Interested Article - Латеранская базилика

Латеранская базилика, или Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано , Базилика Святого Иоанна на Латеранском холме ( Basilica di San Giovanni in Laterano . Официальное название: Папская архибазилика Святого Иоанна в Латеране ( итал. Archibasilica Papale San Giovanni in Laterano ; лат. Archibasilica Sanctissimi Salvatoris et Sanctorum Ioannis Baptistae et Ioannis Evangelistae in Laterano ) — кафедральный собор Рима с кафедрой римского епископа (а также папского трона). Входит в список семи паломнических базилик Рима. Одна из четырёх великих папских базилик Рима . В католической иерархии храм носит титул «Basilica Major», наряду с тремя другими: собором Святого Петра в Ватикане , папскими базиликами Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и Санта-Мария-Маджоре . Стоит выше всех храмов мира, о чём свидетельствует надпись между порталами главного фасада: «Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава» (Sacros Lateran eccles omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput) .

История

В античности на Латеранском холме ( лат. Lateranus Mons в юго-восточной части города находилось поместье знатного семейства Латеранов (фамильного имени в родах Клавдиев, Секстиев и Плавтиев). Согласно «Анналам» Тацита в 65 году, эти дома и земли были конфискованы в казну императором Нероном, поскольку Плавий Латеран участвовал в сговоре против императора. На Латеранском холме находилась найденная на римском Форуме бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия , она украшала соседнюю виллу деда и матери этого императора. Позднее, в 1538 году, её установили на Капитолии .

В 312 году император Константин Великий с целью поддержания христианства в Риме подарил Латеранский дворец , находившийся в его собственности, римскому епископу. Тогда же император во исполнение обета (ex voto), данного им после победы у Мульвиева моста над войском Максенция 28 октября 312 года, повелел пристроить к епископской резиденции церковь. Работы начались в 313 году .

Папа Сильвестр I основал на Латеране за Аврелиановой стеной свою резиденцию, поскольку центральная часть города с древними языческими храмами была во власти римских патрициев, враждебно настроенных к христианам. 9 ноября 318 года (по иным данным в 324 году) папа освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя , в качестве символа торжества новой веры .

В IX веке небесным покровителем церкви был объявлен Иоанн Креститель , а в XII веке также Иоанн Богослов . В 1646 году архитектор Франческо Борромини , перестраивая храм, сделал тщательные обмеры «Константиновой базилики». Эти чертежи сохранились и благодаря им мы знаем, как выглядела церковь того времени. Храм был огромен. Он имел пять нефов : центральный и по два боковых (парные боковые были ниже центрального). Главный неф, перекрытый двускатной кровлей, имел длину 100 метров (333 римских фута) и завершался полукруглой апсидой . Общая ширина церкви — около 53 метров. Нефы были разделены аркадами на колоннах. По 19 колонн с каждой стороны ограничивали центральный неф; 42 колонны (взятые из руин античных построек) разделяли боковые нефы. Церковь освещалась через большие окна. Пол был вымощен мраморными плитами и красным гранитом, колонны сделаны из зелёного мрамора. В апсиде находился серебряный фастигиум (навершие, киворий над престолом) — в данном случае алтарная преграда с посеребрёнными статуями Христа, ангелов и апостолов. Баптистерий был построен отдельно, вне стен базилики . Храм мог вместить до 3000 человек . В 428—430 годах золотой фон конхи апсиды дополнили мозаичными изображениями . Богатая отделка позолотой и мозаиками должна была отражать идею «дара Константина». Именно с этого времени базиликами стали называть не отдельный тип церкви прямоугольного плана, а, в более широком смысле, вообще место, большой зал для публичных собраний .

Базилика Святого Иоанна в Латеране в 1859 году

До строительства базилики Святого Петра в Ватикане Латеранская базилика была кафедральным храмом римского епископа и вскоре получила прозвание «Матери всех церквей». После изгнания пап из Рима в Авиньон в 1309 году епископский дворец и базилику разрушали и грабили. В 1307 и 1361 году базилика сильно пострадала от пожара .

По доминиканской традиции, восстановление храма связано с легендой об основании доминиканского ордена и о видении папе Иннокентию III. В 1215 году во время работы IV Латеранского Собора Доминик добивался у папы разрешения на учреждение своего ордена. Папе приснился сон: «Латеранская базилика накренилась, но некий праведник поддержал её и не дал ей упасть». На следующий день папа Иннокентий распорядился начать работы по восстановлению базилики. Позднее он узнал о Доминике. Францисканцы относят эту историю к святому Франциску . Поэтому художники часто изображали святого Доминика, держащего в руках макет церкви. После возвращения папы Григория XI из Авиньона в 1377 году и начала строительства нового собора Святого Петра в Ватикане Латеранская базилика несколько утратила былое значение. Папа Сикст V (1585—1590) предпринимал многое для перестройки и украшения Рима. Он повелел снести и древнюю Латеранскую базилику, решив построить более крупный и богато украшенный храм .

После возвращения папы Григория XI из Авиньона в Рим (1377) главной папской резиденцией стал Ватикан, однако базилика Сан-Джованни-ин-Латерано сохранила статус кафедрального собора Рима. В 1871 году после ликвидации Папской области Латеран по Закону о гарантиях остался во владении папы Римского. В Латеранском дворце были подписаны Латеранские соглашения 1929 года, согласно которым базилика и дворец получили право дипломатической неприкосновенности .

В храме похоронены шесть пап — Александр III , Сергий IV , Климент XII , Мартин V , Иннокентий III и Лев XIII . В Католической церкви установлен праздник «Освящение Латеранской базилики», отмечаемый ежегодно 9 ноября .

Особенности архитектуры и интерьер церкви

Дж. П. Паннини . Интерьер базилики Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме. Первая половина XVIII века

Храм неоднократно перестраивали, в результате он представляет собой смешение различных архитектурных стилей, но не теряет своего величия. Базилика сохранила раннехристианскую ориентацию: главный вход обращён на восток, к восходу солнца, а алтарь — на запад.

Мозаика главной апсиды частично сохранила изображения IV—V веков. Мозаика конхи апсиды была создана между 1288 и 1292 годами Якопо Торрити и францисканским монахом Якопо да Камерино. Однако мозаика была значительно изменена в 1878 году. В центре представлен Триумфальный крест на горе, из которой вытекают четыре реки Рая. В основании горы — феникс ( символ бессмертия), внизу река Иордан, вокруг олени, рыбы, птицы, символизирующие природу. Подобные композиции повторяются во многих базиликах Рима и, вероятно, восходят к тексту псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс 41:2). Над этой сценой изображён Христос в золотом нимбе, а над Ним — голубь Святого Духа. По обе стороны от креста — Богоматерь и Иоанн Креститель . К этой композиции Торрити добавил коленопреклонённую фигуру папы Николая V , изображения апостолов Петра и Павла, Андрея и Иоанна, между ними — уменьшённые фигуры святых Франциска Ассизского и Антония Падуанского . В центре апсиды, за престолом — мраморный трон епископа. Нижний ярус стен отделан разноцветной мраморной мозаикой геометрического стиля.

В средокрестии храма находится готический шатровый киворий на четырёх колоннах работы архитектора Джованни ди Стефано (1367) . В его верхней части в реликвариях из позолоченного серебра, выполненных в форме фигур апостолов с нимбами, хранятся святые мощи: головы апостолов Петра и Павла . В боковых нефах находится множество капелл, скульптурных надгробий, мозаик и фресок. Гербы римских пап, в течение столетий субсидировавших строительство, размещены на плафоне и пилонах. Пол храма в технике мраморной мозаики создан мастерами семьи Космати . В 1220-е годы был устроен клуатр с аркадами на сдвоенных колоннах, украшенных мозаикой из разноцветных кусочков мрамора и смальты, — работа мастеров отца и сына Вассаллетто. В центре кьостро — Святой колодец IX в. В 1430—1440-х годах пристроена сакристия.

В 1646—1650 годах Латеранскую базилику, получившую название Сан Джованни (Святого Иоанна) перестраивал выдающийся архитектор римского барокко Франческо Борромини . Он сохранил нижнюю часть стен и уникальные полы. В табернаклях нефа установили огромные статуи двенадцати апостолов, выполненные учениками Дж. Л. Бернини .

На площади Сан Джованни ин Латерано перед базиликой в 1588 году архитектор Доменико Фонтана установил египетский обелиск, доставленный в Рим в IV веке. Ранее он украшал Большой Цирк (Чирко Массимо) у подножия Палатина. Фасад северного трансепта (выходящий на площадь с обелиском) с лоджией и двумя колокольнями с шатровым покрытием, создан по проекту Д. Фонтана в 1586—1588 годах .

Фасад храма с главной, восточной стороны оформил в палладианском стиле в 1732—1735 годах архитектор Алессандро Галилей . Фасад имеет два яруса. Нижний занимает нартекс, верхний — папская Лоджия Благословения. Над огромным порталом, колоннами и пилястрами композитного ордера, увенчанными мощным карнизом, на аттике высятся семиметровые скульптурные изображения Христа Спасителя, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и двенадцать фигур Отцов (учителей) Церкви. В нартексе — огромная мраморная статуя Константина I Великого, взятая из римских терм Константина на Квиринале (IV в., установлена в 1737 году). Из нартекса в главный неф ведут пять дверей. Центральные бронзовые двери установлены в 1656 году Ф. Борромини, они перенесены из Курии Юлия на римском Форуме. Крайняя правая — Святая Дверь (Porta Sancta), открывающаяся только в Юбилейные годы католической церкви.

Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений, выдающихся памятников истории и искусства. Среди них — Латеранский баптистерий в форме октогона (восьмигранника), заложенный императором Константином и Триклиний папы Льва III. В музее базилики собраны сокровища храма, дары и реликвии, связанные с историей строительства .

Рядом с базиликой также находится Святая лестница ( лат. Scala Santa ) — мраморная лестница, находившаяся в старом Латеранском дворце , по древней христианской традиции привезённая святой Еленой из Иерусалима , по которой Иисус Христос несколько раз поднимался во дворце Пилата на судилище , предшествовавшее Распятию. В XVI веке эта святыня была поставлена в отдельном здании перед папской капеллой Святая Святых (Санкта-Санкторум) рядом с Латеранской базиликой, где находится и в настоящее время .

Святыни

  • Головы апостолов Петра и Павла . Находятся в шатровом кивории в средокрестии храма над главным престолом в реликвариях , выполненных в форме фигур апостолов с нимбами .
  • Доска, на которой, по преданию, священнодействовал апостол Петр. Находится в западной стороне главного престола .
  • Доска, по средневековому преданию, являющаяся частью стола Тайной вечери Христа с апостолами. Находится в приделе «Святых Таин» .

Галерея

Архипресвитеры Латеранской базилики

Пост архипресвитера базилики был создан папой Бонифацием VIII около 1299 года.

Список архипресвитеров Латеранской базилики:

Примечания

  1. . Дата обращения: 21 ноября 2021. 25 ноября 2021 года.
  2. . Дата обращения: 10 января 2021. 26 декабря 2015 года.
  3. Дата обращения: 25 февраля 2022. 10 апреля 2001 года.
  4. Краутхаймер Р . Три христианские столицы. Рим. Константинополь. Милан. Топография и политика. — М.: Алетейя, 2000. — С. 19
  5. Краутхаймер Р . Три христианские столицы. Рим. Константинополь. Милан. Топография и политика. — М.: Алетейя, 2000. — С. 19, 47
  6. Rome. Paris: Michelin et Cie, 1997, p. 183
  7. . Дата обращения: 24 апреля 2020. 16 февраля 2020 года.
  8. Краутхаймер Р . Три христианские столицы. Рим. Константинополь. Милан. Топография и политика. — М.: Алетейя, 2000. — С. 20
  9. Краутхаймер Р . Три христианские столицы. Рим. Константинополь. Милан. Топография и политика. — М.: Алетейя, 2000. — С. 23
  10. Краутхаймер Р . Три христианские столицы. Рим. Константинополь. Милан. Топография и политика. — М.: Алетейя, 2000. — С. 121
  11. Краутхаймер Р . Три христианские столицы. Рим. Константинополь. Милан. Топография и политика. — М.: Алетейя, 2000. — С. 23 — 24
  12. Rome. — Paris: Michelin et Cie, 1997. — Р . 184
  13. . от 11 января 2021 на Wayback Machine .
  14. Lateran Councils // Rome. — Paris: Michelin et Cie, 1997. — Р . 184—185
  15. // Лас-Тунас — Ломонос. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 17). — ISBN 978-5-85270-350-7 .
  16. . Дата обращения: 14 ноября 2014. Архивировано из 29 ноября 2014 года.
  17. . Дата обращения: 30 марта 2023. 30 марта 2023 года.
  18. Дата обращения: 4 мая 2021. 9 августа 2020 года.
  19. Rome. Paris: Michelin et Cie, 1997, p. 186
  20. Romа Tutto. Roma: Bonechi Edizioni, 1977. P. 154
  21. . Дата обращения: 23 апреля 2020. 12 июня 2020 года.
  22. . Дата обращения: 19 января 2016. 29 ноября 2021 года.
  23. Дата обращения: 9 июля 2022. 30 апреля 2022 года.
  24. Gaetano Moroni, Dizionario di erudizione storico-ecclesiastica da S. Pietro sino ai nostri giorni, vol. XII, Tipografia Emiliana, Venezia, 1840-61, p. 31 (точная дата не указана)
  25. Источник: Соответствующие биографические записи на сайте . The Cardinals of the Holy Roman Church. Дата обращения: 28 июля 2012. 6 августа 2012 года. .

Ссылки

Источник —

Same as Латеранская базилика