Interested Article - Христианская церковь

Жизнь христианина
Христианин
Христианские добродетели
Христианское богословие
Портал «Христианство»

Христиа́нская це́рковь (через Kirche , от греч. κυριακός (δόμος) — «господний [дом]» ; в Мф. др.-греч. ἐκκλησία , лат. Ecclesia , сир. ܥܕܬܐ , нем. Gemeinde — «община») — религиозное сообщество христиан , объединённых общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя , который является создателем и главой Церкви.

В экклезиологии под «церковью» понимается сообщество христиан прошлого и настоящего, составляющих «Тело Христово», «Главой» которого является Христос. В религиоведении под «церковью» понимается сообщество христиан, объединённых на основе общего вероучения, как отдельная община или как всемирное объединение христианских общин.

Единая христианская Церковь формировалась на протяжении 1-го тысячелетия нашей эры. Великому церковному расколу 1054 года, разделившему христианскую Церковь на Православную и Католическую , предшествовали несколько веков догматических и иерархических споров и разногласий.

В XVI веке Европу всколыхнуло движение Реформации , из-за чего некоторые европейские страны (особенно северные) стали протестантскими. Впоследствии в протестантизме появлялись всё новые и новые течения.

По состоянию на 2022 год, общая численность людей, крещёных в той или иной христианской церкви (Православной или Католической, либо в протестантских церквях) составляет примерно 2,4—2,5 миллиарда человек, или более 2,5 млрд.

Этимология

В русском языке, как в большинстве славянских языков, термин «церковь» восходит к греческому прилагательному Κυριακόν («Господне, принадлежащее Господу»), от которого также происходит название церкви в германских языках. Согласно Фасмеру , прежде, чем попасть в славянские языки слово прошло через языки германские . Однако в греческой христианской традиции, включая новозаветную и святоотеческую, церковь обозначают словом Ἐκκλησία ( экклесия — «собрание», перевод на греческий еврейского слова קהל ‬ кагал ), непосредственно к которому восходит название церкви на латыни , у большинства народов романской языковой группы , валлийцев , армян , грузин , а также у турок и арабов .

От слова Ἐκκλησία также происходит название «экклезиология» — раздел христианского богословия, освещающий вопросы, связанные с церковью.

Правописание «церковь» с большой или малой буквы

Слово «церковь» пишется с большой буквы в следующих случаях :

  1. Когда этому слову придаётся особый высокий смысл или когда оно используется как термин для обозначения ключевого понятия: Отцы Церкви, Заповеди Церкви .
  2. Если оно используется вместо полного названия религиозной организации (например, вместо Русская православная церковь): решение Церкви .
  3. В значении «Божественное учреждение» — в религиозных текстах: Русская Православная Церковь, Римско-Католическая Церковь . Однако в светских текстах — с малой буквы: Русская православная церковь, Римско-католическая церковь .

Слово «церковь» пишется с малой буквы в значениях «храм» и «религиозная организация», например: ходить в церковь, служить в церкви, отделение церкви от государства, его преследовали церковь и правительство .

Вселенская церковь (Церковь Христова)

Существование Христовой Церкви как некоторого ноуменального принципа не является всеобщей очевидностью; поэтому от христианина требуется вера в неё. Об этом прямо говорит Никео-Цареградский Символ веры : «Верую во Единую, Святую , Вселенскую и Апостольскую церковь » , признаваемый в исторических церквях и большинстве протестантских конфессий.

В Новом Завете содержится ряд образов, раскрывающих христианское понимание Церкви и её роли:

  • образ виноградника ( Мф. ; Лк. );
  • образ виноградной лозы и её ветвей ( Ин. );
  • образ пастыря и стада ( Ин. );
  • образ рыболовного невода ( Мф. ,);
  • образ засеянного поля ( Мф. );
  • образ строящегося здания ( Еф. );
  • образ дома ( 1Тим. ; Евр. );
  • образ брачного союза ( Еф. );
  • образ невесты Христовой ( Еф. ; 2Кор. );
  • образ града Божия ( Евр. );
  • образ матери верующих ( Гал. );
  • образ главы и тела ( Еф. ,).

Все эти образы раскрывают разные стороны одного явления — всемирного объединения верующих, прошедшего сквозь века и связанного центральной идеей, о которой говорится в Библии, имеющего свою историю и перспективу.

Границы Церкви

Особенностью догматики большинства христианских конфессий является тезис о невозможности спасения верующих вне Церкви ( Extra Ecclesiam nulla salus — «вне Церкви нет спасения»), хотя при этом границы Церкви в разных конфессиях определяют по-разному.

Католицизм

Католическая церковь считает себя истинной Церковью Христовой. В конституции Второго ватиканского собора Lumen Gentium записано:

Это и есть единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую, которую Спаситель наш по воскресении Своём поручил пасти Петру (ср. Ин 21, 17) и ему же, как и другим апостолам, вверил её распространение и управление (ср. Мф 28, 18 слл.) и навсегда воздвиг её как «столп и утверждение истины» (1 Тим 3, 15). Эта церковь, установленная и устроенная в мире сём как общество, пребывает в Католической церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним .

Вместе с тем, Католическая церковь призывает к уважению всего того в наследии прочих христианских церквей, что не противоречит католической вере и считает, что в исторических церквях « обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству » . Главными из таких элементов, связывающих Церковь с отделёнными от неё общинами, Католическая церковь считает действительными таинства и апостольское преемство .

Нельзя считать, что в наше время Церковь Христова более нигде не пребывает, напротив, следует верить, что она — цель, к которой должны стремиться все церкви и церковные общины. В действительности, элементы этой уже устроенной Церкви существуют, объединены в полноте в Католической церкви и, без этой полноты, в других общинах. Следовательно, хотя мы и верим, что эти церкви и отделённые от нас общины страдают некоторыми недостатками, тем не менее они облечены значением и весом в тайне спасения. Ибо Дух Христов не отказывается пользоваться ими как спасительными средствами, сила которых исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической церкви .

Учение о наличии апостольского преемства вне Католической церкви основано на учении о действительности еретического крещения во имя Троицы, совершённого с целью сделать человека частью Церкви (4 канон, раздел «О Крещении», 7 сессия, 19 Вселенского собора — Тридентского собора ) ; а также на документах Ферраро-Флорентийского собора , булле папы Евгения 8—22 ноября 1439, о неизгладимости священства.

Православие

Согласно православному катехизису митрополита Филарета (Дроздова) , « Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединённых православной верой , законом Божиим, священноначалием и таинствами » .

В православии вопрос о границах вселенской Церкви считают одним из самых актуальных в современной экклезиологии и сложной богословской проблемой . Наиболее распространённая точка зрения заключается в том, что вселенская Церковь совпадает с границами мирового православия , а находящиеся вне её канонических границ могут принадлежать к ней «невидимо» (в этом принципиальное отличие православного и католического экуменизма , говорящего о невидимом членстве видимой церкви (Православной или Католической соответственно), от протестантских экуменических концепций — «теории ветвей» и «невидимой церкви») .

Согласно «Основным принципам отношения к инославию Русской православной церкви »:

1.15. Православная церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с православием, никогда не рассматривались как полностью лишённые благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному её исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приёма в Православную церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остаётся некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство.

1.16. Церковное положение отделившихся не поддаётся однозначному определению. В разделённом христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1–2; 4, 2, 9) и искреннее благочестие.

1.17. Существование различных чиноприёмов (через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние) показывает, что Православная церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устанавливая различные чиноприёмы, Православная церковь не выносит суда о мере сохранности или повреждённости благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия .

При этом дискуссионным является наличие в инославных исповеданиях, сохранивших формальный канонический строй апостольского преемства , действительного священства, а значит, и благодатности других таинств. Впервые учение о неизгладимости священства формулируется в православии на Украине в XVII веке, в большом катехизисе Лаврентия Зизания Тустановского , затем Петр Могила в своем требнике излагает уже учение о наличии апостольского преемства вне православия . В новейшее время в России эту точку зрения отстаивали патр. Сергий (Страгородский) и прот. Сергий Булгаков . Согласно такому взгляду, совпадающему с современным официальным учением католической церкви, к церкви невидимо сопричастны не только отдельные инославные христиане в силу их веры и благочестия, но и сохраняющие неповреждённое преемство рукоположений церковные структуры благодаря действительности их таинств. Однако изложенная выше официальная позиция РПЦ оставляет этот вопрос открытым, ссылаясь на «тайну Промысла и суда Божия».

Отсутствие в Православной церкви единого органа учительства делает возможным сосуществование в православном богословии полярных точек зрения на границы церкви — от предельно экуменистической до так называемого «строго взгляда», отрицающего всякую причастность к Церкви неправославных. По утверждению официальной «Православной энциклопедии» , « исходя из положений, сформулированных в Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию, наиболее оправданными и в церковно-историческом, и в богословском отношении следует признать позиции свт. Филарета Московского , Патриарха Сергия (Страгородского) и прот. Г. Флоровского . Выводы так называемого строгого взгляда, несмотря на то что в основании его лежат верные богословские посылки, нуждаются в серьезных уточнениях. Всевозможные интерпретации теории ветвей , как противоречащие важнейшим экклезиологическим принципам православной Церкви, не могут быть приняты » .

Нехалкидонское православие

Практика Православной и Католической церквей называть себя «кафолическими» и «вселенскими» совершенно чужда духу Древневосточных православных церквей , не допускающей, чтобы отдельная или национальная церковь, как бы она ни была обширна, могла присваивать себе характер универсальности. Она стоит на том, что настоящая универсальность может существовать лишь в собрании всех церквей, тесно сплочённых во имя принципа unitas in necessariis , к которому сводят все основные начала христианства. Если это условие выполнено, каждая отдельная церковь может по-своему толковать второстепенные частности. Эти основы христианского учения Древневосточные православные церкви низводят до самого простого и сжатого толкования. Необходимыми они признают лишь догматические определения первых трёх Вселенских соборов, определения, восходящие к той эпохе, когда отдельные церкви ещё сохраняли между собой единение и общение.

Так, всякая церковь, признающая Троичность, Воплощение и Искупление может входить в состав вселенской Церкви и в качестве таковой дарует своим последователям право на вечное спасение. Все такие церкви сохраняют между собой общение в духе, in spirituablis , при котором достигают наивысшее единение веры и милосердия, необходимые для единства христианства .

Протестантизм

В евангельском протестантизме церковную идентичность определяют исключительно верностью учению, описанному в Новом Завете. Богослов Виктор Шленкин сказал: « ни таинства, ни историчность рукоположений, ни что-либо ещё не является гарантией „христианскости“ какой-либо церкви. Лишь верное соблюдение послушания Слову Божьему является тем, что делает группу людей детьми Божьими, созванными (то есть сделанными Церковью […]) под главенством Пастыря Начальника Иисуса Христа » . Понятие апостольского преемства отсутствует в протестантской экклезиологии, а в межконфессиональном диалоге толкуют как непрерывную преемственность проповеди, учения, а не рукоположений (за исключением «высокоцерковных» движений у англикан, лютеран и в некоторых других конфессиях, сохраняющих понимание значимости преемства епископских хиротоний аналогично историческим церквям ).

Поэтому главными «скрепляющими связями» церкви (ср. Еф. ) в представлении протестантов являются не каноничность таинств, а осознанность веры во Христа и готовность следовать за ним. Таким образом, Церковь представляет собой собрание Христа и всех его учеников, живых и усопших, вне зависимости от наличия между ними канонического или евхаристического общения. Такое представление обуславливает для некоторых евангельских деноминаций принципиальный отказ от детокрещения (младенцы, по их мнению, в силу возраста не в состоянии иметь веру), а также мотивирует отказ от ограничивания Церкви Христовой конфессиональными рамками. Так, согласно вероучению евангельских христиан-баптистов Церковь представляет собой сообщество « искупленных Кровию Христа людей из всякого колена, языка, народа и племени, находящихся на небесах и на земле » .

В некоторых протестантских конфессиях Церковь иногда называют «невидимой». Это связано с убеждением, что Бог видит Церковь иначе, чем человек. « Подлинные границы церкви нам неизвестны, только Бог знает, кто из принявших крещение и причисляющих себя к членам церкви (к её различным конгрегациям) возрождён (рожден свыше) и потому принадлежит к церкви как духовной общности » — написано в статье «Церковь» новой учебной женевской Библии . Там же подчёркивают (со ссылкой на слова Иисуса Христа, например Мф. , Мф. , Мф. ), что в видимой для человека церковной организации всегда будут присутствовать люди (в том числе церковные иерархи), считающие себя христианами, но в глазах Бога не являющиеся таковыми .

Церковь и государственная власть

В Новом Завете

Христианка принимает мученическую смерть при императоре Нероне. Живопись Генриха Семирадского

Новый Завет предписывает верующим относиться к государственной власти как к Божьему установлению и отдавать всякому представителю власти должное: «кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» ( Рим. ).

В то же время в богословии остро дискуссионным остаётся вопрос: следует ли расценивать как богом установленную власть любую персону в государственной иерархии или же речь только о государственной власти как институции. Противники персонализации «божьего установления» указывают, что в упомянутом тексте из 13-й главы Послания Римлянам в Новом Завете представители власти называются «божьими слугами», поставленными «на добро». В то же время в истории было немало случаев, когда представители государственной власти организовывали гонения на Церковь либо совершали другие неблаговидные поступки. Ещё одним аргументом против персонализации «Божьего установления» является распространённая в богословии теория, согласно которой в книге Апокалипсис в « числе зверя » зашифровано имя императора Нерона . В этом случае император Нерон (организовавший против христиан жестокие гонения) выглядит прообразом сатаны.

По мнению ряда протестантских богословов , Новый Завет также утверждает принцип отделения Церкви от государства , выраженный в словах Иисуса Христа: «итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Лк. ). «Всегда и везде, где церковь опиралась на меч гражданской власти, она сама себе этим вредила, а если государство вмешивалось во внутренние распорядки церкви, христианство лишалось своей духовной красоты и ниспускалось на уровень светского учреждения. […] Сфера деятельности гражданской власти распространяется исключительно на временные материальные вопросы настоящей жизни своих сограждан, тогда как сфера деятельности Церкви Божией находится как раз на противоположной стороне» , — отметил баптистский богослов Яков Винс .

В истории

В истории достаточно часто церковные иерархи претендовали на светскую власть в государстве и, напротив, руководители государств стремились поставить Церковь под свой контроль. Так, на протяжении средневековья существовало два основных типа отношений между церковью и светскими властями:

  • Примат светской власти над духовной ( Цезаропапизм ) , на практике существовавший в Византии (в то время как официально провозглашался принцип симфонии , то есть соглашения церкви и государства как изначально независимых начал), при котором абсолютный глава светской власти — император — формально осуществляя в своём лице участие мирян при выборе константинопольского патриарха из предложенных епископатом кандидатов, фактически единолично контролировал его избрание. Императоры зачастую вмешивались в догматические споры, регулируя догматику и обрядовость эдиктами и законами. Такое положение возникло в Восточной Римской империи со времён первых вселенских соборов (начиная с борьбы с арианством ), в ходе которых церковные деятели апеллировали к императорам при решении догматических, обрядовых и церковных вопросов. Окончательно такое положение было закреплено в кодексе и новеллах императора Юстиниана , однако ему же принадлежит высказывание «источником всех богатств церкви является щедрость императора»;
  • Примат духовной власти над светской ( Папоцезаризм ) , то есть примат церкви, начавший оформляться на территориях Западной Римской империи после её распада. Впервые эта идея была сформулирована гиппонийским епископом Аврелием Августином в его труде «О граде божием» ( лат. «De civitate Dei»): основной идеей этого труда, написанного вскоре после захвата готами Рима и под впечатлением от этого события, является замена государственного единства Римской империи духовным единством под главенством церкви, окончательно этот тезис оформился в письме папы императору Анастасию I , получившем название по своему началу « Duo Sunt ». В этом письме папа уже прямо указал, что существуют две власти: светская и духовная, и власть последней — весомее.

Эти два типа отношений нашли своё юридическое оформление в двух формах государственно-церковных соглашений, называемых по-гречески и по-латыни соответственно « симфония » и « конкордат »: первая была впервые сформулирована в VI веке в VI новелле Юстиниана , первое упоминание о последнем относится к XII веку ( Вормсский конкордат ).

Взаимоотношение светских и духовных властей в России также претерпевало изменения на протяжении истории. К концу XVI века сложилась система патриаршего управления, которая была упразднена Петром I и заменена Святейшим Синодом , подчинявшимся непосредственно государю. В Уложение о наказаниях была внесена статья об уголовном наказании за отход от православия, отменённая только в 1905 году. Впоследствии, уже в Советском Союзе , церковь была отделена от государства, и её деятельность была строго регламентирована.

В настоящее время в конституциях большинства стран декларируется следование принципу свободы совести и отделения церкви от государства , однако существуют и страны с официальной государственной религией , в том числе и христианские ( Греция , Дания , Норвегия ), и страны, заключившие конкордат с католической церковью ( Польша , Португалия ). Однако формальное отделение церкви от государства не означает прекращение обмирщения первой.

См. также

Примечания

  1. ↑ Этимологический словарь русского языка Шанского Н. М.
  2. Дворецкий И. Х., Древнегреческо-русский словарь , Москва, 1958, стр. 999
  3. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  4. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Статья «Церковь»
  5. (неопр.) Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» . « Грамота.ру ». Дата обращения: 22 мая 2020.
  6. Валгина Н. С., Еськова Н. А., Иванова О. Е., Кузьмина С. М., Лопатин В. В., Чельцова Л. К. // Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Лопатин В. В. . — М. : АСТ, 2009. — 432 с. — ISBN 978-5-462-00930-3 . — ISBN 978-5-699-18553-5 .
  7. Декларация на сайте unavoce.ru
  8. // О девятом члене Символа веры (§ 250)
  9. ↑ // Православная энциклопедия, т. 12, c. 265-283
  10. Протопресвитер Феодор Зисис .
  11. Кураев А. В. , диакон от 31 марта 2014 на Wayback Machine
  12. (неопр.) . Дата обращения: 19 мая 2015. Архивировано из 8 июля 2020 года.
  13. 17 марта 2014 года.
  14. 21 мая 2015 года.
  15. патр. Сергий (Страгородский). Значение апостольского преемства в инославии
  16. Архиепископ Магакия (Орманян). Армянская Церковь / Епископ Езрас Нерсисян. — Издано тиражом 10 000 экземпляров в раках альманах "Великая Армения". — Финляндия: Арман Джилавян, Армен Джилавян, 2006. — С. 105-107. — 208 с.
  17. 5 апреля 2010 года. // «Братский Вестник». — № 2. — 1992
  18. ↑ // Спраул Р. К. Новая Женевская учебная Библия. / пер. В. А. Цорн. — М.:Миссионерский союз «Свет на востоке», 2001. — 2500 с.

Литература

  • Васильева Е. Н. // Альманах современной науки и образования. Тамбов: «Грамота», 2007. № 2 (2): История, антропология, археология, этнография, краеведение, философия, теология, культурология, политология, юриспруденция и методика их преподавания. — С. 118—120.
  • Васильева Е. Н. . Церковь и секта: развитие научных представлений. — Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing , 2011. — 183 с.

Same as Христианская церковь