Interested Article - Пострижение

Святой Доминик на фреске Фра Беато Анджелико , XV век

Постриже́ние ( по́стриг ) в исторических церквях — символическое и обрядовое действие, состоящее в пострижении волос в знак принадлежности к Церкви . В западной традиции пострижение совершалось только над священнослужителями и монахами, которые носили на макушке выбритый круг тонзу́ру (от лат. tonsura — «стрижка»). В русской традиции аналогом тонзуры являлось гуменцо́ .

Православная церковь

«Против воли Постриженная»,
Н. С. Матвеев , 1897

Пострижение совершается:

  • над новокрещёными после таинства миропомазания как первая свободная радостная жертва человека Богу.
  • при поставлении в клирики (обычно во чтеца ) епископ постригает посвящаемого крестовидно в знак отделения его от общества простых верующих. В древней традиции всем священнослужителям выбривали гуменцо (или папалитру, оброснение) — круг на его голове символизировал терновый венец . Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, которая называлась «гуменцо», или « скуфья ». Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века. В католицизме подобная стрижка (тонзура) сохранялась до 1973 года .
  • в монашеском постриге. Следует заметить, что монашеский постриг над одним человеком может совершаться до трёх раз:
  1. при посвящении в рясофор ,
  2. при посвящении в мантию ,
  3. при посвящении в великую схиму .

Монашеский постриг

« Великий постриг »,
М. В. Нестеров , 1898

Пострижение является основным действием посвящения в монашество и его степени . Одним из первых о постриге упоминает Иоанн Лествичник .

Перед пострижением послушник ползёт по полу из притвора храма к амвону , на котором его ожидает игумен . От посторонних взглядов ползущего послушника своими мантиями ограждают сопровождающие монахи . Игумен испытывает твёрдость постригаемого вопросами и предупреждениями о трудности монашеского бытия, за которое необходимо дать ответ Богу на Страшном суде . Постригаемый произносит обеты . Чтутся молитвы. Затем игумен трижды бросает ножницы и требует от постригаемого со их поднять. Каждый раз постригаемый смиренно подаёт их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого с произнесением слов «во имя Отца и Сына и Святого Духа», и нарекает ему новое имя, знаменуя тем окончательное отречение постригаемого от мира. После пострижения посвящаемый облачается в хитон , параман , рясу , пояс, мантию , клобук , сандалии и получает вервицу ( чётки ) .

Обряд пострижения в великую схиму носит название «последование великия схимы» и отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью. После удостоверения в твёрдости намерения принять великую схиму посвящаемый приемлет пострижение, причём получает новое имя и облекается в великосхимнические одежды ( куколь и аналав ).

В аскетической традиции византийской аристократии и русских князей практиковался также предсмертный постриг .

В период гонений на церковь в СССР 1920—1930-х годов определённое распространение получил также тайный постриг в монахи ( монашество в миру ).

При переходе в следующую степень православного монашества имя всякий раз меняется:

  • мирское имя — на рясофорное (возможно);
  • рясофорное имя, если таковое имеется, меняется на мантийное (малого иноческого образа);
  • мантийное — на схимническое (великого иноческого образа).

Таким образом, у одного и того же человека имя может последовательно меняться один, два или три раза .

Католическая церковь

В католицизме использовалась тонзура — выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству .

Изначальное значение тонзуры полностью не выяснено. Раньше наголо брили голову кающиеся. В этом отношении тонзуру можно толковать как знак обращения к Богу . Первые монахи переняли этот обычай, который с VI века распространился на всех духовных лиц. Официальное предписание о ношении тонзуры было принято четвёртым синодом в Толедо .

Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 года.

Русский аристократический обычай

Лицевой летописный свод : «В том же [1302-м] году были постриги у князя Михаила Ярославича Тверского сыну его Дмитрию »

На Руси существовал обычай первого стрижения волос у детей мужского пола — по́стриг ( устар. пострег ). Сначала он практиковался в семьях великих и удельных князей, а потом и знатных бояр и дворян.

Постриг совершался через три, четыре и более лет по рождении, с чтением особой молитвы , в церкви, для чего туда приводил «духовного сына» крёстный отец . Об этом обряде сообщают и польские хронисты Галл Аноним и Викентий Кадлубек ; последний говорит, что постриг «рождал духовное свойство́ , и мать постригаемого считалась назва́ной сестрой постригающего».

Василий Татищев писал, что ещё в его время некоторые знатные люди держались этого древнего обычая и что дети переходили после пострига из рук женских в руки мужские. Иногда князья-родители сами совершали постриг и после того сажали постриженного на коня, в присутствии епископа , бояр и народа. У князей обряд этот сопровождался обыкновенно пиром .

Фёдор Успенский указывал:

Возможно, своеобразным рубежом, после которого княжич приобретал «первую степень» родовой дееспособности, были постриги и, по-видимому, нередко совмещавшийся с ними в династическом обиходе обряд . Не случайно это событие, подобно свадьбам и княжеским именинам, нередко сопровождалось многочисленным съездом князей-родичей. По-видимому, точный возраст, в котором княжич проходил эти процедуры, не был определён строго. Судя по известным нам случаям, княжичи могли проходить его в возрасте двух-четырёх лет, причем многое здесь определялось семейными обстоятельствами. Так, два родных брата Константиновича, Василько и Всеволод , внуки Всеволода Большое Гнездо , проходят этот обряд одновременно, несмотря на разницу в возрасте около двух лет .

Ритуальное состригание первых волос осуждалось христианской церковью, однако, считалось обязательным выстригание прядей в крестильном обряде и при пострижении в монахи .

См. также

Примечания

  1. Священномученик Феофан (Адаменко) . от 9 февраля 2018 на Wayback Machine
  2. от 9 февраля 2018 на Wayback Machine
  3. от 9 февраля 2018 на Wayback Machine Древо. Открытая православная энциклопедия
  4. . Православная энциклопедия Азбука веры . Дата обращения: 21 ноября 2017. 1 декабря 2017 года.
  5. . Православная энциклопедия Азбука веры . Дата обращения: 21 ноября 2017. 25 июля 2015 года.
  6. Лествица 4:11
  7. от 9 февраля 2018 на Wayback Machine
  8. Успенский Б. А. , Успенский Ф. Б. от 22 апреля 2021 на Wayback Machine / Институт славяноведения РАН . М.-СПб.: Нестор-История, 2017
  9. Литвина А. Ф. , Успенский Ф. Б. . — М. : Индрик , 2006. — 904 с. — 1000 экз. ISBN 5-85759-339-5 . — С. 298.
  10. , с. 213.

Литература

  • Польсков К. О. Постриг как таинство Церкви // Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. Материалы. — М.: Издательство ПСТБИ, 1998. — С. 17—28.
  • // . — М. : Владос: Филологический факультет СПбГУ , 2002. — Т. 3: П—Я . — ISBN 5-8465-0037-4 .
  • Беловинский Л. В. Постриг // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой . — М. : Эксмо, 2007. — С. 520. — 784 с.: — ил. с. — 5000 экз. ISBN 978-5-699-24458-4 .
  • Пострижины / Седакова И. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 212—215. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
  • Польсков К. , свящ. Монашеский постриг как таинство Церкви // Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах». — М., 2009. — Т. 3. — С. 368—391.
  • Иннокентий (Беляев) , архим. Пострижение в монашество : Опыт историко-литургического исследования обрядов и чинопоследований пострижения в монашество в Греческой и Русской церквах до XVII века включительно. Репринтное воспроизведение издания 1899 г. — М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. — 384 с
Источник —

Same as Пострижение