Interested Article - Русская семиструнная гитара

Русская семиструнная гитара струнный щипковый музыкальный инструмент из семейства гитар . Получила распространение в России с конца XVIII века. Её основной особенностью является кварто - терцовый строй , основанный на мажорном трезвучии (в отличие от кварто-терцового строя классической шестиструнной гитары ). Во втором издании словаря В. И. Даля семиструнная гитара называется «польской», а испанская шестиструнная — «итальянской»: «на италиянской гитаре шесть струн, на польской семь, но строй первой объёмистее».

История

Семиструнная гитара на картине В. А. Тропинина «Гитарист» (1823).
Цистра мастера Вильгельма Биндернагеля, звучала в камерных оркестрах в Лейпциге и С.-Петербурге.
Гитара мастера Ивана Краснощёкова, принадлежала Татьяне Демьяновой . На таких гитарах играли у Яра .

Создание

Русская семиструнная гитара появилась в России в конце XVIII века. Точная судьба её становления неизвестна. По версии некоторых исследователей ( М. А. Стаховича , М. И. Пыляева , А. В. и С. Н. Тихонравовых ) изобретателем русской гитары является Андрей Осипович Сихра (1773—1850) — основоположник гитарного искусства в России, который написал для неё около тысячи музыкальных сочинений и обработок народной и академической музыки . Первый опыт создания и игры на русской гитаре был произведён им в Вильне ( Вильнюсе ) в 1793 году, с её последующим усовершенствованием в Москве, куда он переселился в 1795 году.

Сихра играл также на шестиструнной гитаре, и, будучи одарен сильным музыкальным талантом и достигши степени виртуоза на арфе, он, в конце прошлого столетия был в Москве, придумал сделать из шестиструнной гитары инструмент, более полный и близкий арфе по арпеджиям , а вместе с тем и более мелодический, нежели арфа , и привязал седьмую струну к гитаре: вместе с тем он изменил ее строй.

Стахович М.А. // Москвитянин : журнал. — 1854. — Т. IV , № 13 . — С. 3—5 .

Учитывая тот факт, что строй по мажорному трезвучию известен в Европе с XVI века и использовался на саксонской цистре (в тональности До , струны: {c, e, g}, {c 1 , e 1 , g 1 } ), можно предположить, что Андрей Сихра заимствовал этот принцип строя для своего изобретения с добавлением седьмой (басовой) струны Ре (струны: D, {G, B, d}, {g, b, d 1 } ). Также известно, что на цистре играл автор первой в истории Школы игры на русской семиструнной гитаре, изданной в 1798 году, Игнац фон Гельд (Игнатий Францович Гельд, 1766—1816) . Что касается формы корпуса инструмента и конструктивных особенностей, то семиструнная гитара в целом схожа с таковыми классической шестиструнной гитары.

Андрей Сихра концертировал, издавал популярные гитарные журналы, много преподавал. По настоянию своего ученика, Моркова Владимира Ивановича (1801—1864) , Сихра написал «Школу игры для семиструнной гитары», впервые изданную в 1832 году. Основным достоинством этого издания которой стали 580 аккордов, созданных Сихрой для игры гармонических прелюдий в разных тональностях. Помимо многочисленных произведений для семиструнной гитары Сихрой был также написан Концерт для гитары с оркестром.

Несмотря на большое количество учеников и последователей, главной фигурой школы Сихры стал Семён Николаевич Аксёнов (1784—1853), считавшийся в Москве лучшим гитаристом-виртуозом. Именно ему Сихра посвятил «Экзерсисы для семиструнной гитары», изданные в 1818 году. В 1814 году Аксёнов издает «Новый журнал для семиструнной гитары», впервые адаптирует для семиструнной гитары искусственные флажолеты и различные приемы звукоподражания, включая подражание малому барабану. Впоследствии Аксёнов стал учителем для одного из самых выдающихся гитаристов-семиструнников XIX века — Михаила Тимофеевича Высотского (1791—1837).

Высотским была создана своя школа семиструнной гитары, учениками которой стали Ветров Алексей Александрович (1812—1877), Белошеин Павел Федорович (1799—1869) , Ляхов Иван Егорович (1813—1877), Липкин Николай Егорович (н.д.), Фалеев Василий Петрович (н.д.), Кладовщиков Павел Григорьевич (н.д.), Полежаев Александр Иванович (1804—1838), Горбунов Иван Федорович (1822—1864) и Аполлон Григорьев (1822—1864) — автор Венгерки, благодаря которому Стахович впоследствии написал «Историю семиструнной гитары».

Как арфист Сихра, при создании своей «Школы игры на семиструнной гитаре», сделал акцент на постановку и работу правой руки (аппликатуру правой руки развивали и его ученики — Циммерман и Свинцов), в то время как Высотский уделил большое внимание приемам для левой руки, включая разработку техники исполнения легато и вибрато . В. А. Русанов впоследствии отмечал, что несмотря на попытку Сихры создать семиструнную гитару для адаптации арфового строя,

…результаты, во всяком случае, получились совершенно обратные: плавность и разнообразие широких легато и глиссанд , мягкость и певучесть вибрации еще более удалили русскую семиструнную гитару от столь родственной гитаре арфы

Русанов В. Чет или нечет // Гитарист : журнал. — 1906. — № 2 . — С. 24 .

С 1947 года семиструнные гитары в СССР производила фабрика музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского . Цена гитары составляла 17 рублей 50 копеек .

Популярность

До Октябрьской революции семиструнная гитара являлась основным видом гитары в России, но к концу XX века перестала быть предметом массового использования. Из-за неполного понимания музыкальных свойств семиструнной и шестиструнной гитар, их часто противопоставляют между собой, хотя они являются разными музыкальными инструментами, каждая — со своими уникальными художественно-техническими особенностями .

Семиструнная гитара широко использовалась для аккомпанемента при исполнении русских романсов и народных песен , в качестве солирующего инструмента при исполнении произведений русских композиторов. Очень часто применялась в песенно-музыкальном творчестве русских цыган (другое название гитары — «цыганская»).

Для русской гитары написан ряд концертных сочинений, например «Русский концерт» Игоря Рехина (1988) и «Концерт для гитары с оркестром» Алексея Агибалова (2007) .

Конструктивные особенности

Традиционные особенности, являющиеся не обязательными, а возможными вариантами в конструкции русской гитары:

  1. Круглый и тонкий гриф (от 44 до 50 миллиметров на верхнем порожке, от 54 до 60 мм. на нижнем порожке), длина струны 600-620 мм., радиусная накладка, напоминающая такую же на саксонской цистре , которая также была семиструнной .
  2. Гриф соединяется с корпусом гитары при помощи регулируемого винтового соединения . Чем сильнее винт прижимает пятку грифа к корпусу, тем больше опускается головка грифа и струны приближаются к порожкам на грифе. Между накладкой грифа и верхней декой гитары есть небольшой зазор.
  3. Пружины (деревянные планки внутри корпуса, выполняющие функцию рёбер жёсткости) располагаются по системе Шерцера — параллельно друг другу и поперёк верхней деки .

См. также: Конструкция гитары .

Музыкальные свойства

Вот как описывает этот инструмент первый историк русской гитары Михаил Александрович Стахович :

…полнота и разнообразность движения голосов в самостоятельном пении каждой струны, роскошь арпеджиатур , соединяемая с самыми плавными и широкими лигатами , расширение диапазона гамм , наконец, густой ход басов, всегда возможный и вызывающий, так сказать, на музыкальное размышление, — все это останется непобедимым качеством семиструнной гитары перед эффектами шестиструнной. Инструмент в высшей степени романтический — гитара, достиг в семиструнной форме своего полного очарования, не потому ли он так и полюбился русскому народу? не потому ли так особенно, и почти исключительно и подладил он под русскую песню? Это остается показать и разъяснить следующему за нами периоду русской музыки , когда народные мотивы переработаются в музыку и выработают себе музыку.

Стахович М.А. // Москвитянин : журнал. — 1854. — Т. IV , № 13 . — С. 2—3 .

Строй

Струна Нота Октава Нотация
1 d 1 (ре 1 ) Первая
2 b (си) Малая
3 g (соль)
4 d (ре)
5 B (Си) Большая
6 G (Соль)
7 D (Ре)

Нотация гитары производится на октаву выше действительного звучания.

Звучание открытых струн образует строй гитары . Последовательность тонов, начиная с седьмой струны, самой низкой по тону: Ре ( большой октавы ), Соль , Си , Ре (малой октавы), Соль , Си , Ре (первой октавы). Этот строй является для русской гитары стандартным, академическим.

Строй смешанный — терцово-квартовый, образованный по мажорному трезвучию в тональности Соль: {D, {G, B, d}, {g, b, d 1 }} (буквенная нотация). Всего в строе содержится два однотональных трезвучия, образованных группами струн 3—1 и 6—4, с интервалами в октаву между соответствующими ступенями трезвучий. Группа струн 7—5 образует Соль мажорный квартсекстаккорд (второе обращение Соль мажорного трезвучия) с утроенной квинтой Ре , удвоенными примой Соль и терцией Си .

Интервалы между соседними струнами, считая от первой: d 1 {м.3} b {б.3} g {ч.4} d {м.3} B {б.3} G {ч.4} D (м.3 и б.3 — малая и большая терции , ч.4 — чистая кварта ). Таким образом, строй содержит в себе две одинаковые группы интервалов: {м.3, б.3, ч.4}{м.3, б.3, ч.4} — всего 2 кварты и 4 терции.

Диапазон звуковысот гитары от открытой седьмой до зажатой на XII ладу первой струны составляет 3 полных октавы (часть большой, малую, первую и часть второй). Количество звуков на первой струне после XII лада зависит от количества ладов на грифе.

Настройка

На гитаре, как и на некоторых других струнных музыкальных инструментах , струны настраиваются по принципу сравнения высоты звучания двух соседних струн, одна из которых зажимается на определённом ладу , а вторая остаётся открытой. В таком положении они должны звучать в унисон .

Опорной струной, от которой начинается настройка, у гитары является первая. Зажатая на VII ладу она настраивается по камертону Ля , или открытая настраивается по фортепиано на тон Ре первой октавы . Дальнейший ход настройки определяется повторяющейся группой интервалов {м.3, б.3, ч.4}. Малая терция содержит 3 полутона , большая — 4, чистая кварта — 5 полутонов.

Каждый лад на грифе гитары изменяет высоту звучания струны на полутон, по сравнению с нижележащим ладом. Следовательно, номер лада, на котором зажимается струна, означает количество полутонов, на которое изменяется звучание открытой струны. Например, если настроить зажатую на III ладу 2-ю струну в унисон с 1-й, между ними же открытыми образуется малая терция; на IV ладу 3-ю струну в унисон со 2-й — большая терция и т. д.

Вышеприведённый способ настройки является базовым, среди других возможных, но при этом, не дающим точной настройки инструмента. Существуют определённые нюансы, определяющиеся, в частности, свойствами струн различной толщины, например, басовые струны требуют особо тщательной настройки . Для уточнения настройки проверяют арпеджированное звучание интервалов на удалённых струнах и аккордов: например, открытых струн в группах: Ре (1, 4, 7), Си (2, 5), Соль (3, 6) — они должны звучать с разницей в октаву (две октавы между струнами 1, 7), и групп, образующих Соль мажорное трезвучие (1—3, 4—6).

Тональности

Наиболее удобными для игры на русской гитаре тональностями являются: мажорные Соль (самая лёгкая и звучная, по строю открытых струн), До и Ре ( субдоминанта и доминанта по отношению к основной тональности Соль мажор ); и минорные Ми, Ля, Си, Ре, Соль, До — эти девять тональностей являются наиболее используемыми. Менее удобные, средние по сложности исполнения тональности: мажорные Фа, Си, Си-бемоль, Ля, Ми, Ми-бемоль ; и минорные Фа, Фа-диез . Остальные тональности наиболее сложны в применении и поэтому малоупотребительны, например: мажорные До-диез, Ре-бемоль, Фа-диез, Соль-бемоль, Ля-бемоль ; минорные До-диез, Ре-бемоль, Соль-диез, Си-бемоль, Ми-бемоль .

Разновидности строя

Существуют модификации русского семиструнного строя:

  • D, {G, B♭ , d}, {g, b♭ , d 1 } ( 2-я и 5-я струны сдвинуты вниз на один лад и звучат как Си-бемоль ) — цыганский строй, основанный на Соль минорном трезвучии .
  • D, {G, C , d}, {g, b♭ , d 1 } ( 2-я струна Си-бемоль , 5-я струна До ) .
  • D, {G, C , d}, {g, b, d 1 } или C , {G, B, d}, {g, b, d 1 } ( 5-я или 7-я струна настроена как До ) .
Строи других гитар

Шестиструнную гитару можно настроить таким образом, чтобы её струны приблизительно повторяли строй русской гитары: D, G, d, g, b, d 1 (строй Open G , в котором играет Александр Розенбаум ).

Семиструнная гитара, используемая в Бразилии , имеет строй классической шестиструнной гитары E, A, d, g, b, e 1 , а седьмая струна настраивается на ноту D или B (такой же строй имеет и семиструнная электрогитара ).

Разновидности

Существует 3 основных вида русской гитары различных размеров :

  • Большая гитара — стандартная полноразмерная гитара, описанная выше. Её мензура составляет 650 мм.
  • Средняя гитара — имеет гриф 46 миллиметров, таковы довоенные гитары: «Музпред», «Шихово» и др. Мензура не превышает 610 мм.
  • Терц-гитара — строится на малую терцию выше, по сравнению с большой гитарой, как F, {B♭, d, f}, {b♭, d 1 , f 1 } — по Си-бемоль мажорному трезвучию. Мензура 585 мм.

Терц-гитара является транспонирующим инструментом , поэтому ноты на нотном стане для терц-гитары обозначают на терцию ниже тех же нот большой гитары. Например, если для большой гитары ноты обозначают гамму До мажор, то для терц-гитары эта же гамма будет записана как Ля мажор .

  • Кварт-гитара — малых размеров. Строится на чистую кварту выше, как G, {c, e, g}, {c 1 , e 1 , g 1 } — по До мажорному трезвучию). Мензура около 550 мм.

Кварт-гитара также является транспонирующим инструментом. Ноты для неё обозначают на кварту ниже, по аналогии с терц-гитарой.

Терц- и кварт-гитары являются ансамблевыми инструментами, позволяющими расширить диапазон извлекаемых звуков, и тем самым обогатить музыкальные возможности гитарного ансамбля. Особенно удачным вариантом ансамбля является дуэт большой и кварт-гитары, где последняя, в большинстве случаев, как инструмент с более высоким звучанием, исполняет солирующую партию .

Основные виды гитар
Вид Строй Нотация Верхний порожек и Мензура Длина
Концертная D, G, B, d, g, b, d 1 (48 x 18) x 650 1010
Средняя D, G, B, d, g, b, d 1 (46 x 19) x 610 938
Терц F, B♭, d, f, b♭, d 1 , f 1 (44 x 20) x 585 900
Кварт G, c, e, g, c 1 , e 1 , g 1 (42 x 21) x 540 825

Исполнители

Краткий список исполнителей и других деятелей, внёсших значительный вклад в историю семиструнной гитары:

В качестве аккомпанирующего инструмента семиструнная гитара использовалась такими популярными авторами-исполнителями , как Юрий Визбор , Владимир Высоцкий , Александр Галич , Вениамин Нечаев , Новелла Матвеева , Сергей Никитин , Булат Окуджава , Михаил Анчаров .

Радиопередачи

  • Ленинградское отделение КПП Музфонда СССР: Русская семиструнная гитара (11 июня 1979).
  • на Радио Москвы . Участники: Дмитрий Петрачков и Кирилл Волжанин (август 2014).

См. также

  • Классическая гитара
  • Переложения произведений русских гитарных композиторов для исполнения на классической гитаре в 2000-2018 годы выполнил композитор и гитарист Сергей Иванович Руднев. В 2018 в российском издательстве "VIRTUOZO" издан cборник нот, содержащий на 228 страницах 63 переложения произведений 7 русских гитарных композиторов:

Примечания

  1. Стахович М.А. // Москвитянин : журнал. — 1854. — Т. IV , № 13 . — С. 1—17 .
  2. Стахович М.А. // Москвитянин : журнал. — 1855. — Т. V , № 15—16 (август) . — С. 226—238 .
  1. Andreas Michel . Studia-instrumentorum.de . Дата обращения: 11 августа 2020. 27 февраля 2021 года.
  2. Тихонравова А.В., Тихонравов С.Н. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : журнал. — 2013. — № 4 (30). Ч. 2 . — С. 171—176 . — ISSN . 14 апреля 2015 года.
  3. Ширялин А. В. «Поэма о гитаре», М.: Молодая гвардия, 1994. — С.19. — 160 c. — ISBN 5-235-00229-7
  4. Ильгин К.В. : Автореферат дис.. — СПб. , 2003. — С. 9 . 19 апреля 2015 года.
  5. Финдейзен Н. Ф. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  7. Ширялин А. В. «Поэма о гитаре», М.: Молодая гвардия, 1994. — С.21. — 160 c. — ISBN 5-235-00229-7
  8. Ширялин А. В. «Поэма о гитаре», М.: Молодая гвардия, 1994. — С.23. — 160 c. — ISBN 5-235-00229-7
  9. Ширялин А. В. «Поэма о гитаре», М.: Молодая гвардия, 1994. — С.24. — 160 c. — ISBN 5-235-00229-7
  10. . Дата обращения: 11 сентября 2017. 27 октября 2017 года.
  11. Ширялин А. В. «Поэма о гитаре», М.: Молодая гвардия, 1994. — С.43-51. — 160 c. — ISBN 5-235-00229-7
  12. Ширялин А. В. «Поэма о гитаре», М.: Молодая гвардия, 1994. — С.20. — 160 c. — ISBN 5-235-00229-7
  13. Отюгова Т.А., Галембо А.С., Гурков И.М. . — Л. : Музыка, 1986. — 187 с. 23 сентября 2015 года.
  14. Данная информация следует из ярлыка, прикреплённого к нижней деке гитары.
  15. Иоганн Готфрид Шерцер (1834(?)—1870) — австрийский гитарный мастер.
  16. Мелешко Р.Ф. Как делать переложение для семиструнной гитары. — М. : Советский композитор, 1976. — С. 95—98. — 135 с.
  17. Комаров Н.А., Федюнин С.Н. . — М. : Легпромбытиздат, 1988. — С. . — 272 с. — ISBN 5-7088-0195-6 .
  1. // История гитары в лицах : журнал. — 2012. — № 5—6 . 13 апреля 2015 года.
  2. // История гитары в лицах : журнал. 3 октября 2016 года.
  3. Интервью с Александром Колпаковым // История гитары в лицах : журнал. — 2008. — № 1 (154) . — С. 34—39 .
  4. // История гитары в лицах : журнал. — 2014. — № 1 . 13 апреля 2015 года.
  1. Тавровские В.В. и С.В. . Гитаристы и композиторы. Дата обращения: 20 апреля 2015. 27 апреля 2015 года.
  2. Тавровские В.В. и С.В. . Гитаристы и композиторы. Дата обращения: 20 апреля 2015. 3 февраля 2015 года.
  3. Тавровские В.В. и С.В. . Гитаристы и композиторы. Дата обращения: 20 апреля 2015. 27 апреля 2015 года.
  1. Иванов М.Ф. Русская семиструнная гитара. — М.; Л.: Музгиз, 1948. — С. 113. — 153 с.
  2. Иванов М.Ф. Русская семиструнная гитара. — М.; Л.: Музгиз, 1948. — С. 78. — 153 с.
  3. Иванов М.Ф. Русская семиструнная гитара. — М.; Л.: Музгиз, 1948. — С. 112. — 153 с.
  4. Иванов М.Ф. Русская семиструнная гитара. — М.; Л.: Музгиз, 1948. — С. 72—74. — 153 с.
  1. Менро Л.А. Сравнительный анализ строев семиструнной и шестиструнной гитар. — М. , 1989. — 32 с.
  2. Менро Л.А. Сравнительный анализ строев семиструнной и шестиструнной гитар. — М. , 1989. — С. 7. — 32 с.
  3. Менро Л.А. Сравнительный анализ строев семиструнной и шестиструнной гитар. — М. , 1989. — С. 6. — 32 с.
  4. Менро Л.А. Сравнительный анализ строев семиструнной и шестиструнной гитар. — М. , 1989. — С. 27. — 32 с.
  1. Батов А., Милешина Н. . — Научный каталог-справочник. — М. : ВМОМК им. М.И. Глинки , 2013. — С. 13. — 135 с. — ISBN 978-5-8493-0252-2 . 5 марта 2016 года.
  2. Батов А., Милешина Н. Струнные щипковые инструменты из фондов Музея им. М.И. Глинки. — Научный каталог-справочник. — М. : ВМОМК им. М.И. Глинки, 2013. — С. 10. — 135 с. — ISBN 978-5-8493-0252-2 .
  3. Батов А., Милешина Н. Струнные щипковые инструменты из фондов Музея им. М.И. Глинки. — Научный каталог-справочник. — М. : ВМОМК им. М.И. Глинки, 2013. — С. 12, 15. — 135 с. — ISBN 978-5-8493-0252-2 .

Литература

  • : журнал. — 2013. — № 1 (7) .
  • Рехин И.В. // Гитаристъ : журнал. — № 1, 2/2004; 2/2005; 1, 2/2006 . 4 марта 2016 года.
  • Самусь Н.М. Русская семиструнная гитара. — справочник. — М. : ИД «Композитор», 2003. — 336 с. — ISBN 5-85285-212-0 .
  • Ширялин А.В. Поэма о гитаре. — М. : Молодая гвардия (спец.выпуск альманаха «Молодёжная эстрада»), 1994. — 160 с. — ISBN 5-235-02229-7 .
  • Вольман Б.Л. Гитара в России. — Л. : Музгиз, 1961. — 180 с.
  • Иванов М.Ф. Русская семиструнная гитара. — М.; Л.: Музгиз, 1948. — 153 с.

Ссылки

  • . (30 апреля 2007).
Источник —

Same as Русская семиструнная гитара