Interested Article - Американская ночь

«Американская ночь» ( фр. La Nuit américaine ) — художественный фильм 1973 года совместного производства Франции и Италии , 13-й полнометражный фильм Франсуа Трюффо . Для режиссёра этот фильм стал триумфом — он получил за него множество международных наград, в том числе премию « Оскар » в номинации « Лучший иностранный фильм ». Примечательно, что фильм выдвигался на премию «Оскар» в 1974 году как лучший фильм на иностранном языке, а через год был также номинирован на премию в категориях «лучшая работа режиссёра», «лучший сценарий» и «лучшая женская роль второго плана» (Валентина Кортезе).

Премьера фильма состоялась 14 марта 1973 года на Каннском кинофестивале . Лента посвящена Лилиан Гиш и её сестре Дороти .

Название картины отсылает к техническому приему, когда съемки ночных сцен осуществляются днем при помощи специальных фильтров (зрителям потом кажется, что действие разворачивается в темноте). В английском языке французскому термину «la nuit américaine» соответствует «day for night», буквально «день вместо ночи» (под этим названием картина вышла в прокат США).

Сюжет

По словам критика Роджера Эберта , фильм Трюффо напоминает небольшую антологию забавных случаев со съемочной площадки. Также Эберт называет «Американскую ночь» поэмой, в которой воспет процесс создания фильмов — «не хороших фильмов, и не плохих, а просто фильмов как таковых»; герои картины, и прежде всего режиссер Ферран, влюблены в кино и в свою работу, только в ней они обретают счастье .

Ферран снимает картину «Познакомьтесь с Памелой» на студии «Викторин», расположенной в Ницце. По сюжету этой мелодрамы, молодой человек знакомит свою невесту Памелу с родителями, и в результате девушка без памяти влюбляется в его отца. Заканчивается история трагично: бывший жених Памелы убивает отца-соперника, а сама она гибнет в автокатастрофе. Съёмки «Познакомьтесь с Памелой», сопряженные со множеством больших и мелких сложностей, длятся шесть недель. За это время все участники превращаются в одну большую семью, в которой проблемы каждого известны всем. Стареющая кинозвезда Северина страдает оттого, что у нее тяжело болен сын; она подбадривает себя шампанским, и в результате ее игра становится все более страстной (но при этом она забывает собственные реплики и дубль за дублем путает дверь в комнату с дверцей шкафа). Пожилой актер Александр решается раскрыть свою гомосексуальность, пригласив на съемки молодого любовника. Молодой и крайне инфантильный артист Альфонс, страстно влюбленный в одну из сотрудниц съемочной группы, не в состоянии пережить ее измены — он объявляет, что бросает работу и кинематограф в принципе. Чтобы отвлечь Альфонса от горестных размышлений и уговорить не срывать съемки, исполнительница роли Памелы, англо-американская актриса Джули Бейкер, соблазняет его. При этом Джули недавно вышла замуж за пожилого врача, вылечившего ее от психического расстройства. Когда Альфонс в порыве чувств звонит ее мужу и сообщает: «Я занимался с вашей женой любовью, я полюбил ее, вам следует развестись», происходит большой скандал, и тяжелый нервный срыв наступает уже у самой Джули — теперь она не может найти в себе сил, чтобы выйти на съемочную площадку. А когда съемки все-таки возобновляются, приходит известие, что Александр погиб в автокатастрофе. Теперь нужно либо менять исполнителя ключевой роли, либо выкручиваться и снимать оставшиеся сцены с помощью дублеров.

Со всеми неприятностями, грозящими срывом съемок, участники группы пытаются справиться сообща. Ферран, которому нужно снять картину в ограниченный период времени и при этом уложиться в бюджет, замечает: «Съемки фильма — как поездка в дилижансе. Сначала рассчитываешь на приятное путешествие, а потом просто надеешься, что доберешься до места назначения живым».

В ролях

История создания

Идея создать «фильм о кино» пришла к Франсуа Трюффо во время монтажа драмы « Две англичанки и „Континент“ » (1971), которым он занимался на Studios de la Victorine в Ницце . Там его внимание привлекли декорации Парижа, оставшиеся после съёмок британского фильма «Безумная из Шайо» (1969) режиссёра Брайана Форбса . Они включали в себя часть улиц с домами, вход в метро , фонтан, летнее кафе. Трюффо тщательно осмотрел уже несколько потрёпаннные временем декорации и загорелся желанием снять на их основе свой фильм . В интервью 1974 года он рассказывал, что для создания своего a movie about filmmaking (фильм о создании фильма) «начал осматривать все студийные помещения: комнаты администраторов, артистические уборные, гримёрные, зал для прослушивания, просмотровый зал — и понял, что если всю историю удастся вписать в пределы этой студии, то я добьюсь единства места , а оно позволит мне обеспечить и единство времени (съёмки с самого первого дня до момента расставания членов съёмочной группы) и единство действия». Трюффо решил отказаться от подготовительного периода кинопроизводства, который мастерски и исчерпывающе был представлен в фильме « 8 1/2 » Федерико Феллини , а также от постсъёмочного процесса . В качестве сценариста он решил пригласить Жан-Луи Ришара , с которым ранее неоднократно сотрудничал. В последний раз это произошло при создании фильма « Невеста была в чёрном » (1968). Вместе они приступили к работе на вилле в Антибе, которую снял Трюффо. Перед созданием сценария они записывали «опорные точки» истории на большом рулоне белой бумаги, который разложили на столе. Ришар позже рассказывал, что когда им в голову приходила какая-то интересная идея они в первую очередь подыскивали ей место на рулоне. В итоге у них «получилась почти графическая схема фильма». Также, по его словам, такой подготовительный этап можно было и не применять, но это помогло сохранить «ритм» картины. Работа продвигалась быстро и уже в середине августа 1971 года у них имелся первый набросок сценария, рассказывающего историю «съёмок» фильма. На некоторое время работа на фильмом, получившем название «Американская ночь», была приостановлена, так как Трюффо занимался съёмками комедии « Такая красотка, как я » (1971). В январе 1972 года Трюффо и Ришар в номере Hôtel Martinez в Каннах возобновили работу над сценарием «кино о кино». Именно там в сюжет была введена линия фильма «Знакомьтесь: Памела», который снимают персонажи «Американской ночи». К сценаристам присоединилась многолетняя помощница Трюффо Сюзанна Шиффман, хорошо осведомлённая о технической стороне кинопроизводства и о царящих там нравах . По словам режиссёра, «сосценаристы сразу же отказались как от чересчур лёгкого и умозрительного решения, — создать максимальную неясность, смешав сцены, так сказать, реальной жизни (то есть хронику съёмок) и придуманные сцены (линию Памелы)» .

Восприятие

  • «Не только лучший фильм, когда-либо снятый о фильмах, но и великолепное развлечение… Трюффо раскручивает полдюжины сюжетных нитей и следует за ними столь легко, что создаётся впечатление, будто мы сплетничаем с ним о его коллегах. Съёмочная площадка — это микрокосм » ( Роджер Эберт ).
  • «Самый близкий мне фильм из всех, снятых Трюффо. „Американская ночь“ лучше всего даёт понять, кем он был. А он был воплощением кинематографа». ( Стивен Спилберг ) .
  • «Я был очень дружен с Луи Маллем и знал Трюффо. Я знал всю их банду. Они думали, что изобрели, что-то новое. То, что они делали, было не таким уж новым, но это было хорошо. Например, картина Трюффо „Американская ночь“ (1973). По-моему, это настоящий шедевр. Очень смешная, очень хорошая картина. Я ему так и сказал. По счастью, успел сказать ему это прежде, чем он умер» ( Билли Уайлдер ) .
  • «Когда б вы знали, из какого сора»… Фильм не зря назван в честь приёма, позволяющего снимать ночь средь бела дня. Чудо и ложь кино торжествуют…" ( Михаил Трофименков , « Коммерсантъ ») .
  • «Почти все фильмы Трюффо сознают мимолётность [реальности], которая, вместо того, чтобы обесценивать жизнь и любовь, придаёт им особую ценность… Качество того или иного опыта не может быть измерено его продолжительностью или итогом. Оставим долговечность секвойям » ( Винсент Кэнби , « The New York Times ») .
  • «Трюффо явно обожает утрированность реальности как перед камерой, так и позади её. Создание фильма — единственное, в чём могут найти счастье эти персонажи (а следовательно, и сам Трюффо)» (Марк Питилло, allmovie ) .
  • Годару фильм не понравился, причём в изображении режиссёра Феррана он усмотрел нарциссизм Трюффо: «Почему, спрашивается, режиссёр — единственный, кто ни с кем не трахается в этом фильме?» .

Награды

Жюли ( Жаклин Биссет ) и Альфонс ( Жан-Пьер Лео ) в кадре фильма «Встречайте Памелу» в фильме режиссёра Франсуа Трюффо «Американская ночь»

Оскар :

BAFTA

Номинации

Оскар :

Примечания

  1. Roger Ebert. (англ.) . . Дата обращения: 26 июня 2021. 2 июня 2013 года.
  2. , с. 525.
  3. .
  4. , с. 525—526.
  5. . www.ivi.ru. Дата обращения: 8 октября 2017. 12 сентября 2017 года.
  6. , с. 213.
  7. . Афиша . Дата обращения: 2 июля 2022. 25 мая 2022 года.
  8. Canby, Vincent (1973-09-29). . The New York Times . из оригинала 2 июля 2022 . Дата обращения: 2 июля 2022 .
  9. (англ.) . Дата обращения: 2 июля 2022. 2 июля 2022 года.
  10. Diana Holmes, Robert Ingram. François Truffaut . Manchester University Press, 1998. ISBN 0-7190-4554-1 . Page 177.

Литература

  • Де Бек, Антуан; Тубиана, Серж. Франсуа Трюффо = François Truffaut / Пер. с фр. С. Козина. — М. : Rosebud Publishing, 2020. — 848 с. — ISBN 978-5-905712-47-0 .
  • Кроу, Кэмерон . Знакомьтесь — Билли Уайлдер = Conversations with Wilder / Пер. с англ. А. Зайцев. — М. : Rosebud Publishing, 2016. — 400 с. — ISBN 978-5-905712-13-5 .
  • Кудрявцев С. В. Американская ночь // . — в 2-х томах. — М. : Печатный Двор, 2008. — 1424 с. — 3500 экз. ISBN 978-5-9901318-3-5 . от 24 декабря 2008 на Wayback Machine
  • Трюффо о Трюффо. Фильмы моей жизни: Статьи. Интервью. Сценарии. — М. : Радуга, 1987. — 456 с.
  • Франсуа Трюффо / Сост. И. Беленький. — М. : Искусство, 1985. — 264 с. — (Мастера зарубежного киноискусства).

Ссылки

  • Роджер Эберт . (англ.) (7 сентября 1973). Дата обращения: 23 ноября 2010. 28 августа 2011 года. 4 из 4 звёзд 4 из 4 звёзд 4 из 4 звёзд 4 из 4 звёзд
Источник —

Same as Американская ночь