Русские префиксы греческого происхождения
- 1 year ago
- 0
- 0
Ру́сские — восточнославянский народ , самый многочисленный в России и Европе . Существуют крупные русские общины на Украине , в Казахстане , США , Германии и ряде других стран. Культура русского народа имеет давние традиции и составляет основу современной культуры всей России . Родной и национальный язык — русский . Верующие русские — в основном православные .
Русский народ сформировался преимущественно из восточнославянских племён , объединившихся в период Киевской Руси . Русский народ имеет многие общие исторические и культурные черты с другими европейскими народами , особенно с другими восточнославянскими народами — белорусами , украинцами и русинами . История русских тесно взаимосвязана с историей многих других народов, что способствовало распространению русского языка и русской культуры . Русский язык является официальным в России , Белоруссии , Казахстане , Кыргызстане . Также он распространён в других государствах, образовавшихся после распада СССР .
Название народа русь ( др.-рус. и церк.-слав. рѹсь ) по распространённой версии вначале обозначало скандинавов ( варягов ) и пришло в древнерусский язык из древнескандинавского : др.-сканд. rōþr «гребец» и «поход на гребных судах», трансформировавшееся через фин. ruotsi в др.-рус. рѹсь , а затем постепенно со скандинавской элиты было перенесено на весь народ Древней Руси . Существуют также североиранская, славянская и некоторые другие этимологии .
Русский — частично субстантивированное прилагательное . Возникло от раннего двусоставного сочетания русские люди , русский человек , в котором вторая часть стала употребляться сравнительно редко ( эллипсис ). Древнерусское прилагательное рѹсьскъ , рѹсьскыи образовано от названия др.-рус. рѹсь — корня рѹс- с помощью суффикса -ьск- , который образует производные от названий местности , ср. назаретьскъ «из Назарета». Термин Русь был одновременно названием государства восточных славян и их ранним этнонимом . Этноним рѹсь ( ед. ч. м. р. рѹсинъ , ж. р. рѹска ) употреблялся как самоназвание до XVIII века. С XVII—XVIII веков он постепенно заменился на книжное россияне , а позднее с XVIII—XIX веков, с установлением концепции триединства русского народа — в литературном языке начинает преобладать этноним великороссы . В XIX веке под влиянием разговорного языка в литературном языке закрепился уже известный этноним русские , которым в то время обозначали все три ветви восточных славян , и лишь после 1917 года (всеобщая перепись произошла только в 1926 году) — только великорусов (великороссов).
Общая численность русских в мире составляет около 133,5 млн человек (по другим оценкам: от 125 —129 млн чел. до 150 и 167 млн чел.). Из них в России проживает 105,6 млн человек (данные переписи 2021 года), то есть 71,73 % населения страны или 80,85 % от общего числа респондентов, указавших свою национальность при переписи населения [в 2010 году соответственно — 111,0 млн чел. (с учётом Республики Крым и Севастополя — 112,5 млн чел. ); 77,71 % и 80,90 %] . По данным на 2010 год, из всех русских в мире — 86 % проживало в России, 11,5 % — в республиках бывшего СССР и 2,5 % — в остальных странах .
По данным В. П. Максаковского , по переписи 1989 года за пределами России в СССР проживало 25,3 млн русских: 11,3 млн или 44,9 % на Украине , 6,2 млн или 24,6 % в Казахстане , 1,7 млн или 6,5 % в Узбекистане и 1,3 млн или 5,3 % в Белоруссии . Также за пределами России жило ещё 11,2 млн обрусевших людей других национальностей, что давало в итоге 36—37 млн русских и русскоязычных на начало 1990-х годов в странах нового зарубежья или больше 1/4 всего населения этих стран. Самая многочисленная община располагалась на Украине (20 млн чел.), Казахстане (7,8 млн чел.), Белоруссии (3,2 млн чел.) и Узбекистане (2,2 млн чел.) .
С 1989 по 2007 год из стран СНГ и Прибалтики в Россию переехало 3,64 млн русских . С 1991 по 2006 год из-за эмиграции , депопуляции и смены национальной идентификации численность русских в странах бывшего СССР сократилась с 25—30 млн до 17 млн человек . В 2006 году больше всего русских за пределами России проживало на Украине (более 8 млн чел.), в Казахстане (более 6 млн чел.), в Белоруссии (чуть больше 1 млн чел.), а также в Узбекистане (более 1 млн чел. по оценкам на начало 2000-х годов ) . В 2016 году число русских в постсоветской Центральной Азии оценивалось примерно в 4,7—4,8 млн человек, из которых более 3/4 проживало в Казахстане .
Составляют бо́льшую часть населения Российской Федерации, а также значительную часть населения в странах бывшего СССР: на Украине , в Казахстане , Белоруссии , Узбекистане , Латвии , Кыргызстане , Эстонии , Литве , Молдавии , Туркменистане и в частично признанных и непризнанных государственных образованиях — Приднестровской Молдавской Республике , Луганской Народной Республике , Донецкой Народной Республике . Крупные общины присутствуют в США , Канаде , Бразилии , Германии .
Численность русских в странах бывшего СССР на 2018—2019 годы оценивалась в 10,8—11,6 млн человек .
Россия | Страны с низкой рождаемостью | Страны со средней рождаемостью | Страны с высокой рождаемостью | |
---|---|---|---|---|
Доля в численности населения СССР без России, % | — | 50,1 | 14,5 | 35,4 |
Коэффициент суммарной рождаемости | 2,02 | 1,95 | 2,51 | 3,72 |
в том числе для русских | 1,95 | 1,83 | 1,72 | 2,16 |
Коэффициент младенческой смертности | 17,8 | 12,7 | 22,2 | 35,1 |
в том числе для русских | 17,7 | 12,3 | 17,4 | 23,3 |
Среднее число детей, доживающих до 15 лет | 1,97 | 1,91 | 2,42 | 3,52 |
в том числе для русских | 1,91 | 1,8 | 1,69 | 2,1 |
Доля русских, проживавших в указанных странах, в общем числе русских на территории СССР за исключением России, % | — | 57 | 5,3 | 37,7 |
Доля русских в численности населении указанных стран, % | 81,5 | 20,7 | 6,7 | 19,3 |
Доля горожан среди русского населения, % | 77 | 88 | 89 | 87 |
Доля моноэтнических брачных пар в общем числе брачных пар русского населения, % | 87 | 39 | 50 | 69 |
Доля моноэтнических браков, в общем числе первых браков, заключённых русскими женщинами, % | 89 | 42 | 46 | 72 |
На основе различий в типе хозяйства, региона проживания, особенностей народной культуры, конфессиональных отличий среди русских выделяется ряд этнографических групп ( горюны , тудовляне , цуканы и другие), субэтносов ( казаки , полехи , поморы , сибиряки ) и этнорелигиозных групп ( духоборы , липоване , кержаки ) .
Основными являются севернорусская и южнорусская этнографическая группа (северорусы и южнорусы). При этом предложение советского этнографа Д. К. Зеленина в его капитальной обобщающей работе 1927 года «Восточнославянская этнография» считать их отдельными восточнославянскими народами лишь временно доминировало в ранней советской историографии .
Антропологические признаки русских подробно изучены .
Русские популяции являются довольно однородными в антропологическом отношении . Средние антропологические показатели или совпадают со средними западноевропейскими величинами, или отклоняются от них, оставаясь, однако, в пределах колебаний западных групп .
Следующие признаки отличают русских от западноевропейских популяций [ страница не указана 1225 дней ] :
Для русского населения характерна крайне редкая встречаемость эпикантуса . Из числа более чем 8,5 тысяч обследованных русских мужского пола эпикантус обнаружили только 12 раз, причём только в зачаточном состоянии. Такая же крайне редкая встречаемость эпикантуса наблюдается у населения Германии .
По результатам биолого-генетических исследований выделяются две генетически не связанных группы русских популяций . В российско-эстонском исследовании 2008 года и других приводятся следующие данные. По Y-хромосоме популяции Русского Севера выявлены «кардинальные различия северных и южных русских» .
Центральные и южные русские, к которым принадлежит подавляющее большинство русских популяций, по результатам исследований Y-хромосомных маркёров, входят в общий «восточноевропейский» кластер с остальными восточными и западными славянами (словаками и чехами), а также венграми и аромунами (по отдельным показателям присоединяются также эстонцы и южные шведы) . Генетически все восточные славяне «практически неразличимы», иными словами идентичны, со славянами западными; такая генетическая чистота несколько необычна для генетики при столь широком расселении славян, особенно русских . По результатам исследования маркёров мтДНК , а также аутосомных маркёров русские сходны с другими популяциями Центральной и Восточной Европы , выявлено высокое единство по аутосомным маркёрам восточнославянских популяций и их значительные отличия от соседних финно-угорских, тюркских и северокавказских народов .
Северные русские входят в иной, обширный «североевропейский» генетический кластер вместе с популяциями балтов (латышей и литовцев), германских (немцев, норвежцев), а также наиболее антропологически европеизированных прибалтийско-финских народов (коми, финнов, эстонцев и сборной группы карелов, вепсов и ижорцев). При этом сходство с балтами более выражено, чем с финно-уграми, и является постоянным для всех популяций Русского Севера (а степень сходства с финно-угорскими народами отличается). По мтДНК североруссы имеют сходство с генофондами Северной Европы (норвежцы, немцы, шведы, поляки, литовцы, ирландцы, шотландцы). Отличие северных русских подтверждено также по аутосомному маркеру CCR5de132, данным палеоантропологии и анализом фамилий . При этом митохондриальный генофонд финно-угорских народов (финны, карелы, коми, мордва и мари) оказался максимально отдалён от северных русских. Изучение аутосомных маркеров также сближает североруссов с другими европейскими народами и ставит под сомнение финно-угорский миграционный пласт в северном русском генофонде. Эти данные позволяют выдвинуть гипотезу о сохранении на территориях вокруг Балтийского моря древнего палеоевропейского субстрата, который испытал интенсивные миграции древних славянских племён .
Во всех русских популяциях отмечается крайне низкая частота генетических признаков, характерных для монголоидных популяций . Частоты восточноевразийских маркёров у русских соответствуют средним по Европе .
Таким образом, подтверждаются предшествующие выводы антропологов, историков и лингвистов (см., в частности, работы академика В. Л. Янина ) о близости древних новгородцев ( словен ) и их языка не к восточным, но к балтийским славянам . Современные северные и центрально-южные русские по-прежнему принадлежат к двум разным генетическим кластерам по Y-хромосоме, митохондриальной ДНК и аутосомному маркеру CCR5de132 . Центральные и южные русские входят в восточноевропейский кластер и генетически едины, как с другими восточными, так и с западными славянами (словаками и чехами). Северные же русские входят в североевропейский кластер вместе с поляками , балтами и германскими народами . Таким образом, североруссы генетически близки из всех славянских народов только к полякам, но если последние по отдельным показателям всё же близки и славянам, то северные русские генетически «не присоединяются к южным» и, одновременно, идентичны балтийским народам .
Русский язык принадлежит к восточной подгруппе славянских языков , входящих в состав индоевропейской семьи языков . В русском языке используется письменность на основе русского алфавита , восходящего к кириллице .
Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года , русский язык является родным для 110 705 949 русских (99,9 % от общего числа русских, указавших родные языки). Украинский язык является родным для 23 714 русских (0,02 %), татарский язык назвали родным 9292 русских (0,01 %), чувашский язык указали родным 3913 русских (0,0035 %) и башкирский язык обозначили как родной 1274 русских (0,001 %) .
Русский язык — один из шести официальных языков ООН . По данным, опубликованным в журнале «Language Monthly» (№ 3 за 1997 год), примерно 300 млн человек по всему миру на тот момент владело русским языком (что ставило его на 5-е место по распространённости), из них 160 млн считали его родным (7-е место в мире) . Общее количество русскоязычных в мире по оценке 1999 года — около 167 млн , ещё около 110 млн человек владеют русским языком как вторым .
В социологическом исследовании Института Гэллапа , посвящённом отношению к русскому языку в постсоветских государствах, 92 % населения в Белоруссии , 83 % на Украине , 68 % в Казахстане и 38 % в Кыргызстане выбрали русский язык для заполнения анкеты при проведении опроса. Институт обозначил этот раздел исследования как «Russian as the Mother Tongue» («Русский язык как родной язык») .
В США в штате Нью-Йорк в 2009 году внесена поправка в избирательное законодательство, в соответствии с которой во всех городах штата, в которых проживает более 1 млн человек, все связанные с процессом выборов документы должны переводиться на русский язык. Русский язык стал одним из восьми иностранных языков в Нью-Йорке, на котором должны печататься все официальные материалы избирательных кампаний .
До 1991 года русский язык был языком межнационального общения СССР , де-факто исполняя функции государственного языка. Продолжает использоваться в странах, ранее входивших в состав СССР, как родной для значительной части населения и как язык межнационального общения. В местах компактного проживания эмигрантов из стран бывшего СССР ( Израиль , Германия , Канада , США , Австралия и др.) выпускаются русскоязычные периодические издания, работают радиостанции и телевизионные каналы, открываются русскоязычные школы, где активно преподают русский. В Израиле русский язык изучается в старших классах некоторых средних школ как второй иностранный язык. В странах Восточной Европы до конца 1980-х годов русский язык был основным иностранным языком в школах.
Разговорный русский язык обязательно изучают все работающие на МКС космонавты .
В русском языке выделены две диалектные группы ( наречия ) — севернорусская ( окающая ) и южнорусская ( акающая ) , каждая из которых членится на более мелкие группы . Между северным и южным наречиями расположена территория среднерусских говоров . Граница между севернорусской и южнорусской группами проходит по линии Псков — Тверь — Москва — Нижний Новгород .
В северном наречии выделяются три группы говоров: Ладого-Тихвинская , Вологодская и Костромская . В южном наречии выделены пять групп говоров: Западная , Верхне-Днепровская , Верхне-Деснинская , Курско-Орловская и Восточная (Рязанская) . Переходные среднерусские говоры включают Гдовскую , Псковскую и Владимирско-Поволжскую группы .
На основе среднерусской диалектной группы происходит унификация русского языка .
В настоящее время в связи с развитием школьного образования и средств массовой информации различия в диалектах сильно уменьшились.
На основе лингвистических данных можно предположить, что после времени распада праиндоевропейского языка во II тысячелетии до н. э. в Центральной Европе жили предки славян, находившиеся в контакте прежде всего с протогерманцами и протоиталиками. В I тысячелетии до н. э. образовался праславянский язык . Формирования диалектов этого языка можно отнести к концу I тысячелетия до н. э. — III—V вв. н. э. Во время этого периода носители языка имели контакты с племенами балтов , иранцев , германцев, фракийцев и кельтов , при этом наибольшее сходство обнаруживается с балтскими языками. Вплоть до конца I тысячелетия славяне практиковали кремацию умерших, поэтому антропологические данные по славянским племенам до периода Средневековья отсутствуют. На основании данных по антропологии средневековых славян можно сделать вывод, что единого славянского антропологического типа в то время (возможно и ранее) не существовало. По данным археологии, славяне как самостоятельная этноязыковая единица начали формироваться в середине I тысячелетия до н. э. в результате взаимодействия и метисации носителей части лужицкой культуры с расселившимися на их территории племенами поморской культуры . Первой собственно славянской культурой предположительно являлась культура подклошевых погребений, которую сменяет пшеворская культура . Со славянами также соотносят зарубинецкую и черняховскую культуры; последняя судя по всему формировалась на территории расселения скифо - сарматских племён, постепенно ассимилируемых славянами. По-видимому в наиболее тесном симбиозе с ираноязычными племенами находились предки восточных славян, в частности анты . В VI—VII веках славяне начинают широко осваивать пространство Восточноевропейской равнины . Кривичи , приильменские словене скорее всего происходят от славян пражско - корчакской культуры . Нашествие гуннов привело к смене черняховской культуры на пеньковскую . Часть антов перебралась в район Среднего Поволжья и основала там именьковскую культуру . Во второй половине I тысячелетия н. э. в бассейнах Десны, Сейма присутствовала волынцевская и сменившая её роменская культура . Границы их ареалов доходили на западе до правого берега Днепра в окрестностях Киева и Канева, на юго-востоке до истоков Северского Донца и среднего течения Дона, где они взаимодействовали с салтово-маяцкой культурой, на севере до Поочья .
На основе данных археологии и лингвистики , свидетельств арабских, византийских, западноевропейских, древнерусских и других письменных источников многие исследователи рассматривают летописный народ « русь » как выходцев из Скандинавии (скандинавы в древнерусских источниках обобщённо именуются варяги ). Кроме этого, в рамках так называемого антинорманизма , существуют другие версии этнической принадлежности народа «русь» и варягов: их рассматривают как финнов , пруссов , балтийских славян и др.
Скандинавские археологические древности свидетельствуют о большой миграционной волне из Скандинавии в Восточную Европу, в основном с территории Средней Швеции . Скандинавы появляются на территории севера Восточной Европы не позднее середины VIII века . К середине IX века или около этого времени в результате развития договорных и даннических отношений между народом «русь» и местными славянскими и финскими племенами (что, предположительно, отражено в летописном сказании о призвании варягов во главе с Рюриком в 862 году) на севере Восточной Европы (на месте гипотетической Северной конфедерации племён ) возникает раннегосударственное образование (отождествляемое с летописным государством Рюрика ) . В 882 году князь Олег объединяет северные территории и Киев , и формируется « путь из варяг в греки » — торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию . В течение X века социальная элита Древнерусского государства, первоначально представленная преимущественно народом «русь», включала в свой состав всё большее число славян и представителей других этносов, в результате чего понятие «русь» приобрело социальное значение и стало обозначать высшую социальную группу, а народ «русь» ассимилировался окружающим населением и вошёл в состав сформировавшейся древнерусской народности .
Древнерусская народность образуется около XI—XII веков в результате слияния восточнославянских (преимущественно), а также частично финно-угорских и балтских племён и скандинавов (варягов) . Значительное влияние на культуру русского народа и его консолидацию оказало принятие христианства . При этом по мнению В. В. Седова , «колыбелью» формирования собственно русской (великорусской) народности являлось Великое княжество Владимирское . Ростово-суздальский диалект в итоге лёг в основу русского литературного языка .
Консолидация древнерусской народности была прервана распадом Древнерусского государства и татаро-монгольским нашествием , а объединение прежних русских княжеств под властью крупных государств ( Великое княжество Московское , Великое княжество Литовское и позже Речь Посполитая ) заложило основу для дальнейшего распада её на три современных народа: русских, украинцев и белорусов .
Некоторые учёные не признают существование единой древнерусской народности на каком бы то ни было историческом этапе .
Из поселившихся в степи русских, перенявших отдельные элементы культуры тюркских кочевников, сформировался субэтнос казаков . Донская ветвь казаков сохранилась в качестве составной части русского народа.
Формирование в конце XV века единого Русского государства , освобождение от монголо-татарского ига и падение в XVI веке Казанского и Астраханского ханств сделали возможным усиление экспансии русского населения на восток.
Важной вехой в истории русского народа стало Смутное время — глубокий кризис, характеризованный распадом государственности, сопряжённым с большими бедствиями и попаданием (наподобие Западной Руси ) под влияние польско-литовских захватчиков. В то же время оно породило в глубине народных масс инициативу по защите своего образа жизни, изгнанию интервентов и восстановления русской государственности. В середне XVII века реформа патриарха Никона вызвала раскол русских на никониан и старообрядцев . Последние сформировали отдельные этнографические группы русского народа, распространившиеся за пределы России ( липоване , некрасовцы ) и выявившие специфический «культурный код» русского народа ( русский язык , крещение детей, празднование Пасхи, иконопочитание , восьмиконечный крест ).
XVII век стал также эпохой освоения русским народом основных пространств Сибири , основания в ней городов, географических открытий, выхода к границам Китая и Тихому океану . Важную роль в русском освоении Сибири играли поморы и казаки . Основным экономическим стимулом русского продвижения вглубь Сибири был пушной промысел . Расширение русских этнических земель шло также в южном направлении. Плодородные, но небезопасные из-за крымско-ногайских набегов степные пространства к югу от «окской украины» стали пригодными для плотного заселения благодаря поэтапному строительству засечных черт и укреплённых линий, продвигаемых всё далее на юг. Освоение степных земель позволило значительно улучшить сельскохозяйственную базу государства и стимулировало рост населения.
Воссоединение Левобережной Украины c Россией дало импульс реформированию государственной идеологии. Выходцы из Южной Руси, такие как Иннокентий Гизель или Феофан Прокопович заложили фундамент обновлённого представления о русском народе как о триедином народе , ставшем официальной концепцией в Российской империи .
Царь Пётр I предпринял ряд глубоких государственных и общественных реформ. Он подчинил Церковь государству и начал активно приглашать иностранцев в Россию, назначая их на важные посты в государстве. В результате, традиционная русская культура сохранилась лишь в низших сословиях, тогда как среди интеллигенции, чиновничества и военных начали доминировать европейские вкусы. В среде аристократии исчез национальный костюм, а воспитанием детей нередко занимались нанятые из Франции гувернёры. Неизменным фактором этнического самоопределения оставался русский язык , который получил своё развитие в русской литературе ( Пушкин , Достоевский , Толстой и др.). Начиная с Отечественной войны 1812 года важное значение для русской этнической идентификации приобрела русская фамилия. Вместе с тем в имперский период получают развитие русские народные промыслы .
Ещё в XIX веке не существовало единой трактовки самого понятия «русскости», которое могло означать и культурную, и этническую, и протонациональную идентичность. Соответственно неопределёнными оставались и ментальные границы русской национальной территории. В понятие русской нации могли включаться: 1) все подданные Российской империи; 2) члены привилегированных сословий; 3) русские-православные (великорусы); 4) все восточные славяне. Особенно распространённой была последняя трактовка, равно как и проект конструировавшейся на её основе «большой русской нации», которая включала бы в себя великорусов, малорусов и белорусов . Однако по различным причинам (главными среди которых А. Миллер называет социально-экономическую отсталость в развитии России и её ассимиляторских институтов, таких как железнодорожные сети, промышленность, урбанизация, образование, армия, бюрократический аппарат) к 1920-м годам этот проект потерпел неудачу .
Культурный раскол русского народа на вестернизированный «верх» и традиционный «низ» выразился в философском противостоянии западников и славянофилов .
После Октябрьской революции начались гонения на религию, в частности на православие . В ходе Гражданской войны и дальнейших инициатив новой власти пострадали представители многих сословий: казачество ( расказачивание ), крестьянство ( раскулачивание ), дворянство, часть интеллигенции.
В начале 1990-х годов , из-за резкого экономического кризиса, началось сокращение численности русских: в России в связи с естественной убылью населения обусловленной снижением рождаемости, а в республиках бывшего СССР — также ещё и в связи с эмиграцией русского населения в Россию. В странах Западной Европы , США , Австралии численность русских к началу XXI века, наоборот, возросла за счёт иммиграции из бывшего СССР.
В разные годы « Вестник Российской академии наук » отмечал почти повсеместное притеснение русских титульными этносами в бывших союзных республиках и в некоторых административных образованиях России , там же указывалось на тяжёлое состояние русского этноса . Так, 58,9 % русских в Эстонии (перепись 2000 года) и свыше 30 % русских в Латвии не имеют гражданства , хотя формально законодательство этих стран не увязывает бесправие с их национальностью.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов в России возник так называемый «бум этничности», который ознаменовался всплеском ксенофобских настроений и национализма среди представителей «титульных» групп по отношению к русским, что вылилось в ряде республик Северного Кавказа, в Якутии, Башкортостане, Татарстане и других в дискриминацию «нетитульного», преимущественно русского населения, и отток его в другие регионы .
Наиболее заметным проявлением подобного национализма стала дискриминация при кадровых назначениях в национальных республиках в составе России. Практически везде в этих регионах верхний слой назначенцев составляют исключительно представители титульной нации . Такая же проблема складывается при поступлении в университеты. В ряде национальных республик фактически произошла «коренизация» школы с вытеснением русского языка и преподаванием на языке титульной нации.
Практически в каждой национальной республике существует группа людей, которая преподносит весь русский народ «в чёрных красках» . В Татарстане с большим трудом выдаются разрешения на строительство православных церквей и часовен . В Башкортостане отдаётся приоритет при защите кандидатских и докторских диссертаций башкирам .
По оценке экспертов Московского бюро по правам человека , российским регионом с наиболее развитой русофобией является Северный Кавказ и, прежде всего, Чечня . В 1991—1993 гг. произошло массированное «выдавливание» русскоязычного населения из Чечни, сопровождавшееся актами насилия . По сведениям газеты «Известия», в результате этнических чисток в Чечне в 1991—1994 годах погибли 20 тысяч человек и 250 тысяч покинули республику . В 2005 году инициативная группа бывших русских жителей Грозного направила президенту России открытое письмо с требованием официально признать факт массовых этнических чисток в Чечне в период с 1991 по 1994 год. Авторы обращения называли режим Дудаева фашистским и обвинили российские власти в попытке скрыть факт геноцида .
После принятия христианства среди русских получили распространение имена греческого происхождения: Александр , Алексей , Анатолий , Андрей , Аркадий , Афанасий , Василий , Георгий , Григорий , Евгений , Кирилл , Макар , Никита , Николай , Пётр , Степан , Тимофей , Фёдор , Филипп а также Анастасия , Елена , Зинаида , Зоя , Ирина , Ксения . Сохранили своё значение ряд славянских имён: Борис , Владимир , Всеволод , Ярослав , Вячеслав , Святослав , Станислав , Владислав . Были приняты также имена латинского ( Антон , Валентин , Валерий , Павел , Роман , Сергей ) или еврейского происхождения ( Иван , Илья , Матвей , Михаил , Семён , Яков , Анна , Елизавета , Мария ). Часть русских имён имеет скандинавские корни: Ольга , Игорь , Олег , Глеб . Помимо личных имён, в русском имени присутствует отчество — имя отца с добавлением суффикса -ович/-евич/-ич (для мужчин) или -овна/-евна/-ична (для женщин). Русские фамилии обычно образуются с помощью русского имени или существительного и суффикса -ов (-ев, -ёв), -ин (-ын) или -ский (-ской) и -их (-ых). У женщин на конце фамилии добавляется окончание -а (например, Петрова).
Русская интеллектуальная история на протяжении многих веков развивалась под влиянием византийского христианства, что предопределило спектр доступных для изучения философских текстов, проблем и ценностей, а также историографических клише, характерных для русской философии и её истории. Принято считать, что русская философия сформировалась как самостоятельное явление только в XVIII веке, хотя первый историк русской философии Гавриил (Воскресенский) рассматривал русскую философию как традицию мысли, восходящую к трудам древнерусских книжников, таких как Кирик Новгородец и Клим Смолятич . Подлинный расцвет русской религиозной философии пришёлся на XIX — начало XX века и получил воплощение в трудах В. С. Соловьёва , Н. А. Бердяева , С. Л. Франка , Павла Флоренского и др. мыслителей, снискавших широкое признание. В дальнейшем русская религиозная философия также приобрела уникальные формы в концепциях « имяславия » ( А. Ф. Лосев ), « софиологии » ( С. Н. Булгаков ) и др.
Первым крупным критиком русской философской мысли стал П. Я. Чаадаев , подвергший в своих «Философических письмах» критике зависимость русской интеллектуальной истории от византийского прошлого. Чаадаев поставил вопрос о необходимости построения Царства Божьего на Земле. Его религиозные идеи в неявном виде были заимствованы русскими анархистами , Каприйской школой и др.
Важное место в русской мысли занимала философская антропология. В национальном колорите в России она приняла формы славянофильства и почвенничества ( А. С. Хомяков , А. А. Григорьев , Н. Н. Страхов и др.). Русские воспринимались как славяне, характерная ментальная черта которых заключена в началах соборности и общинности.
В революционное время народники видели в сохранности русской крестьянской общины возможность «перескочить» через капиталистическую фазу с её противоречиями и войти в особый, «русский социализм ». Осмысление русской истории в категориях цивилизационного подхода привело к возникновению концепции евразийства .
Также русские мыслители активно восприняли западноевропейскую философию, что привело к появлению в России сторонников идей кантианства , шеллингианства , гегельянства , марксизма и др. Среди наиболее влиятельных философов советского времени необходимо назвать М. М. Бахтина , А. Ф. Лосева , В. В. Бибихина . Среди философов русского зарубежья крупнейшим мыслителем может быть признан Александр Кожевников , чья интерпретация Гегеля оказала влияние на Жака Лакана и целую плеяду французских и немецких экзистенциалистов.
В области семиотики и философии языка широкое признание в мире получила Московско-Тартуская школа .
Первые формы изобразительного искусства были представлены в народном орнаменте. Со временем под влиянием христианства развивается русская иконопись , ярким представителем которой был Андрей Рублёв . В XVIII веке появляется классическая русская живопись, которая достигает своего развития в XIX веке. В конце XIX века академическому искусству противопоставляют себя передвижники . XX век широко представлен русским авангардом .
Древние пласты русского словесного искусства представлены фольклором: былины, сказки, заговоры, песни, пословицы. Былины отражают представления об окружающем мире, сложившиеся у жителей Киевской Руси. Врагами Руси в былинах часто предстают представители кочевых племён, иногда приобретающие змеиный облик ( Тугарин , прообразом которого был половецкий хан Тугоркан XI века). Они нередко обозначаются общим термином «поганые», что в ту пору означало «язычники». Им противостоят богатыри : Илья Муромец , Добрыня Никитич , Алёша Попович и др. В сказках главным персонажем часто выступает Иван Царевич или Иван-дурак . Ему противостоят сказочные персонажи: Баба-яга , Кощей Бессмертный , Змей Горыныч , а помощниками выступают волшебные животные.
Русская литература, в особенности русская проза XIX века, оказала значительное влияние на развитие мировой культуры. Произведения русских писателей переведены на многие языки мира и изданы многомиллионными тиражами. Пять русских литераторов — И. А. Бунин , Б. Л. Пастернак , М. А. Шолохов , А. И. Солженицын и И. А. Бродский — стали лауреатами Нобелевской премии по литературе .
Русское музыкальное наследие включает в себя как русскую народную музыку , так и творчество русских композиторов XVI—XX веков, а также русский романс .
Значительной популярностью на постсоветском пространстве пользуется эстрадная музыка, русский рок , творчество бардов .
Русская народная музыка исполнялась на русских музыкальных инструментах .
Такие русские композиторы, как М. И. Глинка , П. И. Чайковский , М. П. Мусоргский , Н. А. Римский-Корсаков , И. Ф. Стравинский , С. В. Рахманинов , А. Н. Скрябин , А. П. Бородин , С. С. Прокофьев и другие получили мировое признание и оказали заметное влияние на мировую музыкальную культуру.
Неотъемлемой частью русской национальной культуры был танец, под которым иногда понималась только пляска . Известны женские хороводы , мужские танцы вприсядку. Плясали во время праздников, часто в сопровождении балалайки, гармони, а также других русских народных инструментов.
В XX веке под влиянием европейской культуры широкую известность получил Русский балет Дягилева , или Ballets russes , — балетная компания, основанная в 1911 году русским театральным деятелем и искусствоведом Сергеем Дягилевым . Выросшая из «Русских сезонов» 1908 года, функционировала на протяжении 20 сезонов до смерти Дягилева в 1929 году и пользовалась большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании . Антреприза Дягилева оказала большое влияние на развитие не только русского балета, но и мирового хореографического искусства в целом. Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых входили балеты « Жар-птица », « Петрушка » и « Весна священная » — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское .
На протяжении многих веков русский народ создавал уникальную культуру народных художественных промыслов . Русские народные промыслы — гжель , хохлома , жостовская роспись , городецкая роспись , мезенская роспись по дереву , скань , финифть , палехская миниатюра , федоскинская миниатюра и другие — представляют собой декоративно-прикладное искусство изготовления и украшения домашней утвари: посуды, самовара, шкатулок, игрушек ( русские игрушки ).
Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты. Мужской костюм состоит из рубахи-косоворотки и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного (чаще тёмно-зелёного) холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнём или длинным шерстяным кушаком . Верхней одеждой служил зипун или кафтан , обувью — сапоги или лапти .
Женский костюм в северных и южных областях различается отдельными деталями, расположением отделки. Главным различием является преобладание в северном костюме сарафана , в южном — понёвы . Основными элементами женского народного костюма являются рубаха , передник , сарафан или понёва , нагрудник , шушпан .
К зимней одежде относятся: шуба , зипун , шапка , валенки , варежки и др. Одежду различают праздничную (в том числе, свадебную с украшениями) и повседневную рабочую. Некоторые [ какие? ] виды одежд заимствованы русскими от народов, проживающих компактно с ними.
Старинным традиционным русским жилищем являлась бревенчатая изба с двускатной крышей (см. Русское деревянное зодчество ). Вход в жилище оформлялся как крыльцо , окна нередко закрывались ставнями. Съестные припасы хранились в погребе . Внутренние помещения делились на сени и светлицу. Важное место внутри жилища играла русская печь с лежанкой. По стенам стояли лавки и сундуки . Центром сбора семьи был стол , который накрывался скатертью . Особо оформлялся красный угол — место с иконами . Неотъемлемым атрибутом русского жилища со временем стал самовар .
С русской кухней традиционно ассоциируются такие блюда, как каши , щи , пельмени , блины , пирожки , квас , окрошка , ржаной хлеб , борщ , драники и другие. Как и кухни других стран, русская кухня на протяжении своей истории вобрала в себя большое количество различных кулинарных традиций соседних народов . Значительное влияние на формирование русской кухни оказали требования устава Православной церкви, так как большая часть дней в году приходится на многодневные и однодневные посты , когда разрешается вкушение пищи только растительного происхождения (а вся пища животного происхождения — запрещается). Изолирование одних продуктов от других привело к некоторому упрощению меню, но также послужило причиной создания многих оригинальных блюд, которые впоследствии стали визитной карточкой русской кухни. Интерес к русской кулинарной традиции за пределами России возник в XIX веке .
Наука как общественный институт возникла в России при Петре I . В 1725 году, в рамках общего курса на модернизацию страны, была создана Петербургская Академия наук . Были и русские учёные-самородки, такие как А. К. Нартов (изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс) и И. И. Ползунов (создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя).
Большой вклад в развитие русской и мировой науки внёс М. В. Ломоносов , выдающийся учёный-универсал, добившийся значительных результатов почти во всех существовавших в ту эпоху отраслях знания: от химии , минералогии и картографии до стилистики, риторики и грамматики. Ломоносов был одним из мыслителей, предвосхитивших идею законов сохранения. В письме к Леонарду Эйлеру от 5 июля 1748 года он формулирует свой «всеобщий естественный закон», который можно рассматривать как качественную формулировку термодинамического закона сохранения энергии. В 1755 году по инициативе Ломоносова был основан Московский университет .
В XIX веке русская наука вышла на мировой уровень. В частности, основоположник отечественной электротехники, физик В. В. Петров открыл явление вольтовой электрической дуги. Вслух заявила о себе русская математическая школа. Значительные работы в области математического анализа, теории вероятностей , теории упругости и классической механики были выполнены М. В. Остроградским . В 1829 году в научном журнале « Казанский вестник » ректор Казанского университета Н. И. Лобачевский опубликовал статью «О началах геометрии». Будущее показало, что публикация этой работы стала одним из самых значительных событий в истории мировой математики. Будучи первой серьёзной публикацией по неевклидовой геометрии ( геометрии Лобачевского ), эта статья открыла новую эру в развитии геометрии и её приложений.
В конце ХІХ — начале XX веков бурное развитие промышленности и строительства в России повлёкло за собой подъём в области естественных и инженерных наук. Д. И. Менделеев открыл в 1869 году один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов . Он же стал одним из основателей современной метрологии, науки об измерениях. Мировое значение имели исследования и изобретения в сфере металлургии П. П. Аносова , П. М. Обухова и других. Значительны были разработки В. Г. Шухова в нефтяной и строительной отраслях. В частности, Шухов ввёл в архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, создав первые в мире гиперболоидные конструкции. Также он создал, совместно с Сергеем Гавриловым, и метод высокотемпературной переработки нефти с последующим получением продуктов меньшей молекулярной массы. Этот метод, именуемый крекингом , значительно увеличивает выход бензина из нефти, и на сегодняшний день вся мировая нефтеперерабатывающая промышленность базируется на этой технологии.
Физик-экспериментатор П. Н. Лебедев первым получил и исследовал миллиметровые электромагнитные волны (1895), открыл и исследовал давление света на твёрдые тела (1899) и газы (1907), подтвердив количественно электромагнитную теорию света. Физик-теоретик и философ Н. А. Умов в 1874 году, за 31 год до окончательного формулирования Альберт Эйнштейн , впервые ввёл в науку такие основополагающие понятия, как «направление движения энергии» и «скорость энергии».
В области электротехники значительными были работы В. В. Петрова , Н. Г. Славянова , М. О. Доливо-Добровольского и других. А. Н. Лодыгин первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити и закручивать нить накаливания в форме спирали.
Н. Д. Пильчиков стал в 1898 году первопроходцем в радиоуправлении. А. Г. Столетов получил кривую намагничивания железа (1872), открыл первый закон фотоэффекта, исследовал газовый разряд, критическое состояние и другие явления.
Эпохальный вклад в фундамент самолётостроения внёс Н. Е. Жуковский , русский механик, создатель аэродинамики как науки. Отцом сверхзвуковой гражданской авиации по праву считается выдающийся российский и советский авиаконструктор А. Н. Туполев . Под его руководством спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На самолётах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.
Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев совершили первую русскую антарктическую экспедицию 1819—1821 годов, открывшую шестой материк — Антарктиду . Путешественник и альпинист П. А. Чихачёв первым в мире [ источник не указан 920 дней ] поднялся на вулкан Пичинча в Андах и на высшую точку Пиренеев пик Ането . Мирового значения данные для науки добыли путешественники П. П. Семёнов-Тян-Шанский , Н. М. Пржевальский , П. К. Козлов , Б. А. Вилькицкий и другие.
В 1847 году Н. И. Пирогов впервые в мировой медицинской практике применил наркоз, а в 1855 году он же, во время Крымской войны , впервые в истории русской медицины применил гипсовую повязку.
Н. С. Коротков был первопроходцем в современной сосудистой хирургии. В 1905 году предложил использование звукового метода измерения артериального давления, названный методом Короткова, который используется и в наше время. В 1904 году И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за работы в области физиологии пищеварения, в 1908 году — И. И. Мечников — за исследования механизмов иммунитета. В. П. Демихов — учёный-экспериментатор, основоположник мировой трансплантологии.
Многие талантливые русские учёные после Октябрьской революции были вынуждены эмигрировать в США и продолжать карьеру там.
И. И. Сикорский — русский и американский авиаконструктор, создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта « Русский витязь » (1913), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика « Илья Муромец » (1914), трансатлантического гидроплана и вертолёта. К. Э. Циолковский — учёный, изобретатель, космический мыслитель и основоположник современной космонавтики, в 1903 году теоретически обосновал возможности космического полёта. А. И. Шаргей в 1916 году рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Считается, что его расчёты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». Г. А. Гамов известен своими работами по квантовой механике, атомной и ядерной физике, астрофизике, космологии, биологии. Он является автором первой количественной теории альфа-распада, одним из основоположников теории «горячей Вселенной» и одним из пионеров применения ядерной физики к вопросам эволюции звёзд. Он впервые чётко сформулировал проблему генетического кода. В. К. Зворыкин — один из изобретателей современного телевидения. А. М. Понятов — русский электроинженер, внедривший ряд инноваций в области магнитной звуко- и видеозаписи, телерадиовещании. При его руководстве созданной им компанией « Ampex » в 1956 году выпущен первый в мире коммерческий видеомагнитофон.
В. В. Докучаев — русский геолог и почвовед, основоположник национальной школы почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как об особом природном теле, открыл основные закономерности генезиса и географического расположения почв. До его открытий в мире не существовало науки о почве. Был учителем выдающегося учёного и философа XX века В. И. Вернадского стал создателем ряда научных школ. В частности, им была основана наука биогеохимия. В круг интересов Вернадского входили геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история.
В середине XX векa под руководством И. В. Курчатова была создана советская атомная промышленность. Началась разработка советского ядерного оружия.
В 1957 году под руководством С. П. Королёва на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли , а в 1961 году — первый пилотируемый космический корабль с космонавтом Ю. А. Гагариным .
1950—1980-е годы стали золотым веком российской математики , особенно московской математической школы, которая в те годы считалась сильнейшей в мире. Лицо и стиль этой школы в большой степени определяли два крупнейших математика XX столетия, А. Н. Колмогоров и И. М. Гельфанд . В числе ярких представителей этой школы можно назвать В. И. Арнольда , С. П. Новикова , Л. С. Понтрягина , С. Л. Соболева и многих других учёных мирового класса, внёсших огромный вклад как в теоретическую математику так и в сопредельные ей прикладные дисциплины — от механики полёта до математической лингвистики. Выходцем из московской математической школы был и М. В. Келдыш , начинавший как прикладной математик и инженер, а впоследствии ставший одним из организаторов и идеологов советской космической программы. В 1975 году Л. В. Канторович , выходец из петербургской математической школы и один из основателей новосибирской математической школы, стал (совместно с Тьяллингом Купмансом ) лауреатом Нобелевской премии по экономике «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов».
Примерно на тот же период пришёлся максимальный взлёт российской (тогда советской) физики.
Н. Н. Семёнов — советский физико-химик, один из основоположников химической физики. В 1963 году совместно с А. Е. Шиловым установил роль энергетических процессов (за счёт передачи энергии от высокоэнергетичных продуктов начальным молекулам) в развитии цепных реакций при высоких температурах. За разработку теории цепных реакций в 1956 году Н. Н. Семёнов удостоен Нобелевской премии по химии (вместе с Сирилом Хиншелвудом ).
Титаническая организаторская работа, начатая задолго до этого в Москве П. Л. Капицей и в Ленинграде А. Ф. Иоффе , привела к тому, что к середине XX века советская школа экспериментальной физики вышла на передовые позиции в мире. Отражением этого стало присуждение Нобелевских премий И. Е. Тамму , И. М. Франку и П. А. Черенкову (1958), Н. Г. Басову и А. М. Прохорову (1964; совместно с Ч. Х. Таунсом ), П. Л. Капице (1978). Нобелевская премия, присуждённая в 2000 году Ж. И. Алфёрову (совместно с Г. Крёмером и Д. Килби ) отметила работу Алфёрова и его школы, проделанную в основном в 1960—1980-е годы.
Советская школа теоретической физики, добившаяся известности ещё в 1930-е годы и оказавшаяся в числе безусловных мировых лидеров в третьей четверти XX века, во многом определила лицо современной физики. Наибольшую известность приобрела блестящая школа Л. Д. Ландау (удостоенного Нобелевской премии в 1962 году). Представитель этой научной школы А. А. Абрикосов и близкий к ней В. Л. Гинзбург были удостоены Нобелевской премии (2003; совместно с Э. Леггетом ) за работы, выполненные преимущественно в 1950—1970-е годы. Огромный вклад в науку был также внесён Н. Н. Боголюбовым , А. Д. Сахаровым , Я. Б. Зельдовичем . В частности, Зельдович и его ученики ( Р. А. Сюняев , И. Д. Новиков и другие) внесли решающий вклад в создание теории «горячей Вселенной».
В настоящее время [ когда? ] возросла доля неполных семей. Современные русские семьи немногодетны (около 42 % семей имеют 2, 35 % имеют одного, 8 % имеют 3 детей, 5 % имеют более 4 детей ), хотя до середины XX века дело обстояло иначе — с тех времён в русском языке остались термины разветвлённой системы родства: деверь , свояченица , шурин , кум , племянник . В современных русских семьях родители практически не участвуют в выборе брачного партнёра для своих детей, однако раньше [ когда? ] существовали утраченные обычаи сватовства .
Христианство пришло на Русь из Византии в форме восточного греческого обряда (см. Православие ). При этом языческие волхвы (жрецы) имели определённое влияние ещё в XI веке. До XIII века князья получали два имени — языческое при рождении и христианское при крещении ( Всеволод Большое Гнездо , например, носил также имя Дмитрий); но это не обязательно объясняется пережитками язычества («княжое», династическое имя имело скорее государственный и клановый, чем язычески-религиозный статус).
Крупнейшая религиозная организация, объединяющая православных русских — Русская православная церковь , за пределами России функционируют относящиеся к ней епархии, экзархаты и самоуправляемые церкви (см. Русская православная церковь заграницей , Украинская православная церковь и другие). В XVII веке значительная часть русских не поддержала проводимые патриархом Никоном реформы церкви, что стало причиной Раскола и появления старообрядцев . Некоторые старообрядческие сообщества являются также этнографическими группами ( кержаки , семейские и другие).
Среди простого народа сохранились элементы дохристианской религиозной культуры, которые в сочетании с христианством характеризуются как « народное христианство ». Среди них, как обряды (праздники Масленица , Иван Купала , поминки ( Радоница , Семик ) и др.), так и вера в существ славянской мифологии (домовые, лешие, русалки и т. д.), знахарство, гадания, приметы и пр.
Ныне немногочисленны религиозные группы так называемых « духовных христиан » — ряда течений, отделившихся от православия ( духоборы , молокане , хлысты ).
С XIX века среди русского населения начинают распространение различные течения протестантизма , пришедшего из Европы . Среди них в настоящее время значимы: баптисты , пятидесятники , адвентисты седьмого дня , методисты , лютеране и др. Часть русских являются последователями таких псевдохристианских религиозных организаций , как свидетели Иеговы , мормоны и муниты .
С конца 1980-х годов наблюдается всплеск интереса к дохристианским славянским верованиям, в результате возникло новое религиозное движение — родноверие . Также в 1980-е годы в Россию проникают различные течения неоиндуизма и буддизма (особенно, дзен ).
После Октябрьской революции 1917 года Русская православная церковь и старообрядцы переживали серьёзные гонения , большинство храмов, монастырей и молитвенных домов были закрыты, разрушены или превращены в музеи, склады, мастерские и др., на высшем уровне внедрялась идеология атеизма . В связи с изменением политической ситуации в стране и провозглашением свободы совести христианские церкви (и другие религии) получили возможность свободно вести религиозную и миссионерскую деятельность.
Крупными представителями национальной истории в России являются такие авторы, как Николай Карамзин , Михаил Погодин , Сергей Соловьёв , Василий Ключевский . В начале 1790-х годов Николай Карамзин в поэме «Илья Муромец» писал: «Мы не греки и не римляне; мы не верим их преданиям… Нам другие сказки надобны; мы Другие сказки слышали от своих покойных матушек» .
У этнических русских государственная идентичность устойчиво преобладает над национальной в любом понимании последней. Такое соотношение идентичностей показывают этносоциологические исследования 1980-х, 1990-х и 2000-х годов, проведённые коллективами этносоциологов под руководством Ю. В. Арутюняна и Л. М. Дробижевой . В 1988 году, когда в ряде союзных республик началось политическое оформление растущего этноцентризма, в сознании большинства этнических русских территориально-государственная идентичность продолжала доминировать над этнической: согласно данным социологических опросов Института этнологии и антропологии АН СССР 78 % респондентов считали себя советскими , 15 % идентифицировали себя как русские, в то время как выбранные для сравнения группы (узбеков, грузин и эстонцев) демонстрировали преобладание этнической идентичности. Эти же исследования показали существенно меньшее внимание этнических русских к своей национальной культуре и истории; аналогично — в отношении интереса к литературе на тему прошлого своей этнической группы, к идее общности исторических судеб в качестве фактора этнического сплочения, к национальной символике и по ряду других тем .
В 1991—1993 годах в условиях « парада суверенитетов » наблюдался рост этнического самосознания и этнического традиционализма уже в Российской Федерации. Но и в этих условиях самоидентификация русских изменилась несущественно: более 80 % опрошенных показали этнический нигилизм и безразличие. В 1994—1996 годах этнические конфликты и этнический сепаратизм стимулировали рост русского этнического самосознания. Но и в этот период явно выраженную этническую идентичность проявляли не более четверти русских респондентов . Рост русского этнического самосознания в значительной мере являлся ответом на предшествовавшие соответствующие процессы у этнических меньшинств России. По этой причине к концу 1990-х годов, в период спада этнополитической активности стала падать для большинства российских этнических групп, у этнических русских вернулось преобладающее государственно-территориальное самосознание. Так, в 1999 году 79 % принявших участие в опросе русских самоидентифицировались как граждане России, тогда как, к примеру, среди якутов такая идентификация в 1994 и 1999 годах составляла была характерна менее чем для 20 % опрошенных .
Для этнического большинства России характерен не этнический, а государственнический державный традиционализм, связанный с ощущением гордости за принадлежность к государству, имеющему тысячелетнюю историю, главные события которой включают военные победы и расширение территорий. Эти тенденции отражает, в частности, устойчивый пантеон героев, в котором согласно опросам первой декады 2000-х годов преобладали «державные герои» — цари, вожди и полководцы: Пётр I, Александр Невский, Дмитрий Донской, Екатерина II, Иван Грозный, Иосиф Сталин, Георгий Жуков. В качестве главного ключевого события истории в оценках русских, имея большой отрыв, фигурировала Великая Отечественная война . Преобладание национально-государственной самоидентификации над этнической свойственна многим народам, составляющим этническое большинство в центральных частях империй. Идентификация актуализируется при соотнесении «мы» и «они» . Для этнических групп, которые проживают в окружении этнического большинства, последнее всегда является «конституирующим иным», тогда как большинством меньшинства замечаются только при возникновении этнических конфликтов, быстром росте численности меньшинств, появлении новых меньшинств и в ряде других случаев .
Во второй половине 2010-х годов интересы россиян переориентировались с традиционных внутренних проблем страны, включая этнические, на государственные темы. Отмечается, что этатистские ценности подавляют сложившиеся этнические стереотипы. Характерные для постсоветского периода фобии к кавказским и среднеазиатским народам несколько ослабли, но ухудшилось отношение к ряду этнических общностей, традиционно считавшихся для русских «своими» и «близкими». В 2014—2015 годах социологи Левада-Центра фиксировали наиболее низкий за последние пять лет уровень неприязни жителей России по отношению к представителям других национальностей .
Согласно исследованию 2008 года наиболее значимыми национальными символами для русской этнической группы являются: Пётр I , берёза , медведь , Волга , церковь , Александр Пушкин , «национальный герой» . Национальными героями выступают Александр Невский , Дмитрий Донской , Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский , Александр Суворов и Михаил Кутузов и др.
В России правовой статус русского народа закреплён в целом ряде федеральных и региональных нормативно-правовых актов , в том числе и в Конституции России: «Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации» (часть 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации ) .
Русские в Китае включены в перечень 56 коренных этнических групп , официально признанных властями . В одном из мест их компактного проживания на севере страны образована Эньхэ-Русская национальная волость — единственная русская национальная волость КНР .