Interested Article - Державная икона Божией Матери

Держа́вная ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы . Была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона , 2 (15) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви монаршего села Коломенского (ныне в черте Москвы) .

Празднование иконы совершается в день её явления — 2 (15) марта .

Икона является главной святыней монархистов России .

Обретение иконы

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Крестьянка слободы Перервы Бронницкого уезда Евдокия Андрианова во снах стала видеть Богородицу, велевшую пойти в Коломенское и найти там «чёрную» (то есть старую) икону и сделать её «красной» (восстановить). Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава .

В донесении Синоду об этом событии митрополит Тихон, в частности, писал о иконе: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная , средняя, из третьего пояса ( пророческого ). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенско[й] церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в своё время был перенесён из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря . Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря .

После обретения иконы, в тот же день, 2 марта 1917 года (15 по новому стилю), вечером в 23 часа 40 минут, император России Николай II подписал отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича .

После явления иконы Божией Матери Державная во всей России по церквам были разосланы её списки , но они были утеряны, спрятаны или уничтожены . Были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон .

В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея .

Один из списков Державной иконы
Икона в мае 2013 года
Список в Александро-Невской лавре
В кронштадтском Никольском морском соборе

Новейшая история

В 1990 году икона была возвращена в Коломенское и помещена в церкви Казанской иконы Божией Матери , где находится и в настоящее время .

После объединения Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницей в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии .

В 2003 и 2014 годах икону вместе с Порт-Артурской иконой Божией Матери привозили в португальский город Фа́тиму , где в 1917 году произошли знаковые для русской монархии Фатимские явления Девы Марии .

Значение иконы

Совпадение дня явления иконы с днём отречения императора было воспринято как символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Богородице . По мнению историка Сергея Фомина , Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России . В акафисте иконе, в частности, говорится «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния» .

Архиепископ РПЦЗ Аверкий (Таушев) несколько раз в разных своих проповедях писал о значении иконы, например: «Матерь Божия не отняла окончательно Своего покрова над Русской Землёй, об этом видимо свидетельствует дивное явление поздней чудотворной иконы Её в самый день отречения от престола Государя Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Божией Матери Державной. Эта икона представляет Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что может значить это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землёй, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, неизбежно вызванные его беснованием, и терпеливо ждёт, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу. Сие буди, буди!…» .

Патриарх Кирилл 4 ноября 2015 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства , в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве в речи так высказался о значении иконы: «В центре выставки вы видите чудотворный Державный образ Божией Матери. У него особенная история: эта икона была найдена в подвале храма в Коломенском, ныне в черте города Москвы, в день отречения государя императора Николая II от престола. Когда был поднят образ Божией Матери, сидящей на царском престоле, и когда стало ясно, что наименование этого образа — „Державная“, тогда лучшие умы России восприняли это как Божий знак. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества» .

Почитание

Церкви

и др.

Молитвы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.

См. также

Примечания

  1. Бабкин М. А. . от 10 августа 2020 на Wayback Machine // Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. — М., 2006.
  2. Ramirez M. . от 3 ноября 2013 на Wayback Machine // Chicago Tribune . — 10.9.2007.
  3. Крохин С. // Русский дом : журнал. — Март 2012. — № 3 . 28 мая 2012 года.
  4. Щенникова Л. А., иером. Гурий (Фёдоров) , Э. П. И. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XIV : « Даниил — Димитрий». — С. 436-437. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-024-0 .
  5. . от 30 марта 2018 на Wayback Machine // Псковское агентство информации
  6. Фомин С. В. Архивировано из 2 ноября 2013 года. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра .
  7. Заступница Усердная. Слово в деяниях Пресвятой Богородицы / Иеромонах Филадельф. — М. : Русский духовный центр, 1992. — 208 с. — 50 000 экз. ISBN 5-7344-0007-6 .
  8. . от 24 сентября 2015 на Wayback Machine . Патриархия.ру , 31.08.2007.
  9. Григорян, А. . от 25 июня 2014 на Wayback Machine // Слово : газета. — 04.04.2014.
  10. Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано из 2 ноября 2013 года.
  11. Аверкий (Таушев) . . от 1 января 2018 на Wayback Machine
  12. «Что это так и что Пречистая Матерь Божия не отняла совсем Своего покрова над Русской Землёй, об этом свидетельствует чудесное явление в самый день отречения Государя Императора Николая Александровича 2 марта 1917 года последней нашей чудотворной иконы — Божией Матери Державной. На этой иконе Божия Матерь изображена в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью, одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что это значит, как не то, что Пречистая Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землёй, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, естественно порождённые его неистовым беснованием, и терпеливо ждёт, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу…» — Аверкий (Таушев) . . от 1 января 2018 на Wayback Machine
  13. «Пречистая Матерь Божия, за богоотступничество обезумевшего русского народа, отняла от него чудесный Покров Свой и предала его в руки падения его. Все происшедшие затем с русским народом кровавые ужасы этим и объясняются. Но всё же не до конца оставила Пречистая Матерь Божия глубоко падших и неблагодарных Ей сынов и дщерей заблудившегося русского народа. Порукою этому является чудесное явление в самый день отречения Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Иконы Божией Матери Державной в селе Коломенском. Дивная Икона эта представляет собою Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со скорбным выражением очей. Что означает это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, вызванные его богоотступничеством, и терпеливо ждёт, как истинная любящая Мать, его покаяния и обращения к Богу.» — Аверкий (Таушев). . от 1 января 2018 на Wayback Machine
  14. «Но то, что Покровительница наша не отступила от нас совсем и окончательно, об этом живо свидетельствует чудесное явление под Москвой 2 марта 1917 года последней у нас чудотворной иконы Божией Матери Державной, как бы принявшей от последнего Русского Царя-Мученика знаки его царственной власти над Россиею — его царскую корону, скипетр и державу.» — Аверкий (Таушев). . от 1 января 2018 на Wayback Machine
  15. . Патриархия.ru (4 ноября 2015).
  16. Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано из 28 марта 2013 года.
  17. Акчурина Н. С. . от 30 мая 2019 на Wayback Machine . // Акад. вест. УралНИИпроект РААСН. — 2010. — № 4. — С. 74.
  18. . от 2 ноября 2013 на Wayback Machine . РИА Новости , 15.09.2010.
  19. . от 22 октября 2012 на Wayback Machine на сайте Православие.ру
  20. . от 2 ноября 2013 на Wayback Machine на сайте Православие.ру

Литература

  • : [ 2 октября 2022 ] / Бусева-Давыдова И. Л. // Григорьев — Динамика [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 565. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5 .
  • «…В подвале храма появилась икона Богоматери»: Документы Центрального исторического архива Москвы о Державной иконе Божией Матери / Публ. подгот. А. Н. Казакевич // Отечественные архивы : научно-практический журнал. 2004. — № 1. — С. 102—108.
  • Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII — начала XX веков. — М.: МСД, 1999. — С. 257—258.
  • Заступница Усердная. Слово в деяниях Пресвятой Богородицы / Иеромонах Филадельф. — М. : Русский Духовный Центр, 1992. — 208 с. — 50 000 экз. ISBN 5-7344-0007-6 .
  • Каримова Н. С. Список иконы Божией Матери «Державная» начала XX в.: авторство, иконография, смысловое прочтение // Церковь. Богословие. История : Материалы VI Всероссийской научно-богословской конференции, посвященной 100-летию мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных спутников, Екатеринбург, 10-12 февраля 2018 года. — Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2018. — С. 38-45.
  • Киселёв А. , прот. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. — Baldwin Place (N.Y.): Russ. youth comm., 1976. — С. 97—99.
  • Никон (Рклицкий) , архиеп. Жизнеописание блж. Антония, митр. Киевского и Галицкого. — Т. 4. — Н.-Й., 1958. — С. 44;
  • Филатов В. В. Заметки по поводу второго обретения Державной иконы Божией Матери в России // Журнал Московской Патриархии . — 1996. — № 3. — С. 39—46.
  • Щенникова Л. А., Гурий (Фёдоров) , иером., Э. П. И. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XIV : « Даниил — Димитрий». — С. 436-437. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-024-0 .

Ссылки

  • . Архивировано из 26 ноября 2006 года.
  • . Архивировано из 2 ноября 2013 года.
  • . Архивировано из 23 апреля 2014 года.
Источник —

Same as Державная икона Божией Матери