Interested Article - Баяндыр

Тамга племени баяндыр

Баяндыр ( туркм. Baýandyr ; тур. Bayındır ; азерб. Bayandur ; также байындыр , баюндур, баялдыр, берендей ) — древнее и средневековое тюркское племя , входившее в состав 24-х изначальных огузо-туркменских племен , которые, согласно средневековым источникам, ведут свое происхождение от внуков родоначальника туркмен Огуз-хана .

Происхождение

Пожилой туркмен в Ашхабаде

Средневековый тюркский филолог и лексикограф Махмуд аль-Кашгари в своем энциклопедическом словаре тюркского языка Диван лугат ат-Турк упоминанет племя баяндыр в составе 22-х родов огузов-туркмен в форме «баюндур » :

« Огуз — одно из тюркских племен (кабиле), они же туркмены…Они состоят из 22 родов (батн). Третий — Баюндур. » .

Историк Государства Хулагуидов Рашид ад-Дин пишет о племени баяндыр как одном из 24 огузо-туркменских племен в своем произведении Огуз-наме :

« Трех младших по возрасту братьев Огуз назначил в левое крыло (войск) и дал им имя учок…Сыновья Гек-хана…Байандур , т. е. всегда живущий в полном довольствии. »

В своей исторической работе Родословная туркмен Хивинский хан и историк XVII в. Абу-л-Гази также сообщает о том, что племя баяндыр было одним из 24-х древних туркменских племен — прямых потомков Огуз-хана:

« Об именах сыновей и внуков Огуз-хана…Имя старшего сына Кок-хана - Байындыр, второй [сын] - Бечене, третий - Чавулдур, четвертый - Чепни…Значение Байындыр — обладающий мирскими благами…» .

О племени баяндыр как одном из древних туркменских племён пишут также такие средневековые историки как Языджы-оглы и Салар-Баба.

Другие версии

Ряд авторов включает племя баяндур (баяндыр) наряду с баяут (баят) и каи в число огузских племён, имеющих монгольское происхождение . Слово «баяндур» переводится как «счастливый и полный благодати» и «богатый» и является множественным числом от монголо - ойратского слова «баян, байн», что означает «богатый», и известно со времён основателя империи хуннов Модэ , который в III веке до н. э. правил племенем Баян. Монгольские Баяуты (баяты) проживают на Алтае, в Западной Монголии и входят в состав ойратов, используя в быту дербетский диалект ойратского языка подвергшегося значительному халхасскому влиянию. Исследователи также отождествляют племена баяндур и баяут с байларами в составе башкир .

История

Туркменский историк О.Гундогдыев отождествляет гуннское племя бардор с племенем баяндыр .

Туркменское племя баяндыр было одним из крупных огузских племен, населявших средневековое тюркское государство Кимакский каганат , располагавшееся на территории современного Казахстана и Южной Сибири в IX—XI веках.

Российский и советский историк и востоковед, академик В. В. Бартольд отождествляет тюркское племя берендеев , обитавшее в восточноевропейских степях в XI—XIII веках, с племенем баяндыр :

« После основания тюркской империи преобладание и на западе перешло к огузам, которые приняли участие в движении из Азии в Европу; сюда, может быть, следует отнести движение печенегов … и берендеев (вероятно, огузский род баяндыр). »

Племя баяндыр также стояло во главе созданного в XIV веке крупного туркменского племенного союза Ак-Гоюнлы , который позднее сформировал одноименное государство на территории восточной Анатолии и современного западного Ирана .

Современные потомки

В настоящее время баяндыры являются подразделением туркменской этнографической группы гёклен ( Балканский велаят Туркменистана и Иран ), а также в качестве рода входят в состав туркменской этнографической группы чандыр (Туркменистан) .

Топонимия

В результате миграций огузо-туркменских племен в средние века в пределах большой Центральной Азии и Восточной Европы , Южного Кавказа и Среднего Востока , а также Южной Азии, племя баяндыр оставило свои следы в топонимии ряда стран:

Всего на территории Турции имеется 28 топонимов с названием баяндыр, причем в XVI в. таких было 52 .

См. также

Примечания

  1. С.П.Поляков. . Москва: Издательство Московского Университета (1973). — «Байындыр - средневековое туркменское племя». Дата обращения: 8 августа 2021. 28 декабря 2021 года.
  2. . www.vostlit.info . Дата обращения: 21 июля 2021. 14 мая 2021 года.
  3. Рашид ад-Дин. . Москва, Ленинград: АН СССР (1952). — «...Во всякую эпоху из каждого подразделения возникали [новые] подразделения и каждое по определенной причине и поводу получило свое имя и прозвище, подобно огузам, каковой народ теперь в целом называют туркменами...» Дата обращения: 30 июля 2021. 13 июля 2021 года.
  4. Фазлаллах Рашид ад-Дин. . Баку: Элм (1987). Дата обращения: 25 декабря 2021. 8 ноября 2021 года.
  5. Абу-л-Гази. . Восточная литература . М. АН СССР (1958). Дата обращения: 25 декабря 2021. 8 ноября 2021 года.
  6. Бабаев С. К., Гузеев Ж. М. . — Эльбрус, 2000. — С. 85. — 246 с. 7 апреля 2022 года.
  7. Толстов С. П. . www.opentextnn.ru. Дата обращения: 23 августа 2019. 1 сентября 2019 года.
  8. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Т. А. Жданко. — 2-е изд., доп. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. — С. 309—310. — 560 с. — ISBN 978-5-94423-212-0 .
  9. О.Гундогдыев. . Историко-культурное наследие Туркменистана . Стамбул: UNDP (2000). — «Уроги же сближаются с огузским племенем урегир и юрюками Турции, бардоры – с баяндырами...» Дата обращения: 18 июля 2021. 22 апреля 2021 года.
  10. Бартольд В. В. . Дата обращения: 13 ноября 2019. 5 ноября 2019 года. М. : Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1968.
  11. Солтанша Атаныязов. . Ашхабад, Туркменистан: Ылым (1988). Дата обращения: 22 февраля 2022. 22 февраля 2022 года.
  12. С. Г. Агаджанов. . — Рипол Классик. — 301 с. — ISBN 978-5-517-60993-9 . 22 февраля 2022 года.
  13. Д. Е. Еремеев. . — Наука,, 1971. — 276 с. 29 июня 2023 года.
  14. Faruk Sümer. . — Ankara Üniversitesi Basımevi, 1967. — 556 с. 22 июля 2021 года.
Источник —

Same as Баяндыр