Interested Article - Блэк-метал

Внешние видеофайлы
Примеры блэк-метала
(прото-блэк)

Блэк-ме́тал (от англ. black metal — «чёрный мета́лл»; норв. svartmetall ) или просто блэк музыкальный стиль, один из экстремальных жанров метала . Общие черты этого направления — быстрый темп, вокал — шрайк , гитары с сильным дисторшном , использование тремоло , сырые ( lo-fi ) записи, нестандартные структуры песен и акцент на атмосферу. Артисты часто используют корпспэйнт и берут псевдонимы.

В 1980-х годах несколько трэш- и дэт-метал групп сформировали прототип блэк-метала . «Первая волна» блэк-метала состояла из таких групп, как Venom , Bathory , Mercyful Fate , Hellhammer и Celtic Frost .
«Вторая волна» возникла в начале 1990-х годов, её возглавили норвежские группы, такие как Mayhem , Darkthrone , Burzum , Immortal , Emperor , Satyricon и Gorgoroth ; во время «второй волны» появилось несколько выдающихся шведских групп, таких как Dissection , Abruptum , Marduk и .
Ранняя норвежская блэк-метал-сцена развила стиль своих предшественников в отдельный жанр. Блэк-метал-сцены, вдохновлённые норвежской, возникли по всей Европе и Северной Америке.

Своё наименование стиль получил благодаря альбому Black Metal , выпущенному группой Venom в 1982 году .

Основные черты

Звучание и инструменты

Блэк-метал, как правило, характеризуется скоростными гитарными и барабанными партиями. Используются приёмы игры тремоло и бласт-бит . Звучание гитар резкое и «сырое», создающее монотонную абразивную пелену дисторшна . Зачастую вместо квинт используются простые минорные и мажорные аккорды . Вокал — скриминг и его разновидности (шрайк, грим, кроук и др.) — резкий хрипящий крик, или высокий вопль с истеричной интонацией; иногда применяются вставки гроулинга (низкого «рычащего» вокала). Подобное звучание определяется как Raw black metal (от англ. raw — «сырой») и считается классическим. Бас-гитара и клавишные (крайне редко) играют вспомогательную роль в традиционном эталонном блэке, тогда как, например, в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание. Гитарные соло и связки куплет-припев редки для этого жанра.

Инструменты, применяемые для исполнения, те же, что и в хэви-метале , однако иногда могут использоваться и нетрадиционные (для метала) инструменты — например, классические ( скрипки , виолончели ) или старинные аутентичные ( фольклорные ).

Концерты и сценический образ

В отличие от музыкантов других жанров, многие блэк-метал-музыканты не дают концертов. Те же группы, которые всё-таки выступают на сцене, часто используют разнообразный реквизит и театральные приёмы. Во время концертных выступлений и в видеоклипах создаётся мрачная атмосфера, используется агрессивная оккультная символика, демонстрируются грубые надругательства над религиозными образами (чаще всего проявляется антихристианство ). На сцену иногда выходят в особых облачениях, стилизованных под одеяния скандинавских воинов, викингов , либо в ритуальных одеждах. Mayhem и Gorgoroth известны в числе других групп своими концертами, во время которых сцена украшена отрубленными головами животных, фальшивыми распятиями , средневековым оружием , а сами музыканты измазаны в крови .

Гаал на концерте 2009 года

Сценический образ блэк-исполнителей играет важную роль. В одежде широко используются атрибутика, свойственная субкультуре металлистов : чёрная кожа, шипы, напульсники, тяжёлая обувь на толстой подошве, берцы. Как и у многих представителей экстремальной метал-сцены, важной составляющей образа являются длинные волосы. Однако блэк преподносит всё это под своим углом зрения, напульсники могут превратиться в утыканные гвоздями наручи, а кожаный пояс — в патронную ленту ( патронташ ) . Чтобы подчеркнуть антихристианскую или антирелигиозную позицию, часто используется сатанинская символика — перевёрнутые кресты и пентаграммы . Однако наиболее запоминающейся чертой является особый чёрно-белый макияж — корпспэйнт , цель которого — придать исполнителю демонический вид или сделать его похожим на труп. Тем не менее, многие блэк-музыканты стараются абстрагироваться от подобных клише (например, группа Emperor в своё время отказалась от корпспэйнта, основываясь на том, что он потерял первоначальное значение). В основном всё вышеперечисленное характерно для музыкантов, исполняющих тру-блэк, в то время как музыканты симфо-блэка и других, более мягких направлений данную атрибутику, как правило, не используют, так как ориентированы на более широкую аудиторию слушателей.

Оформление альбомов

Альбом группы Venom , названный Black Metal , дал название всему жанру

В начале 1990-х ведущие блэк-метал-музыканты использовали простые чёрно-белые фотографии, рисунки или надписи в оформлении обложек своих записей . Некоторые полагают, что это было своеобразным протестом против групп дэт-метала , которые в то время начали использовать яркое разноцветное оформление альбомов . Некоторые музыканты, в особенности исполняющие тру-блэк, используют такой стиль оформления до сих пор. Альбомы остальных групп обычно имеют атмосферные или провокационные обложки. На одних часто изображается лес, природные или фэнтезийные пейзажи (например, Filosofem Burzum и In the Nightside Eclipse Emperor ), различные мифологические персонажи. Довольно часто на обложках можно увидеть работы норвежского художника начала XX века Теодора Киттельсена , особенно из его книги Svartedauen (Чёрная смерть). Другие обложки несут на себе разнообразные изображения Бафомета , пентаграмм, перевёрнутых крестов и кощунственные порочащие интерпретации на христианскую тематику (например, In Sorte Diaboli Dimmu Borgir и Marduk ), реже встречается нацистская символика (например, Нехристь Nokturnal Mortum ).

Для оформления надписей и текстов часто используется готический шрифт , скандинавские руны и орнаменты. Логотипы многих блэк-метал-команд представляют собой настоящие шедевры художественной графики — изображаются множеством сложных, изломанных, витиеватых линий (часто напоминающих изморозь или иней , намёк на ледяную северную природу) и переплетённых символов-букв.

Логотипы блэк-метал-групп:
  • Тематика песен и идеология

    Существенно более важную роль, чем в других «металлических» жанрах, играет идеология музыкантов и, как следствие, тематика песен. Изначально блэк-метал сформировался на почве антихристианской идеологии , поэтому многие группы эксплуатируют сатанистскую , антихристианскую и оккультную тематику . Наиболее радикальное направление блэка — тру-блэк — зачастую граничит с экстремизмом . В отличие от остальных направлений метала, идеология в блэке зачастую играет большую роль, чем музыка. Тематика подавляющего большинства традиционного блэка включает антитеизм , атеизм , язычество .

    Другие блэк-метал-группы идеологически ближе к дэт-металу и эксплуатируют такую тематику, как война , смерть , нигилизм . Зачастую тематика указывается в поджанре блэка: например, «депрессивно-суицидальный блэк-метал» (DSBM) или «национал-социалистический блэк-метал (NSBM)».

    В настоящее время существуют и более мягкие направления блэка, например, симфо-блэк. Тематика этих групп сильно отличается от тематики традиционных групп и включает в себя описание природы , зимы , мифологии , фольклора , философии и даже фэнтези . Эксплуатируют элементы этих тем и другие блэк-метал-группы, придерживаясь при этом жёсткого звучания. В частности, это отражается на обложках альбомов и названиях песен .

    Кроме того, в некоторых направлениях блэка присутствуют элементы нацизма , что порождает среди поклонников массу споров и в целом дискредитирует музыкальный жанр. Многие блэк-метал-исполнители (в том числе участники Dissection , Gorgoroth , Dark Funeral , Summoning и Panopticon ) считают, что идеология нацизма неприемлема для блэка, так как нацизм является авторитарной и коллективистской идеологией, тогда как идеи блэк-метала основаны на индивидуализме.

    Классификация блэк-метала

    Прото-блэк-метал

    Venom в 2008 году

    Прото-блэк ( англ. proto-black metal ) или классический блэк (хотя классическим часто называют true- и raw-black-metal ) — блэк-метал в его изначальном виде, ещё не отделившийся до конца от трэш- , или хеви- метала (как это было с группой Mercyful Fate ). Бласт-бит прослеживается далеко не во всех композициях. Вокал, за исключением группы Bathory , не слишком высокий. Последователи данного направления, к примеру, американские группы Acheron или Absu также помимо трэш-составляющей использовали более современные элементы дэт-метала . Так же к группам прото-блэка можно причислить альбомы Slayer « Hell Awaits » и « Haunting the Chapel », из-за их мрачного, тяжёлого и скоростного звучания, смешанного с антихристианской и сатанинской тематикой текстов.

    В настоящее время прото-блэк трансформировался в полноценные направления треша, блэка и дэт-метала, из-за чего почти не встречается.

    Тру-блэк-метал

    Тру-блэк ( англ. true black metal — «правильный», «истинный блэк-метал») — самое радикальное, «чистое» направление блэка. Идеологически правильными в тру-блэке можно считать тексты на такие темы как антихристианство , нигилизм , сатанизм , дьяволопоклонничество , люциферианство , оккультизм , мизантропия . Главное в тру-блэке — тематика песен, и лишь потом — музыкальная составляющая, поэтому музыка, как правило, отличается простотой, порой — даже экстремальным примитивизмом , хотя встречаются и группы с высоким исполнительским мастерством, играющие тру-блэк с довольно сложной структурой, например, Deathspell Omega , , Ondskapt .
    Условным подвидом тру-блэка является raw black metal ( англ. raw — сырой), где композиции записаны одной дорожкой, без микширования , в крайне низком качестве .

    True и raw black metal — это блэк с «сырым», грязным звучанием, провокационный, в идеологическом смысле отличающийся предельным радикализмом и нетерпимым отношением ко всему, на грани экстремизма . Особым почитанием у поклонников жанра пользуются представители стиля с резко антиобщественной репутацией: погромы, осквернения религиозных святынь, поджоги церквей , тюремные заключения, а порой даже убийства .

    Симфонический блэк-метал

    Симфонический блэк-метал ( англ. symphonic black metal ) — разновидность блэка, для которой характерно широкое использование клавишных , эмбиентных пассажей, иногда оркестровых аранжировок и женского вокала, при сохранении достаточной агрессивности звучания. Часто у таких исполнителей наблюдается индифферентное отношение к традиционной блэк-идеологии. Группы, играющие в этом стиле, обычно коммерчески наиболее успешны. На сегодняшний день самая известная группа симфо-блэк-метала — это норвежская группа Dimmu Borgir . От блэка остались тремоло , частые бласт-биты , гитары с дисторшном , настроенные под монотонное «жужжание» (впрочем, далеко не всегда). В качестве вокала используется в основном скриминг или гроулинг , но может использоваться и чистый вокал ( Dimmu Borgir , Shade Empire (третий альбом)).

    Фолк-блэк-метал

    Мелодичный блэк-метал

    Мелодичный блэк-метал ( англ. melodic black metal ) — поджанр блэк-метала, который зародился в 1990-х, и стал популярным в 2000-х благодаря таким группам, как Dimmu Borgir , Satyricon , , Dissection , Catamenia , Naglfar и Keep of Kalessin . С технической точки зрения, мелодичный блэк-метал отличается от своего предшественника меньшим количеством дисторшна (вплоть до его отсутствия в некоторых местах), а риффы и гитарные соло имеют усложнённую структуру (например быстрые смены позиций/темпа). Также нередки появления в песне синтезатора, фортепиано и других альтернативных инструментов. Жанр очень схож с симфоническим блэк-металом, но последний больше стилизован под оркестр.

    DSBM

    Депрессивно-суицидальный блэк-метал , также известный как суицидальный блэк-метал , депрессивный блэк-метал или DSBM , объединяет блэк-метал второй волны с дум-металом , тексты песен которого вращаются вокруг таких тем, как депрессия , мизантропия , самоубийство и смерть . DSBM-группы часто используют акустические проигрыши, присутствующие в дум-метале, чередуя медленные, похожие на дум, секции с более быстрыми тремоло . Вокал обычно высокий, как в блэк-метале, но лишён энергии, имитируя такие чувства, как безнадёжность и отчаяние . Примерами таких групп являются Xasthur , Leviathan , , Silencer , , Lifelover и .

    Атмосферный блэк-метал

    В атмосферном блэк-метале ( англ. atmospheric black metal ) часто применяются синтезаторы и классические инструменты для придания мелодии или фонового сопровождения электрогитар. Темп меняется от медленного до среднего, с редкими вставками бласт-битов, при этом нет резких переходов, музыка развивается плавно. Тематикой текстов в основном является северная природа ( леса и горы ), а также мифология, фольклор, личный самоанализ и фэнтези (например, Summoning , посвящённый творчеству Толкина и, в меньшей степени, Муркока ).

    Эмбиент-блэк-метал

    Грань между атмосферик- и эмбиент-блэк-металом ( англ. ambient black metal ) размыта . Считается, что эмбиент-блэк более зацикленный по своей структуре, а звучание сливается в единое звуковое полотно, либо же включает в себя ярко выраженный синтезаторный эмбиент. Тем не менее, эмбиент-блэк часто путают с блэк-эмбиентом (поджанром дарк-эмбиента ), поскольку к этому направлению относят эмбиентные сайд-проекты блэк-метал-музыкантов, как например .

    Пост-блэк-метал

    Пост-блэк-метал ( англ. post-black metal ) — поджанр блэка, характеризующийся усложнением структуры композиций и инструментальных партий, а также добавлением отдельных элементов из других жанров — например, электроники , неофолка , классической музыки или джаза . Как жанр появился в середине 90-х годов, а в конце нулевых получил новый толчок развития с творчеством таких групп, как Alcest и Amesoeurs , впитав в себя элементы пост-рока , шугейза и пост-панка . Одной из его характерных черт является чередование в композициях частей с более «жёстким», типичным для блэка звучанием с более спокойными и мелодичными, как правило инструментальными частями , зачастую состоящими из гитарных переборов с наложенным эффектом реверберации . Во многом пост-блэк-метал пересекается с блэкгейзом , так же включая в себя группы, испытавшие заметное влияние пост-рока , пост-метала и шугейза , но не ограничиваясь ими .

    Часто к пост-блэк-металу относят в целом музыкальные коллективы, выходящие за рамки классического «блэкового» звучания, которые трудно отнести к какому-либо из других подвидов этого жанра .

    Блэкгейз

    Блэкгейз появился в начале XXI века и в последнее время набирает популярность. Исполнители внедряют в эстетику атмосферного и депрессивного блэка большое количество элементов «неметаллических» жанров: шугейз , и пост-рок , что делает звучание похожим на традиционный шугейз .

    Индастриал-блэк-метал

    С начала XXI века определённые представители блэк-метал-сцены начинают внедрять в свою музыку элементы индастриала . Группа Mysticum , сформированная в 1991 году , была первой из этих групп . Норвежские Dødheimsgard , Thorns , а также французская группа Blut Aus Nord стали известны как индастриал-блэк-исполнители . К другим представителям данного направления относят группы Samael , , , …and Oceans . Кроме них, группы The Kovenant , Mortiis и Ulver появились на норвежской блэк-метал-сцене, но позже стали экспериментировать с индастриал-музыкой .

    Блэк-дэт-метал

    Этот поджанр, также называемый blackened death metal , является пограничным между блэком и дэтом. В такой музыке сочетается атмосферное, мрачное звучание блэк-метала и тяжесть, техничность, скорость и агрессия дэт-метала . Как правило, имеет тематику, традиционную для основной массы блэк-метала. С середины 1990-х блэк/дэт стали исполнять и развивать такие группы, как Belphegor , Sacramentum , Behemoth и прочие.

    Блэк-дум-метал

    Этот поджанр также называется blackened doom metal . DSBM часто перекликается с блэк/думом ( англ. Black/doom ), комбинирующим дум-метал и блэк-метал . Примерами блэк/дума являются группы , Barathrum и Woods of Ypres .

    Психоделический блэк-метал

    В этом поджанре используются психоделические элементы . Представителями являются Oranssi Pazuzu и Nachtmystium .

    Блэк-н-ролл

    Блэк-н-ролл включает в себя элементы хард-рока и рок-н-ролла 1970-х годов . Примерами блэк-н-ролльных групп являются Midnight , Kvelertak , Vreid и Khold . Такие группы, как Satyricon , Darkthrone , Nachtmystium , , Craft и Sarke также экспериментировали с этим жанром .

    Блэк-трэш-метал

    Блэк-трэш-метал является смесью блэк-метала с трэшем в духе Venom , Sodom и Sarcófago . Примерами являются Aura Noir , , , Sathanas и Deströyer 666 .

    Идеологические направления

    NSBM

    Национал-социалистический блэк-метал (от англ. National Socialist Black Metal ) или НСБМ (от англ. NSBM ) — условное направление блэк-метала, ориентированное на нацистскую тематику текстов и сопутствующую атрибутику. Согласно Маттиасу Гарделлу, NSBM — это « национал-социализм как логическое продолжение политического и духовного инакомыслия, присущего блэк-металу » .

    Прежде всего принадлежность групп к жанру обуславливается текстами, сконцентрированными на белом национализме , антисемитизме , национал-социализме , гетеросексизме , расизме и расовой сегрегации , смешанными с эстетикой сатанизма и язычества . Музыканты, которые придерживаются национал-социалистических убеждений, но не отображают их в творчестве, к NSBM не относятся, но могут причисляться к таковым в средствах массовой информации .

    Христианский блэк-метал

    Христианский блэк-метал ( англ. christian black metal ) — пожалуй, самый редкий и противоречивый подвид жанра, иногда называемый unblack metal, отличающийся от родоначальника противоположной идеологией, то есть — лояльностью к христианству . Группы христианского блэк-метала являются по сути «протестом в протесте» — выступают против сатанинско-языческой тематики в традиционном блэке.

    Анархистский блэк-метал

    Запреты и ограничения

    В августе 2001 года правительство Малайзии (где более 60 % жителей — мусульмане) объявило о запрете блэк-метала на территории страны. По словам исламских властей страны, подобная музыка дурно влияет на молодёжь и бросает её в объятия оккультизма. В рамках борьбы с блэк-металом правительство издало указ, предписывавший государственным радиостанциям и телеканалам уменьшить количество «метала», звучащего в эфире, и ввело правило, в соответствии с которым иностранные группы, намеренные выступить в Малайзии с концертами, должны сначала предоставить на одобрение специальной комиссии видеокассеты с записью своих выступлений. Кроме того, во многих школах по инициативе их руководителей были проведены проверки учеников на предмет татуировок, атрибутики и прочих тематических украшений .

    Фильмы и книги

    Документальные фильмы

    • Det Svarte Alvor (1994) показывался на норвежском телевидении NRK .
    • ( норв. Satan rir media ) (1998) фильм норвежского кинематографиста Торстейна Груде (Torstein Grude).
    • Norsk Black Metal (2003), фильм NRK.
    • Metal: A Headbanger's Journey (2005) затрагивает блэк-метал начала 1990-х.
    • (2007) был показан как фильм из пяти частей на онлайн-телеканале VBS.tv . Освещает некоторые аспекты стиля жизни, мировоззрение и споры вокруг Гаала , бывшего фронтмена Gorgoroth .
    • Black Metal: A Documentary (2007), фильм Билла Зебуба ( (англ.) ), показывает мир блэк-метала глазами самих музыкантов. В фильме нет как такового повествователя, и ни в одном интервью или рассказе не принимают участия люди, не относящиеся к блэк-металу .
    • (2007) .
    • Once Upon a Time in Norway (2008).
    • Black Metal Satanica (2008).
    • Until the Light Takes Us (2009) исследует истоки и субкультуру блэк-метала, включает «эксклюзивные интервью» и «редкие материалы о первых днях Чёрного Круга» .
    • Helvete (2020) — фильм NRK.

    Художественные фильмы

    • «Pop Redemption» (2013) / «Добро пожаловать в ПОП». Музыкантов со стажем, играющих в стиле блэк-метал, приглашают принять участие в крупном рок-фестивале. Но в дороге с ним происходит казус — по нелепой случайности в аварии погибает человек.
    • « Повелители хаоса » (2018) / «Lords of Chaos». Триллер режиссёра Юнаса Окерлунда , посвящённый трагическим событиям вокруг норвежской блэк-металлической сцены начала 1990-х. Сценарий фильма основан на одноимённой книге американского журналиста (англ.) и норвежского публициста Дидрика Сёдерлинда. * «Тяжёлая поездка» (2018) / «Heavy Trip». Группа усердно репетировала каверы в подвале оленьей бойни Лотвонена в течение десяти лет, но им еще предстоит отыграть ни одного концерта и не написать ни одной оригинальной песни. В дополнение к неуверенности Туро, их поиск уникального звука также представляет собой проблему, поскольку Паси непреднамеренно подавляет любые творческие попытки Лотвонена своими обширными знаниями.

    Книги

    См. также

    Примечания

    1. Sammy O'Hagar. (англ.) . MetalSucks (8 ноября 2012). Дата обращения: 7 февраля 2022. 24 августа 2017 года.
    2. Eduardo Rivadavia. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 7 февраля 2022. 10 августа 2017 года.
    3. Channing Freeman. (англ.) . Sputnikmusic (18 января 2013). Дата обращения: 7 февраля 2022. 17 февраля 2013 года.
    4. Cosmo Lee, Stewart Voegtlin. (англ.) . Stylus Magazine (9 января 2006). Дата обращения: 7 февраля 2022. 7 февраля 2022 года.
    5. Dunn, Sam (2005). от 29 декабря 2017 на Wayback Machine .
    6. Kahn-Harris, Keith (2006). Extreme Metal: Music and Culture on the Edge , page 4 (англ.) .
    7. Александр Гагинский, Александр Киселёв. (рус.) . Журнал « Мир Фантастики » (сентябрь 2008). Дата обращения: 30 сентября 2010. 12 октября 2011 года. (рус.)
    8. Зуева, Мария. . Metalrus.ru (19 июля 2006). Дата обращения: 30 сентября 2010. Архивировано из 28 февраля 2009 года.
    9. Dayal Patterson. . — Feral House, 2013-11-25. — С. 342. — ISBN 978-1-936239-76-4 . 7 февраля 2022 года.
    10. Daniel Ekeroth. . — Bazillion Points Books, 2008. — С. 255. — ISBN 978-0-9796163-1-0 . 7 февраля 2022 года.
    11. Daniel Ekeroth. . — Bazillion Points Books, 2008. — С. 225. — ISBN 978-0-9796163-1-0 . 7 февраля 2022 года.
    12. Daniel Ekeroth. . — Bazillion Points Books, 2008. — С. 253. — ISBN 978-0-9796163-1-0 . 7 февраля 2022 года.
    13. Albert Mudrian. . — Da Capo Press, 2009. — ISBN 978-0306818066 . 25 февраля 2023 года.
    14. Tisdall, Jonathan. (англ.) . Aftenposten (4 февраля 2004). Дата обращения: 30 сентября 2010. 24 августа 2011 года.
    15. Zebub, Bill (2007). Black Metal: A Documentary (англ.) .
    16. Kalis, Quentin. . Chronicles of Chaos (31 августа 2004). Дата обращения: 30 сентября 2010. 24 августа 2011 года.
    17. Dome, Michael (2007). 23 июля 2011 года. // Rockworld TV
    18. . Дата обращения: 31 января 2010. 14 июля 2011 года.
    19. 22 апреля 2009 года.
    20. Zebub, Bill (2007). Black Metal: A Documentary .
    21. 30 июня 2012 года.
    22. . Дата обращения: 31 января 2010. 29 сентября 2013 года.
    23. Sharpe-Young, Garry. Metal: The Definitive Guide , page 208
    24. Martin Ledang, Pål Aasdal (2008). Once Upon a Time in Norway .
    25. M. Selim Yavuz. (англ.) . — R, 2015. 10 февраля 2022 года.
    26. Zareen Price, Aspasia Stephanou, Ben Woodard. . — Punctum Books, 2013-04-09. — С. 5—19. — 135 с. — ISBN 978-0-615-75828-2 . 10 февраля 2022 года.
    27. Dayal Patterson. . — Feral House, 2013-11-25. — С. 351. — 496 с. — ISBN 978-1-936239-76-4 . 10 февраля 2022 года.
    28. Christopher Luedtke. (англ.) . Metal Injection (2 февраля 2016). Дата обращения: 10 февраля 2022. 20 марта 2022 года.
    29. Alec Chillingworth. (англ.) . Metal Hammer (30 сентября 2015). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    30. . Дата обращения: 5 апреля 2012. 14 сентября 2014 года.
    31. . Altwall . Дата обращения: 3 ноября 2021. 3 ноября 2021 года.
    32. Arthur von Nagel. (англ.) . MetalSucks (19 ноября 2009). Дата обращения: 3 ноября 2021. 3 ноября 2021 года.
    33. Erik Bosbach. (нем.) . metalinside . Дата обращения: 3 ноября 2021. 3 ноября 2021 года.
    34. Colin Kauffman. (англ.) . Heavy Blog Is Heavy (10 ноября 2016). Дата обращения: 3 ноября 2021. 3 ноября 2021 года.
    35. Simon Handmaker. (англ.) . Heavy Blog Is Heavy (6 августа 2015). Дата обращения: 3 ноября 2021. 3 ноября 2021 года.
    36. (англ.) . Last.fm . Дата обращения: 3 ноября 2021. 3 ноября 2021 года.
    37. Tom O'Boyle ( Metal Hammer ). (англ.) . Louder (14 мая 2019). Дата обращения: 3 ноября 2021. 3 ноября 2021 года.
    38. . Дата обращения: 5 апреля 2012. 24 февраля 2015 года.
    39. Marty Rytkonen, Mysticum interview, Worm Gear #8, от 24 сентября 2015 на Wayback Machine Access date: January 11, 2009.
    40. Roel F., Interview with Treachery, Lords of Metal issue 87, December 2008. от 9 октября 2012 на Wayback Machine Access date: December 3, 2008.
    41. Chris Dick. (англ.) . Decibel (5 февраля 2007). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано из 5 февраля 2007 года.
    42. Samael, metal-archives.com, September 3, 2011. от 25 июля 2016 на Wayback Machine Access date: September 10, 2011.
    43. Matt Mooring, Deleted Scenes from the Transition Hospital review, Metalreview.com, 3/28/2005. . Дата обращения: 25 января 2010. 27 февраля 2012 года. Access date: January 4, 2009.
    44. Antti J. Ravelin, Nexus Polaris review, Allmusic. [ (англ.) на сайте AllMusic ] Access date: January 11, 2009.
    45. Stefanos Zachariadis, Blood Inside review, Metal Invader, May 3, 2005. от 27 сентября 2007 на Wayback Machine Access date: January 9, 2009.
    46. Mark Hensch, Some Kind of Heroin review, Thrashpit . от 18 декабря 2014 на Wayback Machine Access date: January 9, 2009.
    47. Newshound, Terrorizer. . Terrorizer Online . Дата обращения: 29 января 2009. 23 июня 2012 года.
    48. Marsicano, Dan. [heavymetal.about.com/od/ordoobsidium/fr/Ordo-Obsidium-Orbis-Tertius-Review.htm Ordo Obsidium - Orbis Tertius Review review] . About.com . Дата обращения: 29 января 2012. 23 июня 2012 года.
    49. Newshound, Terrorizer. . Terrorizer Online . Дата обращения: 29 января 2009. 24 июня 2012 года.
    50. (англ.) . Decibel Magazine (22 февраля 2016). Дата обращения: 2 ноября 2021. 2 ноября 2021 года.
    51. (англ.) . www.vice.com . Дата обращения: 2 ноября 2021. 2 ноября 2021 года.
    52. (англ.) . MetalSucks (7 июня 2010). Дата обращения: 2 ноября 2021. 2 ноября 2021 года.
    53. Kez Whelan. (англ.) . Terrorizer (17 сентября 2013). Дата обращения: 10 февраля 2022. 23 декабря 2015 года.
    54. (англ.) . Invisible Oranges (25 января 2017). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    55. John D. Buchanan. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    56. (англ.) . Blabbermouth (12 февраля 2013). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    57. Condé Nast. (англ.) . Pitchfork (14 августа 2014). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    58. Adrien Begrand. (англ.) . PopMatters (2 февраля 2009). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    59. Natalie Zina Walschots. (англ.) . Exclaim! (16 сентября 2013). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    60. Dan Marsicano. (англ.) . About.com (24 сентября 2015). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано из [heavymetal.about.com/od/darkthrone/fr/Darkthrone-Soulside-Journey-Review.htm оригинала] 24 сентября 2015 года.
    61. Condé Nast. (англ.) . Pitchfork (9 июля 2008). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    62. Condé Nast. (англ.) . Pitchfork (5 декабря 2012). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    63. Michael Nelson. (англ.) . Stereogum (30 декабря 2013). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    64. Joseph Schafer. (англ.) . Decibel (6 декабря 2017). Дата обращения: 6 марта 2022. 6 марта 2022 года.
    65. Eduardo Rivadavia. (англ.) . Loudwire (11 сентября 2020). Дата обращения: 6 марта 2022. 11 мая 2021 года.
    66. (англ.) . Bandcamp Daily . Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 30 августа 2018 года.
    67. Zoe Camp. (англ.) . Revolver (5 апреля 2018). Дата обращения: 6 марта 2022. 6 марта 2022 года.
    68. (англ.) . Blabbermouth (6 октября 2017). Дата обращения: 6 марта 2022. 6 марта 2022 года.
    69. (англ.) . Kerrang! (24 июля 2018). Дата обращения: 6 марта 2022. 6 марта 2022 года.
    70. (англ.) . Metal Injection . Дата обращения: 6 марта 2022. 6 марта 2022 года.
    71. Mattias Gardell, , p.307
    72. (англ.) . burzum.org (12 августа 2004). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    73. . Дата обращения: 1 марта 2011. Архивировано из 16 апреля 2015 года.
    74. Stormblast, Nr. 2-3, 1999, цит. по от 16 апреля 2015 на Wayback Machine
    75. от 1 августа 2018 на Wayback Machine (нем.)
    76. Kapelovitz, Dan. (неопр.) // Mean Magazine. — 2001. — February. 5 августа 2007 года. . Дата обращения: 1 марта 2011. Архивировано из 5 августа 2007 года.
    77. от 9 марта 2016 на Wayback Machine (рус.)
    78. . Дата обращения: 29 сентября 2017. 20 августа 2011 года.
    79. (англ.) на сайте Internet Movie Database

    Ссылки

    • . darkgrot.ru. Дата обращения: 30 сентября 2010. 24 августа 2011 года.
    • Dunn, Sam . Metal: A Headbanger’s Journey (2005)
    Источник —

    Same as Блэк-метал