Московский Художественный театр
- 1 year ago
- 0
- 0
Ростовский академический театр драмы имени М. Горького — один из крупнейших театров Ростова-на-Дону . Его здание, определяющее облик Театральной площади , известно в архитектурном мире как поздний памятник конструктивизма .
Датой основания Академического театра драмы имени М. Горького принято считать 23 июня 1863 года , когда была создана первая стационарная труппа театра .
Строительство здания театра было задумано в 1929 году . Местом был выбран пустырь между недавно объединёнными в один город Ростовом и Нахичеванью-на-Дону . В 1930 году был объявлен Всесоюзный открытый конкурс, на который представили 25 проектов, 6 из которых получили премии. Первую премию на конкурсе получил выполненный Г. Б. Бархиным и М. Г. Бархиным (при участии Б. Г. Бархина ) проект «Красный мак». Они получили и денежную премию. Впрочем, после знакомства с пришедшим позднее и не участвовавшим в общем конкурсе проектом В. Щуко и В. Гельфрейха , было решено использовать именно его . В основу архитектурных форм здания была положена стилизация гусеничного трактора, скорее всего, первого советского трактора « Коммунар » [ источник не указан 3498 дней ] .
В 1935 году строительство было завершено. Из воспоминаний непосредственного участника строительства театра:
«В строительстве театра я тоже принимал участие, о чём уже писал тебе, что же касается того, чем руководствовались авторы этого театра, сказать не могу, так как проект был нам прислан из Москвы, где его и нарисовали, расчёты же всех конструкций были сделаны в Ростове, на 40 % мной. (Висячий балкон в зале — моя конструкция и расчёт целиком). Я не архитектор и поэтому изменять в чём-либо проект не был в праве, но в общем театр (по моему) очень хорош в эксплуатации, удобен, и до сих пор может считаться модерным, то есть технически современным. Я помню, когда его открывали, то приезжали архитекторы даже из-за границы его смотреть. Тогда такого театра во всей Европе ещё не было ».
Театр открылся спектаклем «Мятеж» по одноимённой повести Д. А. Фурманова . Известно, что по ходу действия на сцену была выведена целая конница.
В 1936—1940 годах театром руководит один из крупнейших советских режиссёров того времени — Юрий Александрович Завадский . Вместе с ним в Ростов переводят и часть его труппы: В. П. Марецкую , Р. Я. Плятта , Н. Д. Мордвинова . Согласно официальной версии, режиссёр «должен был показать пример в освоении огромной сцены».
В 1938—1947 годах театр возглавил Артур Михайлович Луковский, один из выдающихся деятелей искусств, известный не только в Ростове-на-Дону, но и во всём Советском Союзе. Под его руководством театр завоевал общесоюзное творческое признание. В годы войны Артур Михайлович организовал эвакуацию не только коллектива и всего ценного имущества театра, но и многих жителей города, нуждавшихся в помощи. Находясь в эвакуации, Артур Михайлович вместе с труппой театра выезжает на заводы и фабрики г. Коврова и других городов, поддерживает боевой дух солдат Красной армии, выступая со спектаклями и концертами в действующих войсках Южного фронта. В эти же годы в Коврове проходит премьера спектакля «Фельдмаршал Кутузов», о которой газета «Рабочий край» за февраль 1943 года пишет так: « Фельдмаршал Кутузов» Соловьёва — произведение, повествующее о героическом прошлом русского народа… С захватывающим вниманием следит зритель за героическими подвигами русских солдат и партизан, восхищаясь высокой доблестью и военным мастерством их начальников ".
В Приказе № 370 по Ростовскому областному отделу по делам искусств от 1 мая 1942 года говорится: " Восстановленные и показанные спектакли «Фельдмаршал Кутузов — Соловьёва и „Профессор Полежаев“ — Рахманова прозвучали как спектакли огромной политической значимости и являются крупнейшим вкладом коллектива театра в общее дело борьбы советского народа с немецкими оккупантами ».
Газета «Правда» 27 августа 1943 года опубликовала большую статью под названием «Героический театр», в которой говорится о большой работе, проведённой театром в период эвакуации. 17 ноября 1943 года ростовская газета «Молот» № 238 поместила статью «Замечательный театр» о возвращении театра в родной город, в которой известный советский писатель Лидия Сейфуллина говорит: «Коллектив Ростовского театра во главе с директором и художественным руководителем твёрдо сопротивлялся всем бедствиям, твердо хранил лучшие традиции русского актёра, его самоотверженное служение искусству. Труппа крепка разнообразными талантами, оттого силён её коллектив, оттого не распался он и не захирел в испытаниях войны».
После возвращения в Ростов, Луковский А. М. был одним из инициаторов создания фонда восстановления города Ростова-на-Дону, за что театр получил правительственную благодарность.
В конце тридцатых годов фасад облицевали итальянским мрамором, остальную часть театра — гранитом и инкерманским известняком. На втором ярусе появились горельефные композиции «Гибель Вандеи» и «Железный поток», выполненные скульптором С. Г. Корольковым . В целом на строительство было использовано 7 млн штук кирпича, 8 тысяч тонн инкерманского известняка, 3,9 тысячи тонн мрамора, 3 тысячи тонн гранита.
С началом Великой Отечественной войны театр не прекратил свою работу. Более того, за время эвакуации даже не изменился состав его труппы. В 1943 году немецко-фашистские захватчики, отступая из Ростова, взорвали здание изнутри. 20 лет труппа театра проводила свои спектакли в здании нынешней филармонии. И только в 1963 году , в честь столетия театра, здание было реконструировано, но внутренняя отделка сильно пострадала, и уникальные интерьеры так и не были восстановлены в первоначальном виде . Из-за необычной формы, неофициально театр так и называют — «Трактор».
Большой творческий вклад внёс режиссёр Николай Евгеньевич Сорокин , руководивший театром на протяжении 17 лет — с 1996 года по март 2013 года. С именем Н. Е. Сорокина связаны успехи театра не только в России, но и за рубежом.
С 15 июля 2014 года художественным руководителем и директором театра является заслуженный деятель искусств России, лауреат премии города Москвы, драматург Александр Пудин . С его именем связываются новые яркие страницы в творческой жизни Ростовского академического театра драмы имени М. Горького. За два года руководства этим коллективом созданы спектакли, которые определили новый вектор его развития. А. Пудин вернул в репертуар театра донскую литературу, которая подчеркнула самобытность и неповторимость ростовской драмы. Спектакль «Тихий Дон» по роману М. Шолохова в постановке режиссёра, лауреата премии « Золотая Маска » Геннадия Шапошникова стал подлинной визитной карточкой театра и всего Дона. Ростовский «Тихий Дон» дважды с оглушительным успехом был показан на сцене прославленного Малого театра, завоевал Гран-при XIII Международного театрального фестиваля « ». 16 мая 2015 года в Ростове-на-Дону состоялась Вседонская премьера «Тихого Дона», которую, благодаря уличным экранам, а также теле и интернет-трансляции посмотрели более 3,5 млн зрителей на Дону, в России и за рубежом. Яркой, наполненной национальным колоритом и подлинными человеческими чувствами, стала постановка «Цыган» по одноимённому роману донского писателя А. Калинина .
19 июля 2016 года Распоряжением Председателя Правительства России Дмитрия Медведева , Ростовскому академическому театру драмы имени М. Горького присуждена Премия Правительства России имени Фёдора Волкова «за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации».
7 октября 2016 года спектакль «Тихий Дон» представлен на международном театральном фестивале «Балтийский Дом» в Санкт-Петербурге .
Первое здание было построено в 1935 году по проекту академика архитектуры В. А. Щуко и профессора В. Г. Гельфрейха . Всё оборудование сцены спроектировано инженером И. В. Экскузовичем . Строительство велось коллективом работников «Театростроя» (директором был А. М. Стамблер). После завершения строительства многие эксперты называли театр одним из лучших в стране.
Первоначально был облицован белым инкерманским камнем , а часть фасада — белым мрамором , пилястры при входах в театр были из полированного лабрадора . Также естественным мрамором были облицованы главные лестницы, искусственным — вестибюль, фойе и зрительный зал. Большой зал был рассчитан на 2250 зрителей и предназначался для сценических представлений, в то время как малый — для эстрадных и концертных. Здание театра включало в себя также библиотеку и музей. Фасад здания украшен горельефами работы Сергея Королькова . Основным минусом здания была плохая акустика.
Такие крупные архитекторы, как Ле Корбюзье и Оскар Нимейер , называли театр жемчужиной советской архитектуры .
Восстановленный к 1963 году театр стал значительно меньше. Проект реконструкции выполнен архитекторами В. М. Аникиным, В. Н. Разумовским , В. В. Леонтьевым под руководством Н. Н. Семененко и при консультациях профессора В. Г. Гельфрейха. Была проведена полная перепланировка внутренней части здания. Существенно сократилась вместимость залов, ликвидированы многие диванные, буфетные, детский сад-ясли, остался только один сценический круг. Исчезла основная часть мраморной облицовки. Вместе с тем значительно улучшилась акустика. С тыльной стороны здания была построена сценическая площадка, которая получила известность как « Зелёный театр » .
В настоящее время в здании театра имеются три сценические площадки: большой зал на 1165 мест (габариты сцены: ширина — 23 м, глубина — 22 м, высота — 22 м), малый зал на 300 мест и экспериментальная сцена на 70 мест. Кроме того, в западном крыле расположена art -галерея, в которой проводятся выставки-продажи произведений искусства, и art -кафе «Театральная площадь № 1».
В 2012 году труппу театра пополнили выпускники Ростовского филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (руководитель курса народный артист РФ Н. Е. Сорокин ).