Interested Article - Римская литература

Римская литература — литературная традиция, возникшая в Древнем Риме на латинском языке . Традиционные рамки римской литературы устанавливаются от её возникновения в III веке до н.э . и до падения Западной римской империи в 476 году н.э . В последующие века латиноязычная литературная традиция продолжилась, но она обычно рассматривается отдельно .

Писатели Древнего Рима находились под большим влиянием древнегреческой литературы , но смогли создать новые жанры и новые эстетические критерии. Римская литературная традиция стала образцом для европейской литературной традиции. Изучение латинских авторов было основой гуманитарного образования в Европе Средних веков и Нового времени , и до начала XX века было обязательной частью среднего образования . Такие авторы как Цицерон , Вергилий и Юлий Цезарь исторически считаются образцами стиля и художественного мастерства. И по сей день римская литература активно изучается , переводится и издаётся.

Доклассический период (до 81 года до н. э.)

Предпосылки развития римской литературы

Надпись на « Чёрном камне» ( лат. Lapis niger) VI в. до н. э. является древнейшим письменным памятником на латыни .

Римская литература возникает во второй половине ΙΙΙ в. до. н. э. , когда Римская республика уже является могущественным государством и претендует на доминирование над всем Средиземноморьем . Появление римской литературы произошло на базисе существующей устной поэзии и письменности , и происходило под влиянием культуры Древней Греции .

Существуют свидетельства об устной литературе римлян, которая, за небольшим исключением, не дошла до нынешнего времени . Самым древним сохранившимся лирическим текстом на латыни является гимн Арвальских братьев , который является записью устной ритуальной поэзии. Кроме того, из дописьменной эпохи дошли отрывки гимнов жрецов салиев . Сведения о фольклоре содержатся у Горация, который сообщает о фесценнинах ( лат. versi Fescennini , от города ), остроумных стихах, которыми перебрасывалась молодёжь осенью на сельских празднествах, после уборки жатвы и сбора винограда . У Тита Ливия говорится о так называемой сатуре ( лат. satura), драматическом представлении, с музыкой , пением и пляской . Предполагается, что устная римская поэзия могла обладать разработанным правилами стихосложения .

Этрусская ваза с изображением Геракла , поражающего Гидру . VI в. до н. э. Музей Гетти , США .

Важным фактором развития латинской литературы является греческое влияние . С VIII века до н. э. в Италии существовали греческие колонии , которые получили название Великой Греции . Сиракузы на Сицилии стали важным центром эллинистической культуры, где работали такие выдающиеся личности как поэт Феокрит и математик Архимед . На территории Апеннинского полуострова сильной эллинизации подверглись соседствующие с Римом этруски, в чьё искусство начали проникать греческие персонажи и мотивы.

В Риме греческое влияние проявляется в том, что латинский алфавит формируется на основе , а римская религия перенимает многие черты религии эллинистической .

Дополнительным фактором эллинизации римского общества было наличие в городе большого количества рабов . В ходе экспансии на территорию Греции Рим пленил большое количество местных жителей, многие из которых имели хорошее образование. В результате, в Риме оказалось большое количество людей, владеющих греческим языком. Рабы-греки занимались не только физическим трудом, но и обучением. Им часто отдавались на воспитание дети римской аристократии, которых с детства приобщали к языку и литературе Греции .

В коллегии понтификов составлялась ныне утраченная летопись , упоминаемая Цицероном . Кроме того, Цицерон и Тит Ливий упоминают существование записанных похоронных речей ( лат. laudationes funebres). Из записанных политических речей известна речь, сказанная в сенате против Пирра Аппием Клавдием Слепым в 280 г. до н. э., и дошедшая до времён Цицерона .

Литература ранней республики (240—81 гг. до н. э.)

Ранний период римской литературы начинается с момента первой трагедии на латыни в 240 г. до н.э . и заканчивается первым выступлением Цицерона и начала диктатуры Суллы в 81 г. до н. э. Зачастую начальный период разделяется на два: с 240 г. до н. э. и до начала гражданских войн в 131 г. до н. э. , и с 131 г. до н. э. по 81 г до н.э . За исключением отдельных авторов, произведения римской литературы раннего периода не сохранились. Их содержание восстанавливается по заглавиям и по описаниям поздних авторов.

Политически, этот период характеризуется быстрой экспансией Римской республики на всю территорию Средиземноморья. К середине IΙI в. до н. э. Римская республика покорила большую часть Апеннинского полуострова и обрела значительное могущество. Начавшиеся в 264 г. до н. э. Пунические войны ознаменовали начало претензий Римской республики на региональное господство. Победа над Карфагеном и его разрушение в 149 г. до н. э. сделали Рим гегемоном Западного Средиземноморья, а последовавшие войны с эллинистическими государствами превратили его к концу этого периода в одну из самых крупных мировых держав в истории . В то же время в римском обществе росло социальное напряжение и борьба между сословиями, которая зачастую выливалась в ожесточённое противостояние .

Начало римской литературы

В академической традиции условной точкой отсчёта истории римской литературы считается 240 г до н.э . В этот год Ливий Андроник , вольноотпущенник - грек из Тарента , поставил первую драму на латинском языке. Трагедии Ливия Андроника не сохранились, но анализ заглавий показывает, что они являлись переводами греческих трагедий . Кроме того, Ливий Андроник перевёл на латынь « Одиссею » Гомера и написал песню по случаю побед, одержанных в 207 г. до н. э. во Второй Пунической Войне .

Вскоре за пьесами Ливия Андроника последовали постановки Гнея Невия , чья первая драма датируется 235 г до н. э. В дополнение к греческим сюжетам, Гней Невий начал писать оригинальные трагедии по мотивам римской истории, т. н. претексты . Кроме того, Гней Невий создал первый римский эпос «Пуническая война» ( лат. Bellum Poenicum). Произведения Невия дошли в небольших фрагментах.

Развитие театра

После Ливия Андроника и Невия театр начал играть важную роль в римском обществе. Театральные представления стали организовываться несколько раз в год во время празднеств: Римских игр ( ) в сентябре; Плебейских игр ( ) в ноябре; игр Аполлона ( Ludi Apollinares ) в июле и игр Кибелы ( ) . Организация игр и постановок была сложным и дорогостоящим общественным мероприятием, и обычно спонсировалась претором или эдилом .

Одним из двух драматургов раннего периода, чьи пьесы сохранились является Тит Макций Плавт . Его деятельность приходится на конец III — начало II вв. до н. э. Плавт. написал около 130 комедий, до которых в относительно сохранном виде дошли 20. Все эти комедии принадлежат к жанру « комедии плаща» ( лат. fabula palliata , от паллия , типичной греческой одежды), то есть комедии, чьё действие разворачивается в Греции . Кроме того, многие из комедий Плавта являются переводами произведений греческого драматурга Менандра и других греческих комедиографов . В Риме высоко ценились сочинения другого автора комедий, Цецилия Стация , но его наследие практически полностью утрачено.

Текст комедии Плавта «Амфитрион». XV век. Библиотека Лауренциана . Plut. 36.41, fol. 1r.

Вторым дошедшим до нашего времени автором является Теренций . Его творчество относится к жанру « комедии плаща », и все его произведения имеют греческие прототипы. Первая его комедия была поставлена в 166 году до н. э. Инновацией Теренция по сравнению с пьесами Плавта является использование прологов. В них Теренций спорил со своими литературными противникам, настаивая на необходимости адаптировать греческие комедии к римским реалиям.

После смерти Теренция возникает так называемая « комедия тоги » ( лат. fabula togata), действие которой происходит в римских реалиях. Ни один из представителей этого жанра не сохранился, но известны имена драматургов, работавших в этом жанре: (укр.) (, Тит Квинкций Атта и Луций Афраний .

Помимо комедии, активно развивалась и трагедия. Дошли сведения о трагедиях, написанных Пакувием и Луцием Акцием . Квинт Энний , современник Плавта, создал большое количество трагедий на темы греческой мифологии, ни одна из которых не сохранилась полностью. Как и другие римские драматурги этого периода, Энний зачастую переводил и адаптировал греческие оригиналы для римской сцены.

Поэзия

Авторству Энния принадлежит также и эпос. Несохранившаяся поэма «Анналы» пересказывала в поэтической форме римскую историю. В ней впервые в латинской литературе использовался гекзаметр , греческий стихотворный размер, применявшийся в эпосе Гомера и других авторов. Энний адаптировал гекзаметр к особенностям латинского языка. Считается, что таким образом Энний стал основоположником латинской квантитативной поэзии . Помимо эпоса, Эннию также принадлежат и другие поэмы: «Эпихарм», где излагается эпикурейский взгляд на природу, и Hedyphagetica , на гастрономические темы.

Проза

В Риме III - II в. до н. э. активно развивалась историография, но до нашего времени дошли только фрагменты отдельных произведений.

Самыми ранними были авторы, которые описывали историю Рима от основания и до времени автора, и которые преимущественно были написаны по-гречески . Эта группа авторов получила название старших анналистов , к которым относятся Квинт Фабий Пиктор , Луций Цинций Алимент , Гай Ацилий , и другие. Их тексты были вытеснены произведениям более поздних авторов и впоследствии утрачены

Последним из старших анналистов считается Марк Порций Катон , составивший « Начала », историю Рима с эпохи царей и до середины II в. до н.э . «Начала» считаются первым прозаическим сочинение на латинском языке . Помимо историографии, Катон составил большее количество речей, сохранившихся фрагментарно, и тексты прикладного характера. Из последних дошёл трактат « О сельском хозяйстве ».

Вслед за Катоном, средние анналисты второй половины II в. до н. э. также перешли на латинский язык. Первым из них стал Люций Кассий Гемина . К этой же группе относятся Кальпурний Пизон Фруги , Квинт Фабий Максим Сервилиан , Гней Геллий , Семпроний Тудитан и Гай Фанний .

Помимо анналистов , дававших сведения о всей истории Рима, некоторые авторы составляли монографические исторические сочинения, повествовавшие об отдельных исторических сюжетах. К ним принадлежат такие авторы как Луций Целий Антипатр , передавший историю Пунической войны , и Семпроний Азеллион , описавший события III - I в. до н.э . Помимо этого возникает и автобиография, к её представителям относятся Марк Эмилий Скавр , Квинт Лутаций Катул , Публий Рутилий Руф и Луций Корнелий Сулла .

Сатира

В это же время оформляется сатира как вид письменной литературы. Римская сатира представляет собой небольшое поэтические произведения смешанного характера, часто в форме диалога, и обычно направленное против какого-либо человека или группы. Этот жанр уникален для римской литературы и не находит аналогов в Древней Греции . Самые ранние сохранившиеся произведения этого жанра принадлежат Гаю Луцилию . Им было создано 30 книг , из которой дошло около 1500 строк.

Классический период (81 г. до н. э.—117 гг. н. э.)

Период с первого выступления Цицерона в 81 г. до н. э. до смерти Траяна в 117 году н. э. считается классическим периодом латинской литературы . В науке ΧΙΧ—ΧΧ веков принималось, что именно в это время латинская литература достигла наивысшего расцвета, а стиль и язык этой эпохи являются эталоном изящной латинской речи.

Классический период зачастую разделяется на Золотой век, к которому относится период Поздней Республики, также называемый периодом Цицерона ( 81 44 г. до н. э. ) и период Августа ( 44 г. до н.э . — 13 г. н.э .) , и на Серебряный век, то есть время раннего принципата ( 13 117 гг. н. э. ), однако точные границы периодов могут варьироваться.

Первой такая датировка была предложена немецким филологом Вильгельмом Тойфеллем в 1870 году . В литературоведении начала XXI века разделение на Золотой и Серебряный век более не используются. Такие обозначение носят оценочный характер и предполагают идею «порчи» языка и литературы последующих является, что является антинаучным .

Литература Поздней Республики (81—44 г. до н. э.)

В период Поздней Республики доминирует фигура Цицерона , чьим именем этот период иногда называется , и чья политическая карьера ( 81 - 43 гг. до н. э. ) хронологически совпадает с этим этапом. Творчество Цицерона по объёму составляет около трёх четвертей текстов, дошедших из этого периода .

Политически, эпоха Поздней республики была периодом перманентного политического кризиса и гражданских войн , которые окончились с обретением Цезарем полноты политической власти .

Риторика

К 81 г. до н. э. в Риме существовала длительная традиция риторических выступлений, прослеживающаяся с III в до н. э. Активная политическая жизнь в сенате требовала умения убеждать слушателей. К выдающимися ораторам доцицероновского времени исследователи относят Сципиона Африканского Младшего , братьев Гракхов , Гая Скрибония Куриона и прочих .

Главным автором Поздней Республики считается Марк Цицерон . Его речь считается образцом совершенной латыни, его стиль также ценится очень высоко а речи Цицерона против Катилины считаются выдающимися достижениями риторического искусства . Высокая оценка творчества Цицерона обеспечила хорошую сохранность его речей, из которых дошло до современности 58. В дополнение к практическому использованию риторики, Цицерон занимался её теоретической разработкой. Современному читателю доступны его трактаты « Об ораторе » и « Брут ». В дополнение к этому сохранились его философско-политические тексты « О законах » и « О государстве », и собрание из более чем 900 писем.

Помимо Цицерона, в эту эпоху были активны и другие ораторы, Гортензий и Брут, но их речи не сохранились. Недошедше риторическое наследие Юлия Цезаря также высоко оценивалось современниками.

Историография

В эпоху Поздней Республики создание обширных историй Рима было продолжено младшими анналистами . К ним принадлежат, Квинт Клавдий Квадригарий , Валерий Анциат , Гай Лициний Макр , Квинт Элий Туберон и Луций Корнелий Сизенна , чьи произведения дошли во фрагментах.

Литературное дарование Юлия Цезаря выразилось не только в риторике, но и в двух его автобиографических произведениях, « Записках о Галльской войне » и « Записках о гражданской войне ». Эти тексты, написанные в третьем лице , повествуют о внешних и внутренних войнах , в которых Юлий Цезарь принимал участие. Они считаются выдающимися образцом стиля,, и в Новое Время «Записки» становятся базовым школьным текстом, с которого начинается изучение латыни в школах и гимназиях. Стиль Юлия Цезаря и его подход к историописанию быстро нашли подражателей. В продолжение его «Запискам» неизвестные авторы составили « Записки об Александрийской войне », « Записки об Африканской войне » и « Записки об Испанской войне ».

. Прибытие Цезаря к венетам . Иллюстрация к ΙΙΙ книге « Записок о Галльской войне ». Франция , 1520 г.

Соратником Цезаря в гражданских войнах был историк Гай Саллюстий Крисп . Подобно Цезарю, он описывал современные ему события. Его самое крупное произведение, «История», описывавшая события 78 67 годов до н. э. , не сохранилась. В « Заговоре Катилины » он сообщает политическом кризисе , произошедшем в эпоху его молодости. Результатом исторических изысканий Саллюстия является его сочинение « Югуртинская война », посвящённая военным действиям , произошедшим за 80 лет до написания самого текста. Отличительной чертой Саллюстия является его резкое неприятие современного общества, которое яростно критиковал как якобы погрузившееся в моральный упадок и разврат .

Энциклопедизм и биография

В этот же период расцветает интерес к наукам и зарождается римская филология . Интерес к философскими и филологическим вопросам возникает в Риме во II в. до н. э. когда член посольства города , учёный грек Кратет задержался в Риме из-за травмы. Там он начал читать лекции по философии и грамматике , чем пробудил интерес к этим дисциплинам у римлян. Первым подлинным римским грамматиком был Луций Элий Стилон Преконин , но из его наследия дошли только заглавия произведений.

Самым выдающимся учёным Поздней Республики был Марк Теренций Варрон . Его интересовали практически все сферы человеческой деятельности, и он считается одним из первых римских учёных-энциклопедистов. Предполагается, что он составил больше 70 сочинение в 620 книгах , из которых полностью дошло только два — « О сельском хозяйстве » и « ». Несохранившиеся сочинения были посвящены таким разнообразным темам как география , хронология , грамматика , философия и прочие. Он считается автором ряда поэтических произведений, философски-пародийных « Менипповых сатир » и «Картин» ( лат. Imagines), собрания 700 биографий выдающихся римлян.

Жанр биографии был в дальнейшем развит Корнелием Непотом . Его дошедшее сочинение « О знаменитых мужах» состояло из парных книг, в одной из которых приводились биографии выдающихся римлян, а в другой — иностранцев, преуспевших в этом роде деятельности, таким образом предвосхищая « Параллельные жизнеописания » Плутарха .

Поэзия

Возрастающий интерес римлян к философии проявился в поэзии Лукреция . В его поэме « De rerum natura » он последовательно излагает учение древнегреческого философа Эпикура и утверждает позицию атомистического материализма, используя научные знания той эпохи. Содержание поэмы не ограничивается философией и естественной историей , но затрагивает и другие темы. Например, в ней содержится драматическое описание Афинской чумы 430 г. до н.э . Поэма написана гекзаметрическим дактилем, впервые введённым Эннием .

Инновация в использовании метра и в содержании стихотворений принадлежит н.т. поэтам- неотерикам ( лат. neotericoi от др.-греч. νεωτερικός молодой, новаторский). Это был кружок молодых авторов, порвавших с предшествующей поэтической традицией. Позможно, во главе этой школы стоял Публий Валерий Катон . В отличие от римских поэтов более раннего времени, писавших на эпические и исторические темы, неотерики использовали поэзию как средство выражения душевных переживаний и личного опыта. Кроме того, они отходили от использования гекзаметра и активно экспериментировали с размерами. Новаторство неотериков вызывало отторжение более консервативных современников, среди которых был и Цицерон . Поэзия этого кружка практически не сохранилась и известны лишь имена авторов: Кальв , Квинт Корнифиций , Гай Гельвий Цинна , Квинт Гортензий Гортал , Гай Азиний Поллион и пр.

Единственным исключением из этого ряда является Катулл , который также принадлежал к неотерикам , но чей сборник дошёл до нашего времени. Его лирика носит сугубо личный характер и выражает различные чувства автора. Диапазон его эмоций варьируется от полного брани и непристойности гнева до восхищения и нежности, обращённых к возлюбленной лирического героя по имени Лесбия . Инновация Катулла в метрике заключается в том, что он вводит такие новые для римской поэзии размеры как элегические куплеты , холиямб и одиннадцатисложник . Влияние Катулла на последующую литературную традицию весьма велико, и в России начала XXI века Катулл является одним из самых читаемых и переводимых античных поэтов .

Век Августа

Настаёт золотой век римской поэзии, век Августа , открывающий собой новый период (четвёртый). Проза отступает, в свою очередь, на задний план и всецело господствует поэзия. Вследствие государственного переворота, стеснившего участие общества в политической жизни, занятие литературой, особенно поэзией, принимает в это время огромное развитие. Входит в моду у писателей чтение своих произведений перед публикой, сначала избранной, затем и всякой. Появляется бесчисленное множество поэтов, образующих разные кружки и литературные партии. Первое место между ними занимает кружок Мецената, ближайшего друга Августа . Во главе этого кружка, назначенного самим Августом с целью пропаганды идеологических основ нового строя, стояли Вергилий и Гораций , которые не столько по творческой силе своего огромного поэтического дарования, сколько по классической законченности своих произведений и по громадному влиянию на все последующее время литературы, справедливо считаются главными представителями всей римской поэзии. Важнейшим произведением Вергилия , хотя по характеру своего таланта он был более склонен к воспеванию пастушеского и сельского быта, является « Энеида », высшее выражение римского эпического творчества.

Сила поэтического дарования Горация является на одинаковой высоте как в сатирах (и письмах), так и в многочисленных произведениях лирической поэзии, называемых в изданиях одами : только в первых он является чисто национальным поэтом, а в лирике он находится под влиянием греческой мелики , в лице её наиболее чистых представителей Алкея , Сапфо и Анакреонта , в противоположность поэтам предшествующего периода, увлекавшимся александрийской поэзией.

В век Августа была достигнута наибольшая высота и элегией , которая не причислялась древними к чисто лирической поэзии, примыкая по стихотворной форме своей (двустишию из гекзаметра с пентаметром, то есть сокращённым гекзаметром) к эпосу. Важнейшие представители элегии, которая была по преимуществу любовной, — Альбий Тибулл , Секст Проперций и Публий Овидий Назон . В произведениях этих пяти поэтов выразился цвет века Августа , выше которого римская поэзия никогда не поднималась. В прозе к этому веку принадлежит огромное историческое произведение Тита Ливия, из 142 книг которого до нас дошли едва 35. Важнейшими представителями ораторского искусства в веке Августа является Гай Азиний Поллион (умер в 6 году н. э. ), действовавший на разных литературных поприщах даровитый писатель, и Мессала (умер ок. 4 года н. э. ), один из деятельнейших сподвижников Августа ; оба были покровителями молодых поэтов. Но красноречие времени Августа было красноречие укрощённое; поэтому судьба ораторов, забывавших о том, что времена переменились, не была завидна. и Кассий Север , хотя и не прямо за свои речи, подверглись гонениям, и первый из них кончил жизнь самоубийством, второй — в изгнании.

Серебряный век

С водворением империи положение литературы, в течение двух с половиной столетий шедшей постоянно вперёд, изменяется. Под влиянием стеснявших и искажавших её развитие политических условий, она, несмотря на обилие писателей, видимо клонится к упадку, которого не в силах задержать крупные таланты в прозе и поэзии, появляющиеся время от времени в течение всего первого века нашей эры. Век этот историки назвали серебряным веком литературы (пятый период по нашему счёту); он обнимает собой время от смерти Августа до конца правления Траяна (14 до н. э. — 117 н. э.). Нельзя сказать, чтобы лица, стоявшие во главе государства, были враждебны литературному движению по принципу; обыкновенно они даже сами принимали в нём участие. Даже некоторые из наиболее деспотических правителей, как Нерон и Домициан , поощряли литературу премиями и состязательными учреждениями, но это, умножая число писателей, не могло поднять самой литературы. Стесняемая в свободе своего развития, она стала мельчать в своих задачах, терять оригинальность и быстро истощаться в своей производительности.

Риторика

Особенно бросающейся в глаза чертой поэзии этого периода, столь обильного поэтами, является риторический колорит . Это стояло в связи как с политическими обстоятельствами, так и с новыми условиями образования в риторских школах. Стеснённое политическим гнётом в свободе своего движения, литературное слово начинает терять естественность в выражении и старается заменить недостаток серьёзного содержания стремлением к чисто внешнему эффекту, изысканностью оборотов, искусственностью пафоса и блеском остроумных сентенций. Недостатки эти ещё усиливались школьным образованием, которое, в свою очередь, приноровлялось к требованиям нового времени. Так как великих ораторов не требовалось, то стали приготовлять риторов, упражняя молодых людей в декламации и выбирая при этом, для изощрения таланта, иногда самые невероятные и, во всяком случае, вычурные или наиболее чуждые действительной жизни темы — об отцеубийстве, об обречённой на проституцию жрице и т. п.

Дух декламаторских школ, в которых утрачивалось чувство меры, легко переносился в литературу, особенно в поэзию. Первый век империи был особенно богат эпиками, которые, имея готовый образец римской эпопеи в «Энеиде» Вергилия, отличались от своего вождя всего более тем, что старательно применяли к историческим или мифологическим темам декламаторские приёмы, усвоенные в риторских школах. Такова « Фарсалия » Лукана, главного поэта Неронова времени, таков « Поход Аргонавтов » (Argonautica) Валерия Флакка, писавшего при Веспасиане, такова поэма « О второй пунической войне » (Punica) Силия Италика , таковы « Фиваида » (Thebais) и « Ахиллеида » (Achilleis) Стация , также поэтов Веспасианова и Домицианова времени. Ещё большее, если возможно, место, декламаторские приёмы нашли в трагедии , которая, имея дело с речами и действиями мифологических лиц, давала полный простор искусственному пафосу и представляла немало случаев для замысловатых сентенций и всякой декламации. В этом именно роде написаны десять трагедий Сенеки , единственные произведения из области римской трагедии, которые дошли до нас; лучше, чем что-либо другое, они могут служить живыми образчиками тех декламаций, какие вырабатывались в риторских школах.

Сатира

Самое видное явление в поэзии серебряного века, camupa , имеющая своими представителями Персия и Ювенала, также не избежала тлетворного влияния риторских школ, но, как такой вид поэзии, который, стоя близко к действительной жизни, не имел нужды прибегать к подделке чувства, пострадала от этого влияния гораздо меньше. Ввиду опасности, грозившей писателю за смелое слово, сатира была принуждена бичевать живых людей в лице умерших и обращаться к прошедшему, думая о настоящем. Она не могла не вдаваться в отвлечённые рассуждения о высоте добродетели и низости порока и, чувствуя омерзение к последнему, торжествовавшему среди ужасающего деспотизма и разврата, не могла не сгущать умышленно краски и не пользоваться всяким искусственным средством риторики , чтобы усилить впечатление и тем как бы вознаградить писателя за стеснение в свободном выражении чувств. В сатире, однако, страстное негодование вызывалось чудовищными картинами действительной жизни, а не было бесцельным упражнением в декламации, как в эпосе и трагедии; риторические средства являются здесь, поэтому, как бы орудиями литературного искусства, более или менее целесообразными. Во всяком случае, сатира, со своим гордым и негодующим стихом, представляется наиболее отрадным явлением в поэтической литературе серебряного века, особенно ввиду пресмыкающейся поэзии эпиков и лириков, воспевавших унизительнейшим образом не только Домициана, но и его богатых и влиятельных вольноотпущенников.

Пример Стация и Марциала показывает крайнюю степень глубины, до которой может пасть чувство достоинства и вообще нравственное чувство писателя в такое время, когда всякое свободное слово считается преступлением. Между тем, Стаций был одним из выдающихся эпиков I в. империи, а Марциал обладал большим лирическим дарованием; в его бесчисленных эпиграммах , остроумие, едкость, пикантность или просто игривость поражают на каждом шагу своей непосредственностью, чему вполне отвечает и развитая стихотворная техника. Для риторического элемента в этих лёгких произведениях не было места, что также выделяет Марциала в ряду поэтов серебряной латыни. В поэтической литературе I в. империи появились два новых вида, которых не знало прежнее время: басня и род романа. С первой ещё при Тиберии выступил вольноотпущенник Августа Федр , переделавший, без большого таланта, в шестистопный ямб 120 басен Эзопа, написанных прозой. С романом, в том роде, который выработала древность, выступил Петроний — по всей вероятности тот самый Т. Петроний, распорядитель удовольствий при Нероновом дворе, последние дни которого так интересно изобразил Тацит в своей « Летописи » ( XVI , 18-19). Роман этот (под заглавием « Сатирикон »), писанный прозой и стихами, с необычайной живостью и реальностью изображает распущенность нравов Нероновского времени, вводя нас прямо в отвратительную жизнь этого падшего мира, поразительного своей пошлостью и нравственным безобразием. Значительно богаче выдающимися представителями проза серебряного века. Здесь выдвигаются на первый план такие писатели, как философ Сенека , Плиний Старший , Квинтилиан , Тацит и Плиний Младший . В первой половине этого периода господствует Сенека (умер в 65 г н. э.); он ввёл в моду, среди ораторов, блещущий остроумием, тонкостью оборотов, краткостью выражения, неожиданностью контрастов стиль, с которым впоследствии упорно и систематически боролся в своей школе Квинтилиан, стараясь обратить своих учеников к изучению писателей классического времени, особенно Цицерона. Влияние Квинтилиана, к последователям которого принадлежали Тацит и Плиний Младший, принесло свои плоды, но, вообще говоря, красноречие, несмотря на всю его важную роль в обиходной жизни римлян, несмотря на множество людей, преданных его изучению, превратилось в декламацию и утратило руководящую роль в прозаической литературе. Период серебряной латыни не может указать ничего выше « Похвального слова Траяну» (Panegyricus ad Trajanum), принадлежащего Плинию Младшему и своей внутренней пустотой свидетельствующего, что времена истинного красноречия в римской литературе миновали безвозвратно.

Историография

Перемена государственного строя, понизившая уровень и значение красноречия, не могла не отразиться и на истории. Историку приходилось теперь считаться не столько с общественным мнением, сколько с личностью государя. В историографии первого века империи появились, поэтому, два направления, совершенно неизвестных в республике: раболепное и оппозиционное. И то, и другое были враждебны исторической истине, искажая её, первое — лестью, второе — ненавистью, как это заявлено самим Тацитом в предисловии к « Истории ». Первое могло преследовать свою цель спокойно и даже получать поощрение; второе терпело гонения. Оба направления, с их последствиями, обнаружились уже при Тиберии, но гонения на историческую литературу, в лице преданных сожжению сочинений Лабиена, начались ещё при Августе. При Тиберии был осуждён Кремуций Корд , писавший о междоусобных войнах конца республики; при Домициане Арулен Рустик и Геренний Сенецион поплатились жизнью за похвалу приверженцам республиканского правления. В дошедших до нас сочинениях Веллея Патеркула и Валерия Максима , писавших при Тиберии, мы имеем типические образцы направления раболепного. Из обильной исторической литературы времён Клавдия , Нерона и Веспасиана до нас ничего не дошло, кроме восьми книг сочинения Квинта Курция Руфа об Александре Великом , время появления которого в точности неизвестно. Немало в это время римляне интересовались Германией , о войнах с которой оставили сочинения Ауфидий Басс , писавший в период времени между Тиберием и Нероном, и Плиний Старший (при Веспасиане). Немалочисленна была в это время и литература военных мемуаров, представителями которой могут служить Домиций Корбулон и Светоний Паулин , а равно и биографическая литература, в которой принимали участие Тразея Пет , Плиний Старший, Тацит и др.; выходили сочинения и по истории отдельных народов, например, императора Клавдия об этрусках и о карфагенянах (написанные, впрочем, по-гречески), Антония Юлиана — об Иудее , а также общие труды по современной истории, например сочинения Клувия Руфа и Фабия Рустика , которыми пользовался Тацит по отношению ко времени Клавдия и Нерона. Этой обильной литературой были подготовлены исторические сочинения Тацита, великого римского историка времён Нервы и Траяна, когда, по словам самого историка, можно было «чувствовать, что хочешь, и говорить, что чувствуешь». Далеко не вполне дошедшие до нас главные сочинения Тацита, «История» («Historiae») и « Анналы » («Annales»), в которых изображалась эпоха от конца правления Августа до смерти Домициана, представляют важнейший памятник прозаической литературы времён империи, последнее усилие римского духа к созданию великого и вечного в области слова и мысли.

Философия

Не была проза первого века империи бедна и другими видами. Многочисленные философские трактаты Сенеки, в которых нравственное учение стоиков излагается без большой глубины, но красноречиво и с любовью; капитальный труд Плиния Старшего по Естественной ucmopuи, сосредоточивший в себе едва ли не всё современное ему знание; образцовое сочинение Квинтилиана «Об образовании оратора» (Institutio oratoria); тщательно обработанные «Письма» Плиния Младшего — всё это видные образцы литературной прозы, показывающие, какой разнообразной жизнью жила римская литература в первый век империи, несмотря на неблагоприятные политические условия для главных видов прозы — красноречия и истории. Научная и техническая проза получили в этот век даже особое развитие. Кроме риторики и естественной истории, которые имели представителями таких крупных писателей, как Квинтилиан и Плиний Старший, в это же время выступила на сцену география — в специальном сочинении Помпония Мелы (De chorographia), этнография — в сочинении Тацита о Германии , медицина — в сочинении Цельса (De medicina), составлявшем лишь часть энциклопедии того же автора по разным наукам. О сельском хозяйстве, первый опыт о котором был составлен Катоном, теперь писал Колумелла . Это же время представило целый ряд юристов, начиная с Мазурия Сабина, основателя школы Сабинианцев, и грамматиков, начиная с Юлия Модеста и Реммия Палемона; нельзя, наконец, пропустить и такого комментатора, как Асконий Педиан, от которого до нас дошли комментарии к пяти речам Цицерона. В числе других специалистов были землемеры , был даже гастроном ( Апиций ), писавший при Тиберии.

Упадок

Время Нервы и Траяна, которым заканчивается серебряный век римской литературы, было последним её расцветом, произвёдшим трёх из наиболее видных писателей империи: Тацита, Плиния Младшего и Ювенала. После их смерти производительная сила литературы быстро иссякает, наступает бессилие создать что-либо жизненное и получает преобладание наклонность к сухому знанию и педантической учёности, а в поэзии — к бездушной версификации . Со времени Адриана (117 г. н. э.) это литературное падение не останавливается.

Главнейшими представителями литературы II века н. э. являются Светоний, автор двенадцати биографий римских императоров, ритор Корнелий Фронтон , африканец по происхождению, развивший вкус к архаической латыни, Авл Геллий , представитель учёности, выражающейся в составлении из разных писателей заметок, относящихся главным образом к языку и грамматике, и африканец Апулей , получивший образование в Карфагене и писавший по разным предметам, как оратор, философ, ритор и поэт.

В языке Апулея, получившим название африканской латыни , набор фраз, неожиданных слов и выражений, обилие плеоназмов и вообще риторическая искусственность служат главными средствами привлечь и поддерживать внимание читателя.

Падение литературы было полное и непоправимое. Только юриспруденция, представляемая в этот век Гаем с его « Институциями », указывает ещё на высоту римской образованности, достигнутую в прежнее время и способную бороться с умственным и государственным разложением.

Пример Апулея, даровитейшего из писателей II века, показывает, что Рим уже утратил обаяние литературного центра; провинции начинают вести литературную жизнь на свой страх. Вслед за Африкой выступает самостоятельно в III в. Галлия , богатая риторическими школами; её ораторы щеголяют особенно панегириками ( Сидоний Аполлинарий ), превосходившими в лести всё, что было известно со времени знаменитого панегирика Плиния Траяну, представители других территорий империи ( Либаний ).

Как низко пала история в III и IV вв., об этом всего лучше говорят так называемые Scriptores historiae Augustae — авторы биографий римских императоров, компилировавшие и сокращавшие своих предшественников, без всякой критики или выбора источников, без всякой заботы о точности рассказа, без способности возвыситься до понимания эпохи и даже просто до политического суждения. Язык этих историков времён Диоклетиана и Константина не только переходит в вульгарную латынь , но и обнаруживает неправильности в конструкции и даже в употреблении грамматических форм. Ещё один шаг — и переход к варварской латыни средних веков становится естественным. Только исторические сочинения Аврелия Виктора и Евтропия , хотя также компендиозного характера, написаны правильным языком и даже не без признаков литературного таланта.

К IV в. принадлежал и историк империи от Нервы (96 г н. э.) до смерти Валента (378 г.), Аммиан Марцеллин , по своему образованию и развитию стоявший выше своего времени; но он был грек (из Антиохии ) по происхождению, вследствие чего латинский язык страдает у него неправильностями и труден для понимания.

Более всего, начиная с III по V столетие включительно, писалось по грамматике ( Присциан ) и риторике, так как потребность в образовании, несмотря на упадок литературы и даже государства, продолжала существовать и школы были рассеяны по всему государству.

В математике римляне не сделали никаких успехов, но не переставали заниматься военными искусством, сельским хозяйством, медициной и географией . К последней относится ряд дорожников (Itineraria), основанием для которых служили географические карты ; из них одна, дошедшая до нас в средневековой копии, носит название Tabula Peutingeriana , по имени первого её обладателя, и хранится в венской придворной библиотеке .

О поэзии последних столетий сказать нечего. Правда, лица, называвшиеся поэтами, не переводились и пережили даже конец римской империи, но поэзия эта была лишь упражнением в версификации. Излагались в стихах просодия и метрика , сельское хозяйство и медицина, даже география. Некоторые из христианских поэтов ведут полемику в стихах с язычниками и иудеями.

Из всей многочисленной фаланги поэтов IV и V вв. можно указать только эпика Клавдиана , написавшего несколько поэм правильным языком и правильными стихами, Авиана , переложившего 42 эзоповых басни элегическим размером, и Рутилия Намациана , описавшего живым языком своё возвращение из Рима в Галлию , к себе на родину. Остальные были только версификаторы, умышленно создававшие себе трудности стихосложения и игравшие ими.

Римская литература не умерла насильственной смертью, а погибла от истощения сил, как и само римское государство, находясь по крайней мере три столетия в какой-то агонии . Эта агония литературы пережила официальный конец империи (476 г. н. э.); римская литература совершенно замолкает уже в VI или даже в VII в. нашей эры. Последними её представителями считаются Боэций (ок.480 — 524), Кассиодор (около 487 — около 578) и севильский епископ Исидор (570—636), много писавший по истории и грамматике.

Начиная с конца II в., когда уже резко обозначился упадок языческой литературы, возникает на латинском языке литература христианская, в которой скоро обнаруживается большое движение, достигающее в IV в. своего апогея в лице Амвросия, Иеронима и Августина. Но христианская литература как по своему происхождению, так и по своему духу и задачам, представляет совершенно особую литературную область, с литературой древнего Рима органически не связанную, и потому должна быть рассматриваема особо.

Борьба и запрет Римской литературы христианством

Феодосий I Великий преследовал представителей Римской литературы, античной философии , религии, которых христиане считали язычниками .

В 384 385 годах рядом указов предписано уничтожение античных храмов : Храм Артемиды Эфесской , Храм Артемиды Гемеры и т. д.

Префект Востока Матерн Кинегий , при помощи вооружённой силы и вместе с христианскими монахами , разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры.

Эдикт 391 года , ещё более строгий, нанёс последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах.

В 391 г. по приказу патриарха Феофила был разрушен храм Сераписа в Александрии. Высказывались предположения, что при этом могла погибнуть какая-то сохранявшаяся на тот момент часть Александрийской библиотеки , значительного хранилища античной литературы; современные событиям описания не упоминают книг, и остаётся неизвестным, сколько книг, и каких именно, было в то время в храме (библиотека существенно пострадала в III в. при подавлении бунта императором Аврелианом , а затем в IV в. часть оставшихся книг была вывезена в Константинополь).

В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция староримской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен ( 394 ), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции . Фактически практика «язычества» продолжалась в глухих углах империи.

См. также

Примечания

  1. .
  2. , с. 65.
  3. Гораций . Послания. II.1.139-155
  4. Тит Ливий . История от основания города , VII, 2.
  5. , с. 39.
  6. Цицерон . Об ораторе, II, 12, 52
  7. Цицерон . Брут, 16, 62
  8. Тит Ливий . VIII, 40.
  9. Цицерон . Брут, 16
  10. , с. 264.
  11. , с. 43.
  12. , с. 53–54.
  13. Мнение Волькация Седигита , приведённое в Gellius . Att. Noct. XV XXIV.
  14. , с. 135.
  15. , S. 45–53.
  16. , с. 343.
  17. Teuffel, W. S. (Wilhelm Sigmund), 1820-1878. . — Scientia-Verlag, 1965.
  18. Wolfram Ax. // Hermes. — 1996. — Т. 124 , вып. 2 . — С. 220–240 . — ISSN .
  19. , S. 122—190.
  20. , p. 31.
  21. , с. 539—540.
  22. , с. 506—511.
  23. , с. 275—278.
  24. , с. 238.
  25. , с. 326.
  26. , pp. 178–179.
  27. Владимир Файер. (рус.) . ПостНаука (8 февраля 2018). Дата обращения: 24 мая 2020. 28 сентября 2020 года.

Антологии и книжные серии

Литература

  • Латинская литература // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 430—431. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
  • История всемирной литературы. T. 1. — М.: Наука, 1983. — С. 423—501.
  • История римской литературы / Под ред. С.И. Соболевского, М.Е. Грабарь-Пассек, Ф.А, Петровского. — М. : Издательство АН СССР, 1959. — 503+462 с.
  • Альбрехт М. ф. История римской литературы от Андроника до Боэция и её влияния по дальнейшие эпохи = Geschichte der römischen Literatur. Von Andronicus bis Boethius. Mit Berücksichtigung ihrer Bedeutung für die Neuzeit / Пер. А. И. Любжина. — Греко-латинский кабинет И. Ю Шичалина, 2002–2005. — 2001 с. — ISBN 5-87245-080-X .
  • Лосев А. Ф. , Сонкина Г. А., Тахо-Годи А. А. , и др. Античная литература / под ред. А. А. Тахо-Годи. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 1986. — 464 с с.

Ссылки

Same as Римская литература