Interested Article - Зоя (византийская императрица)

Зо́я Порфироро́дная (ок. 978 — июнь 1050 ) — самодержавная византийская императрица в 1042 году , дочь императора Константина VIII , супруга трёх византийских императоров ( Романа III Аргира , Михаила IV Пафлагона , Константина IX Мономаха ), взошедших на престол благодаря браку с ней. После смерти второго мужа была насильно пострижена в монахини , но в результате народного бунта оставила монашество и вместе со своей сестрой Феодорой встала во главе империи, а затем в третий раз вышла замуж. Умерла бездетной.

По словам историка Шарля Диля , история императрицы Зои — « несомненно, одна из самых пикантных, какие только сохранились в византийских летописях, и одна из наиболее нам известных » .

Биография

Зоя была второй дочерью императора Константина VIII и его жены Елены Алипины . Родилась около 978 года . Поскольку её отец был соправителем императора Василия II , она получила титул Багрянородной , то есть рождённой в императорских покоях.

У Михаила Пселла сохранилось описание её внешности :

роста не очень высокого, с широким разрезом глаз под грозными бровями и носом с еле заметной горбинкой, волосы у неё были русые, и всё тело сверкало белизной.

Зоя не занималась типичным для женщин рукоделием , посвящая свободное время изготовлению косметики : « одно только увлекало её и поглощало всё внимание: изменять природу ароматических веществ, приготовлять благовонные мази, изобретать и составлять одни смеси, переделывать другие » . В её покоях находились многочисленные ступки , реторты , горны и прочая химическая аппаратура, причём отдавалась она этому занятию с таким усердием, что каждый из её слуг имел особую «специализацию» — так, на одного было возложено помешивание кипящих составов, на другого — их розлив и закупорка и т. д. Зоя, привыкнув к жаре и влажности, царившим в её покоях, неохотно покидала дворец и не любила ни пеших, ни конных прогулок на свежем воздухе. Один из византийских медицинских трактатов содержит рецепт «мази Зои-царицы» из фиников , слив , изюма , инжира , луковиц лилий и мёда .

Это увлечение позволило Зое до глубокой старости сохранить внешнюю молодость. По словам Пселла, « достигнув семидесяти лет, она сохранила лицо без единой морщинки и цвела юной красотой, однако не могла унять дрожи в руках, и её спина согнулась » . Заботясь о своей внешности, Зоя также была достаточно чувствительна к комплиментам по поводу своей красоты, щедро одаривая такого рода льстецов. Не оставалась она равнодушной и к похвалам в адрес её семьи и особенно своего дяди императора Василия II .

О ранних годах жизни Зои известно немногое. Известно, что император Василий II очень хорошо относился к своей племяннице . Предположительно в 1001 или 1002 году она была избрана в жёны императору Священной Римской империи Оттону III . Однако брак не состоялся из-за смерти Оттона: его невесте, не успевшей добраться до Бари , пришлось вернуться в Константинополь . В 1027 году руки Зои для своего десятилетнего сына Генриха просил император Священной Римской империи Конрад II , но император Константин VIII не дал на это согласия .

У Зои было ещё две сестры, младшая Феодора и старшая Евдокия, которая после тяжёлой болезни стала монахиней. Согласно Пселлу мать Зои, « прекрасная лицом и добрая душой, умерла, родив императору трёх дочерей » и император Константин не стал жениться вторично, упустив возможность обзавестись сыном и наследником.

Брак с Романом Аргиром

Император Роман III

В современной историографии выдвигается предположение, что Константин VIII питал глубокое отвращение к обычаю, по которому престол, в отсутствие детей мужского пола, передавался по женской линии, в то время как полноправным членом императорской семьи становится чужак — муж царствующей императрицы. Поэтому, затянув решение вопроса о престолонаследии буквально до последнего момента, в 1028 году , во время предсмертной болезни, Константин VIII всё же решил выдать замуж хотя бы одну из дочерей .

Младшая, Феодора , отказалась от брака, вызванного династическими соображениями , и выбор отца пал на Зою, которой в то время исполнилось уже 50 лет . Вначале император хотел выдать её за одного из крупнейших византийских землевладельцев, бывшего катепана Антиохии , но тот находился далеко от столицы. В мужья Зое был избран префект Константинополя Роман Аргир . Роману было на тот момент 60 лет, и он был женат. Под угрозой ослепления Романа его жену Елену заставили принять монашество, что дало возможность Роману жениться на Зое .

12 ноября 1028 года состоялось бракосочетание , а через 3 дня император Константин VIII скончался. Благодаря браку Роман взошёл на императорский престол.

Роман, желая основать собственную династию, старался стать отцом, несмотря на возраст супругов. Он обращался к врачам , которые утверждали, что способны « одолевать и вновь возбуждать природу ». По их совету он приказывал умащивать своё тело их снадобьями и делать втирания. По словам Пселла, Зоя « старалась и того больше, совершала множество магических обрядов, подвешивала к телу какие-то камешки, прикрепляла амулеты , обвязывалась верёвками и носила всякую чепуху на теле » . Потерпев неудачу в попытках стать отцом, Роман всецело предался делам управления империей. По замечанию Линды Гарланд, он пытался показать себя одновременно великим администратором, полководцем и строителем, но не добился успехов ни на одном из этих поприщ . Зоя не имела интереса как к государственным делам, так и к увеселением гинекея и отличалась безумной расточительностью .

Окончательно охладев к Зое, Роман отстранился от неё , ограничив расходы на её содержание . Это Зоя восприняла как оскорбление, нанесённое в её лице императорскому роду , но при этом выместила гнев на своей родной сестре Феодоре — она была пострижена в монашество в . Зоя лично присутствовала на совершении обряда и успокоилась, лишь когда увидела свою сестру в монашеских одеждах .

Михаил IV Пафлагонский (миниатюра хроники Иоанна Скилицы, XII век )

Отвергнутая мужем Зоя начала предаваться любовным утехам. Первым её фаворитом стал распорядитель придворных церемоний Константин Артоклин, а после него — Константин из рода Мономахов . Оба молодых человека недолго были любовниками императрицы. Её фаворитом вскоре сделался Михаил , брат императорского евнуха Иоанна , « юноша во цвете лет с пробивающейся бородой. Был он и телом прекрасно сложен, и с лицом совершенной красоты, сверкающими глазами и воистину розоволатый » . Вначале юноша не принимал ухаживаний императрицы, но затем, наученный своим братом, стал её любовником. Зоя была так увлечена Михаилом, что не скрывала отношений с ним:

Они дошли до сожительства, и многие заставали их покоящимися на одном ложе. Он при этом смущался, краснел и пугался, а она даже не считала нужным сдерживаться, на глазах у всех обнимала и целовала юношу и хвасталась, что не раз уже вкушала с ним наслаждения.

Михаил Пселл. Хронография. 3.XIX.

Зоя сажала Михаила на императорский престол, увенчивала короной и вручала ему скипетр . Увидевшему эту сцену старому евнуху повелела служить Михаилу как императору, заявив, что он и есть будущий правитель.

Любовная связь Зои и Михаила стала известной всему императорскому двору, однако на Романа, который, видимо, осознавал свой статус «императора- консорта », она произвела не большее впечатление, чем её прежние романы. Когда его сестра Пульхерия сообщила ему о неверности Зои и о готовящемся на его жизнь покушении, Роман только допросил Михаила. После того как тот поклялся, что между ним и Зоей нет никакой связи, император стал называть его «верным слугой» и воспринимал предостережения придворных как наветы. При этом, по словам Пселла, « Роман сам как бы хотел верить в то, что царица не состоит в любовной связи с Михаилом, но в то же время, зная, что она весьма любвеобильна и переполнена страстью, и не желая, чтобы эта страсть излилась сразу на многих людей, не возражал против её связи с одним любовником, делал вид, будто ничего не замечает, и потворствовал царицыной страсти » .

В середине 1033 года император Роман заболел . По сообщению Иоанна Скилицы , он был отравлен Иоанном Орфанотрофом , а затем его травили медленным ядом Зоя и Михаил . Несмотря на болезнь, Роман не оставил государственные обязанности, участвовал в процессиях, но уже « мало чем отличался от мёртвого: всё лицо его было распухшим, цветом не лучше, чем у пролежавшего три дня покойника, он часто дышал и останавливался, не пройдя и нескольких шагов, волосы свисали с его головы, как у трупа, редкая прядь в беспорядке спускалась на лоб, колеблясь, видимо, от его дыхания » . Роман не отчаивался и обращался к врачам в надежде получить исцеление.

Убийство императора Романа III
(миниатюра хроники Иоанна Скилицы, XII век )

11 апреля 1034 года , в Великий четверг , перед участием в торжественном выходе Роман решил посетить бани. По сообщению Пселла, чувствовал он себя хорошо и передвигался самостоятельно. После омовения он вошёл в бассейн вместе с сопровождавшими его людьми.

…когда самодержец по своей привычке опустил голову под воду, они сдавили ему шею и довольно долго держали его в таком положении, а потом отпустили и ушли.

Михаил Пселл. Хронография. 3.XXVI.

По словам Константина Манассии , « Зоя-царица того пожелала » . Император очнулся, позвал на помощь и был перенесён в свою спальню. Узнав о случившемся, к нему без свиты пришла императрица Зоя, но « едва взглянув на мужа, она тотчас ушла, удостоверившись по его виду в близкой кончине » . После непродолжительной агонии император Роман III скончался.

Брак с Михаилом IV Пафлагоном

Воцарение Михаила и Зои (миниатюра из хроники Константина Манассии , XIV век)

После смерти мужа, по наущению евнуха Иоанна, Зоя немедленно вызвала ночью во дворец Михаила, облачила его в императорские одежды и, посадив на трон рядом с собой, собственноручно возложила ему на голову императорскую корону, порвав, таким образом, с вековой традицией, согласно которой император коронует супругу. Вызванный во дворец патриарх Алексий Студит после щедрого вознаграждения в 100 фунтов золота благословил брак 56-летней Зои и 24-летнего Михаила, а наутро Синклит признал Пафлагона новым императором . По сообщению очевидца событий Пселла, рано утром члены Синклита « заходили по одному, совершали земной поклон восседающим на троне императорам, при этом императрице никаких иных знаков почтения не оказывали, а самодержцу целовали к тому же и правую руку » . После этого были устроены пышные похороны Романа III.

Первое время Михаил оказывал Зое знаки внимания и исполнял все её желания, но затем, под влиянием брата Иоанна, отстранился от супруги. Пселл сообщает, что причиной могли быть « его опасения, как бы царица и его не обрекла злой участи » . Михаил отправил в ссылку всех прежних фаворитов Зои, приказал ей запереться в гинекее и воздерживаться от участия в официальных выходах . Все евнухи и придворные дамы Зои были заменены Михаилом на представителей своей родни. Посещать императрицу отныне можно было только с разрешения начальника стражи.

Зоя (деталь короны Константина IX )

…Зоя негодовала (а как могло быть иначе, ведь в награду за благодеяния она получила одну ненависть!), но сдерживала себя и не считала нужным сопротивляться, да и что могла бы она сделать, если бы даже и захотела, оставленная без царской стражи и лишённая сил. В то же время она избегала и того, что свойственно презренной женской природе: не распускала языка, не предавалась отчаянию в своих мыслях, к тому же она не напоминала самодержцу о его прежней привязанности, не выражала недовольства царскими братьями, которые мучили и оскорбляли её, не ненавидела и не прогоняла приставленного к ней стража, но с кротостью обращалась со всеми и, подобно самым искусным риторам, применялась к людям и обстоятельствам.

Михаил Пселл. Хронография. 4.XVI.

По утверждению Скилицы , Зоя не была столь кроткой и даже пыталась отравить евнуха Иоанна, подкупив его личного врача, который в это время пользовал его слабительным . Врач согласился, однако заговору положило конец предательство одного из слуг. Врач и изготовитель яда были сосланы, а надзор над императрицей значительно усилился .

В то же время именно под влиянием Иоанна, который был озабочен судьбой престола (Михаил IV страдал эпилепсией , а позднее к ней присоединилась и водянка ), Зоя усыновила племянника своего мужа , который был провозглашён кесарем .

Из-за болезни Михаил, следуя «спасительным наставлениям божественных мужей», отказался от «законных сношений с супругой» и стал её избегать . Страдая от болезни (« тело императора заметно распухло, и было видно, как страдает он от водянки »), Михаил в декабре 1041 года повелел принести его в восстановленный им монастырь Космы и Дамиана , где принял монашеский постриг . Зоя, узнав о случившемся, « решилась покинуть женскую половину и, пересилив свою природу, пешком отправилась к мужу. А он, то ли стыдясь всего доставленного ей зла, то ли памятуя о Боге, а о жене забыв, даже не пустил её к себе » .

10 декабря 1041 года Михаил IV Пафлагон скончался. Царица Зоя во 2-й раз стала вдовой .

Самодержавная императрица

Золотой гистаменон Михаила V

После смерти Михаила IV его братья Иоанн и Константин уговорили Зою провозгласить усыновлённого ею Михаила Калафата новым императором. Иоанн и Константин, кровно заинтересованные, чтобы власть осталась в лоне семьи, уверяли её, что их юный племянник станет по сути дела марионеточным императором, полностью покорным её приказам, и наконец, поддавшись на увещевания, « она отдала им власть, а город, в волнении ожидавший её решения, убаюкала увещеваниями » . Первое время после восшествия на престол Михаил с почтением относился к своей приёмной матери , подтверждая повсеместно, что она является императрицей, а он лишь её «покорным слугой». К этому же времени относятся его немногочисленные монеты, на которых нет изображения нового императора, зато имеется портрет Зои. Под влиянием Константина Михаил удалил в монастырь Иоанна, приведшего его на престол, позднее сослал на Лесбос , а затем приказал ослепить. При участии Зои за Иоанном последовали двое других дядей нового императора, Константин, доместик схолы, и протовестиарий Георгий, сосланные один в Опсикий , другой в Пафлагонию . Но вскоре Михаил отстранил свою приемную мать от себя, запер в гинекее и сократил расходы на её содержание .

Михаилу, начавшему проводить активные реформы в области управления, противостояла придворная партия чиновников , символом господства которых была Зоя. Поэтому император предпринял действия по удалению последней от политической жизни страны . По указанию Михаила в ночь с 18 на 19 апреля 1042 года Зоя, под предлогом участия в заговоре против императора, была арестована и со служанкой сослана на остров Принкипо . По словам Пселла, ссылающегося на свидетельства участников изгнания Зои, на корабле она произнесла скорбную речь, в которой помянула своего отца и предков, пять поколений управлявших империей . На острове Зою поместили в монастырь и постригли в монахини. В столице Михаил собрал Синклит, перед которым обвинил её в предательстве и попытке его отравить. По словам Михаила, он поймал её на месте преступления, но какое-то время колебался, не желая открыто объявить о столь скандальном происшествии. Заручившись словесной поддержкой Сената, он решил объявить о низложении Зои. Однако, когда эпарх начал читать хрисовул о низложении императрицы, в городе вспыхнул мятеж .

К низложению императора призвал патриарх Алексий Студит , которого Михаил Калафат пытался убить, подослав наёмников . Народ, собрав «изрядное войско», двинулся ко дворцу с криками :

Где ты, наша единственная, душой благородная и лицом прекрасная? Где ты, одна из всех достойная всего племени госпожа, царства законная наследница, у которой и отец — царь, и дед, и деда родитель? Как мог безродный поднять руку на благородную и против неё замыслить такое, чего ни одна душа и представить себе не может?

Пселл, сохранивший это событие для истории, был особенно поражён тем, что к шествию присоединились женщины, впервые в истории Византии оставившие для этого гинекеи. Они « бежали по улицам, кричали, били себя в грудь и горестно оплакивали страдания царицы или носились, как менады » . Михаил поспешил вернуть Зою в Константинополь и вывел её к народу, чтобы усмирить волнения, но от её появления в монашеских одеждах «битва вспыхнула с новой силой» . В это время в городе вспомнили о младшей сестре Зои Феодоре , сосланной ею в и принявшей монашество. Её незамедлительно привезли в столицу (по замечанию Пселла, горожане силой вывели её из церкви, где она укрылась и « оставалась глухой ко всем уговорам » ), облачили в царские одежды, и в соборе Святой Софии патриарх Алексий Студит провозгласил её императрицей . Императорский дворец был взят штурмом, погибло из толпы до 3 тысяч человек . Михаил V вместе со своим дядей Константином бежали на судне в Студийский монастырь , но оба были выведены из него, ослеплены и отправлены в ссылку. Это решение было принято в окружении Феодоры или даже было её собственным . Причиной этому была давняя нелюбовь Зои к своей младшей сестре, из-за чего она, по мнению придворных, могла вернуть престол Михаилу .

Зоя и Феодора
(гистаменон, 1042 год)

Собравшийся Синклит не мог принять решение о том, какой из сестёр передать власть. Многие его члены склонялись к кандидатуре Зои, видя в ней незыблемость существующего режима . В итоге Зоя под давлением народа согласилась разделить власть с Феодорой . 21 апреля 1042 года сёстры были провозглашены соправительницами .

Она договорилась с сестрой о царской власти, пригласила её в сопровождении торжественной процессии к себе и сделала соправительницей. Феодора же, всё ещё трепеща перед сестрой, признала её старшинство и уступила ей первенство, дабы и царствовать вместе с Зоей, и ей подчиняться.

Михаил Пселл. Хронография. 5.LI.

Правление Зои и Феодоры — второй и последний случай в византийской истории, когда империей самодержавно управляла женщина . Своё царствование сёстры начали со смещения с государственных постов всех ставленников Михаила V и назначения на их места преданных им людей, кроме того, народу были розданы щедрые подарки. На торжественных церемониях соправительницы сидели рядом на одном троне и при необходимости « спокойным голосом отдавали приказания или отвечали на вопросы, иногда следуя наставлениям сведущих людей, иногда по собственному разумению » . Сёстрами были изданы указы против продажи должностей, проведены изменения в военно-административной и гражданской системах управления, а для расследования злоупотреблений Михаила V и его чиновников создан специальный трибунал . Так, евнух Николай был назначен доместиком восточной схолы, Константин Кабасилас — дуксом Запада, Георгий Маниак получил сан магистра и главнокомандующего итальянской армией [ источник не указан 2271 день ] .

Несмотря на то, что Феодора и Зоя добросовестно исполняли все обязанности, положенные самодержавным императрицам, как то — участвовали в торжественных выходах, принимали послов, занимались решением административных вопросов, управление сёстрами империей оказалось неэффективным. По словам Пселла, Зоя « не только отверзла все источники в царской сокровищнице, но дала излиться каждому ручейку, который там таился. Но эти богатства были не дарованы, а разграблены и расхищены… » . В этом Зоя была полной противоположностью своей сестры Феодоры, которая « запирались в своих покоях и одна скрепляла печатью струящийся к ней поток золота » . В итоге деньги, которые должны были пойти на содержание армии, доставались придворным, а соседние народы начали военные действия против Византийской империи. Чтобы обеспечить стране должное управление, Зоя вновь решилась выйти замуж и возвести супруга на престол: « царица Зоя, желая греческую власть передать мужу-самодержцу и мечтая родить, и растить детей, и детородной стать матерью чадам (от двух садовников, словно дерево, напоенное влагой, страдала, оставаясь без плода)… »

Первоначальный выбор Зои пал на Константина Даласина, которого её отец некогда прочил ей в мужья, но Константин выдвинул условия, наметил планы реформ и из-за этого неудобного для сестёр-соправительниц поведения был отвергнут и отправлен в провинцию . Ещё один претендент — Константин Артоклин, бывший, если верить слухам, её любовником при жизни Романа III, скоропостижно скончался, не успев возложить на себя корону, хотя « все уже склонялись в его пользу » . Молва винила в его смерти супругу, опасавшуюся, что вслед за Еленой, женой Романа III, её вынудят уйти в монастырь, чтобы освободить Константина для женитьбы на императрице . Наконец Зоя остановилась на своём прежнем фаворите Константине из рода Мономахов .

Брак с Константином IX Мономахом

Венчание Константина и Зои (миниатюра хроники Иоанна Скилицы, XII век )

11 июня 1042 года Константин , возвращённый из ссылки, торжественно въехал в столицу и вступил в брак с 64-летней Зоей. Для обоих это супружество было уже третьим . Такой брак не одобряется православной церковью , поэтому венчание , хоть и торжественное, совершил в церкви Неа не патриарх, а «первый из пресвитеров » собора Святой Софии — Стип. Патриарх Алексий « под давлением обстоятельств и, можно сказать, воли Божьей уступил и, хотя сам не возложил руки на венчающихся, обнял их, уже сочетавшихся браком и обвенчанных » . По словам Пселла, это он сделал, возможно, льстиво, так как придерживался дворцовой партии императрицы Феодоры. В своём манифесте после венчания Зоя заявила, что этот брак претит её понятиям о чести и совершён исключительно ради интересов империи . На следующий день после свадьбы Константин был коронован .

Константин IX (мозаика собора Святой Софии )

Император Константин, хотя и окружил Зою почётом , но сохранил при этом свою давнюю любовную связь с Марией Склиреной , которая семь лет прожила с ним на острове Лесбос во время его ссылки. По словам Пселла, Зоя спокойно отнеслась к этой связи, « ибо не осталось ревности в женщине, измученной многими бедами и вошедшей в возраст, которому чужды подобные чувства » , и разрешила доставить Марию в Константинополь , где её первоначально поселили в скромном доме. Константина, в его визитах к Марии, неотступно сопровождали ставленники императрицы, они же распоряжались в доме всем, вплоть до обедов, подаваемых императору и его даме. Константина в скором времени перестало удовлетворять такое положение, и он уговорил Зою составить «грамоту о дружбе» и даровать Склирене титул севасты , в результате чего во дворце её стали именовать госпожой и царицей, во время торжественных выходов Склериана шла позади обеих императриц . Пселл сообщает, что Зоя очень спокойно отнеслась к любовнице своего мужа и его желанию возвысить её — « она ни в чём не переменилась, всем улыбалась и была довольна случившимся » . По просьбе Константина Склирене были предоставлены покои в императорском дворце , соседствующие с его собственными, а также покоями императрицы. При этом Зоя, по безмолвному соглашению, не входила к царю, когда он был с Марией. Константин был достаточно умён, чтобы не ссориться с женой, более того, подчёркивал её неотъемлемое право на почёт и власть. Так, например, он вразрез с установившимся обычаем, по которому императрицы не присутствовали при триумфах , усадил её на трон рядом с собой во время триумфа по случаю гибели мятежного Георгия Маниака в 1043 году .

Зоя, Константин и Феодора
( фронтиспис синайского сборника проповедей Иоанна Златоуста, XI век)

Для знати и придворных Зоя, Феодора и Константин представлялись неким единством, согласно управляющим государством. Однако народ не был столь расположен к Склирене. Иоанн Скилица сообщает, что 9 марта 1043 года горожане начали протестовать против возвышения Склирены и вышли на улицы с криками: « Не хотим Склирену царицей, да не примут из-за неё смерть матушки наши Зоя и Феодора! » Усмирить толпу (и, возможно, спасти императора от расправы) удалось только вышедшим на балкон дворца Зое и Феодоре. Около 1045 года Склирена умерла, и, поскольку « царица Зоя была слишком стара для общения с мужем, а в царе бушевали страсти », Константин завёл себе новую любовницу — аланскую царевну, жившую в Константинополе в качестве заложницы .

Зоя стала свидетельницей набега русского флота князя Ярослава Мудрого на Константинополь летом 1043 года и последующего разгрома русов. Одним из телохранителей императрицы в период её самодержавия был герой скандинавских саг , впоследствии король Норвегии Харальд Суровый .

В делах управления Зоя участия не принимала, предоставив всю власть своему супругу и отдавая всё свободное время нарядам (причём вразрез с установившимся обычаем предпочитала почти воздушные платья тяжёлым императорским облачениям), алхимии , сопровождая свои увлечения расходованием государственной казны. К концу жизни, по характеристике Пселла, она была «нетверда рассудком» и « потеряла всякое представление о делах и была совершенно испорчена царским безвкусием ». Её преследовали приступы гнева, и за малейший проступок она приговаривала виновного к ослеплению; если бы не вмешательство Константина, « многим людям вырвали бы глаза без всякого повода » . При этом Зоя стала проявлять чрезвычайную набожность, которая приняла следующую форму:

Она изготовила для себя точнейшее, если можно так сказать, изображение Иисуса , украсила его всевозможными драгоценностями и только что не вдохнула в икону жизнь. <…> С его помощью Зоя многое могла предсказать в будущем. Случалось ли что-нибудь приятное, постигала её какая-нибудь беда, Зоя сразу приходила к иконе, чтобы благодарить или просить о помощи. Нередко видел и я, как в тяжёлую годину она то обнимала образ, преданно смотрела на него и, обращаясь, как к живому, называла самыми ласковыми именами, то, распростёршись на полу, орошала землю слезами и терзала ударами грудь, и если видела его лик побледневшим, уходила мрачная, а если пламенеющим и озарённым ярким сиянием, немедля извещала об этом царя и предрекала будущее.

Михаил Пселл. Хронография. 6.LXVI.

Незадолго до смерти Зоя потеряла аппетит и в ожидании скорой кончины начала освобождать узников из тюрем, прощать должников и щедро раздавать милостыню.

В 1050 году царица Зоя скончалась в возрасте 72 лет после непродолжительной агонии . Её погребли в построенной ею константинопольской церкви Христа Антифонита .

После смерти Зои её супруг не только устроил ей роскошные похороны, но и решил причислить её к лику святых . Он пытался различными способами доказать, что у гробницы Зои совершаются чудеса , чтобы найти в них основание для канонизации . Однако скандальные любовные увлечения Зои и три её брака не позволили Константину Мономаху осуществить канонизацию . Константин пережил жену на пять лет. Сестра Зои Феодора скончалась в 1056 году , и с её смертью прервалось правление Македонской династии .

В правление императора Алексея I Комнина из гробницы Зои для пополнения казны были изъяты золотые и серебряные украшения .

Оценка деятельности

С точки зрения византийского права , жёны и дочери императоров имели законные права на престол, но их рассматривали в качестве наследниц второй очереди, в случае отсутствия наследников-мужчин, самодержавных правительниц или регентш при малолетних. По замечанию Линды Гарланд, никто и ничто не препятствовало Зое влиять на политику государства, отсутствие подобного влияния объясняется исключительно её собственной волей . С другой стороны, императрице — жене правящего монарха — традиция предписывала воспитывать детей, щедро жертвовать на церкви и монастыри и участвовать в дворцовых церемониях, в то время как дела управления сосредотачивались в руках её мужа [ источник не указан 2271 день ] .

Отец Зои, император Константин VIII , видел в своей старшей дочери залог продолжения правления Македонской династии . Она была его законной наследницей, и именно через неё императорский венец должен был перейти к новому правителю . Однако брак, в который она вступила в возрасте 50 лет, оказался бездетным, и династия не была продолжена. Наследников мужского пола Константин VIII не оставил, поэтому браки с Зоей стали для трёх императоров основанием для восшествия на престол, а Михаил V сделался императором, поскольку был ею усыновлён. Однако Зое не удалось обеспечить стабильное управление, и период её нахождения у власти считается временем политического кризиса в империи . Уже в правление второго мужа Зои Михаила IV, а затем и его племянника, по словам историка А. А. Васильева , началось « сильное брожение и острое недовольство в империи » .

Византинист Ф. И. Успенский следующим образом характеризует политическое развитие империи в период нахождения у власти Зои и её супругов :

Целое тридцатилетие отмечается ещё именем македонского периода, хотя по существу в это время развивается, особенно в политическом отношении, совершенно новый порядок вещей, и разве только во внутренней истории византийских учреждений можно наблюдать естественную эволюцию.

Совместное самодержавное правление Зои и Феодоры продолжалось полтора месяца. Несмотря на ряд положительных моментов (см. раздел ), сёстры « своей безумной щедростью, пустым тщеславием, нелепыми капризами, посредственностью ума уготовили гибель империи и дали проникнуть в её здоровый и крепкий организм смертельным зародышам, обусловившим её падение » .

Источники

Михаил Пселл (слева), главный историограф императрицы Зои ( афонская миниатюра, XII—XIII вв.)

Все подробности жизни Зои известны благодаря Михаилу Пселлу (1018—1078), который был её современником, в правление Михаила V стал асикритом (чиновником императорской канцелярии), а при Константине IX получил должность ипата философов. Его « Хронография » освещает историю Византии с 976 по 1075 годы. При этом, если правление императоров Василия II и Константина VIII он описывает по неизвестным письменным источникам, то последующие события, включая жизнь императрицы Зои, — на основе слов очевидцев и по собственным воспоминаниям. Таким образом, « в значительной своей части труд Пселла имеет значение первоисточника, а его сообщения — свидетельств „из первых рук“ » . Современные историки отмечают, что иногда Пселл в угоду политике искажал факты, но при этом всё равно старался быть максимально правдивым . О своём отношении к императрице Зое Пселл в «Хронографии» пишет, что не склонен её хвалить и восхищается только её любовью к Богу . Образ Зои, созданный Пселлом, не является завершённой характеристикой. Он даётся « не с помощью прямого описания, а рядом удачно подобранных деталей » . Особенности описания Пселлом биографий императоров проанализированы российским филологом -византинистом Я. Н. Любарским .

Описывая события при византийском дворе, Пселл выступает « не столько историком, излагающим и организующим материал действительности, сколько своеобразным режиссёром драмы на историческую тему » . Это проявляется в его художественной манере изложения , при которой теряется дистанция между автором и героями, между прошлым и настоящим (например, при описании отношений Константина IX и Марии Склирены он местами переходит к описанию жизни Зои, делая при этом подобные оговорки: « Расскажу о ней подробней, пока самодержец блаженствует со своей севастой » или « Доведя до этого места повествование о царице, снова вернёмся к севасте и самодержцу и, если угодно, разбудим их, разъединим и Константина прибережём для дальнейшего рассказа, а жизнь Склирены завершим уже здесь »).

Отдельные события из жизни императрицы Зои описаны и другими византийскими хронистами: например, сведения о них содержатся в «Обозрении истории» Иоанна Скилицы и «Хронике» Константина Манассии . Французский византинист Шарль Диль посвятил Зое одну из глав своих «Византийских портретов». События восстания в апреле 1042 года , приведшего к самодержавному правлению Зои, рассмотрены академиком Г. Г. Литавриным . Другие специальные работы, посвящённые именно Зое, отсутствуют .

Образ в искусстве

Зоя и Константин IX
(мозаика собора Святой Софии )
Корона Константина IX Мономаха
  • Изобразительное искусство:

Изображения императрицы Зои известны по монетам, миниатюрам в рукописях ( «Обозрение истории» Иоанна Скилицы , «Хроника» Константина Манассии , фронтиспис синайского сборника проповедей Иоанна Златоуста ).

Наиболее известным её изображением является мозаика с вотивным образом императрицы Зои и Константина IX Мономаха перед Спасителем на престоле, находящаяся в южной галерее собора Святой Софии в Константинополе . Мозаика в современном виде была создана в 1042—1056 годы и изображает Зою в тяжёлых орнаментированных императорских одеждах, держащую в руках хрисовул с надписью «потомок Константина » , который, по одной версии, содержал перечисление даров собору , а по другой — являлся свитком Священного Писания , верность которому императорская чета подтверждает своей деятельностью .

Первоначально на мозаике Зоя была изображена со своим вторым мужем Михаилом IV , но после свержения Зои в 1042 году императором Михаилом V , вероятно, изображение Зои было уничтожено . Вернувшись к власти и выйдя замуж за Константина IX, Зоя восстановила своё изображение и заменила образ Михаила IV изображением нового супруга (переделка мозаики коснулась только изображения головы). В этот же период был восстановлен лик Иисуса Христа , уничтоженный ранее по неизвестным причинам. Предполагают, что это было сделано для достижения стилистического единства либо Зоя потребовала от мастера, чтобы лик Христа был обращён на неё, а не на императора (последнее предположение является сомнительным) .

Эмалевое изображение Зои также присутствует на короне Константина IX наряду с портретами самого Константина, Феодоры, аллегориями Правды и Смирения и изображениями двух танцовщиц . Корона была подарена императором Константином венгерскому королю Андрашу I ко дню коронации его и его супруги Анастасии , дочери Ярослава Мудрого . На золотой пластине короны в технике перегородчатой эмали Зоя изображена анфас в полный рост в императорских одеждах. Её изображение обрамляет растительный орнамент с птицами, имеющий сходство с произведениями исламского искусства .

  • Художественная литература:
  • Пол Андерсон . «Last Viking» (1980; не переведён). Авантюрно-историческая трилогия: в части первой ( «Золотой Рог» ) главный герой Харальд Суровый в 1030-х годах служит телохранителем императрицы Зои.
  • Майкл Эннис (Michael Ennis). «Byzantium» (1989; не переведён). Ещё одна книга о викинге Харальде Смелом, телохранителе императрицы Зои.

Комментарии

  1. Возможно, невестой была её сестра Феодора .
  2. Об отказе Феодоры сообщают Скилица и Зонара.
  3. Следует отметить, что в брак порфирородные принцессы вступали в возрасте 12—14 лет. За 3 года до того начиналась подготовка к будущему высокому сану. Девочек обучали чтению и письму, обычаям и этикету дворца, дипломатии и политике, а кроме того — таким чисто женским занятиям, как ткачество, прядение, умение разбираться в нарядах и драгоценностях, а также управлению огромным штатом евнухов и слуг ( Carolyn Loessel Connor. . — Yale University Press , 2004. — P. 216. — 396 p. — ISBN 0300099576 . ).

Примечания

  1. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 164.
  2. Михаил Пселл. Хронография. 6.VI.
  3. от 10 мая 2012 на Wayback Machine // Дашков С. Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996
  4. Михаил Пселл. Хронография. 6.LXIV.
  5. Византийский медицинский трактат XI—XIV вв.: (по рукописи Cod. Plut. VII, 19 Библиотеки Лоренцо Медичи во Флоренции) // Византийский временник / Пер., комм. Г. Г. Литаврина. — 1971. — Т. 31 . — С. 249—301 .
  6. Михаил Пселл. Хронография. 6.CLVIII.
  7. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 167.
  8. Величко А. М. История Византийских императоров. — М. , 2010. — Т. 4. — С. 335. — ISBN 978-5-91399-019-8 .
  9. Garland, L. Zoe Porphyrogenita (wife of Romanus III, Constantine IX, and Michael IV) // . — London, 1999. 27 января 2012 года.
  10. Paul Magdalino. . — BRILL, 2003. — P. . — ISBN 9004120971 .
  11. Михаил Пселл. Хронография. 2.IV.
  12. Величко А. М. История Византийских императоров. — М. , 2010. — Т. 4. — С. 336. — ISBN 978-5-91399-019-8 .
  13. от 10 мая 2012 на Wayback Machine // Дашков С. Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996
  14. Величко А. М. История Византийских императоров. — М. , 2010. — Т. 4. — С. 337. — ISBN 978-5-91399-019-8 .
  15. Михаил Пселл. Хронография. 3.V.
  16. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 168.
  17. Норвич Д. . — М. : АСТ, 2010. — С. .
  18. Михаил Пселл. Хронография. 3.XVII.
  19. Иоанн Скилица. Обозрение истории, 385.
  20. Величко А. М. История Византийских императоров. — М. , 2010. — Т. 4. — С. 344. — ISBN 978-5-91399-019-8 .
  21. Михаил Пселл. Хронография. 3.XVIII.
  22. Михаил Пселл. Хронография. 3.XXII.
  23. Иоанн Скилица. Обозрение истории, 389.
  24. Михаил Пселл. Хронография. 3.XXV.
  25. от 13 декабря 2007 на Wayback Machine / Подготовка текста М. А. Салминой, перевод и комментарии О. В. Творогова // Библиотека литературы Древней Руси / РАН . ИРЛИ ; Под ред. Д. С. Лихачёва , Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб.: Наука , 2000. — Т. 9: Конец XIV — первая половина XVI века. — 566 с.
  26. Михаил Пселл. Хронография. 3.XXVI.
  27. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 171.
  28. Михаил Пселл. Хронография. 4.III.
  29. Михаил Пселл. Хронография. 4.VI.
  30. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 172.
  31. Иоанн Скилица. Обозрение истории, 392.
  32. Величко А. М. История Византийских императоров. — М. , 2010. — Т. 4. — С. 358. — ISBN 978-5-91399-019-8 .
  33. от 10 мая 2012 на Wayback Machine // Дашков С. Б. Императоры Византии. — М. : Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996.
  34. Михаил Пселл. Хронография. 4.XVII.
  35. Михаил Пселл. Хронография. 4.LIII.
  36. Михаил Пселл. Хронография. 5.V.
  37. Скабаланович М. Н. . — СПб. , 1884. 3 марта 2018 года.
  38. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 174.
  39. Литаврин Г. Г. Восстание в Константинополе в апреле 1042 г // Византийский временник . — 1972. — Т. 33 . — С. 33—46 .
  40. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 175.
  41. «Царь потребовал от патриарха, чтоб он устроил для него пир в одном монастыре вне Константинополя и хотел присутствовать у него (на пиру). Патриарх согласился на это и вышел в указанный монастырь, чтобы сделать то, что сказал император. Затем император отправил в монастырь сборище из Русов и Булгар и приказал им убить тайно патриарха. Они отправились ночью в монастырь и здесь осаждали его. Тогда он (патриарх) раздавал им большие деньги и вышел тайком. Затем, отправившись в город, патриарх велел звонить в колокола и поднял народ». По Ибн-Атиру от 27 января 2020 на Wayback Machine
  42. Михаил Пселл. Хронография. 5.XXVI.
  43. Михаил Пселл. Хронография. 5.XXXIII.
  44. Михаил Пселл. Хронография. 5.XXXVII.
  45. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 177.
  46. от 27 января 2020 на Wayback Machine . // Труды В. Г. Васильевского. — Т. I. — СПб. , 1908.
  47. Иоанн Скилица. Обозрение истории, 420.
  48. Михаил Пселл. Хронография. 5.XLVI.
  49. Васильев А. А. . История Византийской империи . Дата обращения: 11 октября 2011. Архивировано из 15 ноября 2011 года.
  50. Михаил Пселл. Хронография. 6.III.
  51. Норвич Д. . — М. : АСТ, 2010. — С. .
  52. Schreiner P. Хроника 14. О летах от сотворения мира и о царях искони правивших в Ромейской державе // Die byzantinischen Kleinchroniken. — Wien, 1975.
  53. Михаил Пселл. Хронография. 6.VII.
  54. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 179.
  55. Михаил Пселл. Хронография. 6.XIII.
  56. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 180.
  57. Михаил Пселл. Хронография. 6.XX.
  58. Величко А. М. История Византийских императоров. — М. , 2010. — Т. 4. — С. 368. — ISBN 978-5-91399-019-8 .
  59. Михаил Пселл. Хронография. 6.LIII.
  60. Михаил Пселл. Хронография. 6.LVIII-LIX.
  61. Михаил Пселл. Хронография. 6.LIX.
  62. Иоанн Скилица. Обозрение истории, 434.
  63. Михаил Пселл. Хронография. 6.CLI.
  64. Сага о Харальде Суровом. III.
  65. Михаил Пселл. Хронография. 6.CLVII.
  66. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 188.
  67. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 189.
  68. Анна Комнина . Алексиада. IV.3
  69. Норвич Д. . — М. : АСТ, 2010. — С. .
  70. Зоя // Новая российская энциклопедия. — 2010. — Т. 6(2) . — С. 106 .
  71. Успенский Ф. И. История Византийской империи. — М. , 1997. — Т. 2. — С. 449.
  72. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 190.
  73. Михаил Пселл . Хронография. — М. : Наука, 1978.
  74. Диль Ш. Византийские портреты. — С. 165.
  75. Михаил Пселл. Хронография. 6.LXV.
  76. Любарский Я. Н. Исторический герой в «Хронографии» Михаила Пселла // Византийский временник / Пер., комм. Г. Г. Литаврина. — 1972. — Т. 33 . — С. 92—114 .
  77. Михаил Пселл . Хронография / Перевод, статья и примечания Я. Любарского . — М. : Наука, 1978. — 319 с. — 52 700 экз.
  78. Грабар А. Н. Император в византийском искусстве. — М. : Ладомир, 2000. — С. 47.
  79. Грабар А. Н. Император в византийском искусстве. — М. : Ладомир, 2000. — С. 123.
  80. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М. : Азбука, 2010. — С. 334—336. — 528 с. — ( Новая история искусства ). — ISBN 978-5-9985-0447-1 .
  81. Лихачева В. Д. Искусство Византии IV—XV веков. — Л. , 1981. — С. 153.
  82. Лазарев В. Н. Мозаики собора Св. Софии в Константинополе // . — М. : Искусство, 1986. 11 октября 2011 года.
  83. Даркевич В. П. Светское искусство Византии. — М. : Искусство, 1975. — С. 177.
  84. Лихачева В. Д. Искусство Византии IV—XV веков. — Л. , 1981. — С. 192.

Литература

Источники

  • Михаил Пселл . Хронография / Перевод, статья и примечания Я. Любарского . — М. : Наука, 1978. — 319 с. — 52 700 экз.
  • Иоанн Скилица . Обозрение истории // Лев Диакон . История. — М. : Наука, 1988. — С. 121—133 .
  • / Подготовка текста М. А. Салминой, перевод и комментарии О. В. Творогова // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб.: Наука, 2000. — Т. 9: Конец XIV — первая половина XVI века. — 566 с.

Исследования. Общие работы

на русском языке
на иностранных языках
  • Oxford Dictionary of Byzantium / Alexander P. Kazhdan . — Oxford University Press, 1991.
  • Angold M. The Byzantine Empire, 1025-1204: a political history. — London and New York: Longman, 1997.
  • Garland, L. Byzantine Empresses. Women and Power in Byzantium, AD 527-1204. — London, 1999.
  • Mesanovic S. // Toleration and Repression in the Middle Ages. — Athens, 2002. — ISBN 960-371-019-9 . (недоступная ссылка)
  • Paul Magdalino. Byzantium in the year 1000. — BRILL, 2003. — ISBN 9004120971 .

Ссылки

  • Lynda Garland. (англ.) . Online Encyclopedia of Roman Rulers and their Families. Дата обращения: 24 сентября 2011. 22 января 2012 года.
Источник —

Same as Зоя (византийская императрица)