Interested Article - Права человека

Право
Теория
  • и
Подразделы прав человека
Права групп
Другие группы прав
Либерализм
Идеи
Внутренние течения
См. также
Порталы
Демократия
Теория · Критика
История
Ценности
Типы демократии

Права́ челове́ка — правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека .

В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности . Конкретное выражение и объём этих прав как в позитивном праве различных государств и стран, так и в различных международно-правовых договорах , может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН . В государствах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, основных свобод , демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства .

Права человека в Античности

Манифест Кира — глиняный цилиндр, на котором Кир Великий повелел выбить клинописью список своих побед и милостивых поступков, а также перечисление предков. Артефакт был обнаружен при раскопках Вавилона в 1879 году и поступил в Британский музей .

Цилиндр получил широкую известность после того, как последний шах Ирана в 1960-е годы провозгласил нанесённый на него текст первой в истории декларацией прав человека: Кир высказывался за отмену рабства и за свободу вероисповедания . Шах пообещал строить свою политику в соответствии с заветами Кира — основателя персидской государственности.

История

Английский Билль о правах 1689 года

Концепция прав человека в их современном понимании восходит к эпохе Возрождения и Реформации в Европе , времени постепенного исчезновения феодального авторитаризма и религиозного консерватизма , которые доминировали на протяжении Средних веков . В этот период европейские ученые предпринимали попытки сформировать своеобразную светскую версию религиозной этики . Хотя идеи прав и свобод личности в той или иной форме существовали в течение значительной части истории человечества , они не характеризовались заметным сходством с современной концепцией прав человека. Как отмечал исследователь Дж. Доннелли, в древнем мире «традиционные сообщества обычно обладали развитой системой обязанностей … концепциями справедливости , политической легитимности и процветания, которые являли собой попытку обеспечить человеческое достоинство , благополучие и достижение успеха в полном отрыве от прав человека. Соответствующие институты и практики скорее представляют альтернативу этим правам, нежели иную их формулировку» . Чаще других встречается мнение о том, что концепция прав человека зародилась на Западе; хотя прочие, более ранние, культуры располагали существенными морально -этическими кодексами, именно понятие прав человека у них, как правило, отсутствовало. Некоторые исследователи, к примеру, убеждены, что само слово «право» не встречается ни в каких языках вплоть до XV века . Средневековые хартии о свободах, как, например, английская Великая хартия вольностей , по своей сути не являлись документами о правах человека, представляя собой скорее основу и форму ограниченного политического и юридического соглашения, предназначенного для урегулирования определенных обстоятельств в государстве . Впоследствии некоторые из этих документов, в том числе упомянутая Хартия, рассматривались на ранних этапах современных дискуссий о правах человека. Некоторые исследователи, впрочем, считают, что соответствующие права были отчасти описаны уже в Калишском статуте 1265 года , защищавшем лиц иудейского вероисповедания .

Истоки развития прав человека в Европе можно проследить в документе « Двенадцать статей » 1525 года , манифесте Реформации и Крестьянской войны в Германии , составлявшего часть требований крестьян в борьбе за свои права. Первая статья документа перекликается с идеями М. Лютера , изложенными в его трактате о праве христианской общины оценивать доктрину и выбирать духовного наставника ; в какой-то степени можно сказать, что и весь документ в целом обязан своим появлением движению Реформации. Помимо социальных и политических требований, авторы заявили о праве на свободу совести ; это право оказалось в центре активных дискуссий уже тогда, в XVI веке , когда собственно термин «права человека» ещё не существовал.

Впоследствии, в начале XVII века , баптистские теологи, в том числе en , en и Роджер Уильямс , писали трактаты, в которых активно выступали за свободу совести . Их идеи оказали влияние на взгляды Дж. Мильтона и Дж. Локка о религиозной терпимости . Кроме того, в формировавшихся тогда американских колониях — Род-Айленде , Коннектикуте , Пенсильвании — складывались условия для поддержки свободы вероисповедания , и в них находили убежище разнообразные религиозные меньшинства . Декларация о независимости , Конституция США и американский Билль о правах затем оформили и закрепили соответствующие традиции юридически . Перечисленные документы, вдохновленные американской революцией , оказали влияние в том числе и на Всеобщую декларацию прав человека ООН .

Впервые понятие «права человека» встречается во французской « Декларации прав человека и гражданина », принятой в 1789 году , хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей ( 1215 ), английский Билль о правах ( 1689 ) и американский Билль о правах ( 1791 ).

В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в современном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.). Одной из центральных общественно-политических проблем, имеющих непосредственное отношение к правам человека, в это время была проблема рабства ; ряд деятелей, таких, к примеру, как британец Уильям Уилберфорс , предпринимали усилия, направленные на его отмену. Уже в 1807 году в Британской империи появился Акт о работорговле, запрещающий, соответственно, торговлю рабами, а в 1833 — Акт об отмене рабства. В США северные штаты ликвидировали институт рабства в период с 1777 по 1804 годы , в то время как южные — не испытывали желания отказываться от него; в конечном счете это привело к конфликтам и спорам о распространении рабовладения на новые территории и стало одной из причин раскола страны и последовавшей за ним гражданской войны . Впоследствии был принят ряд поправок к Конституции США, которые запрещали рабство, гарантировали полноценное гражданство и полный набор соответствующих прав всем, кто родился на территории государства, а также предоставляли чернокожим американцам право голоса .

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).

В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека, два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека.

Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право .

10 декабря 1948 года резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН была принята и провозглашена « Всеобщая декларация прав человека »:

в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путём просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путём национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

, преамбула

Начиная с 1950 года , ежегодно 10-е декабря отмечается как международный День прав человека .

Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод . Главное отличие этой Конвенции от иных международных договоров в области прав человека: создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека .

В 1966 году под эгидой ООН приняты « Международный пакт о гражданских и политических правах » и « Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ». Эти и последующие международные соглашения утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения этих прав, с целью инкорпорации (отражения) в конституционном строе государств-участников. Он не является исчерпывающим: «включение одних прав не означает умаление, а тем более отрицание других прав и свобод человека и гражданина».

Помимо перечисленных в международном стандарте прав человека, в национальных системах права список прав человека и гражданина нередко дополняется новыми положениями. Например, в России — правом на благоприятную окружающую среду , правом на информацию и др.

Равноправие — универсальный принцип правового статуса личности

Идея равенства людей своими корнями уходит в глубину веков. Но потребовались столетия для запрета дискриминации групп людей по тому или иному признаку.

Как и в Декларации прав человека и гражданина 1789 года , во Всеобщей декларации прав человека провозглашалось, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах.

Однако дополнительно отмечалось:

каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами (провозглашёнными Декларацией) без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы , цвета кожи, пола , языка , религии , политических или иных убеждений , национального или социального происхождения, имущественного , сословного или иного положения.
Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

, ст. 2

Равноправие женщин и мужчин

Особого внимания в этом отношении требуют женщины. Впервые вопрос о равенстве прав мужчины и женщины стал решаться идеологами Великой французской революции . В 1791 году был принят Закон о женском образовании и предоставлены некоторые гражданские права. Но в годы Термидорианской реакции эти позиции были потеснены. В конце XIX — начале XX вв. в Германии распространилась теория «трех К» — Kinder, Küche, Kirche (дети, кухня, церковь), но параллельно развивались и другие направления общественного мнения. В Великобритании в 1847 году принят Закон о 10-часовом рабочем дне для женщины и открыт доступ к профессии учителя. В США с 1848 года замужние женщины получали право на собственность, а с 1880 года — возможность быть членами профсоюзов. Избирательным правом впервые воспользовались женщины Новой Зеландии в 1893 году .

Законодательство о правах человека

Правовые инструменты и юрисдикция

Права человека, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, Женевских конвенциях и различных договорах ООН, хотя и имеют юридическую силу, но на практике многие из них очень трудно обеспечить юридической защитой из-за отсутствия консенсуса в отношении применения определенных прав, отсутствия соответствующего национального законодательства или органов, уполномоченных принимать меры для их обеспечения.

Существует ряд международно признанных организаций, обладающих всемирным мандатом или юрисдикцией в отношении определённых аспектов прав человека:

  • Международный суд ООН является основным судебным органом Организации Объединенных Наций , имеет всемирную юрисдикцию, управляется Советом Безопасности ООН . Международный суд разрешает споры между народами, но не обладает юрисдикцией в отношении отдельных лиц.
  • Международный уголовный суд является органом, ответственным за расследование и наказание за военные преступления и преступления против человечества, когда таковые происходят в пределах его юрисдикции, и уполномочен привлекать к ответственности лиц, виновных в совершении таких преступлений, которые произошли после его создания в 2002 году. Ряд членов ООН не присоединились к суду, и данный суд не обладает юрисдикцией в отношении граждан этих стран, а другие подписали, но ещё не ратифицировали Римский статут , которым был учреждён суд [ нет в источнике ] .

Демократические принципы закрепления и обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Понятия демократии и правового государства в определённой мере связаны с пониманием соотношения прав и свобод человека и государственной власти.

Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов — таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени .

Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

Право — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.

Категории права существуют в трёх основных видах: неотъемлемые права (базовые), временно-неотъемлемые и полностью отъемлемые.

Классификация прав и свобод человека и гражданина

Логотип прав человека

В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

Личные

Личные права являются правами каждого, и, хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства , пола , возраста , расы , этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно [ когда? ] относят [ кто? ] :

Политические

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, относят:

Социально-экономические

Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. [ источник не указан 4434 дня ] К социально-экономическим правам относятся:

Культурные

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

Экологические

См. также

Примечания

  1. Всеобщая декларация прав человека — Принята резолюцией от 25 января 2012 на Wayback Machine Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года
  2. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него -принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года от 26 апреля 2016 на Wayback Machine
  3. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам — принята резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1960 года от 26 марта 2016 на Wayback Machine
  4. Декларация социального прогресса и развития Принята резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1969 года от 26 марта 2016 на Wayback Machine
  5. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах — принята 27 июня 1989 года Генеральной конференцией Международной организации труда на ее семьдесят шестой сессии от 2 марта 2016 на Wayback Machine
  6. . Дата обращения: 16 января 2011. Архивировано из 19 февраля 2012 года.
  7. Ishay 2008, p. 64
  8. Donnelly 2003, p. 71
  9. Freeman 2002, pp. 15-17
  10. Danny Danziger & John Gillingham, «1215: The Year of Magna Carta»(2004 paperback edition) p278
  11. Isaac Lewin, The Jewish community in Poland, Philosophical Library, the University of Michigan, 1985 p.19
  12. Полное наименование на немецком языке: Dass eine christliche Versammlung oder Gemeine Recht und Macht habe, alle Lehre zu beurteilen und Lehrer zu berufen, ein- und abzusetzen: Grund und Ursach aus der Schrift
  13. H.Stahl, Baptisten , in Die Religion in Geschichte und Gegenwart , 3. Auflage, Band I (1957), col. 863
  14. G. Müller-Schwefe, Milton, John , in Die Religion in Geschichte und Gegenwart , 3. Auflage, Band IV (1961), col. 955
  15. Karl Heussi, Kompendium der Kirchengeschichte , 11. Auflage (1956), Tübinhgen (Germany), p. 398
  16. Clifton E. Olmstead (1960), History of Religion in he United States , pp. 99-106, 111—117, 124
  17. Edwin S. Gaustad (1999), Liberty of Conscience: Roger Williams in North America , Judson Press, Valley Forge, p. 28
  18. Hans Fantel (1974), William Penn: Apostle of Dissent , New York, N.Y., pp. 150—153
  19. Robert Middlekauff (2005), The Glorious Cause: The American Revolution, 1763—1789 , Revised and Expanded Edition, Oxford University Press, New York N.Y., ISBN 978-0-516247 -9, pp. 4-6, 49-52, 622—685
  20. Douglas K. Stevenson (11987), American Life and Institutions , Stuttgart (Germany), p. 34
  21. Ст. 42 Конституции России 1993 года
  22. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года № 2334 « от 8 октября 2010 на Wayback Machine »
  23. . www.icj-cij.org . Дата обращения: 29 октября 2019. 2 июля 2019 года.
  24. United Nations. Multilateral treaties deposited with the Secretary-General: от 9 мая 2008 на Wayback Machine . Retrieved 8 June 2007.
  25. Диаконов В. В. от 11 января 2012 на Wayback Machine // Учебное пособие по теории государства и права // diakonov.ru. — 2010.
  26. Колесова Н. С. Основные права и свободы гражданина во Франции. Дис. … канд. юрид. наук. — М., 1994. — С.25-40.

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 27. — М. , 2015. — С. 329—330.
  • от 5 ноября 2013 на Wayback Machine М.: Московская Хельсинкская группа, 2009.
  • Б. Л. Назаров и др. Права человека : История, теория и практика : [Пособие]; Организатор авт. коллектива Б. Назаров. — М. : РУССЛИТ, 1995. — 302,[1] с. ISBN 5-86508-029-6
  • Невирко Д. Д. Права и свободы человека и гражданина: проблемы соотношения, взаимодействия и иерархии. Дис… канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2004. — 181 c.
  • Нуркаева Т. Н. Личные (гражданские) права и свободы человека и их охрана уголовно-правовыми средствами: вопросы теории и практики. — С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2003. — 254 c.
  • / отв. ред. Т. А. Сошникова. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та , 2014. — 382 с. — (архивировано в ). — 260 экз. ISBN 978-5-906768-35-3 .
  • / отв. ред. Т. А. Сошникова. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та , 2015. — 355 с. — (архивировано в ). — 500 экз. ISBN 978-5-906822-27-7 .
  • Права человека. Энциклопедический словарь. Отв. редактор С. С. Алексеев. М.: Норма, 2009. 656 с. от 7 июня 2020 на Wayback Machine
  • Словарь-справочник по правам человека: основные понятия и институты. М.: Изд. «Права человека», 2006.
  • Хански Р., Сукси М. (ред.) от 24 января 2011 на Wayback Machine Москва: «Права человека», 1997—1998. Пер. А. Иванченко. Ред. Л. Архипова
  • Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. — М.: Nota Bene, 2004. — 496 c.
  • от 28 июня 2010 на Wayback Machine УВКПЧ , Межпарламентский союз , 2005 (англ.)
  • Шестаков Л. Н. Права человека. Сборник международных документов. — М.: МГУ, 1986. — 232 c.
  • Комаров С. А. , Ростовщиков И. В. Личность. Права и свободы. Политическая система. — СПб., Юридический институт, 2002. — 336 с.

Ссылки

Источник —

Same as Права человека