Interested Article - Площадь Революции (станция метро, Москва)

«Пло́щадь Револю́ции» — станция Московского метрополитена . Расположена на Арбатско-Покровской линии между станциями « Курская » и « Арбатская ». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы . Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения .

Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне « Александровский сад ») — « Курская » (вторая очередь строительства). Спроектирована архитектором Алексеем Душкиным и имеет статус выявленного объекта культурного наследия . Название получила по одноимённой площади . Имеет переход на станцию « Театральная » Замоскворецкой линии и общий с ней вестибюль .

История

Гольяново
Щёлковская
Первомайская
Измайловская
Партизанская
Семёновская
Электрозаводская Переход на станцию «Электрозаводская» МЦД-3
Бауманская
Курская Переход на станцию «Курский вокзал» МЦД-2 Переход на станцию «Курский вокзал» МЦД-4
Арбатская
Смоленская
Киевская
Парк Победы Переход на станцию «Поклонная» МЦД-4
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Славянский бульвар Переход на станцию «Славянский бульвар» МЦД-1
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Кунцевская Переход на станцию «Кунцевская» МЦД-1
Молодёжная
Крылатское
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Строгино
Мякинино
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Волоколамская Переход на станцию «Волоколамская» МЦД-2
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Митино
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Пятницкое шоссе

История проектирования станции «Площадь Революции» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле Библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово . Трассировка Покровского радиуса несколько раз менялась. В 1932 году планировалось построить между станциями «Библиотека Ленина» и «Ильинские Ворота» станцию «Красная Площадь», которую предполагалось расположить под одноимённой площадью . Там же проектировался пересадочный узел трёх линий: Арбатско-Покровской, Таганско-Тверской и Дзержинско-Замоскворецкой .

В 1934 году было решено не строить пересадочный узел под Красной площадью. Вместо этого пересадочный узел перенесли к Театральной площади . В том же году в планах впервые появляется станция «Площадь Революции». Её планировалось построить между станциями «Библиотека Ленина» (сооружена как « Улица Коминтерна ») и « Ильинские Ворота » и соединить с ответвлением первой очереди («Улица Коминтерна» — « Смоленская »). Впоследствии станцию «Ильинские Ворота» и следующую за ней «Покровские Ворота» исключили из плана .

На конкурсе проектов станции победил архитектор А. Н. Душкин . Строительство второй очереди началось в 1935 году. В январе 1938 года работы на Покровском радиусе были в заключительной стадии . Станция была открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» — « Курская » второй очереди строительства, после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 16 станций. Поезда поехали по новой линии Московского метрополитена от станции « Киевская » до станции «Курская» .

В 1946 году построен переход из центра зала по лестницам и коридору в торец станции «Театральная». 21 декабря 1947 года был открыт восточный вестибюль в Богоявленском переулке . В 1974 году был сооружён ещё один, дополнительный переход из торца станционного зала на станцию «Театральная» .

После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения « Арбатская » — «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро, который носил стратегический характер. Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому к 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — « Киевская », полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с года) — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии .

C 25 июня 2002 года по 25 декабря 2003 года западный вестибюль был закрыт для замены эскалаторов 1938 года выпуска .

С марта 2007 года на станции «Площадь Революции» предоставляется услуга беспроводного доступа в интернет ( Wi-Fi ) .

С 8 декабря 2008 года по 29 марта 2010 года восточный вестибюль был закрыт на реконструкцию и замену эскалаторов . К открытию вестибюля были выпущены памятные билеты .

Техническая характеристика

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 34 метра). Построена по типовому проекту второй очереди Московского метрополитена. Станция состоит из трёх параллельных тоннелей, поперечное сечение каждого из которых составляет 9,5 м. Обделка из чугунных тюбингов . Каждое кольцо составлено из 18 тюбингов и имеет ширину 60 сантиметров .

Общая ширина платформы составляет 22,5 м, расстояние между путями — 25,4 м. Высота свода составляет 5,3 м. Общая длина платформы — 155 м .

Станционные тоннели соединены между собой проёмами, которые обрамлены рамами из чугунных тюбингов . Таких проёмов по восемь с каждой стороны . Под платформой среднего тоннеля расположены служебные помещения, а помещения под платформами боковых залов используются для целей вентиляции. Эскалаторные тоннели, наклонённые под углом 30° к горизонту, имеют конструкцию из чугунных тюбингов. Диаметр каждого кольца — 7,9 м, ширина — 75 см .

В торцах станционного зала, а также в переходах установлены гермозатворы . В северном конце центрального зала стоит колонна экстренного вызова.

Пикет ПК08+25,3 .

Архитектура и оформление

Вестибюли

Станция имеет два наземных вестибюля: западный, находящийся на площади Революции, был открыт вместе со станцией, а восточный открылся в Богоявленском переулке 21 декабря 1947 года .

Западный вестибюль

Вестибюль станций «Театральная» и «Площадь Революции»
Внешние изображения

Западный вестибюль «Площади Революции» является общим со станцией «Театральная», его архитектор А. Н. Душкин . Изначально предполагалось, что этот вестибюль в будущем будет встроен в здание Большого академического кинотеатра , планировавшегося к строительству напротив здания Большого театра . Поэтому перед архитектором стояла задача сделать такой вестибюль, чтобы его можно было встроить в большое здание и чтобы при этом он мог существовать самостоятельно. Вестибюль был спроектирован и таким образом, чтобы его не приходилось закрывать на время строительства кинотеатра .

Эскалаторы обеих станций начинаются в большом овальном зале, который задумывался как часть будущего здания кинотеатра. Предполагалось, что вход в метро будет в одной из частей кинотеатра. До сооружения этого здания выход был устроен в отдельном павильоне, который предполагался временным. Входной павильон несколько отдалён от эскалаторного зала и соединён с ним проходом. Это было сделано для того, чтобы работы по сооружению будущего здания не мешали пассажирам . В эскалаторном тоннеле три эскалатора типа ЭТ-3М, установленные в 2004 году , с балюстрадами из нержавеющей стали.

С начала 1970-х годов выход из метро находится в самом эскалаторном зале. До этого выход осуществлялся из кассового зала, там же, где и вход, в левых дверях (если присмотреться, можно увидеть следы от креплений букв «Нет входа»). В ходе реконструкции Центрального пересадочного узла к эскалаторному помещению был пристроен блок тамбуров выхода . На вход и на выход установлены турникеты .

Архитектура интерьеров западного вестибюля достаточно лаконична . Стены эскалаторного зала облицованы тёмным мрамором «садахло». Потолок обработан рельефными тягами . Пол покрыт гранитом. Стены кассового зала и прохода облицованы тёмно-жёлтым «бьюк-янкоем». Эскалаторный зал освещают круглые подвесные светильники, а кассовый зал и проход — настенные бра. В вестибюле установлен бюст В. И. Ленина . Снаружи павильон решён в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными тёмным лабрадоритом . Наружные стены павильона покрыты белым подмосковным известняком .

Восточный вестибюль

Внешние изображения

Восточный вестибюль, встроенный в линию домов в Богоявленском переулке , представляет собой большой полуциркульный зал с кассами и верхней аркой эскалаторного тоннеля . Архитекторы — Ю. П. Зенкевич, А. Н. Душкин, Н. И. Демчинский . Стены с выступающими полуколоннами облицованы серовато-белым мрамором . Напротив эскалатора, над кассами, выложена флорентийская мозаика , аллегорически прославляющая 30-летие Великой Октябрьской социалистической революции : щит с серпом и молотом в окружении алых знамён с датами «1917» и «1947» (художник — В. Ф. Бородиченко). Ниже на мраморе стены высечены строки первой редакции Гимна СССР , принятой в 1943 году.

Интерьер восточного вестибюля

Зал освещает находящаяся перед аркой эскалаторного тоннеля гигантская висячая люстра с 24 рожками. По сторонам арки на постаментах расположены колоннообразные торшеры , обложенные бронзовыми листами причудливой фигурной чеканки .

Снаружи вестибюль представляет собой неказистое здание во дворе 5-го квартала Тверского района (адрес: Богоявленский переулок, дом 3/5, стр. 1в). В соответствии с Генпланом реконструкции Москвы 1935 года планировалась перепланировка квартала, в том числе надстройка над вестибюлем административного здания и организация второго выхода из вестибюля в сторону Никольской улицы .

Восточный вестибюль был закрыт на реконструкцию 8 декабря 2008 года . Ранее на станции уже проводились плановые капитальные работы помещений и эскалаторов, но комплексная реконструкция вестибюля была осуществлена впервые . После проведения реконструкции восточный вестибюль в полдень 29 марта 2010 года был открыт в рабочем порядке . Из-за терактов в московском метрополитене , произошедших за несколько часов до планируемого открытия восточного вестибюля после реконструкции, торжественная часть мероприятия была отменена . В восточном вестибюле во время реконструкции было установлено три эскалатора типа Э55Т . При реконструкции внешний вид вестибюля — выявленного памятника архитектуры — был искажён. Оригинальные кассы были уничтожены и заменены новоделом, лишь отдалённо напоминающим оригинал .

Станционные залы

Революционная тематика в оформлении станции была выражена архитектором А. Н. Душкиным с помощью средств синтеза архитектуры и скульптуры. Благодаря ложным архивольтам , охватывающим края проходов и прилегающие углы пилонов, архитектор добился зрительного уменьшения размеров опор, так как свободные пространства в углах пилонов относились бы уже к проёмам .

В первоначальном проекте станции, как и в других проектах А. Н. Душкина, световым эффектам уделялась очень большая роль. В пояснительной записке к проекту архитектор писал:

Пилоны больших размеров… при оформлении должны быть обработаны так, чтобы создалось впечатление более лёгкой несущей конструкции. Автор находит приём арок архивольтов по всей длине станции и помещает под архивольтами барельефы, выполненные из бронзы. У основания каждого пилона, между архивольтами, помещается прожекторный рефлектор. Из этой точки выходят лучи, образующие своим рисунком ромбы плафона. При подсвечивании из преображённой игры светотеней [появляется] устремлённость вверх.

А. Н. Душкин

Изначально ниши в углах пилонов планировалось украсить барельефами на революционную тему. Результаты конкурса скульпторов не удовлетворили архитектора и руководство Метростроя, и потому было решено обратиться к опытному скульптору М. Г. Манизеру . Однако он предложил вместо барельефов установить объёмные скульптуры. Душкин был против этого, но руководство приняло сторону Манизера .

По мнению архитектора С. М. Кравеца , Душкин

… перевёл архитектуру в подчинённое скульптуре положение. Вместо принципиальной, сильной, насыщенной изобразительными средствами архитектуры он создал, собственно, оформление скульптурной галереи образов великой революции.

С. М. Кравец

Сам Душкин позже писал:

Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно.

А. Н. Душкин

Из-за этого решения акцент в освещении станции пришлось сделать на освещение скульптур. Освещение центрального зала решено в виде двух рядов подвешенных к своду люстр-«тарелок», сдвинутых к пилонам. Аналогично расположены светильники и в боковых залах. Свод станции решён лаконично — простой, белый. Почти весь он гладко оштукатурен, за исключением частей, примыкающих к архивольтам . Там свод обогащается лёгким узором из переплетённых нервюр , начинающихся в междуарочных пазухах .

Боковой зал

Пол центрального зала изначально был выложен цельными квадратами из мрамора с чередованием «бьюк-янкоя» и «уфалея» светлого и тёмно-серого цветов . Позднее мрамор был заменён на тёмно-серый жежелевский гранит и чёрный габбро . Покрытие полов перронов — асфальт, также заменённый впоследствии жежелевским гранитом и лабрадоритом, а путевые стены облицованы мрамором серого цвета Уфалейского месторождения, с карнизом из красной «шроши» .

Торцевая стена центрального зала изначально была украшена барельефом «Сталин и Ленин» работы М. Г. Манизера. Сталин был изображён с Конституцией СССР в руке . Барельеф был убран в 1947 году в связи с открытием второго выхода и перенесён в торец станции « Павелецкая » Кольцевой линии . Однако в 1960-х годах барельеф сняли и оттуда в связи с борьбой с культом личности Сталина .

В торцах платформ у стен расположены оригинальные дубовые скамейки, над которыми установлены бордюры из полупрозрачного, перламутрово-белого и золотисто-жёлтого, облачного и рисунчатого мраморного оникса месторождения (Армения, Араратский район ). На стенах боковых залов закреплены бронзовые стрелки с надписями «Выход в город». Это старейшие указатели в Московском метрополитене .

Арки были сложены из цельных фасонных камней, которые вырезали из мраморных блоков и обработали по лекалу. Архивольты опираются на цоколи из чёрного с золотыми прожилками мрамора армянского месторождения Давалу , которые являются и постаментами для скульптур. Очертания архивольтов облицованы тёмно-красным мрамором месторождения , на которых также есть три простые палочки из жёлтой латуни . Между архивольтами расположены лепные картуши, оформляющие вентиляционные решётки и подсвечиваемые сзади . Простенки пилонов облицованы красной «шрошей», серо-голубым «уфалеем», жёлто-розовым мраморовидным известняком «биюк-янкой» .

Скульптурное оформление

На постаментах в углах пилонов установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Скульптуры были выполнены в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом под руководством видного скульптора М. Г. Манизера (в коллектив скульпторов входили А. И. Денисов, А. А. Дивин , А. А. Пликайс, Л. К. Жданов, Г. Ф. Ветютнев, И. П. Иванов, Е. Г. Фалько, М. А. Владимирская, В. А. Пузыревский). Изначально скульптур было 80, но в 1947 году, в связи с сооружением гермозатвора перед восточным выходом, четыре были сняты. Всего на станции 20 различных образов: скульптуры в арках повторяются по четыре раза, а в замурованном арочном проходе — дважды .

В 1941 году скульптуры со станции были эвакуированы в Среднюю Азию , а в 1944 году возвращены в виде разрозненных частей. За счёт того, что каждой из скульптурных композиций было несколько, все скульптуры удалось полностью восстановить .

Революционный матрос с наганом
Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»
Пограничник с собакой

Скульптуры расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937 года :

  • в первой арке — революционный рабочий с винтовкой и гранатой и революционный солдат с винтовкой;
  • во второй арке — крестьянин с оружием и в лаптях и революционный матрос с наганом в руке и гранатами;
  • в третьей арке — парашютистка ДОСААФ и матрос-сигнальщик с линкора « Марат »;
  • в четвёртой арке — девушка-« ворошиловский стрелок » с пневматической винтовкой и пограничник с винтовкой и собакой;
  • в пятой арке — обнажённый по пояс стахановец с отбойным молотком и молодой инженер с циркулем в правой руке и шестернёй в левой (циркуль у всех четырёх скульптур в настоящее время отсутствует);
  • в шестой арке — птичница с курицей и петухом и хлебороб-механизатор;
  • в седьмой арке — студент с книгой на коленях и студентка с книгой в руках;
  • в восьмой арке — спортсменка с диском для метания и футболист с мячом в руках;
  • в девятой арке — отец с ребёнком и мать с ребёнком;
  • в замурованном арочном проходе (скульптуры есть только со стороны платформ) — пионеры-авиамоделисты и пионерки-географы.

Все фигуры, кроме фигур пионеров, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими, чтобы их можно было разместить в арочных проходах. В связи с этим скульптуры критиковали, говоря, что статуи представляют образ советского народа — «он весь или сидит, или стоит на коленях» , однако скульптуры одобрил И. В. Сталин :

На эту станцию при открытии прибыл генеральный секретарь И. В. Сталин, одобрил, ходил быстро вокруг скульптур и говорил «как живые, как живые» с грузинским акцентом…

А. Н. Душкин
Почтовая марка СССР «Станция „Площадь Революции“» ( 1938 )

Прототипа революционного матроса Манизер нашёл в Ленинградском военно-морском училище имени М. В. Фрунзе — это был курсант . Во время войны с Японией он командовал монитором , а закончил службу также капитаном 1-го ранга .

По одной из версий, автором обеих этих фигур был сам Манизер , по другой — их изваял под его руководством один из лучших его учеников — Алексей Дивин .

Моделью матроса-сигнальщика стал другой курсант Ленинградского военно-морского училища — Олимпий Рудаков , который в 1937 принимал участие в торжественном смотре по случаю коронации Георга VI в составе экипажа линкора «Марат». Затем в 1953 году, уже будучи капитаном 1-го ранга , танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день её коронации .

Прототипом фигуры студента был (1911—1941). В 1930-х годах он учился в Центральном институте физической культуры , а моделью стал, уже будучи преподавателем этого института . Гидрат был многократным чемпионом Москвы и рекордсменом СССР по прыжкам в высоту . Участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войнах. Погиб в 1941 году при обороне Синявинских высот .

Прототипом фигуры пограничника с собакой, по наиболее распространённой версии, стал пограничник Никита Карацупа и его собака Индус, задержавшие в 1936 году японских нарушителей границ.

Народная молва приписывает скульптурам станции «Площадь Революции» определённые магические свойства, в связи с чем постепенно сложились некоторые поверья . Например, если ранним утром потрогать флажок в руках у сигнальщика с «Марата», день будет удачным. Впоследствии такое же поверье сложилось и о нагане революционного матроса, поэтому его постоянно воруют . Тем, кто собирается на свидание, советуют коснуться туфельки бронзовой девушки, однако ни в коем случае нельзя тереть бронзового петуха, а тем более трогать его клюв . Студенты говорят, что верная примета сдать экзамен — потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой»; в итоге носы и половина морды у всех собак натёрты до блеска, бронзовый слой истончился .

В результате таких суеверий многие скульптуры оказались под угрозой уничтожения; как отмечал координатор движения «Архнадзор» А. В. Можаев, обратившийся в начале 2014 года к руководству метрополитена и в Департамент культурного наследия с просьбой защитить скульптуры, в часы пик у каждого собачьего носа выстраивается очередь, и если раньше они просто блестели, то теперь утратили рельеф поверхности и начинают терять форму .

Переходы

Переход c «Площади Революции» на «Театральную»
Почтовая марка, 2019 год. М. Г. Манизер. «Птичница», станция метро «Площадь Революции»

Переход с «Площади Революции» соединяет эту станцию с торцом «Театральной», его архитектор — . Он был открыт 9 мая 1946 года, и его оформление посвящено теме Победы. В барельефах над арками перехода изображения знамён и оружия. В барельефе у глухой стены в начале перехода слова « Наше дело правое — мы победили » (ранее там была и фамилия Сталина , но впоследствии её убрали). Свод перехода украшен лепниной, стены облицованы жёлтой и белой керамической плиткой различной формы с металлическими вставками. Изначально переход освещали подвесные светильники, но затем их заменили на люминесцентные лампы , размещённые над карнизами. Над аркой в конце перехода есть барельеф с датой его открытия . На большей части своей длины коридор перехода не горизонтален, а представляет собой затяжной подъём в сторону «Театральной».

В 1974 году был построен переход из центрального зала «Театральной» к торцу «Площади Революции». Он начинается в центре зала «Театральной», двумя лестницами и мостиками над платформой в сторону «Тверской» (ширина — 2,9 м), затем коридор вдоль станции, заканчивающийся тремя эскалаторами высотой 7,8 м на подъём, и две лестницы на спуск, в торец «Площади Революции» .

Пересадочные потоки были разделены. В настоящее время первый переход используется только для пересадки с Арбатско-Покровской на Замоскворецкую линию, второй — только для пересадки в противоположном направлении .

В тот же пересадочный узел входит и станция « Охотный Ряд » Сокольнической линии , однако она не связана напрямую с «Площадью Революции», переход между ними осуществляется через «Театральную».

Путевое развитие

Обе действующие соединительные ветви, связывающие Арбатско-Покровскую линию с другими линиями Московского метрополитена, находятся вблизи станции.

При движении в сторону «Арбатской» можно увидеть двухпутный тоннель, который ведёт к станции « Александровский сад » . Ранее, в 1938 1953 годах, он являлся действующим участком Арбатско-Покровской линии с тоннелями мелкого заложения. После строительства в 1953 году участка глубокого заложения он стал служебной соединительной ветвью . Вплоть до 1997 года данный перегон являлся единственной двухпутной служебной соединительной ветвью, сохранившейся в Московском метрополитене, и использовался для пассажирского движения между Арбатско-Покровской и Филёвской линиями, так как составы депо « Измайлово » расставлялись на ночь в тупиках за станцией « Киевская » Филёвской линии . С 1997 года пассажирские перевозки по всем служебным соединительным ветвям были запрещены . До 2018 года, когда электродепо «Фили» обслуживало Арбатско-Покровскую линию, по данной соединительной ветви регулярно резервом следовали поезда на линию и в депо.

Другая ССВ ответвляется со стороны перегона «Курская» — «Площадь Революции» и соединяет его с Замоскворецкой линией, а именно станцией « Театральная » .

На станции 3 стрелочных перевода . Светофоры полуавтоматического действия ТЛП-69Д, ТЛП-69, ТЛП-67 и ТЛП-65Д управляются с поста централизации станции «Театральная». Управление стрелочными переводами и остальными светофорами полуавтоматического действия осуществляется со своего поста централизации .


Режим работы

Вестибюли станции открываются для входа пассажиров в 5 часов 30 минут и закрываются в 1 час ночи .

  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию :
По чётным числам Будние
дни
Выходные
дни
По нечётным числам
В сторону станции
« Курская »
05:47:00 05:47:00
05:47:00 05:47:00
В сторону станции
« Арбатская »
05:45:00 05:45:00
05:45:00 05:45:00

Расположение

Станция метро «Площадь Революции» расположена в самом центре Москвы. Западный вестибюль выходит на площадь Революции . Здание, в которое встроен восточный вестибюль, расположено на углу Богоявленского переулка и Никольской улицы.

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта :

Достопримечательности

Рядом со станцией метро «Площадь Революции» находится большое количество достопримечательностей :

Выход на площадь Революции :

Станция «Площадь Революции» в искусстве

На станции происходит часть действия рассказа Николая Носова «Метро».

В постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского « Метро 2033 » «Площадь Революции» принадлежит Союзу Советских Социалистических Станций Московского метрополитена, чаще именуемому «Красной линией» .

Примечания

  1. Светофоры по I пути до съезда на ССВ в сторону «Театральной» до 2014 года имели обозначение ТЛП, до 1992 года — ПСП; эти светофоры и стрелочный перевод № 7 управлялись с поста централизации станции «Театральная».
  1. . Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 11 марта 2012. 13 октября 2010 года.
  2. . reestr.answerpro.ru. Дата обращения: 26 апреля 2012. Архивировано из 21 июня 2012 года.
  3. Лисов И. . metro.molot.ru. Дата обращения: 15 ноября 2011. 14 августа 2011 года.
  4. . metro.molot.ru. Дата обращения: 19 апреля 2012. 21 января 2012 года.
  5. . metro.molot.ru. Дата обращения: 19 апреля 2012. 3 сентября 2011 года.
  6. . news.metro.ru. Дата обращения: 18 октября 2011. 21 июня 2012 года.
  7. , с. 263.
  8. . Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 21 мая 2012. 21 июня 2012 года.
  9. . Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 18 марта 2011. 26 января 2012 года.
  10. , с. 94.
  11. , с. 39.
  12. . trackmap.ru. Дата обращения: 14 марта 2011. 28 августа 2011 года.
  13. , с. 76.
  14. , с. 28.
  15. . Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 6 февраля 2012. 22 августа 2011 года.
  16. Ефимова В. Пропускная способность центрального пересадочного узла увеличена // Метрострой. — 1974. — № 8 .
  17. , с. 30.
  18. , с. 262.
  19. , с. 200.
  20. , с. 201.
  21. , с. 30.
  22. . Дни.ру (3 декабря 2008). Дата обращения: 22 апреля 2012. 14 января 2012 года.
  23. . Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 22 апреля 2012. 21 июня 2012 года.
  24. . Радио Культура (29 марта 2010). Дата обращения: 22 апреля 2012. 21 июня 2012 года.
  25. . РИА Новости (29 марта 2010). Дата обращения: 22 апреля 2012. 21 июня 2012 года.
  26. . Архнадзор (6 февраля 2011). Дата обращения: 12 апреля 2014. 2 января 2014 года.
  27. , с. 22.
  28. , с. 156.
  29. , с. 72.
  30. Душкин А. Н. // Архитектура Московского метрополитена. — 1988.
  31. , с. 25.
  32. , с. 74.
  33. , с. 161.
  34. , с. 261.
  35. , с. 199.
  36. , с. 260.
  37. , с. 260—261.
  38. // Смена . — 1945. — № 23—24 . 21 ноября 2011 года.
  39. Мареев Д. . Богородицк — тульский Петергоф (21 сентября 2011). Дата обращения: 15 марта 2012. 20 сентября 2014 года.
  40. Жуков, Иван. . Аргументы и факты —Петербург, № 34 (627) (24 августа 2005). Дата обращения: 14 мая 2014. 9 декабря 2014 года.
  41. . Собеседник (27 ноября 2007). Дата обращения: 14 мая 2014. 3 мая 2014 года.
  42. Олег Матвеев. . lenta.ru . Lenta.ru (17 мая 2017). Дата обращения: 27 мая 2017. 21 августа 2018 года.
  43. . Дата обращения: 27 мая 2017. 30 мая 2017 года.
  44. Татаркин С. . 1942.ru (28 июля 2002). Дата обращения: 6 декабря 2014. 10 декабря 2014 года.
  45. Красная звезда (8 августа 2001). Дата обращения: 6 декабря 2014. 18 сентября 2013 года.
  46. Джанджугазова Е. А. // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2010. — № 1 . — С. 65—72 . 26 мая 2015 года.
  47. Буянова, Дарья. // Metro Москва . — 2014. — № 28 за 28 февраля . — С. 4 . 1 июня 2016 года. (Дата обращения: 28 апреля 2016)
  48. Можаев, Александр. // Архнадзор. — 2014. — № 199 (1279) за 27 февраля . 17 февраля 2015 года. (Дата обращения: 28 апреля 2016)
  49. , с. 83.
  50. . Энциклопедия нашего транспорта. Дата обращения: 28 мая 2014. 8 июля 2014 года.
  51. . Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 7 апреля 2014. Архивировано из 9 марта 2013 года.
  52. . mosmetro.ru . ГУП « Московский метрополитен ».
  53. . Портал открытых данных правительства Москвы . Дата обращения: 26 сентября 2020.
  54. В статье указаны только те достопримечательности, которые перечислены на информационных щитах станции
  55. Глуховский Д. А. Метро 2033. — М. : Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп. тираж 100 000 экз. ISBN 978-5-903396-09-2 .

Литература

  • Душкин А. Н. Станция «Площадь Революции» 2-й очереди строительства. Пояснительная записка // Алексей Николаевич Душкин. Архитектура 1930—1950-х годов. Каталог выставки / Автор-сост. и научн. ред. Н. О. Душкина. — М. : «А-Фонд», 2004. — 368 с. — 1000 экз. ISBN 5-9900247-3-8 .
  • Зверев В. Метро московское. — М. : Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8 .
  • , С. М. Кравец , В. Л. Маковский. Архитектура Московского метрополитена. — М. : Государственное архитектурное издательство академии архитектуры СССР, 1941.
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М. , 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4 .
  • Катцен И. Е. Метро Москвы. — М. : Московский рабочий, 1947.
  • Катцен И. Е., Рыжков К. С. Московский метрополитен. — М. : Академия Архитектуры СССР, 1948.
  • Кравец С. М. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М. : Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — 83 с.
  • Ларичев Е., Углик А. Московское метро: путеводитель. — М. : Книги WAM, 2007. — 168 с. — ISBN 5-910020-15-3 .
  • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М. : Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0 .
  • Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М. : АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5 .
  • Рудник М. А. Конструкции метро второй очереди // Метрострой. — 1935. — № 8 . — С. 16—21 .
  • Рыжков К. С. Московский метрополитен. — М. : Московский рабочий, 1954. — 172 с.
  • Царенко А. П., Фёдоров Е. А. Московский метрополитен им. В. И. Ленина. — М. : Транспорт, 1989.
  • Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М. : Эксмо, 2010. — 352 с.

Ссылки

  • . mosmetro.ru. Дата обращения: 18 июня 2014. 13 октября 2010 года.
  • . metro.ru. Дата обращения: 18 июня 2014. 14 июня 2020 года.
  • . Программа «Подземка» на Радио801. Дата обращения: 18 июня 2014. Архивировано из 6 января 2014 года.
  • . news.metro.ru. Дата обращения: 18 июня 2014. 21 июня 2012 года.
  • . Энциклопедия нашего транспорта. Дата обращения: 18 июня 2014. 8 июля 2014 года.
  • . mosmetro.ru. Дата обращения: 18 июня 2014. Архивировано из 9 мая 2013 года.
Источник —

Same as Площадь Революции (станция метро, Москва)