Согласно греческой мифологии Ганимед родился от брака
троянского
царя
Троса
и
нимфы
Каллирои, дочери бога
Скамандра
. У него было два старших брата:
Ил
и
Ассарак
. Согласно некоторым вариантам мифа у Ганимеда также были сестры Клеопатра
и Клеоместра
. По различным толкованиям династия царей
Троады
имела греческое или азиатское (
фригийское
) происхождение
.
*
Древо представлено по наиболее часто встречающимся версиям мифов. Синим цветом обозначены цари Троады.
Миф
Миф о Ганимеде является древнейшим памятником греческой культуры. По предположению историков он зародился в
античные тёмные века
на территории
Малой Азии
или
Крита
. Различные пересказы мифа о Ганимеде значительно разнятся в своей детализации
.
Согласно мифу Ганимед отличался необыкновенной красотой — он был «прекраснейшим из смертных». Это привлекло внимание верховного бога
Зевса
, который
влюбился в юношу
. Когда Ганимед пас отцовское стадо (или занимался охотой) на склоне
горы Иды
, он был похищен орлом. По различным версиям птица или была
послана Зевсом
, или сам бог превратился в неё. Унесённый орлом на
Олимп
Ганимед стал виночерпием и
кравчим
богов, прислуживая им и разливая на их пирах
нектар
. Он сменил на этой должности богиню
Гебу
(или разделил обязанности с ней). Ганимед сам
был преображен в бога
, ему были дарованы
бессмертие
и
вечная молодость
. Отец Ганимеда Трос сильно тосковал по сыну. В утешение Зевс подарил ему золотую виноградную лозу
гефестовой
работы (либо пару божественных коней), а также заверил его в том, что сын обрёл бессмертие
.
Изначально юноша изображался лишь как слуга-виночерпий Зевса, однако начиная с V века до н. э. их отношения стали считаться любовными
.
Согласно «
Илиаде
»
Гомера
юношу похитили боги вообще, по другим преданиям это сделал Зевс в человеческом обличьи
, или
Гермес
по поручению Зевса
. Некоторые поздние античные авторы утверждали, что Ганимеда украли царь
Сипила
(Манисы)
Тантал
или
критский
царь
Минос
, и что юноша был убит во время погони и похоронен на
Малом Олимпе
. Версию о похищении Ганимеда критским царем некоторые исследователи трактуют как политическую традицию брать в заложники детей правителей соседних земель
, либо как отражение местного обычая похищения любовников
. По другим версиям юношу похитила крылатая богиня
Эос
. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Эос Клита
.
Разнятся также и данные о месте похищения Ганимеда
. Например, согласно
Страбону
это произошло либо около мыса Дардания (вблизи
Дардана
), либо в местности Гарпагия на границе
Кизика
и Приапа
.
Поскольку Ганимед как виночерпий имел кувшин в качестве своего атрибута, то впоследствии в
Египте
его стали отождествлять с божеством источников реки
Нил
. Впервые это было зафиксировано в V веке до н. э.
.
В искусстве и культуре
В Древней Греции
Миф о Ганимеде является одним из самых популярных сюжетов в античном искусстве. В нём сошлись три мотива:
оборотничество
Зевса (в орла),
однополые отношения
и метаморфоза самого Ганимеда (превращение человека в бессмертного)
. Причём первый появился после IV века до н. э.
, а второй не ранее VI века до н. э.
. Некоторые исследователи считают образ юноши в роли прислужника и любовника символом
патриархата
. Начиная с V века до н. э.
этот миф нашёл широкое воплощение как в
древнегреческой вазописи
, так и в пластике:
скульптуре
,
терракотовых
статуэтках, других мелких формах и т. д.. Обычно Ганимед изображался в виде молодого юноши, но никогда не мальчика, поскольку
однополые отношения в Древней Греции
были допустимы только между
половозрелыми людьми
. Наиболее частые мотивы произведений: прислуживание на пирах богов, кормление орла из чаши
, похищение
. Часто Ганимед изображался с
фригийским колпаком
на голове, плащом-
хламидой
на плечах, а также пастушьими атрибутами — посохом и собакой. Как виночерпия его регулярно рисовали с кувшином или чашей в руках
. Также Ганимеда часто изображали держащим в руках петуха, который в Древней Греции считался символическим подарком от мужчины-любовника
. Нередко юноша рисовался
играющим в обруч
, который служил аллегорией молодости
. В сцене похищения, особо популярной у художников, изображался сам Зевс, а позднее — орёл
. В связи с тем, что чувственное содержание воплощалось античными мастерами через физический акт, большое распространение получил мотив преследования, который служил
аллегорией
страсти
.
Одна из самых известных древнегреческих статуй Ганимеда — изваяние «Ганимед и орёл» скульптора
Леохара
, мраморная римская копия которого хранится в
Апостольском дворце
Ватикана
. В оригинале ствол дерева скорее всего отсутствовал, а его наличие в композиции дубликата предположительно обусловлено различием в материале (мрамор вместо бронзы). По мнению историка искусства
Бориса Виппера
статуя Леохара является «блестящим» примером отображения пластики полёта ввысь
. Другие критики находят пластику скульптуры «неудовлетворительной», хотя отмечают выдающуюся красоту фигуры её героя
. К наиболее значимым изображением мифа также относят
терракотовую
(англ.)
(
из
Олимпии
. Среди художников по росписи можно выделить работы «
Берлинского вазописца
»,
Ольтоса
, вазописцев
(англ.)
(
,
(англ.)
(
и
Ахиллеса
.
Искусство и мифология Древней Греции во многом унаследовалось
Древним Римом
. Так Зевс был ассимилирован как
Юпитер
, а Ганимед часто именовался
Катамитус
(
лат.
Catamitus
), что обусловлено языковым заимствованием через
этрусскую
культуру
. Имя греческого юноши стало нарицательным: некоторые римские авторы использовали слово «катамит»
для обозначения «пассивного» юноши-любовника
, а другие так называли красивых рабов, прислуживающих за столом
.
Римские мастера создали многочисленные скульптуры Ганимеда, среди которых были и копии с греческих статуй. Он также стал одним из популярных персонажей
римских мозаик
. Примеры таких изображений можно увидеть в
Доме Диониса Археологического парка Пафоса
,
доме Антиопы Болгарского музея мозаики
,
(англ.)
(
и др.
. Похищение Ганимеда стало частым сюжетом на рельефах римских
саркофагов
. Изображение на погребальном убранстве обретшего бессмертие героя вероятно олицетворяло веру людей в вечную жизнь человеческой души, вознесение её на небо или будущее воскрешение
.
(англ.)
(
включал в себя запуск в небо орла, который по представлениям древних людей должен был унести душу умершего как Юпитер Ганимеда
.
По мнению некоторых исследователей рассматриваемый миф имел особое значение для императора
Адриана
и его возлюбленного
Антиноя
. Они могли ассоциировать себя с Зевсом и Ганимедом, поскольку их истории любви в значительной степени перекликалась с этим греко-римским мифом
. После смерти Антиноя его созвездие было помещено на небо именно около
созвездия Орла
, что служило прямой отсылкой к данной легенде
.
Мотив мифа также проник в изобразительное искусство Востока, в частности, в
государства Сасанидов
и в Египет
. Некоторые историки однако отрицают такое заимствование, высказывая предположение, что в Азии существовал отдельный миф о похищении юноши орлом
.
Рельеф «Ганимед, кормящий орла».
Конец I в. до н. э..
Эрмитаж
.
Ткань-медальон: Кормление орла Ганимедом.
Египет
, X—XI век.
Эрмитаж
.
В
Средние века
миф о Ганимеде считался символом
греховных
однополых отношений и порочности
язычества
. Так, французские
епископ Доля
Бальдерик Бургулийский
(1046—1130) и
архиепископ Тура
(англ.)
(
(1055—1133), поэт
Бернард Клюнийский
в своих трудах использовали имя греческого юноши для иносказательного обозначения гомосексуальных мужчин
. Однако вероятно в некоторых случаях изображения Ганимеда продолжали воспроизводиться как символ посмертного возрождения
.
В XII веке в Европе большое распространение получила латинская поэма «Спор между
Еленой
и Ганимедом», в которой поддерживаемая Природой Елена выступает за любовь женщины и мужчины, а Ганимед с Грамматикой (Наукой) поддерживает любовь между двумя мужчинами
. При этом данное произведение лишено нравоучительного посыла, а спор строится на нейтральных позициях. Ряд исследователей находят в этой дискуссии параллели с «
Федром
»
Платона
. В XIII веке было написано стихотворение «Ганимед и Геба», в котором однополые отношения уже воспевались, что позволило некоторым критикам соотнести это произведение уже с «
Пиром
»
.
В эпоху Возрождения
Эпоха Возрождения
характеризовалась обращением художников и мыслителей Европы к наследию античной культуры. Похищение Ганимеда стало частым сюжетом в
изобразительном искусстве
данного исторического периода. Однако воспринимался этот миф несколько иначе чем в древности. Уже в XIV веке в Европе получили распространение «морализованные» версии произведений
Овидия
, оказавшего большое влияние на осмысление художниками античной культуры. В этих текстах ренессансные мыслители переработали греко-римскую мифологию в
аллегории
христианских
сюжетов
. В частности, легенда о похищении Ганимеда представлялась ими как символический рассказ об
апостоле
Иоанне Богослове
,
евангельским атрибутом
которого считался орёл. Согласно этим же представлением возносящая человека в небо птица была аллегорией
Иисуса Христа
. В девятой песне «
Божественной комедии
» (1308—1321)
Данте Алигьери
главному герою снится вещий сон, в котором его подобно Ганимеду возносит в небо орёл. Когда герой проснулся, оказалось, что во время сна он был перенесён ко входу в
чистилище
. Таким образом Данте связал миф о Ганимеде с восхождение человеческой души к богу. Позднее многие художники Ренессанса трактовали данную легенду в подобном христианском (или неоплатоническом) аллегорическом ключе
.
При этом Ганимед как и в Античности продолжал оставаться знаковой фигурой и символом однополой любви
. Например, эта тема присутствует в сонете CVII
Лоренцо Медичи
(1449—1492) («Здесь пастухом, здесь змеем обратился…»). В комедии
Шекспира
«
Как вам это понравится
» (1599—1600) сцена между Орландо и Розалиндой, переодетой в юношу по имени Ганимед, воспринимается некоторыми исследователями как явный намёк на однополые отношения
. Легенда о Ганимеде в гомоэротическом контексте излагается и в пьесе «
Два знатных родича
» (1634). Сподвижник Шекспира
(англ.)
(
в 1594 году анонимно опубликовал поэму «Нежный пастух» с подзаголовком «Жалоба
Дафниса
о любви к Ганимеду», при этом он оправдывал однополую любовную линию подражанием Вергилию
. Этот образ встречается также в произведениях
Кристофера Марло
: стихотворении «Геро и Леандр» (1593) и пьесе «
Эдуард II
» (1594), в которой Ганимедом называется любовник
короля
Пирс Гавестон
)
. Имя греческого юноши стало в эпоху Ренессанса нарицательным. Так, французский поэт
Жоашен дю Белле
прозвал кардинала
(англ.)
(
«Ганимедом в
красной шапке
», поскольку тот получил епископское звание в 17 лет (в 1550 году) от папы римского
Юлия III
, которого современники считали его любовником
. Слово «катамит» (производное от римского имени греческого юноши) получило в Европе широкое распространение в качестве обозначения гомосексуальных мужчин, в частности содержантов и проститутов
. Некоторые исследователи связывают массовость изображений Ганимеда в искусстве Возрождения с характерным для данного периода противостоянием художников и до этого доминировавшей веками христианской морали
.
Среди произведений эпохи Ренессанса, на которых был запечатлен греческий миф, искусствоведы выделяют работы
Антонио Филарете
,
Корреджо
,
Бальдассаре Перуцци
,
Джованни Порденоне
,
Микеланджело
,
Бенвенуто Челлини
,
Тинторетто
,
Аннибале Карраччи
,
Джулио Бонасоне
,
Андреа Альчато
,
Франческо Пармиджанино
,
Джулио Романо
и многих других
. Изображения Ганимеда данного периода отличаются разнообразием создаваемых образов
. Так барельеф
Антонио Филарете
на дверях
Собора Святого Петра
отражает христианскую символику
. В «Книге эмблем»
Андреа Альчато
нравоучительный стих под гравюрой критикует гомоэротическое толкования мифа
. В картине Антонио Корреджо нарисован мальчик
. При этом данное произведение относится к серии «Любовные похождения Юпитера», оно составляет пару с более откровенным полотном «
Юпитер и Ио
»
, и некоторые исследователи считают его гомоэротическим
. Рисунок
Микеланджело
, ныне утраченный и известный по многочисленным копиям, является одним из наиболее знаменитых изображений Ганимеда периода Возрождения. Он описывается как художественное воплощение и эмблема
неоплатонического
гуманизма. Современники видели в нём позволяющую соединиться с богом мистическую любовь, символ христианского
вознесения
,
воскрешения
или
преображения
. Однако этот рисунок имел и другую трактовку. Некоторые искусствоведы считают данное изображение «аллегорией несовместимости чувственности и
платонической любви
», а также гомосексуальности
. Примечательно, что этот рисунок Микеланджело подарил юноше
(англ.)
(
, которого некоторые исследователи считают возлюбленным художника
. В двух скульптурах Бенвенуто Челлини юноша не то что пассивен, а наоборот доминирует над орлом и как бы играет с ним
. Некоторые исследователи предполагают гомоэротический подтекст статуй. Самому художнику в своё время дважды предъявляли обвинения в «содомии», от которых он отшучивался в том числе ссылкой на миф о Ганимеде
.
В XVII веке с наступлением эпохи
барокко
художники вновь обратились к мифу о Ганимеде: их привлекала его нарочитая декоративность
. При этом они часто изменяли или маскировали смысловое содержание легенды, в том числе из-за её ассоциации с гомосексуальностью, что было небезопасно в связи с угрозой судебного преследования
. На одной из самых известных таких картин «Похищение Ганимеда»
Рембрандта
художник изобразил не юношу, а пытающегося вырваться из лап орла и обмочившегося от страха младенца с гримасой ужаса. Другие критики видели в данной картине карикатуру на античный миф. Некоторые упрекали Рембрандта в незнании греческой мифологии. Многие современники считали это произведение «странным» и даже «неприличным»
. В картинах
Питера Пауля Рубенса
орёл выполняет отстранённую роль «транспортного средства». Полотно «Ганимед получает кубок от Гебы» гораздо скромнее работ из той же серии («
Похищение дочерей Левкиппа
» и «Борей и Орифия»)
. При этом в поздней работе Рубенса некоторые критики отмечают скрытый гомосексуальный намёк, усматриваемый ими в колчане на уровне бёдер юноши. Они предполагают, что такую вольность художник смог себе позволить поскольку картина рисовалась для закрытой королевской коллекции
. Итальянский мастер
Бальдассаре Франческини
во второй половине XVII века создал портрет в образе Ганимеда
Шевалье де Лоррена
, известного как любовника герцога
Филиппа Орлеанского
, брата короля
Людовика XIV
. Также среди художников барокко и
рококо
, в работах которых был изображен греческий юноша, можно отметить, например,
Пьетро да Кортона
,
Жерома Дюкенуа Младшего
,
Николаса Маса
,
Эсташа Лесюэра
,
Антона Доменико Габбиани
,
Франческо Альбани
,
Шарля-Жозефа Натуара
,
Стефано Торелли
,
Ван Лоо
и т. д..
С именем немецкого классического художника
Антона Рафаэля Менгса
связан крупный скандал о
фальсификации произведения искусства
. В 1758—1760 годах он создал фреску «Юпитер целует Ганимеда», которую при помощи
Джованни Казановы
(брата
известного авантюриста
) выдал своему другу известному искусствоведу
Винкельману
за древнеримский оригинал. Мотивы Менгса не вполне ясны, возможно он хотел подшутить над своим приятелем, зная о его заносчивости и гомосексуальности. Обман удался и изображение было даже внесено в книгу Винкельмана «Истории искусства древности» как одна из «самых ярких фигур, доставшихся нам от искусства античности»
.
По окончании эпохи Возрождения Ганимед продолжил быть героем литературных произведений. Например, барочный испанский поэт
Луис де Гонгора
в 1584 году написал сонет «Зовущих уст, которых слаще нет…», в котором обыгрывается тема любви, в том числе через призму мифа о греческом юноше
. Одним из самых известных произведений классицизма является гимн «
», написанный
Гёте
в 1774 году. Этот стих замышлялся поэтом как парный другой его работе — «
». И если «Прометей» был посвящен самоосознанию, противостоянию божественному и общественному, то темой «Ганимеда» стало самоотречение, единство личности художника с природой и абсолютом. Таким образом Гёте продолжил неоплатоническую традицию прочтения мифа
. В 1817 году
Франц Шуберт
переложил данный гимн на музыку. Немецкий поэт классического периода
Кристоф Мартин Виланд
включил в свой цикл «Комические рассказы» поэму «Юнона и Ганимед» (1765), в которой сатирически описывалась однополая любовь
. В 1801 году немецкий поэт
Фридрих Гёльдерлин
написал посвященное юноше стихотворение
. Перу датского литератора
Адама Эленшлегера
принадлежит стих «Зевс и Ганимед»
. Образ греческого юноши встречается в творчестве
Альфреда Теннисона
и
Маргарет Фуллер
.
Образ греческого юноши встречается и в литературе конца XIX — начала XX века, в частности, у гомосексуальных авторов, например, французского поэта
Поля Верлена
(«
» (1905)) и голландского литератора
Виллема де Мерод
(«Ганимед» (1924)). В 1890-х годах оксфордский преподаватель и искусствовед
Уолтер Патер
попал в скандал из-за сонета «Ганимед»
. Данный образ можно встретить в русской литературе: у
Владимира Соловьёва
(«
» (1890-е)),
Вячеслава Иванова
(«
» (1904))
,
Николая Гумилёва
(«
» (1912)),
Бориса Пастернака
(«
» (1913))
,
Марины Цветаевой
(цикл «
» (1921))
,
Николая Тихонова
(«Крутые деревянные колёса…» (1924))
,
Иосифа Бродского
(«Я как Улисс…» (1961))
. В обществе «Газиф» Вячеслава Иванова прозвище «Ганимед» носил
Сергей Ауслендер
, чьи «Записки Ганимеда» стали значимым источником о функционировании данного общества
. В своем творчестве к образу греческого юноши обращается и культовый поэт гомосексуальной субкультуры
Михаил Кузмин
. Его повесть-манифест однополой любви в России «
Крылья
» (1906) заканчивается темой вознесения, которая передаётся через миф о греческом юноше: «<…> падает
Икар
, падает
Фаэтон
, Ганимед говорит: „Бедные братья, только я из взлетевших на небо остался там, потому что вас влекли к солнцу гордость и детские игрушки, а меня взяла шумящая любовь, непостижимая смертным“»
.
Среди литературных произведений, в которых имеется одноимённый персонаж, особняком стоит сказка «
Три Толстяка»
Юрия Олеши
, в котором этим именем наделена особа женского пола — тётушка Ганимед, экономка доктора Гаспара Арнери.
Атрибутом Ганимеда как виночерпия был кувшин, поэтому он часто ассоциировался с водной стихией. В связи с этим ряд античных авторов создали миф, согласно которому Зевс
перенёс
юношу на небо в виде
созвездия Водолея
, с образом которого он соединился в дальнейшем. С другой стороны, считалось, что похитивший Ганимеда орёл был превращён в
созвездие Орла
. Благодаря соседству этих двух скоплений звёзд ещё больше усилилась их ассоциация с соответствующим греческим мифом
.
Созвездие Орла
традиционно ассоциировалось у греков с зевсовой птицей, похищающей Ганимеда. Когда в 130 году возлюбленный римского императора
Адриана
Антиной
утонул в
Ниле
, придворные астрономы выделили ряд звёзд у созвездия Орла в
новое созвездие Антиноя
. Такое соседство логичным образом соединило образы римского юноши и Ганимеда
. Позднее в Европе созвездие Антиноя иногда называли созвездием Ганимеда
.
В честь греческого юноши также назван астероид
(1036) Ганимед
, открытый в 1924 году немецким астрономом
Валтером Бааде
. Этот астероид принадлежит к группе
Амуров
и является самым крупным из них
.
Ганимедом назван один из телескопов проекта «
(англ.)
(
» в
Чили
.
Примечания
Комментарии
В античном искусстве также встречается сцена кормления орла
Гебой
. Порой эти сюжеты невозможно различить, особенно в мелких формах пластики
.
Некоторые современные искусствоведы отрицают авторство Леохара
.
Некоторые исследователи считают, что храм был посвящен Гебе, которую называли также Ганимедой
.
Этот фразеологизм позднее также использовался и в Европе
.
Данный эпизод обыгрывается как гомоэротический в поэме
Михаила Кузмина
«Лесок» (1921) в части «Шекспировский лесок».
Одна скульптура является результатом творческой реставрации античного остова. Вторая статуя, приписываемая Челлини, на данный момент считается работой
Бартоломео Амманати
или
Никколо Триболо
.
В 1654 году нидерландский скульптор был казнен из-за обвинений в «содомии»
Будучи последователем
Рембрандта
,
Николаса Маса
создал
, возносимых как Ганимед орлом в небо, что символизирует спасение их души. Один из этих портретов хранится в Пушкинском музее в Москве
.
Некоторые исследователи считают его картину «Введение Ганимеда на Олимп» в Мраморном зале Нового дворца
Сан-Суси
одним из элементов гомоэротического убранства, выполненного по заказу
Фридриха II
.
В некоторых справочниках вместо картины ошибочно упоминается статуя
.
Некоторые источники сообщают, что созвездие Антиноя было переименовано из созвездия Ганимеда
.
↑
Власов В. Г.
.
Ганимед
// Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. —
М.
: Азбука-Аттикус, 2010. — Т. 3. — С. 27—30. — 784 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-9985-0863-9
.
↑
//
Мифы народов мира
. Энциклопедия. В двух томах / гл. ред. С. А. Токарев. —
М.
: Советская энциклопедия, 1991. — Т. 1. — С. 265. — 672 с. —
160 000 экз.
—
ISBN 5-85270-016-9
, 5-85270-069-Х, 5-86018-014-4.
↑
Джеймс Холл.
// Словарь сюжетов и символов в искусстве = Hall's Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер.
А. Майкапар
. —
М.
: Крон-Пресс, 1996. — 656 с. —
15 000 экз.
—
ISBN 5-323-01078-6
.
↑
Кон И. С.
.
Лики и маски однополой любви: Лунный свет на заре. — 2-е изд., перераб. и доп.. —
М.
: АСТ, Олимп, 2003. — С. 169. — 576 с. —
ISBN 5-17-015194-2
.
↑
Омри Ронен.
Ганимед с обручем, преследуемый Гермесом, в стихотворении Михаила Кузмина // Созидающая вероятность; к 90-летию А. А. Тахи-Годи. Спецвыпуск бюллетеня библиотеки «Дом А. Ф. Лосева» / гл. ред. Е. А. Тахи-Годи. —
М.
: Гранд-Фаир, 2012. —
Вып. 16
. —
С. 295—300
.
Молчанов А. А
.
//
/ Отв. ред.
Л. П. Маринович
. —
М.
: Издательство Института всеобщей истории РАН, 2000. — С. 127. — 306 с. —
300 экз.
27 июня 2019 года.
Andrew Calimach.
// Thymos: Journal of Boyhood Studies. — Men's Studies Press, 2007. —
Вып. I.2
. —
С. 117—137
. —
ISSN
.
7 апреля 2019 года.
Грегори Надь
.
Греческая мифология и поэтика = Greek mythology and poetics / Пер. с англ. Н. П. Гринцера. —
М.
: Прогресс-Традиция : Традиция, 2002. — С. 317. — 430 с. — (В зеркале языка). —
ISBN 5-89826-122-2
.
Страбон. География XIII 1.11
Аристотель. Поэтика 25
Цицерон. О природе богов I 112
Квинт Смирнский. После Гомера VIII 478—484
↑
Александр Долинин.
// Лотмановский сборник / ред. Л. Киселева, Т. Степанищева. —
М.
: ОГИ, 2014. —
Вып. 4
. —
С. 201—217
. —
ISBN 978-5-94282-736-6
.
9 апреля 2016 года.
А. Ф. Лосев
.
Античная мифология в её историческом развитии. —
М.
: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. — 617 с. —
20 000 экз.
↑
Бетти Редис
.
// Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия = Who's Who in the Ancient World / Пер. М. Умнова. —
М.
, 1993. — С. 59—60. — 320 с. — ISBN 5-87284-007.
Gundel Koch-Harnack.
Knabenliebe und Tiergeschenke: Ihre Bedeutung im päderastischen Erziehungsystem Athens. — Berlin: Gebrüder Mann Verlag, 1983. — 287 с. —
ISBN 3786113890
,
ISBN 9783786113898
.
Иванов В. В.
.
О возможности реконструкции литературы как совокупности текстов
// Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 3: Сравнительное литературоведение. Всемирная литература. Стиховедение. —
М.
: Языки славянской культуры, 2004. — Т. 3. — С. 152—153. — 816 с. — (Язык. Семиотика. Культура). —
ISBN 5-99457-117-9
.
Михельсон М. И.
// Русская мысль и речь: Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. —
СПб.
, 1912.
↑
Christine Kondoleon.
// Domestic and Divine: Roman Mosaics in the House of Dionysos. — Cornell University Press,, 2018. — С. 133—146. — 392 с. —
ISBN 1501727419
, 9781501727412.
Ларионов А. И..
. — Образовательный портал «Слово».
23 сентября 2017 года.
Engemann, Josef.
. — Münster: Aschendorff, 1973. — С.
—59.
↑
.
(фр.)
(
.
Апофеоз
// Словарь сюжетов и символов в искусстве = Hall's Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер.
А. Майкапар
. —
М.
: Крон-Пресс, 1996. — 656 с. —
15 000 экз.
—
ISBN 5-323-01078-6
.
Vout, Caroline.
// The Journal of Roman Studies. — Society for the Promotion of Roman Studies, 2005. —
Т. 95
. —
С. 80—96
. —
ISSN
.
14 июля 2019 года.
↑
Пчелов Е. В.
.
// Гербовед : журнал. —
М.
, 1999. —
№ 38
. —
С. 116—123
.
↑
Griffith, Peter R.
// The Queer Encyclopedia of the Visual Arts /
(англ.)
(
. — Cleis Press, 2004. — С. 300—301. — 373 с. —
ISBN 1573441910
,
ISBN 9781573441919
.
Baudri de Bourguell.
Les Oeuvres poetiques de Baudri de Bourgueil (1046-1130) / Ed. P. Abrahams. — Paris: H. Champion, 1926. — P. 112.
↑
Панофский, Эрвин
.
Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада = Renaissance and Renascences in Western Art. / пер. Александр Габричевский. —
М.
: Азбука-классика, 2006. — 640 с. —
4000 экз.
—
ISBN 5-352-01856-3
.
↑
Boswell J. E.
.
Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality: Gay People in Western Europe from the Beginning of the Christian Era to the Fourteenth Century. — Chicago: University of Chicago Press, 1980. — 424 с. —
ISBN 0-226-06711-4
.
James J. Wilhelm.
Gay and lesbian poetry: An Anthology from Sappho to Michelangelo. — London: Routledge, 2014. — 344 p. —
ISBN 0815318871
.
↑
Ян Котт
.
// Шекспир — наш современник / Пер. с польского В. Климовского. —
СПб.
: Балтийские сезоны, 2011. — 352 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-903368-62-4
.
Пол Расселл.
// 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок = The Gay 100: A Ranking of the Most Influential Gay Men and Lesbians, Past and Present / А. Дворядкин. — Крон-Пресс, 1996. — 432 с. —
15 000 экз.
—
ISBN 5-232-00265-1
.
Lell, Gordon.
«Ganymede» on the Elizabethan Stage: Homosexual Implications of the Use of Boy-Actors // Aegis: A Periodical in Literature and Language. — 1973. —
№ 1
.
А. Азимов
.
// Путеводитель по Шекспиру. Греческие, римские и итальянские пьесы = Asimov's Guide to Shakespeare / пер. Е Кац. —
М.
: Центрполиграф, 2013. — 720 с. —
2500 экз.
—
ISBN 978-5-227-04326-9
.
Флорова В. С..
// Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2019. —
№ 1
. —
С. 267—270
. —
ISSN
.
24 марта 2019 года.
Cornelius, Michael G..
Edward II and a Literature of Same-Sex Love: The Gay King in Fiction, 1590–1640
(англ.)
. — Lanham: Lexington Books, 2016. — 302 p. —
ISBN 1498534589
,
ISBN 978-1498534581
.
Robert Aldrich, Garry Wotherspoon.
Who's Who in Gay and Lesbian History: From Antiquity to World War II. — Routledge, 2000. — Т. 1. — С. 278. — 528 с. —
ISBN 9780415159821
,
ISBN 978-0415159821
.
Лосев А. Ф.
.
Глава четвертая. Обратная сторона титанизма
// Эстетика Возрождения. —
М.
: МГК, 1978.
Giuseppe Adani, Renza Bolognesi.
Correggio. Pittore universale. Ediz. illustrata. — Correggio: Silvana, 2007. — 192 с. —
ISBN 8836609775
. —
ISBN 978-8836609772
.
↑
Гаврилова И. Е..
// Русская филология. 24: Сборник научных работ молодых филологов. — Тарту: Отделение славянской филологии Тартуского университета, 2013. —
С. 149—159
. —
ISSN
.
19 февраля 2018 года.
.
Пол Рассел.
// 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок = The Gay 100: A Ranking of the Most Influential Gay Men and Lesbians, Past and Present / А. Дворядкин. — Крон-Пресс, 1996. — 432 с. —
15 000 экз.
—
ISBN 5-232-00265-1
.
Raphael Minder.
(англ.)
// The New York Times. — 2017. — 30 июня.
19 марта 2019 года.
Spangler J.
The society of princes: the Lorraine-Guise and the conservation of power and wealth in seventeenth-century France. — P. 110. —
ISBN 9780754658603
.
Eekhoud, Georges
.
// Jahrbuch für sexuelle Zwischenstuffen II. — Leipzig, 1900. —
С. 277—287
.
12 апреля 2019 года.
Сообщение Института истории искусств, Вып. 8: Живопись. Скульптура / Редкол.; И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, М. П. Нейман, Е. А. Сперанская. —
М.
: Изд-во Акад. наук СССР,, 1957. — С. 66—68. — 158 с. —
3000 экз.
Жермен Базен.
Поворотный пункт в археологии
// История истории искусства: от Вазари до наших дней = Histoire de L`histoire De L`art. De Vasary a Nos Jours / ред. Цолак Арзаканян, пер. Кирилл Чекалов. — Культура, Прогресс, 1994. — 528 с. —
5000 экз.
—
ISBN 5-01-002998-7
.
Thomas Pelzel.
// The Art Bulletin. — 1972. — Сентябрь (
т. 54
,
№ 3
). —
С. 300—315
.
Шалудько И. А..
// III Международный конгресс «Национальная идентичность сквозь призму диалога культур: Россия и иберо-американский мир». — Ростов-на-Дону, 2017.
28 марта 2019 года.
Карл Конради.
= Goethe. Leben und Werk / пер. Нина Берновская. — Радуга, 1987. — Т. 1. — С. 234. — 1240 с. —
50 000 экз.
28 марта 2019 года.
Robert D. Tobin .
Warm Brothers: Queer Theory and the Age of Goethe. — University of Pennsylvania Press, 2000. — С. 75. — 256 с. — (New Cultural Studies). —
ISBN 0812235444
,
ISBN 978-0812235449
.
Гельдерлин Фридрих. Гиперион. Стихи. Письма. Сюзетта Гонтар. Письма Диотимы / подгот. Т. Н. Беляева, отв. ред. Н. С. Павлова. —
М.
: Наука, 1988. — С. 632—633. — 720 с. — (Литературные памятники). —
ISBN 5-02-012638-1
.
Адам Эленшлегер
.
Избранное = Сост. Н. Белякова, Л. Брауде, А. Парин; Предисл. Л. Брауде.. —
М.
: Художественная литература, 1984. — С. 75. — 464 с.
Charles Mills Gayley.
The Classic Myths in English Literature and Art. — Biblo & Tannen Publishers, 1991. — С. 481. — 597 с. —
ISBN 0819603201
,
ISBN 9780819603203
.
Мармазова Л.
// Питання літературознавства : Науковий збірник. — Чернівці: Рута, 2009. —
Вып. 77
. —
С. 168—175
.
30 августа 2021 года.
Billie Andrew Inman.
. — NY: ELT Press, 1991.
24 января 2021 года.
Топорков А. А..
// Память литературного творчества / Ред. Лидия Сазонова. —
М.
: ИМЛИ, 2014. — С. 519—536. — 608 с. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-9208-0445-7
.
Иванов В. И.
// Символ : журнал / Отв. ред. Томас Гарсия-Уидобро. — Париж; Москва:
Институт святого Фомы
, 2015. —
№ 65
. —
С. 18, 110, 131, 364, 385
. —
ISSN
.
30 августа 2021 года.
Молчанова А. В..
// Вестник Чувашского университета. — Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2008. —
№ 4
. —
С. 292—298
. —
ISSN
.
28 марта 2019 года.
Роман Войтехович.
// Психея в творчестве М. Цветаевой: Эволюция образа и сюжета. — Тарту: Тartu Ülikooli, 2005.
Маршалова И. О..
// Уральский филологический вестник. — Екатеринбург, 2016. —
№ 3
. —
С. 116—127
. —
ISSN
.
29 марта 2019 года.
Ирина Ковалева.
// Старое литературное обозрение : журнал. —
М.
, 2001. —
№ 2 (278)
.
6 апреля 2019 года.
Мищенко Е. В..
// Филология и человек : журнал. — Барнаул: Изд-во АГУ, 2009. —
№ 2
. —
С. 123—131
.
7 апреля 2019 года.
Сергеева Е. В..
// Русская речь : журнал. — Изд-во РАН, 1998. —
№ 2
. —
С. 35—41
. —
ISSN
.
19 февраля 2015 года.
Алексей Самарин.
/ науч. рук. Р. С. Войтехович. — Тартуский университет, 2016. — 103 с.
24 марта 2019 года.
Грачева, А. М.
// Memento vivere : c,jhybr / Сост. и науч. ред. К. А. Кумпан и Е. Р. Обатнина. —
СПб.
: Наука, 2009. —
С. 307—317
.
16 апреля 2019 года.
Астрономический циркуляр АН СССР : журнал. — Астронимический институт Академии наук СССР, 1971. — № 601-667. — С. 126.
Природа : журнал. — Наука. Академия наук СССР., 1973. — № 62. — С. 62.
Ричард Хинкли Аллен.
// Звезды. Легенды и научные факты о происхождении астрономических имен = Star Names: Their Lore and Meaning / пер. Елена Ламанова. — Центрполиграф, 2016. — 710 с. —
ISBN 978-5-9524-5195-7
.
Galilei, Galileo; translated by Edward Carlos and edited by Peter Barker.:
(неопр.)
. University of Oklahoma History of Science (March 1610). Дата обращения: 11 августа 2014.
28 марта 2014 года.
Wright, Ernie
(неопр.)
. University of Oklahoma History of Science. Дата обращения: 13 января 2010.
4 февраля 2012 года.
(неопр.)
. Solarsystem.nasa.gov (29 сентября 2009). Дата обращения: 8 марта 2010.
4 февраля 2012 года.
(неопр.)
.
The Galileo Project
. Дата обращения: 24 ноября 2007.
25 августа 2011 года.
(неопр.)
. www2.jpl.nasa.gov. Дата обращения: 14 января 2010.
4 февраля 2012 года.
(неопр.)
. nineplanets.org (31 октября 1997). Дата обращения: 27 февраля 2008.
4 февраля 2012 года.
Еврипид
.
//
Киклоп
// Трагедии. В 2 томах / Пер.
И. Ф. Анненский
, ст. М. Л. Гаспаров и В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. —
М.
: Ладомир; Наука, 1999. — Т. 2. — 703 с. — (
Литературные памятники
). —
1000 экз.
Лесх.
фр.29
//
Малая Илиада
// Эллинские поэты VIII—III вв. до н. э / Подг. М. Л. Гаспаров, О. П. Цыбенко, В. Н. Ярхо, отв. ред. М. Л. Гаспаров. —
М.
: Ладомир, 1999. — 515 с. — (Античная классика). —
ISBN 5-86218-237-3
.
Геродиан
.
// История императорской власти после Марка / Пер.
А. И. Доватур
, комм. М. Ф. Высокий, отв. ред. Л. П. Маринович. —
М.
: РОССПЭН, 1996. — 272 с. — (Классики античности и средневековья). —
3000 экз.
Гигин
.
2.29
// Астрономия / Пер., комм. А. И. Рубан, вст. ст. А. В. Петров. —
СПб.
: Алетейя, 1997. — 222 с. — (Античная библиотека). —
ISBN 5-89329-017-8
.
Гораций
.
3.20.15, 4.4.3
// Оды // Оды. Эподы. Сатиры. Послания / Общ. ред. С. Апта, М. Грабарь-Пассек, Ф. Петровский, А. Тахо-Годи, С. Шервинский, М. Гаспаров. —
М.
: Художественная литература, 1970. — 481 с. — (
Библиотека античной литературы
).
Орозий
.
1.12, 4-5
// История против язычников / Пер., вступ. ст., комм. и указ. В. М. Тюленев. —
СПб.
: Алетейя, 2001. — (Византийская библиотека). —
1600 экз.
—
ISBN 5-89329-368-1
.
Цицерон
.
// О природе богов // Философские трактаты / Пер.
М. И. Рижский
, отв. ред., сост. Г. Г. Майоров. —
М.
: Наука, 1985. — 384 с. — (Памятники философской мысли). —
100 000 экз.
Фульгенций
.
1.20 // Мифологии // Классическая и византийская традиция : Сборник / Пер. Д. В. Можелян, ред. Н. Н. Болгов. — Белгород, 2014. —
ISBN 978-5-9905518-8-8
.
Средневековые
// Первый Ватиканский мифограф / Пер., вст. ст. и комм.
В. Н. Ярхо
. —
СПб.
: Алетейя, 2000. — 294 с. — (Античная библиотека). —
ISBN 5-89329-210-3
.
Boswell, J. E.
.
// Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality: Gay People in Western Europe from the Beginning of the Christian Era to the Fourteenth Century. — Chicago: University of Chicago Press, 1980. — С. 381—389. — 424 с. —
ISBN 0-226-06711-4
.
Stehling, Thomas.
// Medieval Latin Poems of Male Love and Friendship. — New York: Garland Publishing, 1984. — С. 130—135. — 167 с. —
ISBN 0824094395
,
ISBN 978-0824094393
.
Исследования
//
Мифы народов мира
. Энциклопедия. В двух томах / гл. ред. С. А. Токарев. —
М.
: Советская энциклопедия, 1991. — Т. 1. — С. 265. — 672 с. —
160 000 экз.
—
ISBN 5-85270-016-9
, 5-85270-069-Х, 5-86018-014-4.
Лосев А. Ф.
.
Ганимед
// Античная мифология с античными комментариями к ней. Энциклопедия олимпийских богов. —
М.
: Эксмо, Фолио, 2005. — С. 356—362. — 1040 с. —
3100 экз.
—
ISBN 5-699-12512-4
.
Панофский, Эрвин
.
= Studies in Iconology: Humanistic Themes in the Art of the Renaissance / Пер. Н. Лебедева, Н. Осминская. —
СПб.
: Азбука-классика, 2009. — С. 306, 336—346. — 480 с. — (Художник и знаток). —
7000 экз.
—
ISBN 978-5-395-00206-8
.
Kempter, Gerda.
Ganymed : Studien zur Typologie, Ikonographie und Ikonologie. — Köln, Böhlau: In Kommission bei Böhlau Verlag, 1980. — 231 с. —
ISBN 3412058793
,
ISBN 9783412058791
.
Kruszynski, Anette.
Der Ganymed-Mythos in Emblematik und mythographischer Literatur des 16. Jahrhunderts. — Worms: Werner, 1985. — 104 с. —
ISBN 3884629026
,
ISBN 9783884629024
.
Russell, Margarita.
// Netherlands Quarterly for the History of Art. — 1977. —
Т. 9
,
№ 1
. —
С. 5—18
.
Santini, Lea Ritter .
Il volo di Ganimede. Mito di ascesa nella Germania moderna. — Venice: Marsilio, 1998. — 186 с. —
ISBN 8831768662
,
ISBN 978-8831768665
.