Interested Article - Ханты

Хант в Томске, 2006 год.

Ха́нты ( рус. устар. «остяки́») — коренной малочисленный финно-угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири , в основном в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре .

Традиционные промыслы — рыболовство , охота и оленеводство . Традиционная религия — шаманизм и православие XVI века ).

Относятся к уральской расе .

Этноним

Так как язык хантов неоднороден и условно делится на три диалектные группы, существует несколько похожих слов, которыми ханты называют себя :

  • ханти, хантэ (северная группа);
  • хандэ (южная группа);
  • кантэк, кантах (восточная группа).

Все эти слова означают «человек» . Они также называют себя ас хоят , что означает « обские люди».

Ханты называли себя по большей части по названию реки — например, Kondikhou ï — «люди Конды», As-jah — «народ Оби»; из последнего, возможно, произошло русское наименование хантов — «остяки» — хотя, по мнению других исследователей, русские могли заимствовать слово «остяк» из татарского уштяк «варвар» . Самоеды (общее название ненцев , энцев , нганасан , селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев в дореволюционной России) называли хантов яран или ярган (слово, близкое к иртышско-хантскому яра «чужой») .

В русском языке для обозначения представителей народа существуют следующие слова: во мн. ч. — «ханты»; в ед. ч. — «хант» (м. род) и «хантыйка» (ж. род). Прилагательное — «хантыйский». Все слова склоняются.

Численность и расселение

Доля хантов в Томской и Тюменской (включая ЯНАО и ХМАО) областях, в % по данным переписи 2010 г.
Расселение хантов в Уральском федеральном округе по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Ханты перед чумом вблизи озера Нумто

Выделяются три этнографические группы хантов: северные, южные и восточные, причём южные ( прииртышские ) ханты смешались с русским и татарским населением . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечал:

угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии. Разделяется на три группы: северных остяков — в Берёзовском округе, восточных — в Сургутском и в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских — в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т. д.

По переписи населения 2002 года , численность хантов в России составила 28 678 человек, из них 59,7 % проживало в Ханты-Мансийском округе , 30,5 % — в Ямало-Ненецком округе , 3,0 % — в Томской области , 3,0 % — в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО , 0,3 % — в республике Коми . По переписи населения 2010 года, численность хантов увеличилась до 30 943 человек, из которых 61,6 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,7 % — в Ямало-Ненецком округе, 2,3 % — в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 2,3 % — в Томской области, 1,4 % — в Новосибирской области .

Динамика численности хантыйского населения по переписям

1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010 2021
22,306 18,468 19,410 21,138 20,934 22,521 28,678 30,943 31,467

История

Ханты возле реки Обь.

Предки хантов проникли с юга в низовья Оби и заселили территории современного Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономного округа , а с конца I тысячелетия на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племён начался этногенез хантов ( усть-полуйская культура ) .

Консолидации национального сознания хантов способствовала культурно-просветительная работа Советской власти на Крайнем Севере, направленная на ликвидацию массовой неграмотности , просвещение и развитие национальной культуры . Это реализовывалось организацией библиотек, изб-читален и красных чумов на территории округа.

В них кочевников обучали грамоте, рассказывали о новых формах ведения хозяйства. При библиотеках и читальнях работали кружки громкого чтения, приобщавшие население к книгам, с пересказом прочитанного на родном языке и показом иллюстраций из прочитанного. Для этого подбирались популярные по содержанию и доступные по форме изложения книги: буквари, детская и массовая общественно-политическая литература .

Работникам культбаз приходилось не только преодолевать огромные расстояния в суровых природно-климатических условиях, но и противостоять сопротивлению местных вождей и шаманов. Особую известность получила Казымская культбаза, созданная по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 года и обслуживавшая 40 тысяч квадратных километров силами 37 работников, из которых пятеро были местные. Работа базы вызвала сопротивление местного населения, вылившееся в Казымское восстание 1931—34 гг.

В 1930—1931 гг. на территории Остяко-Вогульского национального округа было открыто 30 изб-читален, 3 библиотеки, по одному дому туземца и красному чуму. В 1933 г. их количество возросло: 47 изб-читален, 6 библиотек, 5 домов туземца, 5 красных чумов и, кроме того, появились новые формы организации досуга — один клуб, одна культбаза, 3 дома народов Севера и 73 красных уголка. Поскольку территория кочевий и проживания хантов не была покрыта дорожной сетью, охватить её было сложно. Так возникла идея передвижек и культлодок, которые с определённым книжным запасом переезжали от одного поселения до другого, неся с собой качественно новые формы досуга, а также передавая людям понятия об элементарной личной гигиене и медико-санитарной помощи .

Первая Всероссийская конференция по развитию языков и письменности народов Севера в январе 1932 г. дала старт созданию письменности на 14 северных языках, в том числе ханты и манси. С 1933 года в Институте народов Севера началось массовое издание букварей, книг для чтения и учебников для народов ханты и манси .

Антропология

Остяк на ловле горностаев. Рис. из «Описания обитающих в Российском государстве народов» И. Г. Георги (1781)

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал следующее описание хантов :

По своему складу остяки среднего, даже ниже среднего роста (156—160 см), с чёрными или каштановыми (редко — белокурыми), обыкновенно прямыми, длинными волосами (которые носятся или распущенными, или заплетёнными), тёмными глазами, жидкой бородкой, смуглым цветом кожи, плосковатым лицом, несколько выдающимися скулами, толстоватыми губами и коротким, вдавленным при корне, широким и вздёрнутым на конце носом. Вообще, тип несколько напоминает монгольский, но глаза правильно прорезаны и череп чаще узкий и длинный (долихо- или субдолихоцефальный). Всё это придаёт остякам особый отпечаток, и некоторые склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы. Женщины небольшого роста и в большей степени монголообразны, чем мужчины.

Ханты (как и манси ) характеризуются следующим комплексом признаков:

  • низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин),
  • общая грацильность (миниатюрность строения),
  • неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте,
  • прямые мягкие чёрные или русые волосы,
  • тёмные или смешанные глаза,
  • заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слёзный бугорок ( эпикантус ),
  • различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощённостью и скуластостью,
  • нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,
  • ослабленный рост бороды,
  • относительно широкий рот,
  • небольшая толщина губ,
  • средневыступающий или убегающий подбородок .

ДНК

У хантов на первом месте находятся Y-хромосомные гаплогруппы N1c1-Tat и N1b-P43 — по 38,3 %. Далее следуют Y-хромосомные гаплогруппы R1b (19,1 %) и R1a (4,3 %) .

По данным , у хантов и манси (сборная выборка) преобладает Y-хромосомная гаплогруппа N1b-P43 — 57 %, на втором месте находится гаплогруппа Q1a3 — 21 %. Затем идут гаплогруппы R1a — 14 %, N1c1-Tat — 7,1 %, R1b — 0,9 % .

Язык

Хантыйский язык (устаревшее название — остяцкий язык ), вместе с мансийским и венгерским , составляет так называемую угорскую группу уральской семьи языков. Хантыйский язык известен своей необычайной диалектной раздробленностью, в связи с чем выделяется западная группа — обдорское, приобское и прииртышское наречия и восточная группа — сургутское и вах-васюганское наречия, членящиеся, в свою очередь, на 13 диалектов .

С XIX века имели место серьёзные работы по остяцкому (хантыйскому) языку. Так, в 1849 году А. М. Кастреном была выпущена краткая грамматика и небольшой словарь, а в 1926 году — словарь Х. Паасонена . В 1931 году вышел в свет остяцкий букварь П. Е. Хатанзеева (« Hanti knijga »), но при его составлении был допущен ряд ошибок — в частности, неправильный выбор диалекта, необоснованные принципы транскрипции и методические ошибки, из-за которых букварь не получил широкого распространения. В том же году Научно-исследовательской ассоциацией институтов народов севера при ЦИК СССР был разработан предварительный проект остяцкого алфавита, а в 1933 году выпущен остяцкий букварь на казымском диалекте . В 1950 году на Всесоюзном совещании, посвящённом вопросам развития литературных языков народов Крайнего Севера , было принято решение о создании письменности ещё для трёх хантыйских диалектов: ваховского, сургутского и шурышкарского .

Культура

Празднование « Дня оленевода » в Когалыме , 2010 год

1 ноября 1957 года в ХМАО вышла первая газета на хантыйском языке под названием « Ленин пант хуват » («По Ленинскому пути») , которая в 1991 году была разделена на хантыйскую — « Ханты ясанг » — и мансийскую — « Луима сэрипос ». На хантыйском также издаётся газета « Лух авт ».

10 августа 1989 года была образована общественная организация «Спасение Югры», одной из основных задач которой является консолидация коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа, в том числе сохранение этнической самобытности, уклада жизни, культуры как хантов, так манси и ненцев .

В прошлом у хантов существовал обряд воздушного погребения .

Галерея

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 6 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  2. . Дата обращения: 31 декабря 2011. 30 апреля 2020 года.
  3. . Дата обращения: 24 декабря 2009. 2 февраля 2008 года.
  4. от 1 мая 2012 на Wayback Machine ( от 11 мая 2011 на Wayback Machine )
  5. . Государственный комитет статистики Украины. Дата обращения: 5 июля 2011. 5 марта 2016 года.
  6. . belstat.gov.by. Дата обращения: 16 октября 2011. 3 февраля 2012 года.
  7. от 22 марта 2021 на Wayback Machine (латыш.)
  8. Лев Миронович Минц. . — Olma Media Group, 2007. — Т. 2. — С. 556. — ISBN 5373010537 , 9785373010535.
  9. [ хантэ ]: Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 0002 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — 23-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1991. — 917 с. — ISBN 5-200-01088-8
  10. [ кантэк ]: Волкова А. Н., Соловар В. Н. / под ред. А. С. Сопочиной. — Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2016. — С. 93. — 100 с. — 250 экз. ISBN 978-5-9907703-2-4 . 27 июня 2022 года.
  11. Владимир Вольфович Богуславский. . — Olma Media Group, 2004. — Т. 2. — С. 557. — ISBN 5224036607 , 9785224036608.
  12. . Брокгауз-Ефрон. Дата обращения: 10 января 2011. 22 ноября 2011 года.
  13. . БСЭ. Дата обращения: 10 января 2011. 8 ноября 2011 года.
  14. . « Демоскоп ». Дата обращения: 10 января 2011. 22 мая 2011 года.
  15. . « Демоскоп ». Дата обращения: 10 января 2011. 22 июля 2011 года.
  16. . « Демоскоп ». Дата обращения: 10 января 2011. 16 марта 2010 года.
  17. . « Демоскоп ». Дата обращения: 10 января 2011. 3 декабря 2009 года.
  18. . « Демоскоп ». Дата обращения: 10 января 2011. 24 марта 2010 года.
  19. . « Демоскоп ». Дата обращения: 10 января 2011. 16 марта 2010 года.
  20. . « Демоскоп ». Дата обращения: 21 апреля 2012. 17 ноября 2019 года.
  21. Малахова Людмила Петровна. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2017. — Вып. 4 (49) . — С. 80–84 . — ISSN . 18 августа 2022 года.
  22. Г. А. Аксянова. // Вестник Томского государственного университета. — 2008. — № 3(4). — C. 21
  23. . Дата обращения: 8 мая 2009. Архивировано из 20 июля 2011 года.
  24. Харьков В. Н. Структура и филогеография генофонда коренного населения Сибири по маркерам Y-хромосомы. Томск, 2012
  25. . БСЭ. Дата обращения: 21 февраля 2011. 27 октября 2011 года.
  26. . ФЭБ "Русская литература и фольклор". из оригинала 3 марта 2022 . Дата обращения: 21 февраля 2011 .
  27. . ФЭБ "Русская литература и фольклор". из оригинала 10 марта 2012 . Дата обращения: 21 февраля 2011 .
  28. Н.И. Терешкин. Хантыйский язык // Языки народов СССР: в 5-ти томах. Финно-угорские и самодийские языки. — М. : Наука , 1966. — Т. 3. — С. 320-321.
  29. . www.admhmao.ru. Дата обращения: 21 февраля 2011. Архивировано из 19 марта 2011 года.
  30. . www.admhmao.ru. Дата обращения: 20 февраля 2011. Архивировано из 10 февраля 2011 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Ханты