡ παιδοποιΐα· ἐπὶ σοὶ Θεοτόκε ἀμφότερα ᾠκονομήθη. Διὸ σε πᾶσαι αἱ φυλαὶ τῆς γῆς, ἀπαύστως μακαρίζομε |
Припев:
Велича́й, душе́ моя́, пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.
Чу́жде ма́терем де́вство, и стра́нно де́вам деторожде́ние: на Тебе́, Богоро́дице, обоя́ устро́ишася. Тем Тя вся племена́ земна́я непреста́нно велича́ем. |
Припев:
Славь, душа моя, преславное рождение Божией Матери.
Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя. |
Величание | Полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются | Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чти́м святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим рождество́ Твое́. | Славим Тебя, Пресвятая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и во всём славное прославляем рождение Твоё. |
Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима . Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города , около Львиных ворот . Однако местонахождение этого дома православные и католики указывают по-разному: соответствующие места отстоят друг от друга примерно на 70 м. На месте, которое указывают православные, построен монастырь святой Анны , на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны. Католики указывают место в непосредственной близости от Вифезды , и построили там базилику святой Анны , в крипте которой также находятся древние подземные помещения .
У восточных славян день посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы : жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. В этот день чествовали и благодарили Богородицу ( Мать — Сыру-Землю ) за собранный урожай. Считалось, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. В некоторых местах отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу .