Interested Article - Смоктуновский, Иннокентий Михайлович

Инноке́нтий Миха́йлович Смоктуно́вский (при рождении Смоктуно́вич ; 28 марта 1925 , Татьяновка , Богородский район 3 августа 1994 , Кубинка , Московская область ) — советский и российский актёр театра и кино, чтец; народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Ленинской премии (1965) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1971). Участник Великой Отечественной войны .

Образы, созданные Смоктуновским на сцене — князь Мышкин в Большом драматическом театре , царь Фёдор Иоаннович в Малом , чеховский Иванов и Порфирий Головлёв во МХАТе — вошли в «золотой фонд» русского театрального искусства .

Смоктуновского называли первым интеллектуальным актёром советского кинематографа; лучшие свои роли он сыграл в фильмах « Солдаты », « Девять дней одного года », « Гамлет », « Чайковский », « Дамский портной » и в лирической комедии Эльдара Рязанова « Берегись автомобиля » .

Биография

Иннокентий Смоктуновский родился в деревне Татьяновка (ныне Шегарский район Томской области ) в семье Михаила Петровича Смоктуновича (1899—1942) и Анны Акимовны Махнёвой (1902—1985). Был вторым из шестерых детей .

Существует версия, что Смоктуновичи ( польск. Smoktunowicz ) происходят из древнего рода волынских шляхтичей , сосланных в Сибирь за участие в восстании 1863 года . Однако, по свидетельству самого актёра, его прадед не был ни дворянином , ни поляком , и сам он по крови белорус . В одном из интервью рассказывал о своём прадеде Николае Смоктуновиче ( белор. Смактуновіч ): «Он служил егерем в Беловежской пуще и в 1861 году убил зубра . Кто-то „настучал“, и его сослали в Сибирь — вместе со всей семьёй» .

В 1929—1930-х годах отец и дед были раскулачены и подверглись репрессиям. Дядя актёра, Григорий Петрович Смоктунович, был расстрелян в 1937 году по «делу о создании кадетско-монархистской организации» .

Детство

Кеша Смоктунович (слева) с братом Володей и тётей Надеждой Петровной Чернышенко

В 1929 году семья Смоктуновичей, спасаясь от голода, покинула деревню. Не желая идти в колхоз, родители переехали сначала в Томск , затем в Красноярск , где жила родная сестра отца, Надежда Петровна, — в голодном 1932 году, не имея собственных детей, она взяла к себе на воспитание Иннокентия и его брата Владимира . Брат вскоре умер, а Иннокентий вынужден был воровать на рынке, чтобы выжить . Отец, одарённый незаурядной физической силой, работал грузчиком в красноярском порту . С началом войны он был призван в армию, воевал в составе 637-го стрелкового полка и в августе 1942 года пропал без вести ; как выяснилось позже, погиб .

В 14 лет Иннокентий Смоктуновский впервые попал в театр — Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина ; много лет спустя он рассказывал о первом увиденном спектакле: «Сейчас уже я понимаю, что это было просто дурно по вкусу, но тогда вышел потрясённый… Должно быть, я был очень добрым зрителем или во мне уже тогда заговорило нутро: попал домой» . Ещё раньше, в шестом классе, он начал заниматься в школьном драмкружке, которым руководил актёр Синицын. Однако после первого же публичного показа « Предложения » по Чехову , в котором Смоктуновский играл роль Ломова, он был изгнан из кружка .

Война

Когда отец ушёл на фронт, Смоктуновскому пришлось помогать семье: он окончил фельдшерско-акушерское училище, затем перешёл на курсы киномехаников, по окончании которых в 1942 году работал в размещённой в Красноярске воинской части и госпитале при ней . В том же году он поступил статистом в Красноярский драматический театр; много лет спустя актёр признался в одном из своих интервью, что научился подделывать театральные билеты: покупать билеты каждый день не было никакой возможности, а жить без театра он уже не мог .

Гвардии сержант Иннокентий Смоктунович

В январе 1943 года Смоктуновский был призван в армию и направлен в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске . В августе того же года в срочном порядке он был отправлен без присвоения офицерского звания рядовым на фронт, на пополнение 75-й гвардейской стрелковой дивизии .

В должности связного штаба 212-го гвардейского полка этой дивизии он участвовал в боях на Курской дуге , форсировании Днепра , в операции по освобождению Киева . За то, что под огнём противника через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, Смоктуновский был награждён первой медалью «За отвагу» . Но эту медаль актёр получит лишь через 49 лет, на сцене Художественного театра им. А. П. Чехова , после спектакля « Кабала святош » по Булгакову .

В декабре 1943 года под Киевом Смоктуновский попал в плен, месяц провёл в лагерях для военнопленных в Житомире , Шепетовке , Бердичеве . 7 января 1944 года бежал из плена . В течение месяца его укрывала в своём доме украинская семья. «Может быть, именно здесь, — напишет позже Раиса Беньяш , — где с риском для собственной жизни люди вернули жизнь обессилевшему солдату, впервые узнал Смоктуновский реальную цену человечности» . Связь с членами этой семьи он сохранял до конца жизни . В том же доме Смоктуновский познакомился с заместителем командира партизанского отряда Каменец-Подольского соединения, в который и вступил в феврале 1944 года .

В мае партизанский отряд объединился с 318-м гвардейским стрелковым полком 102-й гвардейской стрелковой дивизии . С этим полком, в должности командира отделения роты автоматчиков, гвардии младший сержант Смоктунович принимал участие в освобождении Варшавы . Как сказано в приказе о награждении, за то, что в боях при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года его отделение одним из первых ворвалось в траншеи противника и уничтожило при этом около 20 немцев, он был награждён второй медалью «За отвагу» . Войну закончил в немецком городе Гревесмюлен .

Театр. До Мышкина

Демобилизовавшись в октябре 1945 года, Иннокентий Смоктуновский вернулся в Красноярск. Не имея ни ясной цели, ни поддержки, поначалу он намеревался поступить в Лесотехнический институт , но старый приятель по школьному драмкружку сообщил, что местный театр организовал студию: «Будем вести лёгкую, приятную, весёлую, беззаботную жизнь» . Через тридцать лет, в зените славы, актёр скажет: «Было в моей жизни много всякого: и плохого и прекрасного. Одного только не было и, наверное, никогда не будет — лёгкости и беззаботности» .

Хотя Смоктуновский бежал из немецкого плена, сам факт пребывания в плену отозвался в послевоенные годы: как «неблагонадёжный», он получил « минус 39 » — запрет на проживание в 39 крупнейших городах . После недолгой учёбы в студии при Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина (1945—1946), «не глотнув даже азбучных истин актёрской профессии» , он набирался опыта в тех краях, дальше которых не ссылали : в 1946— 1951 годах выступал на сцене 2-го Заполярного театра драмы в Норильске , в котором служили преимущественно заключённые Норильлага , в их числе Георгий Жжёнов . Именно здесь, в Норильске, в разгар « борьбы с космополитизмом », по требованию директора театра ему пришлось изменить фамилию , — в 1966 году Смоктуновский подпишет Письмо 25 деятелей культуры и науки Леониду Брежневу против реабилитации Сталина .


Весной 1951 года актёр заболел цингой , что заставило его годом позже переселиться на юг : после недолгого пребывания в Грозном , в Русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова , Смоктуновский оказался в Махачкале , где служил в Дагестанском русском драматическом театре им. М. Горького . В 1953—1954 годах он жил в Сталинграде и выступал на сцене Областного драматического театра им. М. Горького . За эти годы ему довелось сыграть Белогубова в « Доходном месте » А. Островского и даже Хлестакова , дважды — в Махачкале и в Сталинграде . Римма Маркова , видевшая его Хлестакова, много лет спустя говорила: «Жаль, что позже Смоктуновский практически не играл комедийные роли, он мог делать это блистательно» .

В Москве

Мечтая о театре более высокого уровня, в начале 1955 года Смоктуновский, по совету Риммы и Леонида Марковых , отправился в Москву, показывался едва ли не во всех столичных театрах, но ни один не заинтересовал . «Он был не нужен, — писал Анатолий Смелянский , — и по справедливости: „ментальность“ артиста была на редкость не подходящей для репертуара той поры. Ему некого было играть. Высокий, худой, с прозрачными голубыми глазами и светлыми, чуть вьющимися волосами, с каким-то завораживающе-странным голосом, которым он как бы не управлял, испуганной, осторожной „тюремной“ пластикой… Артист с такими данными был безнадёжен для тех пьес, что определяли репертуар» .

В конце концов Смоктуновский был принят на внештатную работу, с оплатой за выход, в Театр им. Ленинского комсомола , но и там ролей практически не имел и через несколько месяцев перешёл в Театр-студию киноактёра . Снимался на киностудии « Мосфильм » в массовках, в 1956 году сыграл первые небольшие роли — в фильмах « Убийство на улице Данте » и « Как он лгал её мужу »: наконец был замечен режиссёром Александром Ивановым , пригласившим никому не известного актёра на неэпизодическую роль Фарбера в фильме « Солдаты » по повести Виктора Некрасова « В окопах Сталинграда » .

По свидетельству самого актёра, покидая Сталинград, он сказал коллегам: «Если обо мне не услышите через пять лет, буду заниматься другим делом» . Главную роль своей жизни, круто изменившую его судьбу, Иннокентий Смоктуновский получил благодаря счастливому стечению обстоятельств: в 1957 году Георгий Товстоногов пригласил из Таллина режиссёра для постановки « Идиота » в Большом драматическом ; на роль князя Мышкина был назначен Пантелеймон Крымов , актёр столь же талантливый, сколь и недисциплинированный; не явившись на первую репетицию, он исчерпал терпение Товстоногова и был уволен . Другого актёра на эту роль в труппе БДТ не нашлось, и Ланге вернулся в Таллин. Некоторое время спустя назначенный на роль Рогожина Евгений Лебедев порекомендовал Товстоногову Смоктуновского, с которым вместе снимался в фильме « Шторм »; увидев актёра в роли Фарбера, Товстоногов пригласил его в БДТ и теперь уже сам взялся за постановку спектакля .

После Мышкина

В роли князя Мышкина (БДТ, 1957)

Работа над ролью шла крайне тяжело: «Такого мучения в работе, такой трудности, — говорил актёр, — я и предположить не мог» . Но после премьеры « Идиота », состоявшейся 31 декабря 1957 года, Смоктуновский «проснулся знаменитым»; смотреть спектакль с необыкновенным князем Мышкиным люди приезжали со всех концов Советского Союза . Как отмечала Алёна Варламова, после знаменитых статей Белинского о Павле Мочалове в роли Гамлета трудно было вспомнить другой случай, когда бы критика зафиксировала и проанализировала едва ли не каждый момент существования актёра на сцене . Инна Соловьёва и Вера Шитова описали простой проход Мышкина-Смоктуновского из одной кулисы в другую перед закрытым занавесом, ставший одной из вершин роли: «Высокий и слабый, сутулый и непередаваемо изящный, с какими-то слишком лёгкими руками, с походкой, щемяще робкой и одновременно щемяще решительной, князь Мышкин шёл в иноземном своём платье, в толстых башмаках, с узелком, завязанным в клетчатый платок. Беззащитный, детски приветливый, строгий, вступал он в эту петербургскую жизнь, корыстную и горячечную, нёс сюда ясный и беспомощный свет своей души» . Этот Мышкин был для советского театра совершенно новым героем, востребованным « оттепелью » .

По свидетельствам очевидцев, Смоктуновский с первого же появления на сцене, в вагоне поезда, возвращавшего его героя в Россию, убеждал зрителей в том, что Мышкин Достоевского «такой и другим быть не может» . Впоследствии многие — и театральные критики, и режиссёры, и коллеги-актёры — называли спектакль Товстоногова самым сильным театральным потрясением в своей жизни . «Это был прорыв, взрыв, переход в новое качество не только ленинградского театра, но и всей нашей сцены», — писал об «Идиоте» десятилетия спустя Смелянский . Сам же актёр об этом спектакле говорил: «Я сыграл его двести раз, и если бы мне пришлось сыграть его ещё столько же, я бы и сам остался больным человеком» . Теперь актёра наперебой приглашали в кино — лучшие режиссёры Советского Союза; именно его хотел видеть в роли Андрея Болконского Сергей Бондарчук .

После премьеры «Идиота» актёр проснулся не просто знаменитым, но «гением» . Между тем, на сцене БДТ ему приходилось играть Дзержинского в погодинских « Кремлёвских курантах » и Сергея Серёгина в « » Алексея Арбузова , схематично воспроизводившей конфликт «Идиота» . Партнёр по сцене Павел Луспекаев отметил тогда же, что играть Смоктуновский может и должен только в классике . Серёгина, по мнению критика, он сыграл «бледно и неинтересно», и причиной неудачи стало интуитивное неприятие среднего уровня, выше которого ни его герой, ни сама пьеса не поднимались . «Он стал бояться следующей роли, — писала завлит БДТ Дина Шварц , — У него появились собственные проблемы, не знакомые никому в театре… Никто не хотел задумываться — а не сыграет ли Смоктуновский следующую роль хуже, чем Мышкина» .

Уход из БДТ

Ролей, более соответствовавших его возможностям, актёр стал искать на стороне — в кинематографе, что в итоге привело к конфликту с художественным руководителем театра. Так, из-за съёмок он на три недели опоздал к началу репетиций « Горя от ума » Грибоедова , где должен был играть Чацкого . В конце 1960 года, сыграв лишь пять раз «Иркутскую историю», Смоктуновский покинул БДТ . Впоследствии его попытки вернуться в театр, — а он очень хотел сыграть Чацкого, — не увенчались успехом: Товстоногов не прощал измен . Евгений Лебедев , на протяжении десятилетий связанный с Товстоноговым и дружбой, и родством, свидетельствовал: « Георгий Александрович очень переживал уход Смоктуновского, но у нас был принцип — кто уходил из театра, тот уже не возвращался» . Лишь при возобновлении в 1966 году спектакля «Идиот», специально для гастролей в Англии и во Франции, он был ненадолго приглашён в БДТ. Записанный на фонограмму голос Смоктуновского звучал в качестве текста от автора в спектаклях Товстоногова «Поднятая целина» (1964) и «Ревизор» (1972), но, оказавшись вынужденным выбирать между театром и кинематографом, актёр выбрал кино, — хотя без театра, как выяснилось очень скоро, жить не мог , — и вплоть до 1973 года на сцену не выходил .

В этот период Смоктуновский сыграл целый ряд киноролей, принёсших ему всесоюзную славу, а в дальнейшем и признание за рубежом, в их числе Илья Куликов в фильме Михаила Ромма « Девять дней одного года », Гамлет в одноимённом фильме Григория Козинцева , Юрий Деточкин в комедии Эльдара Рязанова « Берегись автомобиля » и Пётр Ильич Чайковский в фильме Игоря Таланкина (сценарий был написан специально под Смоктуновского ). Роль Порфирия Петровича в фильме Л. Кулиджанова « Преступление и наказание » в 1971 году была отмечена Государственной премией РСФСР ] .

Как отмечала Елена Горфункель, список ролей, не сыгранных из-за занятости в других фильмах или из-за болезни глаз, заставившей Смоктуновского на два года покинуть кинематограф (после съёмок у Рязанова), не менее впечатляющ: помимо Андрея Болконского, это и Каренин, и Хлудов в « Беге » Александра Алова и Владимира Наумова , и Борис Годунов , и Гойя у Конрада Вольфа , и Сирано де Бержерак . А для каких-то ролей время было безнадёжно упущено. Так Кулиджанов, готовясь к съёмкам «Преступления и наказания», предложил Смоктуновскому на выбор Свидригайлова или Порфирия Петровича. Поскольку Свидригайлов мог стать повторением пройденного, актёр предпочёл неясного для него самого Порфирия и вскоре пожалел об этом: «Как ни бились мы… выискивая контрастные ритмы, которые так легко предлагал Достоевский в этом образе, увы, выявить их я не смог» . Играть человека, чья самобытность заключалась в «переливчатости», оказалось неожиданно тяжело, и актёр в процессе съёмок не раз говорил в сердцах: «Вот надо было мне дать сыграть Раскольникова — там бы я знал, что делать» .

Малый театр и МХАТ

Возвращение на сцену. «Царь Фёдор Иоаннович»

В 1971 году Иннокентий Смоктуновский был приглашён в Малый театр специально на роль царя Фёдора в трагедии Алексея Толстого , ставшую одной из самых выдающихся его актёрских работ. Об этой роли, коронной для русских трагиков, Смоктуновский мечтал давно: когда-то поставить «Царя Фёдора» он предлагал Товстоногову, в конце 60-х Владлен Давыдов пытался под Смоктуновского возобновить трагедию во МХАТе , но произошедшая в 1970 году смена художественного руководства заставила отложить вопрос на неопределённое время . Борис Равенских , художественный руководитель Малого театра, за постановку трагедии взялся по просьбе своего любимого актёра — Виталия Доронина , но, узнав из прессы, что Смоктуновский мечтает об этой роли, не побоялся обидеть Доронина ради того, чтобы Фёдора сыграл именно Смоктуновски .

В Фёдоре Смоктуновского не было ни «жалкого скудоумия», о котором писал Карамзин , ни «нравственного бессилия», в котором Толстой видел трагическую вину своего героя, не было ничего от «блаженного», и даже слова о подаренных цесарем шести обезьянах, обычно служившие подтверждением его слабоумия, у Смоктуновского неожиданно наполнялись иронически-драматическим смыслом . Трагедия Фёдора-Смоктуновского, с редкой естественностью сочетавшего в себе простодушие и исключительность, была, по словам , трагедией «чистого разума», который в спектакле Равенских подвергался жестокому испытанию действительностью — и терпел поражение . «Смоктуновский, — писала Марина Рахманова, — играет… со всей проникновенностью, с пугающей почти достоверностью постижения самого естества „последнего в роде“, обречённого царя. Иначе говоря, трагедию личности, но столь глубокой и необыденной, что перед душевным сокровищем его героя мелкими кажутся и проницательный ум Годунова, и недальновидная, хотя и искренняя прямота Ивана Шуйского» .

Этот единственный спектакль актёр играл до лета 1976 года, когда по приглашению Олега Ефремова перешёл во МХАТ им. М. Горького .

С Ефремовым во МХАТе

На новой сцене актёр дебютировал в самом конце 1976 года в заглавной роли в чеховском « Иванове ». Своими впечатлениями от этого дебюта Анатолий Эфрос поделился в книге «Профессия: режиссёр»: «Смоктуновский играет „Иванова“ необычайно глубоко. Собственно, на него только и смотришь в этом мхатовском спектакле. Он больше молчит, а говорят другие, но это значения не имеет, ибо, вот уж действительно, его молчание — золото… Он так слышит каждую фразу партнёра, так видит каждый его жест. Его лицо незаметно меняется от каждой чужой фразы или жеста. Иногда в зале и сам начинаешь почти физически ощущать, что на сцене чувствует этот Иванов» . При этом актёр «в слове» понравился режиссёру меньше: он как будто объяснял словами своё молчание, и слова оказывались беднее .

Здесь, как некогда в БДТ, ему приходилось играть и роли, сшитые не по его росту — в «Кремлёвских курантах» Николая Погодина , в «Так победим!» Михаила Шатрова … Но и эту неизбежную повинность искупали Порфирий Головлёв , Дорн в « Чайке », Войницкий и Серебряков в « Дяде Ване » Чехова. После раскола МХАТа в 1987 году актёр остался в театре, получившем название МХТ им. А. П. Чехова . Смоктуновский и Ефремов, составившие яркий дуэт ещё в 1966 году в фильме « Берегись автомобиля », в последние годы с нескрываемым удовольствием играли вместе в « Кабале святош » Булгакова (Ефремов — Мольер , Смоктуновский — Людовик XIV ) и «Возможной встрече» Пауля Барца (Смоктуновский — Бах , Ефремов — Гендель ) .

О том, чем был Смоктуновский лично для Ефремова и для его театра, рассказывал Анатолий Смелянский : «Уход Смоктуновского был одним из тех ударов, от которых не восстановиться. Он занимал совершенно особое место в Художественном театре: пока он был рядом, было ощущение порядка, какой-то актёрской иерархии, если хотите. Все понимали своё место и положение, потому как была точка отсчёта. Играя со Смоктуновским в последний раз в спектакле „Возможная встреча“ Пауля Барца… руководитель МХАТ, казалось мне, испытывал простую радость, которая так редко посещает его в последние годы. …Жизнь Художественного театра изменилась с уходом Иннокентия Смоктуновского, искусство Ефремова изменилось. Надо было строить театр, но уже без Смоктуновского. Долг и крест остались, а радость, кажется, совсем ушла» .

В кино и на телевидении

Всегда узнаваемый голос Иннокентия Смоктуновского звучал за кадром во многих игровых и документальных фильмах, в том числе в « Зеркале » Андрея Тарковского , где он озвучил роль главного героя, на протяжении всего фильма остающегося за кадром . Он дублировал Чарли Чаплина в фильмах « Огни рампы » и « Король в Нью-Йорке » , много работал на радио и телевидении как актёр и как чтец. Его театральный репертуар дополнили роли, сыгранные в телевизионных спектаклях «Зима тревоги нашей» Розы Сироты , «Вишнёвый сад» Леонида Хейфеца , «Цезарь и Клеопатра» Александра Белинского и других .

В 1965 году на вопрос, что он предпочитает — театр или кинематограф, Смоктуновский отвечал: «И то, и другое дорого моему сердцу, но вот вынести двойную нагрузку оно не в состоянии» . В 60-х годах он выбрал кино, в 70-х — театр. После возвращения на сцену он по-прежнему много снимался, у самых именитых советских режиссёров, включая Сергея Герасимова и Сергея Бондарчука , при этом чаще в небольших, а порою и в необязательных ролях. Но и среди эпизодических ролей были такие запоминающиеся, как Плюшкин в « Мёртвых душах » и Моисей Моисеевич в « Степи » .

Кинематографисты не забывали о Смоктуновском даже в те годы, когда в России не снимали почти ничего;; но выбор стал намного беднее, и сниматься в этот тяжёлый для всех российских актёров период приходилось главным образом ради заработка . Самой значительной работой последних лет стал Исаак в фильме Леонида Горовца « Дамский портной », отмеченный в 1990 году « Никой » как лучшая мужская роль, наиболее известной — криминальный авторитет Гиля в фильме Виктора Сергеева « Гений », «человек с явно пошатнувшейся психикой», по определению самого актёра . Последней киноролью Смоктуновского стал полковник Фрилей в фильме « Вино из одуванчиков », озвучить её актёр не успел .

Смерть

Могила И. Смоктуновского на Новодевичьем кладбище Москвы

Иннокентий Смоктуновский умер 3 августа 1994 года на 70-м году жизни, находясь в подмосковном Посёлке санатория имени Герцена , где лечился после инфаркта . Церемония прощания прошла 6 августа в МХТ имени А. П. Чехова ; в последний путь актёра провожали аплодисментами, точнее — овацией . В России в то время такое прощание ещё не было принято, многих оно поразило, кого-то даже шокировало, другие же приняли как должное то, что уникального актёра и провожают не так, как всех: «В этот последний день, — написала Наталья Барабаш, — у Иннокентия Михайловича всё было как всегда» . После отпевания в церкви Воскресения Словущего на улице Неждановой актёр был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10) .

Семья

В Махачкале Иннокентий Смоктуновский женился на партнёрше по сцене актрисе Римме Быковой ; брак оказался недолговечным, и из Сталинграда в Москву актёр отправился один .

Недолгое и бесплодное в творческом отношении пребывание Смоктуновского в Театре им. Ленинского комсомола сыграло решающую роль в его частной жизни: здесь в 1955 году он познакомился с работавшей в пошивочном цехе художницей по костюмам Суламифью Михайловной (Шламитой Хаймовной) Кушнир, урождённой Хацкелевич (1925, Иерусалим — 2016, Москва) , дочерью известной писательницы на идише Ширы Горшман ; отчимом её с 1930 года был художник (1902—1972) . «Человек высокой организованности, и внутренней, и художнической, — говорил о Суламифи Михайловне актёр Ленкома Всеволод Ларионов , — она его воспитала и стала на всю жизнь и женой, и матерью» . В марте 1956 года у них родилась дочь, названная Надеждой, но в сентябре того же года она умерла .

Сын Филипп (30.07.1957—19.10.2022) был актёром, затем работал переводчиком научно-фантастической литературы; страдал наркозависимостью .

Дочь Мария (род. в 1965 году) стала балериной; в настоящее время работает в Музее МХАТа . Внучка, Анастасия Смоктуновская (Буцкевич; род. в 1982), была актрисой Московского драматического театра п/р Армена Джигарханяна .

Творчество

Оценки критиков и режиссёров

В 1959 году Наум Берковский в статье, посвящённой товстоноговскому « Идиоту », назвал Иннокентия Смоктуновского актёром интеллектуального стиля, умеющим объединить жест, мимику и позу с «игрой души» . Он отметил, что этот сценический стиль имеет свою традицию, воплощённую в таких именах, как Павел Орленев (первый исполнитель роли Фёдора Иоанновича), Александр Моисси и Михаил Чехов . Однако поспешил оговориться: «Со стороны критики было бы нескромностью самовольно приравнивать молодого актёра к прославленным именам прошлого… У Смоктуновского всё впереди, он сам докажет, какое место ему надлежит занимать в театре» .

На театральной сцене и в кинематографе актёру довелось играть роли самые разные, объединяла их — князя Мышкина и Иудушку Головлёва, Гамлета и Юрия Деточкина — прежде всего ярко выраженная интровертность . По поводу фильма «Солдаты», в котором актёр впервые обратил на себя внимание, Инна Соловьёва и Вера Шитова писали в 1966 году:

В обстоятельствах войны, где отдельность вроде бы и невозможна и странна, герой Смоктуновского… обладал какой-то органической особностью, отдельностью своего существования. Это и стало определительным для всех без исключения ролей, сыгранных актёром: не поддающаяся простым объяснениям, но удивительно видная отдельность его героев. Герои Смоктуновского всегда общительны, всегда очень контактны, самая их интонация всегда… ищет отзыва. И при всём том люди, которых он сыграл, притягивают и тревожат нас сокровенной цельностью своего внутреннего ядра… И если зритель на вопрос, чем ему нравится Смоктуновский, отвечает, как правило: «своим обаянием», — ответ этот и верен и неверен. Обаяние Смоктуновского не в актёрском шарме, которого у него почти нет, а вот в этом, таком редкостном даже для современного экрана обаянии сложного, обаянии отдельного, которое оказывается всякий раз сложным и неисчерпаемым… В этом разгадка того удивительного на первый взгляд обстоятельства, что вершинами его ролей становятся подчас молчаливые проходы или минуты кажущегося бездействия

Такой молчаливый проход запомнился критикам, в частности, в фильме «Девять дней одного года» — когда Илья Куликов один появлялся в опустевшем туннеле, и зрители не видели его лица, не слышали голоса, но в его походке было всё .

Гамлет, сыгранный Смоктуновским в фильме Григория Козинцева , — меланхоличный, рефлексирующий, утончённый и вместе с тем для самого актёра он был прежде всего борцом — «за человеческое в человеке» . Критики упрекали актёра в том, что для его Гамлета не существует «быть или не быть?», и сам актёр говорил, что не считает знаменитый монолог (в фильме он сокращён) кульминацией роли, как не считает и самого Гамлета человеком колеблющимся и сомневающимся; герой Шекспира виделся ему и сильным, и решительным, наделённым «огромной душевной волей и умственной энергией», его трагедия была трагедией знания, а не сомнения, и путеводными для него стали слова Белинского : Гамлет — это ты, это мы, это я, это все . Гамлету Смоктуновского, отмечал критик, хватило бы и воли, и решимости сразу отомстить за отца, и медлит он потому, что мысль его — не только о Клавдии . «Если можно максимально приблизить к нам шекспировского героя, — писала Майя Туровская , — Смоктуновский делает это» .

Роль, бывшая до него «коронной» у многих прославленных актёров, включая Лоренса Оливье и Михаила Чехова, принесла актёру широкое международное признание, была высоко оценена и зрителями, и критиками, и даже коллегами-актёрами , однако сам актёр остался не удовлетворён как своей работой, так и режиссёрской трактовкой трагедии . Он вообще редко бывал доволен собой; по свидетельству Беллы Езерской , в конце жизни из двухсот ролей, сыгранных в театре и кино, актёр только десять считал совершенно удавшимися: «Даже „Царя Фёдора Иоанновича“, которого критика отнесла к числу его шедевров, он не считает удачей» .

В 60-х годах актёра нередко упрекали в том, что во всех своих ролях он так или иначе повторяет князя Мышкина. Раиса Беньяш уже тогда считала это величайшим заблуждением: «Лирическую взволнованность, органическую интеллигентность, интеллектуальную тонкость, обострённость нравственных задач, повышенную чуткость в восприятии окружающего — всё, что составляет неотъемлемую принадлежность творческой личности Смоктуновского, многие принимают за личное достояние князя Мышкина» . В действительности Смоктуновский, будучи актёром характерным , как никто другой, умел оставаться самим собой в самых разных ролях ; в 58 лет впервые получив предложение сыграть персонаж «ярко негативной сущности» — Иудушку Головлёва, «выродка», который душит всё живое вокруг себя, убивает пустословием , Смоктуновский поначалу воспринял это предложение как оскорбление; но, предположив, что в каждом есть хоть капля такого Иудушки, он нашёл эту каплю и в себе, — и Порфирий Головлёв стал одной из лучших его ролей ; по свидетельству Смелянского, «оторопь брала от того, в какие тайники заглянул артист» .

С Олегом Ефремовым в фильме «Берегись автомобиля» (1966)

Смоктуновский, — писала Беньяш ещё задолго до чеховского Иванова и Головлёва, — актёр истинного и тончайшего перевоплощения. Изменчивость, разность его героев, включая и внешний их облик, достигается не гримом, а сложным переключением ритмов, способов общения с людьми, точным попаданием на эмоциональную волну данного, именно и только данного человека. А как результат этого попадания, меняются внутренние, душевные приспособления. Меняется даже весь строй существования, движение мысли, пластика, всегда точная и необыкновенно разнообразная… Даже одно и то же человеческое качество преображается у актёра неузнаваемо, возникая в разных людях

Судя по тому, какие роли нередко предлагали Смоктуновскому в кино, режиссёрам казалось, что этот актёр может всё, в том числе и вытянуть на себе откровенно слабый фильм; на самом деле, и это не раз отмечали критики, он намного сильнее, чем заурядные актёры, нуждался в качественной драматургии ; его высшие достижения связаны преимущественно с классическим репертуаром, в современном ему порою остро недоставало объёмности характера; особенно в кино, где неповторимость личности, по словам актёра, часто пытаются подменить «внешней эффектностью, неожиданными ракурсами» .

Памятник Юрию Деточкину в Самаре

Фильм « Ночной гость » представлен Соловьёвой и Шитовой как «Идиот», написанный не Достоевским, а Ганей Иволгиным — в полном соответствии с тем, как он в романе толкует цели и мотивы Мышкина: и бессребреничество, и чуткость к ближнему у героя Смоктуновского — Пал Палыча — превращались в изощрённые способы вымогательства . Отмеченный критиками «дар отдельности» в топорно-поучительном фильме Владимира Шределя , словно в насмешку над актёром, был использован для доказательства того, что сложных людей на самом деле не бывает и любую сложность можно разложить на несколько простых и подленьких составляющих . И хотя Смоктуновский, как отмечал Борис Тулинцев, укрупнил персонаж, придав ему едва ли не мистический смысл , преодолеть ущербность сценария ему не удалось .

Вместе с тем в кино «визитной карточкой» актёра, в неменьшей степени, чем Гамлет, стал Юрий Деточкин в лирической комедии Эльдара Рязанова « Берегись автомобиля », где он вновь продемонстрировал мастерство погружения в образ, ещё раз сыграв Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актёр самодеятельного театра . После его отказа из-за занятости и усталости Рязанов пробовал на эту роль многих прекрасных актёров, но кому-то, как Леониду Куравлёву , при всей достоверности и правдивости, не хватало странности, «этакого лёгкого сдвига мозгов», кто-то, как Олег Ефремов , мастерски изображал Деточкина, но не был им и оттого производил впечатление «волка в овечьей шкуре» . Всё сошлось в Смоктуновском, включая природную странность: «Он пришёл на экран сам, как личность, — писал Рязанов. — Его своеобразная человеческая индивидуальность дала тот эффект остранения характера Деточкина, какого я мог только желать. Этого невозможно было добиться никакими актёрскими ужимками, приёмами, уловками» .

И при жизни, и после смерти Иннокентия Смоктуновского награждали самыми высокими эпитетами, какие только можно было найти в русском языке, он был не только «гением», но и «первым, первейшим артистом России» , — Олег Ефремов, который не смог говорить на панихиде, даже после ухода отказывался называть его «великим»: «великих» было много, Смоктуновский для Ефремова был один .

Театральные работы

Норильский Заполярный театр драмы и музыкальной комедии

Дагестанский русский драматический театр им. М. Горького

Сталинградский областной театр имени М. Горького

Театр-студия киноактёра

Большой драматический театр имени Горького

Малый театр

МХАТ и МХТ имени Чехова

Антреприза Н. Шлезингера (США)

Работы на телевидении

Работы на радио

Герои фильма « Гамлет » — Анастасия Вертинская ( Офелия ) и Иннокентий Смоктуновский на почтовой марке СССР 1966 года

На радио Иннокентий Смоктуновский как чтец записал главы из романа И. А. Гончарова « Обломов », из «Идиота» Ф. М. Достоевского и « Дон Кихота » М. Сервантеса , отрывки из « Евгения Онегина » и « Бориса Годунова » А. С. Пушкина ; полностью записал сказки А. С. Пушкина и его повести « Капитанская дочка » и « Метель », повесть А. П. Чехова « Чёрный монах », сказки Г. Х. Андерсена , рассказы И. С. Тургенева , Г. Мопассана , К. Паустовского , Акутагавы и Г. Бёлля , а также стихотворения Ф. Шиллера , Р. Рильке , Б. Пастернака , А. Т. Твардовского .

Как актёр Смоктуновский сыграл в радиоспектаклях :

Фильмография

Дубляж

Озвучивание

  • 1962 — После свадьбы закадровый текст
  • 1965 — Последний месяц осени текст от автора
  • 1966 — Сибирью пленённые (документальный) — читает текст
  • 1970 — Алгебра революции (научно-популярный) — текст за кадром
  • 1971 — Памяти Достоевского (документальный) — читает текст
  • 1972 — Ревизор. Сцены из спектакля (фильм-спектакль) — голос за кадром
  • 1972 — Тревожная хроника (документальный) — текст за кадром
  • 1974 — Зеркало текст от автора
  • 1974 — Цапля и журавль (мультипликационный) — текст от автора
  • 1975 — Русский народный театр — читает текст
  • 1976 — (короткометражный) — текст от автора
  • 1977 — (мультипликационный) — читает сказку Х. К. Андерсена
  • 1977 — (мультипликационный) — читает стихи и прозу А. С. Пушкина
  • 1978 — Осенние колокола читает сказку А. С. Пушкина
  • 1979 — (мультипликационный) — щенок
  • 1980 — Болдинское притяжение — текст за кадром
  • 1980 — Рождение идеи. Циолковский (документальный) — закадровый текст
  • 1980 — (мультипликационный) — озвучивание
  • 1981 — Корни травы — читает текст
  • 1981 — Крепыш читает текст (голос Крепыша)
  • 1981 — (мультипликационный) — закадровый текст
  • 1981 — — текст от автора
  • 1981 — Халиф-аист (мультипликационный) — халиф
  • 1982 — Рерих (документальный) — читает текст
  • 1983 — — читает стихи корейской классической поэзии в переводе А. А. Ахматовой
  • 1983 — Болдинская бессонница — авторский текст и стихи А. С. Пушкина
  • 1984 — Седой Урал (документальный) — закадровый текст
  • 1985 — Сестра моя Люся текст от автора
  • 1986 — Академик Лаврентьев (документальный) — закадровый текст
  • 1986 — Геракл у Адмета (мультипликационный) — старик
  • 1987 — Любимое моё время (мультипликационный)
  • 1989 — Асаф Мессерер (документальный) — закадровый текст
  • 1989 — Село Степанчиково и его обитатели (телеспектакль) — текст от автора
  • 1990 — Грибная охота (документальный) — закадровый текст
  • 1991 — На Илыче осеннем — закадровый текст
  • 1991 — Монстр: Портрет Сталина кровью (документальный) — читает текст
  • 1993 — рекламные ролики из серии « Всемирная история, Банк Империал » — «Пётр I», «Тамерлан»
  • 1993 — — закадровый текст
  • 1993 — (короткометражный) — закадровый текст
  • 1994 — Посвящение в любовь текст от автора

Участие в фильмах

  • 1967 — Евгений Урбанский (документальный)
  • 1971 — Где б ни был я (документальный)
  • 1974 — Мир Николая Симонова (документальный)
  • 1981 — Последний сад (документальный) — читает отрывки из произведений А. Чехова
  • 1985 — Михаил Ромм: Исповедь кинорежиссёра (документальный)
  • 1987 — « » по Ф. М. Достоевскому (фильм-балет); постановка Б. Эйфмана и Ф. Слидовкера вступительное слово
  • 1990 — Играют и поют лауреаты 9-го Международного конкурса имени П. И. Чайковского (документальный)

Архивные кадры

  • 1987—2013 — Биография (США, документальный)
  • 2005 — Григорий Козинцев (из документального цикла « »)
  • 2006 — Иннокентий Смоктуновский (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2007 — Берегись автомобиля (из документального цикла «Фильм про фильм»)
  • 2008 — Иннокентий Смоктуновский против князя Мышкина (документальный)
  • 2008 — Сергей Урусевский (из документального цикла « »)
  • 2010 — Татьяна Лаврова. Недолюбила, недожила… (телепрограмма «Кумиры» с Валентиной Пимановой) (документальный)

Грампластинки

  • 1990 — Шедевры мировой поэзии. Из библейской поэзии Книга Иова. Псалмы (перевод с древнееврейского С.Аверинцева). Читают: Иннокентий Смоктуновский, Сергей Аверинцев

Награды и звания

Память

  • В Санкт-Петербурге , на доме, где он жил в 1958—1971 годах ( Московский проспект , 75) установлена мемориальная доска.
  • В сентябре 2007 года на родине актёра в деревне Татьяновка Шегарского района Томской области был открыт музей имени И. М. Смоктуновского. В основе экспозиции — собранные школьниками материалы — газетные и журнальные материалы, а также фотовыставка, посвящённая визиту актёра в родные места, во время гастролей с театром в Томске в 1985 году . В ноябре 2022 года музей сильно пострадал в результате пожара .
  • В честь Смоктуновского был назван астероид № 4926 .

Примечания

  1. Смоктуновский Иннокентий Михайлович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. . Дата обращения: 10 февраля 2021. 10 февраля 2021 года.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #119033739 // (нем.) — 2012—2016.
  4. . Дата обращения: 23 мая 2018. 5 февраля 2019 года.
  5. Горфункель Е. И. Смоктуновский. — М. : Искусство , 1990. — 238 с. — ISBN 5-210-00180-6 .
  6. , с. 356—357.
  7. , с. 222—237.
  8. Гереб А. . «Киноведческие записки» (2000, № 47). Дата обращения: 8 марта 2011. 10 ноября 2012 года.
  9. , с. 7.
  10. Смоктуновский И. М. Время добрых надежд / Вступит. статья А. Свободина . — М. : Искусство , 1979. — С. 6. — 240 с.
  11. (белор.) Нататкі рэдактара / Ян Чыквін. Беласток : Ортдрук, 1991. — 178. — 184. — (белор.)
  12. newsru.com. . Дата обращения: 23 мая 2018. 5 февраля 2019 года.
  13. , с. 8—9.
  14. . ОБД «Мемориал». Дата обращения: 19 августа 2012. 21 августа 2012 года.
  15. , с. 14—15.
  16. , с. 11—12.
  17. Чернявский А. . «Тихоокеанская звезда» (19 июля 2005). Дата обращения: 20 ноября 2011. 28 ноября 2012 года.
  18. , с. 16.
  19. Люди и награждения . «Подвиг народа». Дата обращения: 11 мая 2015. Архивировано из 13 марта 2012 года.
  20. , с. 318.
  21. , с. 17.
  22. , с. 76.
  23. , с. 19—20.
  24. . ОБД «Мемориал». Дата обращения: 19 августа 2012. 21 августа 2012 года.
  25. Люди и награждения . «Подвиг народа». Дата обращения: 11 мая 2015. Архивировано из 13 марта 2012 года.
  26. , с. 24.
  27. , с. 26.
  28. , с. 26.
  29. Как Смоктунович стал Смоктуновским // ] / Егошина О. В.. — М. : ОГИ (Объединённое Гуманитарное Издательство), 2004. — 192 с. — ISBN 5-94282-127-5 . 12 мая 2013 года.
  30. . Социальная история отечественной науки: XX век // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН ( ). Дата обращения: 16 августа 2012. 16 ноября 2012 года.
  31. . Дата обращения: 5 марта 2019. 6 марта 2019 года.
  32. , с. 77.
  33. , с. 384.
  34. , с. 35.
  35. , с. 44.
  36. , с. 42.
  37. Старосельская Н. Д. Товстоногов. — М. : Молодая гвардия, 2004. — С. 154—1955. — 410 с. — ISBN 5-235-02680-2 .
  38. Демидова А. С. «А скажите, Иннокентий Михайлович…». — М. : Киноцентр , 1989. — С. 10.
  39. Старосельская Н. Товстоногов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — С. 160—161. — ISBN 5-235-02680-2 .
  40. Варламова А. Актёры БДТ // Русское актёрское искусство XX века. Вып. II и III. — СПб. , 2002. — С. 67 .
  41. , с. 228.
  42. , с. 26.
  43. , с. 77—98.
  44. , с. 53.
  45. , с. 98.
  46. , с. 330.
  47. Старосельская Н. Товстоногов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — С. 167—168. — ISBN 5-235-02680-2 .
  48. Тулинцев Б. Иннокентий Смоктуновский // Театр : журнал. — М. , 1975. — № 3 . — С. 57 .
  49. , с. 89.
  50. Старосельская Н. Товстоногов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — С. 188—189. — ISBN 5-235-02680-2 .
  51. Цит. по: Старосельская Н. Товстоногов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — С. 191—192. — ISBN 5-235-02680-2 .
  52. , с. 101.
  53. Старосельская Н. Товстоногов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — С. 190—191. — ISBN 5-235-02680-2 .
  54. Рецептер В. Э. . — Москва: Вагриус, 2005. — С. 253. — ISBN 5-475-00096-4 .
  55. , с. 100.
  56. , с. 101—103.
  57. , с. 189.
  58. . Телеканал «Культура» (23 марта 2005). Дата обращения: 20 марта 2011. Архивировано из 16 июня 2010 года.
  59. Шигарева Ю. . « АиФ » (24 марта 2010). Дата обращения: 19 апреля 2011. 25 января 2012 года.
  60. Горфункель Е. И. Смоктуновский. — М. : Искусство , 1990. — С. 208. — 238 с. — ISBN 5-210-00180-6 .
  61. , с. 176.
  62. , с. 181—182.
  63. , с. 182—183.
  64. , с. 196—199.
  65. , с. 315.
  66. Тулинцев Б. Иннокентий Смоктуновский // Театр : журнал. — М. , 1975. — № 3 . — С. 63—65 .
  67. Велехова Н. А. <О спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» в Малом театре> // Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли. — Москва: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 205—211. — ISBN 5-7805-1017-2 .
  68. Рахманова М. // Музыкальная жизнь : журнал. — 1974. — № 23 . 7 августа 2012 года.
  69. Эфрос А. В. Избранные произведения: В 4 т. — М. : Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. — Т. 2. Профессия: режиссёр. — С. 260—261. — 367 с.
  70. , с. 202—203.
  71. , с. 203—204.
  72. , с. 386.
  73. , с. 388—391.
  74. , с. 284—286.
  75. , с. 348.
  76. , с. 289—290.
  77. , с. 349—350.
  78. . Дата обращения: 27 апреля 2023. 27 апреля 2023 года.
  79. , с. 352—353, 356—357.
  80. , с. 356—357.
  81. , с. 34, 39.
  82. Погорелова А. . Кино . Актуальные новости (2 октября 2016). Дата обращения: 2 октября 2016. 9 февраля 2019 года.
  83. Школьник Л. . «Еврейский журнал» (10 апреля 2007). Дата обращения: 20 марта 2011. 20 августа 2014 года.
  84. , с. 49.
  85. . «Где дремлют мёртвые…»: авторский сайт . Дата обращения: 18 апреля 2011. 13 апреля 2009 года.
  86. . Дата обращения: 8 ноября 2022. 8 ноября 2022 года.
  87. Иванцова С., Широков В. . Экспресс газета (13 февраля 2009). Дата обращения: 20 марта 2011. 8 мая 2013 года.
  88. (рус.) . Дата обращения: 3 декабря 2022. 3 декабря 2022 года.
  89. Корнеева И. . Российская газета (28 марта 2005). Дата обращения: 18 апреля 2011. 9 февраля 2019 года.
  90. . satire.ru . Дата обращения: 3 декабря 2022. 3 декабря 2022 года.
  91. от 29 июля 2018 на Wayback Machine . Театр Армена Джигарханяна].
  92. Берковский Н. Я. «Идиот», поставленный Г. Товстоноговым // Премьеры Товстоногова / Сост., пояснит. текст Е. И. Горфункель. — М. : Артист. Режиссёр. Театр; Профессиональный фонд «Русский театр», 1994. — С. 88. — 367 с.
  93. , с. 225—226, 228.
  94. Свободин А. П. Невский проспект, 1963 г // Театр : журнал. — М. , 1964. — № 1 . — С. 86 .
  95. , с. 229.
  96. , с. 131.
  97. , с. 143.
  98. Караганов А. В. Григорий Козинцев: От «Царя Максимилиана» до «Короля Лира». — М. : Материк, 2003. — ISBN 5-85646-102-9 .
  99. Никитина А. . «Литература», № 8 (695), 2010 (16 апреля 2010). Дата обращения: 19 апреля 2011. 23 августа 2011 года.
  100. Туровская М. И. Гамлет и мы // Сб.: Один раз в жизни. — М. : АПН, 1965. — С. 208 .
  101. , с. 135—152.
  102. Луков В. А. . «Русский Шекспир» (2005). Дата обращения: 19 апреля 2011. 9 сентября 2009 года.
  103. Езерская Б. С. Когда опускается занавес // Театральная жизнь : журнал. — М. , 1992. — № 8 . — С. 13 .
  104. , с. 74.
  105. , с. 71—72.
  106. Туровская М. И. Гамлет и мы // Сб.: Один раз в жизни. — М. : АПН, 1965. — С. 204 .
  107. Свободин А. П. Фантомы села Головлёво // Театр : журнал. — М. , 1985. — № 1 . — С. 64 .
  108. , с. 277, 282—283.
  109. , с. 257.
  110. , с. 230—232.
  111. Смелянский А. М. В кн.: Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Автор-составитель В. Я. Дубровский. — Москва: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 286—287. — ISBN 5-7805-1017-2 .
  112. , с. 105.
  113. Тулинцев Б. Иннокентий Смоктуновский // Театр : журнал. — М. , 1975. — № 3 . — С. 58 .
  114. Рязанов Э. А. Мои друзья — артисты // Нева : журнал. — Л. , 1982. — № 7 . — С. 169 .
  115. Рязанов Э. А. Мои друзья — артисты // Нева : журнал. — Л. , 1982. — № 7 . — С. 170 .
  116. , с. 5, 354—364.
  117. , с. 382—385.
  118. , с. 390—391.
  119. . Дата обращения: 17 мая 2018. 9 октября 2021 года.
  120. . Дата обращения: 2 декабря 2016. 10 февраля 2019 года.
  121. , с. 385—388.
  122. Использованы кадры из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается».
  123. Использованы кадры из фильма «Белый праздник».
  124. , с. 388—390.
  125. на сайте Discogs
  126. . Библиотека нормативно-правовых актов СССР. Дата обращения: 6 октября 2012. 11 мая 2013 года.
  127. Смоктуновский Иннокентий Михайлович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  128. . Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 17 декабря 2012. 19 декабря 2012 года.
  129. Смоктуновский Иннокентий Михайлович // Энциклопедия кино
  130. , с. 321.
  131. . Герои страны . Дата обращения: 6 октября 2012. 15 октября 2012 года.
  132. . Библиотека нормативно-правовых актов СССР. Дата обращения: 6 октября 2012. 12 мая 2013 года.
  133. Анна Жидкая. . Томский обзор (24 декабря 2012). Дата обращения: 19 марта 2019. 6 февраля 2019 года.
  134. . Дата обращения: 24 ноября 2022. 24 ноября 2022 года.
  135. . Дата обращения: 24 ноября 2022. 24 ноября 2022 года.

Библиография

Книги Смоктуновского

  • Смоктуновский И. М. Время добрых надежд / Вступит. статья А. Свободина . — М. : Искусство , 1979. — 240 с.
  • Смоктуновский И. М. Быть! / Предисловие А. Кима . — М. : Алгоритм , 1998. — 336 с. — ISBN 5-88878-021-9 .
  • Смоктуновский И. М. Покой нам только снится // О войне и товарищах. Сборник воспоминаний. — Красноград: АО, 1996. — С. 148—158. — 298 с. — 950 экз.

Книги о Смоктуновском

  • Беньяш Р. М. Иннокентий Смоктуновский // Без грима и в гриме: Театральные портреты. — Л. : Искусство , 1966. — С. 71—112.
  • Соловьёва И. , Шитова В. Иннокентий Смоктуновский // Актёры советского кино: Вып. 2. — М. : Искусство, 1966. — С. 222—237 .
  • Свободин А. Иннокентий Смоктуновский. — М. : Союз кинематографистов СССР, Бюро пропаганды советского киноискусства, 1977. — 24 с.
  • Мишарин А. Тайна явного [Иннокентий Смоктуновский] // Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино / Сост. . — М. : Искусство, 1988. — С. 23—38 .
  • Демидова А. С. «А скажите, Иннокентий Михайлович…»: Разговор с Иннокентием Смоктуновским. — М. : Киноцентр , 1989.
  • Горфункель Е. И. Смоктуновский. — М. : Искусство , 1990. — 238 с. — ISBN 5-210-00180-6 .
  • Горфункель Е. И. Гений Смоктуновского. — М. Навона, 2015, — 512 с. — ISBN 978-5-91798-030-0.
  • Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Автор-составитель / Под ред. Б. М. Поюровского . — М. : Искусство, 2002. — 383 с. — ISBN 5-210-01434-7 .
  • Егошина О. Актёрские тетради Иннокентия Смоктуновского. — М. : ОГИ (Объединённое гуманитарное издательство), 2004. — 192 с. — ISBN 5-94282-127-5 .
  • Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2 .

Фильмография о Смоктуновском

Ссылки

  • Смоктуновский И. М. // Октябрь . — 1996. — № 10 .
  • // Известия . — 26 марта 2010.
  • Достоевский Ф. М. (радиокомпозиция спектакля БДТ). Старое Радио (1961). Дата обращения: 11 августа 2012. 17 августа 2012 года.
  • Толстой А. К. (радиокомпозиция спектакля Малого театра). Старое Радио (1973). Дата обращения: 11 августа 2012. 17 августа 2012 года.
  • . Дата обращения: 12 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  • Некрасов В. П. // Новое Русское Слово . — 1984. — 20 июня.
  1. Виталий Вульф . . russia.tv. Дата обращения: 17 ноября 2017. 17 ноября 2017 года.
Источник —

Same as Смоктуновский, Иннокентий Михайлович