Interested Article - Фауна древнегреческой мифологии

Валентин Серов , «Похищение Европы »: чтобы украсть красавицу-царевну, Зевс превратился в быка. Европа пожелала покататься на красивом животном и была похищена. Бык приплыл на остров Крит , Европа стала матерью Миноса — критского царя, а бык — одним из знаковых животных критских мифов

В список включены упоминания животных не только в собственно греческих мифах, но и в мифах других народов, сохранившихся в античных источниках и упоминающие представителей фауны. Сведения из басен Эзопа не включены.

Несмотря на богатство мифов о животных и растениях, в формальную классификационную систему в Древней Греции они не сложились.

Согласно Вяч. Вс. Иванову , в основном мотивы выражаются в следующем:

  • временные превращения богов в животных,
  • превращение богом персонажа в животное,
  • сохранение отдельных териоморфных черт в образах богов («совиные глаза» у Афины, рога и копыта у Пана и др.),
  • почитание богов в ипостасях животных и в связи с их священными животными,
  • специальные жертвы богам,
  • эпитеты богов.

Животные «среднего мира»

Питер Пауль Рубенс , «Персей и Андромеда»: герой, держа левой рукой щит с головой Медузы, правой останавливает стыдливый жест Андромеды; амур успокаивает Пегаса, косящего глазом на убитое морское чудовище, тело которого простёрто над нижней кромкой картины

Кони

Быки и коровы

Тезей убивает Минотавра .
Краснофигурная вазопись
Зеф и Амфион привязывают Дирку к рогам быка
(т. н. « Фарнезский бык »)
Ио в облике коровы под стражей Аргуса .
Чернофигурная роспись
Дедал показывает своё изделие Пасифае .
Античная фреска

Вяч. Вс. Иванов отмечает связь быка с богом грозы и водяными богами . Устойчивой связи с каким-то одним богом у быков нет, они ассоциируются прежде всего с Зевсом, Дионисом и Гераклом.

Победители быков:

Жертвы быков:

  • Дикий бык убивает Ампела .
  • К быку была привязана Дирка .
  • Бык появился из моря и испугал коней Ипполита , которые разорвали своего хозяина.
  • Амфитрион метнул дубину в убегавшую корову, от её рогов дубина рикошетом попала в голову Электриона и убила его.

Превращения в быка:

Одомашнивание быка:

Указание дороги:

Другие сюжеты:

За пределами Греции:

Жертвоприношения:

  • Быка жертвовали Зевсу . Порядок жертв установил Прометей в Меконе .
  • Гирией принёс в жертву богам быка, в шкуру боги излили семя, и родился Орион .
  • Быка приносили в жертву мухам в святилище Аполлона Актийского.
  • Семеро против Фив клялись, принеся в жертву быка.
  • В Афинах на буфониях приносили в жертву быка Зевсу Полиэю и судили топор.
  • По версии, Ифигению заменили на алтаре на телёнка.
  • Фегею, брату Форонея, жертвовали быков (см. Мифы Арголиды ).
  • Деметре Хтонии приносили в жертву коров.
  • Известна замена жертвы быка на принесение лепёшек .

Похищение коров:

Коровы Гериона .
Чернофигурная роспись

Сведения о разведении скота:

Бараны и овцы

Фрикс верхом на Крие пытается спасти Геллу .
Помпейская фреска
Созвездие Овна .
Гравюра из атласа И. Е. Боде
Гермес Криофор .
Античная статуя

Баран может ассоциироваться с различными божествами.

Сюжеты об отдельных животных:

Сюжеты об овцеводстве:

Жертвоприношения:

  • Баран связан с Афродитой .
  • Барана приносили в жертву герою Гесиху (см. Мифы Аттики ).
  • Евмел (сын Евгнота) приносил барана в жертву Аполлону (см. Мифы Беотии ).
  • Афиняне приносят барана в жертву Конниду, воспитателю Тесея (см. Мифы Арголиды ).
  • Чёрных баранов приносил в жертву Одиссей .
  • Зевсу Милихию приносили в жертву барана.
  • Белую овцу приносили в жертву Пандоре .
  • Чёрного барана приносили в жертву Пелопу .

Козлы и козы

Якоб Йорданс , «Детство Зевса»: Амалфею доят, чтобы вскормить младенца её молоком

Козёл особенно связан с Паном , но также с Зевсом, Дионисом и другими богами.

  • Амалфея . Коза (либо хозяйка козы), родила двух козлят. Козьим молоком кормили Зевса на Крите.
  • Эга («коза») вскормила Зевса в Ахайе. Кормилицу Зевса называют козой. Известен эпитет Зевса Эгиоха.
  • Эгипан — либо сын Зевса и козы, либо молочный брат Зевса, сын козы.
  • Коза. Выкормила Филакида и Филандра, сыновей Аполлона и Акакаллиды (см. Мифы Крита )
  • Коза. Кормила в Эпидавре младенца Асклепия .
  • Коза (эга) выкормила Эгисфа .
  • Эгида — название щита Афины.
  • Экс (коза) — сын Пифона , похоронивший его (см. Мифы Фокиды ).

Ослы

Краснофигурный ритон с изображением головы осла. Другие росписи — Дионис с менадами
  • Ослы помещены на небо, так как помогли Дионису в войне с гигантами.
  • Говорящего осла Диониса убил Приап после состязания.
  • Силен ездил на осле.
  • Осёл связан с Элевсинскими мистериями .
  • Тифон (то есть Сет ) 7 дней спасался бегством на осле.
  • Осёл посвящён в Египте Трифону? (Тифону).
  • Аполлон сделал уши Мидаса ослиными.
  • Осёл передал средство от старости змее в обмен на воду.
  • Про Окна упоминается, что он «утоляет голод осла» (см. Прочие).

Жертвоприношения:

Свиньи

Джузеппе Маццуола , « Гибель Адониса » .

Свиньи связаны с Деметрой и культом плодородия.

Опасные кабаны:

Превращения:

  • Кирка превратила в свиней спутников Одиссея, а также Калха, царя Давнии (см. Мифы Италии ). Мотив превращения в свиней есть также в хеттской и южноамериканской мифологии .

Жертвы:

  • Свинопас Евбулей связан с культом Деметры. На фесмофориях свиней сбрасывают в мегароны.
  • Триптолем принёс свинью в жертву Деметре.
  • Фоант из Посидонии посвятил убитого кабана себе, и голова погубила его (см. Мифы Италии ).
  • Афродита Кастниетида принимала в жертву свиней.
  • Над разрезанными частями кабана в Олимпии приносили клятву соблюдать правила состязаний.
  • Над частями кабана Геракл обменялся клятвами с детьми Нелея .
  • Свинью приносили в жертву Юноне Монете, а супоросую свинью — Церере и Теллус.

Неопределённый скот

Собаки

Лукас Кранах Старший , «Диана и Актеон» : пока богиня со спутницами купаются, слева собаки разрывают превращённого в оленя Актеона
Женщина и собака .
Роспись белофигурной амфоры
Скопас (?). Фрагмент статуи Мелеагра с изображением его собаки
Геракл и Кербер.
Каждое из трёх тел пса изображено своим цветом — чёрным, красным или белым

Собаки связаны особенно с Аполлоном.

Превращения:

Жертвы собак:

  • 12 псов Артемида получила в подарок от Пана.
  • У Геракла была двуглавая собака (Кербер ?).
  • Собака сыграла роль в поединке Гипероха и Фемия (см. Мифы Фессалии ).
  • В Спарте Аполлон Карней покровительствовал собакам.
  • Аполлон утащен собаками после рождения, но возвращён Лето . Его называют Кинеей.
  • Золотой Кербер работы Гефеста . Его похитил Пандарей .
  • С Киносаргом (святилищем Геракла в Афинах) связывали прорицание о белой собаке.
  • Один из псов Кирены победил в погребальных играх по Пелию .
  • На псовой охоте погиб некий Миунт (см. Мифы Аттики ).
  • Собака Оресфея родила кусок дерева, из которого вырос виноград.
  • Пёс , возможно, по имени Сириус , ставший созвездием .
  • Имя Кандавл интерпретируется как «убийца пса» .

Жертвоприношения:

  • Собак приносили в жертву Гекате , а также богине Эйлионее в Аргосе.
  • Щенка приносили в жертву Аресу Эниалию .
  • Чёрную собаку жертвовали богу Энодию в Колофоне (см. Список божеств).

Имена собак

Волки

Долон в волчьей шкуре.
Краснофигурная роспись

Волки, как и собаки, особенно связаны с Аполлоном.

Превращения:

Кормящие волчицы:

Иные мотивы:

  • Волчью шкуру надевает Долон .
  • Победа волка над быком стала знамением о передаче царской власти Данаю .
  • С эпитетом Аполлона Ликийского связана легенда об избавлении от волков (см. Мифы Сикиона и Флиунта ).
  • Волки помогали Лето по дороге, и она назвала Ликию в их честь.
  • Во время потопа люди спаслись на Парнасе, следуя за волками, и назвали город Ликореей (см. Мифы Фокиды ).
  • Волк, посланный Псамафой , съел стадо, которое Пелей предложил Иру (сыну Актора) как выкуп, и превратился в скалу.
  • В Византии в рождественский праздник воспроизводились пляски воинов в волчьих шкурах .
  • Согласно современным учёным, Давн — по-иллирийски волк.
  • С волками связаны греческие названия Ликаонии и луканов .

Медведи

Медведи устойчиво ассоциируются с Артемидой , и отчасти с Зевсом.

Превращения:

  • Псом (или медведем) стал бог Кримис в Сицилии, отец Акеста .
  • Гера или Зевс превратили Каллисто (Мегисто или Фини[ку) в медведицу, позже она стала созвездием Большой Медведицы (или Малой).
  • По критскому мифу, кормилицы Зевса стали медведицами, чтобы укрыться от Кроноса. Гелика с Крита, кормилица Зевса, стала созвездием Большой Медведицы, а нимфа Киносура — Малой Медведицы .
  • От слова медведь — названия звёзд Арктофилак или Арктур .
  • Медведица вскормила Париса .
  • Медведица вскормила Аталанту на горе Парфений в Аркадии.
  • Во Фракии Полифонта родила от медведя сыновей Агрия и Орея.
  • Праздник Артемиды Бравронии связан с переодеванием в медведиц.
  • По Евфориону, Ифигению приносили в жертву в Бравроне, но её заменили на медведицу.

Пантеры

Львы

Франсиско де Сурбаран , « Геракл борется с немейским львом »

Львы выступают как опасные противники героев. Также льва связывают с женскими божествами , в том числе с Артемидой .

Опасные львы:

Превращения:

Леопарды

Дионис верхом на леопарде.
Античная мозаика
  • Леопарды запряжены в колесницу Диониса
  • По версии Оппиана, ими стали сестры Семелы (см. ).
  • В шкуру леопарда одет Менелай в «Илиаде» .
  • Шкура леопарда — условный знак, спасший Антенора .

Тигры

  • Шкура тигра как атрибут Диониса .
  • Их посылает Дионис, и они убивают нескольких воинов (в VII книге «Фиваиды» Стация).

Олени и лани

Артемида с ланью — т. н. « Диана Версальская »

Лани устойчиво связаны с Артемидой .

Превращения:

  • Афамант убил из лука Леарха , приняв его за оленя.
  • Сарон преследовал лань, убежавшую в море, и утонул.
  • Лань Артемиды убил Агамемнон .
  • Лань Деспины, пойманная в Аркадии при Агапеноре .
  • Кипарис (либо Сильван) случайно убил оленя, посвящённого нимфам.
  • Керинейская лань . Жила на горе Артемисий в Аркадии.
  • Четырёх ланей запрягла в свою колесницу Артемида (см. Керинейская лань).
  • Алтарь на Делосе построен был из рогов кинфийских ланей, убитых Артемидой.
  • Ланей кормят Амнисиады с Крита.
  • Асканий на охоте убил оленя.

Зайцы

Мифов о зайцах по существу нет, они упоминаются лишь как объект охоты.

Лисы

Другие животные

Животные «нижнего мира»

Змеи и драконы

Золотое руно в пасти колхидского дракона
Кекроп
Питер Пауль Рубенс , «Медуза» : из крови убитого чудовища рождаются змеи
Младенец Геракл, душащий змей.
Античная статуя

Дракон — как правило, синоним слову змей (греч. офис) (не обязательно крылатый). Отношение к змеям в древнегреческой мифологии достаточно противоречиво . Несмотря на многочисленные змееборческие сюжеты, есть примеры положительного отношения к змеям и их культа. Существует концепция, что это положительное отношение (сильное, например, в Аттике) — наследие догреческого этнического субстрата.

Дракайна — дракон женского пола, часто с человеческими частями тела.

Превращения:

Наполовину змеи:

Частично змеи:

  • Волосы превращены в змей у Антигоны (дочери Лаомедонта).
  • У Тифона было 100 драконьих голов.
  • Нижние конечности гигантов переходили в тела драконов.
  • Змеевласое чудовище Кампа (см. Аид).
  • У Кербера хвост дракона и головы змей на спине.
  • Эриний изображали с волосами в виде змей.
  • Лернейская гидра . Описывается как многоголовая змея или животное со змеиными головами.
  • Афина превратила в гидр (змей) волосы Горгоны Медусы .

Происхождение змей:

Связь змей с прорицанием:

  • Тиресий наступил на спаривавшихся змей и стал женщиной.
  • Полиид узнал от змей о траве, с помощью которой воскресил Главка .
  • Мелампод вскормил змеиных детёнышей и стал понимать язык птиц.
  • Змеи облизали глаза и уши Гелену и Кассандре , научив их прорицанию.
  • Два змея оберегали младенца Иама .
  • Три змея заползли на стену Трои, что было знамением (см. Эак ).
  • Дракон съел птенцов, что истолковал Калхант .

Жертвы змей:

Победители змей и драконов:

Фредерик Лейтон , «Сад Гесперид» : змей Ладон охраняет яблоки
Колесница Триптолема, запряжённая змеями
  • Аполлон . Убил из лука дракона Пифона в Дельфах. По ряду авторов, в Дельфах жила драконица Дельфина (или дракон Дельфиний).
  • Афина . Во время гигантомахии победила дракона и забросила его на небо.
  • Геракл .
    • Победил дракона Ладона , охранявшего яблоки Гесперид по приказу Геры (одиннадцатый подвиг). (Ср. сюжет со змеем-искусителем у дерева с яблоками в Эдемском саду)
    • Победил Лернейскую гидру (второй подвиг).
    • Геракл удушил змея у реки Сагарис в Лидии.
    • Ещё во младенчестве удушил двух змей, посланных в колыбель Герой, чтобы его убить
  • Кадм . Убил каменной глыбой в Фивах убившего его спутников дракона Касталийского источника, сына Ареса. Из его зубов выросли спарты .
  • Ясон . Победил (его называли Колхис ), убив его (либо усыпив его снадобьями Медеи).
  • Диомед (сын Тидея) . Убил колхидского дракона на острове феаков.
  • Менестрат из Феспий. Погубил дракона, предложив себя в жертву вместо своего возлюбленного (см. Мифы Беотии ).
  • Амфиарай (или Адраст ) убил змея, убившего Офельта .
  • Кихрей . Убил на Саламине огромного змея (либо вскормил змея).
  • Еврилох. Изгнал с Саламина змею Кихриду, которая поселилась в Элевсине.
  • Форбант (сын Триопа) . Истребил змей и дракона на Родосе.
  • Алкон с Крита убил дракона, угрожавшего его сыну.
  • Неизвестный по имени герой из Амфиклеи убил дракона, охранявшего его сына (см. Мифы Фокиды ).
  • Медея освободила от змей город Абсориду.
  • Дамасен из Лидии — змееборец, убивший врага стволом дерева.

Также:

  • Бриарей убил чудовищного полубыка-полузмея.
  • Дракон — задняя часть Химеры , убитой Беллерофонтом .
  • Дельфина — драконица, сторожившая похищенные Тифоном сухожилия Зевса.

Другие сюжеты:

  • Драконы были запряжены в колесницу Триптолема , подаренную Деметрой. Их неудачно пытался запрячь Антей ( Мифы Ахайи ).
  • Похоже на Триптолема изображался Бонус Евентус (на колеснице, запряжённой драконами).
  • Медея летала на колеснице, запряжённой драконами.
  • Змей был проводником у Антинои, дочери Кефея ( Мифы Аркадии ).
  • Змея обвила ребёнка Иллирия .
  • Дракон выполз между Авгой и Телефом , когда та хотела убить сына.
  • Италийское племя марсов защищено от укусов змей. Они поклонялись богине змей Ангиции.
  • Клитемнестре снилось, что она родила змея, который укусил её.
  • Дракон был изображён на щите Менелая .
  • Минос испускал при совокуплении змей, скорпионов и сколопендр.
  • Гекаба увидела во сне, что рождает факел со змеями (см. Парис ).
  • Пиравсты — драконы с Кипра (см. Кипр в древнегреческой мифологии ).
  • Змеи из священной рощи Аполлона в Эпире — потомки Пифона .
  • Талос (ученик Дедала) распилил дерево челюстью змеи.
  • У орфиков Хронос именуется драконом.
  • От некоего змея спасался Элефенор .
  • Водяная змея стала созвездием, когда её принёс ворон в чаше.
  • Парей (неядовитая змея). Когда её видели, призывали Сабазия .
  • В сатировской драме Софокла «Глухие» (фр.363 Радт) была изложена история, что люди получили от Зевса средство от старости и навьючили его на осла, но тот обменял его на воду, которую охраняла змея.

Черепахи

Мыши

Другие животные «нижнего мира»

Также к нижнему миру, видимо, относятся:

Дельфины

Водные животные

Различные рыбы:

Животные «верхнего мира»

Общие упоминания птиц

Превращения в птиц:

Птицеподобные существа:

Вороны

  • В Дельфах встретились два ворона, посланные с краёв земли.
  • В ночного ворона Гермес превратил Евмела с Коса.
  • В белого ворона Аполлон превратил Ликия из Вавилона (см. Ближний Восток в древнегреческой мифологии ).
  • Ворон почернел, когда сообщил Аполлону об измене Корониды .
  • Шлем Афины имеет вид ворона.
  • Ворон стал созвездием, когда Аполлон не дождался от него воды. Как отмечает Е. М. Мелетинский , связь ворона или его созвездия с сухим сезоном почти универсальна .
  • Им стал Аполлон в Египте.
  • Ворона. В неё превращена .

Лебеди

Ночные птицы

  • Сова.
    • Её изображение связано с Алоадами.
    • В неё превращена Бисса, дочь Евмела с Коса.
    • Меропида, дочь Евмела с Коса, превращена в совёнка.
    • В сову Афина превратила Никтимену .
    • В неё Гермес превратил одну из Миниад .
    • Сову иногда называли стикс.
  • Филин.

Хищные птицы

Отдельные птицы

Насекомые

Муравьи

Пчёлы

Пчёлы (мелиссы) и мёд:

  • Пчёлы возникли из быков, принесённых в жертву Аристеем .
  • Пчёлами назывались жрицы Деметры , от имен дочерей царя Мелисса. Мелисса — эпитет Артемиды.
  • Зевса-младенца на Крите кормили мёдом пчёлы Панакриды дочери царя Мелиссея .
  • Куреты пытались набрать в пещере Зевса священный мед, но превращены в птиц.
  • Зевс напоил Кроноса мёдом, тот заснул и был оскоплен.
  • Пастуха Комата спасли пчёлы, по воле муз кормившие его мёдом (см. Мифы Италии ).
  • Пчёлы кормили Мелитея, сына Зевса и нимфы (см. Мифы Фессалии ).
  • Саон следовал за роем пчёл и попал в пещеру Трофония, где был обучен священнодействиям ( Мифы Беотии ).
  • Гаргорис из Тартесса открыл способ добывания мёда.
  • В бочке с мёдом утонул Главк (сын Миноса) .
  • Из пчелиного воска и крыльев Птерасом был построен второй храм в Дельфах .
  • Титаны измазали лицо мёдом и растерзали Загрея .
  • Там, где есть пчёлы, поклонялись Приапу .
  • В микенских текстах упоминаются «служители мёда» .
  • Согласно «Одиссее», возлияние умершим совершали мёдом, смешанным с молоком.

Паукообразные

Иные сюжеты

Протеизм

Персонажи, принимавшие различные облики:

  • Ахелой . Облик быка, быкоголового мужа, змея.
  • Местра . Облик кобылицы, коровы, оленя.
  • Метида . Конкретные облики неизвестны.
  • Периклимен . Становился орлом, муравьём, львом, змеем, пчелой.
  • Протей . Становился львом, драконом, пантерой, вепрем, водой, деревом. Его сравнивали с полипом.
  • Фетида . Превращалась в птицу, дерево, тигрицу, льва, змея, огонь, влагу.

Кроме того, среди богов крайне многообразны превращения Зевса .

См. также:

Примечания

  1. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.1. С.440-449
  2. См. Мифы народов мира. В 2 т. — М.: Останкино, Советская энциклопедия, 1991—1992. — Т. 1. — С. 203.
  3. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т.2. М., 2002. С.437, из Арнобия
  4. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. С.569
  5. см. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.1. М., 2001. С.238
  6. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. С.576
  7. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.2. С.238
  8. См. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.1. С.663-664
  9. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. С.563, по Гесихию
  10. см. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.1. С.233
  11. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. С.495, 591
  12. Гомер. Одиссея XVII 292—303, 327
  13. Алкман, фр.87d Пейдж
  14. Юлий Поллукс V 40 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.615
  15. Овидий. Метаморфозы III 208; Гигин. Мифы 181
  16. Софокл. Поклонники Ахилла, фр.154 Радт
  17. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. С.493, авторы предполагают влияние готов
  18. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.2. С.129
  19. См. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.2. С.41-43.
  20. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т.1. М., 2001. С.255; Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. С.509
  21. см. параллели: Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.2. С.48; Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. С.501
  22. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.2. С.511
  23. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.2. С.57
  24. См. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.1. С.394-395, 468—471
  25. см. иллюстрацию: Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.1. С.444
  26. Ликофрон. Александра 347 комм.
  27. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.2. С.190
  28. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. С.532
  29. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. С.526, отрицают значение «угорь»
  30. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.1. С.245-247
  31. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. С.538
  32. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.2. С.347
  33. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.2. С.348
  34. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. С.605
Источник —

Same as Фауна древнегреческой мифологии