Янус (король Кипра)
- 1 year ago
- 0
- 0
Я́нус ( лат. Ianus ) — двуликий бог в древнеримской мифологии . Изначально был богом- демиургом . Затем уступил место верховного божества Юпитеру . Почитался как божество всех начинаний, дверей, входов и выходов, в связи с чем получил атрибуты сторожа — ключи и посох, дабы отгонять непрошеных гостей. В имперскую эпоху Януса представляли как легендарного первого царя области Лаций , основавшего город на холме Яникул .
Первый месяц года юлианского календаря , январь , назван в честь этого бога. 1 января люди должны были желать друг другу успеха и удачи, так как первые пожелания, согласно древним верованиям, имели наибольшие шансы воплотиться в жизнь. Именно в его храм, храм бога всех начинаний, люди несли сладости и деньги, дабы начинающийся год был успешным и богатым.
Во время правления полулегендарного царя Нумы Помпилия (715—673/672 гг. до н. э.) в Риме был построен храм Януса . Его должны были открывать на время войны и закрывать по заключении мира. За всё время его существования, учитывая особенности истории Древнего Рима, храм закрывали менее десяти раз.
В течение более чем тысячелетней истории Рима до принятия христианства религиозные представления римлян видоизменялись. Представления римлян времён начала существования республики отличались от таковых при Диоклетиане .
Янус, как один из древнейших римских богов- индигетов , вместе с богиней очага Вестой занимал заметное место в римском пантеоне . Древнейшая древнеримская коллегия жрецов- салиев в своей песне называла Януса «богом богов» и «добрым создателем». Также его отождествляли с «миром» ( лат. mundus ), первобытным хаосом . Согласно религиозным представлениям древних римлян, именно из хаоса возник упорядоченный космос, а Янус из бесформенного шара превратился в бога и стал хранителем порядка, мира, вращающим его ось . По своей сути это являлось отголоском мифа о том, что вначале огонь, вода, земля и воздух были одним веществом. Впоследствии они разделились, а то, что осталось, и стало Янусом. В этом виде он предстаёт в качестве бога-демиурга . Ж. Капдевилль считал связь Януса с греческой концепцией хаоса придуманной впоследствии, так как «изначальной» функции Януса было бы достаточно, чтобы объяснить его место у истоков времени. Капдевилль приводит слова Марка Мессала в изложении Макробия в Сатурналиях , I, 9, 14: «Он всё создаёт и им же управляет. Он связал тяжёлую и стремящуюся в глубину, распадающуюся сущность и природу воды и земли и лёгкую, бегущую в бездонную высь [сущность и природу] огня и воздуха, расположив вокруг [них] небо. Эта величайшая сила неба соединила две несхожие сущности» .
До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата . Для римлян, как и других народов Италии, в доме священными являлись очаг и двери. Закрытые двери защищали, отделяли человека от внешнего мира, открытые — соединяли римлянина с обществом и окружающим миром. Будучи божеством дверей, Янус стал также ответственным за начинание какого-либо дела и его завершение, включая войну . Янус был также патроном дорог и путников и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли .
Затем он уступил своё место Юпитеру, заняв место владыки всех начал и начинаний во времени .Вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим в виде мужчины с двумя лицами, одно из которых направлено в будущее, а другое — в прошлое. Это подчёркивало его знание об уже произошедших и будущих событиях . Он был покровителем не только каждого дня, но и любого отрезка времени, как то: год, месяц, время года. Начало каждого месяца, календы , посвящали Янусу. Январь, первый месяц года юлианского календаря, назван в честь этого бога. Январское начало года определялось зимним солнцеворотом. День зимнего солнцестояния является и последним, и первым днём в году, и естественно, что это явление находилось в ведении Януса .
К IV веку нашей эры роль Януса нивелируется до «сторожа» . В качестве атрибутов Янус, как и обычный сторож, имел ключ и посох , чтобы отгонять непрошеных гостей .
С Янусом тесно связаны Матер Матута — богиня раннего утра, Портун — божество ключей и ворот, Венилия — богиня источников и др.
Древними учёными предлагались три этимологии имени бога, каждая из которых опиралась на рассуждение о его природе .
Первая этимология основывается на определении «хаоса», данном Павлом Диаконом , и гласит: от слова hiantem, hiarе («быть открытым») имя Янус образуется при потере гласных при начальном придыхании . В этой этимологии понятие «хаоса» определяет исконную природу бога. Капдевилль также упоминает мысль Варрона в изложении Августина , который использует слово hiatus , чтобы объяснить слияние Януса с миром: «Они говорят, что статуя имеет два лица, спереди и сзади, потому что внутренняя полость нашего рта, когда мы его открываем, представляется похожей на мир (потому, дескать, греки и называют нёбо ουρανόν ( ouranón ), и некоторые из латинских поэтов небо называли palatum „нёбо“); от этой полости ( hiatus ) рта есть один выход наружу по направлению к зубам, а другой — внутрь по направлению к глотке» .
Другая этимология была предложена Публием Фигулом и дошла до сегодняшнего дня в пересказе Макробия : Янус — это римский Аполлон , а Диана — Яна , с добавлением Д для благозвучия. Это объяснение было принято А. Б. Куком и Дж. Дж. Фрэзером . Оно согласуется со всеми последующими уподоблениями Януса небу, солнцу и луне. Оно также предполагает, что раньше это имя звучало как «Дианус», образованное от «диа» (dy-eð2) — из индоевропейского корня «дей», означающего «сияние». В латыни этот корень представлен словами dies («день»), Diovis и Iuppiter . Кук предлагает два параллельных ряда: * Divianus , * Dianus , Ianus и Diviana , Diana , Iana . Слабое место этой интерпретации — трудности с произношением долгого i в слове Dīāna .
Интерпретация Януса как бога начал и проходов основана на третьей этимологии, указанной Цицероном , Овидием и Макробием, которые объясняют имя как латинское, произошедшее от глагола ire («проходить, идти») . Современные исследователи сделали предположение, что имя Янус происходит от индоевропейского корня , означающего переходное движение (ср. санскр. « yana- » , авестийское yah , лат. i- и греч. ei- ) . В этом случае Iānus — обозначение действия, выражающее идею движения, прохождения и образованное от корня *yā - < *y-eð2-, или от корня ey «идти», от которого происходят слова eō , ειμι. Аргументы А. Мейе и А. Эрну в поддержку этой версии этимологии были отвергнуты большинством французских исследователей: Э. Бенвенистом , , Ж. Дюмезилем и Г. Капдевиллем. Превращение корня ey в ya хорошо представлено в западноевропейских языках, например, в ирландском āth , yā-tu-s . На основании сходных функций и этимологии даже делают предположение о наличии у Януса соответствия в индуистском пантеоне — Варуны .
Другие современные исследователи признают индоевропейскую этимологию либо от имени «Дианус», либо от корня yā .
О некогда главенствующей роли Януса в римском пантеоне свидетельствует тот факт, что главным жрецом его культа был « священный царь » ( лат. rex sacrorum ), второй по значимости после великого понтифика служитель культа в Древнем Риме , заменивший царя . Даже жрец Юпитера ( лат. flamen Dialis ) имел относительно него второстепенное положение .
Поскольку Янус был старейшим из божеств римского пантеона, то именно с него начинали посвящённые нескольким богам молитвы. Ему первому совершали приношения даров, так как только после умилостивления бога всех входов можно было рассчитывать на благосклонность других высших сил . В праздник Януса 1 января все желали друг другу успехов и процветания, так как первые пожелания имеют больше шансов воплотиться в жизнь. В этот день люди несли в его храм сладости и деньги, дабы начинающийся год был успешным и богатым .
Янусу были также посвящены празднества агоналии , отмечавшиеся 9 января, 20 мая и 10 декабря .
После падения Римской империи «двуликий Янус» превратился в «символ двуличности», став воплощением неискренности и лицемерия . В Риме сохранилась арка, построенная в начале IV столетия. Название арка Януса закрепилось за ней в Средние века, хотя никакого отношения к данному божеству она не имеет .
Первый храм Януса был воздвигнут, по преданию, царём Нумой Помпилием и представлял собой две соединённые стенами арки . Здание соответственно имело два входа и два выхода. В центре находилась статуя двуликого бога с ключом в руках. На пальцах рук Януса, бога времени, были написаны «CCC» (300) и «LXV» (65) по числу дней в году . Когда принималось решение объявить войну, царь, консул или император отпирал ключом тяжёлые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью , и перед ликами Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну вооружённые солдаты и юноши, впервые взявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми, когда заключался мир, то вернувшиеся войска вновь проходили перед статуей бога, а в редких случаях всеобщего мира храм вновь запирался на ключ .
В поэме « Фасты » Овидий так объясняет смысл и суть данного обычая :
Чтобы открыт был возврат народу, пошедшему в битвы,
Сняты запоры, моя настежь отворена дверь!
В мирное время я дверь запираю, чтоб мир не умчался;
Состояние, при котором Древний Рим не вёл войн, было скорее исключением из правил. За всё время существования античной римской цивилизации храм Януса закрывали:
В императорскую эпоху Янус имел эпитет Квирина . Первоначально Квирина почитали, как бога народного собрания, одну из ипостасей Марса . Когда его почитание было оттеснено культами Юпитера и Марса, он слился с таковым Януса, как бога ведающего войной и миром .
Другими эпитетами Януса были:
Первоначально Янус был богом-демиургом, возникшим из мирового хаоса. Впоследствии, когда он уступил место верховного божества Юпитеру, Януса стали изображать в качестве первого царя населявших Лаций людей, так называемых аборигенов Лация . Самая ранняя информация о Янусе как прародителе римского народа содержится в « Энеиде » Вергилия . Эту же версию детально описывают Овидий, Плутарх и другие древнеримские писатели и историки . Римский историк IV столетия Секст Аврелий Виктор представляет Януса сыном Аполлона и Креусы , который, возмужав, отправился в Италию и основал город Яникул на одноимённом холме . В произведениях Овидия и Макробия он поселяется на холме Яникул , получившем от него своё название . Плутарх и вовсе называет легендарного первого римского царя эллином из Перребия . Янус многому научил людей, в том числе почитать богов , возделывать землю, а также ввёл государственный порядок . Богиня источников Венилия родила ему дочь Каненту .
Когда Юпитер сверг своего отца Сатурна , то последний нашёл у Януса гостеприимный приём. Местные жители предпочли Сатурна Янусу и признали своим царём. В благодарность за приют Сатурн наделил двуликого бога способностью знать всё прошлое и предвидеть будущее .
Современные историки видят в этом мифе отражение смутных народных воспоминаний о прибытии в Италию морским путём переселенцев с Балкан пеласгов . В книге раннехристианского богослова Арнобия «Против язычников» Янус уже предстаёт, согласно верованиям древних римлян-язычников, сыном Неба и Гекаты , мужем Ютурны , отцом и тестем .
Согласно поэту Овидию, Янус спас Рим от уничтожения сабинами . В то время, когда царь Тит Таций со своим войском, благодаря предательству Тарпеи , проник в крепость на Капитолийском холме , двуликий бог открыл устья источников. Вода перекрыла сабинам путь к спящим воинам Ромула . Таким образом римляне получили возможность приготовиться к предстоящей битве, закончившейся примирением сторон .
Нимфа Карна своею красотою привлекала многих молодых людей, которые были ей неинтересны. Когда ей досаждал очередной поклонник, нимфа притворно соглашалась разделить с ним ложе и приглашала в пещеру. Пока юноша пробирался вглубь тёмной пещеры, Карна пряталась в густом кустарнике. Янус, воспылав страстью к красивой нимфе, получил такой же ответ. Однако нимфа не учла, что Янус может видеть и вперёд, и назад, и после того, как Карна спряталась, он легко её настиг. После того, как ей пришлось уступить двуликому богу, Янус сделал Карну богиней дверных петель и подарил белый колючий цветок, с помощью которого она могла отвращать от жилища беды и неприятности .
Изображение Януса помещали на монетах (преимущественно самых ранних) для того, чтобы он покровительствовал любому делу, совершаемому при посредстве этих денег . Основным номиналом с Янусом на аверсе во времена римской республики до Первой Пунической войны был асс . Половина базовой денежной единицы семис содержала профиль Юпитера , 1 ⁄ 3 асса триенс — Минервы , ¼ асса квадранс — Геркулеса , 1 ⁄ 6 асса секстанс — Меркурия , 1 ⁄ 12 асса унции — Беллоны . Этот перечень богов, по мнению британского нумизмата Г. Мэттингли , весьма понятен. Янус — первый бог, божество всех начал; Юпитер следует за ним по значимости; Меркурий, как бог торговли, не мог не быть запечатлённым на деньгах; Геркулес здесь олицетворяет скорее прибыль и успех, а не физическую силу; боги войны, как Минерва и Беллона, отображают роль военных действий в жизни древних римлян .
По мере роста государства и завоевания греческих городов последние, в качестве признания верховной римской власти, стали помещать изображения римских богов, в том числе и Януса, на свои монеты .
В императорскую эпоху тематика, связанная с Янусом, на монетах встречается редко. По завершении войны с парфянами при Нероне в 65 году нашей эры за контроль над Арменией «всеобщий мир» нашёл отображение в чеканке серии монет с закрытым храмом Януса. Легенда « PACE P R TERRA MARIQ PARTA IANVM CLVSIT » в переводе обозначает «Доставив римскому народу мир на суше и на море, закрыл храм Януса» . Их выпустили после коронации Нероном прибывшего в Рим царя Трдата I . Кроме неронианских, Януса эпизодически помещали на денарии Траяна (98—117) , ауреусы Адриана (117—138) , ассы и сестерции Антонина Пия (138—161), ассы , сестерции и ауреусы Коммода (177—192), денарии Пертинакса (193) и Геты (209—211) , а также ауреусы Галлиена (253—268) . Отдельно следует упомянуть ассы Адриана с четырёхликим Янусом .
Светское искусство Нового времени наследовало античную иконографию: Януса продолжали изображать двуликим. Его голова по традиции увенчивалась древнеримским «термином» ( лат. terminus — «предел, граница»), то есть колонной, отмечавшей границы земельных участков. Аллегорически он обозначал январь, кроме того, принимал участие в сотворении мира. В эпоху Ренессанса два его лица считались символами прошлого и будущего в аллегориях, касающихся Времени (например, на Танце под музыку времени Пуссена ). В работе Джордано ( Палаццо Медичи-Риккарди ) Янус поставлен в начале пространной аллегории человеческой жизни, где он даёт шерсть трем мойрам (см. справа). Атрибутом бога является змея, свернувшаяся кольцом, — античный символ вечности .