Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (
лабрис
), иногда
орёл
; местопребыванием считался
Олимп
(Зевс-
Олимпиец
). Зевс мыслился «огнём», «горячей субстанцией», обитая в
эфире
, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни.
Кроме того, Зевс распределял
добро и зло
на земле, вложил в людей стыд и совесть. Зевс — грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда он сам выступает как существо, подвластное богиням
Мойрам
— судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он покровитель городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. Ему повинуются все остальные боги. У него есть сотни эпитетов и в честь него названо много различных мест.
Содержание
Мифы
Рождение
Зевс принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение —
титанов
. Отцу Зевса титану
Кроносу
было предсказано, что ему суждено быть поверженным собственным сыном и, чтобы не быть свергнутым своими детьми, он каждый раз проглатывал только что рождённого женой
Реей
ребёнка.
Рея решилась, наконец-то, обмануть супруга и втайне родила очередного ребёнка — Зевса. Согласно Павсанию, «перечислить все те местности, которые претендуют на то, чтобы считаться местом рождения и воспитания Зевса, было бы невыполнимо даже для того, кто приступил бы к этому вопросу с полной серьёзностью»
. Разные версии мифа называют местом рождения остров Крит (
пещеру в горе Дикте
либо гору
Ида
) или
Фригию
(гора
Ида
). Кроносу же вместо новорождённого она дала проглотить завёрнутый в пелёнки
камень
. Пуповина Зевса отпала у города Фены на
Крите
. Новорождённого Зевса купали в реке Лусий в
Аркадии
. Согласно Феодору Самофракийскому у
Птолемея Гефестиона
, родившись, 7 дней непрерывно смеялся, отчего число 7 священно
.
По критскому варианту мифа, Зевс был отдан на воспитание
куретам
и
корибантам
, вскормившим его молоком козы
Амалфеи
. Также на Крите его кормили пчелиным
мёдом
. По другой версии, вскормлен козой в местечке Эгий в Ахайе
. По преданию, пещеру охраняли стражники и каждый раз, когда маленький Зевс начинал плакать, они стучали копьями в щиты, для того, чтобы плач не услышал Кронос.
Борьба за власть
Когда Зевс вырос, он сумел распороть живот Кроноса и выпустить своих старших братьев и сестёр на волю, однако не сумел в одиночку его убить. По другой версии он сделал зелье, которое заставило Кроноса выплюнуть своих старших детей, томившихся в неволе.
По одной из версий, Зевс воспитывался на
Наксосе
. Когда он отправлялся в поход на титанов, то заметил орла и угадал в нём благое предзнаменование. Когда боги делили пернатых, Зевсу достался орёл
. На скипетре Зевса — орёл
. Когда Зевс выступил против Кроноса, боги Олимпа заключили союз. Жертвенник, на котором они клялись, они сделали
созвездием
.
Затем вместе с Зевсом боги начали борьбу с Кроносом и остальными титанами, призвав на помощь создавших громы и молнии
циклопов
. Битва, которая потрясла мир до основания, длилась 10 лет, но не выявила победителя. Тогда Зевс освободил из
Тартара
сторуких великанов
, которые поклялись в верности Зевсу. Наконец титаны были повержены и низвергнуты в
Тартар
навечно. Но
Гея
не смирилась с этим и породила в браке с
Тартаром
Тифона
. Однако последний был побежден Зевсом.
Первая попытка свержения Зевса была предпринята Посейдоном, Афиной и Аполлоном при поддержке Геры: они приковали сонного Зевса цепью к ложу и уже хотели было заключить его в
Тартар
, но его возлюбленная нереида
Фетида
призвала на помощь
гекатонхейра
Бриарея
. После бунта Посейдон и Аполлон вместе с царем
Эгины
Эаком
строили стены
Трои
, а Гера была подвешена на золотых цепях между небом и землёй. Во второй раз было пророчество, которое никто не знал, кроме Геи и титана Прометея. Гею Зевс не осмелился тревожить, так как она столь древняя и почтенная, а Прометей ничего не сказал тогда Зевсу, ибо правил он жестоко и алчно. Зевс приказал Гефесту приковать в горах Кавказа Прометея, но через много лет Прометей открыл пророчество Зевсу, и тот не женился на Фетиде. Однако Фетида вышла замуж за сына
Эака
героя
Пелея
и от этого брака родился
Ахилл
— один из героев
Троянской войны
.
Асопа
он поразил перуном (молнией), поразил также третий храм в
Дельфах
.
Иконография
Традиционно Зевс изображается как могучий и бородатый мужчина зрелого возраста с благородными чертами лица, обрамлённого густыми локонами. Возможно, эта иконография восходит к знаменитой
статуе Зевса Олимпийского
, созданной скульптором
Фидием
.
В произведениях более поздних художников, в особенности в живописи мастеров Нового времени, он — персонаж любовных историй, обманывающий женщин и принимающий множество обличий.
Молния Зевса
— материальное оружие, своего рода двухконечные, двух- или трёхзубчатые вилы с зазубринами. В барочной живописи они изображались как пучок языков пламени, который может держать в когтях орёл.
Иногда молот, а также двусторонний топор (
лабрис
)
.
Колесница
, запряжённая орлами.
Зевс с орлом, 560 г. до н. э.
Фрагмент бронзовой статуи Зевса, держащего молнию, II в.
Скипетр со статуэткой богини Победы, римская статуя
Сюжеты
Изображение
Миф
Аллегория
Воспитание Зевса
Младенца-Зевса, спрятанного от кровожадного отца, кормит коза
Амалфея
. Ребёнок растёт на склонах горы Иды (о. Крит), нимфы кормят его диким мёдом и козьим молоком. Он изображается в пасторальной атмосфере, лежащим в колыбели и окружённым нимфами-воспитательницами (ср. с сюжетом о находке Моисея
). Другой вариант — ребёнок на руках у нимф, которые подносят ему ко рту крынку молока, в то время как другие собирают дикий мёд, а пастух доит козу.
Жертвоприношение Зевсу
Изображена статуя сидящего Зевса, который держит скипетр, рядом сидит его орёл. На переднем плане изображён алтарь с горящим пламенем. Идолопоклонники (возможно, девушки с горы Ида) молятся под руководством жреца или приносят жертвы
.
Подстрекаемые своей матерью Геей, гиганты под предводительством Эвримедона стали забрасывать небо огромными скалами и горящими дубами с целью уничтожить богов Олимпа и стереть с лица Земли человечество, ненавистное их матери. Боги ответили на этот удар, но их усилия были тщетны: гиганты оставались живы.
Чтобы похитить прекрасную царевну, Зевс превращается в быка. Девушка восхищается его красотой и садится на него, а он бросается в море и увозит её с родного острова.
Чтобы овладеть недоступной красавицей, Зевс обратился в прекрасного лебедя, которому она дала приблизиться к себе и стала с ним играть. Она родила от него Полидевка и Елену.
Чтобы овладеть красавицей, запертой от греха в подземный «бункер», Зевс превращается в золотой дождь и таким образом просачивается сквозь потолок и проникает в её лоно. В изображениях часто фигурирует старуха-служанка. В таком случае золотой дождь имеет два толкования: прямой, согласно мифу — для девушки, и аллегория денег, которые смягчат любую дуэнью — для старухи.
Возлюбленными Зевса именуются также Каллироя, мать Амфотера и Акарнана, Фива и Фтия.
Некоторые мифы утверждают, что Зевс хотел оставить Геру ради
Фетиды
, но не сделал этого из-за пророчества — нереида родит ему сына, который во всём будет превосходить своего отца. Фетида вышла замуж за царя Пелея, и у них родился
Ахиллес
.
Также его возлюбленным называют юношу Айтоса (см.
Мифы Крита
).
В облике змея он соблазнил
Деметру
, а затем
Персефону
, в облике быка и птицы —
Европу
, в облике быка —
Ио
, в облике орла —
Ганимеда
, в облике лебедя —
Немесиду
(ставшую гусыней) или
Леду
, в облике перепела —
Лето
, в облике муравья —
, в облике голубя —
Фтию
, в огненном обличии —
Эгину
, в виде золотого дождя —
Данаю
, в облике сатира —
Антиопу
, в облике пастуха —
Мнемосину
, в облике жеребца —
Дию
. Возлюбленные его обычно сохраняют человеческий облик, но
Каллисто
он превращает в медведицу,
Ио
— в корову.
Гермес
— бог торговли, прибыли, интеллекта, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, от
плеяды
Майи
.
Афина
— богиня справедливой войны и мудрости, от
океаниды
Метиды
, первой жены Зевса. По Гесиоду, Зевс проглотил беременную Метиду и родил Афину самостоятельно. По другим версиям, Афина родилась от Геллении
или Корифы (дочь Корифы носит имя Кория у
аркадян
).
Сабазий
(он же «старший
Дионис
» или
Загрей
) — божество мистерий, от
Персефоны
. Зевс посетил Персефону в виде змея
, и та родила ему рогатого младенца
.
Артемида первая от Персефоны
.
Мелиноя
— богиня подземного царства, от Персефоны.
П. Кречмер
, мнение которого об этимологии имени Зевса считается общепринятым, пришёл к выводу, что оно имеет индоевропейское происхождение и обнаруживает первоначальное его значение как бога светлого неба, дня, света
.
Множественность Зевсов
Согласно речи Котты, античные филологи насчитывали трёх Зевсов
:
(
Ἰδαῖος
). От горы
Ида
на Крите и хребта Ида (ныне
Каз-Даг
) в Малой Азии.
Итомский
(
Ἰθωμαῖος
). От мессенской горы Итома (
Ἰθώμη
). См.
Мифы Мессении
.
Касий
(
Κάσιος
, касийский). Эпитет. Святилище Зевса Касия было по дороге на Пелусий
, где был похоронен Помпей
. Алтарь Зевса Касия был в городе Кассиопа на
Коркире
.
Кенейский
(
Κηναῖος
). От мыса Кеней (
Κήναιον
или
Κηναῖον
) на Эвбее. См.
Мифы Евбеи
.
Лабрадейский
(точнее Лабрандейский;
Λαβραδεύς
,
Λαβρανδεύς
). От города
Лабранды
(
Λάβρανδα
) в Карии. Эпитет Зевса у
карийцев
. Возводится Плутархом к названию боевого топора «
лабрис
» (
λάβρυς
)
.
Феспрот
(
Θεσπρωτός
). По названию области
Феспротида
(
Θεσπρωτίς
) в Эпире. Эпитет Зевса в
Додоне
. Зевс Додонский в виде дуба, корни которого омывает ручей.
По функциям
Апомий
(
Ἀπόμυιος
, «отгоняющий мух»).
Арей
(
Ἀρεῖος
, «воинственный», либо «искупитель» (ср.
Афина Арея
)). См.
Эномай
.
Гикесий
(
Ἱκέσιος
, покровитель просящих). Эпитет Зевса
.
Горкий
. (
Ὅρκιος
, хранитель клятв). Эпитет Зевса, его статуя в
Олимпии
. У этой статуи участники состязаний клялись над разрезанными частями кабана, что будут соблюдать законы
Олимпийских состязаний
.
Евбулей
(
Εὐβουλεύς
, подающий благие советы). Известен также как эпитет Зевса
.
Кларий
(
Κλάριος
, наделяющий жребием). Эпитет Зевса в память жребия между сыновьями
Аркада
.
Ксений
(
Ξένιος
, охраняющий чужеземцев). Эпитет Зевса
. В Амафунте на
Кипре
приносили людей в жертву Зевсу Ксению, за что жители были превращены в коров
.
Милихий
(Мейлихий;
Μειλίχιος
, милостивый)
Эпитет Зевса
. Его праздник Диасии в
Афинах
, его жертвенник у брода через
Кефис
, ему приносили в жертву барана, у него очищался
Тесей
перед входом в Афины
. Также его статуя была в Коринфской области
.
Морий
(
Μόριος
, покровитель священных
маслин
). Эпитет Зевса
, культ в Афинах.
Паномфайос
(всепрорицатель). Эпитет Зевса. Алтарь между Сигеем и Ретеем
.
Полией
(
Πολιεύς
, градохранитель). Эпитет Зевса. Ему приносят в жертву быка и судят топор
.
Полиух
(
Πολιοῦχος
, владеющий городом, то есть градохранитель).
Сотер
(
Σωτήρ
, спаситель). Эпитет Зевса и других богов
.
Стратий
(
Στράτιος
, воинственный). Эпитет Зевса
. Также Арея и Афины.
Элевтерий
(
Ἐλευθέριος
, освобождающий, избавляющий). Эпитет Зевса
. В микенских текстах бог
e-re-u-te-re
(Элевфер)
.
По атрибутам
Хрисаорей
(
Χρυσαορεύς
, с золотым мечом). Эпитет Зевса. Его храм в Карии
.
Эгиох
(
Αἰγίοχος
, букв. «носящий
эгиду
»). Эпитет Зевса
, ибо его вскормила коза
. Юному Зевсу было пророчество, что он должен вооружиться козьей шкурой, которая посреди спины несла лик
Горгоны
.
Прочее
Аттис
.
Вифинцы
называли так Зевса, восходя на вершины гор
.
Велхан
. Эпитет Зевса на монетах в
Фесте
, изображается с
петухом
. Негреческое слово. Сопоставляется с
этрусским
Велханом
.
Гипсист
(
Ὕψιστος
, высочайший). Эпитет Зевса. От него ворота Гипсисты (Высочайшие) в
Фивах
.
Корифей
(
Κορυφαῖος
). По мнению Павсания, Зевс Корифей — перевод имени Юпитера Капитолийского
.
Кронид
(
Κρονίδης
), или
Кронион
(
Κρονίων
), или
Кроний
(
Κρόνιος
)
Патроним
Зевса
.
Лаприй
. Согласно Евгемеру, союзник Зевса, откуда эпитет Зевса Лаприя
.
Лафистий
(
Λαφύστιος
, пожиратель). Эпитет Зевса у
орхоменян
и в Галосе
.
Мессапий
(
Μεσσάπιος
). Прозвище Зевса в
Лаконике
. Местные жители считали, что оно происходит от имени его жреца
.
Минотавр
. Ипостась Зевса Критского.
Мойрагет
(
Μοιραγέτης
, водитель
Мойр
). Эпитет Зевса
. В храме в Дельфах стояли статуи Зевса и
Аполлона
Мойрагетов
.
Олимпийский
(
Ὀλύμπιος
).
Панэллениос
(
Πανελλήνιος
, всегреческий, то есть верховный). Эпитет Зевса
.
Силланийский
(
Συλλάνιος
). Непонятного происхождения эпитет Зевса и Афины в
Спарте
.
Скиллий
. Эпитет Зевса на Крите
.
Талей
. (Таллей.) Имя Зевса на Крите
.
Фратрий
(
Φράτριος
). Второй день
Апатурий
был посвящён жертвоприношению Зевсу Фратрию и Афине
.
Хтоний
(
Χθόνιος
, «подземный»). Эпитет подземных богов
. Эпитет Зевса. Статуя в
Коринфе
. Жертвенник в Олимпии
. «Зевс подземный»
. Зевс Хтоний— общее имя для Зевса, Посейдона и Аида
.
Ему посвящены XXIII гимн Гомера, I гимн Каллимаха и XV
орфический гимн
. О рождении Зевса и куретах говорили мелическая поэма Телеста, комедия Филиска и трагедия Тимесифея «Рождение Зевса». У Гомера он «громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», «насылатель ветров, дождей и ливней».
Эвгемеризм
По
представлениям
некоторых древнегреческих философов, многие боги могли представлять собой реальные исторические личности, а исторические события в отсутствие письменности становились сюжетом мифологии. По мнению
Эвгемера
боги
Греции
первоначально были царями,
героями
, завоевателями или благодетелями народа, впоследствии обожествлёнными. Например, Эвгемеру приписывается утверждение, что Зевс был великим воином, древним царём
Крита
, а его могилу в
Кноссе
показывали любопытным. Это же мнение повторяет христианский историограф св. Димитрий Ростовский: «
Этот Зевс, или Юпитер … царствовал в Крите (поэты баснословят, когда говорят, что он царствовал на небе)
».
Названия в честь Зевса
(Köhler et Mccranie, 2001) — вид ящериц из рода
анолисов
.
↑
Холл, Джеймс.
Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by
Kenneth Clark
. Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья
А. Майкапара
. —
М.
: «Крон-пресс», 1996. — 656 с. —
15 000 экз.
—
ISBN 5-323-01078-6
.
С. 637
Каллимах. Из кн. 2 «Причин»
Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 51
Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием 25
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 2; 2, 4
Лактанций. Божественные установления I 17, 9
↑
Гесиод. Теогония 922; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1
Гесиод. Теогония 922; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1; Гигин. Мифы. Введение 24
↑
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 12, 6
Гигин. Мифы. Введение 31
Гесиод. Теогония 918—920
Гесиод. Теогония 938—939
Лосев А. Ф.
Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 213
Нонн. Деяния Диониса V 565
Еврипид. Вакханки 100
Цицерон. О природе богов III 58
Гимны Гомера XXXII 15; Гигин. Мифы. Введение 28
Алкман, фр. 48 = Плутарх. Застольные беседы III 10, 3
Гесиод. Теогония 940—942
↑
Гигин. Мифы 155
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1
Схолии к Пиндару. Пифийские песни Введение // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 254
Схолии к Феокриту. Идиллии I 3 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 254
Эпименид, фр. 9 Якоби = Схолии к Псевдо-Еврипид. Рес 36; Схолии к Феокриту. Идиллии I 3 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 254; Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 78
Pind. Ol. XII
Гесиод. Теогония 909; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1; Павсаний. Описание Эллады IX 35, 5
Гесиод. Теогония 915—917; Гимны Гомера III 429; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 3; 3, 1
Нонн. Деяния Диониса V 611—615; XIV 193—202; XXXII 71
Платон. Государство X 617с
Гесиод. Теогония 902; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 72, 5; Гигин. Мифы 25; Орфические гимны XLIII 1
↑
Цицерон. О природе богов III 53
Орфика, фр.197 Керн; Орфические гимны LXX 2-3
Цицерон. О природе богов III 54
Павсаний. Описание Эллады I 38, 9
Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 11, 2
Овидий. Метаморфозы XIII 144; Евстафий. Комментарий к «Одиссее» Гомера XVI 117—120 // Гесиод. Полное собрание текстов. М., 2001. С.160
Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика II 178 // Гесиод. Полное собрание текстов. М., 2001. С. 133
Гесиод. Теогония 943—944
Евмел. Коринфиака, фр. 8 Бернабе; Климент. Строматы I 70, 3
Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 159