Interested Article - Древнегреческая мифология

Греческая троица богов и распределение трех царств Земли между ними (слева направо): Зевс (Небеса), Посейдон (Моря и океаны) и Аид (Подземный мир).
«Аполлон и Артемида». Краснофигурное тондо на килике , ок. 470 до н. э.
Совет богов. Миниатюра из рукописи Vergilius Romanus . V в. н. э.

Древнегре́ческая мифоло́гия ( мифология Древней Греции ) — мифология древних греков, тесно переплетающаяся с их религией. Оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Источники

Страница рукописи книги «Деяния Диониса» Нонна Панополитанского . 1280 г. Библиотека Лауренциана , Флоренция

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек эгейской культуры , записанных линейным письмом Б . Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс , Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

Как отмечал в своей работе « К критике политической экономии » Карл Маркс , «греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства , но и его почву» .

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Мифология древних греков рассматривается как архетипическая основа их культуры (см. Культура Древней Греции ).

Происхождение богов

Карта святилищ Древней Греции
Статуя Посейдона в порту Копенгагена

Известный румыно-франко-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде даёт следующую периодизацию древнегреческой религии :

  • 30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
  • 15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
  • 11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
  • 6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор , Платон ).
  • 3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.

Зевс, согласно легенде, родился на Крите от Реи и титана Крона ( др.-греч. Χρόνος или Кронос означает время), а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины , названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.

Религиозные представления древних греков

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма , объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе , у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.

Барельеф с изображением двенадцати олимпийских богов, держащих свои атрибуты. Слева направо: Гестия, Гермес, Афродита, Арес, Деметра, Гефест, Гера, Посейдон, Афина, Зевс, Артемида и Аполлон. Художественный музей Уолтерс

Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — « Олимп », различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах Зевс , Гера , Посейдон , Аид , Деметра , Аполлон , Артемида , Гефест , Афина , Арес , Афродита , Гермес ). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов ; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало какой-либо определённой общепризнанной догматики . Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии , Аполлон — в Дельфах и на Делосе , Афина — в Афинах и в Линдосе , Гера в Аргосе и на Самосе , Асклепий — в Эпидавре ); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).

Можно различить культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни «внутренней церкви», как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат .

Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные отклонения, создавала те или иные комбинации. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов ), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.

Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования ). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока). Зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу. Религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более глубокому изучению.

Профессор А. Лосев выделял четыре основных этапа в развитии мифологии:

  1. миф «сам по себе», или так называемая «наивная мифология», уже у Гомера получившая некоторую рефлективную обработку;
  2. миф как гилозоистическое мировоззрение, воспринимающее мир в качестве одушевлённого (но не антропоморфного) тела, управляемого некими высшими законами (силами), нашедшее своё максимальное выражение в период греческой классики ;
  3. миф как обоснование внутренне спокойной и самодовлеющей личности во времена раннего эллинизма ( стоики , эпикурейцы , скептики );
  4. реставрация мифа путём логики или диалектики , где его герои и сюжеты трансформируются в абстрактные категории ( неоплатонизм позднего эллинизма).

В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и отмечаются обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое ), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим ) и физикальное ; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Völker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer , 1836 ), как и многие другие системы и теории , игнорировавшие момент эволюции .

Постепенно приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится « кенигсбергская » школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера ) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера ).

«Встреча богов на небесах». Картина К. Пуленбурга . Маурицхёйс , Нидерланды

Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы , другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию ». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим ). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу , или луне , или к грозам .

Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов ( фольклоризм , анимизм ).

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически , как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).

Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты; но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем. E. Curtins , 1890 ). Знаменательно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.

Списки богов, мифологических существ и героев

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны .

Первое поколение богов

« Эрос ». Мраморная копия греческого оригинала скульптора Лисиппа

Второе поколение богов

Дети Нюкты:

Дети Геи:

Титаны

Титаны:

Фемида на картине «Правосудие» Пьера Сюблейра, XVIII в.

Титаниды:

Младшее поколение:

Олимпийцы

Статуя Юпитера

Дети титана Кроноса и титаниды Реи:

  • Зевс — рим. Юпитер . Бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона . Атрибуты: лабрис , орел, молния , гром, дуб, колесница.
  • Гера — рим. Юнона . Покровительница семьи и брака, покровительница рожениц, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани, диадема, шар, колесница, кукушка, павлин.
  • Посейдон — рим. Нептун . Владыка морей. Средний брат Аида и Зевса. Атрибуты: трезубец , дельфин, колесница, жена — Амфитрита .
  • Аид — владыка подземного царства мёртвых. Старший брат Зевса и Посейдона, рим. Плутон , Гадес, Орк, Дит. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец), (возможно тополь), колесница. Жена — Персефона (Прозерпина).
  • Деметра — рим. Церера . Богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.
  • Гестия — рим. Веста . Богиня домашнего очага, жертвенного огня, добрых начинаний и предначертаний. Атрибуты: факел. Богиня-девственница.

Потомки детей Кроноса и Реи (варианты разных стран):

  • Аполлон — рим. Феб. Бог правды и света, покровитель искусств, бог-прорицатель. Атрибуты: лавровый венок , лук со стрелами, колесница, золотая лира .
  • Арес — рим. Марс . Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит, колесница. Любовник или муж Афродиты.
  • Артемида — рим. Диана . Богиня охоты и дикой природы, а также Луны. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань , колесница, полумесяц. Свита- охотницы и геспериды .
  • Афина — греч. Паллада ; рим. Минерва . Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница города Афины , ремесел. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. В руках — щит с изображением головы Медузы Горгоны ( Эгида ) и копьё. Изображалась со статуэткой богини победы — Ники. Родилась из головы Зевса. Богиня- девственница .
  • Афродита — греч. Киприда; рим. Венера . Богиня наслаждения и красоты. Тетя шестерки кроносидов и кроносидид. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза, колесница. Спутники-хариты/грации.
  • Гермес — рим. Меркурий . Покровитель дорог и путников, посланник Зевса, первым научивший людей азбуке, счету и торговле, покровитель наук. Также считается покровителем воров. Атрибуты: крылатые сандалии , шлем-невидимка с крылышками, петас и кадуцей (посох в виде двух переплетённых змей).
  • Гефест — рим. Вулкан . Бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и труда. Хромоногий. Жена — Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового), колесница, молот.
  • Дионис — греч. Вакх; рим. Бахус или Бассар. Бог виноградарства и виноделия, веселья. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином, колесница.

Божества водной стихии

«Триумф Амфитриты». Картина Хагиса Таравала, 1780

Божества воздушной стихии

  • Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха
  • Борей — олицетворение северного бурного ветра
  • Зефир — западный сильный ветер, считался также вестником богов (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)
  • Нефела — божество облаков
  • Нот — южный ветер
  • Эвр — восточный ветер
  • Эол — повелитель ветров

Духи смерти и подземного мира

Горельеф с изображением трёхликой Гекаты. Мрамор
  • Аид — бог подземного царства мёртвых
  • Персефона — супруга Аида, богиня цветов, весны и царства мёртвых, дочь Деметры
  • Эак - судья царства умерших
  • Минос — судья царства умерших
  • Радамант — судья царства умерших
  • Геката — богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ
  • Мелиноя — божество привидений, свита Гекаты, одна из служанок Аида. Присматривает за неупокоенными мертвецами, бродящими по земле. Каждую ночь выходит из царства мертвых, чтобы попугать смертных

Музы

Циклопы

Гекатонхейры

Дети Урана и Геи:

Гиганты

Сцена из « Гигантомахии »: Афина сражает Алкионея. Берлин

(некоторые из примерно 150)

Другие боги — дети Олимпийцев или божества

П. Герен . «Ирида и Морфей», 1811 год.
  • Ника / Виктория— божество победы и удачи, спортивных состязаний
  • Гименей / Гимерос — бог брака, персонификация Геры
  • Ирида — богиня радуги, вестница богов, персонификация Гермеса
  • Фобос — божество страха, сын Ареса
  • Деймос — божество ужаса, брат-близнец Фобоса
  • Асклепий — бог врачевания
  • Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)
  • Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости
  • Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна
  • Пан — бог лесов, покровитель охотников и пастухов. Спутник Диониса и персонификация Артемиды
  • Геба / Ювента — богиня юности, дочь Геры

Неперсонифицированные божества

Неперсонифицированные божества — божества-«множества» по М. Гаспарову .

Чудовища

«Хорёк и Василиск» В. Холлара , 1607—1677
Тифон, чернофигурная роспись на гидрии , около 540—530 до н. э.
Геракл стреляет в стимфалийских птиц, чернофигурная роспись на амфоре , около 540 до н. э.
см. Список мифических существ в древнегреческой мифологии

Герои (полубоги, маги)

см. Категория:Герои древнегреческих мифов
см. Категория:Героини древнегреческих мифов

Смертные потомки бога и смертной женщины, реже — богини и смертного мужчины. Как правило, обладали исключительными (иногда сверхъестественными) физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям и т. п.

Беллерофонт верхом на пегасе сражает химеру, краснофигурная роспись на эпинетроне , 425—420 до н. э.

И др. Смотреть в ссылках.

См. также

Примечания

  1. Маркс К. К критике политической экономии . Цит. по от 29 ноября 2014 на Wayback Machine // Большая советская энциклопедия . Т. 12. / Гл. ред. Б. А. Введенский . — М.: Советская энциклопедия , 1952. — С. 529
  2. от 13 ноября 2018 на Wayback Machine — Владимир: Владимирский университет . 2006. — С. 20
  3. Мельникова Ю. В. от 26 августа 2014 на Wayback Machine / Алт. гос. тех. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. тех. ун-та , 2005. — 140 с.
  4. Кун Н. А. « Легенды и мифы Древней Греции »

Литература

Ссылки

  • (университетские лекции и научные статьи на сайте А. Л. Барковой )
  • Генеалогические связи древнегреческих богов
  • В библиотеке Максима Мошкова (@lib.ru):
    • Гесиод. [www.lib.ru/POEEAST/GESIOD/theogonia.txt «О происхождении богов (Теогония)»]
    • Голосовкер Я. Э. [www.lib.ru/MIFS/golosowker.txt «Сказания о Титанах»]. — М.: «Нива России», 1993. — 270 с.
    • Гомер. [www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt «Илиада»]
    • Гомер. [www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer02.txt «Одиссея»]
    • Кун Н. А. [www.lib.ru/MIFS/greece.txt «Легенды и мифы Древней Греции»]
    • Эсхил. [www.lib.ru/POEEAST/ESHIL/prometej.txt «Прометей прикованный»]
    • Эсхил. [www.lib.ru/POEEAST/ESHIL/eshil1_1.txt «Семеро против Фив»]
    • — книги известного историка античной культуры.
  • // портал «Грекомания»
Источник —

Same as Древнегреческая мифология