Interested Article - Чудов монастырь

Чу́дов монастырь (старинные названия — Великая Лавра , или «Чудо» ) — кафедральный мужской монастырь в восточной части Московского Кремля . Основан 21 ноября 1365 года митрополитом Алексием , был разрушен в 1929—1932 годах. Название происходит от посвящения соборного храма монастыря — во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех .

В монастыре крестили младенцев царского рода: сыновей и дочь Ивана Грозного , в 1629 году — будущего царя Алексея Михайловича , в 1672 году — Петра I , в 1818 году — Александра II . На территории монастыря хоронили монахов и светскую аристократию (князей Трубецких , Куракиных , Хованских ) . Его использовали для заточения противников церкви и государства. В числе узников были: митрополит Исидор , архиепископ Новгородский Феофил , архиепископ Геннадий (Гонзов) , князь-инок Вассиан (Патрикеев) , царь Василий Шуйский и патриарх Гермоген .

История

Основание

Яков Капков . Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу от слепоты. Рисунок XIX века.

В 1357 году хан Джанибек вызвал в Золотую Орду митрополита Киевского и всея Руси Алексия , чтобы тот исцелил ослепшую мать хана — Тайдулу . Вернув ей зрение, в благодарность святитель получил во владение земельный участок в Кремле, на котором находился Ордынский посольский двор . На этом месте в 1365 году он заложил церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех и основал при ней общежительный мужской монастырь . Церковь была выстроена за один год .

Митрополит Алексий скончался 12 февраля 1378 года, «великаго ради смиренномудрия» завещав похоронить его у алтаря соборной церкви , однако великий князь Дмитрий Донской , посоветовавшись с боярами, приказал совершить погребение святителя в Благовещенском приделе этого храма .

XV век

Освящение церкви Иоанна Лествичника. Миниатюра Лицевого летописного свода , XVI век

В 1431 году верх собора обрушился во время служения литургии; здание снесли. При закладке на том же месте нового храма были обнаружены мощи святителя Алексия , которые были с подобающими почестями положены в Благовещенском приделе нового собора, оконченного постройкой в 1438 году. Уступая своему предшественнику по вместительности, этот храм превосходил его богатым убранством и высотой . Он был «трикровен», «выспрь всходы имея». Относительно первого определения толкования учёных разнятся. И. Е. Забелин полагал, что оно указывает на трёхглавое завершение храма , однако по мнению В. П. Выголова и Н. Н. Воронина это слово означает, что храм был трёхэтажным, то есть был поставлен на двухъярусный подклет . В 1485 году в монастыре была построена трапезная церковь Святителя Алексия, в которую из Чудовского собора были торжественно перенесены его мощи .

XVI век

В 1501 году собор был снова разобран. На его месте итальянские мастера возвели новый храм, освящённый 6 сентября 1503 года .

В 1518 году в Россию для перевода Толковой Псалтири прибыл учёный афонский монах Максим Грек , местом жительства которого был определён Чудов монастырь .

Монастырь пострадал от Московского пожара 1547 года .

В 1556 году в честь рождения у Ивана Грозного царевны Евдокии на воротах Чудова монастыря была построена церковь Иоанна Лествичника с приделом мученицы Евдокии .

XVII век

Чудов монастырь на плане « Кремленград » на начало XVII века.
Вид и план Чудова монастыря на начало XVIII века. Рис.1897 г.
Келья, где в 1612 погиб патриарх Гермоген, и новая церковь в честь него в подземелье Чудова монастыря, 1913 г.
Вид с колокольни на Чудов монастырь в 1892 году.

В 1601—1602 годах в монастыре жил Григорий Отрепьев , предположительно ставший Первым Лжедмитрием . Игумен монастыря Пафнутий, при котором Отрепьев пришёл в обитель, был активным участником событий Смутного времени на стороне Романовых .

В 1610 году здесь был насильно пострижен в монахи царь Василий Шуйский . В 1611—1612 годах в монастыре был заточён и уморен голодом патриарх Гермоген , призывавший к борьбе с польскими интервентами .

В 1619 году патриарх Филарет основал в Чудовом монастыре греко-латинскую школу, в которой сперва преподавал Арсений Грек , а после его ссылки в Соловецкий монастырь — Епифаний Славинецкий .

В 1626 году в монастыре произошёл пожар, в результате которого пострадал и частично обрушился соборный храм . Вскоре после восстановления для него был создан новый иконостас, куда вмонтировали уцелевшую при пожаре древнюю икону. Собор был соедининён переходом с архиерейскими покоями .

В 1680—1686 годах старая церковь Святителя Алексия, прилегающая к ней трапезная и другие палаты были перестроены по чертежам царя Фёдора Алексеевича . Новый корпус также включал в себя церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Апостола Андрея Первозванного .

В XVII веке Чудов монастырь являлся духовным центром Московского государства и назывался Великой Лаврой .

XVIII век

В 1702 году после пожара была возобновлена позолота на главах (вероятно, лишь средних) и крестах Алексеевской и Благовещенской церквей, просуществовавшая до 1737 года .

Настоятели монастыря часто служили на высоких архиерейских местах, поэтому в 1723 году был подписан указ, разрешающий принимать в обитель только монахов, достойных стать руководителями в духовном ведомстве .

В 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны в монастыре учредили кафедру Московского архиерея .

По описи 1763 года в монастыре находились следующие строения:

Соборная церковь Архангела Михаила . Однопрестольная, пятиглавая, на главах восьмиконечные кресты, средняя глава крыта медью и позолочена, остальные главы и церковь крыты жестью, окрашенной зелёной краской. Вокруг церкви с трёх сторон была паперть с 12 оконницами и каменными лестницами, крытая железом, окрашенным также зелёной краской. От собора к Благовещенской церкви и к архиерейским покоям шли каменные, на столбах со сводами и без сводов, крытые переходы с 31 окошком , у которых возле храма стояла колокольня , «четвероугольная в пять ярусов». В четвёртом восьмигранном ярусе находилась библиотека, а в пятом, с 8 окнами-слухами, висели 12 колоколов; верх колокольни завершался барабаном с 8 окнами и главой с железным крестом .

Церкви Алексия Митрополита и Благовещения Пресвятой Богородицы . Полы обеих церквей были покрыты чугунными плитами. Алтари соединялись проходом с дверью. Перед церквями находились обширные трапезные, причём в Благовещенской трапезной в стене была устроена палатка, где продавался «чудотворцев мёд», а из Алексеевской трапезной был выход на паперти, от которых спускалась лестница на Ивановскую площадь, где стояло «крыльцо на двух столбах одинаких и двух тройных, при оных 4 жестяные трубы со змейками для сбегу с кровли воды; крыша крыльца железная; сверх оной две дуги железные, наверху дуг яблоко медное позлащенное, сверх яблока звезда с крестом» . В одном корпусе с этими двумя церквями находилась небольшая церковь Андрея Первозванного , за которой следовала Братская трапезная и рядом с ней палата, в которой «про братию раздают кушанье» . Окна этих палат смотрели на церковь Двенадцати Апостолов. Три церкви с трапезными и братская трапеза с палатой были покрыты в одну линию железной кровлей красного цвета. Десять глав Алексеевской и Благовещенской церквей были обиты лужёным железом, глава церкви Андрея Первозванного была также обита железом, но выкрашена зелёной краской. В нижнем этаже находились хозяйственные помещения .

С западной стороны на 30 сажен протягивались трёхэтажные братские кельи со служебными палатами: пирожной, поварней, квасным погребом, пивоварней. Перед кельями находились деревянные переходы на каменных столбах и каменные парапеты . С северной стороны такой же корпус простирался на 14 сажен . В связи с ним внутри двора возвышалось здание в три этажа, в верхнем из которых находились архиерейские покои с Крестовой палатой, залом, столовой, библиотекой и ещё двумя помещениями. Здание это простиралось от угла западной стороны до задних ворот, которые были створчатые железные, с калиткой. Над ними находилась крестовая церковь Платона и Романа (бывшая Иоанна и Евдокии), одноглавая, барабан с 8 окнами, «сверх главы яблоко позлащенное»; глава и церковь были крыты железом и выкрашены зеленой краской. В церкви были деревянные хоры деревянные с росписями, и дощатый пол. Перед ней находился «парапет деревянный с перилами»; всход к церкви каменный, шириной полтора аршина. Эта церковь впоследствии была переосвящена во имя Всех Святых . По другую сторону ворот, по направлению к востоку протягивалось на 13 сажен другое двухэтажное здание с судейской, подьяческой, архивной палатами и кельей. С восточной стороны от угла северной находились двухэтажные наместничьи кельи (в длину 9 сажен) с пятью помещениями в верхнем ярусе .

Затем простиралось на 34 сажен другое двухэтажное здание, соединявшееся с Воздвиженской церковью , построенной в 1450 году В. Г. Ховриным. От этой церкви по южной стороне монастырской земли тянулись двухэтажные палаты в 26 сажен, когда-то принадлежавшие Головиным . С западной стороны находилась ещё одна двухэтажная постройка длиной 15 сажен с двумя палатами в верхнем ярусе .

Почти все вышеописанные здания ещё существовали, в переделанном и перестроенном виде, в начале XX века .

Территория монастыря с южной стороны на 47, а с западной на 30 сажен была огорожена каменной оградой, где впоследствии был построен Архиерейский дом .

Вне монастырской территории с северной стороны (на месте нынешнего Сената ) находился построенный в форме неправильного прямоугольника каменный конюшенный двор с кельями и кладовыми. И. Е. Забелин предполагал, что он находился на территории древнего татарского Посольского двора .

До 1764 года монастырю принадлежало 18 600 крестьян и несколько подворий в Москве. В 1770-е годы в него свозили церковные архивы и утварь из упразднённых монастырей и подворий. Благодаря притоку денежных средств от множества паломников монастырь постоянно достраивался и поддерживался в хорошем состоянии. Он также занимался благотворительностью: нищим выдавалась милостыня, на праздники Чудов монастырь отправлял в тюрьмы продукты и деньги для узников .

Во время Чумного бунта в 1771 году в монастырь ворвалась толпа в поисках митрополита Амвросия , который запретил проведение молебнов у Боголюбской иконы Божией Матери из-за опасности распространения чумы . В результате погрома была уничтожена часть церковной утвари и разворованы погреба. Фельдмаршал П. С. Салтыков писал императрице Екатерине II : «Я нашёл Чудов монастырь в жалком состоянии» .

В 1775 году к Чудову был приписан Перервинский монастырь .

Монастырский ансамбль был значительно перестроен при архиепископе (впоследствии митрополите) Московском Платоне. 1776—1777 годах по проекту М. Ф. Казакова был построен новый Архиерейский дом с домовой церковью, отличавшийся богатым убранством . В это же время была возведена новая колокольня и обновлены келейные корпуса, на монастырском дворе был устроен сад с фонтаном. К 1778 году были возобновлены росписи соборного храма . В 1779-м храм вновь был покрыт железом, глава обита медными вызолоченными листами, сломана паперть , переделаны крыльца, с западного входа пристроен портик, а с юга и севера — входы в подвал , до этого находившиеся под папертью; растёсаны окна . На Алексеевской и Благовещенской церквях вызолочены все главы с крестами, со стороны Ивановской площади пристроено готическое крыльцо .

XIX — начало XX века

Чудов монастырь. Фотография из альбома Николая Найдёнова , 1882 год.
Собор и колокольня монастыря, 1882 г.
Усыпальница великого князя Сергея Александровича, 1908 г.
Вид на Чудов монастырь, 1920-е гг.

В 1812 году во время оккупации Москвы наполеоновскими войсками монастырь в очередной раз разграбили, некоторую церковную утварь переплавили, книги сожгли. На его территории разместился штаб гвардейских полков, а в алтаре соборной церкви была устроена спальня маршала Даву . По окончании Отечественной войны монастырь был восстановлен . В нём действовали Духовная консистория , Епархиальное попечительство и Духовный цензурный комитет . Впоследствии эти учреждения были переведены за пределы монастыря, а их помещения стали использоваться как братские кельи .

В 1818 году дом митрополита был передан в Дворцовое ведомство и впоследствии переименован в Николаевский дворец .

В ноябре 1826 года в Чудовом монастыре отмечали первую военную победу в Русско-персидской войне . Во время высочайших визитов в Москву Чудов монастырь наряду с кремлёвскими соборами включался в обязательный маршрут официальных церемоний. На другой день после приезда в Москву совершался торжественный выход в Успенский собор, откуда, в сопровождении духовенства, император шествовал в Чудов монастырь, прикладывался к мощам святителя Алексия и присутствовал на благодарственном молебне, после чего удалялся в Малый Николаевский дворец .

В 1870 году в монастыре построили помещение для 45 икон из Синодального архива. К 1913 году, когда их насчитывалось уже до 300, на основе коллекции провели Романовскую выставку памятников церковной старины .

В 1896 году в монастыре проживало 50 человек братии .

В начале XX века Чудов монастырь входил в группу пятнадцати самых богатых русских храмов. По данным на 1897 год его капитал составлял 498 тысяч рублей.

В 1906 году в подклете Алексиевской церкви по проекту архитектора В. П. Загорского был сооружён храм-усыпальница великого князя Сергея Александровича (убитого в Кремле в 1905 году) во имя преподобного Сергия Радонежского .

В 1911 году в колокольне вновь была устроена церковь, на этот раз освящённая во имя святителя Иосафа Белгородского .

13 мая 1913 года в подклете собора Чуда Архангела Михаила была освящена церковь святителя Гермогена, устроенная по проекту архитектора А. Ф. Мейснера .

Последним наместником монастыря с 1904 года был архимандрит Арсений (Жадановский) (с 1914-го — епископ Серпуховской, викарий Московской епархии). Он стремился приблизить Чудов монастырь по внутреннему строю к лучшим обителям того времени. Монахи были обязаны посещать все церковные службы и общую трапезу. Они могли покидать монастырь только с разрешения начальства. Вход женщин в ограду и кельи был запрещён. За входящими и выходящими из монастыря смотрел привратник, запиравший ворота в восемь часов вечера. Начинания нового наместника понравились далеко не всей братии, часть монахов покинула монастырь. Архимандриту Арсению приходилось приглашать иноков из других обителей .

После революции

Осенью 1917 года во время Октябрьской революции Кремль обстреливали из тяжёлой артиллерии — в монастырь попали шесть снарядов, два из которых взорвались в митрополичьих покоях. После революции монахов изгнали, а в кельях устроили различные учреждения.

В 1918 году в монастыре открыли пулемётные курсы, годом позже преобразованные в Военную школу имени ВЦИК , а в 1919-м — кооператив «Коммунист». В 1923 году монастырь признали памятником архитектуры, несмотря на это уже через шесть лет было решено снести Малый Николаевский дворец, Чудов и Вознесенский монастыри . Перед сносом администрация Кремля вызвала живописца Павла Корина для демонтажа наиболее ценных фресок, однако не дала ему завершить работу, сохранившиеся фрагменты фресок и иконы поступили в Третьяковскую галерею , Исторический музей и Музей имени Андрея Рублёва .

Храм Чуда Архангела Михаила был разрушен 17 декабря 1929 года, а остальные постройки монастыря — снесены до 1932-го. В день сноса Алексиевской церкви архитектор-реставратор Пётр Барановский успел вынести из здания раку с мощами святителя Алексия, которые сперва перенесли в Успенский собор , а 1947 году — в кафедральный Богоявленский собор в Елохове .

В 1934 году на месте разрушенных зданий по проекту Ивана Рерберга или Владимира Апышкова был построен 14-й корпус Кремля .

Современность

Фундаменты Чудова монастыря, 2017г.

Православные общественные деятели, например, публицист Виталий Аверьянов , регулярно высказываются о восстановлении монастырей в Кремле . В 2014 году президент Владимир Путин предложил восстановить Чудов и Вознесенский монастыри:

Как вы знаете, здесь в 30-е годы было возведено это здание , а исторически здесь находились два монастыря и церковь… Какая возникла идея: не восстанавливать этот новодел, а, наоборот, восстановить исторический облик этого места с двумя монастырями и церковью, но придав им, конечно, в сегодняшних условиях характер исключительно культурных ценностей» .

Однако эксперты ЮНЕСКО выступали против строительства на территории Кремля и отмечали, что отсутствуют подробные чертежи и обмеры . В 2016 году 14-й корпус Кремля был демонтирован, в январе следующего года на его месте открылись археологические окна с частями фундамента Чудова и Вознесенского монастыря и Малого Николаевского дворца . В мае 2017 года Елена Гагарина , директор Музеев Московского Кремля , объявила об отказе от восстановления построек . Было объявлено также о намерении создать на этом месте музейный комплекс, на который заложили в федеральный бюджет 2018 года 470 млн рублей , и 504 млн руб. выделила мэрия Москвы .

Новый музей археологии Чудова монастыря, созданный на месте демонтированного 14-го корпуса Кремля , открылся 4 ноября 2020 года, в День народного единства . С экспозицией музея, являющегося уникальным, не имеющим аналогов на территории России, ознакомился президент РФ Владимир Путин . Над концепцией , проектом и организацией выставочного подземного пространства, занимающего полностью исследованную археологами площадь 500 квадратных метров, работали исключительно отечественные дизайнеры музейных экспозиций и мультимедийные студии. Часть экспонатов (фрагменты построек, саркофаги ) оставлена внутри открытого многослойного археологического раскопа , под стеклянным полом, другие экспонируются в витринах кругового обзора и в специальных, вмонтированных в стены, витринах. Один из самых зрелищных экспонатов — реконструкция Северного портала собора Чудова монастыря : подлинные сохранившиеся камни на стеклянном каркасе, имитирующем портал .

Монастырские церкви

Собор Чудова монастыря, 1870-е годы.
С. М. Шухвостов . Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле. 1866 г.
  • Церковь Святителя Алексия была построена в 1686 году. В ней совершались архиерейские и соборные богослужения, ежедневно служили позднюю литургию, вечерню и утреню . С 1820-х годов в церкви хранились трофеи Русско-Персидской войны . Интерьер украшал бронзовый иконостас , созданный в 1839 году архитектором М. Д. Быковским . Храм соединялся переходом с Малым Николаевским дворцом . По преданию, соблюдавшемуся в монастыре и в XX веке, в Алексеевскую церковь допускались только мужчины, а женщинам полагалось молиться в Благовещенской .
  • Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была возведена одновременно с Алексеевской церковью. Перед ними были устроены большие трапезные, а с Ивановской площади два разных входа, чтобы приходившие поклониться мощам святителя Алексия, помещавшимся под аркой, соединявшей обе церкви, молились раздельно . В храме находилась почитаемая в народе икона святого Николая Чудотворца . Над церковью Благовещения была монастырская ризница .
  • Церковь Святого Апостола Андрея Первозванного примыкала к церквям Святителя Алексия и Благовещения, с которыми была выстроена в одно время. Впоследствии упразднена; восстановлена при митрополите Макарии (Булгакове) .
  • .
  • .
  • .

Настоятели

  • игумен (упом. не позднее 1378)

  • архимандрит Герасим

  • архимандрит Левкий (уп. в 1565)
  • архимандрит Леонид (1568/1570—4 декабря 1571)

  • архимандрит Геннадий (упом. 1626—1627)

  • наместник Иосиф (упом. 1758)
  • наместник Паисий (24 декабря 1761—?)
  • наместник Паисий II (1765—1766)
  • наместник Мисаил (упом. 1768—1769)

  • наместник Варнава (1774—1777)
  • наместник Константин (упом. 1812)
  • наместник Феофилакт (1815—1819)

  • наместник (1857—1859)
  • наместник (16 августа 1859—нач. 1884)

Примечания

  1. , с. 550.
  2. Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. , с. 145.
  4. , с. 299.
  5. , с. 20.
  6. , с. 297—298.
  7. , с. 279.
  8. , с. 283.
  9. , с. 551.
  10. , с. 5.
  11. .
  12. , с. 54.
  13. , с. 286.
  14. , с. 295.
  15. , с. 287.
  16. , с. 50.
  17. // Православная энциклопедия . — М. , 2000-. — 752 с.
  18. , с. 147.
  19. , с. 296.
  20. , с. 289.
  21. , с. 291.
  22. , с. 41.
  23. , с. 36.
  24. , с. 292.
  25. , с. 293.
  26. , с. 294.
  27. , с. 42.
  28. , с. 45.
  29. , с. 43.
  30. , с. 55.
  31. , с. 303.
  32. , с. 86.
  33. , с. 7.
  34. , с. 87.
  35. , с. 148.
  36. , с. 35.
  37. , с. 37.
  38. , с. 44.
  39. Степанов М. П. Храм-усыпальница великого князя Сергея Александровича во имя преподобного Сергия Радонежского. — М. : Синодальная типография, 1909. — С. 8.
  40. Указатель кремлёвских церквей. — М. , 1916. — С. 33.
  41. Балашова Т. В. : [ 1 марта 2019 ] // Науч. ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. — 2007. — С. 96—102.
  42. , с. 149.
  43. . Дата обращения: 28 ноября 2020. Архивировано из 10 ноября 2017 года.
  44. Богданова О. Татьянин день (16 января 2007). Дата обращения: 1 августа 2014. 20 февраля 2018 года.
  45. . Kremlin.ru (31 июля 2014). Дата обращения: 1 августа 2014. 3 августа 2014 года.
  46. . ТАСС (8 октября 2015). Дата обращения: 16 октября 2017. 27 марта 2018 года.
  47. . Мослента (28 января 2017). Дата обращения: 16 октября 2017. 10 ноября 2017 года.
  48. . РИА Новости (17 мая 2017). Дата обращения: 6 ноября 2020.
  49. . ТАСС (29 сентября 2017). Дата обращения: 16 октября 2017. 5 октября 2017 года.
  50. . РБК (1 ноября 2017). Дата обращения: 10 ноября 2020. 28 мая 2018 года.
  51. . ТАСС (4 ноября 2020). Дата обращения: 10 ноября 2020. 9 ноября 2020 года.
  52. , с. 23.
  53. , с. 8—10.
  54. , с. 21.
  55. , с. 58.
  56. , с. 14.
  57. , с. 18.
  58. Шереметевский В. В. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  59. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.

Литература

  • Выголов В. П. О первоначальной архитектуре собора Чудова монастыря // Средневековое искусство. Русь, Грузия. — 1978. — С. 63—82 .
  • Девятов С. В. Чудов монастырь. От старины глубокой — до наших дней // ВВП : Российское федеральное издание. — 2015. — № 3 (92) . — С. 144—149 .
  • Забелин И. Е. История города Москвы. — М. , 1902.
  • Снегирёв И. М. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества / составлена А. Мартыновым. — М. , 1852.
  • Мельник А. Г. // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 2019. — Вып. 24 . — С. 87—95 . — ISBN 978-5-9908342-1-7 .
  • Михайлов К. Москва, которую мы потеряли. — М. : Эксмо, 2010. — 496 с. — ISBN 978-5-699-43721-4 .
  • Московский кафедральный Чудов монастырь. — Сергиев Посад: Чудов монастырь.Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1896. — 62 с.
  • Сытин П. В. Из истории московских улиц. — М. : Рипол Классик, 2013. — 62 с. — ISBN 5458429311 .
  • Иоанникий. Чудов монастырь. — М. : тип. Ф. Иогансон, 1873. — 32 с.
  • Пыляев М. И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. — М. , 1996.
  • Сергиевская И. Г. Легенды и тайны Московского Кремля. — М. : Вече, 2017. — ISBN 978-5-4444-5543-2 .
  • Алексеев А. И. // Вестник церковной истории. 2019. № 3-4 (55-56). С. 5-239.

Ссылки

Источник —

Same as Чудов монастырь