Interested Article - Сарир

Сарир или Серир (в местных источниках Тавйак — с кум. Тав Йак/«горная сторона» ) — средневековое государство в горном Дагестане , существовавшее с VI по XIII - XIV век . В современном кавказоведении устоялась версия, что Сарир образовался в середине VI века на основе местного государственного образования , а по другой — возникло в результате переселения части гунно-савирского населения « Царства гуннов » в горы из-за арабо-хазарских войн . Его жителями являлись предки аварцев , кумыков , андийцев , дидойцев , лакцев и других народов Дагестана.

Название

Происходит от титула, которым именовали местного правителя арабы : « сахиб ас-сарир » — «владелец трона» .

Дагестанские хроники никогда не называли территорию нагорного Дагестана Сариром. Они знают Аварию.

Название Сарир, по мнению профессора А. Р. Шихсаидова, связано с пер­сидско-арабской географической традицией. Арабские авторы называют терр­иторию нагорного Дагестана землёй «владетеля трона», то есть «Сахиб ас-серир», связывая это название с легендой о золотом троне последнего представителя Сасанидов, будто отправленном в Дагестан самим неудачли­вым правителем. Этот термин не арабского, а иранского проис­хождения и более вероятно, что Серир — то же самое, что и грузинское «мтиулети», то есть «страна гор» или «страна горцев». Произошло это назва­ние не от арабского «серир» (трон), а от иранского корня ser — «гора» .

Эта точка зрения об этимологии термина «Сарир» по сути своей повто­ряет предположение, выдвинутое еще в конце 1930-х годах армянским истори­ком С. Т. Еремяном , который считал, что «Сарир» по-ирански означает «страна гор» или «горная страна», как «Даг» с тюркского — гора, «стан» — страна .

Аналогичного мнения придерживается известный исследователь по этно­графии аварцев А. И. Исламмагомедов. Он пишет, что «Сериром эту страну назвали арабские авторы VII—VIII веках. Происхождение названия не выясне­но: его связывают с легендой о золотом троне иранского царя (начало VII века), будто бы отправленном им в безопасное место — горы Дагестана, впе­реди себя, чтобы там сесть на него. Но царь был убит. „Сахиб ас-Серир“ означает на арабском языке „Владетель трона“; другое объяснение исходит от иранского слова „сер“ — „голова, вершина горы“ и соответственно „Горная страна“» .

Территория

В сохранившихся описаниях страна Сарир характеризуется как густонаселённая и хорошо укреплённая многочисленными крепостями страна. Столицей являлся город , идентифицируемый с современным аварским аулом Хунзах . Семендер, очевидно, находился в северной части прибрежной области, в районе позднейшего Тарки, или Тарху, и нынешней Махачкалы. Страна Серир, ближе всего лежавшая к этой части побережья, соответствует области, населенной сейчас народностью аварцев (ср. упоминаемый Ибн Русте титул правителя); главным населенным пунктом этой местности, прежде — резиденция аварских ханов, является Хунзах, основанный якобы арабами .

В период расцвета территория Серира включала в себя как нагорную, так и предгорную часть современного Дагестана и соседние земли за его пределами .

«Сарир — область между Абхазом, Кипчаком, Ширваном и Дербандом; (это) — очень благоустроенная, труднодоступная и густонаселённая область» .

К востоку и югу от Сарир располагались границы Армении; к западу от нее — пределы Рума; к северу — страна аланов. Согласно английским источникам, государство располагалось на территории гор и равнин .

Сарир — на северо-западе в трёх переходах от Дербенда, имел 12 000 семейств. Царь Сарира именовался Филан-шах и был христианином. По показанию некоторых историков, Ездигерд, последний царь Сасанидской династии, будучи побежден арабами, удалился в Хорасан, а золотой престол свой со многими сокровищами отправил с одним из своих сановников из рода Бахрам-Чубина в Кавказские горы. Последний, овладев местностью, названной поэтому Сарир, оставил её в наследство своим потомкам. Низами , известный поэт середины VI-го века хиджры (между 1107 и 1205 н. э.), производил это имя от престола и короны Кей-Хосрова, хранившихся там в пещерах .

По иному мнению, название Сарир страна получила от данного местным властителям права восседать на золотом престоле. Царь Сарира считал своих подданных рабами, так как горские народы всегда имели склонность к войне, то он делал набеги на хазарские области. Близ Сарира находится владение Зирихгеран (Панциродельцы), так ныне [именуется] деревня Кубачи , жители которой — мусульмане, христиане и евреи. К северу от Сарира располагался Кумух , который был к западу от Кайтага . Далее Бакиханов приводит, что область Гун это и есть Нагорный Кумух и Авар и правитель их носит титул Филан-шах и правит он Кази-Кумухом, Акушой и частью Аварии, в то время как Гельбах, которая как считалось, являлось северной столицей Сарира, у Бакиханова округ, в котором находились город Агран, что на правом берегу Сулака (Койсу), крепость Сурхаб, что в Кизил-Яре (Кизляре), ниже Андреевой деревни, крепость Кичимаджар в Чумлу, выше Эндирея, крепость Улумаджар, названный впоследствии Татартоп, а ныне это минарет в Малой Кабарде. Там же, продолжая, пишет, что город Агран, где Исфандияр воссел на золотой престол (сахиб ас-сарир), был сделан столицей края. Местному правителю были отданы серебряный рудник близ устья Терека и медный рудник при Агране. Горячие ключи на левом берегу Сулака (выше Чирюрта) и теперь называются Гельбахскими водами, и что всё это входит в состав владения Туман-шаха, как и крепости Анжи-кала (Семендер), Кейван (между Эндиреем и Тарками) и Балх, на правом берегу Сулака .

История

Образование Сарира

Некоторые кавказоведы считают, что царство Сарир образовалось на местной почве в результате глубоких процессов социально-экономического и политического развития страны .

По мнению А. К. Аликберова Сарир возникло в результате переселения части гунно-савирского населения « Царства гуннов » в горы из-за арабо-хазарских войн .

С приходом тюркютских племен в Дагестан, часть гунно-савиров (предков кумыков ) вынуждена была уйти в горы, где совместно с местным горским населением образовало конгломерат Сарир . Гунно-савиры составили военную аристократию среди горских племен, так как были закалены в многочисленных сражениях на равнине. .

Сарир упоминается в источниках с VI века. Легендарная версия основания связывает его возникновение с переносом трона персидских царей . По одной версии, основателем государства выступает иранский полководец Бахрам Гур . По другой, местного правителя назначил шах Хосров Ануширван . Владетели Сарира обладали золотым троном и носили титулы и . Арабский географ и путешественник Ибн Русте (X век) сообщает, что царя Сарира зовут «Авар» (Auhar).

Аварский историк Т.М Айтберов, комментируя один из документов о территориальной величине Хунзаха пишет об Аварах как о Северо-Кавказских тюрках . Однако, в последующей статье Т.М Айтберов пишет, что именно «в IX в., по крайней мере те, которые правили в Центральной Европе, не были тюркоязычными .

К 722 году относится сообщение арабского автора о владетеле трона — с титулом вахрарзаншах . По сообщению Балазури, сасанидский шах Хосров I Ануширван (правил в 531—579 годах), завоевав часть Восточного Кавказа:

пригласил …царей, назначил их, предоставив каждому из них шахство (над отдельной областью). Среди них хапан горы, а он сахиб ас-Серир, и называется он вахрарзаншах, царь (малик) Филана , а он филаншах, табасараншах , царь ал- Лакза с титулом джуршаншах и царь Маската , царство которого (в настоящее время уже) не существует, и царь Лирана, с титулом лираншах. И назначил он владетеля (сахиб) Бухха над Буххом, владетеля Зирикерана над Зирикераном . И утвердил он маликов горы ал-Кабк в их владениях и заключил с ними мир, на условиях внесения подати (итав) .

Данное сообщение свидетельствует о том, что сасанидский правитель застал в регионе местных правителей, власть за которыми он сохранил и утвердил .

Опорными пунктами гуннов в горах стали Хунзах и Гумик . По сведениям древних авторов, среди правителей Серира был правитель по имени Авар .

Арабский историк X века Масуди пишет: «Когда Арабы завоевали Иран , настал конец сасанидам, из сасанидских царей Йездигерд бежал от арабов, а впереди себя послал верного человека в Сарир со своей казной и золотым троном. Царя убили, а посланец укрылся в горном Дагестане. Царь Сарира стал называть себя Сахиб-ас-Сарир, то есть владетель золотого трона, а его подданные назывались сарирами. У царя Сарира была неприступная крепость, называемая ал-Ал (Аркас), где хранилась его казна. Столицей был Хумрадж (Хунзах). В стране было 12000 населения, разбросанных по ущельям, и царь брал в рабы кого угодно. Царя Серира звали „Авар“. Он исповедовал христианство , а все остальные жители государства были язычниками и поклонялись „сухой голове“. Этнический состав населения был разнообразным. Серир граничил с хазарами и много воевал с ними» .

Сарир — название собирательное. В тот период, когда арабы писали о Сарире, под ним подразумевалась значительная часть современного горного Дагестана, где проживало разноязычное население: хазары , кумыки , андийцы , предки современных аварцев и прочие. По мере того, как кольцо арабского завоевания вокруг Дагестана сужалось, сокращалась и территория Сарира. В конце концов, это сокращение привело к тому, что территория Сарира ограничивалась рамками современных аварских и ненекотых близлежащих .

По мнению доктора исторических наук Б. Н. Заходера , Сарир являлся союзом аварских племен, в который входили все субъэтносы аварцев:

«Но каково бы ни было решение вопроса о термине сарир , все же нам кажется несомненным, что сахиб ас-сарир был главою не только одного определенного племени или народа, а стоял во главе многих народов и племен, живших к западу от Баб ал-абваб . В числе этих племен и народов были авары, уже в то время игравшие выдающуюся роль на Северном Кавказе. Значением аварского союза племен, вероятно, и можно объяснить наличие третьего титула у сихиб ас-сарира — авар » .

Власть Сарира простиралась на «замок алал и гумик». Гумики ( кумухи , легко могли быть вассалами Сарира; алал остается загадкой, хотя несколько названий оканчивающихся на лал, известны в Аварии ( Багулал , Чамалал , Андалал ). Упомянутый в тексте алал может представлять собой аварскую общину, расположенную по верхнему течению реки Кара-Койсу . Ее центр Чох . Цити­руя данный отрывок работы Минорского, А. И. Исламмагомедов, уточняет, что общества Андалал («алал») и Кумух («гумик») расположены рядом друг с другом .

Так же упоминается Сарир Аваром «Авар»

Сарир в VII—XI веках

Сарир на карте Кавказа VII—VIII веков

В VII—VIII веках Сарир находился в зоне влияния Хазарского каганата и был его союзником в войнах против арабов. К этому же периоду относят сообщение, что владетелю Сарира принадлежит большинство поселений Аррана (Эрети) и Туш (Тушети). С точки зрения мусульманских географов, Сарир как христианское государство входил в сферу влияния Византийской империи .

Согласно « Дербенд-наме » в 733/34 году н. э. корейшит , брат халифа, Маслама ибн Абдулмалик после завоевания Кумуха , Кайтага и Табасарана двинулся на акушинцев и «аваров, столица которых — Хунзах». Маслама, согласно названному источнику, победил их, обратил мечом в ислам, построил на их землях мечети и, назначив там кадиев, сам вернулся в Сирию . Арабская армия вторглась на территорию Серира в 737 году во главе с Марваном ибн Мухаммадом . Серирцы оказывали захватчикам решительное сопротивление. Целый год они мужественно сражались с вторгшимся в их страну врагом. Арабы осадили и захватили крепость в Гумике . Согласно Ал-Куфи, в 737 году арабский полководец Марван держал в осаде крепость царя Сарира ровно год, после чего царь Сарира обязался выплачивать дань. Затем арабы ушли в соседний Туман, а Серир попал в зависимость от Арабского халифата . Царь Серира должен был ежегодно выплачивать дань . В записке русского офицера Хрисанфа, посетившего Хунзах в 1828 году с дипломатической миссией, сообщается, что «в этом городе» ислам распространил в 790/91 году н. э. Абдулмуслим «силой оружия князя» Хамзата. Арабоязычная «История Абумуслима», созданная в Лезгистане, также упоминает Абумуслима и Хунзах. Согласно ей знаменитый политический деятель VIII веке Абдуррахман Хорасани , известный в истории как Абумуслим, был со своими войсками в Южном Дагестане, где занимался распространением ислама. Его дело продолжали там его же сыновья и внуки. Одна из ветвей потомства Абумуслима переселилась затем в Кумух, а другая — в Авар, то есть в Хунзах .

Серирский царь стал искать союзников по всему Кавказу. Так, эмир Тифлиса Исхак ибн Исмаил (830—853), был женат на дочери царя Сарира . Их союзу не помешала даже разница религий . В середине IX века Серир окончательно освобождается от Аббасидского халифата . В это же время соседнее мелкое княжество Филан вошло в состав Серира, причём «сахиб-ас-Серир» получил титул «филаншах» .

В IX веке в связи с начавшимися смутами в Халифате , Сарир приобрёл независимость. Царь Сарира вмешивается в дела новообразовавшихся государств Ширвана , Дербента и принимает участие в региональных войнах . В 851 году Ширваншах напал на владетеля Сарира. В 912 году эмир Дербента в союзе с Ширваншахом совершил «исламский набег» на Шандан, которому помогал серирский царь . Царь Сарира также совершает успешные походы на равнинные владения хазар. Как пишет Аль-Масуди: «Царь Сарира с успехом воюет с хазарами и одерживает победы над ними, потому что они на равнине, а он в горах».

В 968 году Ибрагим бин Марзубан занял Ширван и приказал эмиру Дербента Ахмаду подчиниться. Царь Серира и дербентский эмир Абдул Малик, двинувшись на Ширван, взяли силой и сожгли Шабаран. Опустошив Ширван, сарирцы на день раньше вступили в Дербент и, устроив там беспорядки, ушли в горы . В Сарире дербентские эмиры порой находили себе убежище и поддержку во время внутренних неурядиц и внешней опасности со стороны ширваншаха. Позднее Дербент становится союзником Ширвана и «народ ал-Баба» перебил сарирцев. В 971 году царь Серира совершил грабительский набег в Дербентский эмират . Возле Дербента сарирцы нанесли дербентскому эмиру сокрушительное поражение, перебив свыше тысячи человек .

Сарир в XI веке

В 1032 году Мстислав Тмутараканьский , совершая свой рейд по Кавказу, стал врагом для Серира, так как эмир Дербента Мансур, который был в состоянии войны с ним, был женат на дочери серирского царя. Сарирцы, заключив соглашение с аланами, совместно напали на Ширван и взяли приступом её столицу Шемаху. Сарирцы и аланы грабили Ширван в течение 10 дней, убив свыше 10 тысяч человек, и вернулись с богатой добычей в свои владения . В 1064 году, по подстрекательству Ширвана, владетель Сарира вновь напал на ал-Баб.

В условиях ослабления позиций Хазарии и Халифата на Кавказе Сарир выступает как самостоятельная сила и в X веке приходится пик его могущества. Царь Сарира именуется в арабских источниках как «хакан ал-джибал» или правитель гор. Новосельцев А. П. пишет: «крупнейшим владетелем горного Дагестана был сахиб ас-серир» . Сарир характеризуется как «страна горная и степная». Союзнические отношения Сарира с Аланией , сложившиеся, очевидно, на антихазарской почве, подкрепляются династическими браками . Царство Сарир, согласно В. Г. Гаджиеву и В. М. Бейлису, было общедагестанским государством фигурирующим во всех источниках наряду с Царством Алан , Хазарским Каганатом и Киевской Русью . Якуби пишет, что в Арране 4000 селений и большая часть их принадлежит царю Сарира . Согласно профессору А. Д. Даниялову, Ширван — это древняя территория Сарира.

О тесных связях Сарира и Алании говорят множество источников. По сообщению Масуди, царь Сарира установил с царем Алании династические связи, «поскольку каждый из них женился на сестре другого» . Контакты с Аланией нашли отражение и в ономастике, в частности в именах аварских правителей, матери которых довольно часто являлись аланскими принцессами. В частности — Сиртан, дважды встречающееся как имя аварского нуцала в ХIII-XIV веках, упоминается в нартском эпосе как Сырдон, Ширдан. Тоже относится к имени Урусмаг, распространенному среди аварской знати в XV—XVI веках .

Интересные данные о Сарире сообщает сирийский историк и географ Абу-ль-Фида (1273—1331 гг.): «К востоку от Матрахи течет река ал-Ганам, которая пересекает страну ас-Сарир. Главный город [страны] ас-Сарир стоит на горе, прилегающей к Горе языков. Река ал-Ганам большая, зимой она замерзает, и вьючные животные переправляются через неё. Она впадает в море ал-Хазар …» . Реку ал-Ганам (араб. — «Баранья река») В. Ф. Минорский отождествляет с Сулаком , однако с этим не соглашается И. Г. Коновалова, считая, что это река Кума .

Гелбахский (Верхнечирюртовский) археологический комплекс содержит остатки городища, поселений, оборонительных сооружений и обширных могильников. Ныне могильник затоплен при строительстве водохранилища Чирюртовской ГЭС. Чирюртовский могильник находился на правом берегу Сулака и был некогда защищен со стороны степей Северного Дагестана мощной стеной .

Распад Сарира

Последнее упоминание о Серире относится к 1067 году. Серир начал распадаться вследствие противостояния и внутренних войн между жителями христианами, иудеями, язычниками (поклоняющиеся «мокрой голове») и мусульманами. В XI веке от Серира откалываются его западные земли (современные Ботлихский , Цумадинский и Ахвахский районы ), которые образуются в Андийское владение . По данным Е. М. Шиллинга «вся территория по левому берегу Андийского Койсу рассматривается как принадлежащая Жъугьутӏхану (дословно „Еврейский хан“), а правобережные земли — Суракату Аварскому ». М. А. Агларов отмечает, что это предание носит название «О 1000 всадниках на белых конях, войске ДжугьутI-хана». «Согласно историческим преданиям андийского долинного селения Муни, — пишет М. А. Агларов, — здесь некогда существовало обширное государство, во главе которого стоял Жъугьут-хан. Его земли простирались в горах до Хунзахского плато, в плоскости ниже по течению Дангъиза (Андийское Койсу) и до Харачоя. Верхнеандийские села тогда подчинялись Жъугьут-хану. Он мог собрать войско в 1000 всадников на белых конях. Башня, что ныне высится напротив села, построена также Жъугьут-ханом» . Возможно, что еврейская знать, бежавшая из Хазарии после её разгрома, поселилась в Серире, а после её распада утвердила за собой западный Серир. На территории Серира образовалось несколько вольных обществ, а на территории нынешнего Хунзахского района образовалось Аварское нуцальство .

Правители

  • Абухосро (ок. 740)
  • Авар/Аваз (вторая половина IX века)
  • (905 г.)
  • (940—950 гг.)
  • (1025—26 гг.)
  • Фируджа
  • (1065 г.), сын предыдущего

Примечания

  1. Ш. Хапизов, С. Галбацев. Роль миграционного фактора в формировании сельских общин средневекового Дагестана (на примере поселения Эмельта)
  2. Аббас-Кули-ага Бакиханов. . « Восточная литература » (1991). — Текст воспроизведён по изданию: Аббас-Кули-ага Бакиханов. «Гюлистан-и Ирам». Баку. «Элм». 1991 . Дата обращения: 6 июля 2020. 10 октября 2017 года.
  3. , p. 196.
  4. Бейлис В. М. Из истории Дагестана VI—XI вв. (Сарир) // Исторические записки Вып. 73. М., 1963. С. 259
  5. Гаджиев В. Г. Сочинение И. Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекой Курой находящихся» как исторический источник по истории народов Кавказа. М., 1979 С.166.
  6. .
  7. Фёдоров Я. А. // Вестник Московского университета . Серия 9: История : научный журнал . — М. : Издат. МГУ , 1970. — № 3 . 29 июня 2020 года.
  8. Гадло А. В. . — Л. : Издательство Ленинградского университета , 1979. — 217 с.
  9. , с. 321.
  10. odnapl1yazyk.narod.ru . Дата обращения: 6 июля 2020. 23 октября 2020 года.
  11. История Дагестана. В 4-х томах. М., 1967. Т. I. С. 123.
  12. Еремян С. Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу // Записки ИВАН СССР. Т. VII. М.-Л., 1939. С. 44.
  13. Исламмагомедов А. И. Аварцы. Историко-этнографическое исследование XVIII — начало XX в. Махачкала, 2002. С. 12.
  14. Бартольд В. В. Сочинение. Т. III. — М. , 1965. — С. 410.
  15. , с. 258.
  16. ‘Аджа’ иб ад-Дунйа (Чудеса мира) / перевод Л. П. Смирнова. М., 1993. С. 530.
  17. Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A H. — 982 A. D./Tr. and expl. by V. Minorsky
  18. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI—XII вв.) / Отв. ред. Прозоров С. М. . — М. : « Восточная литература », 2003. — 847 с. — ISBN 5-02-018190-0 ., стр. 177
  19. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI—XII вв.) / Отв. ред. Прозоров С. М. . — М. : « Восточная литература », 2003. — 847 с. — ISBN 5-02-018190-0 ., стр. 321
  20. Салмин А. К. . — Чебоксары, 2016. — С. 51. 7 мая 2021 года.
  21. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI—XII вв.) / Отв. ред. Прозоров С. М. . — М. : « Восточная литература », 2003. — 847 с. — ISBN 5-02-018190-0 ., стр. 178
  22. , с. 111.
  23. Т. М. Айтберов. . — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1990. — С. 98.
  24. . Дата обращения: 28 августа 2022. 15 июля 2022 года.
  25. , с. 26.
  26. Булатова А. Г. Лакцы. Историко-этнографические очерки. Махачкала, 1971
  27. Иштван Эрдели. . — С. 13. 19 января 2021 года.
  28. , с. 59.
  29. , p. 166.
  30. Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе: Горган и Поволжье в IX-X вв. — М. , 1962. — С. 124.
  31. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X—XI вв. М., 1963. — C. 218—219.
  32. Исламмагомедов А. И. Аварцы. Историко-этнографическое исследование XVIII — начало XX в. Махачкала, 2002. страница 22.
  33. Оразаев Г-М. Р. // Дагестанские исторические сочинения. — М. : Наука , 1993. 11 октября 2018 года.
  34. , с. 67.
  35. , с. 68.
  36. Древние правовые памятники Аваристана / 2013-03-28
  37. Айтберов Т. М. // Древний Хунзах и хунзахцы . — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1989.
  38. В. Ф. Минорский. История Ширвана и Дербента X—XI веков. — М., 1963.
  39. , с. 72.
  40. , с. 76.
  41. Ал-Белазури . «Китаб футух ал-булдан». — Лейден, 1866. С. 196.
  42. , с. 84.
  43. Аль-Масуди . . « Восточная литература » . — Текст воспроизведён по изданию: История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. : Издательство восточной литературы . 1963. Пер. с англ. С. Г. Микаэлян . Дата обращения: 6 июля 2020. 13 мая 2021 года.
  44. Ибн ал-Факих. Китаб ал-булдан. — Лейден, 1885. С. 291.
  45. Ал-Масуди. «Луга золота и рудники драгоценных камней». (Пер. Караулова Н. А.) — Тифлис. 1908.
  46. В. Г. Гаджиев Сочинение Гербера И. «Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курой находящихся». — М., 1973. С. 165.
  47. , с. 259.
  48. Якуби. «История». (Пер. Жузе П. К.) — Баку, 1927.
  49. Минорский В. Ф. Указ.соч. С.204.
  50. Атаев М. М. Авария в X—XV вв. Махачкала, 1995.С.112
  51. Коновалова И. Г. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII—XIV вв. М., 2009.С.117.
  52. Минорский В. Ф. Указ.соч. С.119.
  53. Коновалова И. Г. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII—XIV вв. М., 2009.стр68-69.
  54. Федоров-Гусейнов Г. С. История происхождения кумыков. Махачкала, 1996. С.44
  55. , с. 12.
  56. , с. 32.

Литература

  • Аликберов А. К. / Отв. ред. Прозоров С. М. . — М. : « Восточная литература », 2003. — 847 с. — ISBN 5-02-018190-0 .
  • Магомедов Р. М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. . — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002.
  • Агларов М. А. Народы Дагестана . — 2002.
  • Бейлис В. М. Из истории Дагестана VI–XI вв. (Сарир) // Исторические записки : научный журнал . — М. : Отделение историко-филологических наук РАН, 1963. — № 73 . — С. 249–266 .
  • Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал АН СССР, 1964.
  • Шихсаидов А. Р. Дагестан в X—XIV вв. (опыт социально-экономической характеристики). — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975.
  • Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. — М., 1963
  • Атаев Д. М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье (по материалам археологических раскопок Аварии). Махачкала, 1963
  • Тахнаева П. И. Христианская культура средневековой Аварии (VII—XVI вв.) в контексте реконструкции политической истории. Махачкала, 2004
  • Айтберов Т. М. И аварский язык нуждается в государственной поддержке // Журнал «Народы Дагестана». 2002. № 5. С. 33 — 34
  • Магомедов Мурад Походы монголо-татар в горный Дагестан // История аварцев. — Махачкала: ДГУ, 2005. С. 124
Источник —

Same as Сарир