Вход Господень в Иерусалим
- 1 year ago
- 0
- 0
Иерусали́м ( ивр. יְרוּשָׁלַיִם Йерушала́(й)им (инф.) , араб. القُدس аль-К̣удс , أورشليم Ӯршалӣм ( Ӯрушалӣм ) , أورشليم القدس , Ӯршалӣм-аль-К̣удс (инф.) ) — столица Израиля , город на Ближнем Востоке . Расположен на плато в Иудейских горах на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 метров над уровнем моря. Климат средиземноморский , с жарким, сухим летом и мягкой, влажной зимой. Город является священным для трёх крупнейших авраамических религий — иудаизма , христианства и ислама . Населён представителями множества национальных, этнических и религиозных деноминаций. Численность населения Иерусалима (без пригородов) на начало 2020 года — 936 425 жителей.
23 января 1950 года Кнессет (Израильский парламент) провозгласил Иерусалим столицей Государства Израиль . С 1967 года в результате Шестидневной войны Израиль стал контролировать всю территорию города — как Западный Иерусалим, так и Восточный . В 1980 году Кнессет провозгласил Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля . Израильский суверенитет над восточной частью города и статус всего Иерусалима как столицы Израиля не признаны значительной частью международного сообщества , которое относится к Восточному Иерусалиму как к палестинской территории , оккупированной Израилем . Статус Иерусалима остаётся одной из центральных тем палестино-израильского конфликта .
Иерусалим является одним из древнейших городов мира: первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э. В XI веке до н. э. основанный и населённый иевусеями город был завоёван евреями и провозглашён столицей Израильского царства , а с X века до н. э. — Иудейского . После распада Римской империи Иерусалим отошёл к Византии . С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В 1099 — 1187 и 1229 — 1244 годах Иерусалим был под властью крестоносцев .
В 1538 году при Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима были построены стены. Сегодня эти стены определяют границы Старого города , который традиционно разделяется на четыре квартала, известные с начала XIX века как Еврейский , Христианский , Армянский и Мусульманский кварталы . В 1981 году Старый город стал объектом Всемирного наследия , и включён в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой . Современный Иерусалим разросся далеко за пределы границ Старого города.
Исторически в основе экономики города лежит его привлекательность для паломников и светских туристов, однако всё большую роль в экономике Иерусалима играют современные высокотехнологичные предприятия. Музей Израиля . Город является государственным телерадиовещательным центром страны. Основанный в 1918 году Еврейский университет в Иерусалиме входит в первые две сотни лучших учебных заведений мира.
В Иерусалиме также расположены многие художественные и культурные площадки, в том числе всемирно известныйГород впервые упоминается в египетских источниках XIX—XVIII вв. до н. э. как Рушалимум , в Эль-Амарнских письмах XIV в. до н. э. — как Урусалим , и в анналах Синаххериба (конец VIII в. до н. э.) — как Урсалимму . Самое раннее внебиблейское ивритское написание слова «Иерусалим» датируется шестым или седьмым веком до н. э. и было обнаружено в 1961 г. в Хурбат-Бейт-Лойя около Бейт-Гуврина . Надпись гласит: «Я есть Яхве, Бог твой, приму Я города Иудеи и избавлю Я Иерусалим» , или, как предлагают другие исследователи: «Яхве есть Бог всей земли. Горы Иудеи принадлежат Ему, Богу Иерусалима» .
Этимологически название «Иерусалим» ( Ирушалем ), согласно различным источникам, происходит от значения «основанный ( шумерское йеру — „поселение“ / семитское ири , иарах — „основывать, закладывать краеугольный камень“) Шалимом (Шалим, или Шулману — западносемитское божество)» . Таким образом, изначально — в Бронзовом веке — Шалим был божеством — покровителем города . В западносемитской мифологии Шалимму было именем бога вечерней зари и благополучия . В основе этого имени лежит тот же корень .ש.ל.מ ( Ш-Л-М ), от которого происходит ивритское слово «мир» ( шалом , или салам в современном арабском) . Таким образом, это название легко стало объектом таких этимологизаций, как «Город мира» , «Обиталище мира» , «Основанный в безопасности» или, как вариант у некоторых христианских авторов, «Видение мира» .
В Торе принято написание ירושלם (в огласованном варианте — יְרוּשָׁלַםִ), а в арамейских частях Библии принято ירושלם (огласованный вариант — ירְוּשְׁלֵם). Эта форма впервые появляется в Книге Иисуса Навина . В Торе также встречаются названия Шалем ( ханаанский Иерусалим до завоевания страны израильтянами ), Йевус — по имени народа иевусеев , владевших городом до завоевания Давидом (напр., Судьи 19:10: יְבוּס, הִיא יְרוּשָׁלִָ: «Иевус, он [есть] Иерусалим» ) и Цион («Сион»), под которым первоначально подразумевалась лишь крепость иевуситского города , однако позже стало означать город в целом и символизировать библейскую Землю Израиля . Завоевав Иевус, Давид переименовал его в Город Давида , и в древности город был известен под этим названием .
В мидрашах название обычно связывается со словом שלם ( шалем — «цельный»); в раввинистической литературе оно также связывается с ירושה ( йеруша — «наследие, завещание»). Согласно Мидрашу, форма Йерушалем или Йерушалаим также является комбинацией Яхве Йир’э («Бог присмотрит (за ним)» — имя, данное Авраамом месту, в котором он приступил к жертвоприношению своего сына ) — и названия города Шалем .
Окончание -аим указывает на двойственность . Вероятно, название приобрело форму, совпадающую с формой двойственного числа на древнееврейском , по аналогии с названиями других городов Иудеи . Есть также предположение, что название Йерушалаим связано с тем фактом, что город расположен на двух холмах . Тем не менее произношение последнего слога как -аим представляется позднейшей модификацией, которой во времена Септуагинты ещё не существовало.
В греческом и латинском языках название города транслитерировалось как Гиеросо́лима ( греч. Ιεροσολυμα , лат. Hierosolyma ), что ассоциируется со святостью города — в греческом ἱερός ( hierós ) означает «святой». После разрушения Иерусалима римлянами вновь построенный город получил название «Элия Капитолина» — в честь императора Адриана и Капитолийской триады .
В мусульманских источниках первоначальное название Иерусалима — Илия — впоследствии стало связываться со святостью: Мадина Байт ал-Макдис («город Храма»), а затем просто Байт ал-Макдис («Храм»). В X веке в арабском языке закрепилось заимствованное из древнееврейского название Урушалим с эпитетом ал-Кудс ( القُدس , «святость», «святой»: Байт ал-Кудс — «святой Храм» или Мадина ал-Кудс — «Святой город»). Официальная политика израильского правительства предписывает, чтобы в качестве арабского наименования города, в сочетании с القُدس , использовалось أُورُشَلِيمَ , транслитерируемое как Уршалим — термин, родственный ивритскому и английскому наименованиям أُورُشَلِيمَ-القُدس . Семьи палестинских арабов, происходящие из этого города, часто называются кудси или макдиси , в то время как палестинские мусульмане-иерусалимиты могут использовать эти термины как этнохороним .
Первое поселение на территории современного Иерусалима было основано между 4500 и 3500 годами до н. э. Возможно, самое раннее письменное упоминание Иерусалима обнаружено в древнеегипетских «Текстах проклятий» (около 2000 года до н. э.) . Первые стены — с восточной стороны Иерусалима — были построены ханаанеями в XVII веке до н. э.
Согласно Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город Салим у иевусеев , называвших его Йевус . Давид построил здесь крепость, — « Град Давида » (Ир Давид) , — провозгласил её столицей Израильского царства и перенёс в неё величайшую еврейскую святыню — Ковчег Завета ( 2Цар. ). Тем самым Давид превратил свою столицу в святой город, вокруг которого сконцентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля . В 970 году до н. э. на смену Давиду пришёл его сын Соломон , построивший более основательный Святой Храм на том месте, которое библейская книга Паралипоменон отождествляет с алтарём Давида. Храм Соломона ( Первый Храм ) продолжил играть центральную роль в еврейской истории как место хранения Ковчега Завета .
К концу правления Соломона (около 930 года до н. э.) десять северных колен Израилевых откололись от Объединённой Монархии . Южные племена остались в Иерусалиме, который стал столицей Иудейского царства .
В 586 году до н. э. город захватили вавилоняне, которые забрали в плен царя Цедкиягу вместе с высокопоставленными жителями Иудеи, опустошили и сожгли Храм Соломона до самого основания и разрушили городские стены. Ковчег Завета был при этом утерян. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Так завершился период Первого Храма .
В 538 году до н. э. завоевавший Вавилонию персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешивший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм . Около 333 года до н. э. Иерусалим и вся Иудея без сопротивления покорились Александру Македонскому , который подтвердил привилегии, данные городу персидскими правителями. Однако после смерти Александра Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Египта Птолемеем I Сотером, а в 167 году до н. э. Антиох IV Эпифан осквернил Храм, поставив на Жертвенник всесожжения алтарь Зевса Олимпийского . Это спровоцировало восстание Маккавеев ( 167 — 163 годы до н. э.). Греческие завоеватели были изгнаны из страны. Воцарилась династия Хасмонеев , правившая до 63 года до н. э., когда город стал административным центром римского протектората Иудея . В 37 г. до н. э. Иерусалим был захвачен Иродом Великим , который принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма.
В 70 году, при подавлении великого иудейского восстания против римлян, вошедшего в историю как Первая Иудейская война , Иерусалим осадила римская армия во главе с Титом . 9-го Ава Храм запылал. Через некоторое время Иерусалим был превращён в руины, а Храмовая гора распахана. В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина . На месте Храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвящённое Юпитеру , а на том месте, где некогда находилась Святая Святых , была воздвигнута конная статуя Адриана. Это вызвало новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или 2-я Иудейская война , 132 — 136 годы .). Летом 135 г. восстание было подавлено. Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию , доступ в город запрещался.
В 325 году римский император Константин I вернул название «Иерусалим» и восстановил город как центр христианского богослужения. Константин распорядился о сооружении в городе христианских святых мест, включая (в 335 году) Храм Гроба Господня .
В V веке начался византийский период в истории Иерусалима. На протяжении нескольких десятилетий Иерусалим переходил от византийского правления к персидскому , затем снова оказывался римско-византийским владением. В 638 году Патриарх Софроний I сдал Иерусалим новому завоевателю, арабскому халифу Умару ибн аль-Хаттабу и Иерусалим постепенно начинает приобретать мусульманский облик. Чуть позже в Иерусалиме был провозглашён халифом Муавия I , основатель династии Омейядов .
В 1099 году участники Первого крестового похода под предводительством Готфрида Бульонского захватили Иерусалим и уничтожили всё его мусульманское население. Город стал столицей Иерусалимского королевства . В 1187 году, после непродолжительной осады , Иерусалимом овладели войска египетского султана Салах ад-Дина (европейцы называли его Саладином). Все церкви города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети. В 1229 году Фридриху II удалось на время вернуть Иерусалим христианам , однако в 1244 году Иерусалим захватили Айюбиды .
В 1517 году Иерусалим был захвачен османскими турками . При Сулеймане Великолепном Иерусалим процветал, переживая период мира и обновления — включая восстановление мощных стен вокруг территории, ныне именуемой « Старым городом ». Правление Сулеймана и последовавших за ним османских султанов принесло городу период «религиозного мира»; еврей, христианин и мусульманин пользовались свободой вероисповедания, гарантированной османами, и на одной и той же улице можно было найти синагогу, церковь и мечеть. Однако, безграмотное управление империей после Сулеймана обусловило экономическую стагнацию; на протяжении большой части османского периода Иерусалим оставался провинциальным, — хотя и религиозно значимым, — центром .
В 1850-е годы возникают первые постоянные поселения за пределами стен Старого города . По мере того как эти общины росли и соединялись географически, они стали известны под названием «Новый город».
В 1917—1947 годах Иерусалим являлся административным центром английской подмандатной территории Палестина. 29 ноября 1947 года Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию 181 (II) «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства . Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться Организацией Объединённых Наций через Совет по опеке . Представители Еврейского агентства согласились с планом раздела, однако арабские государства и представитель Высшего арабского комитета отвергли его, заявив, что они не считают себя связанными этой резолюцией. Непреодолимые разногласия между сторонами в этом конфликте привели к тому, что после окончания в Палестине британского мандата в 1948 году арабские страны начали полномасштабную арабо-израильскую войну . 15 мая 1948 года Иерусалим был атакован ударными частями трансиорданского Арабского легиона . К концу 1948 года, когда боевые действия в районе утихли, город состоял из двух частей: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточный, включая Старый город — под контролем Трансиордании.
13 декабря 1948 года Восточный Иерусалим в составе Западного берега реки Иордан был аннексирован Трансиорданией . Эта аннексия не была признана ООН и большинством стран Лиги арабских государств ; её признали только Великобритания , Пакистан и СССР .
3 апреля 1949 года было подписано перемирие с Трансиорданией. Оно предусматривало создание объединённой комиссии для выработки условий возобновления работы Еврейского университета и больницы Хадасса на горе Скопус, предоставление евреям свободного доступа к святым местам в Старом городе и к большому еврейскому кладбищу на Масличной горе . Однако иорданцы не выполнили этих пунктов договора.
В декабре 1949 года Премьер министр Израиля Давид Бен-Гурион объявил «Еврейский Иерусалим» органичной и неотделимой частью государства Израиль и предложил перенести столицу государства из Тель-Авива в Иерусалим . В марте 1950 года состоялось первое заседание Израильского парламента — Кнессета в Иерусалиме, на котором он был объявлен столицей государства .
Впоследствии Бен-Гурион пояснил своё решение перенести столицу в Иерусалим: «Почему я решил, что это нам удастся? Прежде всего, я знал, что у нас есть союзник — Трансиордания. И если ИМ позволили остаться в Иерусалиме, то почему должны запретить НАМ? Трансиордания никому не позволила выставить её из Иерусалима; следовательно, никто не сможет и нас заставить это сделать. <…> Я был твёрдо убеждён, что все предостережения, которые делала ООН, не больше чем пустые слова» .
В 1967 году, в ходе Шестидневной войны , Иордания отступила с Западного берега р. Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.
22 июля 1980 года шестая Конференция руководителей неприсоединившихся стран приняла решение, декларировавшее в частности, что: «Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины. Он должен быть полностью покинут и безоговорочно передан под арабский суверенитет» .
Незамедлительно последовала реакция Израиля: 30 июля подавляющим большинством Кнессета был принят основной закон Закон об Иерусалиме , объявивший Иерусалим «единой и неделимой столицей Израиля» .
В ответ, Совет Безопасности ООН в резолюции 478 , принятой 14 голосами при 1 воздержавшемся (США), 20 августа 1980 года постановил не признавать «Закон об Иерусалиме» и призвал вывести из Иерусалима существующие дипломатические миссии .
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 148
• • |
Несмотря на свою малую площадь, составляющую всего 0,9 км² , Старый город является местом нахождения многих объектов основополагающей религиозной значимости. Святынями для евреев является Храмовая гора и её Западная стена («Ко́тель»); для мусульман — мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шариф ), а для христиан всех конфессий — Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) и множество церквей , возведённых там, где ступала нога Иисуса .
В результате Иерусалим имеет совершенно особый статус для приверженцев авраамических религий, как место расположения святынь иудаизма , христианства и ислама . Святым местом, общим для всех трёх религий, является Храмовая гора . Несмотря на усилия, прилагаемые для поддержания мирного религиозного сосуществования, такие объекты, как Храмовая гора, являются постоянным источником трений и противоречий. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО определяет Старый город как объект, находящийся в опасности из-за незаконных раскопок и работ .
Иерусалим является самым святым городом еврейского народа с Х в. до н. э. — с того момента, как царь Давид провозгласил его своей столицей . Согласно библейской традиции Давид завоевал город, а в 960 году до н. э. его сын, царь Соломон , воздвиг Первый Храм . Эти события, знаменующие основание города и охватывающие период времени вокруг точки начала I тысячелетия до н. э., обрели ключевое символическое значение для еврейского народа. Второй Храм , просуществовавший свыше 400 лет , был полностью перестроен царём Иродом . Величайшая еврейская святыня была полностью разрушена в 70 году римским полководцем (впоследствии императором ) Титом . Сегодня Западная стена — остаток подпорной стены Храмовой горы — является святым местом для евреев, уступающим только Святая святых на самой Храмовой горе . Евреи верят, что в будущем восстановленный Иерусалимский храм станет центром богослужения и просвещения для всего человечества, и, следовательно, Иерусалим станет духовным центром мира .
Иерусалим считается главным священным городом христиан . Именно здесь, на поздних этапах периода Второго Храма , родилось христианство. Согласно Новому Завету, Иисус был привезён в Иерусалим вскоре после своего рождения. Существует также рассказ об очищении Иисусом храма — изгнании разнообразных торговцев вон из священных пределов храмового двора ( Мк. 11:15). Главные из новозаветных событий — Распятие и Воскресение Господне ; поэтому самым выдающимся христианским объектом в Иерусалиме является Голгофа («Лобное место») — место распятия Христа . Традиционно одним из главных кандидатов на местоположение Голгофы и близлежащей гробницы Иисуса считается территория, ныне занимаемая Храмом Гроба Господня — возможно, самое святое место для христиан, и место их паломничества .
Для суннитского ислама Иерусалим является третьим по святости городом, после Мекки и Медины . В 610 г. н. э. Иерусалим стал первой киблой ислама, — объектом, в направлении которого надлежало совершать мусульманскую молитву ( салят ) (в 625 г. место киблы навечно заняла Кааба в Мекке ). Однако непреходящее место, занимаемое городом в исламе, связано, главным образом, с историей ночного вознесения Мухаммада (ок. 620 г. н. э.). Мусульмане верят, что Мухаммад был перенесён на волшебном скакуне из Мекки к «возвышенности на краю (الاقصى)» — описание, в котором некоторые [ кто? ] толкователи Корана видят Храмовую гору в Иерусалиме. По их толкованию, там он молился, а затем над местоположением разрушенного иерусалимского Храма разверзлись небеса и открылся путь, которым он вознёсся в рай . И хотя непосредственно в Коране название «Иерусалим» не упоминается исламские тафсиры (комментарии) [ какие? ] интерпретируют некоторые места как описание Иерусалима. Кроме того, Иерусалим упоминается во множестве хадисов . Священной для мусульман является Мечеть Аль-Акса на Храмовой горе и Место, на котором стоял Храм и с которого, по верованиям мусульман, Мухаммад вознёсся на небеса .
Статус Восточного Иерусалима , и в особенности — его святых мест, остаётся ключевой и весьма противоречивой темой в израильско-палестинском конфликте и предметом горячих дискуссий; статус Иерусалима — одна из важнейших сфер разногласий между палестинскими и израильскими переговорщиками по вопросу о мире.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 от 29 ноября 1947 года, известная под названием «Резолюция о разделе Палестины», предполагала, что после окончания британского мандата (15 мая 1948 года) международное сообщество возьмёт будущее Иерусалима под свой контроль. Однако в результате Арабо-израильской войны (1947—1949) Иерусалим был разделён между Израилем (западная часть города) и Трансиорданией (восточная его часть). 13 декабря 1948 года парламент Трансиордании принял закон об аннексии оккупированной ею территории Палестины, включающей в том числе и Восточный Иерусалим (в составе западного берега Иордан ). 5 декабря 1949 года Израиль объявил Западный Иерусалим своей столицей ; в апреле 1950 года Трансиордания также объявила Иерусалим своей второй столицей .
В 1951 году «Согласительная комиссия ООН предприняла свою последнюю энергичную попытку выступить посредником между сторонами конфликта и представила ряд конкретных предложений, касающихся беженцев, компенсации, пересмотра территориальных вопросов и соглашений о перемирии, в целях обеспечения свободы доступа к Святым Местам в районе Иерусалима. Однако Комиссия вновь пришла к выводу о том, что отсутствие готовности сторон осуществлять соответствующие резолюции и учитывать перемены, произошедшие на местах, не позволяют приступить к урегулированию палестинского вопроса». В 1959 году Ассамблея ООН отменила решение о выделении ассигнований на установление постоянного международного режима в Иерусалиме .
В результате победы в Шестидневной войне 1967 года Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всей территорией города, законодательно отделил Восточный Иерусалим от западного берега реки Иордан и объявил свой суверенитет над объединённым Иерусалимом. ООН и значительная часть международного сообщества официально не признают аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним .
Израиль оспаривает тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права — равно как и определение территории Западного берега р. Иордан (включая Восточный Иерусалим), как «оккупированной», настаивая на международном термине «спорная территория». В качестве основных аргументов в пользу этой позиции приводятся оборонительный характер Арабо-израильской войны 1948 года и Шестидневной войны , отсутствие признанного международного суверенитета над этими территориями до 1967 года и историческое право еврейского народа на землю Израиля . Сходной позиции придерживается ряд израильских и зарубежных политиков и ведущих юристов .
Как Израиль, так и Палестинская автономия официально считают Иерусалим своей столицей, не признавая такого права за другой стороной. Действующий премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что Иерусалим останется неделимой столицей Израиля. Текущая позиция ПНА состоит в том, что Восточный Иерусалим, как он определён муниципальными границами до 1967 года, должен быть столицей Палестины, а Западный Иерусалим — столицей Израиля, при том что каждое из государств наделяется полным суверенитетом над соответствующей частью города со своим собственным муниципальным управлением. Совместный «совет развития» должен отвечать за координированное развитие . В качестве возможной будущей столицы палестинского государства Соединёнными Штатами был предложен арабский пригород Иерусалима Абу Дис — в связи с его близостью к городу, и в особенности к Храмовой горе . Ещё до этого предложения Палестинская администрация возвела в этом городе возможное будущее парламентское здание для Палестинского законодательного совета, и все её офисы по делам Иерусалима расположены в Абу Дисе .
США официально признали Иерусалим столицей Израиля 6 декабря 2017 года . В тот же день с вопросом о перенесении посольства в Иерусалим обратились Филиппины и Чехия , заявившая также и о признании Западного Иерусалима столицей Израиля . Попытка стран ЕС осудить признание США Иерусалима столицей Израиля была заблокирована Венгрией . 21 декабря 2017 года Генассамблея ООН одобрила проект резолюции, не признающей решение президента США Дональда Трампа о статусе Иерусалима как столицы Израиля. В поддержку резолюции высказались 128 стран, против — девять, включая США и Израиль, а ещё 35 государств воздержались от голосования.
25 декабря 2017 года о переносе посольства в Израиле в Иерусалим объявила Гватемала . 14 мая 2018 года была официально проведена церемония открытия посольства США в столице Израиля . 2 января 2019 года о возможном переносе посольства в Иерусалим заявил Гондурас . 24 марта 2019 года о переносе посольства в Иерусалим заявила Румыния .
Иерусалимцы относятся ко множеству национальных, этнических и религиозных деноминаций — к которым, среди прочих, относятся европейские, ближневосточные и африканские евреи , грузины , армяне , мусульмане , протестанты , греки , греко-православные , сирийско-православные и коптско-православные арабы . Многие из этих групп были когда-то иммигрантами или паломниками, которые с течением времени превратились в почти- коренные группы населения .
Долгая история завоеваний Иерусалима различными соперничающими государствами привела к тому, что многие из различных групп, населяющих город, никогда полностью не отождествляли себя и не ассимилировались с конкретным государством, сколько бы времени ни длилось его правление. Хотя они могли быть гражданами данного конкретного царства и империи, вовлечёнными в гражданскую деятельность и выполнение обязанностей, эти группы часто воспринимали себя, как отдельные национальные общности .
По данным Центрального статистического бюро Израиля , население на начало 2020 года составляло 936 425 человек . Иерусалим является крупнейшим городом Израиля .
С пригородами население Иерусалима — более 1 млн. Наиболее крупные районы — Рамот-Алон (44 568 жителей), Писгат-Зеев (43 983 жителя), Гило (31 694 жителя). Среди арабских районов наиболее крупные — Бейт-Ханина (35 800 жителей), мусульманский квартал Старого города (28 200 жителей), Рас-эль-Амуд (24 640 жителей) [ источник не указан 1034 дня ] .
В 2018 году 60,5 % населения составляли евреи; арабы составляли 38 % (из них 96,3 % мусульмане, а 3,6 % — христиане) . Естественный прирост населения составляет 2 % . 8,1 % населения — репатрианты, приехавшие после 1990 года ; на 2014 год репатрианты из СНГ составляли 4 % населения . 37,5 % выпускников школ получили аттестат зрелости, 24,6 % населения имеют свидетельство о высшем образовании . Средняя зарплата на 2017 год составила 7529 шекелей .
35,7 % населения Иерусалима — это молодёжь до 18 лет. В учебных заведениях города в 2014/2015 учебном году училось 269 100 человек. В Иерусалимском университете и других высших учебных заведениях города учились 38 300 студентов [ источник не указан 1034 дня ] .
Динамика численности населения города :
Иерусалимский муниципалитет является административной единицей государства Израиль и относится к Иерусалимскому округу , столицей которого является Иерусалим.
Городской совет был впервые создан в 1863 году во время господства Османской империи . С 1948 по 1967 год в городе работали две мэрии: израильская на западе города и иорданская в восточной части .
В настоящее время, иерусалимский Городской совет — орган, состоящий из 31 избираемого члена во главе с мэром, который исполняет свои обязанности в течение пятилетнего срока и назначает восемь заместителей. За исключением мэра и его заместителей, члены Городского совета не получают зарплат и работают на добровольной основе. Большинство совещаний Городского совета Иерусалима являются закрытыми, однако один раз в месяц он проводит сессию, открытую для общественности . Религиозные политические партии формируют особенно влиятельную фракцию в составе Городского совета, поскольку занимают большинство мест в нём .
Наибольшее время на посту мэра Иерусалима провёл Тедди Коллек , занимавший эту должность 28 лет — шесть сроков подряд [ источник не указан 1034 дня ] . С 2018 года мэром является Моше Лион .
Муниципальные власти размещаются в комплексе офисов мэра Иерусалима . Он был построен в 1990 г. вокруг площади Сафра ( Кикар Сафра ) в саду Даниэль на Яффской дороге. Комплекс объединяет в одном пространстве всю деятельность Муниципалитета, ранее осуществлявшуюся в 32 различных зданиях, разбросанных по всему городу — в том числе, в историческом здании Иерусалимской городской администрации . Место для городских муниципальных офисов было выбрано в середине 1980-х г.г. в связи с его центральным расположением между восточной и западной частями города, возле Старого города и исторической главной улицы, Яффской дороги. Поскольку это место находится в историческом центре города, были предприняты различные меры к тому, чтобы построить здания, отвечающие практическим потребностям городской администрации, не нарушая архитектурного и исторического характера района. Эти соображения повлекли за собой сохранение десяти исторических построек вокруг большой площади, которые были отремонтированы, и сооружение двух современных зданий на трёх участках, преимущественно на площади Сафра.
Иерусалим расположен на южном отроге плато в Иудейских горах , которое включает в себя Масличную гору (на востоке) и гору Скопус (на северо-востоке). Старый город расположен на высоте примерно 760 м . Иерусалим полностью окружён долинами и сухими руслами рек ( вади ). Долины Кидрон , Хинном и Тиропеон пересекаются на участке непосредственно к югу от Старого города Иерусалима . Долина Кидрон проходит к востоку от Старого города и отделяет Масличную гору от собственно города. Вдоль южной стороны Иерусалима расположена долина Хинном — крутое ущелье, в библейской эсхатологии ассоциируемое с концептом Геенны или ада . Долина Тиропеон начиналась на северо-востоке возле Дамасских ворот , тянулась на юго-восток через центр Старого города вплоть до Силоамского бассейна, и разделяла нижнюю часть на два холма — Храмовую гору к востоку и остальную часть города к западу (нижний и верхний города в описании Иосифа ). В наши дни долина скрыта развалинами, накопившимися на протяжении столетий . В библейские времена Иерусалим был окружён лесами из миндаля, олив и сосен. За столетия войн и заброшенности эти леса были уничтожены. Поэтому фермеры иерусалимского региона построили вдоль склонов каменные террасы, чтобы удержать почву — признак, до сих пор весьма заметный в иерусалимском ландшафте.
Снабжение водой всегда было большой проблемой для Иерусалима, что подтверждается обнаруженной в городе замысловатой сетью древних акведуков , туннелей, бассейнов и цистерн .
Иерусалим расположен в 60 км к востоку от Тель-Авива и Средиземного моря . На противоположной стороне города, на расстоянии примерно 35 км , находится Мёртвое море , чьё побережье является самым низким местом поверхности суши на Земле . В число соседних городов и селений входят Вифлеем и Бейт-Джала на юге, Абу Дис и Маале-Адумим на востоке, Мевасерет-Цион на западе, Рамалла и Гиват-Зеэв на севере .
Гора Герцля , на западной стороне города возле Иерусалимского леса, служит в качестве национального кладбища Израиля.
Иерусалим построен на горах, сложенных слоями мела , доломита и мергеля ; перемежающиеся породы приводят к образованию естественных террас. В меловых породах наблюдаются разнообразные карстовые явления — пещеры (например, пещера Сорек ) и карстовые долины, такие, как в Маво-Бейтар и вади ха-Меара .
Город характеризуется средиземноморским климатом ( Csa по Кёппену ) с жарким (но менее жарким, чем в пустынях), сухим летом и мягкой, влажной (выпадает непропорционально большое количество осадков) зимой. Январь является самым холодным месяцем года, со средней температурой 9,1°; временами бывают заморозки. Июль и август — самые жаркие месяцы, со средней температурой 24,2 °C. Среднегодовое количество осадков около 550 мм, при этом дожди случаются, в основном, только в период между октябрём и маем ; в летние месяцы дождей обычно не бывает. Снегопады редки, крупные снегопады — крайне редки: снежные бури обычно случаются один или два раза за зиму, а в среднем каждые три-четыре года город переживает сильный снегопад с образованием временного снежного покрова . Среднедневное количество солнечных часов в Иерусалиме составляет 9,3.
Причиной большей части загрязнения воздуха в Иерусалиме является автомобильный транспорт . Многие из главных улиц Иерусалима при строительстве не предназначались для «переваривания» интенсивного транспортного потока, что приводит к транспортным пробкам и выбросам в воздух больших количеств монооксида углерода . Промышленное загрязнение в городе возникает редко, однако выбросы заводов на израильском средиземноморском побережье могут перемещаться к востоку и оседать над городом .
Имеется несколько десятков общин с частично избираемой администрацией. На юго-западе Кирьят Моше, Гиват Шауль и Гиват Мордехай. На западе Кирьят Йовель, Малха, , Рамат Шарет, Эйн Керем, Холиленд . К северу от центра — Хар Ноф. К западу от центра — Байт Ваган. Также Абу Тор, Бака, Арнона, Мекор Хаим, Мекор Барух, Северный Тальпиот, Тальпиот. На южной окраине — Гило . К северо-востоку от центра — Немецкая колония, Греческая колония, Эмек Рефаим, Вольфсон, Рехавия , Талбие, Старый Катамон, Мишкенот Шаананим, Йемин Моше, Кирьят Шмуэль, Раско, Найот, Неве Шаанан, Неве Гранот. В центре Гоненим, Пат. Чуть к востоку — Центр города, Зихрон Моше, Макор Барух, Мишкенот а-Ума. На крайнем северо-востоке — Неве-Яаков. На северо-востоке — Писгат-Зеев . На северной окраине — Рамот. К северу — Ромема. На крайнем юге — Восточный Тальпиот и Новая Арнона. На востоке — Хомат Шмуэль (Ар Хома). Чуть к северо-востоку — Эшколот. Арабская часть — Исайя, А Туд, Рас Эль Амуй, Силуан , Эль Азария, Абу Дис, Араб Савара, Джабель Мукабель, Сур Бакир, . [ источник не указан 977 дней ] . Кроме того, в муниципальные границы Иерусалима не входят анклавы Бейт-Зейт на северо-западе и Рамат-Рахель на юге.
Исторически, — поскольку Иерусалим был расположен вдали от крупных портов Яффы и Газы , — его экономика поддерживалась почти исключительно религиозными паломниками . Религиозные и культурные достопримечательности и сегодня остаются главным фактором, привлекающим приезжих из-за рубежа. В 2010 г. журнал Travel + Leisure назвал Иерусалим главным направлением досуговых путешествий в Африке и на Ближнем Востоке . В 2013 г. 75 % из 3,5 миллионов въехавших в Израиль туристов посетили Иерусалим . Большинство туристов посещают в Иерусалиме Старый город и Западную стену .
Со времени основания государства Израиль, национальное правительство остаётся крупным игроком в экономике Иерусалима. Правительство, с центром в Иерусалиме, обеспечивает большое количество рабочих мест, и предлагает субсидии и поощрения для новых бизнес-инициатив и стартапов . Хотя финансовым центром Израиля остаётся Тель Авив, всё большее число хай-тек компаний переезжают в Иерусалим — в 2006 г. они обеспечили 12 000 рабочих мест . В индустриальном парке Хар Хоцвим в северном Иерусалиме и Иерусалимском технологическом парке в южном Иерусалиме размещаются крупные научно-исследовательские центры международных технологических компании, в том числе Intel , Cisco , Teva Pharmaceutical Industries , IBM , Mobileye, Johnson & Johnson , Medtronic и другие . В апреле 2015 г. Time Magazine выбрал Иерусалим в числе пяти развивающихся технологических центров планеты, заявив, что «Город превратился в процветающий центр стартапов, акселераторов и инвесторов в областях биомедицинских и чистых технологий, интернета/сотовой связи — а также структур, предоставляющих поддерживающий сервис.» .
Превосходящими среднестатистические являются доли занятых в образовании (17,9 % против 12,7 %), здравоохранении и социальном обеспечении (12,6 % против 10,7 %), общественных и социальных службах (6,4 % против 4,7 %), гостиничной и ресторанной сферах (6,1 % против 4,7 %) и общественном администрировании (8,2 % против 4,7 %) . В период Британского Мандата был принят закон, требующий, чтобы все здания строились из иерусалимского камня — с целью сохранения уникального исторического и эстетического характера города . Этот, до сих пор действующий, строительный регламент дополняется противодействием развитию в Иерусалиме тяжёлой промышленности ; лишь около 2,2 % земли в Иерусалиме отведено под «промышленность и инфраструктуру». Для сравнения, доля земли, отведённой под промышленность и инфраструктуру, в Тель-Авиве больше в два раза, а в Хайфе — в семь раз . Лишь 8,5 % рабочей силы Иерусалимского округа занято в производственном секторе, что составляет половину от среднего показателя по стране (15,8 %).
Хотя многие статистические данные указывают на рост экономики города, с 1967 г. Восточный Иерусалим отстаёт в развитии от Западного Иерусалима . Тем не менее, процент арабских домохозяйств, члены которых заняты наёмным трудом (76,1 %), выше, чем еврейских (66,8 %). Уровень безработицы в Иерусалиме (8,3 %) несколько ниже, чем в среднем по стране (9,0 %), хотя гражданское экономически активное население составляет менее чем половину от всего населения в возрасте от 15 лет и старше — то есть меньшую долю по сравнению с Тель-Авивом (58,0 %) и Хайфой (52,4 %) . Бедность остаётся проблемой города, так как 37 % иерусалимских семей в 2011 жили ниже черты бедности. Согласно отчёту Ассоциации за гражданские права в Израиле (АГПИ), в 2012 г. в бедности жили 78 % иерусалимских арабов — больше, чем в 2006 г. (64 %). В то время как АГПИ приписывает этот рост недостатку возможностей трудоустройства, инфраструктуре и деградации системы образования, Ир Амим винит правовой статус палестинцев в Иерусалиме .
Очертания Иерусалима традиционно были малоэтажными. В разное время, в периоды отсутствия чёткой политики в этой области, в центральной части города было построено около 18 высоких зданий. Одно из них — Holyland Tower 1, самое высокое здание в Иерусалиме — возвышаясь на 32 этажа, по международным стандартам является небоскрёбом . Holyland Tower 2, строительство которого согласовано, достигнет такой же высоты .
Новый генеральный план города предусматривает строительство множества высотных зданий, — включая небоскрёбы, — в определённых, предусмотренных для этих целей зонах центральной части Иерусалима. Согласно плану, башни выстроятся вдоль Яффской дороги и улицы Короля Георга. Одна из предполагаемых башен на улице Короля Георга, Мигдаль Мерказ ХаЙекум, планируется в виде 65-этажного здания — это означает, что она будет одним из высочайших зданий в Израиле. У въезда в город, возле Струнного моста и Центрального автовокзала, будут построены двенадцать башен от 24 до 33 этажей высотой. Они станут частью комплекса, который включит также открытую площадь и подземный железнодорожный вокзал, обслуживающий новую экспресс-линию между Иерусалимом и Тель-Авивом, и будут соединены мостами и подземными тоннелями. Одиннадцать из этих небоскрёбов будут либо офисными, либо многоквартирными зданиями, а один — отелем на 2 000 номеров. Ожидается, что комплекс привлечёт множество бизнесов из Тель-Авива и станет главным деловым центром города. Кроме того, будет построен комплекс для городских судов и офиса прокурора, равно как и новые здания для Центрального Сионистского Архива и Государственного архива Израиля . Ожидается, что построенные по всему городу небоскрёбы вместят в себя общественные помещения, магазины, рестораны и развлекательные площадки, и высказываются предположения, что это может вдохнуть новую жизнь в центральный район Иерусалима .
В 1892 году в Иерусалим была проведена железнодорожная линия , связавшая его с Яффой . Линия была закрыта в 1998 году, и в течение некоторого времени Иерусалим оставался без железнодорожного сообщения. 9 апреля 2005 года участок линии между Иерусалимом и Бейт-Шемешем был открыт вновь. В сентябре 2018 года состоялось открытие новой железнодорожной скоростной ветки Иерусалим — Тель-Авив , строительство которой включало прокладку тоннелей. Благодаря высокой скорости, дорога между городами теперь занимает всего 25 минут.
В 2011 году была открыта первая линия городского трамвая . Существует специальный туристический автобусный маршрут № 99, по которому ходит двухэтажный экскурсионный автобус.
В городе действуют автобусные линии, часть из них работает ночью. Начиная с вечера пятницы и заканчивая вечером субботы, городской и междугородний транспорт в еврейской части Иерусалима (зелёные автобусы компании Egged и трамваи) не функционирует (по соображениям соблюдения традиций Шаббата ). Арабская автобусная станция у Дамасских (Шхемских) ворот Старого города и отходящие от неё маршруты в Восточный Иерусалим, в города Палестинской Автономии и к иорданской границе (белые автобусы) действуют постоянно, но в ночное время движение этих автобусов не осуществляется .
Хотя Иерусалим известен в основном благодаря своей религиозной значимости , город является также местом нахождения многих художественных и культурных площадок. Музей Израиля привлекает почти миллион посетителей в год, приблизительно треть из которых составляют туристы . Музейный комплекс площадью 81 000 м². состоит из нескольких зданий, в которых представлены специальные выставки и обширные коллекции иудаики, археологических находок, израильского и европейского искусства. Свитки Мёртвого моря , обнаруженные в середине XX в. в Кумранских пещерах возле Мёртвого моря, размещены в Храме Книги этого музея . Молодёжное крыло, в котором организуются временные выставки и проводится обширная программа художественного образования, ежегодно посещают 100 000 детей. В музее имеется большой открытый сад скульптур и уменьшенная модель Второго Храма .
Музей Рокфеллера , расположенный в Восточном Иерусалиме, был первым археологическим музеем на Ближнем Востоке. Он был построен в 1938 г., в период Британского Мандата .
Рядом с Израильским музеем, возле Национального кампуса археологии Израиля , расположен Музей библейских стран , в котором находятся офисы Управления древностей Израиля . По соседству с горой Сион , на участке, называемом «Библейский холм», планируется строительство Мирового библейского центра. Планируемый Мировой центр каббалы должен располагаться на близлежащем променаде, с которого открывается вид на Старый город.
Национальное кладбище Израиля расположено на западной окраине города, возле Иерусалимского леса на горе Герцля . Западным продолжением горы Герцля является гора Памяти, где расположен главный музей Холокоста в Израиле. В Яд ва-Шем , национальном израильском мемориале жертв Катастрофы , расположена крупнейшая в мире библиотека информации, связанной с Холокостом . В ней хранится около 100 000 книг и статей. Комплекс включает в себя являющийся произведением искусства музей, в котором геноцид евреев исследуется посредством экспозиций, концентрирующихся на персональных историях индивидов и семей, уничтоженных во время Катастрофы. Имеется также художественная галерея, представляющая работы погибших художников. Кроме того, в Яд Вашеме увековечена память полутора миллионов еврейских детей, убитых нацистами, и возданы почести Праведникам мира .
Музей «На грани», в котором вопросы сосуществования исследуются методами искусства, расположен на дороге, разделяющей восточный и западный Иерусалим .
Иерусалимский симфонический оркестр , основанный в 1940-х годах выступает по всему миру . В Международном конференц-центре ( Биньянеи ХаУма ) у въезда в город размещается Израильский филармонический оркестр . Иерусалимская Синематека, Центр Жерара Бехара (ранее Баит Ха’ам) в центральной части Иерусалима, Иерусалимский музыкальный центр в Йемин Моше и музыкальный центр Тарг в Эйн-Карем также представляют различные виды искусства. Израильский фестиваль, предлагающий на закрытых и открытых площадках выступления местных и иностранных певцов, концерты, спектакли и программы уличного театра проводится ежегодно начиная с 1961 г., и Иерусалим является крупнейшим организатором этого события. Иерусалимский театр в квартале Талбия принимает у себя более 150 концертов в год, равно как и театральные и танцевальные компании и исполнители из-за рубежа . Театр Хан, разместившийся в караван-сарае напротив старого иерусалимского железнодорожного вокзала, является единственным в Иерусалиме репертуарным театром . Сам вокзал в последние годы стал площадкой для культурных событий, равно как и местом проведения Шав’уа Хасэфер (ежегодной недельной книжной ярмарки) и музыкальных представлений на открытом воздухе . Ежегодно проводится Иерусалимский международный кинофестиваль , на котором демонстрируются израильские и зарубежные фильмы .
Иерусалимский библейский зоопарк стабильно занимает высшие места среди израильских туристических объектов .
В доме Тихо в центральной части Иерусалима размещены картины Анны Тихо и коллекция иудаики её мужа — офтальмолога, открывшего первую глазную клинику в Иерусалиме в этом здании в 1912 году . Аль-Хоаш, учреждённый в 2004 г., является галереей, в которой сберегается палестинское искусство .
В 1974 г. была основана Иерусалимская синематека. В 1981 она была перенесена в новое здание на Хевронской дороге возле Долины Хинном и Старого города.
В Иерусалиме расположен Палестинский национальный театр, равным образом участвующий в сохранении культурного наследия и инновациях, и занимающийся возрождением интереса палестинцев к искусству . Национальная музыкальная консерватория Эдварда Саида спонсирует палестинский молодёжный оркестр , который в 2009 г. совершил турне по странам Залива и другим государствам Ближнего Востока . В Исламском музее на Храмовой горе, основанном в 1923 г., хранится множество исламских артефактов, начиная от крохотных склянок для кайалов и редких манускриптов и заканчивая гигантскими мраморными колоннами . Иерусалим провозглашался Столицей арабской культуры 2009 года . Хотя Израиль согласует и финансово поддерживает некоторые из арабских культурных событий, программа Арабской культурной столицы была запрещена, поскольку она спонсировалась Палестинской Национальной Администрацией . В 2009 г. в иерусалимском пригороде Бейт 'Анан был проведён четырёхдневный культурный фестиваль, который посетили более 15 000 человек .
Фонд Авраама и Иерусалимский Межкультурный Центр (ИМКЦ) продвигают совместные еврейско-палестинские культурные проекты. Иерусалимский центр ближневосточной музыки и танца открыт для арабов и евреев и предлагает семинары по еврейско-арабскому диалогу посредством искусства . Еврейско-арабский молодёжный оркестр исполняет как европейскую классическую, так и ближневосточную музыку .
В 2006 году была открыта 38-километровая прогулочная Иерусалимская тропа, проложенная через многие культурные объекты и национальные парки внутри и вокруг Иерусалима.
В 2008 году на холме между еврейским Армон ХаНецив и арабским Джебль Мукабер была воздвигнута скульптура под открытым небом Чеслава Дзьвигая «Монумент толерантности», как символ исканий мира Иерусалимом .
14 мая 2018 года в Иерусалиме открыт сквер, рядом с посольством США, который назван в честь Трампа. В сквере установлен камень с надписью «Площадь (сквер) США имени Дональда Трампа» на иврите, английском и арабском языках .
Иерусалим является государственным телерадиовещательным центром Израиля. В Иерусалиме расположен главный офис Израильского управления телерадиовещания , равно как и ТВ- и радиостудии израильского радио , Второго канала , Десятого канала и часть радиостудий BBC News. Штаб-квартиры The Jerusalem Post — старейшей израильской газеты на английском языке — и The Times of Israel также находятся в Иерусалиме. К местным газетам относятся Коль Ха’Ир и The Jerusalem Times. В городе также базируется международная христианская телесеть God TV.
В Иерусалиме размещаются несколько престижных университетов, предлагающих курсы на иврите , арабском и английском. Основанный в 1925 г., Еврейский университет в Иерусалиме в мировом рейтинге располагается среди первых 200 учебных заведений . Членами Правления были такие выдающиеся еврейские интеллектуалы, как Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд . Университет выпустил несколько нобелевских лауреатов; среди последних получателей премии, связанных с Еврейским Университетом — Аврам Гершко , Давид Гросс и Даниэль Канеман . Один из главных активов Университета — Еврейская национальная и университетская библиотека , хранящая более пяти миллионов книг . Библиотека открылась в 1892 г., более чем на три десятилетия раньше основания университета, и является одним из крупнейших в мире хранилищ книг на еврейскую тематику. Сегодня это одновременно центральная библиотека университета и национальная библиотека Израиля . Еврейскому университету принадлежат три кампуса в Иерусалиме: на горе Скопус , в Гиват-Рам и медицинский кампус в больнице Хадасса в Эйн Керем. Академия языка иврит расположена в Еврейском университете в Гиват Рам, а Израильская академия естественных и гуманитарных наук — возле дома президента.
Университет Аль-Кудс был основан в 1984 году , чтобы служить флагманским университетом для арабского и палестинского народов. Он позиционирует себя, как «единственный арабский университет в Иерусалиме» . Нью-йоркский Бард-колледж и Университет Аль-Кудс договорились об открытии совместного колледжа в здании, изначально построенном для размещения Палестинского законодательного совета и офиса Ясира Арафата . Колледж присваивает степень магистра искусств по педагогике . Университет Аль-Кудс расположен к юго-востоку от собственно города, в кампусе Абу Дис, занимающем 190 000 кв.м . Другими учреждениями высшего образования в Иерусалиме являются Иерусалимская академия музыки и танца и Академия искусства и дизайна Бецалель , здания которых расположены в кампусах Еврейского Университета.
Иерусалимский технологический колледж, основанный в 1969 году, сочетает обучение по инженерным наукам и другим высокотехнологичным предметам с программой по еврейским дисциплинам . Это одна из многих школ в Иерусалиме, — от начальной школы и далее, — объединяющих светские и религиозные дисциплины. В городе базируются бесчисленные религиозные образовательные учреждения и Ешивот , включая некоторые из самых престижных ешив, среди которых Бриск, Хеврон, Мидраш Шмуэль и Мир; ешива Мир утверждает, что является крупнейшей .
Из-за высокой доли школьников, обучающихся в структурах харедим , лишь часть выпускников двенадцатых классов получают аттестат зрелости ( багрут ). В отличие от государственных школ, многие школы харедим не готовят учащихся к сдаче стандартных тестов . Чтобы привлечь в Иерусалим больше университетских студентов, город начал предлагать специальный пакет финансовых стимулов и субсидий на жильё студентам, снимающим квартиры в центральной части Иерусалима .
Школы для арабов в Иерусалиме и других частях Израиля подвергаются критике за то, что они предлагают образование более низкого уровня, чем ориентированные на учащихся — израильских евреев . Поскольку многие школы в густонаселённом арабами Восточном Иерусалиме заполнены до предела и поступают жалобы на переполненность, иерусалимский муниципалитет в настоящее время строит более десятка новых школ в арабских кварталах города . В марте 2007 г. израильское правительство одобрило 5-летний план строительства в городе 8 000 новых помещений для занятий, 40 % в арабском секторе и 28 % в секторе харедим. На этот проект было выделено 4,6 миллиарда шекелей . В 2008 г., британские еврейские филантропы пожертвовали 3 миллиона долларов на строительство школ для арабов в Восточном Иерусалиме . Арабские старшеклассники сдают вступительные экзамены багрут , поэтому большая часть их программы параллельна таковой других израильских средних школ и включает некоторые еврейские дисциплины .
Двумя популярнейшими видами спорта являются футбол и баскетбол . Иерусалимский футбольный клуб « Бейтар » — один из известнейших в Израиле. В число его фанатов входят политические деятели, которые часто посещают матчи с его участием . Другой крупной иерусалимской футбольной командой и одним из главных конкурентов «Бейтара» является клуб « Хапоэль ». В то время как «Бейтар» выигрывал Кубок Израиля по футболу семь раз , «Хапоэль» завоёвывал Кубок Израиля лишь однажды. «Бейтар» шесть раз входил в высшую лигу, а «Хапоэлю» это не удалось ни разу. «Бейтар» играет в более престижной Лигат Ха-Аль , в то время как «Хапоэль» состоит во втором дивизионе — Лига Леумит . С момента своего открытия в 1992 году стадион Тедди Колека , вмещающий 21 600 зрителей, является основным футбольным стадионом Иерусалима . Самым популярным из палестинских футбольных клубов является «Джабаль Аль Мукабер» (основан в 1976 году), который играет в Премьер-лиге Западного берега. Клуб родом с горы Скопус в Иерусалиме, входит в Азиатскую конфедерация футбола и играет на Международном стадионе Фейсал Аль-Хуссейни в Аль-Раме, за Израильским разделительным барьером .
В иерусалимском баскетболе центральное место занимает клуб « Хапоэль », выступающий в высшем дивизионе . Клуб трижды выигрывал Кубок страны, а в 2004 году — Кубок Европы . В сезоне 2014/2015 клуб завоевал первый в своей истории титул чемпионов Израиля .
Учреждённый в 2011 году Иерусалимский марафон — это международный марафонский забег, проводимый в Иерусалиме ежегодно в марте. Полная 42-километровая трасса начинается у кнессета, проходит через гору Скопус и Армянский квартал Старого города и завершается в парке Сахер. В 2015 году Иерусалимский марафон привлёк более 25 000 бегунов, включая 2200 участников из 60 зарубежных стран .
Популярным несоревновательным спортивным событием является Иерусалимский марш, проводимый ежегодно во время праздника Суккот .
В мае 2018 года принял старт итальянского гранд-тура — велогонки « Джиро д’Италия », которая впервые стартует за пределами Европы .