Иннокентий Смоктуновский родился в деревне Татьяновка (ныне
Шегарский район
Томской области
) в семье Михаила Петровича Смоктуновича (1899—1942) и Анны Акимовны Махнёвой (1902—1985). Был вторым из шестерых детей
.
В 1929—1930-х годах отец и дед были
раскулачены
и подверглись репрессиям. Дядя актёра, Григорий Петрович Смоктунович, был расстрелян в 1937 году по «делу о создании кадетско-монархистской организации»
.
Детство
В 1929 году семья Смоктуновичей, спасаясь от голода, покинула деревню. Не желая идти в колхоз, родители переехали сначала в
Томск
, затем в
Красноярск
, где жила родная сестра отца, Надежда Петровна, — в голодном 1932 году, не имея собственных детей, она взяла к себе на воспитание Иннокентия и его брата Владимира
. Брат вскоре умер, а Иннокентий вынужден был воровать на рынке, чтобы выжить
. Отец, одарённый незаурядной физической силой, работал грузчиком в
красноярском порту
. С началом
войны
он был призван в армию, воевал в составе 637-го стрелкового полка и в августе 1942 года пропал без вести
; как выяснилось позже, погиб
.
В 14 лет Иннокентий Смоктуновский впервые попал в театр —
Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина
; много лет спустя он рассказывал о первом увиденном спектакле: «Сейчас уже я понимаю, что это было просто дурно по вкусу, но тогда вышел потрясённый… Должно быть, я был очень добрым зрителем или во мне уже тогда заговорило нутро: попал домой»
. Ещё раньше, в шестом классе, он начал заниматься в школьном драмкружке, которым руководил актёр Синицын. Однако после первого же публичного показа «
Предложения
» по
Чехову
, в котором Смоктуновский играл роль Ломова, он был изгнан из кружка
.
Война
Когда отец ушёл на фронт, Смоктуновскому пришлось помогать семье: он окончил фельдшерско-акушерское училище, затем перешёл на курсы киномехаников, по окончании которых в 1942 году работал в размещённой в Красноярске воинской части и госпитале при ней
. В том же году он поступил статистом в Красноярский драматический театр; много лет спустя актёр признался в одном из своих интервью, что научился подделывать театральные билеты: покупать билеты каждый день не было никакой возможности, а жить без театра он уже не мог
.
В январе 1943 года Смоктуновский был призван в армию и направлен в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в
Ачинске
. В августе того же года в срочном порядке он был отправлен без присвоения офицерского звания
рядовым на фронт, на пополнение
75-й гвардейской стрелковой дивизии
.
В декабре 1943 года под Киевом Смоктуновский попал в плен, месяц провёл в лагерях для военнопленных в
Житомире
,
Шепетовке
,
Бердичеве
. 7 января 1944 года бежал из плена
. В течение месяца его укрывала в своём доме украинская семья. «Может быть, именно здесь, — напишет позже
Раиса Беньяш
, — где с риском для собственной жизни люди вернули жизнь обессилевшему солдату, впервые узнал Смоктуновский реальную цену человечности»
. Связь с членами этой семьи он сохранял до конца жизни
. В том же доме Смоктуновский познакомился с заместителем командира партизанского отряда Каменец-Подольского соединения, в который и вступил в феврале 1944 года
.
В мае партизанский отряд объединился с 318-м гвардейским стрелковым полком
102-й гвардейской стрелковой дивизии
. С этим полком, в должности командира отделения роты автоматчиков,
гвардии
младший сержант
Смоктунович принимал участие в
освобождении Варшавы
. Как сказано в приказе о награждении, за то, что в боях при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года его отделение одним из первых ворвалось в траншеи противника и уничтожило при этом около 20 немцев, он был награждён второй медалью «За отвагу»
. Войну закончил в немецком городе
Гревесмюлен
.
Театр. До Мышкина
Демобилизовавшись в октябре 1945 года, Иннокентий Смоктуновский вернулся в Красноярск. Не имея ни ясной цели, ни поддержки, поначалу он намеревался поступить в
Лесотехнический институт
, но старый приятель по школьному драмкружку сообщил, что местный театр организовал студию: «Будем вести лёгкую, приятную, весёлую, беззаботную жизнь»
. Через тридцать лет, в зените славы, актёр скажет: «Было в моей жизни много всякого: и плохого и прекрасного. Одного только не было и, наверное, никогда не будет — лёгкости и беззаботности»
.
Мечтая о театре более высокого уровня, в начале 1955 года Смоктуновский, по совету Риммы и
Леонида
Марковых
, отправился в Москву, показывался едва ли не во всех столичных театрах, но ни один не заинтересовал
. «Он был не нужен, — писал
Анатолий Смелянский
, — и по справедливости: „ментальность“ артиста была на редкость не подходящей для репертуара той поры. Ему некого было играть. Высокий, худой, с прозрачными голубыми глазами и светлыми, чуть вьющимися волосами, с каким-то завораживающе-странным голосом, которым он как бы не управлял, испуганной, осторожной „тюремной“ пластикой… Артист с такими данными был безнадёжен для тех пьес, что определяли репертуар»
.
По свидетельству самого актёра, покидая Сталинград, он сказал коллегам: «Если обо мне не услышите через пять лет, буду заниматься другим делом»
. Главную роль своей жизни, круто изменившую его судьбу, Иннокентий Смоктуновский получил благодаря счастливому стечению обстоятельств: в 1957 году
Георгий Товстоногов
пригласил из
Таллина
режиссёра
для постановки «
Идиота
» в
Большом драматическом
; на роль
князя Мышкина
был назначен
Пантелеймон Крымов
, актёр столь же талантливый, сколь и недисциплинированный; не явившись на первую репетицию, он исчерпал терпение Товстоногова и был уволен
. Другого актёра на эту роль в труппе БДТ не нашлось, и Ланге вернулся в Таллин. Некоторое время спустя назначенный на роль Рогожина
Евгений Лебедев
порекомендовал Товстоногову Смоктуновского, с которым вместе снимался в фильме «
Шторм
»; увидев актёра в роли Фарбера, Товстоногов пригласил его в БДТ и теперь уже сам взялся за постановку спектакля
.
После Мышкина
Работа над ролью шла крайне тяжело: «Такого мучения в работе, такой трудности, — говорил актёр, — я и предположить не мог»
. Но после премьеры «
Идиота
», состоявшейся 31 декабря 1957 года, Смоктуновский «проснулся знаменитым»; смотреть спектакль с необыкновенным князем Мышкиным люди приезжали со всех концов Советского Союза
. Как отмечала Алёна Варламова, после знаменитых статей
Белинского
о
Павле Мочалове
в роли Гамлета трудно было вспомнить другой случай, когда бы критика зафиксировала и проанализировала едва ли не каждый момент существования актёра на сцене
.
Инна Соловьёва
и
Вера Шитова
описали простой проход Мышкина-Смоктуновского из одной кулисы в другую перед закрытым занавесом, ставший одной из вершин роли: «Высокий и слабый, сутулый и непередаваемо изящный, с какими-то слишком лёгкими руками, с походкой, щемяще робкой и одновременно щемяще решительной, князь Мышкин шёл в иноземном своём платье, в толстых башмаках, с узелком, завязанным в клетчатый платок. Беззащитный, детски приветливый, строгий, вступал он в эту петербургскую жизнь, корыстную и горячечную, нёс сюда ясный и беспомощный свет своей души»
. Этот Мышкин был для советского театра совершенно новым героем, востребованным «
оттепелью
»
.
По свидетельствам очевидцев, Смоктуновский с первого же появления на сцене, в вагоне поезда, возвращавшего его героя в Россию, убеждал зрителей в том, что Мышкин
Достоевского
«такой и другим быть не может»
. Впоследствии многие — и театральные критики, и режиссёры, и коллеги-актёры — называли спектакль Товстоногова самым сильным театральным потрясением в своей жизни
. «Это был прорыв, взрыв, переход в новое качество не только ленинградского театра, но и всей нашей сцены», — писал об «Идиоте» десятилетия спустя Смелянский
. Сам же актёр об этом спектакле говорил: «Я сыграл его двести раз, и если бы мне пришлось сыграть его ещё столько же, я бы и сам остался больным человеком»
. Теперь актёра наперебой приглашали в кино — лучшие режиссёры Советского Союза; именно его хотел видеть в роли Андрея Болконского
Сергей Бондарчук
.
После премьеры «Идиота» актёр проснулся не просто знаменитым, но «гением»
. Между тем, на сцене БДТ ему приходилось играть Дзержинского в
погодинских
«
Кремлёвских курантах
» и Сергея Серёгина в «
»
Алексея Арбузова
, схематично воспроизводившей конфликт «Идиота»
. Партнёр по сцене
Павел Луспекаев
отметил тогда же, что играть Смоктуновский может и должен только в классике
. Серёгина, по мнению критика, он сыграл «бледно и неинтересно», и причиной неудачи стало интуитивное неприятие среднего уровня, выше которого ни его герой, ни сама пьеса не поднимались
. «Он стал бояться следующей роли, — писала завлит БДТ
Дина Шварц
, — У него появились собственные проблемы, не знакомые никому в театре… Никто не хотел задумываться — а не сыграет ли Смоктуновский следующую роль хуже, чем Мышкина»
.
Уход из БДТ
Ролей, более соответствовавших его возможностям, актёр стал искать на стороне — в кинематографе, что в итоге привело к конфликту с художественным руководителем театра. Так, из-за съёмок он на три недели опоздал к началу репетиций «
Горя от ума
»
Грибоедова
, где должен был играть Чацкого
. В конце 1960 года, сыграв лишь пять раз «Иркутскую историю», Смоктуновский покинул БДТ
. Впоследствии его попытки вернуться в театр, — а он очень хотел сыграть Чацкого, — не увенчались успехом: Товстоногов не прощал измен
.
Евгений Лебедев
, на протяжении десятилетий связанный с
Товстоноговым
и дружбой, и родством, свидетельствовал: «
Георгий Александрович
очень переживал уход Смоктуновского, но у нас был принцип — кто уходил из театра, тот уже не возвращался»
. Лишь при возобновлении в 1966 году спектакля «Идиот», специально для гастролей в Англии и во Франции, он был ненадолго приглашён в БДТ. Записанный на фонограмму голос Смоктуновского звучал в качестве текста от автора в спектаклях Товстоногова «Поднятая целина» (1964) и «Ревизор» (1972), но, оказавшись вынужденным выбирать между театром и кинематографом, актёр выбрал кино, — хотя без театра, как выяснилось очень скоро, жить не мог
, — и вплоть до 1973 года на сцену не выходил
.
Как отмечала Елена Горфункель, список ролей, не сыгранных из-за занятости в других фильмах или из-за болезни глаз, заставившей Смоктуновского на два года покинуть кинематограф (после съёмок у Рязанова), не менее впечатляющ: помимо Андрея Болконского, это и Каренин, и Хлудов в «
Беге
»
Александра Алова
и
Владимира Наумова
, и
Борис Годунов
, и
Гойя
у
Конрада Вольфа
, и
Сирано де Бержерак
…
. А для каких-то ролей время было безнадёжно упущено. Так Кулиджанов, готовясь к съёмкам «Преступления и наказания», предложил Смоктуновскому на выбор Свидригайлова или Порфирия Петровича. Поскольку Свидригайлов мог стать повторением пройденного, актёр предпочёл неясного для него самого Порфирия и вскоре пожалел об этом: «Как ни бились мы… выискивая контрастные ритмы, которые так легко предлагал Достоевский в этом образе, увы, выявить их я не смог»
. Играть человека, чья самобытность заключалась в «переливчатости», оказалось неожиданно тяжело, и актёр в процессе съёмок не раз говорил в сердцах: «Вот надо было мне дать сыграть
Раскольникова
— там бы я знал, что делать»
.
Малый театр и МХАТ
Возвращение на сцену. «Царь Фёдор Иоаннович»
В
1971 году
Иннокентий Смоктуновский был приглашён в
Малый театр
специально на роль
царя Фёдора
в
трагедии
Алексея Толстого
, ставшую одной из самых выдающихся его актёрских работ. Об этой роли, коронной для русских трагиков, Смоктуновский мечтал давно: когда-то поставить «Царя Фёдора» он предлагал Товстоногову, в конце 60-х
Владлен Давыдов
пытался под Смоктуновского возобновить трагедию во
МХАТе
, но произошедшая в 1970 году смена художественного руководства заставила отложить вопрос на неопределённое время
.
Борис Равенских
, художественный руководитель Малого театра, за постановку трагедии взялся по просьбе своего любимого актёра —
Виталия Доронина
, но, узнав из прессы, что Смоктуновский мечтает об этой роли, не побоялся обидеть Доронина ради того, чтобы Фёдора сыграл именно Смоктуновски
.
Великий актёр — это актёр, само пребывание которого на сцене становится фактом искусства... Его поведение отмечено особой притягательной грацией. Она свидетельствует о неповторимости, исключительности его художественной природы. Поэтому точно он сегодня играет или нет, в ударе или не в настроении — не столь важно. Всё равно от него глаз отвести невозможно. Как от Смоктуновского.
В Фёдоре Смоктуновского не было ни «жалкого скудоумия», о котором писал
Карамзин
, ни «нравственного бессилия», в котором Толстой видел трагическую вину своего героя, не было ничего от «блаженного», и даже слова о подаренных цесарем шести обезьянах, обычно служившие подтверждением его слабоумия, у Смоктуновского неожиданно наполнялись иронически-драматическим смыслом
. Трагедия Фёдора-Смоктуновского, с редкой естественностью сочетавшего в себе простодушие и исключительность, была, по словам
, трагедией «чистого разума», который в спектакле Равенских подвергался жестокому испытанию действительностью — и терпел поражение
. «Смоктуновский, — писала Марина Рахманова, — играет… со всей проникновенностью, с пугающей почти достоверностью постижения самого естества „последнего в роде“, обречённого царя. Иначе говоря, трагедию личности, но столь глубокой и необыденной, что перед душевным сокровищем его героя мелкими кажутся и проницательный ум Годунова, и недальновидная, хотя и искренняя прямота Ивана Шуйского»
.
На новой сцене актёр дебютировал в самом конце 1976 года в заглавной роли в
чеховском
«
Иванове
». Своими впечатлениями от этого дебюта
Анатолий Эфрос
поделился в книге «Профессия: режиссёр»: «Смоктуновский играет „Иванова“ необычайно глубоко. Собственно, на него только и смотришь в этом мхатовском спектакле. Он больше молчит, а говорят другие, но это значения не имеет, ибо, вот уж действительно, его молчание — золото… Он так слышит каждую фразу партнёра, так видит каждый его жест. Его лицо незаметно меняется от каждой чужой фразы или жеста. Иногда в зале и сам начинаешь почти физически ощущать, что на сцене чувствует этот Иванов»
. При этом актёр «в слове» понравился режиссёру меньше: он как будто объяснял словами своё молчание, и слова оказывались беднее
.
О том, чем был Смоктуновский лично для Ефремова и для его театра, рассказывал
Анатолий Смелянский
: «Уход Смоктуновского был одним из тех ударов, от которых не восстановиться. Он занимал совершенно особое место в Художественном театре: пока он был рядом, было ощущение порядка, какой-то актёрской иерархии, если хотите. Все понимали своё место и положение, потому как была точка отсчёта. Играя со Смоктуновским в последний раз в спектакле „Возможная встреча“ Пауля Барца… руководитель МХАТ, казалось мне, испытывал простую радость, которая так редко посещает его в последние годы. …Жизнь Художественного театра изменилась с уходом Иннокентия Смоктуновского, искусство Ефремова изменилось. Надо было строить театр, но уже без Смоктуновского. Долг и крест остались, а радость, кажется, совсем ушла»
.
В 1965 году на вопрос, что он предпочитает — театр или кинематограф, Смоктуновский отвечал: «И то, и другое дорого моему сердцу, но вот вынести двойную нагрузку оно не в состоянии»
. В 60-х годах он выбрал кино, в 70-х — театр. После возвращения на сцену он по-прежнему много снимался, у самых именитых советских режиссёров, включая
Сергея Герасимова
и
Сергея Бондарчука
, при этом чаще в небольших, а порою и в необязательных ролях. Но и среди эпизодических ролей были такие запоминающиеся, как Плюшкин в «
Мёртвых душах
» и Моисей Моисеевич в «
Степи
»
.
Кинематографисты не забывали о Смоктуновском даже в те годы, когда в России не снимали почти ничего;; но выбор стал намного беднее, и сниматься в этот тяжёлый для всех российских актёров период приходилось главным образом ради заработка
. Самой значительной работой последних лет стал Исаак в фильме
Леонида Горовца
«
Дамский портной
», отмеченный в 1990 году «
Никой
» как лучшая мужская роль, наиболее известной — криминальный авторитет Гиля в фильме
Виктора Сергеева
«
Гений
», «человек с явно пошатнувшейся психикой», по определению самого актёра
. Последней киноролью Смоктуновского стал полковник Фрилей в фильме «
Вино из одуванчиков
», озвучить её актёр не успел
.
Смерть
Иннокентий Смоктуновский умер
3 августа
1994 года
на 70-м году жизни, находясь в подмосковном
Посёлке санатория имени Герцена
, где лечился после
инфаркта
. Церемония прощания прошла 6 августа в
МХТ имени А. П. Чехова
; в последний путь актёра провожали аплодисментами, точнее — овацией
. В России в то время такое прощание ещё не было принято, многих оно поразило, кого-то даже шокировало, другие же приняли как должное то, что уникального актёра и провожают не так, как всех: «В этот последний день, — написала Наталья Барабаш, — у Иннокентия Михайловича всё было как всегда»
. После отпевания в
церкви Воскресения Словущего
на
улице Неждановой
актёр был похоронен на
Новодевичьем кладбище
(участок № 10)
.
Семья
В
Махачкале
Иннокентий Смоктуновский женился на партнёрше по сцене актрисе
Римме Быковой
; брак оказался недолговечным, и из Сталинграда в Москву актёр отправился один
.
Недолгое и бесплодное в творческом отношении пребывание Смоктуновского в
Театре им. Ленинского комсомола
сыграло решающую роль в его частной жизни: здесь в 1955 году он познакомился с работавшей в пошивочном цехе художницей по костюмам Суламифью Михайловной (Шламитой Хаймовной) Кушнир, урождённой Хацкелевич (1925,
Иерусалим
— 2016, Москва)
, дочерью известной писательницы на
идише
Ширы Горшман
; отчимом её с 1930 года был художник
(1902—1972)
. «Человек высокой организованности, и внутренней, и художнической, — говорил о Суламифи Михайловне актёр Ленкома
Всеволод Ларионов
, — она его воспитала и стала на всю жизнь и женой, и матерью»
. В марте 1956 года у них родилась дочь, названная Надеждой, но в сентябре того же года она умерла
.
Сын Филипп (30.7.1957—19.10.2022
) — был актёром, затем работал переводчиком научно-фантастической литературы
. Страдал наркозависимостью
. Дочь Мария (род. в 1965 г.) стала балериной, работает в Музее МХАТа
. Внучка — Анастасия (Буцкевич) Смоктуновская (род. 1982), была
актрисой
Московского драматического театра п/р Армена Джигарханяна
.
Творчество
Оценки критиков и режиссёров
В 1959 году
Наум Берковский
в статье, посвящённой товстоноговскому «
Идиоту
», назвал Иннокентия Смоктуновского актёром интеллектуального стиля, умеющим объединить жест, мимику и позу с «игрой души»
. Он отметил, что этот сценический стиль имеет свою традицию, воплощённую в таких именах, как
Павел Орленев
(первый исполнитель роли Фёдора Иоанновича),
Александр Моисси
и
Михаил Чехов
. Однако поспешил оговориться: «Со стороны критики было бы нескромностью самовольно приравнивать молодого актёра к прославленным именам прошлого… У Смоктуновского всё впереди, он сам докажет, какое место ему надлежит занимать в театре»
.
На театральной сцене и в кинематографе актёру довелось играть роли самые разные, объединяла их — князя Мышкина и Иудушку Головлёва, Гамлета и Юрия Деточкина — прежде всего ярко выраженная
интровертность
. По поводу фильма «Солдаты», в котором актёр впервые обратил на себя внимание,
Инна Соловьёва
и
Вера Шитова
писали в 1966 году:
В обстоятельствах войны, где отдельность вроде бы и невозможна и странна, герой Смоктуновского… обладал какой-то органической особностью, отдельностью своего существования. Это и стало определительным для всех без исключения ролей, сыгранных актёром: не поддающаяся простым объяснениям, но удивительно видная отдельность его героев.
Герои Смоктуновского всегда общительны, всегда очень контактны, самая их интонация всегда… ищет отзыва. И при всём том люди, которых он сыграл, притягивают и тревожат нас сокровенной цельностью своего внутреннего ядра… И если зритель на вопрос, чем ему нравится Смоктуновский, отвечает, как правило: «своим обаянием», — ответ этот и верен и неверен. Обаяние Смоктуновского не в актёрском шарме, которого у него почти нет, а вот в этом, таком редкостном даже для современного экрана обаянии сложного, обаянии отдельного, которое оказывается всякий раз сложным и неисчерпаемым… В этом разгадка того удивительного на первый взгляд обстоятельства, что вершинами его ролей становятся подчас молчаливые проходы или минуты кажущегося бездействия
Он привлекает тем, что в нём горит какой-то внутренний свет, я иначе это не могу назвать. Он поражает меня загадочностью своего творческого процесса — его нельзя объяснить. С ним нельзя работать, как с другими актёрами, его нельзя подчинить логикой, ему надо дать жить…
—
Г. Козинцев
Такой молчаливый проход запомнился критикам, в частности, в фильме «Девять дней одного года» — когда
Илья Куликов
один появлялся в опустевшем туннеле, и зрители не видели его лица, не слышали голоса, но в его походке было всё
.
Гамлет, сыгранный Смоктуновским в фильме
Григория Козинцева
, — меланхоличный, рефлексирующий, утончённый и вместе с тем для самого актёра он был прежде всего борцом — «за человеческое в человеке»
. Критики упрекали актёра в том, что для его Гамлета не существует «быть или не быть?», и сам актёр говорил, что не считает знаменитый монолог (в фильме он сокращён) кульминацией роли, как не считает и самого Гамлета человеком колеблющимся и сомневающимся; герой
Шекспира
виделся ему и сильным, и решительным, наделённым «огромной душевной волей и умственной энергией», его трагедия была трагедией знания, а не сомнения, и путеводными для него стали слова
Белинского
: Гамлет — это ты, это мы, это я, это все
. Гамлету Смоктуновского, отмечал критик, хватило бы и воли, и решимости сразу отомстить за отца, и медлит он потому, что мысль его — не только о Клавдии
. «Если можно максимально приблизить к нам шекспировского героя, — писала
Майя Туровская
, — Смоктуновский делает это»
.
Роль, бывшая до него «коронной» у многих прославленных актёров, включая
Лоренса Оливье
и Михаила Чехова, принесла актёру широкое международное признание, была высоко оценена и зрителями, и критиками, и даже коллегами-актёрами
, однако сам актёр остался не удовлетворён как своей работой, так и режиссёрской трактовкой трагедии
. Он вообще редко бывал доволен собой; по свидетельству
Беллы Езерской
, в конце жизни из двухсот ролей, сыгранных в театре и кино, актёр только десять считал совершенно удавшимися: «Даже „Царя Фёдора Иоанновича“, которого критика отнесла к числу его шедевров, он не считает удачей»
.
В 60-х годах актёра нередко упрекали в том, что во всех своих ролях он так или иначе повторяет князя Мышкина.
Раиса Беньяш
уже тогда считала это величайшим заблуждением: «Лирическую взволнованность, органическую интеллигентность, интеллектуальную тонкость, обострённость нравственных задач, повышенную чуткость в восприятии окружающего — всё, что составляет неотъемлемую принадлежность творческой личности Смоктуновского, многие принимают за личное достояние князя Мышкина»
. В действительности Смоктуновский, будучи актёром
характерным
, как никто другой, умел оставаться самим собой в самых разных ролях
; в 58 лет впервые получив предложение сыграть персонаж «ярко негативной сущности» — Иудушку Головлёва, «выродка», который душит всё живое вокруг себя, убивает пустословием
, Смоктуновский поначалу воспринял это предложение как оскорбление; но, предположив, что в каждом есть хоть капля такого Иудушки, он нашёл эту каплю и в себе, — и Порфирий Головлёв стал одной из лучших его ролей
; по свидетельству Смелянского, «оторопь брала от того, в какие тайники заглянул артист»
.
Смоктуновский, — писала Беньяш ещё задолго до чеховского Иванова и Головлёва, — актёр истинного и тончайшего перевоплощения. Изменчивость, разность его героев, включая и внешний их облик, достигается не гримом, а сложным переключением ритмов, способов общения с людьми, точным попаданием на эмоциональную волну данного, именно и только данного человека. А как результат этого попадания, меняются внутренние, душевные приспособления. Меняется даже весь строй существования, движение мысли, пластика, всегда точная и необыкновенно разнообразная… Даже одно и то же человеческое качество преображается у актёра неузнаваемо, возникая в разных людях
Судя по тому, какие роли нередко предлагали Смоктуновскому в кино, режиссёрам казалось, что этот актёр может всё, в том числе и вытянуть на себе откровенно слабый фильм; на самом деле, и это не раз отмечали критики, он намного сильнее, чем заурядные актёры, нуждался в качественной драматургии
; его высшие достижения связаны преимущественно с классическим репертуаром, в современном ему порою остро недоставало объёмности характера; особенно в кино, где неповторимость личности, по словам актёра, часто пытаются подменить «внешней эффектностью, неожиданными ракурсами»
.
Фильм «
Ночной гость
» представлен Соловьёвой и Шитовой как «Идиот», написанный не Достоевским, а Ганей Иволгиным — в полном соответствии с тем, как он в романе толкует цели и мотивы Мышкина: и бессребреничество, и чуткость к ближнему у героя Смоктуновского — Пал Палыча — превращались в изощрённые способы вымогательства
. Отмеченный критиками «дар отдельности» в топорно-поучительном фильме
Владимира Шределя
, словно в насмешку над актёром, был использован для доказательства того, что сложных людей на самом деле не бывает и любую сложность можно разложить на несколько простых и подленьких составляющих
. И хотя Смоктуновский, как отмечал Борис Тулинцев, укрупнил персонаж, придав ему едва ли не мистический смысл
, преодолеть ущербность сценария ему не удалось
.
Вместе с тем в кино «визитной карточкой» актёра, в неменьшей степени, чем Гамлет, стал Юрий Деточкин в лирической комедии
Эльдара Рязанова
«
Берегись автомобиля
», где он вновь продемонстрировал мастерство погружения в образ, ещё раз сыграв Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актёр самодеятельного театра
. После его отказа из-за занятости и усталости Рязанов пробовал на эту роль многих прекрасных актёров, но кому-то, как
Леониду Куравлёву
, при всей достоверности и правдивости, не хватало странности, «этакого лёгкого сдвига мозгов», кто-то, как
Олег Ефремов
, мастерски изображал Деточкина, но не был им и оттого производил впечатление «волка в овечьей шкуре»
. Всё сошлось в Смоктуновском, включая природную странность: «Он пришёл на экран сам, как личность, — писал Рязанов. — Его своеобразная человеческая индивидуальность дала тот эффект остранения характера Деточкина, какого я мог только желать. Этого невозможно было добиться никакими актёрскими ужимками, приёмами, уловками»
.
И при жизни, и после смерти Иннокентия Смоктуновского награждали самыми высокими эпитетами, какие только можно было найти в русском языке, он был не только «гением», но и «первым, первейшим артистом России»
, — Олег Ефремов, который не смог говорить на панихиде, даже после ухода отказывался называть его «великим»: «великих» было много, Смоктуновский для Ефремова был один
.
1990 — Играют и поют лауреаты 9-го Международного конкурса имени П. И. Чайковского (документальный)
Архивные кадры
1987—2013 — Биография (США, документальный)
2005 — Григорий Козинцев (из документального цикла «
»)
2006
— Иннокентий Смоктуновский (из цикла передач телеканала
ДТВ
«Как уходили кумиры») (документальный)
2007 — Берегись автомобиля (из документального цикла «Фильм про фильм»)
2008 — Иннокентий Смоктуновский против князя Мышкина (документальный)
2008 — Сергей Урусевский (из документального цикла «
»)
2010 — Татьяна Лаврова. Недолюбила, недожила… (телепрограмма «Кумиры» с Валентиной Пимановой) (документальный)
Грампластинки
1990 — Шедевры мировой поэзии. Из библейской поэзии Книга Иова. Псалмы (перевод с древнееврейского С.Аверинцева). Читают: Иннокентий Смоктуновский, Сергей Аверинцев
В сентябре 2007 года на родине актёра в деревне
Татьяновка
Шегарского района Томской области был открыт музей имени И. М. Смоктуновского. В основе экспозиции — собранные школьниками материалы — газетные и журнальные материалы, а также фотовыставка, посвящённая визиту актёра в родные места, во время гастролей с театром в Томске в 1985 году
. В ноябре 2022 года музей сильно пострадал в результате пожара
.
↑
newsru.com.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 мая 2018.
5 февраля 2019 года.
↑
, с. 8—9.
(неопр.)
. ОБД «Мемориал». Дата обращения: 19 августа 2012.
21 августа 2012 года.
↑
, с. 14—15.
↑
, с. 11—12.
↑
Чернявский А.
(неопр.)
. «Тихоокеанская звезда» (19 июля 2005). Дата обращения: 20 ноября 2011.
28 ноября 2012 года.
, с. 16.
(неопр.)
Люди и награждения
. «Подвиг народа». Дата обращения: 11 мая 2015. Архивировано из
13 марта 2012 года.
, с. 318.
, с. 17.
↑
, с. 76.
↑
, с. 19—20.
(неопр.)
. ОБД «Мемориал». Дата обращения: 19 августа 2012.
21 августа 2012 года.
(неопр.)
Люди и награждения
. «Подвиг народа». Дата обращения: 11 мая 2015. Архивировано из
13 марта 2012 года.
, с. 24.
↑
, с. 26.
↑
, с. 26.
↑
Как Смоктунович стал Смоктуновским
//
] / Егошина О. В.. —
М.
: ОГИ (Объединённое Гуманитарное Издательство), 2004. — 192 с. —
ISBN 5-94282-127-5
.
12 мая 2013 года.
(неопр.)
. Социальная история отечественной науки: XX век // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН (
). Дата обращения: 16 августа 2012.
16 ноября 2012 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 марта 2019.
6 марта 2019 года.
↑
Тулинцев Б.
Иннокентий Смоктуновский // Театр : журнал. —
М.
, 1975. —
№ 3
. —
С. 63—65
.
Велехова Н. А.
<О спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» в Малом театре> // Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли. — Москва: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 205—211. —
ISBN 5-7805-1017-2
.
Рахманова М.
// Музыкальная жизнь : журнал. — 1974. —
№ 23
.
7 августа 2012 года.
↑
Эфрос А. В.
Избранные произведения: В 4 т. —
М.
: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. — Т. 2. Профессия: режиссёр. — С. 260—261. — 367 с.
, с. 202—203.
, с. 203—204.
↑
, с. 386.
, с. 388—391.
, с. 284—286.
, с. 348.
, с. 289—290.
, с. 349—350.
(неопр.)
. Дата обращения: 27 апреля 2023.
27 апреля 2023 года.
, с. 352—353, 356—357.
↑
, с. 356—357.
, с. 34, 39.
Погорелова А.
(неопр.)
.
Кино
. Актуальные новости (2 октября 2016). Дата обращения: 2 октября 2016.
9 февраля 2019 года.
Школьник Л.
(неопр.)
.
«Еврейский журнал»
(10 апреля 2007). Дата обращения: 20 марта 2011.
20 августа 2014 года.
, с. 49.
(неопр.)
.
«Где дремлют мёртвые…»: авторский сайт
. Дата обращения: 18 апреля 2011.
13 апреля 2009 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 8 ноября 2022.
8 ноября 2022 года.
Иванцова С., Широков В.
(неопр.)
. Экспресс газета (13 февраля 2009). Дата обращения: 20 марта 2011.
8 мая 2013 года.
(рус.)
. Дата обращения: 3 декабря 2022.
3 декабря 2022 года.
Корнеева И.
(неопр.)
.
Российская газета
(28 марта 2005). Дата обращения: 18 апреля 2011.
9 февраля 2019 года.
(рус.)
.
satire.ru
. Дата обращения: 3 декабря 2022.
3 декабря 2022 года.
↑
Берковский Н. Я.
«Идиот», поставленный Г. Товстоноговым // Премьеры Товстоногова / Сост., пояснит. текст Е. И. Горфункель. —
М.
: Артист. Режиссёр. Театр; Профессиональный фонд «Русский театр», 1994. — С. 88. — 367 с.
, с. 225—226, 228.
Свободин А. П.
Невский проспект, 1963 г // Театр : журнал. —
М.
, 1964. —
№ 1
. —
С. 86
.
↑
Никитина А.
(неопр.)
. «Литература», № 8 (695), 2010 (16 апреля 2010). Дата обращения: 19 апреля 2011.
23 августа 2011 года.
Туровская М. И.
Гамлет и мы // Сб.: Один раз в жизни. —
М.
: АПН, 1965. —
С. 208
.
, с. 135—152.
Луков В. А.
(неопр.)
.
«Русский Шекспир»
(2005). Дата обращения: 19 апреля 2011.
9 сентября 2009 года.
Езерская Б. С.
Когда опускается занавес // Театральная жизнь : журнал. —
М.
, 1992. —
№ 8
. —
С. 13
.
↑
, с. 74.
, с. 71—72.
Туровская М. И.
Гамлет и мы // Сб.: Один раз в жизни. —
М.
: АПН, 1965. —
С. 204
.
Свободин А. П.
Фантомы села Головлёво // Театр : журнал. —
М.
, 1985. —
№ 1
. —
С. 64
.
, с. 277, 282—283.
, с. 257.
↑
, с. 230—232.
Смелянский А. М.
В кн.: Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Автор-составитель В. Я. Дубровский. — Москва: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 286—287. —
ISBN 5-7805-1017-2
.
, с. 105.
Тулинцев Б.
Иннокентий Смоктуновский // Театр : журнал. —
М.
, 1975. —
№ 3
. —
С. 58
.
Рязанов Э. А.
Мои друзья — артисты // Нева : журнал. —
Л.
, 1982. —
№ 7
. —
С. 169
.
Рязанов Э. А.
Мои друзья — артисты // Нева : журнал. —
Л.
, 1982. —
№ 7
. —
С. 170
.
↑
, с. 5, 354—364.
↑
, с. 382—385.
↑
, с. 390—391.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 мая 2018.
9 октября 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 декабря 2016.
10 февраля 2019 года.
, с. 385—388.
Использованы кадры из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается».
Егошина О.
Актёрские тетради Иннокентия Смоктуновского. —
М.
: ОГИ (Объединённое гуманитарное издательство), 2004. — 192 с. —
ISBN 5-94282-127-5
.
Смелянский А. М.
Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. —
М.
: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — 351 с. —
ISBN 5-87334-038-2
.
Статьи о Смоктуновском
(скрытый блок)
Аннинский Л.
Возмужание таланта // М.: «Московская кинонеделя», 1965, 20 октября.
Аннинский Л.
Гамлета играет Смоктуновский // «Московский комсомолец», 1963, 20 октября.
Аннинский Л.
Зеркало экрана. Глава «Круг спора» М.: 1977, с. 75—113 (Смоктуновский в фильме М. Ромма «Девять дней одного года»).
Аросева Ольга
.
Театральный роман: действующие лица и исполнители // «Российская газета» — 1999. — 2 июля — с. 31 (глава «Гамлет Смоктуновскому не нравился»).
Артист божьей милостью // «Российские вести», 1994, — 6 августа с. 3 (некролог).
Бабаева М.
Человек неисчерпаем // «Телевидение и радиовещание», 1987 № 7 с. 18—22.
Бакушинская Ольга
.
Очень личное // «Комсомольская правда», 1985. — 28 марта, с. 8.
Балашова Н.
Труд и душа // М.: «Московская правда», 1985, 28 марта.
Барабаш Н.
Смерть тех из нас всех прежде любит, кто понарошку умирал…// «Комсомольская правда», 1994, 9 августа с. 9.
Баталов А.
Актёрский подвиг. // М.: «Книжное обозрение», 1984, № 34 24 августа.
Баталов А.
Вехи таланта. Жизнь в искусстве // М.: «Комсомольская правда», 1964, 3 апреля.
Баталов А.
Иннокентий Смоктуновский // М.: «Культура и жизнь», 1968 г. № 3 с. 28 — 30.
Баталов А.
Сибирский Гамлет // В кн. А. Баталов. Судьба и ремесло. М.: Искусство, 1989 г. с. 58 — 65.
Баталов А.
Сибирский Гамлет // М.: «Вечерняя Москва», 1995 г, — 2 марта, с. 4.
Баталов А.
, Кваснецкая М. Формула таланта. Партнёры // В кн. А. Баталов,
М. Кваснецкая
, Диалоги в антракте. М.: Искусство, 1975 г. — с. 103—115.
Батчан Александр.
Умер последний из русских Гамлетов (некролог) // М.: «Коммерсантъ-дейли», 1994 г. — 6 августа (№ 146) с. 16.
Бейлин А.
Индивидуальность актёра. // Л., «Звезда», журнал, 1962 г. — № 12.
Белянчев А.
Король французский воевал в пехоте. // М.: «Культура», 1992. — № 7, 15 февраля, с. 1.
Беньяш Р.
Иннокентий Смоктуновский. Творческий портрет // М.: «Москва», 1965. — № 4, 208—219.
Беньяш Р.
Человек, которому есть что сказать… // М.: «Неделя» (приложение к газете «Известия»), 1964, 2 мая.
Беньяш Р.
Чему служит талант // «Нева», 1962 г., № 7, с. 203—208.
Берковский Наум
.
Смерть Гамлета // М.: «Московские Новости», 1994. — № 32 (7—14 августа), с. 20.
Борисова Н
. Вешние воды // «Телевидение и радиовещание», 1976. — № 3, с. 45—47.
Вакк Э.
Он человек был… // «Культура», — 1994, 17 декабря с. 12.
Варшавский Яков
. Несыгранная роль (Смоктуновский в роли В. И. Ленина) // М.: «Экран и сцена», 1990. — № 16, 19 апреля, с. 1, 8—9.
Васюхин Владимир.
Невероятная история (в том числе Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля» // «Premiere», 1997. — № 5 ноябрь, с. 92 — 93.
Вельшер Борис.
В роли Ленина // «Советский фильм», 1965. — № 35, 2 сентября.
Верник Вадим.
Иннокентий Смоктуновский // М.: «Спутник кинозрителя», 1988. — № 1, с. 10—11.
Верник Эмиль
.
Театр в тапочках (записала Галина Чернянская) // М.: «Литературная газета». — 1999. — № 39 (29 сентября — 5 октября), с. 13.
Виленкин Борис
. Быть, только быть // В кн. Б. Виленкин. Встречи за кадром. М.: Искусство, 1971. — с. 84—91.
Виленкин Борис.
Деточкин умер. И все мы чувствуем себя покинутыми детдомовцами // М.: «Комсомольская правда», 1994. — 5 августа. — с. 3.
Виленкин Борис.
Королева без короны // М.: «Экран», 1991. — № 15, с. 22.
Вихорков В., Тарасова А.
1966, «Берегись автомобиля» // «Киномеханик. Новые фильмы», 2001. — № 9, с. 44—45.
Вольфсон И.
В глубь характера (Смоктуновский в роли В. И. Ленина в фильме «На одной планете» // «Советский экран», 1965. — № 14, с. 14.
Вольфсон И.
В роли Ленина — Смоктуновский. М.: «Спутник кинофестиваля», 1965. — № 6, с. 4—5.
Высторобец Анатолий
. Урочный час артиста // «Российская газета», 1994 — 6 августа. — с. 7.
Ганелина И.
Иннокентий Смоктуновский: человек неоднозначен // М. «Литературная Россия», 1974, 26 июля.
Ганелина И.
Как друг (фильм «Дочки — матери») // М. «Советская Россия», 1974. — 15 августа.
Гельман Александр
. Без них мы были бы другими // М. «Московские новости», 1994, — № 32 (7—14 августа), с. 5.
Герасимова Г.
Книга о Смоктуновском // «Культура», 1993, — 18 декабря, с. 10.
Гереб Анна
. Дело «Чонтвари» // «Экран и сцена», 1993. — № 49 (9 — 16 декабря), с. 10.
Гереб Анна.
Дело «Чонтвари» // «Экран и сцена», 1995 — № 50-51 (спецвыпуск). 21—28 декабря, с. 13.
Гереб Анна.
Невеста для князя Мышкина // «Культура», — 1994, — 31 декабря, с. 8.
Горфункель Е. И.
Время гения // Gala Биография, — 2008, № 11 (ноябрь), с. 57—72.
Горфункель Елена.
Он был гений // «Вечерний Петербург», — 1995. — 27 марта. — с. 7.
Горфункель Елена.
Памяти Иннокентия Смоктуновского // «Петербург театральный». — 1995, № 7. с. 90—92.
Гращенкова О.
Що люблю, в що вірю…// Новини кіноэкрана, 1982
Громов П.
«Поэтическая мысль» Достоевского на сцене (об исполнении роли Мышкина в инсценировке Г. Товстоногова на сцене БДТ им М. Горького) в кн. «Герой и время» Л. 1961 с. 350—384.
Гудкова Виолетта.
Игра — полнее интервью // М., «Смена», 1973, 18 апреля.
Гудкова Виолетта.
Как же играть? // М., «Советская Россия», 1973, 13 апреля.
Давыдов Владлен
. Иннокентий Смоктуновский и «Царь Фёдор Иоаннович» // «Театральная жизнь» — 1995. — № 4, — с. 22—23.
Демидова Алла
. Костер на поляне. Штрихи к портрету Иннокентия Смоктуновского // «Искусство кино», 1985, № 5, с. 110—120.
Демидова Алла
. Рамка для слона. Штрихи к портрету Иннокентия Смоктуновского // «Театр», 1986, № 10, с. 109—119.
Демидова Алла
. Что есть таланты? В кн. Экран, 89. М., Искусство, 1989. с. 53—57.
Демидова Алла
. Чудо, которое не повторится: Слово прощания с И. М. Смоктуновским // «Литературная газета», 1994 г., 10 августа, с. 3.
Дмитриева Алёна.
Незакрытая книга // «Экран и сцена», 1993, — № 48, (2-9 декабря), с. 3.
До свидания! // «Домовой» — 1994. — № 12 (16) с. 186—187.
Достоинство культуры — это достоинство человека // «Экран и сцена», — 1993. — 7—14 октября (№ 39-40), с. 3.
Дроздова Светлана.
«Вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя» // М., «Московские новости», 1985, — № 23, 9 июня, с. 11.
Дружбинский В.
Очепятки или тридцать лет и три года // «Экран», 1995, № 9, с. 31—34.
Евстигнеев Евгений.
Обязан оставаться молодым. // М., «Известия» (московский вечерний выпуск), 1985. 26 марта, с. 3.
Его последняя роль // «Культура». — 1994, — 17 декабря, с. 1.
Егошина Ольга.
Дорн (об исполнении роли в спектакле МХАТ по пьесе Чехова «Чайка») // «Экран и сцена», 2001 — февраль № 6 с. 6 — 7.
Егошина Ольга.
Иудушка Головлев // «Экран и сцена», 2001 — февраль, март № 8, 9, 10 с. 14—15.
Егошина Ольга.
Смоктуновский в работе над ролью Иванова // «Театр», — 2000. — № 3, с. 68—75.
Егошина Ольга.
Царь Фёдор Иоаннович // «Экран и сцена», 2001 — январь № 3 с. 8—9.
Езерская Белла
. Когда опускается занавес //М., «Театральная жизнь», 1992, № 8, с. 12—13.
Ефимов Э. М.
Замысел — фильм — зритель. М. Искусство, 1987, с. 194—196.
Ефремов Олег.
Биография и легенда. // М., «Театральная жизнь», 1985, № 8, с. 16.
Ефремов Олег.
Иннокентий Михайлович Смоктуновский // В кн. Ефремов О. «Все непросто…» М.: Артист. Режиссёр. Театр. — 1992 г. — с. 192—196.
Ефремов Олег.
]Обаяние подлинности. О творчестве И. М. Смоктуновского // «Советская культура», 1975, 21 марта; то же в кн. Шаги. Вып. 2 М. 1976 с. 69—71.
Жизнь с господином де Мольером // «Экран и сцена». — 1993, № 52 (30 декабря — 6 января) — с. 16.
Забозлаева Т. Я.
— Гамлет. В кн. «И. Горбачев, Е. Леонов…» Л. 1981 с. 38—59.
Закржевская Людвига
. Знакомый и неожиданный // М., «Советский экран», 1975, № 6, с. 6—7 (заметки о новых ролях Иннокентия Смоктуновского).
Зингерман Борис
. Человек в меняющемся мире // «Театр», — 2000, № 3, октябрь, с. 144—160, в том числе об актёре И. С.: с. 152—153.
Золотов А. И.
Смоктуновский без Смоктуновского. Памяти актёра // «Свободная мысль», 1995 № 4 с. 99—103.
Зоркая Н.
Свой фильм // «Искусство кино», 1966, № 9, с. 14—21. [О художественном фильме «Берегись автомобиля»…].
«Иннокентий Смоктуновский» // «Советский фильм» (журн.) 1977, № 12, с. 22 [Иннокентий Смоктуновский в фильме «Заповедник» («В четверг и больше никогда»), реж. А. Эфрос, «Мосфильм»].
«Иннокентий Смоктуновский». // Р., «Кино», 1988, № 4, с. 31 (информация о нар. арт. СССР И. Смоктуновском).
Иннокентий Смоктуновский в роли Ленина в фильме «Первый посетитель» // «Вечерний Новосибирск», 1966, 16 мая с. 3.
"Иннокентий Смоктуновский: Жизнь и роли: Документальная повесть о жизни артиста, рассказанная им самим, его друзьями и коллегами / авт. — сост. В. Дубровский. Под ред. Б. Поюровского. М.: Аст-пресс-книга, 2002. — 400 с., илл. (Выдающиеся мастера).
«Иннокентий Михайлович Смоктуновский» // «Российская газета» — 1994. — 6 авг. — с. 7. (некролог).
Исаева К.
, Актёры и роли в фильме «Преступление и наказание». В кн. Исаева К. Актёр в фильме. М.: «Знание», 1971, с. 21—40.
Исаева К.
Порфирий Петрович — Иннокентий Смоктуновский. В кн. К. Исаева Роль. Актёр. Режиссёр, М.: Искусство, 1975, с. 76—99.
Исмаилова Нинель
, «Нельзя победить роль, не отправляя в нокаут собственное сердце» // «Известия», — 1994, — 5 авг., — с. 8.
Кальтбаум Артур
. Иннокентий Смоктуновский. В кн. Артур Кальтбаум. Звезды и фильмы. Варшава, 1966, с. 122—125, фильмография.
Караулов Андрей
. Актёр Смоктуновский. В кн. Андрей Караулов, Подробности, М.: 1994. — 278—280.
Караулов Андрей
. Ворованный воздух // «Столица». — 1995. — № 4 — с. 91—96.
Караулов Андрей
. Молодой Смоктуновский // «Обозреватель». — 1995. — № 8 — с. 68 — 77, ч/б фото.
Караулов Андрей. Иннокентий Смоктуновский: из наблюдений над творчеством // «Театр», 1979, № 1, с. 10—12.
Караулов Андрей
. Мир Смоктуновского: [к 60-летию со дня рождения народного артиста СССР] // «Огонек», 185, № 4, с. 30—31.
Караулов Андрей
. Одухотворённая фантазия: штрихи к портрету И. Смоктуновского // «Советская Россия», 1982, 1 мая с. 4.
Караулов Андрей
. Он играл непостижимо. Памяти И. М. Смоктуновского // «Новое время», 1994 № 32 с. 42—45.
Капралов Г
. Бог, дьявол и актёры // «Россия». — 1994. — 17—23 авг. (№ 31) с. 12.
Караганов Александр
. Иннокентий Смоктуновский. В кн. Кино России. Актёрская энциклопедия. Вып. 1. М.: Материк, 2002. — с. 130—132.
Карпинская Светлана
. «Я всегда была девушка с характером» / беседовала Ирина Зайчик // «Караван истории» — 2001. — ноябрь. В том числе об актёре И. М. Смоктуновском — с. 262—263.
Кваснецкая Маргарита
. Время Человека // «Экран и сцена». — 1994, — № 33 — 34 (22 — 29 сент.) с. 6. В том числе о киноактёре И. М. С., о передаче «Последний поклон»).
Ким А.
Падать и лететь ввысь. Этюд о И. Смоктуновском // «Сельская молодёжь», 1977 № 2 с. 44—49.
«К ним едут лучшие» //М.: «Экран и сцена», 1991, № 14, 4 апреля, с.2.
Кожухова Г., Рыжова В.
Исповедь сердца (творческий портрет И. Смоктуновского) // «Театральная жизнь», 1965, № 14, с. 13—15.
Колбовский Александр
. Белое на белом: последняя роль Смоктуновского // «Общая газета», — 1995, № 2, 12 — 18 янв. — с. 11. [Актёр И. Смоктуновский в фильме «Белый праздник» (реж. В. Наумов).].
Коренева Елена
. Чувства и впечатления // «Искусство кино», — 2000, — № 8, с. 142—157. в том числе об актёре И. Смоктуновском с. 154—157 (глава «Иннокентий — невинный»).
«Корона — советским актёрам» / «Советская культура», М., 1965, 19 янв. (об актёре И. Смоктуновском)
Корсунцева Татьяна
. Солдатская медаль короля // М.: «Экран и сцена», — 1992 № 7, с. 1.
Котенко Святослав
. Отгадка постоянства. В сб. «Панорама — 5», М.: Молодая гвардия, 1972, вып. 5. с. 99—110. [И. Смоктуновский в фильме «преступление и наказание»].
Котенко Святослав
. Понимание, третья ступень // Л., «Аврора», 1971, № 6, с. 57—60.
Краюшкин В.
Гамлет с берегов Енисея // «Водный транспорт», М., 1964, 2 июля.
Крохин Юрий
. Слово актёра. Памяти И. Смоктуновского // М.: «Экран и сцена», — 1994. — № 30 — 31 (8—15 сент.), с. 16.
Крохин Юрий
. Смоктуновский у микрофона // М.: «Московские новости», 1994. — № 32 (7—19 авг.), с. 20.
Крылова Наталья
. Простота сложности (по материалам беседы с нар. арт. СССР И. Смоктуновским) //М.: «Правда», 1985, 17 марта, с. 3.
Кузнецов С
. Пистолет Смоктуновского. // М.: «Культура», 1992, 11 янв., с. 6.
Куксо Леонид
. Анфас и профиль // М.: «Культура». — 1993, 6 ноя. — с. 12 (шарж).
Куксо Леонид
, Брайнин Борис. Роли исполняют… М., ВБПК, 1987, с. 37, (дружеский шарж и эпиграмма).
Куприянова Елена
. Великий актёр на грязных подмостках жизни // «Известия», — 1994 — 17 дек., с. 8. (актёр И. Смоктуновский в фильме В. Наумова «Белый праздник»).
Лаврова Татаьяна
. На сцене и в кадре Смоктуновский. К 60-летию // «Труд», 1985, 17 марта.
Лапина Наталья
. Прикосновение // М., «Советский фильм», 1985, № 9, ч. 14—15.
«Лауреатам Ленинской премии посвящается. Иннокентий Михайлович Смоктуновский — новые фильмы», 1970, янв. 10 442, с. 49.
Лебедев А.
легко ли быть кинозвездой. // М.: «Известия», 1989, 22 марта, с. 3.
Левин М.
В творческом поиске // М.: «Советская культура», — 1966, 3 декабря (И. Смоктуновский в роли В. И. Ленина).
Левшина И.
… И комедийный. // «Советский экран» № 10, 1967. с. 10—11, то же в Л.: «Вечерний Ленинград», 1967, 20 мая. (актёр И. Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля»).
Логиновская И.
Иннокентий Смоктуновский: нота человечности // М.: «Советская культура», 1989, № 114, 22 сент. (беседа с И. М. Смоктуновским).
Лордкипанидзе Н.
Путь к образу. С. Бондарчук и И. Смоктуновский на съёмках фильма «Дядя Ваня» // «Искусство кино», 1973, № 3, с. 80—101.
Лучко К. С.
Виновата ли я? // М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2000. — 256 с. в том числе об актёре И. Смоктуновском с. 85—86, 88.
Любимцы публики в Новом году // М.: «Советский экран», 1988, № 1, с. 6 (информация о нар. арт. СССР И. Смоктуновском).
Максимов А.
Сын вечности. Памяти артиста // «Собеседник», — 1994. август № 32 с. 14.
Марголит Евгений
. «Он человеком был…»: Ленин — герой кино оттепели // «Искусство кино». — 2000, № 5, с. 84—94 в т. ч. об актёре И. Смоктуновском в фильме «На одной планете» (реж. И. Ольшвангер).
Маркулан Л.
Этюд об актёре. В сб. Размышления у экрана Л. — М., Искусство, 1966, с. 157—192, в том числе об актёре И. Смоктуновском с. 185—187.
. Строил себя всю жизнь // М.: «Аргументы и факты», — 1994. № 32, с. 5.
Машкова Анастасия
. «Окно в Европу» с видом на «Барак» // «Культура». — 1999. — № 29. — 19—25 авг. с. 1. [Информация о награждении актёра И. Смоктуновского (посмертно) призом VII фестиваля «Окно в Европу» (г. Выборг) «За лучшую роль» («Притяжение солнца»)].
Медведева Г.
Наш корреспондент в гостях… у Иннокентия Смоктуновского // «Советский экран», 1964, № 19, с. 10—11.
Медведева Г.
Рыцарь без страха, но с упреком // «Экран», 1966—1967, с. 25−27. (Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля», режиссёра Э. Рязанова).
Меньшов Владимир
. «Смоктуновский не любил своего Гамлета» // «Комсомольская правда», — 1995, — 28 марта, с. 8.
Метальников Будимир
. Чайковский в кино // М.: «Экран и сцена», 1990, № 18, 1 мая, с. 14.
Милькина Софья
. Дом на Икше // М.: «Экран и сцена», — 1997, № 47, 20—27 мая, с. 14—15.
Мир фотографий Валерия Плотникова // «Киносценарии». — 2000, — № 4, — фото, в том числе ч/б фото И. Смоктуновского.
Мирошниченко Ирина
. «Мы звали его просто Кеша» // «Комсомольская правда». — 1995, — 28 марта, — с. 8.
Михайлов Александр
. Наедине с героем. И. Смоктуновский в роли Чайковского // «Вечерняя Москва», — 1968, 28 мая.
На фестивальных орбитах // «Советский экран», 1965, № 13,
ст. 11
[
прояснить
]
.
Нечаев Владимир
. Смоктуновский. Актёром смеется время // «Культура», — 2000, — № 13, 6 — 12 апр., с. 1.
«Ника» в объятиях Собчака // М.: «Культура», 1992, 4 янв., с. 7 [Информация о присуждении И. М. Смоктуновскому приза «Ника» «за лучшую мужскую роль» в фильме «Дамский портной»].
Нилин Александр
. Неуспокоенность // «Культура и жизнь», 1978, № 2, с. 28—32.
Нилин Александр
. Рабочая репутация звезды // «Советский фильм», 1979, № 1, с. 26—28, 5 фото, (творческий портрет И. М. Смоктуновского).
Образцова А
. Время и мастерство // «Советский экран», 1962, № 24, с. 4—5. (Актерское мастерство в кино. Об актёре И. Смоктуновском и других. Кадры из фильма.).
Он не боялся быть смешным и страшным // «Комсомольская правда», — 1995. — 28 марта, с. 8.
Он человек был! // «Вечерний Петербург», — 1994, — 4 авг., с. 1, (памяти актёра И. Смоктуновского).
Памяти Иннокентия Михайловича Смоктуновского // «Культура», — 1995, — 11 марта, — № 9, с. 7.
Пелисов Г.
Если быть честным до конца… Открытое письмо народному артисту СССР И. М. Смоктуновскому // «Советская Россия», — 1993, — 18 мая.
Перед новыми встречами // М.: «Комсомольская правда», 1964, 4 дек. (о работе актёра И. Смоктуновского над образом В. И. Ленина).
Перепелицкая И.
Иннокентий Смоктуновский — Пресс-информация, 1974, № 4 (173), с. 14—15.
Петренко Н.
разгадывая вечную тайну. // М.: «Советская Россия», 1984, 3 июня, (нар. арт. СССР И. Смоктуновский о творчестве А. С. Пушкина).
Плахов Андрей.
Спринтеры и стайеры, // Р.: «Кино», 1986, № 11, с. 23—26, в том числе о нар. арт. СССР И. М. Смоктуновском, с. 23—24.
Плахов Андрей.
Спринтеры и стайеры: сквозь шум времени. Осколки сюжета и комментарии // «Искусство кино», — 1994, № 6, — с. 51—55.
Порфирий Петрович — Иннокентий Смоктуновский. Пресс-информация, 1970, № 6(86) 10.613, с. 7—8.
Поспелов Р.
Гамлет говорит «быть» // М.: «Московская правда», 1964, 3 янв. [Об И. Смоктуновском в роли Гамлета].
Поспелов Р.
Иннокентий Смоктуновский: больше взять от жизни, больше ей отдать // «Литературная газета», 1968, № 1, 1 янв.
Поспелов Р.
Призвание // М.: «Московская правда», 1965, 10 фев.
Постнов Ю.
«Отлична игра Смоктуновского» // М.: «Литературная Россия», 1965, 12 фев. [Об И. Смоктуновском в роли Гамлета].
Почил высокий дух… // М.: «Культура», 1994, — 6 авг. — с. 1, фото, (некролог).
Поюровский Борис
. Несыгранная роль Смоктуновского // «Арт-Фонарь», — 1995, — № 17-18, с. 10.
Прощание с Гамлетом // «Санкт-Петербургские ведомости», 1994, — 4 авг., с. 2.
Прощание с Гамлетом // «Невское время», 1994, — 6 авг., с. 4.
'
Пчелкин Леонид
. Мои встречи со Смоктуновским // «Экран», 1996, — № 3-4, с. 42 — 45; № 5, с. 30—32, ч-б фото; № 6, с. 33—35.
Пчелкин Леонид
. «Мы живые, в строю…» (беседовал Сергей Подгородинский) // «Телефорум», — 2002, № 6, с. 58—60, в том числе об актёре И. Смоктуновском с. 58—59.
Разоружен и очень обижен // М.: «Огонек», 1992, № 6, с. 28.
Рассадин Ст
. Испытание зрелищем. В кн.: Поэзия и телевидение. М.: Искусство, 1984 г., в том числе о работе нар. арт. СССР И. Смоктуновского на ТВ («Медный всадник»), с. 160—167.
Рецептер Владимир
. Прощай, БДТ! (Из жизни театрального отщепенца) М.: Знание, — 1996. — № 11, — с. 56—90, в том числе об актёре И. Смоктуновском — с. 83.
Рождественская Ксения
. Киночтиво // «КиноПарк», — 1999. — № 5 (24), май, — с. 80. [О книге И. М. Смоктуновского «Быть!»].
Рубанова Ирина
. Наследник по прямой. Творческий портрет И. М. Смоктуновского // М.: «Советский экран», 1985, № 12, с. 14—15.
Рязанов Эльдар
. Неподведенные итоги. М.: Искусство, 1983, в том числе об И. Смоктуновском — с. 173—176.
Рязанов Эльдар
. Неподведенные итоги: издание третье, дополненное и переработанное. М., 1991, — 591 с., в том числе об актёре И. Смоктуновском — с. 78—82, 144, 238—240.
Рязанов Эльдар
. Неподведенные итоги. М.: «Вагриус», 1995, — 510 с., илл., (серия «Мой XX век»), в том числе об актёре И. Смоктуновском — с. 57—58, 59—61, 86−87, 105, 106, 201—203.
Саввина Ия
. Власть нал образом // М.: «Работница» (журнал). № 7, 1965 [«Гамлет»].
Саввина Ия
. Гармония (о работе И. Смоктуновского в кино) // М.: «Искусство кино», 1965, № 5, с. 125—130.
Савиченко Нелли
. Роль для улыбки // «Экран и сцена», 1995, № 16—17, — 27 апр., 27 мая, — с. 27.
Самойлов Алексей
. Князь, Принц, Царь (о работе И. Смоктуновского в театре и кино) // «Аврора», 1972, № 3, с. 67—68.
Сборник статей. М.: Советская Россия, 1964, с. 96 с порт.
Свободин А.
Взгляд на человека // М.: «Известия», 1965, 20 янв.
Свободин А.
Герои Смоктуновского // М.: «Московская правда», 1964, 22 ноя.
Свободин А.
Две роли Иннокентия Смоктуновского. // «Советский экран», 1962, № 11, с. 10—11. [И. Смоктуновский в фильмах «Високосный год» и «Девять дней одного года»].
Свободин А.
Невский проспект, 1963. В кн. А Свободин «Театральная площадь» М.: Искусство, 1981, с. 291—332; в том числе о нар. арт. СССР И. Смоктуновском — с. 292−294, 311—315.
Свободин А.
Смоктуновский. Творческий портрет. В кн. «Симонов, Смоктуновский, Шелест…» (Труд актёра. Вып. XII). М.: 1964 с. 25—46.
Сидоров Е.
Принц Гамлет — Иннокентий Смоктуновский // «Московский комсомолец», М. 1965, 23 апр.
Славин Григорий
. Какая-то в державе датской гниль: один за другим уходят лучшие: теперь — Иннокентий Смоктуновский и Евгений Симонов (к кончине И.Смоктуновского) // «Независимая газета», — 1994, 5 авг., с. 1.
Слово об актёре. К 50-летию со дня рождения И. Смоктуновского. высказывания Э. Рязанова, А. Михалкова-Кончаловского, Е. Евстигнеева, А. Папанова и др. // «Труд», 1975, 28 марта.
Смагина Светлана
. Не потерять бы человека // «Книжное обозрение», 2002, — № 13, — 15 марта, с. 21 [О книге И. Смоктуновского «Быть!»].
Смелков Ю
. «Актёрский фильм?» в сб.: Актёр в кино, М.: Искусство, 1976, с. 101—117.
Смелянский Анатолий
. Годы, роли, судьбы // «Комсомольская правда», М., 1985, 28 марта.
Смелянский Анатолий
. Не от мира сего // «Московские новости» — 1995, № 19, 19—26 марта, с. 19.
Смелянский Анатолий
. Роман с театром // «Известия», 2001, 10 авг., — с. 6.
Смелянский Анатолий
. Уходящая натура // М.: Изд. Дом «Искусство», 2001, 448 с.; в том числе об актёре И. Смоктуновском с. 145—161 (глава «Тонкорунная овца»).
Смирнова Л
. Содружество искусств // «Театральная жизнь», М., 1972, № 5, с. 6.
Смоктуновский Иннокентий Михайлович // Кто есть кто в России и в ближнем зарубежье М.: 1993, с. 602—603.
Смоктуновский Иннокентий Михайлович // Информация о новых фильмах. Вып. 2 М.: Союзинформкино, 1988, с. 4—5.
Советский «Гамлет» на родине Шекспира // «Вечерняя Москва», М. 1965, 4 янв. [О поездке И. М. Смоктуновского в Англию].
Соловьёва Инна
. Человек по имени Гамлет // «Московская правда», 1964, 30 апр.
Старосельская Наталья
. «В опустевшем помещении» // «Экран и сцена», — 2000, — № 10, март, с. 16.
Старосельская Наталья
. «Кеша не мог не прийти» // «Общая газета» — 1994, — № 42/67 (21 — 27 окт.) с. 16, фото.
Старосельская Наталья
. Негаснущая звезда // «Экран и сцена» — 1995, — № 6, 16 — 23 фев., с. 6.
Стеблов Евгений
. Иннокентий Смоктуновский // М.: «Советский фильм», 1986, № 7, с. 20, 21, цв. фото.
Стеблов Евгений
. Против кого дружите? М.: Эксмо, 2003, 300 с.; в том числе об актёре И. Смоктуновском — с. 274—279 (глава «Невероятный Иннокентий Михайлович»).
Степанов В.
Ритм жизни — творчество // М.: «Вечерняя Москва», 1972, 15 янв.
Сто лет кино // «Экран», — 1995, — № 10, с. 19, ч-б. фото И. М. Смоктуновского (фотограф Евгений Кочетков).
Строил себя всю жизнь: памяти артиста. Г. Хазанов, С. Юрский, И. Мирошниченко и др. Записал В. Мартынов // «Аргументы и Факты», 1994, август № 32 с. 5.
Стуруа М.
Гамлеты // М.: «Неделя» (приложение к газете «Известия»), 1965, 6 янв. [И. Смоктуновский в Лондоне].
Татаринова Анна
. Притяжение Смоктуновского // «Культура», — 1998. № 30, 13—19 авг., с. 9 — информация о последней работе в кино актёра И. М. Смоктуновского («Притяжение солнца» реж. И. Анасян, по книге Рея Брэдбери «Вино из одуванчиков»).
Тирдатова Евгения
. Мир уходящему // «Экран и сцена», — 1995, — № 1, 12—19 янв., с. 4. [Актёр И. Смоктуновский в фильме «Белый праздник»].
Тихонов Н.
Выдающиеся достижения социалистической культуры // «Правда». М., 1965, 22 апреля. [О присуждении Ленинской премии создателям фильма «Гамлет» — актёру И. Смоктуновскому и режиссёру Г. Козинцеву].
Тополянский Виктор
. Стукач и Гамлет // М. «Московские новости», 1992, № 3, 2 авг. с. 22.
Тулинцев Б.
Иннокентий Смоктуновский [творческий портрет актёра] // «Театр», 1975, № 3, с. 57—65.
Тулинцев Б.
Черты стиля Смоктуновского. В сб.: Вопросы истории и теории кино. Вып. 2. Л., 1975, с. 32—39.
Туманова Н.
Актёрская кинолениниана. М: Искусство, 1987; в том числе об актёре И. Смоктуновском — с. 204—218.
Туровская М.
Гамлет и мы // «Новый мир», 1969, № 9, с. 216—230.
Туровская М
., Халютин Ю. различие или сходство // М.: «Советское кино», 1963, 9 фев.
Тюрина Галина
. И принц и нищий — гениальны // «Российская газета», 1995, 3 авг., с. 8.
Фоменков С
. Мастера актёрского духа. В сб.: Вопросы тетра — 82. М.: ВТО, 1983, с. 82 — 100, в том числе о творчестве И. Смоктуновского — с. 90—94.
Хачатуров С.
Последний подарок // М.: «Культура», 1994, 20 авг. (№ 32), с. 5.
Хмельницкий И.
Томас Хольцман — гость Иннокентия Смоктуновского. — Кадр, 1965, № 13, 30 июня. Встреча во время IV Московского международного кинофестиваля.
Хохрякова Светлана.
Гамлета он готов был променять на Пьера Безухова // «Культура», 1999, № 7, 25 фев. — 3 марта, с. 8.
«Чайковский» — «Советский экран», 1968, № 12, с. 11.
Чекин И.
Герои стоят на пороге // М.: «Московский комсомолец». 1964, 23 авг.
Чекин И.
Гамлет встречается с Чацким // М.: «Московский комсомолец», 1964, 14 июня.
Чекин И.
Почта Гамлета. // М.: «Московский комсомолец», 1964, 11 окт.
Чекин И.
Рождение образа // М.: «Московский комсомолец», 1965, 16 окт. [Смоктуновский в роли В. И. Ленина в фильме «На одной планете»].
Чумак Владимир
. Свет и тень // «Искусство кино». — 2002, — № 9, с. 105—117; в том числе об актёре И. М. Смоктуновском — с 112.
Шамсутдинов Я
. Корни Смотуновского // Театр. — 2005. — № 2, с. 50—54.
Шах-Азизова Татьяна
. Послеполуденные чтения // М.: «Экран и сцена», 1990, № 15, 12 апр., с. 5.
'
Шварц Дина
. Загадка лица Смоктуновского. Записки завлита // М.: «Экран и сцена», 1998, № 15, апр. с. 10 — 11.
Шейко Н
. Комедиант (воспоминания о Смоктуновском) // «Театральная жизнь», 1995, № 4, с. 4—5.
Шемякин Андрей
. Гамлет // «Сеанс» — № 8, СПб.: 1993, с. 26.
Шитова Вера
. «Из Пушкина нам что-нибудь» // «Литературное обозрение», 1981, № 9, с. 88—92 (нар. арт. СССР И. Смоктуновский читает на ТВ А. С. Пушкина). То же в сб.: Актёр на ТВ, Вып. 3, М.: Искусство, 1983, с. 35—48.
Шитова Вера
. Траектория любви // М.: «Спутник кинофестиваля», 1985, № 11, с. 6.
Шуранова Антонина.
«Шляпы я ношу только по роли» // «Санкт-Петербургские ведомости», — 1995, — 29 июня, с. 5.
Эфрос Анатолий
. В кино и в театре // «Искусство кино», 2001, № 12, с. 151, 155.
Юрасова Т.
Сила и бессилие добра (И. Смоктуновский в роли царя Фёдора в спектакле малого театра) // М.: «Театральная жизнь», 1974, № 13, с. 20—22.
Юрьев Р.
Шекспировский дебют // «Учительская газета», 1964, 24 марта.
«Я гневно протестую…» // «Московские новости», 1997, № 3, 19—26 янв. с. 23 (актёр И. Смоктуновский в роли В. И. Ленина). [Письмо старого большевика П. И. Румянцева секретарю ЦК КПСС М. А. Суслову].
Яковлев Юрий
. «Я играл вместе с гением» // «Комсомольская правда», — 1995, — 28 марта, — с. 8.
Янтарный Г.
Иннокентий Смоктуновский // «Комсомолец Киргизии», г. Фрунзе, 1963, 30 авг.
Яремчук А.
Мати Василина // «Новінi кіноекрана», 1985, № 5, с. 7 (воспоминания актёра И. Смоктуновского).
Фильмография о Смоктуновском
1993
— «Иннокентий Смоктуновский. Воспоминания в саду»