Interested Article - Жакаим

Жакаим ( каз. Жақайым ) — подрод казахского рода Шекты ( каз. Шекті) племени Алшын , проживавший в основном на береговой территории Аральского моря . Основным занятием было оседлое рыболовство, также часть населения вело кочевой образ жизни. В результате экологической катастрофы и снижения уровня Аральского моря , жакаимы были вынуждены переселиться в различные регионы Казахской ССР .

Жакаим имеет 6 ветвей: Акбура (каз. Ақбура), Кокбура (каз. Көкбура), Агыс (каз. Ағыс), Когыс (каз. Көгіс), Шынгыс (каз. Шыңғыс), Айдос . Друг друга жакаимы называют Аккудай. Среди известных жакаимов были такие видные представители, как Кыз-Жибек (каз. Қыз Жібек ), Сартай Батыр — Войско Мын Бала ( пер . с каз. войско тысячи мальчишек, каз. Жау жүрек мың бала ), Нуртуган Кенжегулулы (каз. Нұртуған Кенжеғұлұлы) — акын, Абдижамил Нурпеисов — писатель и переводчик, Абдул-Хамид Мархабаев — писатель фантаст, Абдыкалык Мархабаев — Директор рыбзавода Аральского моря Казахской ССР.

Упоминание быта и сложного исторического пути рыболовов Аральского моря, в том числе жакаимов, можно встретить в произведениях Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот» и «Долг». «Кровь и пот» и «Долг» охватывают события, происходившие в приаральском регионе Казахстана во время 1-й мировой войны и Гражданской войны , а также о рыбаках и тяжёлой судьбе Аральского моря.

Шежире

Рода в составе племенного объединения алшын , согласно Шежире, происходят от .

В XIV в. самым известным алшыном являлся Алау. Судя по историческим данным, он жил в эпоху Золотоордынского хана Джанибека . Алау участвовал в событиях, связанных с дочерью Джанибека и Аметом, сыном Исы из рода Уйсун . Его сына звали Кыдуар тентек .

Согласно одному варианту шежире, Кыдуар имел двух сыновей Кайырбай (Каракесек) и Кыдырбай (Байлы). Рода в составе алимулы происходят от Кайырбая, в составе байулы — от Кыдырбая .

У Кайырбая было три сына Байсары ( Кете ), Алим, Шомен. От Байсары происходят Бозаншар (родоначальник кланов Каракете и Ожрайкете), от Алима происходят 6 сыновей Жаманак (родоначальник клана Шекты ), Карамашак (родоначальник клана Торткара ), Уланак (родоначальник клана Каракесек ), Айнык и Тегенболат (родоначальники клана Карасакал ), Тойкожа (родоначальник клана Аккете). От Шомена три сына Шомекей и Дойт, Тумен (Туменкожа). Шомекей — родоначальник одноименного клана. Туменкожа — родоначальник кланов Сарыкете и Кулыскете .

ДНК

В рамках предмета исследования генетической генеалогии казахов, в работе, на основе ДНК анализов Y-хромосомы, с целью определения уровня исторической верификации устно-традиционной генеалогии, было исследовано родоплеменное объединение Алимулы, которое является частью племени Алшын — казахов Младшего жуза. Результаты исследования базировались на предмет использования генетических анализов происхождения родов по мужской (отцовской) линии в качестве прикладного метода в исторической дисциплине. Применение современных методов и расчетов, на основе накопленных мутации, в определённых генетических субкладах, позволило определять эпоху, в которой проживал родоначальник того или иного рода. Что позволило полностью реконструировать достоверную историю зарождения этноса.

Генетический анализ C-Y15552 у C2 -M48 выявил терминальный SNP ZQ5 у прямых потомков Алима, возраст которого по расчетам TMRCA около 550 лет.

Алимулы наряду с байулы представляют собой одно из двух крупных родоплеменных групп в составе алшынов . Рядом авторов аргументирована точка зрения о тождестве алшынов и алчи- татар , живших в Монголии до XIII в. Согласно шежире, приводимому Ж. М. Сабитовым, все алшынские роды в составе алимулы и байулы происходят от из племени алшын, жившего в XIV в. во времена Золотоордынского хана Джанибека .

Судя по гаплогруппе C2 -M48, прямой предок алшынов по мужской линии происходит родом с Восточной Азии . Генетически племенам алимулы и байулы из народов Центральной Азии наиболее близки баяты , проживающие в аймаке Увс на северо-западе Монголии . Основной гаплогруппой для жакаим из шекты является C-Y15552 (которая также является общеалшынской) .

Примечания

  1. Сабитов Ж. М. // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. — 2015. — С. 383—393 . 14 июля 2019 года.
  2. Бейсенбащлы Ж. Казак шeжipeci. — Алматы, 1994. — С. 134—135. — 160 с.
  3. Ушницкий В. В. // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2017. — № 3 (20) . — С. 30—36 . 14 июля 2021 года.
  4. Сабитов Ж. М., Акчурин М. М. // Средневековые тюрко-татарские государства. — 2014. — Декабрь ( № 6 ). — С. 127—139 .
  5. Жабагин М. К. Анализ связи полиморфизма Y-хромосомы и родоплеменной структуры в казахской популяции / О. П. Балановский. — Москва, 2017. — С. 51, 54, 78. — 148 с.
  6. Баймуханов Н., Баимбетов Г. // Вестник. Серия историческая. — 2018. — № 2 (89) . — С. 172 180 . 5 сентября 2019 года.
Источник —

Same as Жакаим