Interested Article - Кумыкская плоскость

Кумыкская плоскость или Засулакская Кумыкия историко-географический термин для обозначения области в северо-восточном Предкавказье , в междуречье рек Терек и Сулак . В географическом отношении является частью Терско-Сулакской низменности . В историко-культурном плане территория Кумыкской плоскости входит в историко-географический регион Кумыкия под названием Засулакская Кумыкия . На территории Кумыкской плоскости располагались три кумыкских княжества — Эндиреевское , Аксаевское и Костековское .

География

Границами Кумыкской плоскости являются: на севере и северо-западе — река Терек , на востоке — берег Каспийского моря , на юго-востоке — река Сулак , на юге — подошва нижних отрогов Андийского хребта , Салатавские и Ауховские горы, на западе — вначале р. Аксай , потом черта, отделяющая земли чеченских селений Энгель-юрта и Азамат-юрта от земель кумыкских селений, и далее река Терек .

История

Древний период

До расселения тюркоязычных племен территории Прикаспия в регионе проживали ираноязычные племена . Большая часть Каспийского побережья контролировалась аорсами

В 50—70-е годы XX века на территории плоскости проводилась работа по выявлению и исследованию археологических памятников. Всего было выявлено порядка 40 памятников, наиболее крупные и изученные из них это Андрейаульское, Верхне-Чирюртовское и Новокулинское городища . Для всех памятников характерна единая культура — серолощенной керамики. Общая стратиграфия памятников говорит о едином процессе исторического развития населения этого региона в I—IX веках. В VII—VIII веках культура серолощенной керамики проникает на юг и встречается в памятниках от Сулака до Дербента (в частности она обнаружена в Таркинском, Карабудахкентском и Буйнакском городищах). Носителями были гунны, булгары, савиры и другие племена Хазарского Каганата . К середине VII века здесь сложился Хазарский каганат .

В конце VIII в начале IX века в результате арабо-хазарских войн большинство поселений в регионе были разрушены и основная масса хазар с подвластными народами (барсилы, беленджерцы, савиры, булгары, аланы и др.) перемещается на Волгу . В 1966 году А. В. Гадло изучавший Новокулинское городище зафиксировала три хронологических периода его развития, что, по его мнению, связано с тремя ведущими этническими группами доминировавшими на Северо-Восточном Кавказе на протяжении 1-го тысячелетия. Первый, позднесарматский период, связан с проникновением на эти территории ираноязычного степного населения. Второй период связан с савирами господствовавшими на Прикаспийской низменности до аваро-тюркского вторжения (середина VI века). В третий период, с середины VII века, савиров сменяют хазары .

Античные писатели Плиний Старший и Дионисий Периегет упоминали на рассматриваемых территориях народы «камак», «комар», «камарит», которые в отечественном и зарубежной историко-этнологической литературе нередко признаются предками современных кумыков .

Аббас-Кули-ага Бакиханов писал по этому поводу следующее:

Кумук, по показанию Птолемея , есть остаток народа Кам, или Камак, от имени которого получили название и принадлежащие ему земли .

В раннем средневековье данная область входила в состав Хазарского каганата . Кроме хазар её населяли гунны ; позже сюда заселяются тюмены , гюены и другие тюркские племена. Часть исследователей считают гюенов потомками гуннов , создавших в прикаспийском Дагестане свое царство . Тюмены выводили себя из кочевников-ногайцев . Кумыкская плоскость является исторической областью формирования и развития кумыкского народа — потомков хазар и тюркских племён .

В хронике « Зафар-наме » персидского автора Низам ад-Дин Шами , придворного историка Тамерлана , содержатся сведения об области, читаемой в разных списках как «область Мамукту» или «область кумуков» . Это упоминание кумыков относится к XV веку . в результате многочисленных нашествий монголо-татар, войн между Золотой Ордой и Ильханидами, ареной для которых служила Кумыкская плоскость, она подверглась сильному опустошению .

XVI—XVIII века.

Вплоть до XVII века на территории области существовали различные кумыкские княжества и шамхальства — Тарковское , Эндиреевское, Костекское, Аксаевское, Тюменское и др . В середине XVI века на Качкалыкском хребте появляются первые поселения казаков — впоследствии получившие наименования « гребенских ». В 60-е годы XVII века под защиту Тарковского шамхала Будая на реке Аграхань поселяются донские казаки-старообрядцы . Позже их поселения пополняются кумскими казаками .

С конца XVI века все княжества неоднократно находились под протекторатом России. А окончательное присоединение этих земель к России было закреплено Гюлистанским мирным договором 1813 года . В конце XVIII века на севере области появляются первые кочевые станы ногайцев , вытесненных из причерноморских и донских степей.

Н. Дубровин в 1871 году отмечает, что трудно определить, каким племенем до прихода кумыков была занята Кумыкская плоскость, но, с некоторою вероятностью, можно предполагать, что коренные обитатели её соединялись уже в одно общество и составляли один народ. Заселение плоскости между Тереком и Сулаком произошло от выходцев из шамхальства, которые, перемешавшись, в свою очередь, с выходцами из Кабарды и с гор, составили тот народ, который мы, по преимуществу, называем кумыками .

Некоторые сведения, ссылаясь на многочисленные местные предания, приводит российский историк-востоковед, кавказовед, археограф, археолог Адольф Берже . Берже отмечает, что чеченцы впервые появились на равнине не ранее конца 16 века или начала 17 века . После ухода с равнин калмыков кумыкскими Берже назвал земли за рекой Мичик и Качкалыковским хребтом: «Но Чеченцам не давала покою врожденная им страсть к удовольству; они стали делать набеги, на соседей: к Кумыкам за Мичик, в Малую Кабарду за Сунжу и за Терек, — словом, стали грозою других племен, забирая везде добычу и пленных».

Согласно другому преданию, которое приводит А. П. Берже (1828—1886) , чеченцы просили дать им правителя у Шамхала Тарковского , тот просьбу выполнил, и отправил им либо Султа-Мотти (Солтан-Мута) , либо Али-бека который поселился в Старом Аксае . В предании сказано, что таким образом кумыки впервые появились во владениях чеченских с правом пользоваться землёй только по одну (правую) сторону Аксая и чеченцы взяли с них слово никогда не переправляться через эту реку, однако, впоследствии, «Кумыки постепенно и исподволь завладели Чеченскою плоскостью, отчего она и носит теперь название Кумыкской» . При этом Берже отмечает мифический характер легенды и то что «туземцы» действительно Кумыкской плоскостью считают только пространство между Сулаком и Аксаем, а от левого берега Аксая плоскость называют Качкалыковской .

Якоб Штелин упоминает владетелей местности слияния Сунжи и Терека — князя «Такмазова» и его братьев — являвшихся князьями Брагунского владения .

Ряд других авторов указывают на то, что появление чеченцев на равнине следует относить к XVI веку , а то и к середине XVIII века . Е. Максимов отмечал, что поскольку в сказаниях времён Чингисхана и Мамая о такой народности как нохчо нет, вероятнее всего, они появились в Чечне не ранее XIV века

Таким образом, с середины XVIII века территория плоскости становится полем постепенного расселения чеченцев , но тем не менее, ещё в 1877—1878 Ковалевский отмечал, что естественной границей Кумыкской плоскости и владений кумыков являлся Качкалыковский хребет .

XIX век

И. Ф. Бларамберг (1800—1878) писал о населении плоскости следующее :

«Территория кумыков расположена между реками Терек, Аксай, Койсу и Каспийским морем, являющимся её восточной границей. К северу она отделяется от района Кизляр болотами в нижнем течении Терека; на западе она расположена на обоих берегах нижнего течения Аксая до крепости Амир-Аджи-юрт, расположенной на правом берегу Терека; на юге она граничит с Дагестаном и районами, занятыми салатавцами, ауховцами и качкалыкцами. Южный рукав реки Сулак, называемый „Куру-Койсу“ (Сухая Койсу), отделяет кумыков от территории таркийских шамхалов. Наибольшая протяжённость территории кумыков с запада на восток, от крепости Амир-Аджи-юрт до мыса Аграхан, составляет 120 верст; с севера на юг, от древнего Терека (имеется в виду старое русло) до Сулака, — 60 верст, что составляет общую площадь в 7200 квадратных верст. Когда-то Гудермес был западной границей территории кумыков, он впадает в Сунжу пятнадцатью верстами выше места её впадения в Терек. Но когда чеченцы спустились со своих гор, кумыкские ханы поселили часть из них на своей территории у подножия отрогов Кавказа, между Сунжей и Аксаем. Чеченцы, обосновавшиеся гам на определённых условиях, стали называться качкалыками (шесть деревень). Затем, с приходом новых соплеменников, их численность увеличилась, и хотя кумыкские ханы до сих пор считают их своими вассалами, на самом деле качкалыки, воспользовавшись позже ослаблением кумыкских ханов, вернули себе независимость. Таким образом, вся территория между Гудермесом и крепостью Амир-Аджи-юрт может рассматриваться как составная часть территории, занятой племенами чеченцев.»

Границей Кумыкского владения и Чечни Берже назвал Качкалыковский хребет.

Рост чеченского населения в Кумыкском владении был вызван поощрением беглецов из имамата Шамила, которых военная администрация поощряла земельными наделами на Кумыкской плоскости. Так, в селения Баммат-Юрт и КазакМурза-Юрт по распоряжению генерал-майора А. И. Барятинского стали селить беглецов из таких чеченских селений Имамата, как Ойсунгур, Умахан-Юрт и Хан-Киши-Юрт В 1895 году Семёнов утверждал, что в жителях Эндирея и всех мелких аулов самого верхнего пояса плоскости, населённых преимуществу отпрысками чеченского племени, явно проявляется черты характера их родичей — чеченцев .

Российский офицер, географ и этнограф Густав Гербер (1690—1734) , в 1728 году составивший карту Каспийского побережья, писал о том, что чеченцы, которые «теперь говорят по-татарски», прежде были расселены до Каспийского моря под властью шамхала . Эту версию подтвердили в 1785 году историк Михаил Чулков и в 1800 году генерал Богдан Кнорринг .

Густав Гербер писал, что чеченцы расселялись возле гор недалеко от Эндери и до Каспийского моря, но с пришествием на эти земли казаков их численность уменьшилась, так как часть скрылась в горах, а часть ушла в Персию (современный Иран ) .

Аух и Качкалык

По сообщениям А. М. Буцковского часть Кумыкской плоскости Аух также являлся кумыцкой землёй, заселённой чеченцами, которые «кумыкам дань платят баранами и в обязанности давать вспомогательных воинов» :

В 1732 году комендант крепости Кизляр А. И. Ахвердов сообщает, что «по правому берегу Терека, расстоянием от реки в поле в 20-ти, 18, 15, 13 верстах выведенные с давних времен аксаевскими владельцами и поселенные в теперешних местах под особым названием Алты Качилык» . Переселение качкалыковцев (одно из чеченских обществ) аксайскими князьями на равнину так же подтверждает С. М. Броневский (1763—1830) . Переселенцы обязаны были платить князьям ежегодную подать, поголовным сбором выходить на один день на княжеские поля для полевых работ, давать по овце со двора и выставлять по воину с семьи . В 1812 году А. М. Буцковский отмечает, что

Сии качкалыки, размножились приходом многих новых чеченцев, хотя и ныне аксаевцами почитаемы за их подвластных, но, пользуясь послаблением сих владельцев, вышли из всякого послушания, овладев всем участком между реками Гуйдюрмезом и левым берегом Аксая, так что оной ныне уже к области Чеченской причислить должно

В деле 19 века о притязании качкалыковцев на принадлежность им земли, лежащей по реке Аксай, имеется указание земельного комитета о том, что «им (князьям — потомкам Солтан-Мута) платили ясак Карабулак и Чечня, кроме того до самого восстания Кази-Муллы, платили ясак и шесть деревень Качалыка, Аух и Салатавия, и земли эти считались их полной собственностью».

Кавказская война и последствия

С начала Кавказской войны (1817—1818 гг) плоскость становится ареной военных действий между горскими племенами и царской армией. В годы войны за сопротивление царским войскам была сожжена значительная часть аулов, принадлежавших князьям или узденям Кумыкии — Лак-лак-юрт, Генже-аул, Карлан-юрт, Гуен-отар, Сала-отар, Кочкар-юрт, Хасавюрт, Бамат-юрт, Бал-юрт, Баметбек-юрт, Казакмурза-юрт, Имангул-юрт, Баба-юрт, Нуракай-юрт, Танай-юрт, Азамат-юрт, Умахан-юрт , Азамат-Юрт , Бал-юрт, Бамматбекюрт , Бамматюрт [ нет в источнике ] , Старый Аксай, Донат-юрт, Кочкар-юрт и др . Так же в период Кавказской войны практиковалось переселение непокорных чеченских аулов на плоскость для облегчения контроля за ними, что ещё больше увеличило чеченское население на ней. В 1846 году для защиты кумыкских владений от горских набегов возводится крепость Хасавюрт (впоследствии слобода).

«На правомъ флангѣ сей линіи есть отдѣльная кр. Налчикъ, въ землѣ большой Кабарды, а на лѣвомъ также отдѣльныя крѣпости: Внезапная и Эндери въ землѣ Чеченской».

Во время Кавказской войны одним из идеологов колонизации Кумыкской плоскости был наместник Кавказа Воронцов . Как приводит кавказовед Покровский :

Рассматривая вопрос о дальнейших действиях, Воронцов намечал целую систему мероприятий, куда входили и переселение чеченцев, и истребление полей, и экономическое давление. По его собственным словам он постоянно обращался за советами к Бате. "Мы много говорили о колонизации чеченцев за Качкалыком. Я окончательно убедился в громадной важности этой меры. Мне кажется совершенно ясным, что кумыки не имеют никакого права на те земли, которыми мы хотим располагать, начиная с треугольника между Герзель аулом, Умахан юртом, и Амир Аджи юртом, далее до Аксая. Я просил Бату настоятельно твердить жителям северной части Большой Чечни, что мы им не позволим ни сеять, ни косить, если они не изъявят покорность на месте и не перейдут за Качкалык. Мы говорили с Батой ещё о двух вещах.

В 1860 году образуется Терская область , включившая в себя и Кумыкскую плоскость (на её территории образуется Кумыкский округ , преобразованный в 1871 году в Хасавюртовский). С начала 90-х годов XIX века по 1917 год плоскость становится территорией колонизации и хозяйственного освоения переселенцами из центральных губерний империи. В этот период было образовано множество русских, украинских, немецких, молдавских сёл, колоний, хуторов и экономий — Ново-Владимировка , Ново-Георгиевское , Колюбакинское , Романовка , Евгениевка , Эйгенгейм и др. С началом гражданской войны, а особенно после чеченского рейда в январе 1918 года, большая часть пришлого населения покинула регион, а сёла были сожжены и разрушены. По окончании гражданской войны им так и не было разрешено вернуться назад. Покинутые сёла заселяются кумыками и чеченцами из соседних сёл .

В 3-й четверти XIX века, основными населёнными пунктами на плоскости были Аксай, Костек и Казиюрт, кроме того существовало множество мелких «деревушек» принадлежащих аксайским, андреевским и костекским князьям и первоначально заселенный их крепостными людьми. Села Баташ-юрт и Байрам-аул были населены выходцами из Кабарды. А несколько населённых пунктов на севере плоскости и вдоль Терека, на землях аксаевского князя были заселены чеченцами, выходцами из Мичика и Качкалыка, как отмечает автор поселены они были очень недавно. Кроме того проживало до 7000 душ кумыкских ногайцев , делившихся на два кочевья Костековское и Яхсайсаевское и плативших дань за пользование землей кумыкским князьям .

Ермоловым в 1818 году все чеченцы проживающие в сёлах Османюрт , Караагач , Байрамаул, , , и Казах-Мирза-Юрт под конвоем были изгнаны [ аффилированный источник? 2429 дней ] . Кумыкская плоскость, за несколько дней была совершенно очищена от чеченцев .

С окончанием Кавказской войны, 30 декабря 1869 располагавшийся на Кумыкской плоскости Кумыкский округ Терской области (Северная, Засулакская Кумыкия) был упразднён и переименован в Хасавюртовский округ. Уже в конце 70-х годов вся южная часть Хасавюртовского округа, от Герзель-аула до Эндирея , была заселена чеченцами. С 1870 по 1877 году количество чеченцев в регионе увеличилось с 5912 ауховцев до 14 тысяч чеченцев и продолжило возрастать до 18 128 в 1897 году .

Советское время

На основании секретных постановлении ГКО № 827 «О переселении немцев из Дагестанской и Чечено-Ингушской АССР» от 22 октября 1941 года и № 5073 «О выселении чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР» с территории плоскости было выслано все немецкое и чеченское население. После реабилитации чеченцев и возвращения их на родину на плоскость начинают переселять аварское и даргинское население, ранее переселенное в Чечню. Кроме того, строится несколько сёл (Новосельское, Заречное и др.) для чеченцев, которым было запрещено селиться в Новолакском районе, поэтому многие из молодых представителей народности «успели уже утратить свой природный язык» .

Исторические фальсификации

Во второй половине XX века в так называемой компилированной Адильсултановым «Аккинской хронике» выдвигается теория о том, что в Терско-Сулакском междуречье, то есть на Кумыкской равнине до прихода Солтан-Мута «не было ни души», а потому «место не имело хозяина и принадлежало Богу. Переселенцы с благоговением приняли от Бога эти места по праву первого завладения» .

Однако, множество источников того времени, в том числе и российских, говорят о несостоятельности таких утверждений. Например, после завоевания Астрахани Иваном Грозным в русских источниках упоминается принявший в 1558 году подданство России «шевкал Тюмени» Агим (Агиш), и ставший после него в 1559 году «шевкалом» «тюменский князь Токлуй», а после Токлуя в 1569 г. — его племянник, тюменский князь Тюгень Атяков (Туган Айтеков) . Данные события происходили на территории Тюменского княжества , локализуемого, в том числе, и на части Кумыкской плоскости. Последним правящим тюменским бием был Солтанай. В 1588 году стрельцы заложили на речке Тюменке (ныне Старый Терек) крепость Терки. По сути это была открытая аннексия Тюмени Российским государством. Содействие русским воеводам и казакам в захвате Тюмени оказал кабардинский князь Джанклиш (Канклыч) Черкасский из рода Идаровых . Событие это, пусть и не столь масштабное и яркое, вместе с тем, по своим последствиям, стоит в одном ряду с падением Казани, Астрахани и Сибири. Кумыкский шамхал намеревался оказать помощь Салтанаю и начал собирать к походу северо-кавказских феодалов, однако в дело вмешался двоюродный брат Джанклиша, Мамстрюк Черкасский и воспрепятствовал их объединённым действиям . После же на Кумыкской плоскости происходили события, связанные с именем народного героя многих кавказских народов, кумыкского шамхала Солтан-Мута , упоминавшегося выше. Кульминацией данного периода был Поход Бутурлина в Дагестан , в процессе которого было сожжено множество кумыкских селений, включая Эндирей , и окончившийся поражением царских войск в Караманской битве . Таким образом, речь может идти только о частичном истреблении кумыкского и другого населения на полной жизни территории, но не полном запустении.

Кроме того, майор Властов в статье «Война в Большой Чечне» от 1856 года, напечатанной Военной Типографией Российской Империи, анализируя этнографические данные Терско-Сулакского междуречья, религиозную периодизацию, предания чеченцев и исторические данные, заключил, что легенды о «передаче чеченцами земель по ту сторону Аксая кумыкам, пришедшим судьями по приглашению» есть «рассказ, выдуманный народной гордостью» . Также он привёл выводы, что «кумыки были древнейшими обитателями большой плоскости между Сулаком и Тереком, а чеченцы поселились на землях им принадлежавших в виде арендаторов, или, быть может, что Калмыцкий Хан Аюка, бывший здесь с полчищами в начале 18-го века, нашёл в чеченцах союзников, а по удалении его, Кумыки отомстили слабымъ чеченцамъ, покорив их и наложив подать. — Къ тому же времени относится и принятие ими ислама, хотя не по влиянию Калмыков, которые до сих пор буддисты.»

Известный российский этнолог и антрополог В. А. Шнирельман в одной из своих работ рассматривает «мифическую» концепцию, согласно которой Терско-Сулакское междуречье является неотъемлемой частью древних чеченских земель. Эта концепция легла в основу стремлений Чечни к территориальной экспансии на территорию Дагестана с целью получения выхода к Каспийскому морю . Концепция начала складываться во 2-й половине 1980-х годов когда некоторые чеченские историки начали пересматривать историю заселения чеченцами-акинцами дагестанских земель. С этого времени у чеченских историков наблюдалось стремление удревнить дату начала переселения на равнину (официально признанная — вторая половина XVI века) и преувеличить роль своих предков в местной средневековой истории. Первым на этот путь встал Х. А. Хизриев утверждавший, что вайнахи проживали на данной территории ещё в раннем средневековье. Ссылался он при этом на археолога А. В. Гадло и его работу по раскопкам городища « Хазар-Кала ». Но при рассмотрении этой работы выяснилось, что Гадло в своей работе о вайнахах даже не упоминал, а речь в ней идет о позднесарматском ираноязычном населении, которое в 500-е годы н. э. сменилось тюркскими кочевниками. Затем историк Я. З. Ахмадов принялся преувеличивать политическую роль чеченцев на северо-западе Дагестана, при этом его взгляды со временем менялись от умеренных когда он признавал Эндиреевское княжество кумыкским владением с оговоркой, что в войске князя Султан-Мута были вайнахи и что чеченцы составляли часть подвластного ему населения, но позже он уже заявлял, что до появления Султан-Мута вся земля от «Дарьяла до Дербента» принадлежала вайнахскому князю Ших-Мурзе Окоцкому. В начале 1990-х годов А. Адилсултанов обнародовал некую «хронику-рукопись Ибрагимова-Магомедова» якобы хранившуюся у местного акинского населения. Некритически используя данные археологии и весьма неопределенные сообщения античных авторов, он пытался доказать, что предки вайнахов обитали на плоскости с глубочайшей древности. Иные подходы он отметал как искажающие историческую действительность по идеологическим причинам. Ссылаясь на «хронику-рукопись» он доказывал, что в XVI—XVIII вв. чеченцы занимали всю северную часть Дагестана вплоть до Каспийского моря, где использовали рыболовецкие угодья о. Чечень. И если Ахмадов ещё допускал двухкомпонентный кумыкско-чеченский состав населения Окоцкой земли, то Адилсултанов кумыков не упоминал вовсе и «рисовал» сообщество чеченцев одним из могущественных политических образований в позднесредневековом Дагестане. Эта версия «истории» принята в качестве достоверно установленного факта в официальных изданиях и обобщающих трудах чеченских историков . Под эту версию истории переиздаются книги, так дважды уже после смерти автора, был переиздан труд чеченского краеведа А. Сулейманова «Топонимия Чечено-Ингушетии» — под названием «Топонимия Чечни» который был «дополнен территорией Терско-Сулакского междуречья» отсутствующей в первом авторском издании. В преамбуле к главе о «территорией Терско-Сулакского междуречья», говорится, что она написана по полевым материалам И. Исмаилова и А. Адилсултанова .

Население

Кумыкская плоскость — наиболее заселённая часть Дагестана. В настоящее время Кумыкская плоскость — многонациональный регион . На этой территории чересполосно расположены населённые пункты, в которых проживают кумыки, аварцы, чеченцы, лезгины, даргинцы, лакцы и др.

См. также

Примечания

  1. Кумыкские феодальные владения в политической жизни Дагестана в первой половине XVIII века". Махачкала, 2008. стр. 24-38.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 16 сентября 2023. 12 апреля 2023 года.
  3. (неопр.) Дата обращения: 16 сентября 2023. 17 апреля 2023 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 16 сентября 2023. 17 апреля 2023 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 16 сентября 2023. 17 апреля 2023 года.
  6. (неопр.) . Дата обращения: 16 сентября 2023. 17 апреля 2023 года.
  7. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Статья «Кумыкская плоскость»
  8. Абдусаламов Магомед-Паша — Кумыкские феодальные владения в политической жизни Дагестана в первой половине XVIII века". Махачкала, 2008. — стр. 24-38.
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  10. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. Изд. Наука.
  11. Materialy po arkheologii Dagestana. Том 9 — С.185
  12. М. П. Абрамова, М. Г. Магомедов. О происхождении культуры Андрей-аульского городища // Северный Кавказ в древности и средние века. М.:Издательство «Наука». 1980. с. 123—140
  13. А. В. Гадло. Городище Казар-Кала (к вопросу о хазарской культуре в Северном Дагестане)// Краткие сообщения АН СССР. Средневековые древности Восточной Европы. № 144. М.:Издательство «Наука», 1975. с. 60-66
  14. Плиний. Естественная история Вестник древней истории. 1949, № 2, с. 302.
  15. Дионисий Периегет. Описание населённой земли. // ВДИ, § 1,1948
  16. (рус.) . www.apsuara.ru . Дата обращения: 6 октября 2020. 29 января 2020 года.
  17. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М. 1823, с. 191
  18. ↑ Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам. Баку.1991.
  19. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1896, т. 33, с. 14
  20. Токарев С. А. Этнография народов СССР. М. 1958, с. 228—229
  21. Народы Кавказа. Т.1. М.1960, с. 71
  22. Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Ленинград. 1978, с. 38
  23. А. Бакиханов неточен в передаче этого сообщения. О камах или камаках говорит не Птолемей, а Гай Плиний Секунд
  24. Л. Н. Гумилёв Открытие Хазарии
  25. Лазарев Я. О гуннах Дагестана. // «Кавказ», 1859, № 34
  26. Ходнев Н. Заметки о древних названиях кавказских народов // Кавказ. 1867. № 45, 67,81).
  27. Из рукописи П. Головинского. Терские ведомости. 1873, № 5.
  28. Гмыря Л. Б. «Царство гуннов» (савир) в Дагестане (IV—VII вв.) М., 1980.
  29. Туземцы Северовосточного Кавказа: (Рассказы, очерки, исслед., заметки о чеченцах, кумыках и нагайцах и образцы поэзии этих народцев) / Н. Семенов. — Санкт-Петербург: тип. А. Хомского и К°, 1895. — XVIII — с. 237—239
  30. Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Ленинград. 1978. C. 37-38.
  31. В. Ф. Минорский. История Ширвана и Дербенда X—XI вв.. — Изд-во Восточной литературы, 1963. — С. C.145.
  32. Г. С. Фёдоров-Гусейнов. История происхождения кумыков. — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1996. — С. 18.
  33. Источник: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном. М.-Л. АН СССР
  34. Арсен Акбиев. Кумыки. Вторая половина XVII — первая половина XVIII века Дагестанское книжное издательство. 1998
  35. Б. Атаев. Край равнинный — Кумыкия. Очерки. Махачкала, 1996 г.
  36. ↑ Н. Дубровин. История войны и владычества русских на Кавказе. Том 1. Очерк Кавказа и народов его населяющих. Книга 1. Кавказ. Санкт-Петербург. 1871
  37. Русско-чеченские отношения. Вторая половина XVI—XVII в. Сборник документов /Выявление, сост., введ., комм. Е. Н. Кушевой .-М., 1997.С.327.
  38. Дружинин ВТ. Указ. соч.; Мининков НА К истории раскола русской православной Церкви (малоизвестный эпизод из прошлого донского казачества) // За строкой учебника истории: Уч. пособие.— Ростов-н/Д., 1995. с. 32
  39. Берже А. П. (рус.) . — Тифлис: Тип. гл. упр. Наместника Кавк, 1859. — С. стр. 131. — 140 с. 21 июня 2019 года.
  40. Оразаев Г. М. (рус.) www.vostlit.info (2002). Дата обращения: 24 июня 2017. 1 сентября 2017 года.
  41. Е. Максимов, Чеченцы//Терский сборник. Владикавказ, 1893, вып. 3, кн. 2.
  42. Карпов Ю. Ю., Капустина Е. Л. Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в XX — начале XXI века: их социальные и этнокультурные последствия и перспективы. СПб., 2011. стр. 35
  43. Карпов Ю. Ю. Изменяющийся этнос: Чеченцы в XVII—XIX вв. //Этническое единство и специфика культур: Материалы Первых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2002.
  44. . — М. : «Европа», 2007. — 128 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9739-0123-3 .
  45. ↑ (рус.) oldcancer.narod.ru . Дата обращения: 6 октября 2020. 7 октября 2020 года.
  46. [Е. Максимов, Чеченцы//Терский сборник. Владикавказ, 1893, вып. 3, кн. 2. стр. 24]
  47. (рус.) . homlib.com. Дата обращения: 27 июня 2017. 1 сентября 2017 года.
  48. (рус.) www.apsuara.ru . Дата обращения: 6 октября 2020. 29 января 2020 года.
  49. А. П. Берже «Чечня и чеченцы» (Тифлис, 1859 г., стр. 2)
  50. Ю. М. Идрисов, И. И. Ханмурзаев, Н. А. Аджиев/ Российская военная администрация и восстановление разрушенных в период Кавказской войны населённых пунктов в Кумыкском владении
  51. Туземцы Северовосточного Кавказа: (Рассказы, очерки, исслед., заметки о чеченцах, кумыках и нагайцах и образцы поэзии этих народцев) / Н. Семенов. — Санкт-Петербург: тип. А. Хомского и К°, 1895. — XVIII — с. 234
  52. ↑ (рус.) . www.vostlit.info . Дата обращения: 6 октября 2020. 15 апреля 2021 года.
  53. (рус.) . www.runivers.ru . Дата обращения: 6 октября 2020. 23 января 2021 года.
  54. (рус.) . dlib.rsl.ru . Дата обращения: 6 октября 2020. 9 сентября 2023 года.
  55. Михайлом Чулков. (рус.) . — СПб. : Имп. Акад. наук, 1781—1788. — Т. Т.2, кн.2.. — С. 446. — 624 с. 9 сентября 2023 года.
  56. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Т. I. История Дагестана с древнейших времен до XX века / отв. ред. А. И. Османов. М., 2004. 627 с.
  57. ↑ (рус.) . Дата обращения: 9 октября 2018. Архивировано из 25 марта 2016 года.
  58. (рус.) . books.google.ru . Дата обращения: 6 октября 2020. 14 октября 2017 года.
  59. (рус.) . chenetbook.info . Дата обращения: 6 октября 2020. 2 марта 2019 года.
  60. ЦГАРД Ф. 105. Оп. 3. Д. 1. Л. 1 (об)
  61. Шихалиев Д. М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала, 1993.
  62. Кобахидзе Е. А. — Осетия конца XVIII — начала XX в.: опыт исторического взаимодействия традиционного и государственно-административного управления. Владикавказ, 2010, с. 319
  63. * «Чеченцы: история и современность» (рус.) / Составление и общая редакция Ю. А. Айдаева. — Москва: Мир дому твоему, 1996. — 352 с. — ISBN 5-87553-005-7 . * Антология. «Чеченская Республика и чеченцы. История и современность» (рус.) . — Москва: Наука, 2006. — 576 с. — ISBN 5-02-034016-2 .
  64. Энциклопедия «Кумыкские очаги»
  65. (рус.) . elib.shpl.ru . Дата обращения: 6 октября 2020. 5 июня 2020 года. . Сочинение Платона Зубова. Часть вторая" — С. Петербург. Типография Конрада Вингебера. 1835 г.
  66. Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля / Предисл. Н. Н. Покровского , введ. и прим. В. Г. Гаджиева . — М. : РОССПЭН , 2000. — С. 27. — ISBN 5-8243-0078-X .
  67. Ю. Ю. Карпов Из истории переселенческого движения в Дагестане
  68. (рус.) . Дата обращения: 15 марта 2017. Архивировано из 5 мая 2017 года.
  69. отоев Ф. В. Общественно — экономический строй Чечни (вторая половина XVIII — 40- е годы XIX в.). С 63
  70. З. Х. Ибрагимова ЧЕЧЕНЦЫ В ЗЕРКАЛЕ ЦАРСКОЙ СТАТИСТИКИ (1860—1900) Монография Москва «ПРОБЕЛ-2000» 2006
  71. Н.Семёнов. Обитатели Кумыкской плос-кости. // «Терский сборник», выпуск I, Владикавказ — 1890 г., с. 166
  72. А. А. Адилсултанов — Акки и Аккинцы в XVI—XVIII веках
  73. Е. Максимов, Чеченцы//Терский сборник. Владикавказ, 1893, вып. 3, кн. 2. стр. 24 и стр. 39-40
  74. Тени вечности Леча Ильиасов
  75. Этническая история и фольклор — Р. С Липец, Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая
  76. Лавров Л. И. Кавказская Тюмень // Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев. Нальчик, 2009. С. 441
  77. Любавский М. К. Обзор русской колонизации с древнейших времен до XX в. М., 1996. С. 394
  78. Лавров Л. И. Указ. соч. С. 444
  79. Поход Бутурлина в Дагестан
  80. «Война в Большой чечне», майор Властов, 1856, Военная Типография, стр. 15
  81. «Война в Большой чечне», майор Властов, 1856, Военная Типография, стр. 18
  82. Шнирельман В. А. Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. — М.:Новое литературное обозрение, 2006 с. 199—200
  83. Сулейманов А. Топонимия Чечни. Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 1997
  84. (рус.) . Дата обращения: 1 декабря 2016. Архивировано из 11 октября 2017 года.

Литература

Ссылки

  • (рус.) . radosvet.zx6.ru . Дата обращения: 6 октября 2020.
  • (рус.) . Архивировано из 25 февраля 2013 года.
  • (рус.) . kumukia.ru . Дата обращения: 6 октября 2020.
  • (рус.) aishu09.mirtesen.ru . Дата обращения: 6 октября 2020.
  • (рус.) . www.kumukia.ru . Дата обращения: 6 октября 2020.
  • (рус.) . www.kumukia.ru . Дата обращения: 6 октября 2020.

Same as Кумыкская плоскость