Interested Article - Древнегреческая мифология
- 2020-02-18
- 1
Древнегре́ческая мифоло́гия ( мифология Древней Греции ) — мифология древних греков, тесно переплетающаяся с их религией. Оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.
Источники
Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек эгейской культуры , записанных линейным письмом Б . Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс , Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.
Мифология « тёмных веков » (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.
Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:
- « Илиада » и « Одиссея » Гомера
- « Теогония » Гесиода
- «Библиотека» Псевдо-Аполлодора
- «Мифы» Гигина
- « Метаморфозы » Овидия
- « Деяния Диониса » Нонна
Как отмечал в своей работе « К критике политической экономии » Карл Маркс , «греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства , но и его почву» .
Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.
Мифология древних греков рассматривается как архетипическая основа их культуры (см. Культура Древней Греции ).
Происхождение богов
Известный румыно-франко-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде даёт следующую периодизацию древнегреческой религии :
- 30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
- 15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
- 11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
- 6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор , Платон ).
- 3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.
Зевс, согласно легенде, родился на Крите от Реи и титана Крона ( др.-греч. Χρόνος или Кронос означает время), а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины , названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.
Религиозные представления древних греков
Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма , объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе , у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.
Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — « Олимп », различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс , Гера , Посейдон , Аид , Деметра , Аполлон , Артемида , Гефест , Афина , Арес , Афродита , Гермес ). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов ; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало какой-либо определённой общепризнанной догматики . Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии , Аполлон — в Дельфах и на Делосе , Афина — в Афинах и в Линдосе , Гера в Аргосе и на Самосе , Асклепий — в Эпидавре ); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).
Можно различить культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни «внутренней церкви», как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат .
Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные отклонения, создавала те или иные комбинации. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов ), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.
Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования ). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока). Зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу. Религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более глубокому изучению.
Профессор А. Лосев выделял четыре основных этапа в развитии мифологии:
- миф «сам по себе», или так называемая «наивная мифология», уже у Гомера получившая некоторую рефлективную обработку;
- миф как гилозоистическое мировоззрение, воспринимающее мир в качестве одушевлённого (но не антропоморфного) тела, управляемого некими высшими законами (силами), нашедшее своё максимальное выражение в период греческой классики ;
- миф как обоснование внутренне спокойной и самодовлеющей личности во времена раннего эллинизма ( стоики , эпикурейцы , скептики );
- реставрация мифа путём логики или диалектики , где его герои и сюжеты трансформируются в абстрактные категории ( неоплатонизм позднего эллинизма).
В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и отмечаются обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое ), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим ) и физикальное ; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Völker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer , 1836 ), как и многие другие системы и теории , игнорировавшие момент эволюции .
Постепенно приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится « кенигсбергская » школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера ) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера ).
Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы , другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию ». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим ). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу , или луне , или к грозам .
Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов ( фольклоризм , анимизм ).
В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически , как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).
Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты; но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем. E. Curtins , 1890 ). Знаменательно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.
Списки богов, мифологических существ и героев
Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны .
Первое поколение богов
- Сначала существовал Хаос
- От Хаоса родились Нюкта/Никата/Никта (Ночь, Мгла), Эреб /Скотос (Мрак); Гея (Земля), Тартар (Бездна) и Уран (Небо).
Второе поколение богов
Дети Нюкты:
-
без отца:
- Апата (Обман), версия ;
- от Эреба:
-
от Эфира:
- Тартар , версия ;
-
от Урана:
- Лисса (Бешенство, Безумие).
Дети Геи:
-
от Эфира:
- Тартар , версия ;
-
от Эфира или Урана:
- Понт (внутреннее Море);
-
от Урана:
- титаны и титаниды ;
- гекатонхейры ;
- гиганты, циклопы;
- Форкий (страж моря), версия ;
-
от Тартара:
- Тифон ;
- ;
- от Понта:
- сыновья Понта и титаниды Тефии (внуки):
-
старший сын Понта (внук):
- Нерей , версия .
Титаны
Титаны:
- Гиперион
- Иапет
- Кей
- Криос
- Кронос
- Океан ( персонификация мифологического мирового океана )
Титаниды:
Младшее поколение:
- Прометей
- Атлас
- Гелиос (персонификация солнца)
- Лето
- Менетий
- Астерий
- Селена (персонификация луны)
- Электра
- Эос (персонификация утренней зари)
- Эпиметей
- Кратос
Олимпийцы
Дети титана Кроноса и титаниды Реи:
- Зевс — рим. Юпитер . Бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона . Атрибуты: лабрис , орел, молния , гром, дуб, колесница.
- Гера — рим. Юнона . Покровительница семьи и брака, покровительница рожениц, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани, диадема, шар, колесница, кукушка, павлин.
- Посейдон — рим. Нептун . Владыка морей. Средний брат Аида и Зевса. Атрибуты: трезубец , дельфин, колесница, жена — Амфитрита .
- Аид — владыка подземного царства мёртвых. Старший брат Зевса и Посейдона, рим. Плутон , Гадес, Орк, Дит. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец), (возможно тополь), колесница. Жена — Персефона (Прозерпина).
- Деметра — рим. Церера . Богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.
- Гестия — рим. Веста . Богиня домашнего очага, жертвенного огня, добрых начинаний и предначертаний. Атрибуты: факел. Богиня-девственница.
Потомки детей Кроноса и Реи (варианты разных стран):
- Аполлон — рим. Феб. Бог правды и света, покровитель искусств, бог-прорицатель. Атрибуты: лавровый венок , лук со стрелами, колесница, золотая лира .
- Арес — рим. Марс . Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит, колесница. Любовник или муж Афродиты.
- Артемида — рим. Диана . Богиня охоты и дикой природы, а также Луны. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань , колесница, полумесяц. Свита- охотницы и геспериды .
- Афина — греч. Паллада ; рим. Минерва . Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница города Афины , ремесел. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. В руках — щит с изображением головы Медузы Горгоны ( Эгида ) и копьё. Изображалась со статуэткой богини победы — Ники. Родилась из головы Зевса. Богиня- девственница .
- Афродита — греч. Киприда; рим. Венера . Богиня наслаждения и красоты. Тетя шестерки кроносидов и кроносидид. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза, колесница. Спутники-хариты/грации.
- Гермес — рим. Меркурий . Покровитель дорог и путников, посланник Зевса, первым научивший людей азбуке, счету и торговле, покровитель наук. Также считается покровителем воров. Атрибуты: крылатые сандалии , шлем-невидимка с крылышками, петас и кадуцей (посох в виде двух переплетённых змей).
- Гефест — рим. Вулкан . Бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и труда. Хромоногий. Жена — Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового), колесница, молот.
- Дионис — греч. Вакх; рим. Бахус или Бассар. Бог виноградарства и виноделия, веселья. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином, колесница.
Божества водной стихии
- Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона
- Тритон — сын Посейдона и Амфитриты , отец тритонов . Атрибут: раковина-труба.
- Ахелой — речное божество с телом быка и лицом человека. Его рог, отрубленный Гераклом , стал рогом изобилия
- Лимнады — нимфы озёр и болот
- Наяды — нимфы родников, источников и рек
- Нереиды — морские нимфы, сестры Амфитриты. Дочери Нерея
- Океаниды — дочери Океана
- Речные боги — сыновья Океана и Тефиды
- Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты , сыновья Тритона , вестники глубин
Божества воздушной стихии
- Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха
- Борей — олицетворение северного бурного ветра
- Зефир — западный сильный ветер, считался также вестником богов (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)
- Нефела — божество облаков
- Нот — южный ветер
- Эвр — восточный ветер
- Эол — повелитель ветров
Духи смерти и подземного мира
- Аид — бог подземного царства мёртвых
- Персефона — супруга Аида, богиня цветов, весны и царства мёртвых, дочь Деметры
- Эак - судья царства умерших
- Минос — судья царства умерших
- Радамант — судья царства умерших
- Геката — богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ
- Мелиноя — божество привидений, свита Гекаты, одна из служанок Аида. Присматривает за неупокоенными мертвецами, бродящими по земле. Каждую ночь выходит из царства мертвых, чтобы попугать смертных
Музы
- Каллиопа — муза эпической поэзии
- Клио — муза истории в древнегреческой мифологии
- Мельпомена — муза трагедии
- Полигимния — муза торжественных гимнов
- Терпсихора — муза танца
- Талия — муза комедии и лёгкой поэзии
- Урания — муза астрономии
- Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки
- Эрато — муза любовной поэзии
Циклопы
- Арг — «молния»
- Бронт — «гром»
- Стероп — «блеск»
- Полифем — сын Посейдона, держал в плену Одиссея. Полифем был ослеплён последним.
Гекатонхейры
Дети Урана и Геи:
Гиганты
(некоторые из примерно 150)
Другие боги — дети Олимпийцев или божества
- Ника / Виктория— божество победы и удачи, спортивных состязаний
- Гименей / Гимерос — бог брака, персонификация Геры
- Ирида — богиня радуги, вестница богов, персонификация Гермеса
- Фобос — божество страха, сын Ареса
- Деймос — божество ужаса, брат-близнец Фобоса
- Асклепий — бог врачевания
- Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)
- Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости
- Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна
- Пан — бог лесов, покровитель охотников и пастухов. Спутник Диониса и персонификация Артемиды
- Геба / Ювента — богиня юности, дочь Геры
Неперсонифицированные божества
Неперсонифицированные божества — божества-«множества» по М. Гаспарову .
Чудовища
- Амфисбена
- Василиск
- Гарпии
- Грифоны
- Дактили
- Драконы
- Единороги
- Ехидна
- Кентавры (Центавры)
- Керкопы
- Кони Диомеда
- Ламия
- Лернейская гидра
- Мантикора
- Горгоны
- Минотавр
- Немейский лев
- Орф
- Пегас
- Пифон
- Сатиры
- Сирены
- Стимфалийские птицы
- Сфинкс
- Сцилла (Скилла)
- Тифон
- Фениксы
- Харибда
- Химера
- Цербер (Кербер)
- Привидение Эмпуса
Герои (полубоги, маги)
Смертные потомки бога и смертной женщины, реже — богини и смертного мужчины. Как правило, обладали исключительными (иногда сверхъестественными) физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям и т. п.
И др. Смотреть в ссылках.
См. также
- Список божеств в древнегреческой мифологии
- Фауна древнегреческой мифологии
- Лошади в древнегреческой мифологии
- Флора древнегреческой мифологии
- Хронология древнегреческих мифов
- Римская мифология
- Соответствие римских и греческих богов
- Агальма
Примечания
- Маркс К. К критике политической экономии . Цит. по от 29 ноября 2014 на Wayback Machine // Большая советская энциклопедия . Т. 12. / Гл. ред. Б. А. Введенский . — М.: Советская энциклопедия , 1952. — С. 529
- от 13 ноября 2018 на Wayback Machine — Владимир: Владимирский университет . 2006. — С. 20
- Мельникова Ю. В. от 26 августа 2014 на Wayback Machine / Алт. гос. тех. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. тех. ун-та , 2005. — 140 с.
- Кун Н. А. « Легенды и мифы Древней Греции »
Литература
- / Государственный Эрмитаж . — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. — 304 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-93572-304-0 .
- Грейвз Р. . — М. : Прогресс, 1992.
- Зелинский Ф.Ф. . — Киев: СИНТО, 1993. от 12 октября 2006 на Wayback Machine — Известный исследователь античной культуры подробно излагает сущность греческой религии в эпоху расцвета древнегреческой цивилизации
- Зелинский Ф.Ф. . — Томск: «Водолей», 1996. от 12 октября 2006 на Wayback Machine
- Покровский А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
- (университетские лекции и научные статьи на сайте А. Л. Барковой )
- Генеалогические связи древнегреческих богов
-
В библиотеке Максима Мошкова
(@lib.ru):
- Гесиод. [www.lib.ru/POEEAST/GESIOD/theogonia.txt «О происхождении богов (Теогония)»]
- Голосовкер Я. Э. [www.lib.ru/MIFS/golosowker.txt «Сказания о Титанах»]. — М.: «Нива России», 1993. — 270 с.
- Гомер. [www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt «Илиада»]
- Гомер. [www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer02.txt «Одиссея»]
- Кун Н. А. [www.lib.ru/MIFS/greece.txt «Легенды и мифы Древней Греции»]
- Эсхил. [www.lib.ru/POEEAST/ESHIL/prometej.txt «Прометей прикованный»]
- Эсхил. [www.lib.ru/POEEAST/ESHIL/eshil1_1.txt «Семеро против Фив»]
- — книги известного историка античной культуры.
- // портал «Грекомания»
- 2020-02-18
- 1